Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми по данному образцу

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

О! незнаю.. Мне бы так, чтоб одна октава, а под ней подпись где чего. Сейчас только через первую и вторую пробираемся. а в проаписях вижу уже малая и третья((( Спасибо Вам!

Что за школа искусств такая что за 3 года 1-2 октавы не освоили? А хор по слуху что ли был?
Всё ж просто:
В скрипичном ключе нота ми на 1 линеечке,(если снизу считать).
Отсюда:

до - на первой добавочной линеечке.
ре - под первой
ми-на первой
фа - над первой
соль - на второй
ля - между второй и третьей
си - на третьей
Дальше начинается вторая октава.
до 2 окт - между третьей и четвёртой
ре - на четвёртой
ми - между четвёртой и пятой
фа - на пятой
соль - над пятой
ля - на первой добавочной
си - над первой добавочной
Далее третья октава. Принцип тот же.
-----------------
----------------

Что касается малой октавы и басового ключа.

Исторически сложилось, что раньше, в далёкие времена, надо было придумать как записывать ноты для различных инструментов, которые звычат в разных регистрах. с разными диапазонами.Так появились нотные ключи.
То что мы видим сейчас(в нотах для скрипки, фортепиано, голоса, хора. ) это в основном скрипичный и басовый ключи.

Логика там проста(придуманы ключи лишь только для удобства записи и чтения нот)
Скрипичный ключ это ключ соль. Т.е. когда он записывается в начале нотной строки то не случайно его начинают писать как бы обводя вторую линеечку. Так вот, на второй линеечне записана нота соль - соответствует звучанию ноты соль первой октавы.
Дальше нотки располагаются подряд вверх и вниз на строчках и между ними. Когда строчек не хватает то добавляют маленькие линеечки куда нотки и пишут бальше.

Для того, чтобы этих добавочных линеечек небыло члишком много(в таком случае ноты будет ну очень неудобно читать) применяются другие ключи. А именно, БАСОВЫЙ ключ или ключ фа.
Пишется он в виде этакой большой запятой, рядом с которй ставят двоеточие. Между этими двумя точками роходит четвёртая линеечка. Это значит, что когда стоит басовый ключ, то нотка котороая здесь будет на четвёртой линеечке это нота ФА малой октавы. Малая октава следует сразу после первой при движении вниз. Ну и соответственноо остальные нотки вписываются аналогично скрипичному ключу - на строчках и между ними. И получается вот что:
до малой октавы - (разумеется что при ключе стоит басовый ключ) - между второй и третьей линеечной.
ре малой - на третьей
ми - между третьей и четвётрой
фа - на четвёртой
соль - между четвёртой и пятой
ля - на пятой
си над пятой
Дальше пошла первая октава
до первой октавы на первой добавочной линеечке(нонад строчками,т.е. не как при скрипичном ключе где до первой октавы пишется на первой добавочной внизу..)
ре -над первой добавочной
ми - на второй добавочной
и так далее.
Вниз, (после малой октавы идёт большая октава) всё записывается так же.

Вывод и логика.
Если вы взглянете на самые простые нотки для фортепиано - то сразу заметете, что нотки записаны красиво, логично(т.е. нету большого количества но на добавочных линейках. Т.е. Обычно, в скрипичном ключе бывает не более 2-3 добавочных линеечек вних, а вверх их может быть побольше. Но если надо играть очень высокие ноты, то там существуют некоторые знаки, которые позволяют записать мелодию просто. а играть в той октаве в какой нужно.).
Так вот, в левой руке чаще всего будут исполняться басы. и аккомпонемент. поэтому писать низкие ноты в скрипичном ключе не удобно,т.к. много линеек пришлось бы рисовать дополнительно. А так - ничего глаза не режет.
Ну вот, небольшой путеводитель что и почему.
При некоторой практике, можно очень быстро освоить нотки и привыкнуть к написанию нот и к прочтению.

Надеюсь не очень загрузила текстом?
Просто я профессиональный джазовый музыкант и что такое ноты ооочень хорошо знаю)
Будут вопросы пишите, разберёмся

Сорри за кучу опечаток, проверять ошибки ну вообще времени нету

Отредактировано: jazzvoices в 15 окт 2010, 22:27

jazzvoices, вообще детский музыкальный театр, на подготовке пели и танцевали, тепер вот 1 оперный класс, есть еще хореографические, но на с отобрали в оперный, и на собрании, между словами: ребенку надо купить черный купальник, белую юбочку, балетки и тд, было мимоходом замечено: и купите ребенку фортепиано! Я в осадок выпала, нам стул лишний не поставить, а электронное стоит за 40, да собственно его тоже негде)))) да и кто знает, она не понимает ничего в этой музыке, вот поет хорошо, но, как говориться, не отвертишься, и поэтому пытаемся!
девоньки, спасибо, буду изучать, вот только времени ну совсем нет, с младшим)))

Пока все же больше паникую. )))

Отредактировано: Котеныш в 16 окт 2010, 09:00

Котеныш, про электронное даже думать забудьте там сила удара не та, проблемы с предметником будут, с ребенка будут требоватьсяч одну силу удара, а дома получаться будет совсем иная.
по сольфеджио пишите если что в личку, помогу, а вообще предмет не очень трудный.


Пятая, третья, первая (песенка про устойчивые ступени)

Вводные ступени



Песенка про разрешение (неустойчивых звуков в устойчивые)




Опевание


ДО МАЖОР


Тоническое трезвучие Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней


Т 5 3 I III V ↑ I ↓ VII II IV VI ↓ VII II I III V



Домашнее задание

1. Выучи наизусть песенку, которую записали на уроке, умей петь словами и с названием нот, дирижируй. Подпиши ступени, по которым движется мелодия.

2. Напиши гамму тональности РЕ МАЖОР и все построения в тональности.

Пой гамму РЕ МАЖОР, устойчивые звуки, разрешение неустойчивых звуков в устойчивые, опевание устойчивых звуков неустойчивыми (вспоминай и повторяй песенки, которые тебе помогают это делать).

РЕ МАЖОР


Тоническое трезвучие Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней




1. Вспомни схему дирижирования в размере :

  • Сопровождай чтение стихов вначале прохлопыванием,

Затем дирижированием.

  • Допиши ритм в примере а).
  • Умей уверенно прохлопать любую партию в примере б).


а)

_______________________

________________________

________________________

________________________

б) ДЕРЕВЕНСКИЙ СКРИПАЧ



2. Разучи песенку, пой со словами и с названием нот, дирижируй:

ЧУДАК

Чешская народная песня



Ну и чудак! Шёл за водой, взял он – вот как! – чайник худой! Что за чудак! Рыбу удил – в речку – вот как! – сам угодил!

ПОВТОРЯЕМ ИНТЕРВАЛЫ

Интервал – это два звука, которые могут звучать одновременно или по очереди.

1. Повтори все интервалы, умей быстро и уверенно назвать количество ступеней в каждом интервале.


2. Соедини стрелочками название интервалов и цифру, которая говорит, сколько в этом интервале ступеней:

3. Посчитай и подпиши, сколько звуков-ступеней охватывает интервал, считая и звучащие и пропущенные ступени (как в образце).



4. Сыграй эти секунды на фортепиано, определи расстояние между звуками – тон или полутон?

Если полутон – значит секунда малая, перед цифрой 2 поставь букву м.


Если между звуками целый тон (два полутона) – значит секунда большая,

перед цифрой 2 поставь б.







1. Проговори тексты стихотворений словами и ритмослогами (целая нота – это длинный слог ТО-О-О-О). Тренируйся дирижировать на 4/4. Умей прохлопать каждую строчку отдельно (со счетом, с текстом, с названием ритмослогов, молча). Потом попробуй проговаривать текст и одновременно прохлопать ОСТИНАТО сопровождения.

НОЧЬ НА ЗЕМЛЮ К НАМ СОШЛА


КУРИЦА-КРАСАВИЦА



2. Определи тональность песни, подпиши ступени, проанализируй строение мелодии (сколько фраз, похожи ли они, как движется мелодия, и т.п.). Выучи наизусть. Пой со словами и с названием нот, дирижируй.

ПАРОВОЗИК

ЗАПОМНИ!

СЕКУНДЫ-соседние ступеньки

Оживлённо А. Колтунова


припев


б.2




4. Преврати большие секунды в малые, понижая верхний звук на полтона с помощью или :




5. Преврати большие секунды в малые, повышая нижний звук на полтона с помощью или :




6. Преврати данные малые секунды в большие с помощью или , подпиши:


МЫ ИГРАЕМ

Эстонская народная песня




2. Слышит песню весь лужок – это Юкку взял рожок. Все друзья сошлись в кружок, ти-ри-риль, играй рожок. Припев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля. 3. Все танцуем, все поём, все играем – кто на чём, все танцуем, все поём, ти-ри-риль – кто на чём! Припев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля.

В этой песне скобками отмечены похожие мелодические обороты.

ЗАПОМНИ!

ШАГАЮЩИЕ ТЕРЦИИ

Бодро А. Колтунова



Игриво


до-ре-ми, до-ми, до-ми, до-ми, ре-ми-фа, ре-фа. (и дальше до конца поём с названием нот)




МАЖОРНЫЕ ПЕСЕНКИ-ПОДСКАЗКИ (О СТУПЕНЯХ)

Распевка-настройка в тональности (для До мажора)


Пятая, третья, первая (песенка про устойчивые ступени)


Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.

Что это такое и вообще для чего это нужно?

Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.

Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.

Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.

Именно тональная система строиться на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.

Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.

Теперь проделайте следующий опыт.

Сыграйте гамму до мажор.

Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.

Количество вариантов здесь небольшое.

Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II,IV,VI,VII ступени.

Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.

Каждая ступень не входящая в аккорд стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.

Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними.

Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.

Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.

Существуют и другие системы организации звуков в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы.

Но основа для изучения звуковых системы это тональность — так как она проста и понятна.

Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.

Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные ( как например 7 ступень).

Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.

В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.

Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.

Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.

Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.

Но о них мы сегодня не будем говорить.

Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:

Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.

В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:

Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.

Давайте подведем итог:

Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.

Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.

Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.

Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.

Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, которые даст вам все необходимые навыки.

Развитие слуха 103: Ладотональный слух

Пакет Стандарт — Курс и бонусы Пакет VIP также включает в себя курс Интервалы и Гармоническое Ухо

Сделайте опевание устойчивых ступеней неустойчивыми по данному образцу. Ответ: Соль мажор. Фа Ля Соль; Ля

Сделайте опевание устойчивых ступеней неустойчивыми по данному образцу.
Ответ:
Соль мажор.
Фа Ля Соль; Ля До Си; До Ми Ре.
Ре мажор.
До Ми Ре; Ми Соль Фа; Соль Си Ля
Фа мажор.
Ми Соль Фа; Соль Си Ля; Си Ре До
Си бимоль мажор
Ля До Си; До Ми Ре; Ми Соль Фа.

Читайте также: