Как сделать круг из поребрика

Обновлено: 07.07.2024

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- установка бетонных бортовых камней

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;

- подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;

- устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;

- устройство основания h=0,10 м из бетона;

- установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;

- дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;

- обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;

- заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.

2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Установка бордюра

В настоящее время выпускаются различные виды бортового камня: магистральные, дорожные, тротуарные и садовые бордюрные камни, въездные и радиусные бордюры. Притом, что размеры и форма бордюров различаются, все они имеют общую технологию укладки, которая должна соблюдаться, чтобы бордюрный камень стоял ровно и радовал глаз. Опишем процесс укладки бордюрного камня поэтапно.

Начинать укладку бордюров следует с разметки. Для этого применяются деревянные или металлические колышки с натянутой между ними веревкой. Проложенная линия должна быть абсолютно ровной.

Далее вдоль натянутой веревки выкапывается траншея, с тем расчетом, чтобы вывести бордюрный камень на нужную высоту с учетом подсыпки из щебня и песка. Обычно дорожный бордюр заглубляется в грунт на половину или на треть своей высоты. Тротуарные бордюры могут устанавливаться еще глубже, практически вровень с тротуаром. Ширину траншеи делают больше ширины бордюра примерно на 10см.

Установка бордюра в спб

Дно вырытой траншеи тщательно трамбуется. Для этого достаточно эффективно использовать ручную трамбовку, которую можно соорудить на месте из подручных средств.

На следующем этапе на дно траншеи укладывается щебень, слоем до 15 см, который также тщательно утрамбовывается. Вслед за щебнем насыпают песок, который смачивают и опять трамбуют. Когда основа готова, ей дают немного подсохнуть и приступают к замешиванию бетонного раствора.

Для приготовления раствора берут приблизительно 2,5 части чистого просеянного песка, одну часть цемента, 2 части воды и 2 части мелкого щебня. Раствор перемешивают в какой-либо емкости при помощи обычной лопаты. Далее раствор мастерком наносится на подготовленное основание слоем в несколько сантиметров.

Бордюрный камень устанавливается на бетонный раствор и подгоняется по высоте с помощью молотка с резиновым набалдашником. Отдельные камни стыкуются с помощью того же бетонного раствора. После того, как бордюры установлены ровно по линии, оставшимся раствором заполняют пустоты по краям. Перед началом эксплуатации дорожного покрытия нужно немного подождать, чтобы раствор надежно схватился.

Особенности криволинейной укладки бордюров

Бордюры также могут быть уложены по криволинейной траектории. При радиусе кривизны более 11м укладку бордюра по кругу можно произвести из кусков обычного прямого бортового камня. Для этого он режется алмазным диском на две-три части. Далее куски бордюра стыкуются под нужным углом и скрепляются бетонным раствором. Если радиус кривизны меньше 11м, то для круговой укладки применяют радиусные или криволинейные бордюры. В их форму уже заложена необходимая кривизна. Поэтому такой бордюр не требуется резать, а только надо правильно состыковать, чтобы обеспечить необходимое закругление.

Технология монтажа покрытия для дорожек, тротуаров, дачных участков и аллей предусматривает обязательную установку бордюров.

Садовый, дорожный, тротуарный бордюр или поребрик выполняет следующие функции:

  • Обеспечивает сохранность полотна из тротуарной плитки или брусчатки, предотвращает сдвиг элементов мощения и их загрязнение грунтом.
  • Играет роль разграничителя между пешеходной частью и газоном, либо тротуаром и проезжей частью.
  • Выполняет эстетическую функцию, придавая тротуарам и дорожкам завершенный вид.

Укладка тротуарного бордюра или садового поребрика может быть выполнена своими силами с обязательным соблюдением правил и технологий. Перед установкой очень важно провести правильную подготовку основания, так как от этого зависит качество работы и сроки эксплуатации бордюров.

В данной статье мы рассмотрим правила и технологию установки тротуарного бордюра своими руками поэтапно.

укладка бордюра своими руками

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Виды, размеры бордюров и их назначение. Как выбрать бордюр?
  2. Подготовительные работы. Какие инструменты и материалы нужны для монтажа?
  3. Сколько нужно бордюров?
  4. Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками.
  5. Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?

Виды и размеры бордюров, их назначение. Как выбрать бордюр?

Производство бордюрного камня осуществляется в строгом соответствии с установленными нормами. В зависимости от технических параметров и вариантов укладки существуют бордюры (дорожные, тротуарные, садовые) и поребрики.

Дорожные бордюры отличаются массивностью и высокой прочностью и используются как часть магистральной конструкции на трассах большой протяженности.

Садовые и тротуарные бордюры применяются для зонирования территории и в качестве оформления в ландшафтном дизайне. Данные изделия могут иметь различную декоративную форму и цвет.

правильная укладка бордюра

При выборе тротуарного или садового бордюра руководствуйтесь следующими параметрами:

  • Характеристики и марка бетона, из которого изготовлен бордюр. Качественные тротуарные бордюры должны иметь морозостойкость не ниже F200. Такие бордюры служат около 40 лет и способны выдержать примерно 200 циклов замерзания и оттаивания.
  • Способ производства. Наиболее качественные садовые и тротуарные бордюры – это вибропрессованные изделия. Они отличаются долговечностью, прочностью, точной геометрией и хорошей плотностью.
  • Конкретное назначение бордюра, выбор по определенным размерам.

Размеры бордюров в соответствии с их назначением

Наиболее популярная марка тротуарных бордюров – БР 100.20.8, где 100 см – длина бордюра, 20 см – высота, а 8 см – его ширина. Также существуют бордюры длиной 50 и 40 см – они больше подходят для декорации клумб и садовых дорожек.

Установка тротуарного бордюра предусматривает тот факт, что на тротуар или садовую дорожку не будут заезжать легковые, и, уж тем более, грузовые автомобили.

Если вам требуется установка бетонных бордюров для парковочного места, то лучше использовать изделия марки 100-30-15, где 100 – это также длина в сантиметрах, 30 см – высота, а 15 см – ширина бордюра. Такие бордюры способны выдержать неоднократный наезд автомобиля.

размеры бордюрного камня

Подготовительные работы по укладке бордюра своими руками. Какие инструменты потребуются?

Как установить тротуарный бордюр правильно? Для начала нужно подготовить необходимые материалы и инструменты.

Для установки бордюров своими руками потребуются следующие материалы:

  • лопаты – совковая и штыковая;
  • нивелир (уровень);
  • бетономешалка для замешивания раствора;
  • мастерок для разравнивания бетонной смеси и заделки стыков;
  • резиновая киянка для корректировки положения бордюра;
  • оборудование для резки бордюра (например, болгарка).

технология укладки бордюров

Из материалов вам потребуется:

  • сухой цемент;
  • песок;
  • отсев или щебень;
  • и, собственно, бордюр.

Сколько нужно бордюров?

Посчитать количество бордюров достаточно просто. Нужно измерить длину садовых дорожек или их периметр, если укладка бордюров планируется с четырех сторон. Полученную величину нужно разделить на длину выбранного бордюра.

Также важно учесть количество углов и заложить на каждый угол по 2 бордюра. Если дорожка имеет изогнутые плавные границы, то это также стоит учитывать при подсчете количества бордюров.

В целом к полученному числу бордюров можно смело прибавить 15-20% и округлить в большую сторону.

ВАЖНО! Перед началом работ по установке садового бордюра необходимо определить тип грунта. Если почвы пучинистые, то потребуется специальная подушка из отсева или песка крупной фракции, которая обеспечит дренаж поверхностных вод.

Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками

Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра. Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию.

Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры

  • На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.

Установка бордюров своими руками: пошаговая инструкция4

  • Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
  • Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
  • В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
  • Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
  • Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.

Установка бордюров своими руками: пошаговая инструкция5

Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.

Технология укладки бордюра своими руками

укладка садового бордюра

При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.

Правильная укладка бордюра для криволинейных дорожек

При установке бордюров для криволинейных дорожек нужно следовать стандартной технологии. Однако имеются и свои нюансы.

  • Если повороты дорожки плавные и незначительные, то поребрики устанавливают по форме дорожки, заполняя зазоры между ними песчано-цементной смесью.
  • В случае, когда изгибы и повороты садовой дорожки достаточно крутые, без резки бордюрного камня не обойтись.
  • Для резки бордюров используют болгарки или углошлифовальные машины с алмазным кругом по бетону. Также можно использовать специальные гильотины, предназначенные для раскола изделий из искусственного или натурального камня.

Установка бордюров своими руками: пошаговая инструкция7

Перед тем, как установить бордюр своими руками, мы рекомендуем ознакомиться с представленными на нашем сайте видеоматериалами. Грамотная укладка бордюрного камня исключит ремонт тротуарного полотна в ближайшие годы.

Установка бортовых камней (или бордюров) является важным этапом в работах по устройству мощения. Поговорим о том, почему это важно, какие существуют правила установки бордюров, а также какой ассортимент бордюров предлагает современный производитель.

Закрепление краевых участков мощения бордюром - надежный способ повысить эксплуатационные качества и продлить срок службы тротуарного покрытия.

Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, то край тротуарного покрытия (будь-то городской тротуар или садовая дорожка) должен быть надежно зафиксирован бетонным бордюром или другими способами - гранитным бордюром, металлическими полосами, мелкоштучными элементами мощения.

Бордюр позволяет предотвратить постепенное вымывание или вынос материала из подстилающего слоя и последующее разрушение мощения (т.н. расползание тротуарной плитки). Также бордюр выполняет функцию разделения границ - например, между мощением и газоном, или между мощением и дорожным полотном.

Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.

Технология установки бортового камня

Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке.

B ходе работ выполняются следующие технологические операции*:

  • отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания;
  • устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня;
  • устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200)
  • установка бортовых камней нa бетонное основание;
  • дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
  • осаждение бортового камня до проектной отметки;
  • заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой;
  • устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Фото: Подготовка траншеи

Для устройства подстилающего слоя применяются:

  • пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
  • пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
  • щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м

Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования - появления белых пятен - на поверхности тротуарной плитки.

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту. Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см.

Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ≈ 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.

Запас на усадку.jpg


Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней на 3-10 мм:

На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .

Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.

Схема установки бортового камня

На свежеуложенное бетонное основание устанавливают бортовые камни. Перед установкой торцы бордюров должны быть очищены от грязи.

По вынесенным отметкам или с помощью нивелира / тахеометра выставляют маячные бортовые камни. Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями нa высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры.

Фото: Установка садового бордюра

Бордюры устанавливают лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь, обращая внимание нa плотность прилегания камней и нa ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня. В случае, когда бортовой камень по верху не выровнять, выбирают бетон из-под основания камня. Последующие бортовые камни укладывают по первоначальному камню.

Рис: Схема установки бортового камня:

Схема установки бортового камня

Проверяют горизонтальность верха установленного бортового камня по нивелиру‚ прямолинейность боковой плоскости по визиркам. Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 5мм. По окончанию проверки, расшиваются швы между бортовыми камнями.

Швы и стыки между бордюрами должны быть тщательно заделаны, чтобы предотвратить вымывание подстилающего слоя.

Расшиваются швы в два этапа: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции (раствор 1:2) с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором (раствор 1:4).

Ha закругленнных участках бордюры устанавливают так же, как и нa прямых, предварительно произведя разбивку очертания кривой по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют специальный лекальный (изогнутый) бортовой камень или укороченный бордюр БР 50.20.8 (только для тротуаров и садовых дорожек).

Фото: Использование бордюра БР 50.20.8 для создания радиусной дорожки:

Правильность установки бортовых камней проверяется с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать нa бетонном основании, линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках и иметь плавное очертание на участках закругления.

Обратите внимание! Установка бортового камня должна произойти не позже, чем за 3 суток до начала работ мощению (устройства тротуарного покрытия) для того‚ чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бордюрами набрали достаточную прочность.

Фото: Работы по установке бордюра для садовой дорожки:

Ассортимент и декоративные функции бордюров, садовые бордюры

В соответствии с назначением, существует несколько категорий бортового камня:

  • Дорожные бордюры БР 100.30.15 и БР 100.30.18 предназначены для разделения автомобильных дорог от пешеходных зон.
  • Тротуарный бордюр БР 100.20.8 применяется повсеместно при благоустройстве городских объектов - парков, скверов, дворов, пешеходных дорожек, а также при обустройстве территории частных придомовых участков.
  • Садовые бордюры БР 50.20.8предназначены для благоустройства частных объектов - садовых дорожек, террас, отмостки вокруг дома.
  • Укороченная форма создает удобство при создании радиусных дорожек
  • Широкая цветовая гамма позволяет заказать бордюр в тон выбранной тротуарной плитки
  • Легкость монтажа благодаря небольшому весу изделий

Фото: Использование фактурного бордюра БР 50.20.8 для выполнения отмостки вокруг дома:

Любой участок, оформленный при помощи внешне привлекательного садового бордюра, принимает органичный и законченный облик.

Вы можете получить профессиональную консультацию по вопросам выбора и установки бортовых камней в отделе продаж компании “Цемсис” по тел. 8 812 665-51-10.

Читайте также: