Как сделать умк

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация: Во второй части настоящего курса электронный образовательный ресурс рассматривается как элемент в структуре учебно-методического обеспечения учебного процесса. Поэтому в дальнейшем подробно рассмотрены вопросы организации учебно-методического обеспечения и место конкретного ЭОР в такой структуре. Особое внимание уделяется принципам создания электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих изучение теоретического материала дисциплины и получение обучающимися практических навыков и поддержку их самостоятельной работы. Отдельная тема посвящена функциям компьютерных тестов, которыми оснащается ЭОР, и даются рекомендации по их разработке для конкретного ресурса.

2.1. Состав электронного учебно-методического обеспечения образовательной программы

В настоящее время подготовка учебно-методического обеспечения (УМО) в электронном виде является одним из основных видов учебно-методической работы преподавательского состава. Комплект УМО может охватывать образовательную программу в целом, отдельную дисциплину или раздел дисциплины, например, цикл лабораторных работ . В состав комплекта УМО могут входить различные ресурсы (программы, планы, методические указания, учебники или конспекты лекций и т.д.), образуя строгую иерархию, где одни ресурсы в совокупности формируют ресурсы более высокого уровня. Все ресурсы УМО должны быть структурированы и определены связи между различными компонентами в виде инфологической модели. Необходимо подчеркнуть, что каждый электронный ресурс (составной или нет) представляет собой самостоятельный ЭОР, обладающий всеми свойствами ЭОР, изученными в разделе 1.

Организацию УМО образовательной программы (ОП) удобно рассмотреть на примере комплекта УМО по направлениям подготовки специалистов в вузе, Такой комплект часто называют учебно-методический комплект (УМК) по специальности. Соответствующая инфологическая модель представлена на рис. 2.1. На верхнем уровне данной модели находится перечень специальностей и направлений подготовки. В РФ данный перечень определяется государственным образовательным стандартом (ГОС). Каждая специальность отображается в учебный план, состоящий из обязательных дисциплин ( базовая часть) и дисциплин, вводимых в учебный план конкретным вузом (вариативная часть). К последней части относятся также и дисциплины по выбору студента. На этом уровне происходит разработка учебных планов с учетом специфики конкретных учебных заведений.

Изучение конкретных дисциплин учебного плана каждое учебное заведение ведет по своим методикам, опираясь на свою материально-техническую базу и профессорско- преподавательский состав. Поэтому, изучение даже одноименных дисциплин базовой части учебного плана в различных заведениях ведется по -разному.

Конкретизация методики обучения по отдельной дисциплине проводится на уровне программы учебного курса, где определяется объем и последовательность изучения теоретического материала, количество и вид семинарских, лабораторных и практических работ , объем и периодичность контрольных мероприятий и т.д. В конечном итоге, тот или иной вариант изучения дисциплины определяется объемом изучаемого материала, методикой и глубиной его освоения, а также степенью его универсальности. В программе учебного курса определяется совокупность ресурсов, обеспечивающих получение знаний и навыков на заданном уровне освоения данной дисциплины. Программа по конкретному учебному курсу в совокупности с заданными в ней ресурсами образует УМК по конкретной дисциплине.


Таким образом, на уровне программы учебного курса определяются текстовые и мультимедиа образовательные ресурсы, содержащие собственно знания, подлежащие изучению. На рис. 2.1 видно, что при организации изучения какой-то дисциплины только одним учебным курсом уровни 3 и 4 практически превращаются в один. Однако, строго говоря, данный случай является частным, хотя и часто встречающимся на практике. Именно поэтому термины "учебный курс" и "дисциплина" часто воспринимаются как синонимы.

Формирование УМК по дисциплине на практике ведется на основе ресурсов уровня 5, которые в этом контексте можно назвать первичными образовательными ресурсами, поскольку они не включают в свой состав другие, оформленные в виде пакета SCORM, образовательные ресурсы. Ресурсы остальных уровней представляют собой составные ЭОР, включающие в свой состав ЭОР более низкого уровня. Исключением является уровень 6, представляющий собой самостоятельный первичный ресурс и входящий в УМК по ОП.

Учебно-методическое обеспечение, позволяющее обучающимся эффективно работать по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы, представляет собой совокупность учебно-методических материалов на различных видах носителей, содержащих учебные материалы для каждой дисциплины в соответствии с профессиональной образовательной программой.

Рассмотренная выше инфологическая модель может быть с успехом использована при разработке УМК по ОП среднего образования, поскольку в ее основе также лежит учебный план (в европейских странах называется – учебная программа ) среднего (полного) общего образования. Аналогично рассмотренной модели, основная образовательная программа среднего (полного) общего образования содержит обязательную (базовую в терминологии модели) и формируемую участниками образовательного процесса (в модели – вариативную) части. Соотношение между этими частями в РФ установлено на уровне 40 и 60 процентов соответственно.

Отличительной особенностью среднего образования является акцентирование внимания на воспитании обучающихся и методики преподавания дисциплин. Однако для данного курса важнее принципы формирования ЭОР и УМК на их основе, которые инвариантны к контекстному наполнению конкретной ОП или ЭОР.

Учебно-методический комплекс (УМК) – это множество систематизированных материалов, которые необходимы для реализации образовательного течения, обеспечивающего успех учеников в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах работы.

Учебно-методический комплекс рекомендуется оценивать как систему, части которой взаимосвязаны.

Следовательно, УМК – это система, в которой все компоненты создают одно целое и связаны между собой, чтобы достичь цель образовательной программы.

Все компоненты УМК можно разделить на четыре составляющие:

  1. Обучающая программа как ведущий документ, на основании такой программы разрабатывается УМК.
  2. Учебные и систематические руководства для педагога и учеников. Осуществление факультативной образовательной программы недопустимо без применения дополнительного набора материалов, вспомогательных, справочных и информационных материалов, предметных систематических руководств, краткая запись занятий, научной, дополнительной и методической литературы, целей и задач, решаемых по данным шаблонам, творческих заданий, и т.п.
  3. Систему методов обучения. В этот компонент входят пособия, направленные на то, чтобы помочь освоить содержание дополнительной образовательной программы. Методы, предполагаемые для поддержания изучения теоретического материала, условно можно разделить на традиционные и современные.

К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.

К современным печатные пособиям относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.

  • материалы по индивидуальному сопровождению формирования учащихся (методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);
  • материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел).

Планирование УМК – это кропотливое и творческое дело, которое отнимает очень много времени.

Этапы разработки УМК

На первом этапе построения УМК учитель разбирает определенные задачи обучения, воспитания и развития учеников, характер и объём информации, которую необходимо усвоить, начальный уровень подготовленности обучающихся. Так же важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на логические порции (информационные компоненты) и доказать логику построения для каждого компонента соответствующей методики.

На втором этапе преподаватель начинает разрабатывать методические советы, подбирает материалы по индивидуальному сопровождению формирования учащихся, готовит анкеты, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии многочисленных мероприятий и дел, игровых методик.

Учебно-методические комплексы

На третьем этапе развития УМК преподаватель составляет учебные и методические пособия, пакет материалов, которые обеспечивают индивидуальное содействие обучающихся в усвоении образовательной программы, его общественном и профессиональном определении.

Каждый преподаватель вправе составлять свой УМК, подготовить его содержание по своему усмотрению, согласно уровню подготовленности обучающихся и их образовательных потребностей.

УМК могут разрабатывать отдельные педагоги или коллективы педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения и вида дополнительной образовательной программы. УМК создан того, чтобы решать общий круга задач, которые появляются в рамках образовательного процесса.

Порядок построения УМК

  1. УМК подготавливается преподавателем кафедры или коллективом преподавателей, которые обеспечивают чтение дисциплины согласно образовательным планом обучения курсантов (слушателей) по специальностям (направлениям). Кафедра, которая разрабатывает УМК несет ответственность за качественную разработку УМК, который соответствует запросам Государственного образца по обучению курсантов (слушателей) по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое оснащение соответствующего предмета, в том числе и за обеспечение учебного процесса, учебной и учебно-методической литературой. Учебно-методические и учебные материалы, внесенные в УМК, должны показывать новейшие этапы становления науки, предполагать логически связное описание учебного материала, применение новейших методов и технических приспособлений интенсификации учебного процесса, которые позволяют учащимся глубоко усваивать учебный материал и приобретать умение по его применению на практике.
  2. Подготовка УМК делиться на следующие этапы:
  • построение учебной программы по предмету, входящего в учебный план подготовки курсантов (слушателей) по соответствующей специальности
  • подготовка модели УМК по предмету, включающего: цели, проблемы, содержимое, элементы, конструкции, методы и средства обучения, функции, которые реализуются в ходе обучения
  • подготовка планов лекций, методики преподавания дополнительных уроков, иллюстрированных материалов, упражнений для учащихся, разработки курсовых работ и пр.
  • оформление документов по УМК в печатном и электронном виде
  • одобрение материалов УМК
  • правка материалов УМК.

Итак, УМК готов, а это означает, что создавший его преподаватель четко видит перед собой весь запланированный процесс, каждый его шаг, любое действие. Подробно распланированный учебно-методический комплекс – основа хорошо сформированного и результативного обучения. Если так произойдет, что посреди семестра заболевшего учителя замещает другой, учебный процесс от этого не изменится, потому что новый преподаватель сможет использовать материалы, заранее подготовленные коллегой.

Читайте также: