Как сделать компрессию звука

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

При написании этой статьи я поставил себе цель написать о компрессии простым языком и с иллюстрациями, так чтобы было понятно всем. Я постарался рассмотреть в отдельности как всевозможные комбинации параметров компрессии, так и наиболее часто компрессируемые тембры инструментов, обладающими своими динамическими характеристиками тембра (ADSR). Также было учтено, то что обрабатывая один сигнал, пользователи часто стремятся получить различный результат, который диктуется рамками стиля композиции и/или желаемым конечным звучанием композиции.

Часть первая — Вступление

Компрессия — это процесс сжатия динамического диапазона. Динамический диапазон — это разница между наиболее громким и наиболее тихим звуком.

Широкий динамический диапазон.

Чем шире динамический диапазон — тем больше у Вас возможностей работы с динамикой композиции. Вы сможете акцентировать сильные и слабые доли отдельных партий композиции. Вы сможете создавать атмосферу и живость путём комбинирования тихих и громких частей композиции, реализацией переходов между ними. Широкий динамический диапазон характерен для классической музыки. Какие минусы широкого динамического диапазона я вижу ? Что касается классической музыки, — широкий динамический диапазон требует акцентирования внимания на музыке. Однажды я ехал в машине и слушал классическую музыку — это было ужасно, из-за обилия характерных при вождении шумов, мне постоянно приходилось работать в качестве компрессора. Как только музыка становилась тихой — она маскировалась в окружающем шуме и я ничего не слышал. Как только я повышал уровень громкости на моей магнитоле — сразу же настигал момент кульминации, Весь оркестр выбивал сильные доли и оглушал меня. Это была непозволительная роскошь для меня и я выключил музыку, так как я ответственно отношусь к вождению автомобиля. Во время же выступления симфонического оркестра, прослушивания музыки дома, просмотра кино — широкий динамический диапазон только повышает качество звука и удовольствие и от отдыха. Итак, широкий динамический диапазон — это музыка для отдыха, даже если Вы слушаете аллегро на форте.

Как широкий динамический диапазон выглядит на практике ? Посмотрите на изображение:

Обратите внимание на то что композиция постепенно разивается, наращивая напряжение и громкость звука к кульминации, в начале композиции имеется небольшой всплеск громкости.

Узкий динамический диапазон.

При узком динамическом диапазоне разница между наиболее громким и наиболее тихим звуком незначительна. Музыка не обладает динамичностью, однако обладает постоянным уровнем громкости. Практически вся электронная музыка обладает узким динамическим диапазоном. Можно ли сказать то что электронная музыка является громкой музыкой ? Нет, она не является ни громкой, ни тихой, она является музыкой с узким динамическим диапазоном. Это значит то что она обладает более постоянным уровнем громкости, и слушатель сам решает на какой громкости ему слушать данную музыку. Это несёт свои плюсы, так как Вы можете быть уверены в том что если Вы поставили играть музыку фоном — она не отвлечёт Ваше внимание в ненужный момент. Узкий динамический диапазон от части компенсируется ритмичностью и обилием низких частот, благодаря чему электронная музыка очень часто является танцевальной музыкой. Ниже приведён пример композиции с узким динамическим диапазоном:

Уровень звука одинаковый на протяжении всей композиции, имеется несколько пауз.

Сужение динамического диапазона

Сужение динамического диапазона, или проще говоря компрессия, необходима для разных целей, наиболее часто встречающиеся из них:

1) Достижение единого уровня громкости на протяжении всей композиции (или партии инструмента).

2) Достижение единого уровня громкости композиций на протяжении альбома/радио передачи.

2) Повышение разборчивости, в основном при компрессии определённой партии (вокал, бас бочка).

Как же происходит сужение динамического диапазона ?

Компрессор анализирует уровень звука на входе сравнивая его с задаваемым пользователем значением Threshold (Порог).

Если уровень сигнала ниже значения Threshold — то компрессор продолжает анализировать звук не изменяя его. Если уровень звука превышает значение Threshold — то компрессор начинает своё действие. Так как роль компрессора заключается в сужении динамического диапазона, то логично предположить то что он ограничивает наиболее большие и наиболее маленькие значения амплитуды (уровня сигнала). На первом этапе происходит ограничение наиболее больших значений, которые понижаются с определённой силой, которая называется Ratio (Отношение). Посмотрим на пример:

Зелёные кривые отображают уровень звука, чем больше амплитуда их колебаний от оси X — тем больше уровень сигнала.

Жёлтая линия — это порог ( Threshold ) срабатывания компрессора. Делая значение порога Threshold выше — пользователь отдаляет его от оси X. Делая значение порога Threshold ниже — пользователь приближает его к оси Y. Понятно то что чем ниже значение порога — тем чаще будет срабатывать компрессор и наоборот, чем выше — тем реже. Если значение Ratio очень велико — то после достижения уровня сигнала Threshold весь последующий сигнал будет подавлен компрессором до тишины. Если значение Ratio очень мало — то ничего не произойдёт. О выборе значений Threshold и Ratio речь пойдёт позже. Сейчас же нам следует задать себе следующий вопрос: Какой же смысл подавлять весь последующий звук ? Действительно, в этом смысла нет, нам нужно избавиться только от значений амплитуды (пиков), которые превышают значение Threshold (на графике отмечены красным). Именно для решения этой проблемы и существует параметр Release (Затухание), которым задаётся время действия компрессии.

На примере видно то что первый и второй превышения порога Threshold длятся меньше чем третье превышение порога Threshold. Так, если параметр Release настроить на первые два пика — то при обработке третьего может остаться необработанная часть (так как превышение порога Threshold длится дольше). Если же параметр Release настроить на третий пик — то при обработке первого и второго пика за ними образуется нежелательное понижение уровня сигнала.

Тоже самое касается параметра Ratio. Если параметр Ratio настроить на первые два пика — то третий не будет достаточно подавлен. Если же параметр Ratio настроить на обработку третьего пика — то обработка первых двух пиков будет слишком завышенной.

Эти проблемы можно решить двумя способами:

1) Заданием параметра атаки (Attack) — частичное решение.

2) Динамической компрессией — полное решение.

Параметр атаки (Attack) предназначен для задания времени, по истечению которого компрессор начнёт свою работу после превышения порога Threshold. Если параметр близок к нулю (равен нулю в случае параллельной компрессии, смотри соотв. статью) — то компрессор начнёт подавлять сигнал сразу же, и будет работать кол-во времени, задаваемое параметром Release. Если же скорость атаки велика — то компрессор начнёт своё действие по истечении определённого промежутка времени (это нужно для придания чёткости). В нашем случае можно настроить параметры порога (Threshold), затухания (Release) и уровня компрессии (Ratio) на обработку первых двух пиков, а значение атаки (Attack ) поставить близким к нулю. Тогда компрессор подавит первые два пика, и при обработке третьего будет его подавлять до окончания превышения порога (Threshold). Однако это не гарантирует качественной обработки звука и близко к лимиттингу (грубый срез всех значений амплитуды,в этом случае компрессор называется лимиттером).

Посмотрим на результат обработки звука компрессором:

Пики исчезли, замечу то что настройки обработки были достаточно щадящими и мы подавили только самые выступающие значения амплитуды. На практике же динамический диапазон сужается гораздо сильнее и эта тенденция только прогрессирует. В умах многих композиторов — они делают музыку громче, однако на практике они полностью лишают её динамики для тех слушателей, которые возможно будут слушать её дома а не по радио.

Нам осталось рассмотреть последний параметр компрессии, это Gain (Усиление). Усиление предназначено для увеличения амплитуды всей композици и, по сути, эквивалентно другому инструменту звуковых редакторов — нормалайзу. Посмотрим на конечный результат:

В нашем случае компрессия была оправданной и улучшила кчество звука, так как выделяющийся пик скорее является случайностью, чем умышленным результатом. Кроме того, видно то что музыка ритмичная, следовательно ей свойственен узкий динамический диапазон. В случаях, когда высокие значения амплитуд были сделаны специально, компрессия может стать ошибкой.

Динамическая компрессия

Отличие динамической компрессии от не динамической заключается в том, что при первой уровень подавления сигнала (Ratio) зависит от уровня входящего сигнала. Динамические компрессоры есть во всех современных программах, управлением параметрами Ratio и Threshold осуществляется с помощью окна (каждому параметру соответствует своя ось):

Единого стандарта отображения графика нету, где-то по оси Y отображается уровень входящего сигнала, где-то наоборот, уровень сигнала после компрессии. Где-то точка (0,0) находится в верхнем правом углу, где-то в нижнем левом. В любом случае, при перемещении курсора мыши по этому полю изменяются значения цифр, которые соответствуют параметрам Ratio и Threshold. Т.е. Вы задаёте уровень компресии для каждого значения Threshold, благодаря чему можно очень гибко настроить компрессию.

Сайд чейн (Side Chain)

Сайд чейн компрессор анализирует сигнал одного канала, и когда уровень звука превосходит порог (threshold) — применяет компрессию к другому каналу. Сайд чейн имеет свои преимущества работы с инструментами, которые расположены в одной частотной области (активно используется связка бас — бас бочка), однако иногда используются и инструменты, расположенные в разных частотных областях, что приводит к интересному сайд-чейн эффекту.

Часть вторая — Этапы компрессии

Существует три этапа компрессии:

1) Первый этап — компрессия отдельных звуков (singleshoots).

Тембр любого инструмента имеет следующие характеристики: Атака (Attack), Держание (Hold), Спад (Decay), Период удержания (Delay) Уровень(Sustain), Затухание (Release ).

Этап компрессии отдельных звуков подразделяется на две части:

1.1) Компрессия отдельных звуков ритмических инструментов

Часто составляющие бита требуют отдельной компрессии для придания им чёткости. Многие обрабатывают бас бочку отдельно от других ритмических инструментов, как на этапе компрессии отдельных звуков, так и на этапе компрессии отдельных партий. Связано это с тем, что она находится в низкочастотной области, где кроме неё обычно присутствует только бас. Под чёткостью бас бочки понимается наличие характерного щелчка (у бас бочки очень короткое время атаки и держания). Если щелчка нет — то нужно обработать её компрессором, задавая порог равным нулю а время атаки от 10 до 50 мс. Спад (Realese) компрессора должен закончиться до нового удара бас-бочки. Последнюю проблему можно решить с помощью формулы: 60 000 / BPM , где BPM — темп композиции. Так, например ) 60 000/137=437,96 (время в миллисекундах до новой сильной доли 4-х размерной композиции).

Данный способ рекомендуется применять только в случае работы с семплами, если же Вы синтезируете бас бочку, то Вы не нуждаетесь в компрессии, так как можете изменять параметры синтеза бас бочки.

Всё выше сказанное относится и к другим ритмическим инструментам с коротким временем атаки — они должны обладать акцентированным щелчком, который не должен быть подавлен компрессором на каком-то из этапов уровней компрессии.

1.2) Компрессия отдельных звуков гармонических инструментов

В отличие от ритмических инструментов, партии гармонических инструментов довольно редко составляются из отдельных звуков. Однако из этого не следует то что их не следует обрабатывать на уровне компрессии звуков. В случае если Вы используете семпл с записанной партией — то это второй уровень компрессии. К этому уровню компрессии относятся только синтезируемые гармонические инструменты. Это могут быть семплеры, синтезаторы использующие различные методы синтеза звука (физическое моделирование, FM, аддитивный, субтрактивный и др.). Как Вы наверное уже догадались — речь идёт о программировании настроек синтезатора. Да! Это тоже компрессия! Практически у всех синтезаторов есть программируемый параметр envelope (ADSR), что в переводе означает огибающая. С помощью огибающей задаётся время Атаки (Attack), Спада (Decay), Уровеня держания (Sustain), Затухания (Release ). И если Вы мне скажите то что это не компрессия каждого отдельного звука — Вы мой враг на всю жизнь!

2) Второй этап — Компрессия отдельных партий.

Под компрессией отдельных партий я понимаю сужение динамического диапазона ряда объединённых отдельных звуков. В этот этап входят и записи партий, в том числе вокал, который требует обработки компрессия для придания ему чёткости и разборчивости. При обработке компрессией партий нужно учитывать то что при сложении отдельных звуков могут появиться нежелательный пики, от которых и нужно избавиться на этом этапе, так как если это не сделать сейчас, то картина может усугубиться на этапе сведения всей композиции. На этапе компрессии отдельных партий нужно учитывать компрессию этапа обработки отдельных звуков. Если Вы добились чёткости бас бочки — то неправильная повторная обработка на втором этапе может всё испортить. Обработка всех партий компрессором не обязательна, также как и не обязательна обработка всех отдельных звуков. Я Вам советую поставить на всякий случай анализатор амплитуды чтобы определять наличие нежелательных побочных эффектов объединения отдельных звуков. Помимо компрессии на этом этапе необходимо следить за тем, чтобы партии были по возможности в разных частотных диапазонах, чтобы было выполнено квантование. Также полезно помнить то что у звука есть такая характеристика как маскировка (психоакустика):

1) Более тихий звук маскируется более громким, идущим перед ним.

2) Более тихий звук на низкой частоте маскируется более громким звуком на высокой частоте.

Так, например, если у Вас есть партия синтезатора, то часто ноты начинают играть до того как заканчивают своё звучание предыдущие ноты. Иногда это необходимо (создание гармонии, стиль игры, многоголосие), но порой вовсе нет — Вы можете обрезать их конец (Delay — Release) в случае если он слышен в solo режиме, но не слышен в режиме воспроизведения всех партий. Тоже самое относится к эффектам, например реверберации — она не должна длится до нового начала звучания источника звука. Вырезая и удаляя ненужный сигнал — вы делаете звучание чище, и это тоже может быть рассмотрено как компрессия — потому что Вы удаляете ненужные волны.

3) Третий этап — Компрессия композиции.

При компрессии всей композиции нужно учитывать то что все партии являются объединением множества отдельных звуков. Следовательно, при их объединении и последующей компрессии нужно следить за тем чтобы конечная компрессия не испортила то чего мы достигли на первых двух этапах. Также нужно разделять композиции в которых важен широкий или узкий диапазон. при компрессии композиций с широким динамическим диапазоном — достаточно поставить компрессор, который будет давить кратковременные пики, которые образовались в результате сложения партий между собой. При компрессии композиции, в которой важен узкий динамический диапазон, — всё гораздо сложнее. Тут компрессоры последнее время называются максимайзерами. Максимайзер — плагин, который совмещает в себе компрессор, лимиттер, граффический эквалайзер, энхайзер и прочие инструменты преобразования звука. При этом он должен обязательно обладать инструментами анализа звука. Максимайзинг, конечная обработка компрессором, во многом нужна для борьбы с допущенными ошибками на предыдущих этапах. Ошибки — не столько компрессии (впрочем, если Вы делаете на последнем этапе то что Вы могли сделать на первом этапе — это уже ошибка), сколько в изначальном выборе хороших семплов и инструментов, которые не мешали бы друг другу (речь идёт о частотных диапазонах). Именно для этого производится коррекция АЧХ. Часто бывает так, что при сильной компрессии на мастере нужно изменять параметры компрессии и сведения на более ранних этапах, так как при сильном сужении динамического диапазона вылазят тихие звуки, которые ранее маскировались, изменяется звучание отдельных компонентов композиции.

В этих частях я нарочно не говорил о конкретных параметрах компрессии. Я посчитал необходимым написать о том что при компрессии необходимо уделять внимание всем звукам и всем партиям на всех этапах создания композиции. Только так в итоге Вы получите гармоничный результат не только с точки зрения теории музыки, но и с точки зрения звукорежиссуры.

Далее в таблице даны практические советы по обработке отдельных партий. Однако в компрессии цифры и пресеты могут только подсказать нужную область, в округе которой нужно искать. Идеальные настройки компрессии зависят от каждого отдельного случая. Параметры усиления (Gain) и порога ( Threshold) подразумевают нормальный уровень звука (логическое использование всего диапазона).

Часть третяя — Параметры компрессии

Краткая справка:

Порог срабатывания (threshold) — определяет уровень звука входящего сигнала, по достижению которого компрессор начинает работу.

Атака (Attack) — определяет время, по истечению которого компрессор начнёт работать.

Уровень (ratio) — определяет стпень уменьшения значений амплитуды (по отношению к оригинальному значению амплитуды).

Спад (release) — определяет время, по истечению которого компрессор перестанет работать.

Усиление (Gain) — определяет уровень повышения входящего сигнала, после обработки компрессором.

О компрессорах аудиосигнала, основных параметрах работы читайте в нашей статье. Также мы расскажем о дополнительных функциях и схемах подключения устройств.

Сегодня мы с вами разберемся в том, что такое компрессор. Узнаем принцип его работы и особенности применения. Эта статья, как предыдущие, расcчитана на широкий круг непрофессиональных пользователей, поэтому мы не будем углубляться в технические параметры и использовать сложную терминологию. Однако некоторые необходимые для работы вещи все же придется озвучить.

Что такое компрессор

Итак, компрессор должен что-то сжимать. Примерно так и работает устройство.

Принцип его работы проще понять по графику (смотри ниже). Нужно представить, что у нас есть входной и выходной сигналы.

Рисунок 1. График работы компрессора

Рисунок 1. График работы компрессора, на котором изображены сигналы входа и выхода

Компрессор – это динамический прибор, который меняет соотношение входного и выходного сигнала, уменьшая динамический диапазон трека.

Основные параметры компрессора

У любого компрессора есть минимум два основных параметра: порог срабатывания и величина компрессии. Для облегчения работы мы рекомендуем использовать приборы с четырьмя параметрами. Какими? Почему нам нужны все четыре?

1. Порог срабатывания (Threshold) – это уровень (точка на графике) с которого компрессор начинает свою работу. Если не указано иного, то компрессор не трогает звук тише уровня срабатывания, звук громче – зажимает, деля тише

2. Величина компрессии (Ratio) – величина на которую будет обработан сигнал, превышающий порог срабатывания. В связи с тем, что компрессор изменяет соотношение входного и выходного сигналов, величину компрессии принято выражать соотношением. Например, 2:1. Это значит, что при увеличении ВХОДНОГО сигнала на 2 дБ, ВЫХОДНОЙ увеличится всего на 1 дБ!

3. Атака (Attack) – параметр, отвечающий за время, которое необходимо компрессору для начала обработки сигнала. Attack есть не во всех приборах, часто является автоматическим и не поддается корректировке. Конечно, устройства с возможностью изменения удобны в работе.

4. Восстановление (Release) – параметр времени. Отвечает за возврат установленного режима работы компрессора к исходному.

Как они работают?

Давайте рассмотрим работу параметров на конкретном примере.

Рисунок 2. Исходный материал

Рисунок 2. Исходный материал

Возьмем исходный материал с графика работы компрессора (смотри рисунок 1). Мы видим, что на рисунке изображен сигнал, громкость которого увеличивается. Через некоторое время она возвращается к исходной позиции.

Основные моменты работы прибора легко проследить именно на этом отрезке.

Рисунок 3. Фрагмент

Рисунок 3. Фрагмент

Работать необходимо с частью выделенного сигнала. Позже вам будет легче увидеть разницу между необработанным и измененным отрезками.

Рисунок 4. Настройка

Рисунок 4. Настройка параметров обработки

Обработаем сигнал со следующими настройками: порог – 24 дБ, величина – 4:1, атака 100 мс, восстановление – 1000 мс. Приблизительные настройки взяты для наглядности.

Рисунок 5. Результат обработки

Рисунок 5. Результат обработки отрезка

Что же у нас получилось? Компрессор сразу начал мягко повышать уровень сигнала до среднего значения, так как он было выше порога. В тот момент, когда сигнал стал громче, наоборот – понижать. На рисунке хорошо видно, что устройство не сразу начало понижение уровня входного сигнала, а с некоторой задержкой – это и есть время атаки. В результате громкость обработанного участка стала ближе к некоему среднему значению.

Дополнительные настройки

Помимо основных, многие современные приборы обладают дополнительными настройками. Рассмотрим некоторые из них:

  • Make-Up Gain – это регулятор, позволяющий оптимизировать выходной уровень. Применяется при слишком тихом выходном уровне сигнала.
  • Knee – регулятор, а чаще переключатель, определяющий мягкость срабатывания компрессора. В большинстве приборов выполнен в виде переключателя с обозначениями HardKnee и SoftKnee.
  • Peak/RMS – переключатель, определяющий характер работы компрессора. Следовательно, прибор будет реагировать либо на пиковые значения, либо на среднеквадратичную громкость. Компрессор, установленный в режим Peak и Ratio – ∞:1 – является лимитером.

Итак, мы рассмотрели основные принципы и параметры работы компрессора. Тихое он делает громче, а громкое – тише. Однако, необходимо упомянуть и о других режимах работы.

Компрессоры с дополнительными функциями

Большинство современных приборов выполняют не только компрессию. Чаще всего – это компрессоры-лимитеры, компрессоры-экспандеры, компрессоры-гейты, компрессо-лимито-экспандеры и другие.

Но существует множество приборов, выполняющих только одну функцию:

  • Гейт – не затрагивает сигнал выше порога срабатывания, а тот что ниже убирает до 0 дБ. Устройство/режим позволяет убрать тихие посторонние звуки в паузах. Часто применяется на радио.

Нестандартные варианты использования компрессора

Музыканты в популярной музыке применяют его для усиления внутреннего движения, выражения динамики. Чаще всего используют Side-Chain компрессию всей (или почти всей) фонограммы от вокала.

Режим позволяет реализовать компрессию в определенном спектре частот, подавая на управляющий вход сигнал после эквалайзера с заданными для сжатия частотами. Наверное, многие уже догадались, что таким образом можно организовать де-эссер или многополосную компрессию. Для этого у вас должно быть несколько устройств.

Как слышать компрессию

Все мы знаем, что компрессия — это один из самых важных навыков, которым вы должны овладеть как инженер. Не разбираясь в компрессии, вы будете пробираться вслепую при трекинге, микшировании и мастеринге. Не расстраивайтесь, если у вас пока не получается; это самый сложный и, как правило, последний аудионавык, которым овладевают люди. К тому же компрессия также и самый абстрактный процесс.

Из этой статьи вы узнаете, как слышать компрессию с акцентом на компрессионные артефакты.

Инженер/продюсер Рафа Сардина демонстрирует один из множества компрессоров в своем аутборде

Инженер/продюсер Рафа Сардина демонстрирует один из множества компрессоров в своем аутборде

Когда вы только начинаете, легко определить, когда использовать эквалайзер или нойз-гейт, но компрессия в этом плане отличается. Кажется очевидным, что использование компрессии служит для управления динамикой, но это очень упрощенный взгляд. Для простого управления уровнем несогласованной громкости звуковой дорожки, автоматизация фейдера и клип гейна – вот , что должно быть вашим первым набором инструментов. Несмотря на то, что компрессоры управляют динамикой, многими другими характеристиками звука можно манипулировать с помощью их творческого применения. Для опытного инженера компрессия служит трем творческим целям.

Первая

Вторая

Компрессоры, благодаря природе своих электронных компонентов, управляют тоном, настроением или окраской инструмента или голоса. Некоторые компрессоры, такие как Manley Variable Mu®️, обеспечивают тонкие и богатые гармоники низких и средних частот, которые усиливают ощущение глубины и музыкальной целостности. Другие компрессоры, такие как Universal Audio 1176, могут добавить некоторые среднечастотные и высокочастотные гармонические искажения, делающие трек шипящим или выходящим на первый план в миксе. Эти тональные окраски являются причиной того, что лучшие микс-инженеры, даже те, которые микшируют на огромных аналоговых консолях, имеют десятки каналов с различными внешними компрессорами, а не только несколько каналов внешних эквалайзеров. Лампы, трансформаторы и транзисторы придают компрессорам характер, что выходит за рамки простого динамического управления.

Третья

Итак, вы видите, компрессоры - это гораздо больше, чем динамические контроллеры, и их прозрачность или способность изменять тон и формировать огибающую звука - вот что заставляет нас выбирать один компрессор вместо другого.

Стоковые компрессор Logic Pro X предлагает несколько режимов эмуляции и предоставляет все элементы управления, которые могут понадобиться любому компрессору.

Стоковые компрессор Logic Pro X предлагает несколько режимов эмуляции и предоставляет все элементы управления, которые могут понадобиться любому компрессору.

Давайте рассмотрим основные элементы управления типичного компрессора.

Опциональные регулировки, которые вы можете встретить во многих компрессорах:

  • Режим Auto Attack / Release устанавливает заводские настройки времени атаки и затухания, которые обычно блокируют пользовательские элементы управления для атаки и затухания.
  • Makeup Gain (Auto Makeup Gain) предоставляет способ поддержания постоянной громкости при сравнении обработанных и необработанных сигналов.
  • Mix позволяет смешивать несжатый сигнал со сжатым сигналом для управления динамическим диапазоном, сохраняя транзиенты и четкость исходного сигнала.
  • SideChain предоставляет способ управления поведением компрессора на основе внешнего сигнала или отфильтрованной версии исходного сигнала. Например, басовый барабан может быть отправлен на sidechain-вход бас-гитарного компрессора, поэтому в момент когда играет бочка, бас-гитара понижается по уровню (компрессируется).

Формируйте свой звук, настраивая параметры атаки и затухания

Давайте посмотрим, как настройки атаки и затухания меняют форму звука.

Медленная атака (~ 50 мс и выше) позволяет пройти начальную атаку или транзиент без изменений. Это обеспечивает естественный, резкий, живой и натуральный звук.

Недостатком использования медленных настроек атаки является то, что когда вы микшируете песню, в которой двое играющих вживую вместе музыкантов, они несовпадают в том, с какой атакой они играют на ударных/гитарах/клавишных. Медленная атака может пропустить и подчеркнуть громкие атаки вместо того, чтобы сгладить их. Более быстрое время атаки может сделать их игру менее небрежной и более согласованной.

Быстрое время затухания (~ 100 мс и ниже) обеспечивает более агрессивный и грубый звук. Можно поднять сустейн или тон комнаты, увеличивая воспринимаемую громкость трека. Если вы перестарались, вы можете получить накачанные артефакты, и с чрезвычайно коротким временем затухания вы можете создать полезные или ужасные искажения.

Медленное время затухания (~ 250 мс и выше) делает ваш звук более плавным и более управляемым. Если настройки затухания слишком медленные, компрессор не сможет полностью восстановиться до начала следующего большого транзиента. Это означает, что транзиент будет тише, чем должен был быть, что сделает ваш трек менее живым.

Имейте в виду, что настройка порога срабатывания взаимодействует с настройкой колена

Низкий порог срабатывания заставляет компрессор реагировать на тихие участки дорожки. Низкий порог в сочетании с низким соотношением (ratio) (менее 3:1) будет непрерывно и последовательно мягко сжимать сигнал. В результате вы можете сделать звук более ровным. Это считается RMS компрессией, поскольку такая компрессия основывается на среднем уровне звука. Этот тип сжатия добавляет плотность и раскрывает детали в треке, уменьшая динамический диапазон без заметного изменения тона.

При высоком пороговом значении компрессор реагирует только на пики. Объедините высокий порог срабатывания с высоким соотношением (6:1 или больше), и вы начнете срезать транзиенты. Как вы, возможно, уже догадались, это называется пиковой компрессией. Эта настройка хорошо работает с ударными инструментами, но может быть слишком назойливой для мелодических инструментов.

Если вы хотите получить громкий, захватывающий, превосходный вокальный/инструментальный трек без ущерба для его движения и панча, попробуйте следующее:

  1. продублируйте свой трек;
  2. скомпрессируйте дабл-трек с быстрой атакой, быстрым затухание, низким порогом срабатывания и высоким соотношением;
  3. медленно увеличьте громкость дабл-трека и сбалансируйте его с оригинальным треком.

Как слышать компрессию

Один из лучших способов научиться слышать разницу между быстрым и медленным временем атаки/затухания - это поиграть с этими параметрами самостоятельно.

Для следующих упражнений важно использовать компрессор, который имеет функцию автоматической компенсации усиления, например бесплатный компрессор MeldaProductions MCompressorили Izotope Ozone 9 Dynamics module. Автоматическое усиление избавляет вас от необходимости согласовывать уровень скомпрессированного сигнала с необработанным треком, поэтому вы сможете сосредоточиться на формировании звука и тона, это развяжет вам руки при настройке параметров. В противном случае мы можем быть обмануты тем, что более громкий сигнал звучит лучше.

  1. Возьмите живую запись дорожки малого барабана, предпочтительно в контексте всей игры набора ударных.
  2. Установите Treshhold достаточно низким, чтобы вы могли уловить часть транзиента и Ratio 4:1.
  3. Перейдите к самой медленной настройке атаки (Attack) со средним затуханием (Release).
  4. Сократите время атаки и послушайте, как меняется удар малого барабана. Эффект становится более очевидным, когда вы опускаетесь ниже 30 мс или около того.
  5. Как только вы доберетесь до самого быстрого времени атаки, снова медленно увеличивайте время атаки.

Теперь повторите упражнение с вокальной дорожкой и басовой дорожкой. Вероятно, легче всего услышать влияние обработки на вокал, поскольку это звук, который мы привыкли слышать чаще всего.

Избыточная компрессия: Ужасная правда

Чрезмерная компрессия звука отрицательно влияет на тембр, размер и мощность вашего трека.

Из-за чрезмерной компрессии ваш трек может ощущаться и звучать маленьким. Размер – это не то же самое, что и плотность. Чем более компактным и плотным становится ваш звук, тем более агрессивно он звучит, но эта плотность достигается за счет размера. Чтобы получить естественный размер и импульс, позвольте треку двигаться при компрессии. Попробуйте плавные соотношения, умеренное время атаки и затухания и найдите подходящий порог, который сохраняет ровный тон при небольшой компрессии большую часть времени.

Threshold и knee взаимодействуют друг с другом, чтобы найти правильную степень компрессии.

Attack помогает вам настроить то, насколько панчевым или обработанным ощущается ваш материал.

Auto-attack and release обычно являются хорошей отправной точкой. Прочтите инструкцию, чтобы узнать фактические настройки вашего компрессора и использовать их в качестве отправных точек, когда не используете автоматический режим.

Auto MakeUp Gain помогает слышать артефакты и преимущества компрессии, не будучи обманутым изменением уровня громкости, которое может вызвать компрессор.

Все компрессоры неодинаковы

Все становится немного сложнее, так как каждый компрессор использует различные типы цепей детекторов, элементов уменьшения усиления и других элементов электронных схем, которые объединяются для формирования эффектов сжатия и характера компрессора. Время атаки, которое звучит как быстрая атака на компрессоре одной марки или модели, может не звучать так же быстро на другом устройстве. То же самое касается времени затухания. Вот таблица времени атаки и затухания для некоторых популярных аппаратных компрессоров. Плагины компрессоров обычно имитируют эти настройки, но могут также включать в себя гораздо более экстремальные настройки.

компрессор для вокала

Профессиональное сведение музыки базируется чаще всего на двух этапах: эквализации и компрессии. Различные инструменты требуют различных настроек компрессии. Самый простой способ понять как работает компрессия , рассмотреть её на примере сведения вокала.

Бывает так, что в некоторых частях песни вокалисту приходится петь очень громко и без компрессии вокала этот трек будет звучать раздражающе и неровно.

Компрессия вокала позволяет устанавливать баланс между громкими и тихими частями трека, автоматически сжимая сигнал, когда он достигает определенного уровня.

звуковая волна

О том, что такое динамический диапазон читайте по ссылке

Основные понятия компрессии звука

Очень важно, чтобы применяя те или иные настройки компрессора, вы делали это осознанно, понимая суть ваших действий.

Основные параметры компрессора это порог срабатывания (treshold),коэффициент сжатия (ratio), время атаки (attack) и время восстановления (realease).

Параметры компрессора

Threshold — порог срабатывания компрессоров.

Ratio — соотношение входного сигнала к выходному. Ratio 5:1 означает, что при изменении входного сигнала на 5dB, на выходе мы получим разницу в 1dB.

Attack — время в миллисекундах, которое эффект “ожидает” прежде чем начать сжимать сигнал.

Release — время восстановления чувствительности эффекта.

Gain — Регулирует уровень выходного сигнала.

GR (Gain Reduction) — показывает уровень ослабления сигнала в результате действия компрессии.

Так устроена компрессия

Самое важное при использовании компрессии не переусердствовать. Грамотное использование компрессии позволить сделать звук более ярким и насыщенным, а излишнее применение компрессии сделает звук пережатым, что заметно повлияет на качество ваших миксов.

Компрессия вокала в миксе

Настройка плагинов:

Мы должны обратить внимание на то что время атаки очень короткое, это потому что вокал имеет достаточно переходящий характер именно поэтому лучше всего установить короткое время атаки.

Release достаточно медленный, потому что когда вокалист поет громкие части песни ноты в ней как правило длятся дольше чем короткие.

Порог срабатывания установим в -10 потому что если сделать его больше то вокал будет чересчур вылезать из общего микса.

Это конечно же достаточно условные настройки вы также должны пользоваться собственными ушами что бы довести до ума вашу компрессию.

Компрессия бэк-вокала

Подпевки или бэк-вокал, как правило компрессируют сильнее, чтобы он звучал собраннее, ровнее и образовывал подстилку под основной вокал.

В зависимости от звучания, которое хочется получить можно прибегать, как к компрессированию каждого голоса в бэк-вокале, а затем и всю группу, так и просто к компрессированию общей группы бэк-вокалов. Т.е Ratio можно установить в районе 5-8:1, ну и Threshold может быть в районе 10-14 dB, таким образом мы получаем достаточно сильное сжатие.

Читайте также: