Как сделать оопт

Обновлено: 06.07.2024

Природные территории в черте города могут иметь разный охранный статус и относиться к следующим категориям: национальные парки (уникальные случаи); природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; или ООПТ иных категорий, которые устанавливаются регионами. Заповедники в городах не создаются, потому что соблюдать строгий охранный режим этих природных объектов в городе не представляется возможным.

Анализ количества ООПТ в крупных городах России провели в Пермском государственном национальном исследовательском университете. Самое большое количество ООПТ расположено в Екатеринбурге – они занимают 19,7 тыс. гектаров (17,3% территории города), второе место у Москвы – 17,7 тыс. гектаров (6,9%), на третьем месте Пермь – 8,4 тыс. гектаров (10,6%). Меньше всего ООПТ в Уфе, Красноярске и Волгограде.

Уровень охраны может быть федеральным, региональным или местным. В городах чаще всего встречаются природные территории с региональным уровнем охраны.

Какую площадь должны занимать ООПТ в городе

Цель создания ООПТ – поддержание экологического баланса и сохранение биоразнообразия в городе.

По разным научным оценкам, ООПТ должны занимать от 20 до 40% городских территорий, чтобы выполнить свою функцию. Кроме того, в основе создания природных городских зон должны лежать научные изыскания, которые определят, что сохраняется (животные, растения, ландшафты), и какой результат будет получен.

Какими должны быть городские ООПТ

Характерная особенность ООПТ в черте города – фрагментарность. Способность к выживанию у таких природных систем меньше, чем у крупных природных массивов.

Факт создания природной территории не означает полного и длительного сохранения экосистем, поэтому необходимы мониторинг негативного воздействия города на ООПТ, а также своевременные меры, которые предотвращают деградацию этих объектов.

Природные территории в черте города становятся гибридными: ботанический сад, дендропарк или городской лес несут рекреационную функцию и функцию сохранения природы.

Как лишают охранного статуса городские ООПТ

Положение об ООПТ определяет, что можно делать на его территории, а чего нельзя. Застройка, прокладывание дорожек, организация мероприятий – все это оговорено в положении по каждому ООПТ – федеральному, региональному или муниципальному.

Разработкой положений занимаются, соответственно, федеральные, региональные или местные органы исполнительной власти. В силу того, что законодательство по городским ООПТ не проработано, у чиновников есть искушение скорректировать положения в своих целях, которые, возможно, и отвечают нуждам жителей, но не цели сохранения природы.

Когда речь заходит о строительстве культурных объектов, аргументами становятся национальные и религиозные ценности.

Чем город угрожает ООПТ

На заповедные участки воздействует загрязненный воздух, химикаты, которые применяют для травли комаров или клещей, а также противогололедная обработка, к этому добавляется загрязнение подземных вод химическими веществами из канализаций и моек автотранспорта.

Бич природных территорий в городе – мусор, который отдыхающие оставляют после себя. Кроме мусора от пикников, который можно ликвидировать силами дворников, образуется еще и микрозагрязнение от праздничных хлопушек и фейерверков, которое оседает в почве. К примеру, в Хабаровске на территории ООПТ экологи обнаруживали строительный хлам, испорченную систему дренажа и поврежденные деревья и кустарники, места неорганизованного выгула собак и вандализма.

Распространение синантропных и адвентивных видов растений и животных, которые истребляют или вытесняют другие виды, приводит к сокращению видового разнообразия. Естественные фитоценозы разрушаются из-за прокладки различных коммуникаций ЛЭП и газопроводов.

Большое число посетителей ООПТ вытаптывают растительность и создают сеть тропинок, которые вредят природной территории. Если рядом с зеленой зоной идет рытье котлована под жилой комплекс, то нарушается водный баланс на природной территории – может образоваться болото или, наоборот, пересохнет ручей.

Кроме того, отсутствие точных границ городских ООПТ по-прежнему остается проблемой.

Как создать ООПТ

Один из способов создания ООПТ в городе – образование охраняемых территорий на муниципальном уровне. Экологи выступают за создание сети локальных ООПТ на уровне муниципалитетов и административных районов. Сложность в применении этой рекомендации состоит в слабой защищенности таких территорий от застройки. Снять охранный статус с ООПТ федерального и даже регионального значения гораздо сложнее (практически невозможно). А местные ООПТ могут быть ликвидированы в том же порядке, что и созданы.

ООПТ местного значения можно создать исключительно на землях, находящихся в муниципальной собственности. Если же площадь заповедной территории будет превышать 5% от площади земель, находящихся в муниципальной собственности, то ее придется согласовывать с федеральными властями.

Однако для начала нужно запастись экспертным заключением о том, что на предполагаемой территории необходимо организовать ООПТ, провести научные изыскания, средства на которые могут быть предусмотрены в местном бюджете.

Общая схема основных этапов создания местных ООПТ выглядит следующим образом:

– Подготовка экспертного заключения о целесообразности создания ООПТ и разработка проекта положения.

– Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в отношении проекта положения.

– Проведение общественных обсуждений проекта положения, организованных органами местного самоуправления в рамках ОВОС.

– Проведение государственной экологической экспертизы проекта положения (паспорта).

– Согласование с Минприроды России.

– Кадастрирование границ будущей ООПТ.

– Принятие решения о создании ООПТ органом местного самоуправления.

– Направление сведений о границах в Росреестр для внесения в ЕГРН.

Этапы организации ООПТ, категории которых установлены законами субъектов Российской Федерации, могут отличаться от тех, которые приведены в схеме.

Чаще всего в городах создают памятники природы, к которым могут относиться долины рек, природные родники, участки лесных кварталов, пруды, скальные массивы, боры и отдельно стоящие деревья.

По мнению Дмитрия Андреева, задача городских властей – увеличить количество парков и скверов в городе, которые станут основным местом отдыха для жителей. В этом случае снизится число посещающих ООПТ, и природные территории смогут эффективнее выполнять свою функцию.

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219, установлено, что Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к ООПТ федерального значения.

Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) определено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса перед началом проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории национального парка необходимо получить разрешение на строительство в Минприроды России.

Обращаем внимание, что до получения разрешения на строительство необходимо согласовать вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта с Минприроды России в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ.

Для принятия решения о согласовании социально-экономической деятельности на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:

- информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности;

- материалы оценки воздействия на окружающую среду.

При этом строительство или реконструкция объекта ИЖС осуществляется на основании соответствующего уведомления, в порядке, установленном статьей 51.1 Градостроительного кодекса.

В случае, если строительство ИЖС предполагается на территории национального парка, то до направления уведомления о планируемом строительстве необходимо определить вид разрешенного использования земельного участка.

Для принятия решения о согласовании разрешенного использования земельного участка, в том числе для строительства объекта ИЖС на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:

- информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности.

График работы Минприроды России: понедельник - четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45, суббота и воскресенье - выходные.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Розумович Ирина Николаевна, Рамазанова Лейла Октай Кызы

Научная статья посвящена исследованию правовых проблем в процессе присвоения статуса особо охраняемой природной территории . Исследованы положения национального законодательства и международно-правовых актов, ратифицированных Россией, в указанной сфере, выявлены расхождения в правовом регулировании этого вопроса. Важное место в научной статье отводится предложениям о внесении изменений в действующее законодательство России

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Розумович Ирина Николаевна, Рамазанова Лейла Октай Кызы

LEGAL PROBLEMS IN ASSIGNMENT OF THE STATUS OF ESPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORY

Scientific article is dedicated to study of legal problems in the process of assigning the status of protected areas . Provision of national legislation and international legal regulatory acts ratified in Russia in mentioned field were reviewed and this review has shown differences in legal regulation of this issue. Propositions of introduction of amendments to the existing legislation of Russia take important part in the present scientific article

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРИСВОЕНИИ СТАТУСА ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация: научная статья посвящена исследованию правовых проблем в процессе присвоения статуса особо охраняемой природной территории. Исследованы положения национального законодательства и международно-правовых актов, ратифицированных Россией, в указанной сфере, выявлены расхождения в правовом регулировании этого вопроса. Важное место в научной статье отводится предложениям о внесении изменений в действующее законодательство России.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, законодательство об особо охраняемых природных территориях.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 LEGAL PROBLEMS IN ASSIGNMENT OF THE STATUS OF ESPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORY

Annotation: scientific article is dedicated to study of legal problems in the process of assigning the status of protected areas. Provision of national legislation and international legal regulatory acts ratified in Russia in mentioned field were reviewed and this review has shown differences in legal regulation of this issue. Propositions of introduction of amendments to the existing legislation of Russia take important part in the present scientific article.

Keywords: protected areas, legislation of protected areas.

Следует констатировать, что одним из самых эффективных способов сохранения уникальных видов флоры и фауны является создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Однако, учитывая сложную структуру российского законодательства, в последние годы на практике все более осложняется процесс присвоения статуса особо охраняемой природной территории.

Целью нашего исследования является анализ норм действующего национального законодательства, а также международно-правовых актов по вопросам присвоения особого статуса природным территориям.

Для выполнения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

- анализ норм федерального законодательства по исследуемым вопросам;

- выявление правовых коллизий и пробелов в вопросах присвоения статуса особо охраняемой природной территории;

- выработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.

Указанный законодательный акт определяет семь разновидностей особо охраняемых природных территорий. Это позволяет говорить о том, что законодатель всесторонне подошел к решению вопроса о целях и особенностях использования тех или иных территорий.

На основании анализа российского законодательства следует сделать вывод о том, что создание новых особо охраняемых территорий является прямой обязанностью государства. Однако всю подготовительную работу, как правило, выполняют научно-исследовательские институты либо общественные экологические организации.

Проведя правовой анализ норм действующего законодательства по вопросам создания особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации, мы пришли к выводу о том, что сегодня в рассматриваемой сфере имеет место ряд правовых проблем.

В целом следует сказать, что результаты правоприменительной практики таковы □ отдельные вопросы организации создания особо охраняемых природных территорий регламентированы недостаточно четко либо в полной мере не урегулированы, что в значительной степени затрудняет реализацию наиболее важных природоохранных мероприятий, и это ведет к неоднозначному толкованию норм [2, с. 141].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017

Следовательно, в связи с тем, что решение о создании ООПТ не имеет нормативного характера, а Федеральный конституционный закон - это нормативный правовой акт, который имеет большую юридическую силу, нежели федеральный закон, на сегодняшний день государственные природные заповедники и национальные парки учреждают на основании распоряжения Правительства РФ, что не соответствует вышеуказанным статьям ФЗ -№33.

Процесс присвоения статуса ООПТ состоит на сегодняшний день из нескольких стадий.

При этом предварительное рассмотрение предложений о создании ООПТ регионального значения осуществляет Минприроды соответствующего субъекта РФ. Так, Минприроды субъекта РФ оценивает необходимость создания ООПТ, а также определяет объем необходимых расходов. На основе заключения Минприроды соответствующего субъекта РФ и предложения об организации областное Правительство принимает решение о необходимости организации ООПТ, либо об отсутствии такой необходимости. Однако следует отметить, что в таких субъектах РФ, как Республика Крым и город Севастополь на сегодня законодательство в исследуемой сфере требует дальнейшего развития и совершенствования [4].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017

Подробнее рассмотрим процесс присвоения статуса ООПТ на примере государственных природных заповедников и национальных парков. В этом процессе различают следующие стадии:

1) учреждение заповедника (национального парка) на основании распоряжения Правительства РФ;

3) распоряжение Правительства РФ о создании соответствующего государственного бюджетного учреждения;

4) решение соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении государственному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков.

Таким образом, данный процесс является многостадийным, и как правило занимает длительное время, что безусловно является также одной из проблем присвоения статуса ООПТ.

В течение этого времени на территории созданной ООПТ продолжает реализовываться хозяйственная деятельность, что может вести к деградации особо ценных природных территорий, комплексов и объектов.

Также одной из проблем, в присвоении статуса ООПТ, относящихся к несовершенству нормативной правовой базы относится следующее.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017

В соответствии ст. 95 Земельного кодекса РФ [5] резервирование земель для государственных или муниципальных нужд реализуется в случаях, которые предусмотрены ст. 49 ЗК РФ, а земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не предоставлены гражданам и юридическим лицам, также в случаях, которые связаны с созданием особо охраняемых природных территорий.

При этом, соответствующий федеральный орган исполнительной власти не определен, в результате, процедура резервирования не реализуется, так как ни Минприроды РФ (именно в ведении данного министерства передают ООПТ федерального значения), ни Росимущество (которое управляет федеральным имуществом) не признают себя вышеуказанными органами.

С целью придания участку статуса ООПТ должно быть проведены следующие процедуры:

1) экологическое обследование;

2) обоснование соответствия этого участка критериям ООПТ.

К критериям ООПТ относят следующие критерии:

1) критерий значимости;

2) критерий уникальности;

3) территориальный критерий и т.д.

На основе проведения вышеуказанных процедур формируют пакет документов: материалы комплексного экологического обследования участков территорий.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017

Все материалы подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня (соответственно для ООПТ, которые имеют федеральное значение) или регионального уровня (соответственно для ООПТ, которые имеют региональное и местное значение) соответственно [7].

Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, которые обосновывают придание этим территориям правового статуса ООПТ регионального значения - это объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня в соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона № 174-ФЗ.

Необходимо указать, что на сегодняшний день какое-либо строительство (или реконструкция), в том числе и линейных объектов в пределах уже существующей ООПТ, также подлежит обязательной экологической экспертизе [8, с. 59].

Важно отметить, что одной из проблем в присвоении статуса ООПТ является следующее: граждане и организации не имеют права напрямую выступать с предложениями по организации ООПТ, а если быть точнее, то им будет необходимо взаимодействовать с органом субъекта РФ, в ведении которого находится подготовка документов с целью организации ООПТ.

Такую процедуру могут осуществлять только исполнительные органы федеральной и власти и власти субъектов (к примеру Правительства субъектов; федеральные органы государственной власти; органы местного самоуправления муниципальных образований и т.д.). К примеру, решение о создании ООПТ регионального значения принимает правительство субъекта РФ.

В случае, если рассматриваемая территория в схеме указана, это облегчает задачу создания ООПТ, так как работа будет проводиться согласно схеме. Если ли же имеет место ситуация, когда этого участка в

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 территориальной схеме нет, то, необходимо будет внести в схему необходимые изменения. Нужно будет составить обоснование, а потом ходатайствовать в установленном порядке о внесении рассматриваемого участка в территориальную схему.

Также важно отметить, что на территории России ООПТ могут иметь не только федеральное, региональное и местное значение, но и международный статус. Россия - это страна ряда международных договоров и программ, которые касаются ООПТ [9].

Здесь также имеют место правовые проблемы в присвоении статуса ООПТ.

Таким образом, такое положение не только снижает эффективность применения таких норм и правил, но и как правило, (в связи с отсутствием норм в специальном законе - ФЗ-№33) ведет к неправильной трактовке международных правил, рекомендаций и, в результате, может вести к претензиям международных организаций к Российской Федерации в связи с невыполнением утвержденных правил и требований.

В целом, можно сделать следующий вывод: существует ряд правовых проблем при присвоении статуса ООПТ, которые связаны с несовершенством нормативной правовой базы.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017

Основные проблемы сводятся к следующему: 1) наблюдается несогласованность федеральных законодательных актов и актов субъектов; 2) констатируется неоднозначность толкования отдельных положений в законодательных актах; 3) имеет место наличие устаревших подзаконных актов.

Таким образом, необходимо заполнение пробелов и устранение противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих исследуемые вопросы. Важно привести нормы законодательных актов субъектов РФ в соответствие с положениями федерального законодательства. В результате таких изменений и дополнений внутренняя структура законов становится более упорядоченной.

Также необходима разработка законодательного акта, который будет посвящен резервированию земель и иных природных объектов на территориях, которые планируются с целью создания ООПТ.

Кроме того, требуется разработка и принятие законодательного акта, который внедрил бы ООПТ с международным статусом в национальное правовое поле.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

8. Кревер О. Н. Аналитический обзор законодательства в области особо охраняемых природных территорий / О. Кревер. - М.: ПРООН, 2009. -150 с.

Как сделать хорошо и для туристов, и для природы? Руководство для ООПТ

Для того, чтобы в полной мере познакомить гостей с уникальным животным и растительным миром, историей и культурным наследием российских ООПТ, объекты их инфраструктуры – музеи, визитные центры, экологические тропы, смотровые площадки и т.д. – должны быть грамотно организованы. Руководство помогает составить представление о том, как можно зонировать территории национальных парков и заповедников. Существующие практики рассматриваются с точки зрения уменьшения антропогенного воздействия на уникальную природу подобных мест.

Организовывать пространство предлагается за счет комбинирования основных зон: приветственной, административно-хозяйственной, технической, сервисной, а также зоны экотуризма и просвещения и зоны гостеприимства. Затрагивается в том числе вопрос о том, как правильно функционально организовать ООПТ в зависимости от типа природной территории.

Читайте также: