Как сделать методичку по информатике

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Используется на самом первом занятии факультативного курса по изучению основ программирования в 5 классе для повышения мотивации, мини-проекты в группах

1. Исследовать вопрос теории творческого мышления.
2. Изучить основные особенности творческого мышления.
3. Рассмотреть некоторые психолого-педагогические принципы развития
творческого, креативного мышления.
4. Выявить уровень сформированности креативного мышления у
восьмиклассников.
5.Определить способы и приемы активизации мыслительной деятельности на уроках информатики.

Презентация предназначена для изучения темы "Двоичная система счисления", получению и закрепления практических знаний по данной теме в 8 классе.

Изучение материала по теме "Кодирование информации" происходит в игровой форме. Учащиеся в группах изучают различные способы кодирования и декодирования информации (флажковую азбуку, азбуку Морзе, шифр Цезаря, шифр Виженера, кодировочную таблицу и шифр перестановки). В конце урока подводятся итоги и рефлексия.

Конспект урока-суда на создателем компьютерного вируса можно использовать, как на уроке, так и на внеклассном мероприятии по информатике. В настоящее время тема является очень актуальной, так как весной и летом 2017 года были две самые масштабные кибератаки за всю историю компьютерных вирусов. Учитель за несколько дней до урока распределяет роли между учащимися. Ребята самостоятельно готовят свои выступления. В конспекте приведён пример суда, который у нас получился. Подводя итоги уроки, проводится рефлексия.

Урок-игра рассчитан для студентов 1-2 курса СПО, предмет "Информатика". Игру можно проводить как среди студентов одной группы, так и между параллелями. Предлагаемая разработка поможет преподавателям содержательно организовать досуг студентов, разнообразить учебную работу по информатике. Данный урок в игровой форме целесообразно проводить в рамках проведения декады информатики.

В данном архиве представлены результаты работы команды "Люди Х" по этапам сетевого проекта.

Представлены результаты работы команды "Прогресс" в данном сетевом мероприятии.

Опишите вашу классную комнату. Какие языки вы при этом использовали?

Перечислите не менее пяти способов приветствия друг друга, используя разговорные языки, язык жестов и мимики.

Кодирование информации

С помощью флажковой азбуки (см. рисунок) запишите свое имя и фамилию.

Дана кодовая таблица азбуки Морзе

Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?

Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова

ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.

1) отгадай пословицу: самый колючий зверь в лесу – это

2) рыбаки сделали во льду и стали ловить рыбу.

Придумайте свою кодировочную таблицу и зашифруйте с её помощью свой домашний адрес.

“Шифр Виженера”. Это шифр представляет шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста : 3 1 9 1 3 1 9 1 и т.д. Используя в качестве ключевого слово ВАГОН, закодируйте слова ;АЛГОРИТМ, ПРАВИЛА, ИНФОРМАЦИЯ.

Придумайте свой шифр перестановки и с его помощью зашифруйте свое имя и фамилию.

Представление числовой информации.

Придумайте свою непозиционную систему счисления и запишите в ней числа 45, 769,1001.

Выполните действия и запишите результат римскими цифрами:

Запишите в развернутом виде числа:

Запишите в десятичной системе счисления числа:

Запишите в десятичной системе счисления числа:

Перевести целые числа из десятичной системы счисления в троичную:

Перевести целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:

Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить шесть знаков.

Перевести из десятичной системы счисления следующие числа:

Перевести двоичные числа в восьмеричную систему счисления:

110000110101, 1010101, 0,1010011100100, 0,1111110001,
0,1001111100000, 0,1100010, 11100001011001, 1000010101

Перевести двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:

11011010001, 111111111000001, 0,0110101, 0,11100110101,
10001111010, 1000011111011, 0,101010101, 01100110011.

Перевести восьмеричные числа в двоичную систему счисления:

Перевести числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную:

Перевести следующие числа:

Арифметические действия

1001001+10101, 1011011+1011011,
101101+1101101, 1010111+101100,
1110101+1001101, 1110011+1011011,
11000,11+11010,11, 1110110,11+1010111,11
10001000 – 1110011, 1101011 – 11100110,
11010110 – 10101110, 11000110 – 1011101,
1111001 – 1010111, 1110101,101 – 1001,111,
1101100 – 10110110, 1011001,1 – 1001101,1
100001 • 111,11, 111010 • 10010,
10011 • 1111,01, 11100 • 10110,
101101 • 111011, 11010 • 10110,
101111 • 111001, 11000 • 10100.
1000000 : 1110, 11101001001 : 111101,
10111001101 : 110101, 101011110101 : 110111,
1000111111 : 101111, 101011110101 : 110111,
11101001000 : 111100, 100011011100 : 110110.

Таблицы истинности.

Логические схемы.

Составьте таблицы истинности для следующих логических выражений:

F= ¬ ((X ^ Y) & (Z^ X)) & (Z ^ Y)

F= (A ^ B) & (¬ B ^ A ^ B)

Заполните пустые ячейки таблицы истинности

А В С С ^ А (С ^ А) —> В
0 0 0 1
0 0 0 1
0 1 1 0
1 1 1 1

Постройте логическую схему, соответствующую логическому выражению, и найдите значение логического выражения

F=A^ B & ¬ C, если А=1, В=1, С=1

F= ¬ (A ^ B & C), если А=0, В=1, С=1.

F= (A^ B) & (C^ B) , если А=0, В=1,С=0.

F= B& ¬ A ^ ¬B & A , если А=0, В=0.

Составьте таблицы истинности и определите истинность формулы:

Перевести числа из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную:

Перевести числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную:

Задания повышенной сложности

Определите правило шифровки и расшифруйте слова:

ДНК человека (генетический код) можно представить себе как некоторое слово в четырехбуквенном алфавите, где каждой буквой помечается звено цепи ДНК, или нуклеотид. Сколько информации (в битах) содержит ДНК человека, содержащий примерно 1,5 ?10 23 нуклеотидов?

Известно правило: чтобы перевести число из двоичной системы счисления в восьмеричную, нужно сгруппировать подряд три цифры, считая от запятой, отделяющей целую часть от дробной, и отдельно перевести двоичные числа, полученные из цифр каждой группы, в восьмеричные числа, каждое из которых выражается только одной восьмеричной цифрой. Записанные в том же порядке эти восьмеричные цифры образуют искомую восьмеричную запись числа. Можно ли сформулировать похожее правило для перевода чисел из троичной системы в систему счисления с основанием 9?

Сумму восьмеричных чисел

17+1700+170 000+ … + 1700 000 000

перевели в шестнадцатеричную систему счисления. Найдите в записи числа, равного этой сумме, пятую цифру слева.

Записать наибольшее и наименьшее n - разрядные числа, представимые в системе счисления с основанием p и перевести эти числа в десятичную систему:

Перевести следующие числа:

2316—>А2, АС116—>А8,
23,458—>А2, 1010108—>А2,
1010,00111012—>А8, 1010102—>А8,
1010,00111012—>А16, 23,5618—>А16.

Ниже даны описания некоторых рисунков с помощью системы векторных команд. Воспроизвести на бумаге эти рисунки.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (47):

методичка по информатике1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО

О.В. Родионова

информатика

Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов

кандидат физико-математических наук, доцент В.С. Ванькова

(кафедра информатики и ВТ Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого)
Родионова, О.В.

Р?? Информатика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.В. Родионова– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2005. - 136 с.

Данное учебное пособие разработано для студентов дневной и заочной форм обучения педагогических вузов.

© О.В. Родионова 2005

© Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

^ ПРЕДМЕТ ИНФОРМАТИКИ 7

История развития информатики 7

Информатика как наука 8

Структура современной информатики 9

Правовые и этические аспекты информатики 9

информация, ее виды и свойства 13

Непрерывная и дискретная информация 14

Единицы количества информации 15

Свойства информации 19

Методы хранения и передачи информации 23

^ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 25

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 25

Позиционные системы счисления 25

Двоичная система счисления 27

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления 28

Основы логики 30

Основы логики 30

Формы мышления 30

Алгебра высказываний 31

Логическое умножение (конъюнкция) 32

Логическое сложение (дизъюнкция) 33

Логическое отрицание (инверсия) 34

Логические выражения и таблицы истинности 35

^ Логические функции 36

Понятие об информационном моделировании 38

Понятие об информационном моделировании 38

Моделирование как метод познания и решения прикладных задач 38

^ Информационное моделирование 39

Основные этапы разработки и исследования моделей с помощью компьютера 41

Алгоритмы 43

Алгоритмы 43

Свойства алгоритмов 44

Виды алгоритмов 44

Буквы, абстрактные алфавиты и операторы 46

Формализация понятия алгоритма 47

Формализация понятия алгоритма 47

Постановка проблемы 47

Машина Поста 48

Машина Тьюринга 49

Нормальные алгоритмы Маркова 50

^ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ ПРОГРАММ 51

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ ПРОГРАММ 51

Объекты задач и объекты программ 51

Последовательность решения задач на ЭВМ 52

Разработка программ 52

^ АРХИТЕКТУРА ЭВМ 59

АРХИТЕКТУРА ЭВМ 59

Классическая архитектура ЭВМ и принципы фон Неймана 60

Совершенствование и развитие внутренней структуры ЭВМ 63

^ Логические основы устройства компьютера 67

Логические основы устройства компьютера 67

Базовые логические элементы 67

Сумматор двоичных чисел 68

программное обеспечение компьютера 71

программное обеспечение компьютера 71

Общее программное обеспечение 72

Прикладное программное обеспечение 73

Мультимедийные информационные технологии 77

Понятие гипертекста 77

Системы мультимедиа 79

Виртуальная реальность 80

^ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ 81

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ 81

Локальные сети. Аппаратные средства 83

Конфигурации локальных сетей и организация обмена информацией 83

Глобальные информационные сети 85

^ Аппаратные средства и протоколы обмена информацией 86

Понятие искусственного ИНТЕЛЛЕКТА 87

Направления исследований и разработок в области систем искусственного интеллекта 87

^ Представление знаний в системах искусственного интеллекта 89

Интеллектуальный интерфейс информационной системы 91

История развития языков программирования 92

История развития языков программирования 92

^ Языки Программирования Высокого Уровня 94

Языки Программирования Высокого Уровня 94

Понятие языков программирования высокого уровня 94

Описание языков программирования. 95

^ Грамматика языков программирования 96

Паскаль как язык структурно-ориентированного программирования 99

Паскаль как язык структурно-ориентированного программирования 99

Алфавит и идентификаторы 99

^ Данные и их типы 100

Общая структура программ 101

Простой и составной операторы 103

Подпрограммы, процедуры и функции 103

Основные конструкции языка 106

Оператор безусловного перехода 111

Структуры данных 111

Понятие файлового типа и его структура 117

^ ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 120

ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 120

Основные положения 120

Основы объектного программирования в системе Турбо-Паскаль 121

^ Среда объектно-визуального программирования DELPHI 122

Структура программ Delphi 126

Варианты 127

Классы и объекты 132

Литература 137

Литература 137

ПРЕДМЕТ ИНФОРМАТИКИ

История развития информатики

Информатика – дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными сетями, т.к. именно компьютеры позволяют создавать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.

После второй мировой войны возникла, и начала бурно развиваться кибернетика как наука об общих закономерностях в управлении и связи в различных системах: искусственных, биологических, социальных. Рождение кибернетики принято связывать с именем американского математика Ноберта Винера. Развиваясь одновременно с развитием ЭВМ, кибернетика превратилась в науку о преобразовании информации.

Под информацией в кибернетике понимается совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторой системой воспринимаются от окружающей среды, выдаются в окружающую среду и хранятся в себе.

С развитием информатики возник вопрос о ее взаимосвязи и разграничении с кибернетикой. Один из подходов разграничения этих дисциплин – отнесение к области информатики исследований информационных технологий (ИТ) не в любых кибернетических системах, а только социальных. В то время как за кибернетикой сохраняются исследования общих законов движения информации в произвольных системах, информатика, опираясь на эту теорию, изучает конкретные способы и приемы передачи, переработки и использования информации. Многие считают разделение информатики и кибернетики искусственным, а многие, что кибернетика – это одна из составных частей информатики.

Что не так с уроками информатики в школе: полный обзор - слайд

Разбираемся вместе с онлайн-школой программирования Кодабра, что происходит на уроках информатики, что думают об этом учителя и ученики и как сделать этот предмет полезным в реальности.

Что происходит на уроках информатики в школе

В школе информатика начинается с 7-го класса, занимаются по уроку в неделю. В некоторых школах её больше — уроки начинаются 5 или 6 класса, тратят больше 2 часов в неделю. Как правило, это происходит в школах с углубленным изучением физики и математики или в школах, где родители смогли убедить директора в необходимости информатики.

Чаще всего в школах занимаются по программе Босовой, хотя учитель может выбирать и другие программы. Программу Босовой выбирают из-за того, что она просто написана, укомплектована не только учебником, но и презентациями и заданиями для проверки.

Но есть минус — она создавалась для деревенских школ, и детям из школ с углубленным изучением математики и физики она кажется скучной.

Содержание уроков зависит и от программы, и от учителя. Как говорят сами учителя, они часто преподают то, что им нравится, а не то, что нужно по программе. Также содержание урока зависит от уровня школы.

В физико-математическом лицее большую часть курса будет занимать программирование — дети изучают классические алгоритмы, языки программирования, машинное обучение и веб-разработку. Ученики многое делают сами, а учитель больше выполняет роль консультанта. В обычных школах больше времени уделяют обработке информации, знакомятся с коммуникационными технологиями.

Учителя стараются включать в уроки побольше практических заданий. Так уроки становятся интересными и полезными для детей.

Сергей Анохин, учитель информатики:

Я стараюсь объяснить теорию за 10–15 минут, а потом перехожу к практике, решаем задачи. Конечно, есть теоретические занятия, где они считают биты и байты и работают только в тетрадях. Но я почти всегда готовлю практические работы по всем темам. Разобрали пять-десять минут и дальше работаем.

Математика и информатика сами по себе смысла не имеют, какой смысл сидеть и на кнопки нажимать, уравнения решать. Смысл рождается, когда ты в каком-то деле начинаешь их использовать. И практические работы у меня бывают с материалом из истории, географии и математики. Что-то делаете не просто так, а можете это применить.

Дети лучше реагируют именно на практические задачи. Причем не так важно, чтобы их проводили на компьютере, важнее, чтобы у них был смысл.

Даша, Санкт-Петербург, 7 класс:

За три месяца мы еще ни разу не включили компьютер. С одной стороны, это странно. С другой стороны, мы изучаем базу, например, биты и байты. И мне интересно, потому что компьютер я включать и так умею, а базы не знала.

На уроке мы прорабатываем тему с помощью практических заданий. Нам рассказывают, мы конспектируем, а потом на интерактивную доску выводят практические задания. Например, спрашивают в какой строчке поисковых запросов будет больше.

Давид, Москва, 6 класс:

До дистанционки мы больше изучали приложения. В 5 классе печатали текст, потом изучали пейнт. Сейчас все больше решаем логические задачи. Я хожу на информатику без особого желания, потому что слишком легко.

Но задания и содержание меняются на дистанционке. Многое изменилось после перехода на дистанционное обучение — это говорят и учителя, и ученики. Они отмечают, что по информатике у учеников накопились академические задолженности. Это связано с тем, что ребята не понимают сложную тему, но стесняются спросить при всех. Раньше они могли подозвать преподавателя, он подсаживался, намекал на правильное решение и ребенок занимался дальше.

Чего не хватает урокам информатики

У учеников мало мотивации.

Учителя отмечают, что не все дети настроены учиться, когда приходят в среднюю школу. И на дистанционном обучении это становится заметнее — если на живых уроках дети делают хоть что-нибудь, то дома начинаются проблемы.

Дмитрий Михалин, учитель информатики:

Информатика не является жизненно необходимым предметом. Без нее дети могут спокойно жить и получать профессию. Но сложно назвать образованным человека, который не понимает, как работать с информацией, как ее представить, защитить и отличить достоверную от недостоверной.

Родители не совсем согласны с учителями. Они считают, что информатика нужна, а в плохой мотивации детей виноваты неинтересные пособия и уроки.

Элеонора, мама семиклассника:

Уже мое настоящее происходит в онлайне, а значит их будущее точно будет там. В Москве можно найти работу курьером, но с ноутбуком можно за два-три часа сделать больше, реализоваться лучше и без стрессов и пробок.

Не хватает базовых знаний.

По мнению учителей дети приходят с очень разными знаниями и уровнем грамотности.

В одном классе дети делают самостоятельную работу за урок, в другом — за три. Возможно, это связано с тем, что сейчас, когда техники вокруг много, дети не особо пытаются разобраться, как она работает. Дети понимают, как использовать смартфон и на этом останавливаются.

Мало времени на изучение предмета.

Чаще всего дети занимаются час в неделю. За этот час можно дать только базовые знания. Некоторым детям их будет мало, а некоторым — много. В результате интерес теряется и у первых, и у вторых.

Дмитрий Михалин, учитель информатики:

Часто те, кто хочет и может серьезно заниматься программированием, в старших классах переходят в школы с углубленным изучением математики и информатики. Но некоторые остаются в своих школах, а программировать ходят на кружки и курсы. Было бы здорово, если бы в каждой школе были подходящие кружки для всех желающих.

Не хватает компетентных учителей.

Учителя информатики в один голос говорят, что найти новых коллег сложно.

Найти учителя, который даст базовые занятия легко, но найти специалиста, который умеет пользоваться разными приложениями и программировать на трех языках — нет. Возможно, это связано с тем, что подкованные технари не идут в школу, они находят высокооплачиваемую работу в IT-секторе или других компаниях.

Но может быть и другая проблема — технарю без педагогических навыков сложно в школе.

Сергей Анохин, учитель информатики:

Нужно уметь общаться с детьми. Если преподаватель очень умный, но будет только читать лекции, не будет вкладываться в общение с детьми, дети будут переходить в другие группы к другим преподавателям.

Дети знают, но не понимают предмет.

Из-за того, что уроков мало, а нужно охватить большую область знаний, учителя преподают по верхам. И с одной стороны, этого может быть достаточно, чтобы заинтересовать детей, но недостаточно, чтобы дети поняли всю суть.

Николай Ведерников, преподаватель Кодабры:

Что происходит, когда мы тыкаем на ярлык, как запускается приложение, как работает оперативная память, как процессор проводит вычисления. Общее представление нужно иметь обо всем. Если ты хочешь углубляться, ты пишешь код — но если ты при этом не понимаешь, почему один вариант решения лучше другого, не понимаешь, что происходит в компьютере, то ты плохой специалист.

Каким должен быть учитель информатики

Детям предстоит применять цифровые навыки на практике, значит, учитель должен и сам это уметь и должен показать разные способы решения одних и тех же задач. И чем больше он работал с программами из разных сфер жизни, тем лучше.

Андрей Кост, преподаватель Кодабры:

Практические занятия помогают ребенку понять, где пригодятся полученные знания. И эти занятия должны соответствовать интересам ребенка: хочешь, делаешь игру, не хочешь — разрабатываешь сайт.

Николай Ведерников, преподаватель Кодабры:

Мы проходим условные операторы и ребенок должен понимать, где это пригодится. Не с точки зрения информатики. Ребенок приходит игры создавать и ему объясняют, что если персонаж упал, у него минус жизнь — вот он условный оператор.

Меня в школе осенило — мы прошли циклы и этого хватит, чтобы сделать любую программу. А учителя не обращали на это внимание.

Чем меньше времени на изучение предмета, тем лаконичнее и ярче должен быть преподаватель. Тем важнее, чтобы он мог зацепить ученика и правильно подать материал.

Николай Ведерников:

Я лучше всего помню преподавателя схемотехники. Он никогда не рассказывал голую теорию, а добавлял рассказы, байки, анекдоты. И все эти рассказы помогали перейти от одного учебного момента к другому, он приводил примеры или проводил параллели.

Также на школьных уроках учителю важнее вовлечь детей, чем быть супертехнарем. Важно показать, что информатика помогает жить и работать, а подход можно найти к любому: кому-то захочется сделать сайт, кому-то — создать игру, а кому-то — написать сценарий для умного дома.

Андрей Кост:

И уроков информатики немного, 35 занятий в год. Каждый урок можно сделать безумно интересным — показывать фильмы про технику и компьютеры, рассказывать про ученых и интересных людей. Младшим классам давать историческую справку, со старшими разбирать кейсы и задачи решать.

Что в итоге

Читайте также: