Как сделать инвентаризацию отходов

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 28.09.2024

Для разработки проекта проводится инвентаризация источников образования отходов. Этот процесс включает проверку соответствия учетных данных (согласно Приказу МПР РФ от 1 сентября 2011 г. N 721. Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами) реальному положению дел на производстве.
Первичный учет отходов показывает текущее положение по образованию отходов (место образования на производстве), по приему отходов от сторонних лиц, по передаче отходов на обезвреживание, утилизацию, размещение, по размещению на собственных объектах.

Данные учета, а также данные статистической отчетности (2ТП-отходы) используются при инвентаризации отходов. При этом отходы идентифицируются, составляется их перечень, идентифицируются источники их образования, места, где производится их сбор и накопление (сроком до 11 месяцев), каким образом производится транспортирование отходов (например, между структурными подразделениями предприятия) обработка, утилизация, обезвреживание или размещение отходов.

По результатам инвентаризации рассчитывается годовой норматив образования (предлагаемый норматив) для каждого отхода I-V классов опасности.

Цель проведения инвентаризации отходов:

  • определение перечня образующихся отходов на предприятии в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);
  • проведение процедуры паспортизации для отходов I–IV классов опасности;
  • организация первичного учета отходов;
  • организация системы раздельного сбора отходов;
  • контроль объемов фактического образования отходов и объемов предоставляемых в документах от компании - Перевозчика отходов;
  • составление и предоставление годовых отчетов по экологи;
  • разработка мероприятий по предотвращению или снижению количества отходов.

Сроки проведения инвентаризации:

Инвентаризация проводится не реже 1 раза в год.

Результаты инвентаризации применяются при:

  • проведении процедуры паспортизации для отходов I–IV классов опасности;
  • разработке порядка производственного экологического контроля;
  • разработке инструкции по обращению с отходами производства и потребления и организации учета отходов;
  • составлении государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).

Стоимость

Состав услуги

  • проведение инвентаризации источников образования отходов;
  • определение перечня видов отходов загрязняющих окружающую среду, для которых необходим отбор и исследование проб;
  • сбор исходной технической информации, документов по составу и видам используемого сырья, материалов, объёмам производства и технологий и т.п.;
  • составление отчета по результатам проведения инвентаризации источников отходов, с проведением расчета нормативов образования отходов.

Нормативно-правовые документы

Переход на сайт прокураторы, где по ИНН своей организации вы увидите список грядущих проверок

Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:

  • приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
  • инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
  • документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.

Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).

7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Если предприниматель (или юридическое лицо на производстве) при осуществлении работ или оказании услуг имеет дело с отходами, то инвентаризация отходов является обязательной по закону процедурой. Регулярное и точное проведение такой инвентаризации не только защищает владельца предприятия от нарушений, но и является экономически выгодным для него мероприятием.

Точные данные, полученные при инвентаризации, позволяют искать и применять новые способы утилизации, значительно снижая на нее расходы. Можно расширять свой бизнес, занимая востребованные, но еще никем не заполненные сегменты переработки мусора.

Основные положения учета отходов производства

Выявление всех количественных и качественных характеристик отходов необходимо проводить 1 раз в год. Досрочная инвентаризация оформляется либо по запросу территориальных органов Минприроды, либо при любом изменении хотя бы одного показателя отходов, не говоря уже о появлении новых видов. Влияют на показатели отходов сырье и вид готовой продукции, технологии и модернизация производства.

Как оформить инвентаризацию отходов?

Пусковым становится приказ руководства об инвентаризации с указанием ответственной комиссии, сроков и подразделений проведения. В учет берутся все документы, свидетельствующие о любых манипуляциях с отходами. Обследование отделений производства выявляет источники отходов и участки их нахождения, после этого определяются:

  • наименование и соответствующий код;
  • размер и вес;
  • физико-химические характеристики (состояние, растворимость, летучесть и состав);
  • химические реакции, приводящие к образованию мусора и определяющие его токсичность;
  • класс опасности от 1 до 5;
  • количество мусора, которое образовалось за год.

Идентифицировать отходы необходимо по общероссийскому классификатору или по региональному (если первый отсутствует). Для нестандартных видов мусора наименование разрабатывается самостоятельно с последующим обращением за его кодом в органы по охране природы.

Акт об инвентаризации. Как составить?

Акт об отходах составляется по итогам инвентаризации согласно приложению к нему не менее чем на 2-х листах с учетом титульного. Кроме этого разрабатываются и включаются в акт:

  • нормативы образования мусора;
  • инструкция по обращению с отходами, их использованию, перемещению или обезвреживанию;
  • требования к возможным местам их временного хранения.

Места постоянного или временного размещения мусора контролируются 1 раз в 3 года или каждый раз, когда на производстве происходят изменения видов деятельности или технологий. Несоблюдение закона об обращении с отходами влечет за собой наказание в виде ответственности, от административной до уголовной. Исполнение же всегда всячески поддерживается, так как борьба за экологию находится в сфере интересов страны, а мусороперерабатывающая промышленность еще не развита на должном уровне.

Предприятия, относящиеся к любой категории объекта негативного воздействия должны проводить у себя инвентаризацию источников негативного воздействия на окружающую среду. С этого начинается работа эколога на предприятии и деятельность по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду.

Для того, чтобы определить к какой категории объекта негативного воздействия относится Ваше предприятие и какой пакет документов в области охраны окружающей среды должен быть на Вашем предприятии, начать надо с инвентаризации источников негативного воздействия на окружающую среду. Вы можете это сделать самостоятельно, а в случае отсутствия штатного эколога на Вашем предприятии, специалисты нашей компании всегда готовы прийти на помощь.

Инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это систематизация сведений о распределении источников выбросов на территории предприятия, их количестве и составе выбросов от каждого источника. Законом установлено, что инвентаризация проводится как инструментальными, так и расчетными методами.

С 26 апреля 2019 года вступает в законную силу Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352, которым утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

Указанным Порядком регламентированы вопросы содержания работ при проведении инвентаризации выбросов; правила систематизации сведений об источниках выбросов при проведении инвентаризации выбросов; порядок определения показателей выбросов при проведении инвентаризации выбросов; правила документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации выбросов; механизм корректировки данных инвентаризации.

В случае, если для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отсутствует утвержденная документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена не позднее двух лет со дня вступления в силу Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352, то есть не позднее 26.04.2021.

Корректировка данных уже проведенной инвентаризации осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа, которые утверждены Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498.

Инвентаризация отходов производства и потребления.

Инвентаризация отходов производства и потребления – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, временного хранения и накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим юридическим или физическим лицам.

Инвентаризация отходов проводится самостоятельно юридическими лицами, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в соответствии с заключенным договором.

Инвентаризация отходов проводится в целях установления нормативов образования отходов производства и потребления, а также последующей организации:

  • первичного учета отходов;
  • системы раздельного сбора отходов;
  • разработки мероприятий по предотвращению или снижению количества образования отходов. Инвентаризация отходов проводится не реже 1 раза в 5 лет.

Инвентаризация отходов должна быть проведена досрочно в случае реорганизации и изменения вида (видов) деятельности предприятия или какого-либо его подразделения, в случае изменения технологического процесса или используемого сырья и материалов.

Читайте также: