Как сделать мозг пластичным

Обновлено: 07.07.2024

Пластичность – это неотъемлемая способность мозга образовывать новые синапсы, связи между нервными клетками, и даже прокладывать новые нервные пути, создавая и укрепляя связи так, что в результате ускоряется обучение, а способность обращаться к информации и применять то, что было изучено, становится все более и более эффективной.

Исследователи продемонстрировали, что нормально развивающиеся дети учатся различать звуки речи достаточно эффективно как с помощью, так и без помощи специальных упражнений на различие звуков речи или компьютерных игр. Эти игры, развивающие умение различать звуки речи, продаются как особенный продукт, способствующий активизации пластичности нейронов, и были разработаны ведущими неврологами. На самом деле, дети, которых никогда не знакомили с такими упражнениями и играми, успешно развивают прекрасно организованный и гибкий участок коры головного мозга, отвечающий за аудирование, естественно общаясь с родителями и окружающими людьми. Эти дети прекрасно учатся говорить, читать и думать. Приток слуховой информации, полученный неестественным путем, в данном случае изолированные слуховые сигналы, не приводит к выстраиванию правильных аксоновых взаимосвязей и взаимодействию этой информации с другими областями мозга, такими как языковые центры, которые необходимы для различения и использования речи в реальном мире.

Основной принцип нейрогимнастики заключается в синхронной и одновременной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Фактически, путем физических упражнений можно тренировать мозг, потому что организм человека – это целостная система, в которой тело и ум взаимосвязаны.

В чем преимущества нейрогимнастики

Статистика показывает, что только 10% населения планеты способны наравне задействовать правое (творческое) и левое (логическое) полушарие мозга. При это отмечается, что максимальный уровень эффективности работы мозга возможен только при скоординированной работе обоих полушарий.


Нейрогимнастику можно начинать с раннего возраста – с 4-5 лет и старше. Но такая гимнастика мозга может использоваться и для взрослых. Особенно в том случае, если человек перенес травму головы, инсульт, либо в качестве профилактики возрастных изменений (ухудшение мыслительных процессов, внимания и памяти).

Нейрогимнастика оказывает следующее благоприятное воздействие:

  • Улучшение состояния нервной системы.
  • Улучшение восприятия и запоминания новой информации.
  • Развитие когнитивных способностей (память, мышление, внимание).
  • Раскрытие скрытых способностей мозга.
  • Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга.
  • Улучшение настроения.
  • Избавление от страхов, тревог и переживаний.
  • Управление собственными эмоциями: борьба с раздражительностью, контроль за проявлениями агрессии.


Как подготовить свой мозг к тренировкам

Каждый спортсмен знает, насколько важно подготовить свое тело к интенсивным тренировкам. Если этого не сделать, то велика вероятность получения травмы из-за того, что мышцы будут не разогреты.

Вот основные условия, которые позволят подготовить мозг:

  • Повышенная физическая активность. Если у вас сидячая работа и отдых вы проводите неактивно, то велика вероятность развития гиподинамии. По причине этого жирные кислоты, которые находятся в организме, не расщепляются. В мозг поступает недостаточное количество кислорода, в связи с чем значительно ухудшается его работа.
  • Употребление углеводов и фосфатов. В рацион питания должны быть включены продукты, содержащие фосфор (соевые бобы, тыква, фасоль, орехи) и полезные углеводы (рис, макароны твердых сортов, рыба, кефир, морепродукты).
  • Достаточное потребление жидкости. Ежедневное потребление достаточного количества воды позволяет очистить организм от токсинов, а также поддерживает нейронные связи, обеспечивая развитие когнитивного мышления.


Классификация упражнений

Система, разработанная Полом Деннисоном, направлена на активизацию работы обоих мозговых полушарий. Его комплекс упражнений включает в себя следующие разновидности:

  • Движения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения этой группы направлены на единовременную деятельность рук, ног и глаз, т.е. всех парных органов. Такие движения способствуют активизации работы левого и правого полушария мозга. В результате оказывается благоприятное воздействие на координацию, равновесие, улучшается пространственное ориентирование.
  • Энергетические упражнения. Они направлены на ускорение некоторых нервных процессов. Улучшают саморегуляцию, активизируют мышление, улучшают внимание, а также повышают скорость осознанного чтения.
  • Растягивающие движения. Направлены на развитие навыков к длительному удержанию внимания, расслабления сухожилий, а также избавления от мышечного напряжения.
  • Упражнения, направленные на углубление позитивного мышления. Направлены на самоконтроль и стабилизацию нервных процессов. Способствуют активизации внимания и памяти, помогают сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.


Примеры упражнений для взрослых

Существует достаточно много различных упражнений, которые с успехом используются как для детей, так и для взрослых. Перечислим несколько из них.

Движения, пересекающие среднюю линию тела:

Растягивающие упражнения:

Энергетические упражнения:


Упражнения для позитивного мышления:

Нейрогимнастика – это доступный комплект упражнений, выполнение которых не привязано к какому-нибудь месту или времени, т.е. выполнять их можно тогда, когда вам удобно. Но, чтобы добиться хороших результатов, тренироваться нужно каждый день хотя бы по 5-7 минут.

В науке есть понятие нейропластичность. Это свойство человеческого мозга, которое заключается в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия.

Наш мозг развивается ежедневно, он способен учиться. Если 20-30 лет назад люди опровергали то, что человек может учиться в 90 лет, а считали возможным обучение ребенка только до периода полового созревания, то сейчас доказано, что пластичность мозга сохраняется на протяжении всей жизни.

Нервная система человека напрямую связана с кожными покровами. На 12 неделе внутриутробного развития из эктодерма начинают образовываться нервная трубка, мозг и кожные покровы.


Когда ребенок рождается раньше срока, у него возникает недостаток материнского тепла, его помещают в кувез. Но этого недостаточно. Наиболее эффективным считается прижатие ребенка к груди на протяжении минимум 7-8 секунд – в это время ребенок начинает взаимодействовать с мамой, с миром. Первые дни сложные для любого ребенка, и мама должна находиться рядом, вне зависимости от того, доношенный ребенок или нет. Был такой эксперимент с утками: если в первые трое суток после рождения с утками находился человек, в дальнейшем они воспринимали его как свою мать, и куда бы в дальнейшем человек ни ходил, утки ходили за ним. Это говорит о том, что первые сутки, первые часы наиболее важны для развития нервной системы.

К чему я это веду? Нет детей безнадежных. Да, есть крайне тяжелые состояния, когда не сформированы структурные части головного мозга, это приводит к тяжелым повреждениям в развитии. Но если мы говорим о нарушениях, которые возникли во внутриутробном периоде, повреждениях в родовом периоде, возможно травмах, с этим можно и нужно работать. Да, работа будет длительная, тяжелая.

Наш мозг устроен так, что одна клеточка, соединяясь с другой клеточкой, образует сети. И чем больше нейронные сети, тем больше мы будем воспринимать, понимать, и в целом формировать и психику, и навыки, и полноценно развиваться. На первом этапе ребенку достаточно просто мамы. Если будет отец при этом находиться, это будет просто великолепно.


На ранних этапах можно подключать мягкие методики реабилитации. И здесь нам нужно четко понимать что мы хотим от ребенка. Нам нужно, чтобы он чувствовал себя спокойно, спал, ел. Можно применять методики Кальтильо Моралес, и АБМ-терапию, и Фельденкрайз. Согласно методике Кастильо Моралес, зона руки и языка занимают самое большое пространство топографически в коре головного мозга. И чем больше мы будем взаимодействовать с этими участками, тем больший результат мы получим в развитии в дальнейшем. Это подобие USB-порта, который позволяет в целом хорошо работать процессору.

Сейчас идет мода на свободное пеленание или вообще отсутствие пеленания – чтобы ребенок развивался. Но если смотреть на нейрофизиологическое развитие, особенно если ребенок рождается не путем кесарева сечения, а самостоятельно, то у него есть определенные зачатки рефлексов. Рефлекс страха, например. И пеленание в первые недели позволяет повысить стрессоустойчивость. В этот период можно применять некоторые укладки с сохранением физиологических особенностей. Если это будет соблюдаться, ребенок будет более подготовлен к дальнейшей жизни.

Если в первые 4-6 месяцев в ребенка будет вложено по максимуму, на выходе вы получите гораздо больше. Бывает так, что родители активно работают до года, а потом реабилитация идет по нисходящей, но результат какой-то происходит. И результат происходит потому, что в какой-то критический период было интенсивное воздействие. И корковые поля, представительства интенсивно работали.

И сейчас мы плавно переходим к терминам реабилитация и абилитация. Если мы говорим про детей с особыми потребностями, мы всегда говорим абилитация – то есть ребенок никогда ничего не умел. Но это не совсем так: определенные стереотипы движения, даже стереотип ходьбы, у ребенка уже заложен. И если в первую фазу выхаживания мы прорабатываем зоны, через какое-то время эти зоны будут работать гораздо лучше. Потому что сработает нейропластичность. Абилитация абилитацией, но никто не отменял программы, заложенные внутриутробно.

Если у нас изначально есть какой-то опыт, он наслаивается на другое – и получается неплохой результат. Применение мягких методик на ранних этапах оправдано, и я думаю, что многие мамы подсознательно занимались этими методиками, не зная ни Фельденкрайза, ни Анат Баниэль. И когда начинают разбираться, оказывается, они использовали те же приемы, которые описаны в методиках.


Нет безнадежных детей. Но степень восприятия у ребенка у каждого своя. Это как в школе: кто-то математику воспринимает на ура, а кому-то нужно ходить к репетитору 3 раза в неделю.

Чем больше факторов воздействует, тем нейроны становятся более активными. И мы поучаем то, над чем работаем. Очень многое зависит от интенсивности. Почему Войта-теапия может быть интенсивной и длиться не час-полтора, а 15 минут? Потому что идет достаточная сила воздействия, стимуляция больших рецепторных зон. Это определенная укладка, определенные точки.

Все реабилитационные программы строятся на том, что мы что-то интенсивно делаем в течение какого-то промежутка времени, а в дальнейшем должен быть небольшой перерыв, потому что начинают работать другие клетки нервной системы, которые позволяют усвоить эту информацию. Чтобы выработалась долговременная память, нужна продолжительная стимуляция — если это будет продолжаться 2-3 недели, мозг начнет запоминать. Потом 2-3 дня мы дадим на отдых — выработаются нейромедиаторы, соединения начнут обрастать миелином, импульс начнет проходить и наш мозг станет воспринимает как что-то, чему мы научились.


Рассказывает профессор Леонид Лихтерман, главный научный сотрудник Института нейрохирургии им. Бурденко, академик Нью-Йоркской академии наук.

Леонид Лихтерман: Возрастные изменения в мозге начинаются очень рано - уже в 30-40 лет мозг теряет миллиарды клеток. Но запас прочности у него настолько велик, что это ещё никак не сказывается на нашей деятельности. С возрастом процесс становится более интенсивным. После 70 лет активная гибель нейронов приводит к тому, что масса мозга уменьшается. А поскольку природа не терпит пустоты, происходит замещение погибших нейронов (массы мозга) цереброспинальной жидкостью. Однако запасы нейронов природой заложены с таким избытком, что даже подобные сверхпотери обычно не приводят ни к снижению мозговой работоспособности, ни к потере памяти. Теоретически в норме человек даже в 100-летнем возрасте должен сохранять ясный ум.


- Но на практике этим могут похвастаться очень немногие пожилые люди…

- Только для людей с генетической предрасположенностью. В последнее время число пациентов, страдающих болезнями Альцгеймера и Паркинсона, действительно резко выросло, но это объясняется увеличением продолжительности жизни. Эти болезни стартуют в старости - раньше многие люди просто не доживали до такого возраста.

На самом деле людей с генетически обусловленным слабоумием не так много. Гораздо чаще у пожилых людей встречаются формы слабоумия, связанные с сосудистыми нарушениями. С возрастом сосуды уплотняются, на стенках откладывается кальций, из‑за чего они пропускают меньше крови. Всё это приводит к нарушению интеллекта, памяти, активности, ориентации. Эти нарушения легко предотвратить. Атеросклероз (особенно ранний) напрямую связан с нездоровым образом жизни (злоупотреблением жирной пищей, употреблением алкоголя, который провоцирует волчий аппетит, недостатком сна).


Человек бессилен перед плохой экологией и перед генетикой, но он может вести такой образ жизни, который позволит сохранить полноценное функционирование головного мозга, а значит, своё интеллектуальное и творческое долголетие.

- Что помимо здорового образа жизни помогает сохранить светлый ум?

- Сохранение мозга не требует каких‑то особых, героических усилий. Для развития и нормальной работы ему нужны простые вещи - образ и ритм жизни, режим дня. Как воздух мозгу необходимы двигательная активность и работа мышц: зарядка, прогулки - пешие, велосипедные, лыжные, которые тонизируют мозг, повышают его сопротивляемость и работоспособность. Мозг угнетают однообразие и негатив - он требует приятных эмоций и смены впечатлений (чувств и картинок перед глазами). Абсолютно необходима для нормального функционирования мозга умственная нагрузка, которая даёт нужные напряжение и удовлетворение.


- С какого возраста надо начинать профилактику старческого слабоумия?


- Дополнительная подкормка мозгу точно не нужна. Когда желудок перегружен пищей, кровь отливает от головного мозга и приливает к желудку, чтобы перерабатывать пищу. Это не идёт на пользу умственной деятельности. Неслучайно говорят, что сытое брюхо к учению глухо. Голод также блокирует умственную деятельность, поскольку голодный человек не может думать ни о чём, кроме еды.

Поэтому люди умственного труда должны питаться умеренно и отдавать предпочтение лёгкой пище - рыбе, овощам, фруктам, кашам. В этом случае мозг будет хорошо кровоснабжаться и работать с максимальной эффективностью. Вопреки распространённому мнению любимой пищи у мозга нет. Поэтому закармливать его конфетами или грецкими орехами необязательно.

- В какой ситуации лучше думается? Принято считать, что лучшие решения рождаются в стрессовых ситуациях.


- Кратковременный стресс действительно тонизирует организм и мобилизует умственную деятельность. Но длительные хронические стрессы поглощают массу нервной энергии и истощают мозг. Поэтому для плодотворной работы нужна нормальная рабочая обстановка - в меру комфортная, но не слишком расслабляющая. Если в коллективе царит нервная атмосфера или его возглавляет человек с непредсказуемым характером, вряд ли команда добьётся хороших результатов.

- Помогают ли сохранить светлый ум специальные тренировки для мозга?

- В последнее время действительно разработаны специальные упражнения, которые рекомендуются для сохранения умственных способностей. Признаться, я отношусь к этому скептически. На мой взгляд, светлую голову помогает сохранить до старости любая умственная деятельность - чтение книг, изучение иностранных языков, даже разгадывание кроссвордов. Главное, чтобы человек не погрузился в просмотр телешоу и мыльных сериалов, которые не предполагают никакого умственного напряжения. А если деятельность ещё и увлекает человека, если он получает моральное удовлетворение от сделанного, в таком случае его мозг точно не будет нуждаться в специальных тренингах.

Читайте также: