Как сделать лсо

Обновлено: 02.07.2024

Локальная система оповещения о ЧС на предприятии — это сочетание программных и технических средств, задача которых при необходимости довести информацию и сигналы оповещения до персонала объекта, специализированных служб и учреждений, а также до населения, проживающего рядом с объектом.

  • руководителей и персонала объекта;
  • объектовых сил и служб гражданской обороны;
  • руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия
  • локальной системы оповещения;
  • оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района;
  • населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

На каких объектах должны быть установлены локальные системы оповещения (ЛСО)

На потенциально-опасных объектах (ПОО) – вне зависимости от класса опасности

На опасных производственных объектах (ОПО) I и II классов опасности

На особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах

На гидротехнических сооружениях (ГТС) чрезвычайно высокой опасности (I класс) и гидротехнических сооружениях высокой опасности (II класс)

Кто создает Локальные системы оповещения

Локальные системы оповещения обязаны создавать и поддерживать в работоспособном состоянии организации, эксплуатирующие указанные выше группы объектов.

Какая должна быть зона действия ЛСО

  • в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
  • в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
  • в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) — на расстоянии до 6 км от объектов.

14 июля 2015 sngsneg

Локальные системы оповещения

Ответственность за организацию оповещения в районах размещения ПОО возлагается в первую очередь на эти объекты, как юридических лиц, а следовательно, на их руководителей.

Организация оповещения входит и в задачи КЧС и ПБ и председателей КЧС и ПБ как должностных лиц.

– в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта):

– в районах размещения ХОО – в радиусе до 2,5 км вокруг объекта;

– в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от объектов.

Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до;

– руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей ПОО, и объектового звена РСЧС:

– объектовых аварийно-спасательных формирований:

– персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект:

– руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО:

– населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Готовность ЛСО к работе определяется при условии, если:

– определен порядок построения и реконструкции локальных систем оповещения (ЛСО), согласован с управлением (отделом) ГО ЧС города, района, оформлен в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по созданию ЛСО в районах размещения ПОО;

– ЛСО заведена на ТАСЦО (территориальную автоматизированную систему централизованного оповещения);

– разработана нормативно-техническая документация на ЛСО;

– издан приказ о назначении ответственных лиц за эксплуатацию ЛСО;

– разработаны графики и инструкции по проведению проверок работоспособности ЛСО;

– имеются в наличии пакеты с текстом для оповещения;

– разработана инструкция о порядке оповещения и информирования сотрудников объекта и населения, проживающего в зоне ответственности ПОО;

– имеется в наличии радиотрансляционная сеть или ГГС в организации;

– ДДС (ДС) подготовлена для работы с локальными системами оповещения.

Похожие статьи:


Категория: ГО и ЧС

Важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф является своевременное оповещение его. Создание автоматизированных систем оповещения - одно из главных мероприятий по защите населения. Первоочередной задачей штабов ГО потенциально-опасных объектов является создание локальных систем оповещения руководящего состава РСЧС и информирование населения, проживающего в районах их размещения.

Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов управления и населения заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны затопления.
Программно-аппаратный комплекс АСО предназначен для организации оповещения и информирования населения территориального, местного и объектового уровней управления РСЧС. Разработан на общих системных принципах автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС и Автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ). Соответствует требованиям нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ. Создавался при научно-методической поддержке ФЦ ВНИИ ГОЧС.

ЛСО решает следующие задачи:
Оповещение и информирование персонала потенциально-опасного объекта (ПОО) и населения, проживающего в районе его размещения, при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации;
Оповещение руководящего состава ПОО, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС, организаций и учреждений, расположенных в 2,5 км зоне возможного заражения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Опыт применения комплекса АСО для построения ЛСО ПОО показал, что новый комплекс имеет следующие преимущества:
Применение системы громкоговорящей связи позволило снять с эксплуатации электросирены и применять данное оборудование одновременно для озвучивания территории предприятия, производственных и административных помещений, а при необходимости и прилегающей территории:
Для оповещения работников предприятия и населения прилегающих территорий по сигналам РСЧС как в режиме сиренного звучания, так и режиме передачи речевой информации;
Для оповещения работников по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Для передачи объявлений различного назначения;
Для трансляции радиопрограмм. При этом зона озвучивания выбирается исходя из необходимости в соответствии с прогнозом возможной обстановки.

Развертывание ЛСО различных ПОО на базе комплекса АСО показало во всех случаях значительный экономический эффект как на стадии развертывания, так и при эксплуатации. Эксплуатация ЛСО на базе комплекса АСО показала:
Высокую гибкость системы, возможность создания множества вариантов оповещения на основе прогноза возможной обстановки, обусловленных принципом работы, в том числе и по коммутируемым каналам связи, сетям передачи данных;
Возможность ее интеграции в АС ОСОДУ;
Возможность ее двойного применения;
Автоматизированное управление процессом оповещения от АСЦО города и области;
Сопряжение с существующей системой оповещения, выполненной на аппаратуре П-164 и П-160 на аппаратном и программном уровнях;
Документирование распоряжений на оповещение органов управления, КЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС;
Высокую оперативность в работе, возможность ее использования для сбора и обмена оперативной информацией;
Возможность оповещения руководящего состава в системах сотовой и транкинговой связи;
Возможность совмещения в одной аппаратуре (система громкоговорящей связи) функций электросиренного озвучивания и звукофикации территорий и объектов;
Небольшие капиталовложения на ее создание (в 30-40 раз меньше по сравнению с П-164);
Низкую стоимость, а в некоторых случаях и отсутствие затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание;
Применение различных каналов связи при построении в зависимости от существующих возможностей, экономической целесообразности;
Размещение аппаратуры на пунктах управления РСЧС. Эксплуатация систем на различных потенциально-опасных объектах показала их высокую эффективность, надежность, гибкость и оперативность при проведении различных вариантов оповещения во время еженедельных проверок и задействовании по назначению в ходе учений и реальных чрезвычайных ситуациях.


В данной статье рассматриваются вопросы разработки критериев и проблем определения перечня опасных объектов, которым необходимо создание локальных систем оповещения, для обеспечения своевременного доведения до органов управления, сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, персонала объектов и населения сигналов экстренного оповещения об возникших чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: гражданская оборона, локальная система оповещения, район размещения, техногенный характер, высокая опасность.

В связи с усложнением технологических процессов, широким применением опасных химических и радиоактивных веществ, высокой концентрацией промышленности в отдельных регионах РФ наблюдается рост количества аварий и катастроф техногенного характера, на потенциально опасных объектах.

При возникновении ЧС на потенциально опасных объектах возникает ряд поражающих факторов, с высокой вероятностью и скоростью, таких как, горение, взрыв, ударная волна, вторичные поражающие факторы, токсическое заражение местности и приземного слоя воздуха, катастрофическое затопление территорий, загрязнение гидросферы. Внезапность и высокие скорости распространения опасных и вторичных поражающих факторов аварий требуют принятия оперативных мер по защите персонала объектов и населения.

Негативным результатом существования, функционирования и развития техносферы, является результатом роста возможного возникновения на ее объектах, различного рода аварий и техногенных катастроф, имеющих тяжелые последствия.

Важной категорией сферы техногенной безопасности является понятие опасного объекта, исходя из этого объекты по видам опасности делятся на:

– объекты, не представляющие опасности;

– объекты, на которых источники хронической опасности для рабочих, служащих и населения реализуются более одного месяца;

– объекты, на которых источники острой, быстро развивающейся опасности для рабочих, служащих и населения присутствуют постоянно.

Локальная система оповещения, это организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб (далее — ДДС), специальной аппаратуры управления и средств оповещения, линий связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения объектовым аварийно-спасательным формированиям (далее — АСФ); персоналу, руководящему составу гражданской обороны (далее — ГО) и объектовому звену РСЧС самого опасного объекта; руководителям и ДДС организаций, находящихся вблизи; и населению, проживающему в непосредственной близости зоны ответственности ЛСО

Промедление с задействованием систем оповещения, их отсутствием, неработоспособностью или не перекрытием всей заявленной зоны (территории) оповещения по проектным нормам, снижают эффективность защитных мероприятий, что может привести к неоправданным жертвам и потерям среди работников самих опасных объектов, где произошла ЧС, а также работников других, вблизи расположенных объектов, и населения.

Поэтому в настоящее время, при широком использовании в производстве опасных веществ и высокой вероятности возникновения ЧС природного и техногенного характера, вопросы разработки критериев и проблемах определения перечня опасных объектов, которым необходимо создание ЛСО, а так же вопросы контроля (надзора) за, реконструкцией и поддержанием в постоянной готовности систем оповещения как никогда актуальны.

Для обеспечения своевременного доведения до органов управления, сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, персонала объектов и населения, экстренной информации и сигналов оповещения об опасностях, на органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых действуют потенциально опасных объекты (далее — ПОО), возлагается ответственность за организацию оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в зонах ответственности ЛСО.

1) локальные системы оповещения на ПОО, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей;

2) объектовые системы оповещения (далее — ОСО) на объектах и в организациях с одномоментным нахождением более 50 человек (включая персонал), на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от численности одномоментно находящихся людей, на которых последствия аварий не выходят за пределы объекта.

В отличие от ЛСО, ОСО создаются для доведения сигналов оповещения только до объектовых сил гражданской обороны, нештатных аварийно-спасательных формирований, руководителей и персонала данного объекта.

– в районах размещения радиационно опасных объектов, ЛСО должна осуществлять оповещение в радиусе 5 км., вокруг объектов (включая поселок объекта);

– в районах размещения химически опасных объектов, в радиусе до 2,5 км., вокруг объектов;

– в районах размещения гидротехнических объектов, на расстоянии до 6 км., от объектов в нижнем бьефе, в зонах затопления.

При отсутствии четкого нормативно-правового определения, каким объектам — ПОО и/или ОПО, необходимо создавать ЛСО, в стране участились случаи обращения в суды руководителей опасных объектов, с жалобами о признании недействительными предписаний об устранении нарушений установленных требований в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (далее — ЗНиТ от ЧС), выданных органами государственного контроля и надзора МЧС России, и отмене постановлений судов о назначении административных наказаний.

Разночтения в нормативно-правовой базе РФ приводят к неоднозначному толкованию законодательных норм, что, в свою очередь, приводит к росту спорных ситуаций, решаемых в судебном порядке.

– 1 класс — объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных ЧС;

– 2 класс — региональных;

– 3 класс — территориальных;

– 4 класс — местных;

– 5 класс — локальных ЧС.

– I класс — чрезвычайно высокой опасности;

– II класс — высокой опасности;

– III класс — средней опасности;

– IV класс — низкой опасности.

Класс опасности ОПО зависит от технических параметров объекта, характеристик машин и механизмов, которые эксплуатируются в его составе, и устанавливается исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО.

В условиях многообразия видов производственной деятельности, специфики промышленных объектов и их принадлежности к различным отраслям производства при анализе безопасности и оценке риска, обнаруживается, что перечень опасных объектов, которым необходимо создавать ЛСО не сокращается за счет конкретного определения объектов по классам опасности, а наоборот расширяется за счет учета абсолютно всех ОПО I и II классов опасности, к которым относятся ПВО объекты, например, трубопроводы нефти и газа, деревообрабатывающие производства, для которых ни радиус действия ЛСО, ни принцип ее построения ничем на законодательном уровне не определены.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, локальная система оповещения, район размещения, Постановление Совета Министров Правительства РФ, техногенный характер, высокая опасность, III, РФ, создание, защита населения.

Читайте также: