Как сделать нимб девы марии

Обновлено: 05.07.2024

Ангелы – связующее звено между миром людей и всемогущим Создателем. Они – милостивые заступники человечества и карающие судии. Их образ – неотъемлемая часть западной культуры. Он зародился тысячелетия назад и вобрал в себя черты многих культур древности.

Божественные вестники – зарождение образа

Незримые защитники в Древней Месопотамии

Огромные духи-хранители служили привратниками храмов и дворцов правителей Древней Месопотамии. Их образ происходит от шумерской богини Ламмы (справа). Ее поднятые руки символизируют молитву смертного, обращенную к богам.

Боги Древней Греции — тоже немного ангелы

Эллинистическая культура оказала огромное влияние на искусство стран Средиземноморья. Христианская вера зародилась именно в этом регионе, поэтому отголоски мифов Древней Греции проникли в визуальные образы новой религии. Классический облик ангела — крылатый юноша или девушка — перекликается с изображениями древнегреческого бога любви Эроса (он же Амур и Купидон) и богини победы Ники (Виктория у древних римлян).

Проводником воли богов служил другой представитель пантеона Древней Греции — Гермес. Вместо крыльев он использовал крылатые сандалии.

Приносить вести с Олимпа Гермесу помогали крылатые сандалии - таларии.

Только образ Купидона сохранил большую известность до сих пор. Он закрепился в классическом западном искусстве, был популярен в средние века и в эпоху Ренессанса; стал символом любви и Дня Святого Валентина.

Формирование образа ангелов в христианской культуре

Как ангелы обрели крылья

Самый узнаваемый атрибут ангелов — крылья — не упоминается ни в одном из библейских текстов.

В каноничных текстах посланники Бога описаны весьма скупо, несмотря на то, что они активно взаимодействуют с человечеством. В Библии ангелы упоминаются около 273-х раз, но практически нигде не указано наличие у них крыльев. Однако, ангелов безошибочно узнают по сияющим одеждам и особой ауре божественного присутствия.

На этих же чертах внешности заостряют внимание писатели Евангелие. Матфей, Лука, Марк, Иоанн описывают ангелов, как юношей в белоснежных одеждах, но не говорят ни слова о крыльях.

Евангелие от Матфея

Не исключено, что раннехристианские художники не изображали ангелов с крыльями, чтобы избежать путаницы с языческими божествами.

Гробница Присциллы 3-го века н.э. Архангел Гавриил (справа) сообщает Деве Марии о будущем рождении Спасителя. Фигура посланника Бога не отличается от фигуры простого человека.

Более подробно ангельский облик описан в апокрифах Ветхого Завета, а в частности – в книге Еноха. Хотя эти тексты не являются библейским каноном, они оказали влияние на изображение ангелов в искусстве. Согласно Еноху, ангелы получили крылья, чтобы узнать размеры Рая. Он же дает их подробное описание в Книге тайн.

Вторая книга Еноха. Книга тайн

Любопытным примером изменения традиционного канона в иконографии является мозаика на триумфальной арке базилики Санта-Мария-Маджоре. На ней Дева Мария восседает на троне в окружении крылатых ангелов. При реставрации под мозаикой найден подготовительный рисунок - синопия. На нем ангелы были изображены без крыльев.

Мозаика Благовещения Девы Марии, выполненная в 432 году н.э. по заказу Папы Римского Сикста III. На первичном эскизе ангелы крыльев не имели.

Подробнее о том, как ангелы обрели крылья, можно прочитать здесь.

К вопросу о половой принадлежности

Богословы определяют ангелов как существ духовной материи, которые не едят, не потеют и не имеют пола. Тем не менее, в изобразительном искусстве эти каноны соблюдались не всегда.

Книга Бытия

Мужское описание ангелов подкрепляется изображением архангела Михаила в римском комплексе гробниц Виа Латина II века н.э. Ангел, явившийся пророку Валааму, был бородат. Не исключено, что причина этому – невысокий авторитет женщин в обществе того времени. Посланник Бога олицетворяет часть его могущества и силы и, по мнению раннехристианских художников, обязательно должен быть мужчиной.

Один и тот же сюжет с разницей в 17 веков. Ангел стал андрогином и приобрел крылья.

С развитием религиозной мысли концепция вестников Бога стала яснее, и они утратили ярко выраженные половые признаки – бороду, грудь, грубые черты лица. Художники соблюдали церковный канон вплоть до XIX века и изображали ангелов бесполыми существами.

Андрогинность стала отражением их духовной сущности – эти существа лишены первородного греха.

Традиционное правило стало игнорироваться в XIX веке, особенно - в оформлении мест упокоения. Образ ангела-женщины удачно сочетался с образом плакальщицы.

С XIX века в искусстве появились ангелы-женщины.

Нимб - зримая святость

Ангелы и святые в христианстве нередко изображаются с сияющим ореолом над головой. Он символизирует исходящее от них божественное сияние и святость. Этот выразительный прием изобретен задолго до христианских художников. Свет в форме круга у головы сопровождал языческих богов Солнца, правителей и героев древности.

У солярных богов ореол над головой был олицетворением солнечного диска и божественного сияния, а у августейших особ – отражением их высокого статуса. Ра (слева), Гелиос (в центре), профиль царя Птолемея III.

Художники столетиями экспериментировали с изображением сияния, которое окружает ангелов и святых.

Ангелы в видеоиграх

Библейские сюжеты – неотъемлемая часть западной культуры. Они - источник вдохновения для многих поколений художников и писателей. Не удивительно, что образ божественных посланников не обошел стороной и видеоигры. Рассмотрим, как ангелы представлены в некоторых популярных играх.

Серия игр Diablo. Ангел на страже человечества.

В 2000 году вышла в свет легендарная Diablo 2. Одним из ключевых персонажей этой RPG был архангел Тираэль. Популярность игры и впечатляющий дизайн сделали его известнейшим ангелом в мире игр.

Законы Небес не позволяют ему прямо вмешиваться в борьбу людей с силами зла. Чаще Тираэль выступает как сторонний зритель или оказывает косвенную помощь. Хотя игрок и не видит проявлений силы ангела, сомнений в его могуществе нет. Чем же дизайн архангела от Blizzard столь интересен?

1. Лицо Тираэля скрыто в тени капюшона. Этот простой, но сильный визуальный прием придает образу таинственность и не позволяет однозначно идентифицировать архангела как создание из плоти и крови, несмотря на антропоморфность фигуры. Игрок может заглянуть в глаза ангелу лишь после того, как тот станет смертным.

Лицо – первое, что ищет человеческий взгляд. Этот навык, приобретенный в ходе эволюции, позволяет по выражению лица определять эмоции и быстро вырабатывать ответную реакцию. Архангел обретает лицо, но лишается бессмертия.

2. Тираэль носит золотую броню, похожую на готический доспех XV века. Архангел не участвует в сражениях, но у игрока не возникает сомнений в том, что он – воин. Его доспех прикрыт табардом – этот элемент одежды, как и капюшон, напоминает одеяния средневековых монахов.

Готический доспех легко узнать по множеству острых углов. После изгнания Тираэля броня утратила свой блеск и стала потрепанной.

3. Яркой и запоминающейся чертой образа стали необычные крылья. Дизайнеры Blizzard модернизировали историческую концепцию - крылья Тираэля выглядят как волны сияющего света и имеют нематериальную природу. Чтобы помочь зрителю понять, что это действительно крылья, а не щупальца, в их основании расположен элемент доспеха в виде перьев.

Крылья Тираэля созданы из энергии и не имеют перьев. Тем не менее, это не мешает распознать в нем ангела благодаря узнаваемому силуэту.

Пойдя наперекор воле ангельского совета ради спасения человечества, Тираэль становится изгнанником. Он лишается своего могущества и крыльев.

Внешность Тираэля стала основой для создания образа остальных ангелов, представленных в Diablo 3. Преемственность дизайна позволяет без труда отнести их к одной фракции. Тем не менее, каждый архангел имеет уникальные черты внешности, соответствующие аспектам мироздания – доблести, справедливости, надежде, судьбы и смерти.

Слева направо – доблесть (главенствующее положение этого аспекта подчеркнуто массивным нимбом; небеса и ад находятся в состоянии войны), справедливость, надежда, мудрость, смерть.

Древняя раса в серии игр Heroes of Might and Magic

Впервые ангелы появились в HoMM III, выпущенной в 1999 году. Это сильные бойцы, способные воскрешать павших соратников и наносить огромный урон демонам. Концепт-художники при работе над третьей частью вдохновлялись произведениями классиков. Бородатые и кудрявые архангелы напоминают греческих воинов в античном доспехе, с анатомической кирасой, кожаными птеругами и характерными поножами. Ангелы одеты проще — в греческий хитон. Вооружены они как воины средневековой Европы: двуручным фламбергом, мечом и английским щитом.

Ангелы и архангелы (первое и третье изображение) создавались на основе классического образа.

Экипировка ангела четвертой части HoMM представляет странную смесь доспехов разных эпох. Торс ангела прикрывает античная кираса, а под ней надета кольчуга, которая защищает также и голову. Если кольчужная защита и была известна еще до нашей эры, то наплечники, набедренники, поножи и сабатоны явно срисованы с доспехов средневековых рыцарей.

В Heroes of Might and Magic 4 экипировка ангела собрана из деталей доспехов античности и средневековья.

Пятая часть HoMM, вышедшая в 2006 году, заложила основу внешнего облика остальных ангелов серии. Это белокурые создания с огромными крыльями, одетые в длинное монашеское платье и латный доспех. Вооружен ангел огромным мечом, достойным героя аниме. Не исключено, что идея скрыть лицо архангела (вторая ступень развития юнита в игре) под капюшоном почерпнута вышедшей ранее Diablo 2.

Хотя ангелы Эльрата не являются христианами, их образ дополняется распятиями (крест на шее и характерная форма гарды меча).

Следующие части HoMM придерживались заложенной концепции. Улучшение графического движка позволило сделать текстуры и узоры на доспехах, мече и платье интереснее. Ангелы стали позиционироваться как биологический вид, способный стареть и размножаться. Приобрели они и негативные черты – один из героев VI части даже пользуется темной магией ради мести.

Предводитель ангелов (в центре) имеет дополнительную пару крыльев, чтобы его силуэт отличался от простых бойцов.

Darksiders. Если бы ангелы спустились с небес сегодня

Над дизайном игры работал Джо Мадурейра – известный художник комиксов по вселенной Marvel. Ангелы в его концептах выше человека на несколько голов и похожи на киборгов с пернатыми крыльями. Толщина брони и рубленые изгибы пластин доспеха выглядят так, будто сделаны на промышленном заводе. Это придает их образу налет футуристичности.

Действие игры разворачивается в современном мире. Средневековый доспех в таких условиях был бы неуместен.

Создавая концепт, отличающийся от традиционного, художник должен сохранить его узнаваемым. Главный атрибут внешности ангела, формирующий характерный силуэт – пернатые крылья за спиной.

Ангел Darksiders, лишенный крыльев, вполне мог бы вооружиться бластером и стать бойцом в игре на фантастическую тематику.

Заключение

Чтобы удивить зрителя, сценаристы и художники меняют устоявшиеся концепции. Это актуально для всех проявлений популярной культуры – изобразительного искусства, видеоигр, фильмов, литературы. Непогрешимые посланники Бога становятся похожи на людей. Им ведомы страсти и личные амбиции. Борьба с посланниками ада для некоторых из них становится важнее, чем защита главного божьего творения.

Экспериментируя с образом ангела, необходимо помнить о каноничных чертах:

2. Ангел – духовное существо, несущее в себе частицу силы Создателя. От него исходит золотистое сияние.

3. В одежде ангелы предпочитают свободные одеяния священнослужителей – далматику, рясы, монашеские платья.

4. Собираясь в бой, ангел предпочтет средневековый латный доспех или снаряжение античных воинов.

5. Он крушит демонов мечом или копьем – оружием стереотипного рыцаря.

6. Божественный вестник ассоциируется с добром и светом, несмотря на неоднозначность его образа в современности. Ангел облачен в одежду и броню светлых оттенков.

Нимб вокруг головы святого — весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы — символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).


История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.


Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест — главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания, Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.


Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой — цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, — символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Красный — цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.



Дева Мария, мать Иисуса, является одним из ключевых символов христианства и женщиной, чей культ изменил мир. Однако до сих пор она является одной из самых загадочных и непонятых библейских личностей. По мнению некоторых исследователей, знаменитая история женщины, которая никогда не имела сексуального контакта с мужчиной, но всё же родила ребёнка, была вызвана ошибкой в переводе древнего текста.

Питер Пауль Рубенс: Непорочное зачатие, 1628 год.

Дева Мария хорошо известна из Библии, но к сожалению, есть не слишком много археологических свидетельств о её жизни. На протяжении веков история этой женщины, чьё настоящее имя было Мириам, изменила мир. Её самым большим достижением, приведшим её к славе, было рождение мальчика по имени Иисус Навин, который стал известен как Иисус. Как Святая Мать в христианстве, она была описана как символ чистоты и смирения.

Разные истории о Марии, Матери Иисуса

Дева Мария.

Переводы, раскрывающие истину

Марфа и Мария.

Ксилография иллюстрации знака зодиака Дева.

Фрагмент каменной мемориальной доски из храма Иштар по прозвищу Инанна - богиня любви, красоты, секса, желания, плодородия 2500 г. до н.

Фрагмент каменной мемориальной доски из храма Иштар по прозвищу Инанна - богиня любви, красоты, секса, желания, плодородия 2500 г. до н.

Когда-то женщины в этих местах часто ходили в храмы Иштар или Афродиты, например, чтобы иметь половые сношения со священником. Они никогда больше не могли встретиться, но этот поступок, который, казалось бы, был одобрен богиней храма, позволил женщине избежать слишком сильной привязанности к своему возлюбленному. Посещение храма обычно было предложением её семьи, и это не рассматривалось как предательство или скандал.
Однако исследователи также предполагают, что слово девственница могло быть применено древними обществами к женщинам, которые были независимы в различных областях. Возможно, что Мария могла быть автономной и в других отношениях, но ни Библия, ни другие тексты не вникают в эту идею.

Дева Мария является символом для многих вещей

Святое семейство Иисус, Мария и Иосиф.

Моисей и Иисус Навин в Скинии, кланяясь перед ковчегом (1896-1902). Джеймс Тиссо. (Всеобщее достояние).

Моисей и Иисус Навин в Скинии, кланяясь перед ковчегом (1896-1902). Джеймс Тиссо. (Всеобщее достояние).

Эти предположения подтверждают идею о том, что Мария была изображена как символический святой сосуд, который привёл Иисуса к жизни. Но это также стало началом интересной истории. Возможно, это не имеет ничего общего с неопытностью сексуального любовника. Марию можно было бы назвать девственницей из-за её харизмы, силы и способности поддерживать своего сына. Древние люди, жившие на Ближнем Востоке во время её жизни, не видели девственности так же, как римляне, например.

Гентский алтарь или поклонение Агнцу (1432). Ян ван Эйк. (Всеобщее достояние).

Мария Действительно Святая?

Картина Коронации Девы Марии, XIV век.

На протяжении веков некоторые священники и епископы задавались вопросом, должны ли христиане поклоняться Марии, Матери Иисуса. Возможно, они знали об ошибке, которая появилась в переводах ранних текстов, но чувствовали, что ничего не могут сделать, чтобы изменить эту ошибку.

Пресвятая Дева Мария.

Однако это не меняет позиции Марии в истории. Некоторые утверждают, что библейские истории не могут быть прочитаны как реальные исторические свидетельства, но как символические легенды – запросто. Эта идея вызывает ещё больше споров между религиозными людьми и некоторыми исследователями. Тем не менее, с течением времени новые дискуссии раскрывают больше тайн и версий о ней, соответственно, история Марии становится ещё более увлекательной.

О том, действительно Иисус избежал казни , женился и жил в Японии, можно узнать из следующей статьи, в которой речь пойдёт о музее в деревушке Синго, считающейся последним пристанищем Христа.

Крещатый нимб (икона Спаса Вседержителя из монастыря Святой Екатерины, Синай, VI в

Нимб изображают разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и так далее) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (крещатый нимб) — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа. Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма. В христианском искусстве распространяется с IV века. В исламском искусстве, в частности, миниатюрах, нимб употребляется в изображении многих людей, не обязательно святых [3] . В византийской традиции с нимбом изображали царствующую особу [4] .

Читайте также: