Как сделать копию больничного листа для страховой компании

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

С января 2022 года бумажные листки нетрудоспособности полностью заменят электронные аналоги. Работодатели обязаны будут обеспечить прием и оплату электронного листка нетрудоспособности, а также информировать своих работников по всем вопросам, связанным с новым форматом больничных.

Шаг 1. Приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП)

Только этот вид подписи можно использовать при работе с ЭЛН[1]. УКЭП оформляется на должностное лицо, которое будет работать с ЭЛН. Выдают УКЭП удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи России.

Шаг 2. Установить программу взаимодействия с ФСС России

Выберите программное обеспечение, при помощи которого будет происходить обмен информацией с ФСС России. Есть несколько способов стать участником информационного взаимодействия:

1. Создать личный кабинет страхователя на сайте фонда[2].

Шаг 3. Назначить ответственного по работе с ЭЛН

Ответственного за работу с ЭЛН назначают приказом. Только в этом случае уполномоченное лицо может подписывать ЭЛН своей электронной подписью[6]. Ответственным может быть бухгалтер, главный бухгалтер или непосредственно руководитель компании.

Шаг 4. Разработать порядок работы с ЭЛН


Четкий порядок действий важен и для работников, и для ответственного за работу с ЭЛН. Чтобы избежать конфликтов, порядок можно:

• закрепить в каком-либо локальном акте (например, в Правилах внутреннего трудового распорядка);

• оформить в виде отдельной инструкции или


При разработке регламента обратите внимание на следующие моменты:

• работник сообщает работодателю номер ЭЛН любым доступным способом: по телефону или электронной почте. Какие-либо распечатки или талоны предъявлять не надо;

– не оформляется заявление на получение пособия;

– работник не дает письменное согласие на оформление ЭЛН[7];

– уменьшится срок передачи в ФСС России сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, — составит три рабочих дня[8].

Сейчас на это отводится пять рабочих дней (считаем с даты, когда работодатель узнал о закрытом больничном);

• если работодатель передаст в ФСС России неверные сведения и это приведет к излишнему начислению пособия, ему придется возместить переплату[9].


Для работников можно разработать памятку, которая будет подсказывать, что им следует делать при открытии больничного листа в электронном виде:

Памятка для работника

1. Сообщить работодателю номер ЭЛН любым способом (указать, кому работник может сообщить этот номер, по какому телефону или на какой адрес электронной почты).

Ответственность за нарушения, допущенные в работе с ЭЛН

Можно сказать, что переход на электронные больничные листки полностью завершился. Окончание переходных этапов венчают новые штрафы[10], которые вводятся с января 2022 года:

Ответственность за нарушения

ВОПРОС В ТЕМУ
Что делать, если работник принесет бумажный больничный после 1 января 2022 года?

[1] Пункт 16 Правил взаимодействия медучреждений, ФСС России и работодателя (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567; в ред. от 20.11.2018); п. 74 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утв. Приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н (далее — Порядок № 925н).

С января 2022 года бумажные листки нетрудоспособности полностью заменят электронные аналоги. Работодатели обязаны будут обеспечить прием и оплату электронного листка нетрудоспособности, а также информировать своих работников по всем вопросам, связанным с новым форматом больничных.

Шаг 1. Приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП)

Только этот вид подписи можно использовать при работе с ЭЛН[1]. УКЭП оформляется на должностное лицо, которое будет работать с ЭЛН. Выдают УКЭП удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи России.

Шаг 2. Установить программу взаимодействия с ФСС России

Выберите программное обеспечение, при помощи которого будет происходить обмен информацией с ФСС России. Есть несколько способов стать участником информационного взаимодействия:

1. Создать личный кабинет страхователя на сайте фонда[2].

Шаг 3. Назначить ответственного по работе с ЭЛН

Ответственного за работу с ЭЛН назначают приказом. Только в этом случае уполномоченное лицо может подписывать ЭЛН своей электронной подписью[6]. Ответственным может быть бухгалтер, главный бухгалтер или непосредственно руководитель компании.

Шаг 4. Разработать порядок работы с ЭЛН


Четкий порядок действий важен и для работников, и для ответственного за работу с ЭЛН. Чтобы избежать конфликтов, порядок можно:

• закрепить в каком-либо локальном акте (например, в Правилах внутреннего трудового распорядка);

• оформить в виде отдельной инструкции или


При разработке регламента обратите внимание на следующие моменты:

• работник сообщает работодателю номер ЭЛН любым доступным способом: по телефону или электронной почте. Какие-либо распечатки или талоны предъявлять не надо;

– не оформляется заявление на получение пособия;

– работник не дает письменное согласие на оформление ЭЛН[7];

– уменьшится срок передачи в ФСС России сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, — составит три рабочих дня[8].

Сейчас на это отводится пять рабочих дней (считаем с даты, когда работодатель узнал о закрытом больничном);

• если работодатель передаст в ФСС России неверные сведения и это приведет к излишнему начислению пособия, ему придется возместить переплату[9].


Для работников можно разработать памятку, которая будет подсказывать, что им следует делать при открытии больничного листа в электронном виде:

Памятка для работника

1. Сообщить работодателю номер ЭЛН любым способом (указать, кому работник может сообщить этот номер, по какому телефону или на какой адрес электронной почты).

Ответственность за нарушения, допущенные в работе с ЭЛН

Можно сказать, что переход на электронные больничные листки полностью завершился. Окончание переходных этапов венчают новые штрафы[10], которые вводятся с января 2022 года:

Ответственность за нарушения

ВОПРОС В ТЕМУ
Что делать, если работник принесет бумажный больничный после 1 января 2022 года?

[1] Пункт 16 Правил взаимодействия медучреждений, ФСС России и работодателя (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567; в ред. от 20.11.2018); п. 74 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утв. Приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н (далее — Порядок № 925н).

Бухарев Р. Б.

Вдумайтесь: вы заставляете работника делать, то, что он, во-первых, делать не должен а, во-вторых, совершенно не хочет — отправляете его к врачам, которые тоже, мягко говоря, не горят желанием пойти навстречу. И при этом надеетесь достичь желаемого результата? Именно по этим причинам в девяти случаях из десяти злой на весь мир работник возвращается от медиков… с тем же самым больничным.

Отправлять сотрудника обратно к медикам неверно!

Ошибка в больничном листе: куда обращаться?

Правильный порядок действий в такой ситуации определен в Письме ФСС РФ от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575, где сказано, что самостоятельное направление работодателями работников в медицинские организации для переоформления больничных недопустимо. Далее ФСС разъясняет, что если у работодателя возникли сомнения в правильности оформления врачами листка нетрудоспособности, то обращаться надо в… региональные отделения ФСС или его филиалы. И, если вдуматься, это единственное верное решение проблемы, ведь именно ФСС обладает полномочиями по экспертизе временной нетрудоспособности и контролирует правильность оформления листков нетрудоспособности.

Пропущенная ошибка чревата тем, что в дальнейшем ФСС откажется оплачивать этот больничный за счет государственных средств. Поэтому работодатель зачастую предпочитает перестраховаться.

Обнаружив сомнительный больничный, работодатель обращается в отделение (филиал) ФСС по месту регистрации с устным или письменным запросом, в котором просит разъяснить, можно ли оплатить данный больничный за счет ФСС и не возникнет ли претензий при проверке. При этом следует учесть, что ответ, полученный устно, не дает 100% гарантий того, что при последующей проверке к работодателю не возникнет претензий.

Рекомендуем следующий вариант: обращение с письменным запросом и приложением к нему копии больничного листа. Разумеется, возможно, обращение в электронном виде с приложением скана (ксерокопии) больничного.

Далее следует поступить в зависимости от содержания ответа. Если, по мнению ФСС, больничный оформлен врачами без нарушений, он принимается к оплате. Если нарушения есть, врачи обязаны выдать дубликат.

Если получили дубликат больничного листа…

В разделе, заполняемом работодателем, исправления допускаются, а их количество не регламентировано. Однако сам порядок внесения исправлений принципиально отличается от ранее существующего.


Страховые программы, связанные с COVID-19, можно разделить на три вида: страхование от несчастного случая, страхование жизни и добровольное медицинское страхование. С каждым днем страховки от коронавируса набирают популярность — в минувшем году россияне застраховались от коронавируса на 74 миллиарда рублей и уже получили свыше 840 миллионов рублей выплат.

У вас страховка от несчастного случая

Главная задача любой страховки — возместить ущерб из-за потери здоровья или смерти. Если произошел страховой случай — человек заболел коронавирусом или умер из-за осложнения, вызванного заболеванием, — страховщики обязаны выплатить сумму, предусмотренную договором. В случае с коронавирусом страховых случаев может быть три:

Важно: чтобы страховщики признали перечисленные причины страховым случаем, застрахованному должен быть поставлен диагноз COVID-19.

Страховка от несчастного случая, обеспечивает финансовую защиту на сумму до 1 000 000 ₽ и оперативную госпитализацию больного в инфекционное отделение больницы. Также полис может покрыть другие расходы, например, экспресс-тест на COVID-19, регулярные анализы крови, рентген и скорую помощь.

Помимо компенсации на лечение, некоторые страховые компании предлагают клиентам программы, направленные на восстановление здоровья после COVID-19. Как правило, такие программы не предусматривают денежной компенсации, но застрахованный может пройти реабилитацию в санатории или профилактории. Стоимость реабилитации зависит от программы страхования и прописана в договоре.

Как получить выплаты. Размер выплаты зависит от условий, прописанных в полисе, например, при заболевании страховщики выплачивают от 2 до 5% страховой суммы, в случае смерти застрахованного — 100%. Чтобы получить страховые выплаты, вам нужно собрать пакет документов и обратиться в страховую компанию. Обычно страховщики требуют:

  • копию паспорта;
  • страховой полис;
  • копии документов о перенесенном заболевание, например, выписка из стационара или копия больничного листа;
  • заявление — его можно написать в свободной форме или заполнить бланк в офисе страховщика.

Важно: если оформляли страховку на восстановление после COVID-19 — вам нужно выбрать санаторий или пансионат, в котором вы бы хотели пройти реабилитацию.

У вас полис добровольного медицинского страхования

Если работодатель или вы сами оформили полис добровольного медицинского страхования (ДМС), вы можете бесплатно получить некоторые медицинские услуги и компенсацию расходов. Перечислим медицинские услуги, на которые может рассчитывать застрахованный:

Справка:

В продуктовой линейке страховщиков есть несколько вариантов программ страхования. Например: “Антивирус”, “Антивирус 2.0”, “Полис Путешественника”. Есть программы, предназначенные для групп лиц с высоким риском заражения, например, для работников здравоохранения и госслужащих.

Программы страхования отличаются набором медицинских услуг и страховых рисков, но все они включают возмещение расходов за приобретенные лекарства, если застрахованному поставлен диагноз COVID-19, и он лечился амбулаторно. В программе страхования перечислены препараты, за которые можно получить компенсацию. Например, включены противовирусные, противовоспалительные, отхаркивающие, антибактериальные препараты и антикоагулянты.

Как получить компенсацию по полису ДМС. Если переболели COVID-19 и хотите получить страховую выплату, — обратитесь в страховую компанию. При себе нужно иметь следующие документы:

  • заявление на выплату — обычно у страховщика есть готовые бланки, которые остается только заполнить;
  • копию паспорта заявителя;
  • копию паспорта доверителя, если документы за вас подает родственник или знакомый;
  • банковские реквизиты для зачисления денег;
  • полис страхования;
  • документы, подтверждающие факт страхового случая, — выписки из истории болезни, копии лабораторных тестов;
  • платежные документы — чеки, подтверждающие оплату лекарства.

Как выбрать страховщика

Страхование от COVID-19 актуально до сих пор — еще не поздно оформить полис ДМС или застраховать здоровье. Страхование поможет компенсировать расходы, если наступит страховой случай. Чтобы получение компенсации не превратилось в дополнительную головную боль, лучше выбрать надежного страховщика.

При выборе страховой компании необходимо учесть ее опыт, репутацию, финансовую устойчивость и региональные особенности. Например, у крупной федеральной компании большие финансовые резервы, у нее положительная репутация, но в вашем регионе нет местного офиса. Вам придется пересылать документы по почте, а если допустите ошибку в документах — переписка может затянуться. Аналогичных проблем не возникнет, если работать со стабильной региональной страховой компанией. Вы в любое время можете подъехать в офис и одномоментно утрясти документальные вопросы.

Посмотрите лицензию страховщика — ее должен выдать Центробанк РФ. Если такой лицензии нет, вы рискуете остаться без страхового возмещения или лечения.

Оцените опыт сотрудничества страховой компании с медицинскими организациями — это одно из ключевых преимуществ. Если страховая компания работает по ОМС и ДМС — она заключает договоры с государственными и частными медицинскими учреждениями. Учитывая, насколько сегодня перегружены государственные больницы, лучше выбрать страховой полис, по которому вас госпитализируют в частную клинику.

Единовременная страховая выплата для людей с высокой группой риска

Медицинские работники. Медицинским работникам и водителям скорой помощи, которые работают с пациентами гарантирована единовременная страховая выплата в размере 68 811 ₽ — деньги медработники получают из государственного бюджета.

Чтобы получить страховую выплату, заболевание или осложнение должно быть включено в утвержденный перечень:

Читайте также: