Как сделать моделирование фартука 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

При конструировании одежды выполняются чертежи отдельных ее деталей. В 4 классе вы узнали, что чертеж — это обычно выполненное на бумаге изображение предметов с указанием их размеров. Чертеж швейного изделия — одежды — является разверткой той части фигуры, для которой предназначено конструируемое изделие.

Чертеж швейного изделия, построенный по индивидуальным меркам в натуральную величину, вырезают и получают выкройку, которая может состоять из нескольких частей — деталей.

Любую выкройку можно моделировать, т. е. создавать много разных моделей на основе одной выкройки, изменяя для этого форму отдельных деталей, длину или ширину изделия.

Инструменты и приспособления

Для изготовления выкроек и раскроя вам понадобятся: стол, на котором удобно разместить большой лист бумаги в клетку для построения выкройки швейного изделия в натуральную величину; длинная линейка; простой карандаш; ластик; ножницы; гибкая, но не растягивающаяся сантиметровая лента для снятия мерок, а также для измерения длины и ширины ткани; калька и булавки для копирования готовых выкроек; мелок для обводки выкройки на ткани (рис. 15).


Рис. 15. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки и раскроя: а — сантиметровая лента; б — калька; в — простой карандаш; г — линейка; д — булавки; е — портновские ножницы; ж — портновский мелок; з — ножницы для бумаги

Снятие мерок

Изготовление выкроек начинается с определения размеров фигуры человека и, соответственно, будущего изделия, т. е. со снятия мерок. Для правильного снятия мерок нужно знать расположение конструктивных линий фигуры: линии шеи, линии груди, линии талии, линии бедер (рис. 16).


Рис. 16. Конструктивные линии фигуры

  1. Человек, с которого снимают мерки, должен быть в нижнем белье.
  2. Талию необходимо плотно обвязать шнурком.
  3. Нельзя искусственно изменять фигуру (втягивать живот, прогибаться), так как это повлечет за собой ошибки в определении размера.
  4. Снимать мерки нужно с помощью сантиметровой ленты, не ослабляя и не натягивая ее.

Для построения или выбора выкройки швейного изделия кроме мерок нужно знать рост человека. Для определения роста следует снять обувь, встать спиной к стене. Руки должны быть опущены. На уровне макушки делается метка (не портить при этом стену!), а затем измеряется расстояние от пола до метки (рис. 17, а).


Рис. 17. Снятие мерок: а — рост; б— обхват талии; в — обхват бедер; г, д — длина поясного изделия

Обхват талии (От) — сантиметровая лента должна проходить горизонтально вокруг туловища на уровне талии (рис. 17, б).

Обхват бедер (Об) — сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг бедер: сзади — по выступающим точкам ягодиц, спереди — с учетом выступа живота (рис. 17, в).

Длина поясного изделия (Ди) — сантиметровая лента проходит строго вертикально от линии талии до желаемой длины изделия: для фартука — по линии середины переда, для брюк — по линии бока (рис. 17, г), для юбки — по линии середины спины (рис. 17, д).

Изготовление выкройки фартука

Построение чертежа основы фартука (рис. 18). Если в качестве проектного изделия вы выберете фартук, чертеж его выкройки стройте в такой последовательности.


  1. На листе для выкройки через точку 1 проводится вертикальная линия. Это линия середины фартука.
  2. Из точки 1 надо провести горизонтальную линию — линию талии.
  3. Далее требуется рассчитать ширину фартука. На выкройке изображена только половина фартука. Его ширина на чертеже равна мерке Об : 4 + 10 см (например, 80 : 4 + 10 = 20 + + 10 = 30 см).
  4. От точки 1 по линии талии влево отложите ширину фартука (30 см). Получится точка 2. Отрезок 1-2 — это линия талии.
  5. От точки 1 вниз по вертикальной линии следует отложить мерку длины изделия (Ди). Получится точка 3. Отрезок 1-3 — это линия середины фартука, приходящаяся на сгиб ткани; линия середины фартука совпадает с направлением долевой нити.
  6. Из точки 2 проведите вниз вертикальную линию, а из точки 3 влево — горизонтальную линию. Точку их пересечения обозначьте цифрой 4. Отрезок 2-4 — линия бока. Отрезок 3-4 — линия низа. Прямоугольник 1-2-4-3 — полотнище фартука.


Рис. 19. Выкройки фартука

Построение чертежа выкройки пояса-завязки. Для фартука чаще всего применяют простейший пояс-завязку. Вертикальную линию середины фартука надо продлить вверх или вниз. Затем выбрать на линии точку 9 (см. рис. 18) и из нее провести горизонтальную линию.

Как рассчитать длину пояса-завязки на чертеже? Она равна мерке От : 2 + 30 (например, 64 : 2 + 30 = 62 см).

От точки 9 влево по горизонтальной линии откладывается длина пояса-завязки (62 см). Получится точка 10. От точки 9 вверх по вертикальной линии откладывается ширина пояса — 5 см. Получится точка 11.

Отрезок 9-11 — линия середины пояса-завязки (сгиб ткани).

Отрезки 9-10 и 11-12 — продольные срезы пояса (совпадают с направлением долевой нити). Отрезок 10-12 — поперечный срез пояса.

Прямоугольник 9-10-11-12 — пояс-завязка в развернутом виде.

Моделирование фартука. Прямоугольные нижние углы полотнища фартука при желании можно срезать или сделать закрут ленными (рис. 20).


Рис. 20. Моделирование фартука: а — модели; б — выкройки

Изготовление выкройки юбки

Если в качестве проектного изделия вы выбрали юбку, чертеж ее выкройки надо строить в такой последовательности.

Построение чертежа переднего и заднего полотнищ юбки. На большом листе бумаги в клетку построим чертеж переднего и заднего полотнищ юбки в натуральную величину (рис. 21).


Рис. 21. Построение выкройки юбки: а — чертеж выкройки; б — выкройка. Внимание! Технические ограничения не позволяют разместить на чертеже все названия линий, но на вашем чертеже они должны быть обязательно

Для модели юбки на кулиске (кулиска в данном случае — это широкая подгибка по линии талии, в которую вдевается эластичная тесьма, удерживающая юбку на фигуре и образующая сборки) линия талии рассчитывается по формуле: От : 4 + 10 см, где 10 см — припуск на образование сборок, например 64 : 4 + 10 = 26 см.

Моделирование юбки. Если нам нужно сделать на юбке разрезы, уменьшить или увеличить ее длину, необходимо нанести линии фасона на чертеж основы (рис. 22). Например, новая длина юбки откладывается от линии талии вниз по линии середины полотнища и по линии бока. Длина разреза в боковых швах откладывается от линии низа вверх по линии бока.


Рис. 22. Моделирование юбки: а — модели; б— выкройки

Копирование готовой выкройки

Можно сделать выкройку путем копирования. Если учитель предложит использовать готовую выкройку, подходящую вам по размеру, ее потребуется перенести на кальку.

Для копирования готовой выкройки кальку нужно наложить на выкройку и приколоть булавками. Затем все контурные и внутренние линии, метки и надписи следует обвести карандашом. После этого остается удалить булавки и вырезать выкройку по контурным линиям.

Практическая работа № 9
Снятие мерок и изготовление выкроек

Вам потребуются: сантиметровая лента, тесьма для фиксации линии талии, большой лист бумаги в клетку, линейка, карандаш, ластик, ножницы.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Снятие мерок.

Снимите мерки, необходимые для изготовления вашего изделия, и запишите их в таблицу в рабочей тетради.

Задание 2. Построение чертежа выкройки фартука в масштабе 1:4. Пользуясь описанием, приведенным в учебнике, постройте чертеж выкройки фартука в рабочей тетради на листе в клетку, считая 1 клетку за 1 см.

  1. Выполните моделирование фартука в рабочей тетради по предложенному эскизу с помощью цветной бумаги.
  2. Выполните моделирование фартука в рабочей тетради по собственному эскизу с помощью цветной бумаги.
  1. Сделайте выкройку изделия, которое вы выбрали в качестве творческого проекта, любым из изученных способов.
  2. Выполните моделирование выкройки.
  3. Надпишите на чертеже названия всех деталей и их количество.
  4. Отметьте направление долевой нити стрелкой.
  5. Укажите на выкройке, где будет находиться сгиб ткани.
  6. Укажите величину припусков на швы и подгибку крупными цифрами возле всех срезов каждой детали.
  7. Вырежите детали выкройки.

Новые понятия

Чертеж, калька, выкройка, моделирование выкройки; Щь снятие мерок, конструктивные линии фигуры: обхват груди, обхват талии, обхват бедер, длина изделия.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: Шинкаренко С.А.,

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Вопросы для повторения

  • Из скольких деталей состоит фартук с нагрудником? Назовите эти детали.
  • По какой мерке рассчитывают ширину фартука?
  • Какие мерки необходимо снять для построения основы чертежа фартука с нагрудником? Назовите эти мерки.
  • Почему чертежи строят на половину фигуры человека?

Постановка цели и задач урока

Мотивация (встреча с проблемой)

Задача: найти сходства и различия и записать свои наблюдения в таблицу. Первая группа находит сходство моделей. Вторая – различия фартуков.

Постановка цели и задач урока

Мотивация (встреча с проблемой)

У каждого фартука есть нагрудник

Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии (цельнокроеные)

У каждого фартука есть нижняя часть частсть

Карманы имеют разную форму

У всех фартуков есть бретели

Отделка фартуков разная

У всех фартуков есть отделка

У фартуков различная форма нижней части

Вывод: модели фартука отличаются друг от друга формой, цветом, отделкой

Постановка цели и задач урока

3б - Д 3б – Р 1б - В

3б - Д 3б – Р 1б - В

3б - Д 3б – Р 1б - В

3б - Д 3б – Р 1б - В

3б - Д 3б – Р 1б - В

3б - Д 3б – Р 1б - В

Формулируем тему урока

Усвоение новых знаний

  • Моделирование
  • Модель
  • Фасон
  • Отделка

Способы моделирования фартука

Виды отделки фартуков

Виды отделки: комбинирование тканей, оборки, тесьма, аппликация, вышивка и т.д.

Усвоение новых знаний

Применение новых знаний на практике

Задача: изменить форму деталей фартука с помощью нанесения новых линий фасона

на чертёже основы

Результаты технического моделирования

Алгоритм описания модели:

  • название изделия_________________
  • назначение______________________

________________________________; - перечень деталей_________________

_________________________________; - описание особенностей, отделки

_________________________________; - рекомендуемая ткань______________

1.Нанеси модельные линии (изменения) на чертёж основы изделия;

2. Дострой недостающие детали.

Первичное закрепление новых знаний

  • Что такое моделирование?
  • Какие отделки можно применить к фартуку, изготовленному из гладкокрашеной ткани?
  • Какие отделки можно применить к фартуку, изготовленному из ткани с рисунком?

Соотнесите название профессии и атрибут

Мне пригодится это.

Спасибо за внимание

6. Сканированный рисунок -

Чернякова В.И. Технология обработки ткани: Учебник для 5 кл. общеобразовательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока с инструкционной картой расчёта и построения чертежа фартука. Способы моделирования фартука.

План-конспект урока по теме:

Пояснительная записка

Тип урока: комбинированный.

Место урока по теме: заключительное по теме занятие.

Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, модельный.

Научить выполнять расчёт и построение чертежа основы фартука с отрезным нагрудником, познакомить учащихся с основами моделирования фартуков.

Научить выполнять расчёт отдельных элементов чертежа фартука по формулам.

Обучить построению чертежа фартука в масштабе 1:4 с помощью масштабной линейки закройщика.

Познакомить учащихся с основными приёмами моделирования фартука.

Воспитывать и развивать эстетический вкус и чувство стиля при моделировании швейного изделия.

Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся путём практического моделирования.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

правильного снятия мерок,

расчётных формул элементов чертежа,

демонстрации последовательности построения чертежа фартука,

примерами основных приёмов моделирования фартука.

Инструкционные карты (для каждого ученика) с формулами для расчёта отдельных элементов чертежа. (Приложение 2)

Образец построения чертежа фартука (для каждого ученика). (Приложение 3)

Масштабные (М 1:4) линейки закройщика (для каждого ученика).

Графические заготовки - шаблоны для моделирования. (Приложение 5)

Карточки с вариантами моделей фартуков (Приложение 6).

Компьютер (операционная система Windows XP Professional), проектор и экран.

Доминирующая деятельность: — практико-ориентированная.

Использование межпредметных связей: — с математикой, с ИЗО.

Форма организации учащихся на занятии: — сочетание индивидуальной и

Время занятия: — 90 мин. (2 * 45)

План занятия

Организационный момент (2 мин).

Повторение и закрепление пройденного материала (5 мин).

Выполнение учащимися расчёта по формулам отдельных элементов чертежа фартука (12 мин).

Построение учащимися чертежа фартука в масштабе 1:4 в тетради (18 мин).

Оформление учащимися чертежа основы фартука (3 мин).

Организационный момент в конце урока. Рефлексия. (2 мин).

1. Организационный момент (2 мин).

2. Обучение учащихся основным приёмам моделирования фартука. (6 мин).

3. Подготовка к практической работе (2 мин).

4. Работа в группах. Самостоятельная работа по моделированию фартука (15мин).

5. Параллельная работа групп. Прохождение учащимися экспресс-тестирования на компьютере.

6. Создание коллекции эскизов фартуков (15 мин).

7. Обобщение и подведение итогов (3 мин.)

8. Организационный момент (2 мин.)

Содержание занятия

1. Организационный момент (2 мин).

Организация начала урока (психологический настрой учащихся).

Организация рабочего места учащихся. Проверка наличия чертёжных инструментов на каждом рабочем столе, повторение техники безопасности работы с ручным инструментом.


В
ыполнение учащимися расчёта по формулам отдельных элементов чертежа фартука, используя инструкционную карту (см. Приложение 2) (12 мин)


О
формление учащимися чертежа основы фартука с отрезным нагрудником в соответствии с образцом построения чертежа фартука (см. Приложение 3) (3 мин).

Организационный момент в конце урока. Рефлексия: разминка для глаз. Сбор раздаточного материала. (2 мин).

1. Организационный момент (психологический настрой учащихся). Проверка наличия раздаточного материала на каждом рабочем месте. (2 мин).

2. Дать учащимся определение моделирования швейных изделий. Демонстрация презентации (слайды № 5 и № 6), где на конкретных моделях иллюстрируются способы внесения изменений в чертёж в соответствии с фасоном фартука.

Познакомить учащихся с основными приёмами моделирования фартука. (6 мин)

3. Подготовка к практической работе. Разделить учащихся на группы по 2 –3 человека для выполнения практического задания. (2 мин)

4. Постановка задачи: используя карточки с различными вариантами моделей фартуков (см. Приложение 6) каждая группа должна внести модельные изменения на графических заготовках - шаблонах (см. Приложение 5) в соответствии с предложенными фасонами.

Для закрепления полученных знаний, отработки навыков и умений при моделировании учащимися проводится самостоятельная работа с корректировкой действий учителем. (15 мин)

5. Параллельная работа групп: пока все учащиеся на своих рабочих местах выполняют практическое задание по моделированию фартука, каждая из групп (одна группа за другой по очереди) проходит экспресс-тестирование на компьютере (см. Приложение 4).

Группами по 2 – 3 человека учащиеся подходят к компьютеру и выполняют свой вариант автоматизированного теста. Учащиеся внутри своей группы имеют возможность совещаться друг с другом, каждый может отстаивать своё мнение о правильности ответа, высказывать своё мнение, таким образом, они учатся вырабатывать общее обоснованное решение.

Затем учащиеся возвращаются на свои рабочие места и продолжают выполнение задания по моделированию фартука.

6. Создание коллекции эскизов фартуков (15 мин.). Учащиеся должны сделать свои зарисовки различных вариантов фасонов фартуков. Выбор первоначальных идей. Проработка лучшей модели фартука.

7. Обобщение и подведение итогов (3 мин.)

Демонстрация и анализ полученных результатов. Сделать выводы и подвести итоги. Задание на дом: построить чертёж фартука в М 1:1.

8. Организационный момент (2 мин.)

Список литературы для учителя:

2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010, -96с. – (Стандарты второго поколения)

Список литературы для учащихся:

Правила снятия мерок. Условное обозначение.Основные детали фартука.


Снятие мерок Фартук 5 класс

Выполнила : учитель технологии Колпакова Ю.А.


человека, полученные путем его измерения.

Мерки снимаем сантиметровой лентой


Правила снятия мерок

  • Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  • Талию сначала опоясать тесьмой.
  • Стоять надо прямо ,без напряжения.
  • См.ленту нельзя натягивать или ослаблять.
  • Мерки длины снимают и записывают
  • Мерки обхватов и ширины снимают

а записывают в половинном размере


Основные детали фартука

Нижняя часть фартука


Конструктивные линии фигуры

Линия середины переда

Линия середины спины


Ст- полуобхват талии

  • Сантиметровая лента проходит по самому узкому месту фигуры.
  • Снятый размер мерки делим пополам.
  • Мерка определяет длину пояса


Сб – полуобхват бедер

  • Измеряется горизонтально вокруг бедер. Сзади измеряется по выступающим точкам ягодиц, спереди по с учетом выступа живота.
  • Снятый размер мерки делим пополам.
  • Для расчета ширины фартука.


Дн – длина нагрудника

  • Мерку снимаем от тесьмы на талии вверх до желаемой длины нагрудника.
  • Мерка определяет длину нагрудника.
  • Записывается полностью.


Днч — длина нижней части фартука

  • Измеряется спереди от линии талии с правой стороны фигуры до желаемой длины.
  • Мерка определяет длину фартука.
  • Записывается полностью.


Таблица мерок для фартука

условные обозначения мерок

Как снять мерки

Измеряется по самому узкому месту туловища

Измеряется по линии бедер горизонтально

Длина нижней части фартука

Измеряется от линии талии до желаемой длины


Технология: Учебник для учащихся 5 класса (неделимых)Под ред.В.Д.Симоненко. . – М.: Вентана-Граф.2006.

Пошаговые инструкции. От новичка к мастеру.

Как и любую вещь, прежде чем сшить фартук, его нужно раскроить. А чтобы раскроить, нужно выполнить построение чертежа фартука.
Самый простой по крою фартук – это цельнокроеный. В этом уроке мы сделаем два варианта выкроек:
— выкройку фартука с отрезным нагрудником;
— выкройку цельнокроеного фартука.

Для опытной портнихи, конечно же, любой вариант фартука не вызовет трудности раскроить его сразу на ткани. Но для этого необходимо, чтобы в сознании был образ создаваемого предмета. У новичка его нет, поэтому предлагаю сделать сначала выкройку на бумаге. Заодно сформируется образ выкройки фартука, что в последующем поможет кроить сразу на ткани.

Мерки для построения чертежа фартука

Для изготовления выкройки фартука или его раскроя на ткани необходимо снять несколько мерок. Порядок снятия мерок классический.

  1. Повязать пояс на талию и определить самое узкое место туловища.
  2. Измерить обхват талии для определения длины пояса. Записать половину мерки – Ст. Эту мерку можно и не делить, а записать в полном виде — От.
  3. Измерить самое широкое место туловища — обхват бедер. Здесь нужно отметить, что не всегда самое широкое место туловища – это бедра. Может быть, что мерка обхвата груди будет больше, чем обхват бёдер. Нам нужны именно бедра: сантиметровая лента проходит через выступающие точки ягодиц параллельно полу, с учетом выступа живота. Не поджимать ленту под животом и не задирать ее в верх. Записываем половину мерки – Сб.
  4. Поясок на талии – нулевая отметка. Вниз от талии до желаемой длины – длина нижней части фартука – Дн.ч. Мерка записывается полностью.
  5. Вверх от талии до желаемой высоты – измеряем длину нагрудника — Дн. Мерка записывается полностью.
  6. Длина бретели – Дбр: от верхней линии нагрудника с одной стороны через шею до желаемой высоты нагрудника с другой стороны. Эту мерку снимать сразу после мерки Дн.

Бретель, как и любая другая деталь одежды должна соответствовать размеру изделия и быть подогнана по фигуре. Как длинная бретель, так и короткая, не только нарушает эстетику изделия, но и вызывает дискомфорт при использовании фартука.

  1. Ширина нагрудника: мерку ширины нужно снять в предполагаемой верхней части нагрудника и записать – Шн. в половинном размере.

Записываем все мерки в столбик (в скобках стоят мерки, используемые для примера):

Снимите свои мерки и запишите их в сантиметрах.

Построение выкройки фартука.

Также удобнее пользоваться выкройкой, если ткань купонная и нужно выбирать наилучшее расположение кроя по рисунку.

Построение чертежа фартука с нагрудником

Фартук с отрезным нагрудником более сложный в пошиве, но он, как мы помним, имеет свои преимущества — лучше сидит на фигуре. А вот при построении чертежа фартука он является основой для цельнокроеного фартука. Поэтому мы начинаем строить выкройку именно с этого варианта.

  1. Определить центральную линию выкройки, соответствующую линии сгиба на ткани. Построить прямой угол с вершиной В.
  2. Вниз отложить длину нагрудника Дн – точка Т, провести горизонтальную линию.
  3. От Т вниз отложить длину нижней части фартука Дн.ч. – точка Н, и проводим горизонтальную линию.
  4. По линии Т отложить ширину нижней части фартука по формуле:

(Сб. : 2) +8 = . и поставить точку Т1.

Опустить линию вниз и построить прямоугольник – нижняя часть фартука готова.

5. По линии В по горизонтали отложить ширину нагрудника Шн. (мерка записана в половинном размере) – поставить точку А.

6. По линии Т по горизонтали отложить мерку Шн. + 1,5 см. – точка Б.

7. Соединить А и Б. Получаем нагрудник – фигура с точками ВАБТ

От точки К1 построить карман: по горизонтали вправо – ширина кармана для детей – 15 см, для взрослых – 17 см. (по размеру руки).

От точки К1 вниз отложить длину кармана: для детей – 16 см. для взрослых 19 см.

Построить прямоугольник чертежа кармана.

При раскрое карман выкраивается отдельно, но на фартуке нужно отметить место притачивания кармана, поэтому карман отмечают на фартуке. Однако, местоположение кармана можно сделать и на примерке, а карман начертить отдельно.

9. Бретель, пояс и косынка выкраиваются сразу на ткани, хотя в школьной программе требуется сделать выкройки этих деталей на бумаге.

а) Длина бретели равна мерке плюс 6 см. на припуск, ширина бретели равна 5 — 6 см.

б) Длина пояса равна: (Ст + 30 см. на завязки) * 2 =

или: От + 60 см. на завязки. Нужно добавить 2 см. на обработку концов пояса и по 2 см. на каждый шов стачивания, если пояс будет из нескольких частей.

Оптимальная ширина пояса — 7 см.

г) Косынку не рекомендую делать на бумаге. Тем не менее, для построения чертежа на бумаге или выкройки на ткани, нужно измерить лицевую часть головы, прибавить 30-40 см. на концы для завязывании косынки. Этот отрезок равен гипотенузе равнобедренного треугольника (ориентировочно 105-110 см.). Отрезок отложить по косой нити так, чтобы получился равнобедренный треугольник: со сторонами 65 -75 см. в зависимости от размера ( цифры указаны с припусками на швы). Расчертить косынку и отрезать.

Цельнокроеный фартук.

Производим те же самые действия, что и при построении фартука с нагрудником:

  1. Построить прямой угол с вершиной в точке В.
  2. От (.)В отложить две мерки подряд вниз по длине выкройки: Дн. – Т;

3. По линии В горизонтально отложить ширину нагрудника Шн — точка А.

4. По линии Т горизонтально — ширину нижней части: рассчитать по формуле: (Сб : 2) + 8 = точка Т1

Опустить перпендикуляр вниз до линии Н, построить прямоугольник.

5. От Т по ширине выкройки отложить Шн. : 2 + 1,5 см. = Б

Соединить верхнюю и нижнюю точки нагрудника: А и Б.

6. Оформить боковой срез фартука от верха нагрудника до линии талии плавной вогнутой линией.

Углы низа фартука также можно плавно закруглить. Радиус закругления определить опытным путем в зависимости от размера фартука. Чем плавней углы будут закруглены, тем проще их будет обработать, как швом в подгибку с закрытым срезом, так и окантовочным швом.

Кроме того, если вы выберите способ обработки срезов полностью окантовочной лентой, то вам надо будет чуть скруглить и верхние углы нагрудника.

Фартук без нагрудника

Раньше фартук с отрезным нагрудником подошел бы для урока технологии "Как сшить фартук 5 класс. ФГОС ". Но программу изменили, упростили, и этот урок будет более сложен для восприятия, чем предусмотрено новой программой, хотя в него включены элементы фартука для пятого класса. Нужно взять всего лишь нижнюю часть фартука и пояс. Это же относится и к тем, кому нужен фартук без нагрудника.

Сегодня мы выполнили построение чертежа фартука, рассмотрели два варианта построения выкроек: цельнокроеного фартука и с отрезным нагрудником, узнали о преимуществах раскроя на ткани и с помощью выкройки.

Какой вариант выкройки для вас более интересен, будете ли вы кроить сразу на ткани или построите выкройку фартука? Делитесь своим опытом, своими успехами – всем будет интересно.

Построение чертежа фартука

остроение чертежа фартука будем выполнять для фартука вот такого вида.


Снятие мерок.

Для построения фартука с грудкой необходимо снять всего четыре мерки:

1. Обхват талии От

Измеряется вокруг туловища по линии талии, используется для определения длины пояса.
Для правильного определения уровня талии завяжите вокруг туловища резинку и немного подвигайтесь. Резинка сама ляжет на самое узкое место туловища, т.е на талию.


2. Обхват бедер Об

Измеряется вокруг туловища через наиболее выступающие точки ягодиц. Используется для определения ширины нижней части фартука.


3. Длина грудки Дгр

Измеряется по линии середины переда от линии талии до желаемой высоты грудки фартука


4. Длина изделия Ди

Используется для определения длины нижней части фартука. Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины фартука


Для примера приведу мерки девочки одинадцати лет:

От -60 см
Об = 80 см
Дгр = 22 см
Ди = 45 см

Построение фартука будет выполняться на половину фигуры, поэтому мерки обхватов нужно разделить пополам. В результате деления получатся мерки полуобхватов, которые обозначаются большой буквой С: полуобхват талии — Ст, полуобхват бедер – Сб.

Полуобхват талии Ст = От / 2 = 60/2 = 30см

Полуобхват бедер Сб = Об / 2 = 80 / 2 = 40 см

Не пугайтесь его простоты, в дальнейшем на этапе моделирования, Вы сможете изменить его до неузнаваемости.

Построение чертежа выполняется на листе бумаги размером ориентировочно 50 х 100 см.

Для построения чертежа фартука нам необходимы следующие мерки:

Полуобхват бедер Сб = 40 см

Длина грудки Дгр = 22 см

Длина изделия Ди = 45 см

1 этап. Построение основных линий чертежа

1.1 Линия середины фартука

Отступив 5-10 см от левого края бумаги, провести вертикальную линию — это будет линия середины фартука.

1.2. Линия уровня талии

Отступив от верхнего края бумаги расстояние чуть больше, чем мерка Дгр, провести горизонтальную линию — это будет линия талии.

Пересечение линии середины и линии талии обозначить буковой Т.

В дальнейшем все точки расположение на линии талии будем обозначать буковой Т с цифровым индексом ( Т1, Т2, Т3 и т.д.)


2 тап. Построение горизонтальных уровней чертежа фартука

2.1. Линия низа

От точки Т вниз по линии середины отложить мерку Ди и отметить точку Н. Через точку Н провести горизонтальную линию — это будет линия низа.

2.2. Линия верхней части фартука (грудки)

От точки Т вверх по линии середины отложите мерку Дгр и отметьте точку В. Через точку В проведите вправо горизонтальную линию – это будет линия верхней части фартука (грудки)


Важно! Линия грудки, линия талии и линия низа должны быть параллельны, проверьте соблюдение этого условия.

В дальнейшем все точки, расположенные на линии низа, будем обозначать буквой Н с цифровым индексом (Н1, Н3, …) и точки, расположенные на линии верхней части фартука, – буквой В с цифрой (В1, В2, … ).

3 этап. Построение линий ширины частей фартука

3.1. Ширина верхней части фартука

От точки Т вправо по линии талии откладываем 10 см и отмечаем точку Т2. От точки Т2 вверх проводим вертикальную линию до пересечения с линией грудки, на пересечении отмечаем точку В2

Важно! Линия Т2В2 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

3.2 Ширина нижней части фартука

От точки Т вправо по линии талии откладываем мерку Сб и отмечаем точку Т3. Из точки Т3 вниз проводим вертикальную линию до пересечения с линией низа, на пересечении отмечаем точку Н3.

Важно! Линия Т3Н3 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.


4 этап. Построение пояса фартука

Пояс нашего фартука завязывается сзади на талии. Следовательно, длина пояса фартука будет равна мерке От плюс какая-то величина необходимая для завязывания. По опыту могу сказать, что для завязывания достаточно запроектировать длину концов по 30 см каждый.

От точки Т вправо по линии талии откладываем величину равную сумме Ст+30см и отмечаем точку Т1 – это точка конца пояса фартука.

Ширина пояса может быть любой, и зависит она от особенностей модели и технологии изготовления. Мы возьмем, для примера, ширину пояса в готовом виде 3см.

От точки Т вверх по линии середины отложим 3 см и отметим точку П. И от точки Т1 вверх отложим 3см, отметим точку П1. Точки П и П1 соединим прямой линией — это будет линия верхнего края пояса.

По технологии изготовления предполагается, что пояс будет двойной и состоять из двух одинаковых деталей.


5 этап. Построение бретелей фартука

На рассматриваемой модели фартука две бретели, которые завязываются сзади на шее.

Возьмем длину каждой бретели 40 см, а ширину бретелей такую же, как ширину пояса – 3 см в готовом виде. По технологии изготовления бретель предполагается сделать двойной и состоящей из одной детали сложенной пополам.

Построим бретель в виде прямоугольника: длина -40 см, высота — ширина бретели в крое, т.е 6 см.


Вот и все. Чертеж готов. Обведем линии чертежа цветом, например зеленым, как у меня, подпишем названия деталей фартука, их количество, отметим расположение сгибов.

Читайте также: