Как сделать на абакусе 10

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Основа ментальной арифметики — обучение технике устного быстрого счета с помощью абакуса. Абакус — это стародавние японские счеты, очень похожие на те, что знакомы нам с детства. Отличие в том, что числа в абакусе обозначаются определенным их положением на спице, а не только количеством косточек на ней. Чтобы разобраться, как научиться ментальной арифметике и в каком возрасте лучше всего ей заниматься, мы подготовили эту статью.

Что нужно для обучения ментальной арифметике?

Чтобы знать, как научиться ментальной арифметике, для начала нужно понять, что необходимо для процесса обучения. Обучаться ментальной арифметике лучше всего не дома, а в специальных развивающих центрах, потому что это довольно специфическая и сложная методика, которой не так просто научиться самим родителям. Будет лучше, если вашему ребёнку основы данной программы расскажут квалифицированные педагоги. К тому же, в свободном доступе почти нет специальных материалов, методических пособий и учебников, которые необходимы для обучения ментальной арифметике. Кроме обучающих книг нужно иметь специальные счёты – абакус (или соробан).

как научиться ментальной арифметике

Как научиться ментальной арифметике?

  1. Сначала дети учатся считать на абакусе физически и в работе со счетами задействуются обе руки. Это начальный этап по тренировке обоих полушарий головного мозга.
  2. Следующий этап — представление образа абакуса в уме и тренировка перекидывания косточек в своем воображении.

Именно в момент процесса вычислений на воображаемом абакусе начинают укрепляться нейронные связи между двумя полушариями мозга, правое и левое полушария начинают работать одновременно. Образ абакуса хранится у ребенка в правом полушарии (которое отвечает за образное мышление), а в левом хранятся числа, которые ребенок считает (левое полушарие отвечает за точность и логику).

как научиться ментальной арифметике

Простое сложение

Начинать вычисления стоит с чисел, сумма и разность которых даёт не более 9 при сложении и не менее 1 при вычитании.

  • Начнём со сложения единиц: для примера 1+2 поднимите на крайней правой спице 1 костяшку вверх, а затем добавьте к ней ещё 2.
  • Для примера:12+32. Откладываем в колонке десятков — 1 косточку, в единицах — 2. Затем к 1 костяшке придвигаем 3, к 2 костяшкам единиц ещё 2.

Простое вычитание

Изучать вычитание также стоит с простых примеров:

  • Рассмотрим вычитание на единицах. Простой пример: 4 - 2 = 2. Из четырёх поднятых костяшек убираем 2 и получаем результат.
  • Простой пример с десятками: 24 - 13 = 11. Из столбца десятков убираем 1 костяшку остаётся 1. Переходим к единицам: от 4 костяшек отнимаем 3, у нас остаётся 1 костяшка. Результат готов.
  • По тому же принципу работаем с сотнями: 432 - 322 = 110. Из столбца сотен от 4 отнимем 3, из 3 вычтем 2 останется 1, из 2 вычтем 2 — все костяшки из столбца единиц возвращаются в нулевую позицию.

Сложное сложение

Пример: 4 + 8 = 12

Как решать?

  1. Установите 4 костяшки в столбце единиц.
  2. Для 8 костяшек места уже не найдётся.
  3. Вспоминаем принцип дополнительных чисел: число 10 даёт наша 8 и цифра 2.
  4. Вычтите дополнительную цифру 2 из 4.
  5. Добавьте единицу в столбик десятков.
  6. Результат — 12.

научиться ментальной арифметике самостоятельно

Сложное вычитание

Пример: 12 - 7 = 5.

Как решать?

Умножение

Есть несколько возможных способов умножения на соробане, мы рассмотрим один из самых распространённых.

Обратите внимание: чтобы умножать на соробане, нужно хорошо знать таблицу умножения.

Также необходимо запомнить следующие термины, которые мы рассмотрим на примере a x b = c, где:

a — это множимое;

b — это множитель;

Пример: 43 x 8 = 344.

Шаг 1

В первом столбце слева устанавливаем множитель — 8, отступаем один столбец и откладываем множимое — 43. Отступаем 2 столбца — с этого столбца начнём записывать результат.

Шаг 2

Умножаем 3 на 8. Результат 24 записываем в 7 и 8 столбцах. Завершая операцию, убираем цифру 3 с доски, сдвинув костяшки вверх.

Шаг 3

Умножьте 4 на 8. Результат 32 запишите следующим образом: 3 в 6 столбец — перед прошлым результатом, а 2 сложите с результатом в 7 столбце, то есть с 2. Три цифры в результате дают ответ — 344.

Деление

Для деления мы также используем стандартные математические термины a ÷ b = c, где:

Делимое набирается на спицах в правом конце соробана, делитель — в левом конце. Результат записывается посередине.

Между делимым и делителем рекомендуют оставить минимум 4 пустых столбца для записи результата.

Также существуют правила размещения первой цифры частного:

  • Если количество цифр в делителе меньше (или равно) количеству цифр в делимом, расположите первую цифру частного, отступив 2 столбца слева от делимого.
  • Если количество цифр в делителе больше, нежели в делимом, начните располагать частное, отступив 1 столбец слева от делимого.

Пример: 72 ÷ 2

  1. Помещаем делитель 2 в левую часть счёт, делимое — 72 — в правую.
  2. Делим первое число 7 на 2. Цифра 2 помещается в 7 полностью три раза — поднимаем 3 костяшки в соответствии с правилом №1, отступив 2 столбца влево от делимого.
  3. Умножим полученное число 3 на делитель — 2. Результат — 6 — вычтем из первой цифры делимого — 7. Убираем лишние костяшки, остаётся единица.
  4. Остаток от делимого — 12 делим на делитель — 2. Полученный результат — 6 помещаем в следующий свободный столбец для записи результата. Получаем в итоге — 36.

Где можно обучиться ментальной арифметике?

Научиться ментальной арифметике самостоятельно можно, но сложно. Для этого нужно будет сначала родителям пройти длительный курс обучения. К тому же в общем доступе почти невозможно достать нужные методические пособия и дидактические материалы. Поэтому мы советуем отдать ребенка в специализированный центр, где его будут обучать профессиональные квалифицированные педагоги с большим опытом работы и специальным образованием.

научиться ментальной арифметике самостоятельно

Ментальная арифметика в AMAKids

Единственный способ понять, как научиться ментальной математике, чтобы это дало серьезные результаты (улучшение работы памяти, концентрации внимания и т. д.) — это регулярные тренировки. Если заниматься раз в неделю в группе по ментальной арифметике, а затем выполнять ежедневно домашние задания в течение 15–30 минут, эффективность не заставит себя ждать. Особенно важно, чтобы тренировки проходили не только в учебниках и тетрадях, а с помощью онлайн-платформы, на которой можно выставить разные режимы выполнения заданий и скорости появления цепочек примеров на экране.

Ментальная арифметика дает возможность развиваться и в точных науках, и в творчестве. И происходит это именно за счет улучшения межполушарного взаимодействия мозга. Ребенок начинает понимать, что обучение — это не только обычная ежедневная рутина, но и увлекательный творческий процесс, и занимается с удовольствием. А если есть мотивация, то и эффективность обучения возрастает — ребенок становится успешным в самых разных сферах своей деятельности.


Большую популярность среди методик математического и логического развития сегодня приобретает ментальная арифметика. В основе лежит использование счетов - абакусов или соробан.

Большую популярность среди методик математического и логического развития сегодня приобретает ментальная арифметика. В основе лежит использование счетов - абакусов или соробан. Метод был изобретён в древней Греции. Ментальная арифметика уже многие годы является обязательным предметом азиатских начальных школ.


Весь метод построен на использовании счетов - абакусов.

На вид это обычный деревянный прямоугольник, внутри на спицах надеты бусины по 5 штук.

Разделительная планка делит бусины на 1 и 4 штуки.

Сверху одна бусина - она приравнивается к 5, снизу четыре бусины – каждая приравнивается к единице. Расположение разрядов чисел отсчитывается справа. Каждая спица – это новый разряд. Сначала идут единицы, затем десятки, сотни, тысячи, миллионы.

Для лучшего понимания разберем примеры.

Начнем с простого сложения 2 и 7.

На спице с разрядом единица откладываем 2 бусины снизу и бусину кратную 5 сверху – получаем 7.

Для того чтобы прибавить 2, поднимаем 2 оставшиеся бусины и получаем в сумме 9.

Возьмем числа посложнее, например, 23 и 12 и сложим их.

На спице с десятками откладываем 2 бусины снизу, на спице единиц 3 бусины снизу и получаем 23.

Теперь добавляем 12. На спице с десятками добавляем одну бусину к имеющимся двум получаем 30. На соседней спице к трем единицам надо добавить еще 2 бусины, то так как у нас внизу есть только одна бусина, опускаем все вниз и поднимаем бусину в верхней части, то есть получаем 5. В итоге получаем 35.

Вычитать на абакусе также легко. Давайте от 123 отнимем 12. Сначала отложим число 123. На спице сотни откладываем 1 бусину, на десятках 2 бусины, на единицах 3 бусины. Теперь вычитаем 12. На спице единиц убираем 2 бусины, на спице десяток убираем 1 бусину. В итоге получаем число 112.

В самом начале обучения ребенок знакомится со счетами и при решении простых примеров перемещает бусины по спицам. Как только этот этап пройден успешно, счёты убирают, и ребенок учится считать в уме, представляя счёты абакус. Первым изучают сложение и вычитание на простых цифрах постепенно доходя до многозначных чисел. Овладев плюсом и минусом, переходят к изучению умножения и деления. При постоянных занятиях дети учатся решать примеры с многозначными числами со скоростью калькулятора. Параллельно развивая память, логическое и пространственное мышление, внимание, скорость реакции.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Свод правил для работы на счетах абакус/соробан

Устройство счет

hello_html_m4c93dcec.jpg

На счетах всегда начинают считать на первом правом ряду. Это разряд единиц. Второй ряд – разряд десятков, третий ряд – разряд сотен, четвертый ряд – разряд тысяч и т.д.

Цифры на счетах

hello_html_m2351d440.jpg

Действия сложения и вычитания на счетах выполняются с помощью правил Просто, Брат, Друг, Друг+Брат.

Описания правил:

+1,+2,+3,+4 - поднять нужное количество земных косточек к планке большим пальцем.

hello_html_m5b3e77e0.jpg

+5 – опустить небесную косточку к планке указательным пальцем.

hello_html_mbc54e5c.jpg

hello_html_m34778172.jpg

-1,-2,-3,-4 – опустить от планки нужное количество косточек указательным пальцем.

hello_html_7a4b58b4.jpg

-5 – поднять от планки небесную косточку указательным пальцем.

hello_html_5248d04b.jpg

-6,-7,-8,-9 – одновременно большим и указательным пальцами убрать от планки небесную и земные косточки (1,2,3,4 земные косточки соответственно)

hello_html_m6ddd0cc5.jpg

Применяется, когда не работает правило ПРОСТО

Братья в ментальной арифметике – это два числа, при сложении которых получается пять.

Всего 5 Братьев.

1+4 = 5 Брат 1 – 4

2+3 = 5 Брат 2 – 3

3+2 = 5 Брат 3 – 2

4+1 = 5 Брат 4 – 1

5+0 = 5 Брат 5 – 0

+1 = +5-4 5 и 4 нужно сдвинуть вниз одновременно большим и указательным пальцами

hello_html_3ffbbce.jpg

+2 = +5-3 5 и 3 нужно сдвинуть вниз одновременно большим и указательным пальцами

hello_html_m236f3514.jpg

+3=+5-2 5 и 2 нужно сдвинуть вниз одновременно большим и указательным пальцами

hello_html_m78203f5f.jpg

+4=+5-1 5 и 1 нужно сдвинуть вниз одновременно большим и указательным пальцами

hello_html_1ab5d642.jpg

-1 = -5 +4 5 и 4 нужно сдвинуть вверх одновременно большим и указательным пальцами

hello_html_5ad3f2dd.jpg

-2 = -5 +3 5 и 3 нужно сдвинуть вверх одновременно большим и указательным пальцами

hello_html_m5d398682.jpg

-3 = -5 +2 5 и 2 нужно сдвинуть вверх одновременно большим и указательным пальцами

hello_html_m7db205a3.jpg

-4 = -5 +1 5 и 1 нужно сдвинуть вверх одновременно большим и указательным пальцами

hello_html_m61d3fcf1.jpg

Применяется, когда не работают правила Просто и Брат

Друзья в ментальной арифметике – это два числа, при сложении которых получается десять.

Всего 10 друзей.

1+9 = 10 Друг 1 – 9

2+8 = 10 Друг 2 – 8

4+6 = 10 Друг 4 – 6

5+5 = 10 Друг 5 – 5

6+4 = 10 Друг 4 – 6

7+3 = 10 Друг 7 – 3

8+2 = 10 Друг 8 – 2

9-1 = 10 Друг 9 -1

10 на счетах – это одна земная косточка у планки на втором ряду.

1,2,3,4 - добавляют, поднимая кости к планке большим пальцем, отнимают, опуская от планки указательным пальцем.

5 – добавляют и отнимают только указательным пальцем.

6,7,8,9 – добавляют, сдвигая одновременно большим и указательным пальцами небесную и 1,2,3,4 земные косточки к планке, отнимают – убирают от планки одновременно большим и указательным пальцами небесную и 1,2,3,4 земные косточки.

+1 = +10-9 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 9

hello_html_m6316f26b.jpg

+2 = +10-8 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 8

hello_html_4cb97673.jpg

+3= +10-7 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 7

hello_html_239cb93e.jpg

+4= +10-6 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 6

hello_html_m69cc77df.jpg

+5=+10-5 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 5

hello_html_m6918b212.jpg

+6=+10-4 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 4

hello_html_m1ba8451f.jpg

hello_html_56841680.jpg

+8=+10-2 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 2

hello_html_m2d281e4.jpg

+9=+10-1 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 1

hello_html_m267cf668.jpg

-1 = -10+9 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 9

hello_html_m4ecf72ab.jpg

-2 = -10+8 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 8

hello_html_m6ffda36c.jpg

hello_html_1f4671dd.jpg

-4= -10+6 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 6

hello_html_m6a2a4bfe.jpg

-5= -10+5 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 5

hello_html_104e7dca.jpg

-6= -10+4 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 4

hello_html_3fb292eb.jpg

-7= -10+3 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 3

hello_html_m40c4da3e.jpg

-8= -10+2 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 2

hello_html_9b2d351.jpg

-9= -10+1 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 1

hello_html_m77c1a760.jpg

Применяется, когда не работают правила Просто, Брат и Друг. Данное правило совмещает в себе два правила – Друг и Брат. Левой рукой выполняется правило Друг, а правой рукой правило Брат.

+6 = +10-5+1 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 4 правилом Брат (5и1 поднять вверх)

hello_html_m364dc385.jpg

hello_html_3e3438df.jpg

+8 = +10-5+3 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 2 правилом Брат (5и3 поднять вверх)

hello_html_41475475.jpg

+9 = +10-5+4 одновременно левой рукой на втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 1 правилом Брат (5и4 поднять вверх)

hello_html_m58bd508c.jpg

-6 = -10+5-1 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 4 правилом Брат (5и1 опустить вниз)

hello_html_m3b8dae8f.jpg

-7 = -10+5-2 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 3 правилом Брат (5и2 опустить вниз)

hello_html_52b94ed8.jpg

-8 = -10+5-3 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 2 правилом Брат (5и3 опустить вниз)

hello_html_m27a7cab4.jpg

-9 = -10+5-4 одновременно левой рукой на втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 1 правилом Брат (5и4 опустить вниз)

Знакомство с Абакусом

  1. внешняя рама
  2. верхний ряд бусинок (братья): значение 5
  3. нижний ряд бусинок (друзья): значение 1
  4. расчетная (разделительная) линейка

Примеры действий на абакусе

При работе с абакусом используйте большой и указательный пальцы.

Нижние бусинки (друзей) добавляйте большим пальцем и вычитайте - указательным.


Верхние бусинки (братьев) добавляйте и вычитайте только указательным пальцем.


Для примера возьмем только единицы и десятки и сопоставим цифры и значения на счетах.

Задание 1: запишите значения, показанные на счетах.

Простое сложение и вычитание


Выполняйте все подсчеты слева направо (это облегчит вычислена при работе с большими числами).

Задание 2: простое сложение и вычитание

Вспомогательные бусинки (братья и друзья)

  • При нехватке бусинок воспользуйтесь верхней бусинкой (помощь брата) или бусинкой из следующего стержня (помощь друга).
  • Верхнюю бусинку (помощь брата) применяем для двух групп чисел, которые в сумме дают 5: 1 и 4; 2 и 3.
  • Бусинку из следующего стержня (помощь друга) применяем для пяти групп чисел, которые в сумме дают 10: 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5.

Сложение 5: помощь брата



Задание 3: Сложение 5: помощь брата

Вычитание 5: помощь брата




Задание 4: Вычитание 5: помощь брата

Сложение 10: помощь друга




Вычитание 10: помощь друга




Задание 5: Сложение и вычитание 10: помощь друзей


Ментальная математика отзывы


Методика раннего развития Макото Шичиды


Пластилинография для детей - творчество и развитие

Понравилось занятие? Ставьте сердечки и подписывайтесь на нас в социальных сетях:

Абакус - как научиться считать, способы обучения и правила применения

История и общие понятия

Возможно, в это трудно поверить, но, несмотря на научно-технический прогресс, счеты абакус не считаются пережитком прошлого, активно используются по сей день в некоторых странах. К примеру, китайские и японские торговцы, применяющие механическое средство калькуляции для работы с большими числами, не являются редкостью, хотя эти страны не только не отстают, но и, напротив, лидируют в развитии, демонстрируя настоящее экономическое и техническое чудо.

Виды абакуса

Абакус - как научиться считать, способы обучения и правила применения

Трудно найти более оптимальный инструмент для усвоения навыков ментальной арифметики, чем обычные счеты. Между тем подобные навыки помогают научиться быстро считать без использования таких популярных в последнее время вспомогательных средств, как электронный калькулятор, эксплуатация которого только ухудшает математические способности.

Неудивительно, что в древности люди считали гораздо лучше, чем их потомки, пусть даже и весьма примитивными способами. Так, долгое время в ход шли пальцы рук и ног, пока, наконец-то, не была придумана новая счетная система, дошедшая до настоящего времени, пусть и в усовершенствованном виде. Речь шла о прототипе абакуса, с помощью которого люди получили возможность выполнять более сложные вычисления.

Всего же сегодня выделяют три счетные системы, каждая из которых имеет свои особенности. В этот перечень входят:

Абакус - как научиться считать, способы обучения и правила применения

  • Суан Пэн (Suan-Pan). Китайский аналог абака, который также представлен в виде деревянной прямоугольной рамки с поперечными прутьями для косточек. Примечательно, что вплоть до 1850 года это древнее счетное средство имело по 2 шара в верхнем ряду и 5 в нижнем (2/5), но после обозначенной даты привычная схема была изменена, в результате чего на соответствующих палубах осталось по 1 и 5 (1/5) косточек.
  • Соробан. Так называли счеты в Японии, фактически этот прототип и стал примером для современного приспособления, получив схематическое расположение бусин 1/4. Во всем остальном техника этой разновидности абакуса мало чем отличается от китайской, предполагая применение похожих счетных методик. Что касается отличий, то они также имеются. И стоит отметить, что именно этот вариант сегодня используется активнее всего, причем не только в Японии, но и во многих других странах, включая постсоветское пространство.
  • Русские счеты. Эта модель была изобретена в Царской России в XVII столетии, имеет широкое практическое применение и по сей день. Отличительная характеристика российского аналога абакуса заключается в том, что он получил по 10 шаров на каждой планке. Они уложены по схеме 4/2/4, кроме двух рядов с 4 бусинами.

Абакус - как научиться считать, способы обучения и правила применения

Трудно переоценить роль абакуса в ментальной арифметике, поэтому неудивительно, что человечество неоднократно пробовало изменить счеты, пытаясь изобрести еще более удобное схематическое расположение костей и их количество на каждой палубе. Например, в 1958 году известный китайский ученый Ли Кай Чен разработал одноименную модификацию, представляющую собой своеобразный гибрид соробана и абакуса.

Устройство и основные элементы

Современные счеты, которые применяются на уроках ментальной математики, называются не только абакусом, но и абаком, а также линейкой. Все они в основном являются преемниками старого доброго японского соробана, практически не отличаясь друг от друга. Так, в классическом виде устройство состоит из следующих элементов:

Абакус - как научиться считать, способы обучения и правила применения

  • Жесткая деревянная или пластиковая рамка прямоугольной формы, размер которой может варьироваться от самого миниатюрного до внушительного, предназначаясь для коллективного обучения и счета.
  • Поперечные спицы из дерева или металла, число которых может варьироваться как в большую, так и в меньшую сторону.
  • Бусины (они же косточки, шары или шармы). Обычно применяется по пять таких шаров на каждой спице.
  • Вертикальная планка, предназначенная для разделения костей на две части. В современных абакусах верхний (небесный) ряд включает в себя по одной такой бусине, которой присваивается значение 5, тогда как нижний (земной) содержит по четыре единицы, но с минимальным значением — 1.

Распределяются эти шарики и спицы в особом порядке, начиная свой отсчет с верхнего ряда справа налево. Увеличение чисел происходит в каждом последующем ряду посредством умножения на 10.

Правильное распределение бусин

Так как начальное значение у верхнего и нижнего ряда разные, то и их изменение в бо́льшую сторону будет происходить по индивидуальным схемам. Таблица числовых эквивалентов для каждой спицы выглядит следующим образом:

Небесные бусины Земные бусины
Первый ряд 5 1
Второй 50 10
Третий 500 100
Четвертый 5000 1000
Пятый 50 000 10 000
Шестой 500 000 100 000
Седьмой 5 000 000 1 000 000
Восьмой 50 000 000 10 000 000

Еще проще ориентироваться по схематической картинке или названиям рядов, которые можно присваивать самостоятельно, облегчая тем самым процесс изучения особенностей счетного механизма. В качестве примера можно привести следующие условные обозначения рядов:

Чтобы понять, как правильно считать на абакусе, необходимо научиться распределять числа на нем. Базовый принцип распределения осуществляется исходя из следующих основных законов механического счета на абаке:

Абакус - как научиться считать, способы обучения и правила применения

  • На первой спице с верхней единичной бусиной принимается наименьшее значение (десятичное, если счет ведется на десятки). Если же необходимо решить пример с миллиардными значениями цифр, то первому шарику присваивается соответствующее значение, тогда как для вычисления десятичных дробей принято считать в тысячных. Все последующие в рамке спицы учитываются вместе с десятикратным умножением.
  • На каждой спице находится по пять костяшек, верхняя из которых имеет значение 5. Ее опущенное положение указывает на то, что используемое в вычислении число больше пяти и, наоборот, поднятое свидетельствует о том, что оно не доходит до этого значения.
  • Единичные костяшки, расположенные под разделительной планкой, считаются полностью, если имеют поднятое положение.
  • В случае когда верхняя бусина находится в опущенном положении, а нижние в поднятом, к пяти необходимо добавить столько единиц, сколько насчитывается в земном ряду. Если же последние находятся в опущенном положении, то к вычислению принимается одна только верхняя бусина, которая имеет значение 5.

Поначалу освоение этой лесенки может показаться очень сложной задачей, но буквально через несколько минут интенсивной тренировки даже первоклассник покажет быстрый правильный набор и распределение, после чего можно приступать и к устному счету.

Инструкция по применению

Сегодня вовсе не обязательно посещать специальную школу для изучения устного счета на абакусе. Вместо этого можно попробовать онлайн-тренажеры с разными уровнями, предназначенные не только для начинающих, но и для продвинутых счетоводов.

Положение пальцев и простые примеры

Абакус - как научиться считать, способы обучения и правила применения

Абакус - как научиться считать, способы обучения и правила применения

Кроме того, важную роль в этом вопросе играет и характер выполняемой счетной операции, ведь если, к примеру, речь идет о вычитании шариков земного ряда, то лучше всего делать его с помощью указательного пальца при прибавлении большим. В то же время для управления костяшками из небесной планки специалисты советуют ограничиваться одним только указательным пальцем, невзирая на то, что нужно сделать — прибавить или отнять.

Разобравшись с положением пальцев и кистей в целом, можно приступать к вычислению, начиная с установки счетов на горизонтальную поверхность и перевода всех их бусин в нулевое положение. Далее можно привести несколько элементарных примеров, как считать на абакусе, выполнив сложение следующих чисел:

Для выполнения более сложных вычислений рекомендуется придерживаться того же алгоритма действий. В качестве наглядного примера можно привести число 372, для набора которого следует выставить в первом ряду две земные бусины, соответствующие единицам, во втором одну небесную и две земные (5+2=7), а в третьем три из земного, что равно трем сотням.

Сложение/вычитание и умножение/деление

Набив руку в наборе однозначных и многозначных чисел и научившись прибавлять и отнимать самые простые из них, можно смело переходить на следующий, более сложный уровень. И прежде всего речь идет о сложении и вычитании двухзначных чисел. К примеру, посчитать, сколько будет 27+43, на абакусе можно будет следующим образом:

Абакус - как научиться считать, способы обучения и правила применения

Абакус - как научиться считать, способы обучения и правила применения

Вычитание выполняется на основе аналогичного алгоритма, но только в обратную сторону, предполагающую отнимание десятых и добавление единиц, если таковые будут образовываться в остатке. Что касается умножения, то с ним также не должно возникнуть никаких трудностей, нужно только освоить таблицу умножения от 0 до 10.

Само решение выполняется в два этапа, которые предполагают разложение каждого числа на десятки и единицы с последующим их перемножением. Если же для расчета используются трехзначные и более сложные числа, следует придерживаться одного простого правила, согласно которому сначала перемножаются десятки, потом единицы с десятками и наоборот, а после сами единицы. Проще говоря, счет ведется от большего к меньшему с последовательным их набором на абакусе. По аналогии выполняется и деление, главное, не сбиться и соблюдать очередность выполняемых операций.

Читайте также: