Как сделать крюк в компасе

Обновлено: 04.07.2024

Создание деталей в КОМПАС не составит для Вас труда, если Вы хорошо ориентируетесь в функционале КОМПАС-График. Основа трехмерного проектирования — создание эскизов, перемещение которых в пространстве и позволяет получить объемные тела. Эскиз можно сравнить с фрагментом, для его построения используются команды построения геометрических примитивов: отрезков, окружностей, прямоугольников и др.

Если же говорить про способы создания детали, то их не так уж и много. Существует 4 формообразующие операции:

  • выдавливания;
  • вращения;
  • по траектории;
  • по сечениям.

Правда, существуют и другие способы построения, но они встречаются намного реже. Например, гибридное моделирование, работа с листовым телом, булевы операции.

Получается любая деталь состоит из простейших объемов, каждый из которых выполнен одной из 4-х формообразующих операций.

С чего начать создание детали

Каждая деталь состоит из последовательности формообразующих операций, формообразующие операции в свою очередь работают на базе эскизов. Первым делом стоит определиться на какие простейшие объемы можно разбить деталь, чтобы каждый из объемов выполнить в отдельной операции и в совокупности получить единую деталь.

Пошаговая инструкция построения детали

Разберем небольшой пример. Нам нужно создать деталь Упор. Конечная модель представлена на скриншоте:

Как в КОМПАС создать деталь

За одну операцию данную деталь не построить, поэтому нужно проанализировать геометрию и определиться на какие части будет поделено тело. Не важно получится у Вас 3 части или 10, Вы должны только определиться: как сделать деталь быстрее и проще. Например, можно у детали Упор построить основание сразу с четырьмя крепежными отверстиями, а можно вначале операцией выдавливания выдавить прямоугольник, а отверстия добавить в следующей операции. Оба варианта будут правильными, главное выбрать удобный и понятный именно Вам.

  • операция выдавливания основания;
  • операция построения на основании усеченного конуса;
  • операция вычитания четырех сквозных отверстий;
  • операция вычитания глухого отверстия.

С последовательностью определились, следующий шаг выбрать плоскость для построения первого эскиза и направление выполнения операции. Плоскость и направление повлияют на последующее отображение данной модели в ассоциативных видах чертежа.

Если выбрать в качестве базовой плоскости для основания системную плоскость ZX, то вид Спереди будет выглядеть вот так:


Если же исходной плоскостью будет плоскость XY, то вид Спереди будет выглядеть вот так:


Ничего страшного в таком представлении нет, просто понадобятся дополнительные действия, чтобы ассоциативный чертеж соответствовал представлению конструктора о расположении видов.

Для правильного построения советуем изначально в пустом файле Детали выбрать нужную ориентацию на Панели быстрого доступа и после этого приступать к построению.


В нашем случае, если в качестве основания принимается прямоугольная бобышка, удобнее всего выбрать вид Сверху и выполнить построение первого эскиза на плоскости ZX.

Эскизы можно строить на плоскостях и плоских гранях. В нашем случае для построения первого эскиза используется системная плоскость ZX. Строить её не нужно, в новой детали системные плоскости: ZX, ZY, XY присутствуют по умолчанию.

Для создания эскиза выбираем плоскость ZX. Сделать это можно либо кликнув по плоскости в окне модели:

Выбор плоскости в окне модели

Либо указав её в Дереве модели:

Выбор плоскости в дереве


Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости


Или с контекстной панели, которая появляется при выделении плоскости


После запуска команды, выбранная плоскость разворачивается в плоскость экрана и доступными становятся команды построения геометрических примитивов. Работу в эскизе можно сравнить с работой во фрагменте или чертеже КОМПАС-График.




После вызова команды необходимо первым кликом указать центр прямоугольника, а вторым указать одну из вершин. Прямоугольник построим произвольных размеров, необходимые значения по горизонтали и вертикали зададим позже проставив управляющие размеры.



При простановке авторазмера достаточно кликнуть на одном из вертикальных отрезков и в месте расположения размерной надписи, а затем по одному из горизонтальных отрезков и также в месте расположения его размерной надписи.

После простановки размера появляется окно:


В данном окне необходимо ввести значение размера. В нашем случае это 160 у горизонтального размера и 100 у вертикального.



Эскиз готов, 4 сквозных отверстия мы выполним позже, поэтому на данном эскизе их изображать необходимости нет. Если же мы решили бы выполнить отверстия в этой же операции, то нужно было бы построить следующий эскиз:


Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:




Основание построено, для последующих эскизов можно использовать плоские грани основания. Способов создавать эскизы и операции несколько, в текущем примере мы рассмотрим один, чтобы не перегружать статью.




После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 70.




Следующий шаг — добавить на деталь отверстия и скругления. Начнем с отверстий. Выделим верхнюю грань основания и создадим новый эскиз. Способы вызова команды рассматривали ранее, поэтому останавливаться подробнее на этом не будем.




После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 15.


Также ставим 2 размера от начала координат — один вертикальный, другой горизонтальный. Значение вертикального размер 35, горизонтального 65.



Строим 2 отрезка произвольной длины — один вертикальный, второй горизонтальный. Точка привязки начальной точки отрезков — начало координат.



Укажем одну из построенных осей. В итоге произойдет симметричное копирование и эскиз будет выглядеть вот так:





В итоге получим деталь с четырьмя отверстиями


На верхней гране усеченного конуса создаем эскиз





Деталь должна выглядеть следующим образом:


Осталось указать на детали скругления и фаски.

Команда скругление

Задаем на Панели параметров радиус скругления. В нашем случае у вертикальных ребер основания радиус равен 10 мм. Кликаем по всем четырем ребрам, в итоге получаем вот такое изображение:







Создание деталей в КОМПАС не составит для Вас труда, если Вы хорошо ориентируетесь в функционале КОМПАС-График. Основа трехмерного проектирования — создание эскизов, перемещение которых в пространстве и позволяет получить объемные тела. Эскиз можно сравнить с фрагментом, для его построения используются команды построения геометрических примитивов: отрезков, окружностей, прямоугольников и др.

Если же говорить про способы создания детали, то их не так уж и много. Существует 4 формообразующие операции:

  • выдавливания;
  • вращения;
  • по траектории;
  • по сечениям.

Правда, существуют и другие способы построения, но они встречаются намного реже. Например, гибридное моделирование, работа с листовым телом, булевы операции.

Получается любая деталь состоит из простейших объемов, каждый из которых выполнен одной из 4-х формообразующих операций.

С чего начать создание детали

Каждая деталь состоит из последовательности формообразующих операций, формообразующие операции в свою очередь работают на базе эскизов. Первым делом стоит определиться на какие простейшие объемы можно разбить деталь, чтобы каждый из объемов выполнить в отдельной операции и в совокупности получить единую деталь.

Пошаговая инструкция построения детали

Разберем небольшой пример. Нам нужно создать деталь Упор. Конечная модель представлена на скриншоте:

Как в КОМПАС создать деталь

За одну операцию данную деталь не построить, поэтому нужно проанализировать геометрию и определиться на какие части будет поделено тело. Не важно получится у Вас 3 части или 10, Вы должны только определиться: как сделать деталь быстрее и проще. Например, можно у детали Упор построить основание сразу с четырьмя крепежными отверстиями, а можно вначале операцией выдавливания выдавить прямоугольник, а отверстия добавить в следующей операции. Оба варианта будут правильными, главное выбрать удобный и понятный именно Вам.

  • операция выдавливания основания;
  • операция построения на основании усеченного конуса;
  • операция вычитания четырех сквозных отверстий;
  • операция вычитания глухого отверстия.

С последовательностью определились, следующий шаг выбрать плоскость для построения первого эскиза и направление выполнения операции. Плоскость и направление повлияют на последующее отображение данной модели в ассоциативных видах чертежа.

Если выбрать в качестве базовой плоскости для основания системную плоскость ZX, то вид Спереди будет выглядеть вот так:


Если же исходной плоскостью будет плоскость XY, то вид Спереди будет выглядеть вот так:


Ничего страшного в таком представлении нет, просто понадобятся дополнительные действия, чтобы ассоциативный чертеж соответствовал представлению конструктора о расположении видов.

Для правильного построения советуем изначально в пустом файле Детали выбрать нужную ориентацию на Панели быстрого доступа и после этого приступать к построению.


В нашем случае, если в качестве основания принимается прямоугольная бобышка, удобнее всего выбрать вид Сверху и выполнить построение первого эскиза на плоскости ZX.

Эскизы можно строить на плоскостях и плоских гранях. В нашем случае для построения первого эскиза используется системная плоскость ZX. Строить её не нужно, в новой детали системные плоскости: ZX, ZY, XY присутствуют по умолчанию.

Для создания эскиза выбираем плоскость ZX. Сделать это можно либо кликнув по плоскости в окне модели:

Выбор плоскости в окне модели

Либо указав её в Дереве модели:

Выбор плоскости в дереве


Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости


Или с контекстной панели, которая появляется при выделении плоскости


После запуска команды, выбранная плоскость разворачивается в плоскость экрана и доступными становятся команды построения геометрических примитивов. Работу в эскизе можно сравнить с работой во фрагменте или чертеже КОМПАС-График.




После вызова команды необходимо первым кликом указать центр прямоугольника, а вторым указать одну из вершин. Прямоугольник построим произвольных размеров, необходимые значения по горизонтали и вертикали зададим позже проставив управляющие размеры.



При простановке авторазмера достаточно кликнуть на одном из вертикальных отрезков и в месте расположения размерной надписи, а затем по одному из горизонтальных отрезков и также в месте расположения его размерной надписи.

После простановки размера появляется окно:


В данном окне необходимо ввести значение размера. В нашем случае это 160 у горизонтального размера и 100 у вертикального.



Эскиз готов, 4 сквозных отверстия мы выполним позже, поэтому на данном эскизе их изображать необходимости нет. Если же мы решили бы выполнить отверстия в этой же операции, то нужно было бы построить следующий эскиз:


Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:




Основание построено, для последующих эскизов можно использовать плоские грани основания. Способов создавать эскизы и операции несколько, в текущем примере мы рассмотрим один, чтобы не перегружать статью.




После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 70.




Следующий шаг — добавить на деталь отверстия и скругления. Начнем с отверстий. Выделим верхнюю грань основания и создадим новый эскиз. Способы вызова команды рассматривали ранее, поэтому останавливаться подробнее на этом не будем.




После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 15.


Также ставим 2 размера от начала координат — один вертикальный, другой горизонтальный. Значение вертикального размер 35, горизонтального 65.



Строим 2 отрезка произвольной длины — один вертикальный, второй горизонтальный. Точка привязки начальной точки отрезков — начало координат.



Укажем одну из построенных осей. В итоге произойдет симметричное копирование и эскиз будет выглядеть вот так:





В итоге получим деталь с четырьмя отверстиями


На верхней гране усеченного конуса создаем эскиз





Деталь должна выглядеть следующим образом:


Осталось указать на детали скругления и фаски.

Команда скругление

Задаем на Панели параметров радиус скругления. В нашем случае у вертикальных ребер основания радиус равен 10 мм. Кликаем по всем четырем ребрам, в итоге получаем вот такое изображение:







2 апреля, 2014 Анна Веселова

rezjbovihe soedineniya sborka

kursy kompas 3d v20

Резьбовые соединения относятся к разъемным – их можно разбирать без повреждения деталей.

Итак, сегодня наша задача создать сборочный чертеж соединения трех деталей болтом, винтом и шпилькой, а также оформление спецификации к нему в Компасе.

Задание в несколько упрощенном виде взято из сборника Боголюбова С.К.

Параметры крепежных деталей:

шайбы С10.37и С16.37 ГОСТ 11371-78,

гайки М10 и М16 ГОСТ 5915-70

винт А М8*35 ГОСТ 1491-80

шпилька М16*40 ГОСТ 22036-76

Требуется изобразить соединения упрощенно.

Исходное задание такое.

chertezh rezjbovihkh soedineniyj zadanie

Создаем чертеж резьбовых соединений

Болтовое соединение

Создавать болтовое соединение будем при помощи библиотеки Стандартных изделий, входящей в базовую (бесплатную) конфигурацию Компас 3d.

1 В главном меню кликаем по вкладке Библиотеки →Стандартные изделия→Вставить элемент .

biblioteka standartnihkh izdeliyj

2 В появившемся окошке В древе файлов последовательно выбираем Крепежные изделия – Болты — Болты с шестигранной головкой – находим болт с нужным ГОСТом и дважды щелкаем по нему левой кнопкой мыши или по иконке с изображением болта.

bolt M10

3 Щелкаем дважды по строке Диаметр резьбы и выбираем нужные нам параметры: диаметр 10 мм, шаг резьбы: 1,5, длина болта 75 мм.

parametrih bolta M10

Далее выбираем вид спереди и детализацию – упрощенную.

detalizaciya bolta

4 Помещаем фантом болта, как показано на рисунке. На панели свойств отключаем кнопку Создавать объект спецификации. Нажимаем Создать объект. После, опять же, 2 раза нажимаем Стоп.

vstavka bolta

Спецификация в Компас 3d может создаваться в ручном и автоматическом режиме. Сегодня, чтобы поближе познакомиться с процессом создания спецификации, сделаем ее в ручном режиме после вставки всех элементов в чертеж.

5 Попадаем обратно в библиотеку. Выбираем шайбу класса С ГОСТ 11371-78 (исполнение 1).

Указываем диаметр 10 мм, вид спереди, упрощенный.

shayjba 10

Размещаем шайбу на болте, фиксируем, объект спецификации не создаем.

6 Возвращаемся в библиотеку и выбираем гайку М10 ГОСТ 5915-70 (исп. 1). Шаг резьбы выбираем 1,5, как и у болта !

gayjka M10

Болтовое соединение готово.

Соединение винтом

7 В библиотеке выбираем винт М8*35 ГОСТ 1491-80 (вкладка винты нормальные), вид спереди, стандартной детализации (придется редактировать до упрощенной), шаг резьбы 1,25.

vint M8

Шпилечное соединение

8 В библиотеке выбираем шпильку с ввинчиваемым концом М16*40 ГОСТ 22036-76 (исп. 1), шаг резьбы обоих концов – 2.

shpiljka M16

Вставляем шпильку ввинчиваемым концом l1 вниз.

Стрелкой показана исходная точка для размещения шпильки.

9 Аналогично болтовому соединению, вставляем шайбу и гайку в чертеж резьбовых соединений. Не забываем, что у гайки шаг резьбы равен 2 .

В ручную создаем изображения болта и шпильки. Винт вставляем из библиотеки.


Обратите внимание! Вставляем в чертеж вид слева винта, а не сверху, т. к. винт в библиотеке располагается горизонтально.

vint vid sverkhu

Теперь откорректируем чертеж резьбовых соединений в соответствии с заданием – упрощенно.

korrektirovka chertezha


На упрощенных изображениях резьба показывается по всей длине резьбовой детали, скругления, фаски и зазоры между стержнем и отверстием в детали, не показываются. На виде сверху дуга, показывающая внутренний диаметр резьбы, не изображается; на этом виде не отрисовываются также шайбы.

На шпильке линия разъема деталей сохраняется.

Хотите узнать, как сделать резьбу на модели рельефной? Читайте статью об этом.

Спецификация в Компас 3d

Спецификацию будем создавать в ручном режиме. Для этого создаем новый документ – Спецификацию.

Сейчас она отображается в нормальном режиме (редактирование и заполнение доступно).


Внимание! Добавьте пожалуйста в спецификацию раздел Документация и внесите в него такую запись: в графу Обозначение — принятое у вас обозначение чертежей, в конце СБ ; в графу Наименование — Сборочный чертеж.

Нажимаем кнопку Добавить раздел . В окошке выбираем Детали.

razdel detali

Заполняем первую строку.

razdel detali 1

Для добавления второй строки нажимаем кнопку Добавить вспомогательный объект .

Заполняем раздел Детали.

Затем создаем новый раздел Стандартные изделия.

Заполняем его аналогично разделу Детали.


Колонка Обозначение для стандартных изделий не заполняется.

Крепежные детали вносятся в алфавитном порядке, однотипные детали записывают в порядке возрастания размеров.

specifikaciya kompas

Для заполнения основной надписи в спецификации переходим в режим разметки страницы (обведено кружочком)

rezhim razmetki

На этом создание спецификации в Компас 3d завершено, сохраняем ее.

Обозначение позиций на чертеже резьбовых соединений

Возвращаемся к чертежу. Нажимаем кнопку Обозначения, выбираем кнопку Обозначение позиций

Наносим позиции сначала для деталей, затем для стандартных изделий.

Для внесения сразу нескольких позиций от одной линии, необходимо перейти в меню Текст на панели Свойств и нажимая клавишу Enter ввести значения позиций.

menyu tekst

urovni poziciyj

Номера позиций берем строго из спецификации!

По ГОСТу позиции должны быть выровнены по вертикали или по горизонтали. Для выравнивания воспользуемся кнопками выровнять позиции по вертикали или горизонтали, предварительно выделив линии позиций.

vihravnivanie poziciyj

В завершении наносим размеры резьбы на болте, винте и шпильке.

Окончательно чертеж резьбовых соединений выглядит так.

chertezh rezjbovihkh soedineniyj v kompase

Если после прочтения статьи, что-то осталось непонятно, посмотрите видеоурок. Он не маленький, зато достаточно подробный!


Теперь, я уверенна, вы быстро сделаете чертеж резьбовых соединений и спецификацию в Компас 3d к нему.



Анна Веселова

Latest posts by Анна Веселова (see all)

  • Урок 15 Отвод угловой - 07.03.2019
  • Урок 14. Немного об ориентации моделей в Компасе - 07.03.2019
  • Урок 13 Видео для новичков в Компас 3D! Основы построения моделей в САПР Компас - 07.03.2019

Эти статьи Вам могут быть интересны:

Понравился материал? Подпишись на обновления!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

4 комментария к записи “Урок 17. Чертеж резьбовых соединений. Спецификация в Компас 3d”

Хороший комментарий человека, знакомого с Компасом.
Формат видео тем и хорош, что Вы сами выбираете, что смотреть, где остановить, где перемотать вперед или назад. Когда я смотрю видеоуроки других авторов, мне тоже не хочется смотреть то, что я знаю или могу найти в программе. Поэтому перематываю вперед и смотрю те моменты, которые мне интересны.
И по поводу переучиваться, мое мнение таково — кто захочет, достаточно быстро освоится в программе. А кому надо просто оценку за семестр получить и заморачиваться особо не будут. Но, я надеюсь, таких меньшинство.

Анна, смотрела много ваших уроков. Нравится ваша манера построения. И у меня к вам вопрос, если вам не трудно подскажите. Когда я делаю сборочный чертеж из твердотельной сборки, я не могу справится с отображением стандартных изделий, таких как болты гайки шпильки. Мне нужно на чертеже отобразить из по правилам ескд незаштриховаными, но они понимаются программой как обычной твердое тело и штрихуются. Можно ли в сборке указать какие детали резать в чертеже а какие нет?

Можно поместить болты, гайки, шпильки на другой слой и применить заливку белым цветом.

Для начинающего проектировщика порою сложно сходу разобраться в функционале программы. Даже простые операции могут быть далеко не очевидными. О наиболее частых вопросах в пользовании Компасом на этапе моделирования поговорим в текущей статье.

Как добавить плоскость в Компасе?

В одной из предыдущих статей рассматривались азы создания трехмерной модели в Компасе. Там рассматривались приемы создания эскизов, чтобы получать модель. Так как крайне редко встречаются примитивы, как в примере, поэтому часто приходится использовать введение дополнительных плоскостей, чтобы на них располагать новые эскизы.

После ввода новой плоскости, она отображается в дереве построения модели (рис. 3). При нажатии на нее правой кнопкой мыши, всегда можно будет выбрать и скорректировать под нее параметры.

Как в Компасе изменить размер детали?

В Компасе можно изменить размер детали как напрямую в поле модели, так и на соответствующем элементе создания формы в дереве построения.

Изменение размеров детали в операции создании тела

При создании тела при использовании плоскостей и эскизов используются инструменты, такие как, элемент выдавливания. Принцип изменения размеров для других похожих операций не отличается. Например, рассмотрим просто параллелепипед, у которого толщина создана вышеупомянутым выдавливанием (рис. 4). По умолчанию толщина болвашки составляет 10 мм, а необходимо скорректировать это значение на 15 мм.

Изменение размеров детали напрямую в модели

Более простым вариантом является выделение интересующей части модели и прямое изменение его размера. Например, в той же пластинке, что рассматривалась выше, чтобы изменить ее толщину, нужно лишь увеличить значение размера ребра.

Как повернуть деталь в Компасе?

Бывает, что изначально модель в поле была расположена неверно, например, перепутаны плоскости и оси, вдоль которых она строилась. Чтобы повернуть деталь в Компасе и разместить как надо, нужно убедиться, что она не зафиксирована какими-либо связями.

Как изменить цвет детали в Компас 3D?

Как в Компасе изменить материал детали?

Как в Компасе сделать прозрачную деталь?

Иногда при разработке трехмерной модели требуется скрытие какой-либо детали, но при этом не убирая ее, или же назначение стекла. В этом случае хорошим решением проблемы может стать назначение прозрачности.

Читайте также: