Как сделать краткий конспект по истории 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

В настоящее время история является одним из наиболее важных школьных предметов. Именно знание истории и уважение к ней делает человека интеллигентным гражданином и истинным патриотом своей страны.

Исходя из этого, подчеркну, что преподавание истории в школе должно быть качественным и актуальным.

Проблема адекватности формирования задач и цели урока очень актуальна в рамках современной методике преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект для проведения урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.

Важно помнить, что план-конспект должен включать в себя краткий план урока истории. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта является таблица.

На рисунке представлен образец таблицы плана урока.

план-конспект урока истории

Необходимо помнить, что ход урока - основная часть план-конспекта, в которой в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока истории. Помимо этого укажите в план-конспекте те материалы, которые Вы планируете использовать на уроке истории, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел план-конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы.

Для того чтобы история была интересна учащимся необходимо составлять краткие или развернутые план-конспекты уроков. Это поможет четко и вдумчиво излагать учебный материал, проверять качество знаний школьников и воспитывать уважение к событиям истории.

При разработке конспекта урока учитывается тот факт, что эффективность любого урока истории зависит от правильности постановки его задач. При постановке задач в план-конспекте следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность, условия места занятия.

Образец таблицы хода урока

план-конспект урока истории

План-конспект урока по истории обычно включает следующие этапы:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

План-конспект урока истории 6 класс

Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и задачи урока истории:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
  3. Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта "Древнерусское государство в IX-XI вв", картина А.М.Васнецова "Вече", тесты.

план-конспект урока истории

Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава - первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;

1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. - основание города Юрьева;

1041 г - союзный договор с Польшей;

1043 г. - неудачный поход на Византию;

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока истории:

Повторение темы "Владимир Святославич. Принятие христианства"

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

2. составить схему "Русская православная церковь" (на доске):

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

2. Укажите маршрут торгового пути "из варяг в греки":

А) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное море;

Б) Балтийское море - р.Нева - Ладожское озеро - р.Волхов - оз. Ильмень -р. Ловать - Днепр - Черное море;

В) Балтийское море -р.Западная Двина- Днепр - Черное море;

Г) Балтийское море - р.Неман -р.Припять - р.Днепр - Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожиеб) троебожие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

- Каковы были причины принятия Русью христианства?

- Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. Проверка правильности выполнения схемы "Русская православная церковь"

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

5. Изучение нового материала.

1. Борьба за власть сыновей Владимира - вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016 г. - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского).

С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

7. Проверка самостоятельной работы.

8. Рассказ учителя на тему: "Цели внешней политики Руси"

- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

Битва гуннов с аланами

В VII-VI веках до н.э. греки для расширения торговли основали свои колонии в Северном Причерноморье. Появились города государства Ольвия, Пантикапей, Херсонес и другие. Они управлялись как греческие полисы, правителей избирали на народных собраниях, но рабы и негреки в них не участвовали. Жили в них ремесленники и купцы. Некоторые колонисты разбивали сады и виноградники. Местные племена обменивали золото, зерно и рабов на вино, оливковое масло и ремесленные изделия.

В V веке образовалось Боспорское царство со столицей в Пантикапее. В государство вошли Таманский и Керченский полуострова и восточное побережье Азовского моря. Власть в Боспорском царстве передавалась по наследству. Племенная знать влилась в правящие круги государства. Боспорское царство наполовину обеспечивало потребности Афин в зерне.

2. Скифское царство

Скифы селились в Северном Причерноморье. Среди них были кочевые скотоводческие племена и оседлые земледельческие. Скифскими племенами управляли вожди и старейшины. Племенная верхушка постоянно обогащалась и подражала богатым грекам — окружала себя роскошью, использовала труд рабов.

У скифов был развит культ предков. Вместе со знатным скифом хоронили его жену, слуг, лошадей. В могилу укладывали драгоценности и оружие, а над ней насыпали курган. Через год вокруг кургана расставляли трупы лучших коней.

Территорию скифов часто пытались завоевать. Чтобы противостоять захватчикам, скифские племена объединились, а возглавил союз верховный вождь, которого стали называть царем. Так в Северном Причерноморье в IV веке до н.э. появилось Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском. Оно заняло территорию от Дуная до Крыма.

3. Упадок причерноморских государств

На рубеже III-II веков до н.э. в Скифское царство вторглись сарматские племена, в состав которых входили роксоланы и аланы. Во II веке до н.э. скифы в союзе с роксоланами пытались захватить Херсонес, но потерпели неудачу. Затем царь Понта (Малая Азия) захватит Скифское царство и греческие полисы. А в I веке сюда сторглись римляне и царь Понта Митридат VI Евпатор покончил собой на горе, которая с тех пор называется горой Митридат (в современной Керчи). Греческие города попали под власть римлян.

В конце III века н.э. Северное Причерноморье было завоёвано готами, а в IV веке — гуннами, которые переместились сюда из степей Приуралья. Гунны уничтожили греческие полисы на побережье. Уцелел только Херсонес. Так закончилась античная эпоха в Северном Причерноморье.

4. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны

В IV-VII веках в Европе происходило великое переселение народов. Возможно причиной этого было наступившее похолодание, которое заставило кочевников искать страны с более мягким климатом. В IV веке в Европу хлынули полчища гуннов, которые, захватив пространства Центральной и Восточной Европы, основали здесь своё государство. Расцвета оно достигло при вожде Аттиле, которому платили дань даже римские императоры. После смерти Атиллы его государство распалост, а гуннов вытеснили в Северное Причерноморье.

Из-за великого переселения народов пала Западная Римская империя и образовались варварские королевства.

5. Дербент

Дербент — один из самых древних городов мира. Первое упоминание о нём относится к VI веку до н.э. В начале IV века н.э. многие дербентцы приняли христианство и город стал первым христианским центром на территории нашей страны. Дербент был центром ремесла и центром торговли на Каспийском море. В V веке Дербент стал крепостью, которая преграждала путь захватчикам как с севера на юг, так и с юга на север. Позже Дербент стал исламским городом, в нём сохранилась самая древняя в России мечеть.

6. Тюркский каганат

Кочевники-тюрки, которые изобрели железные стремена и первыми начали использовать саблю, создали государство Тюркский каганат, которое простиралось от Монголии до Волги. Это было одно из крупнейших в истории государств. Тюркский каганат распался в начале VII века.

7. Хазарский каганат

В VII веке в Нижнем Поволжье тюркоязычные хазары основали Хазарский каганат. Они собирали дань со всех подчинённых территорий от Северного Кавказа до Днепра. Постепенно хазары меняли кочевой образ жизни на оседлый. Города превращались в крупные кочевые станы. С весны до холодов хазары пасли стада в степях, а на зиму возвращались в свои дома. Столица хазар Итиль стала крупнейшим в Восточной Европе центром ремесла и торговли. В VIII веке многие знатные хазары приняли иудаизм, отказавшись от язычества.

8. Великая Булгария

Тюркоязычные булгары тоже создали государство в VII веке. Великая Булгария простиралась от Кубани до Днепра. После поражения от хазар часть булгар перебрались на Дунай, где возникло государство Болгария. Другая часть расселилась в Среднем Поволжье и в месте слияния Камы и Волги в IX веке создали государство Волжская Булгария.

Сначала Волжская Булгария находилась в зависимости от хазар, но позднее распространила свою власть на всё Среднее и Нижнее Поволжье, подчинила башкиров на Южном Урале. Столицей страны был город Булгар. В устье реки Казанки для защиты с северо-запада булгары основали крепость Казань. С 922 года волжские булгары исповедуют ислам.

9. Жители лесной полосы Восточной Европы

Севернее степей, в лесах, жители дольше сохраняли первобытный быт, т.к. не имели контактов с античными государствами. От Балтики до Урала жили финно-угорские племена, на северо-западе — балты.

Научившись обрабатывать железо и сделав топор, люди стали вырубать леса под поля. Земледелие сочеталось со скотоводством, охотой, рыбалкой, собирательством. Зимой занимались ремёслами — ткачеством и шитьём одежды, изготовлением деревянных и берестяных изделий. В некоторых племенах занимались гончарным и кузнечным делом.

Жили в полуземлянках, а городища защищали рвами и валами. Финно-угры поклонялись духам лесов и водоёмов. Балты обожествляли силы природы.

Школьнику.com

Ответ оставил Гость

ЗАВОЕВАНИЕ ТУРКАМИ-ОСМАНАМИ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА В XIV в. из Малой Азии началось наступление на Европу сильного и опасного врага - турок-османов (турецкое племя кайы получило свое название по имени основателя султанской династии Османа).
Государства Балканского полуострова были ослаблены междоусобными войнами и взаимной борьбой. В 1389 г. большое войско османов обрушилось на Сербию. В кровавом сражении на Косовом поле турки разбили сербов и подчинили их. Вскоре было завершено завоевание Болгарии: в 1393 г. пала болгарская столица Тырново, а в 1396 г. -последний болгарский город Видин.
Организованный против турок в 1396 г. крестовый поход, который возглавил венгерский король Жигмонт (в будущем - император Сигизмунд I), окончился полной катастрофой. В битве под Никополем на Дунае христианское войско было разбито.
В начале XV в. от Византийской империи сохранялись только жалкие остатки: Константинополь с узкой полосой побережья Босфора, несколько островов Эгейского моря, часть Средней Греции и полунезависимый Морейский деспотат (оттуда была родом русская великая княгиня Софья, супруга Ивана III). Еще в 1362 г. турки завладели Адрианополем (по-турецки - Эдирне), сделав его своей столицей. Вторжение войск среднеазиатского правителя Тимура в Малую Азию на время отсрочило падение Византии. Но в 1453 г. турки после 63-дневной осады овладели Константинополем. Последний византийский император погиб в бою на городской улице. Султан Мех-мед II перенес в Константинополь свою столицу, переименовав его в Стамбул.

Конспект урока истории в 6 классе

Конспект содержит материал для водного урока по истории России, рассчитан на аудиторию 6 класса. Для учебника истории России 6 класс Андреев, Фёдоров.

Введение. Человек и история.

1. Что изучает история?

2. Кто изучает историю?

3. Как изучают историю?

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами начинаем путешествие в историю нашей страны-России. Нам предстоит долгое и увлекательное путешествие. Но для начала мы с вами узнаем что такое история, кто и как её изучает, и что изучает история.

Что изучает история?

Давайте начнём с того, что ответим на вопрос : что такое история? (Ответы детей)

История-на ука, изучающая прошлое человеческого общества в различных аспектах: деятельном, философском, социальном и др.
Обратите внимание на вопрос на стр. 3 нашего учебника: история- наука для учёных или для всех мыслящих людей? Изучив сегодняшнюю тему, вы сможете ответить на него в конце урока.

Итак, история изучает человеческое общество на протяжении его существования. Благодаря этому данная наука считается необычной в своём проявлении. Кроме того, не найдётся ни одного повторяющегося события или явления. Повторить великую отечественную войну со всеми политическими, экономическими и человеческим факторами уже никто не сможет. Возможно войны ещё будут, но они не станут такими как ВОВ.

Кроме того, история- наука субъективная. На способ решения уравнения никто не может оказать влияния и итог не изменится. А историю вершат люди, они принимают решения и влияют на ход событий. То или иное решение, или событие поворачивает ход истории именно в этом направлении.

Кто изучает историю?

В истории, как и в любой другой науке, есть те кто её изучает. Кто они мы можем узнать открыв параграф на стр. 4. Прочитайте самостоятельно текст на стр. 4-5. (самостоятельно изучают пункт параграфа)

Вы ознакомились с текстом, а теперь давайте ответим на несколько вопросов: кто изучает историю? Почему опыт прошлого важен для каждого человека? Чем труд историка отличается от других учёных? (Дети отвечают опираясь на прочитанный текст).

Как изучают историю?

Я думаю у вас появился вопрос- как можно изучить прошлое?

Прошлое оставляет множество разнообразных следов-исторических источников. Они доносят до нас информацию о том, что и когда произошло, кто принимал участие в событиях, какие решения принимались в том или ином случае. К сожалению, многие исторические источники утеряны, но и того, что есть бывает достаточно чтобы восстановить прошлое.

Как вы думаете, какие исторические источники бывают? (Ответы детей)

Давайте все вместе составим таблицу, в которой систематизируем исторические источники.



Прежде чем узнать из источника о событиях прошлого, историк должен убедиться в том, что этот источник-след интересующего события. Так же, он должен установить когда и как был создан этот источник, кто автор. Создан исторический источник во время происходящих событий или после них, очевидцем был автор или пересказал со слов тех, кто был участником описываемых событий. Нужно убедиться, что в источнике реальные факты, а не вымысел.

Важно понять, что хотел сказать автор. Это поможет понять причины поступков исторических личностей. Почему события развивались именно так.

Основным письменным источником являются летописи. Но не всегда полученной информации хватает для полного видения картины. В таком случае историка приходится обращаться к археологическим находкам, предметам искусства.

Д/З: У истории есть науки-помощницы. Дома вам нужно найти и выписать в тетрадь эти науки и изучением чего они занимаются.

Читайте также: