Как сделать рогатую кичку

Обновлено: 08.07.2024

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

РОГАТАЯ СОРОКА

«По обычаю восточных славян, замужняя женщина была обязана закрывать свои волосы. Никто, кроме мужа, не мог их видеть, ведь, по древним поверьям, в волосах заключалась магическая сила. Находясь дома или выходя на улицу, женщина не могла быть простоволосой и убирала волосы под тот или иной традиционный убор.

«Сорока состояла из нескольких частей. Из обязательных в ней были форма под убор, включавшая в себя жесткую лобную часть, называемую кичкой, и волосник. Часто кичка и волосник были соединены. Также обязательным было присутствие позатыльника, поднизи и собственно сороки. Передняя часть сороки называлась очелье, боковые – крыльями, задняя – хвостом.

Порядок надевания этого головного убора был таким: сначала на голове укрепляли кичку с волосником, под который подбирали волосы, расчесанные на прямой пробор и заплетенные в две косы. Затем на затылке размещали позатыльник, а кичка и волосник закрывались сорокой, которая надевалась на них. К этому добавлялись налобник, разнообразные височные украшения из бисера, птичьих перьев, пуха, ткани или ниток. Сзади прикреплялись гайтаны, спущенные на спину. Поверх сороки повязывали покрывало – полотенце, ширинку, платок.

Форма сороки во многом определялась кичкой, имевшей зачастую разные местные названия и форму – лопатообразную, копытообразную или рогатую. Рогатые кички, вероятнее всего, имели древнее происхождение и связаны с языческими культами животных. Рога выполняли роль оберега для молодой матери и ее ребенка. Своим грозным видом они должны были отпугивать злых духов и защищать от дурного глаза.

МОРДВА – ЭТО ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ?

Коренное население Московского княжества – народ мордовской языковой группы мокша (от имени которого река Москва и город Москва), а коренное население Рязанского княжества – народ мордовской языковой группы эрзя (от имени которого Рязань-Эрзянь). В обоих княжествах сорока – национальный головной убор. Энциклопедия сообщает:

«Также у эрзянок были и другие головные уборы – сорока, – сплюснутый убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Сороки сделаны были по-разному – некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блестками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. Изготовление сорок было очень сложным, их делали хорошие портнихи.

Но при чем тут восточные славяне.

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ИСТОРИКОВ

Для российских историков головной болью всегда была главная проблема: откуда в Центральной России взялись славяне, если никаких славянских племен там не было?

Вот в итоге вранья или полуправды у советских историков и выходило, что сорока и кокошник – якобы головные уборы восточных славян, хотя таковых не знали ни кривичи, дреговичи, радимичи (предки беларусов), ни племена на территории Украинской ССР.

РЕКЛАМА

С давних времен было известно о влиянии различных драгоценных камней на наш организм, самочувствие и настроение. Магазин "Миледи" предлагает вам купить серьги с камнями . Широкий выбор, высокое качество, красота в деталях.



Сейчас по головному убору можно отличить разве что мужчину от женщины, да и то не всегда. А вот буквально 100-200 лет назад традиционный наряд сообщал очень много информации о его носительнице – замужем ли она, есть ли у нее дети (иногда – сколько их) и уж конечно, из какой она губернии. В отдельных случаях география определялась и еще точнее. Причем некоторые из этих уборов женщины одевали на свадьбу вплоть до 50-х годов XX века.

До свадьбы

Девичий головной убор был намного проще женского. До замужества можно было демонстрировать свою косу – девичью красу. На голову повязывали обычно ленту или одевали венчик (венец) – красиво украшенный и завязывающийся сзади.

Девушка в венце (В.И.Суриков, портрет Натальи Федоровны Матвеевой)

Волосник или повойник

Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.

Волосник XVI-XVII века из золотых и серебряных нитей, хранится в Оружейной палате Московского Кремля

Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.

Современные авторские повойники

Кика рогатая или копытцем

Рогатая кичка. Вторая половина XIX века. Спасский уезд Тамбовской губернии

Передняя часть кички поднималась и держала форму благодаря жестким вставкам, например, из бересты или самодельного картона из проклеенной бумаги и холста. Украшались кики богато – бисером, жемчугом, вышивкой. Считается, что обрамление женских уборов – жемчужное очелье и ряски – височные привески успешно скрадывали возраст, отвлекая внимание от немолодого лица.

Кика рогатая – традиционный наряд женщин русского юга

Копытообразная кика тоже несла в себе символику удачи и здоровья

Православное духовенство боролось с рогатыми языческими символами, и поощряло женщин носить другие уборы, но до конца XIX века кички успешно держали свои позиции, особенно в южных областях России.

Тульская сорока

Такой головной убор одевался по праздникам

Сборник (самшура, моршень)

Появился такой головной убор в Вологодской и Архангельской губерниях

Кокошник

Разновидности кокошников

Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe . Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.

Карл Лагерфельд, коллекция Paris-Moscou (2008/9)

Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника .

кичка что означает

Знаете ли вы, как одевались наши предки на Руси? В статье мы расскажем о таком головном уборе, как кичка, который являлся непременным атрибутом женского наряда.

Кичка что означает

Кичка что означает

Головной убор в женском русском традиционном костюме играл важную роль — по нему определяли принадлежность к жителям той или иной местности, семейное и социальное положение.

Кичка считалась короной замужества, ее особенностью были выступающие детали разной формы — копыто, рога, лопатка, которые направлялись вверх и, по поверьям, указывали на взаимосвязь с небесной защитницей. Чтобы они не теряли форму, в них вставлялся твердый материал, например, береста.

Что такое кичка в древней Руси

Что такое кичка в древней Руси

Право носить кичку получали только замужние бабы, при этом, волосы убирались полностью под головной убор. Кичка защищала женщину, когда она находилась в репродуктивном возрасте, оберегала от злых сил, оказывала содействие в рождении детей. На кичку одевали сверху сороку — в летнюю пору это была красивая ткань, а зимой — мех. Так же, в убор входил позолотник, который прикрывал сзади волосы, лоб закрывало очелье, расшитое декоративными элементами, жемчугами и, даже, золотом.

Более широкое распространение кика приобрела в южных регионах России, ее носили в Курской, Тамбовской, Орловской, Калужской и других областях, при чем, она всегда сохраняла название населенного пункта — калужская, орловская и т.д.

Вплоть до XIX века головной убор являлся неотъемлемым атрибутом замужней женщины, до тех пор, пока православная церковь не запретила ее ношение, требуя заменить кику на кокошник. Из обихода кика выходила постепенно, до 50-х годов XX-го века ее еще использовали в качестве украшения невесты на свадьбах. Сегодня, можно сказать, что о ней совсем забыли.

Рогатая кичка

Когда девушка готовилась к замужеству, ей положено было одевать кику с маленькими рожками, таким образом, она обозначала свой статус. Холостая крестьянка заплетала волосы в косу, замужняя плела две. Перед самой свадьбой молодуха распускала волосы и разделив их пробором, укладывала в круг, переплетала между собой. Это значило, что она теперь мужья жена.

Рогатая кичка

Женщина, которая родила ребенка, размер рогов кички увеличивала и так поступала после рождения каждого следующего ребенка. Со временем рога увеличивались в размерах и могли достигать 30 см.

Чтобы удержать рога в нужном положении, приходилось высоко поднимать голову, отсюда появилось слово — кичиться.

Сегодня все понимают его значение. В пожилом возрасте смысла носить кичку уже не было.

Традиция ношения кички уходит корнями в язычество, поэтому православный храм в ней посещать было запрещено. Но, элементы такого убора можно наблюдать до сих пор — особенное повязывание платка, когда его концы поднимают вверх и завязывают на макушке, при этом, кончики торчат вверх.

Женские русские головные уборы

К кичке в каждой семье было особое почтенное отношение, так как считалось, что она несет божественное благословение и благополучие. Кика бережно хранилась и передавалась от матери к дочери. Шили кичку опытные мастерицы, сначала снимали мерку, затем, рисовали выкройку. Украшали с большим усердием — драгоценными камнями и красивым шитьем. Мужья часто привозили ее в качестве подарка своим женам.

Художники не оставили без внимания этот предмет гардероба, они изображали кичку на своих картинах. У наших современников они вызывают большой интерес, особенно у тех, кто интересуется историей русского костюма и у модельеров.

Есть и другие национальные атрибуты, которые несут ту же смысловую нагрузку:

Учитель технологии школы № 1 Елена Пышная родилась, выросла и живёт в Волоконовке.

Для наглядности

Может быть, именно это чувство родства с другими жителями Волоконовки не позволяет Елене Пышной относиться к работе формально. На своих уроках педагог нашла новый подход к детям, который захватил и её саму, и ребят.

Как учителю технологии Елене Владимировне приходилось с детьми заниматься разными видами творчества, и семь лет назад она случайно вычитала в книге о лепке из солёного теста. Попробовала сделать статуэтку из него – и получилось отлично.

Соль, мука, обойный клей

Сначала делается тестовая основа: одна часть очень мелкой соли, две части муки и вода. Всё вымешивается. По своему рецепту Елена Владимировна добавляет ещё обойный клей, чтобы тесто было поплотнее.

Мастерица лепит стандартное кукольное тело и только потом добавляет наряд. Когда заготовка хорошо просыхает, учитель и дети начинают с ней работать в зависимости от изучаемого костюма.

Сушатся модели на подоконнике, и тесто при этом не трескается. Даже отопление под подоконником не мешает. С учётом добавления всё новых деталей куколки сохнут около двух с половиной недель.

Пятьдесят нарядов

Сейчас Елена Владимировна лепит и выпуклые картины, и сувениры к праздникам, и разные декоративные фигурки. Но основная страсть всё же – куклы.

Их точное количество Пышная подсчитать не берётся, так как эта цифра не постоянна: одни работы она дарит, и их место со временем занимают новые. Сейчас у неё два десятка кукол. Коллекция хранится в школе, так как фигурки используются на уроках. А за время своего увлечения педагог создала уже более полусотни таких игрушек.

Кичка, кокош, сорока. Зачем волоконовский педагог делает кукол из теста - Изображение

Фото: Анна Емельянова

Читайте также: