Как сделать интеллектуальную карту по литературе

Обновлено: 08.07.2024

Проблема развития познавательной активности учащихся на I ступени общего среднего образования возникла давно и является важнейшей и в настоящее время.

Наблюдая за учащимися на уроках обучения чтению в первом классе и в начале второго класса на уроках литературного чтения, я отметила, что такие внешние проявления познавательной активности, как: готовность отвечать на вопросы учителя, открытость учащихся для педагогических воздействий, стремление к получению положительной оценки, к получению одобрения учителя, следование советам и рекомендациям учителя, заданным образцам поведения – были лишь у 3–4 учащихся класса, что свидетельствовало о низком уровне сформированности познавательной активности.

С каждым годом поддерживать у ребят интерес к учению становится всё сложнее, учащиеся не любят читать и пересказывать, у них нет потребности прочитать что-либо дополнительно. А ведь чтение – это залог успешного обучения на всех ступенях образования.

Мои наблюдения за учащимися, а также результаты анкетирования с целью определения любимого предмета показали, что литературное чтение считает любимым предметом только третья часть класса. Нелюбимыми видами деятельности на уроках литературного чтения для 73 % учащихся являются пересказ и словесное рисование. Могу предположить, что эти виды учебной деятельности требуют больших волевых усилий от учащихся, требуют больше времени для подготовки из-за недостаточных рекомендаций, дидактических инструментов. А это ведёт к потере познавательного интереса учащихся к учебному предмету и низкому уровню развития познавательной активности.

Чтобы литературное чтение стало интересным для учащихся, стало вызывать новые, позитивные, эмоциональные переживания у младших школьников, необходимо, на мой взгляд, обучить их такому новому активному дидактическому инструменту, как интеллект-карты. Они помогут в формировании новых способов познавательной деятельности у младших школьников, обеспечивающих успешное изучение предмета, в формировании литературно-творческих умений, в развитии творческой и познавательной активности учащихся. Дав учащемуся такое новое средство извлекать новые знания, преобразовывать новую информацию в графический образ, т. е. визуализировать, учащийся будет проявлять инициативу, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи, а, следовательно, будет иметь место развитие познавательной активности.

Карты памяти (или интеллект-карты, карты ума, ум-карты, ментальные карты) – так называют сравнительно новый способ альтернативной записи информации, новый визуальный метод.

Я предлагаю активно и систематически использовать интеллект-карты на уроках литературного чтения со 2 класса. В своей работе с учащимися мы, прежде всего, усвоили алгоритм построения интеллект-карт:

  • готовим цветные ручки, карандаши или фломастеры, клей, картинки, бумагу;
  • лист кладём горизонтально;
  • в центре листа заглавными печатными буквами пишем и выделяем главную тему (1–2 ключевых слова), этот центр должен быть обязательно цветным;
  • все слова в интеллект-карте пишем заглавными печатными буквами;
  • от центральной темы по часовой стрелке рисуем ветки разными цветами; каждую ветку подписываем 1–2 словами, ветки нумеруем, на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их;
  • ветви первого уровня делаем более жирными;
  • длина линии должна быть примерно равна длине ключевого слова;
  • добавляем пустые линии, показывая тем самым, что интеллект-карта не является законченным продуктом;
  • устанавливаем связи между понятиями пунктирной линией.

В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их рисунками, картинками, символами. Реакция на картинку во много раз быстрее, чем на слово.

Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил составления интеллект-карт нет, как нет и неправильных карт.

Каковы же особенности работы с интеллект-картами на I ступени общего среднего образования на уроках литературного чтения?

В начале второго класса целесообразно составлять интеллект-карты по литературному произведению коллективно под руководством учителя. Я строю интеллект-карту на доске цветными мелками, а учащиеся на бумаге параллельно со мной.

Построение интеллект-карты целесообразно проводить на этапе углубленного анализа текста литературного произведения. Во время анализа текста, шаг за шагом, появляется интеллект-карта как результат этого анализа. Составить интеллект-карту можно практически по любому литературному произведению. Я предпочитаю составлять интеллект-карту по обширному, насыщенному тексту, который планируется пересказывать.



В данном случае составленная интеллект-карта будет являться своеобразным планом, сочетая в себе ключевые слова и картинки; будет способствовать быстрому и эффективному запоминанию текста, поможет его воссоздать.

При изучении литературного произведения интеллект-карта активно включается в работу на следующих этапах урока: углубленный анализ с повторным чтением произведения, пересказ – на том же уроке (первые пробы: по частям и целиком с опорой на интеллект-карту), этап обобщения, подведения итогов, проверка домашнего задания на следующем уроке. Это позволяет учащимся запомнить надолго и подробно пересказать текст на высоком уровне.

В данном случае этот вид учебной деятельности не требует больших волевых усилий от учащихся и много времени для подготовки, учащиеся уходят с урока с уже практически подготовленным домашним заданием. А это ведёт к развитию познавательного интереса учащихся к учебному предмету и развитию их познавательной активности. Кроме этого интеллект-карта позволяет дифференцированно подойти мне к проверке домашнего задания на уроке: слабые учащиеся могут использовать интеллект-карту при ответе.

Первоначально такую работу я провожу коллективно под моим руководством, задаю наводящие вопросы, впоследствии организую групповую или парную работу, а также индивидуальную работу по построению интеллект-карты, когда учащиеся готовы к их построению.

Таким образом, интеллект-карту можно использовать при выполнении любого творческого задания по литературному чтению: сочинить загадку, придумать свою сказку или рассказ, составить диафильм и др.

Начиная с третьего класса, я рекомендую учащимся, читая книгу по внеклассному чтению, составлять интеллект-карту для более вдумчивого внимательного чтения и лучшего запоминания содержания произведения, чтобы чувствовать себя уверенным на уроке внеклассного чтения.

Описанные мною примеры использования интеллект-карт на уроках литературного чтения во вторых–четвёртых классах составляют далеко не полный перечень возможностей данного дидактического инструмента. Использование интеллект-карт на уроках литературного чтения способствуют снятию напряжения и страха при анализе и пересказе большого произведения, словесном рисовании, выполнении творческих заданий, обобщении и систематизации знаний по разделу литературного чтения, при самостоятельном знакомстве с новым внеклассным литературным произведением; создаёт положительный эмоциональный настрой на уроке, развивает творческий потенциал учащихся и их познавательную активность.

Подборка сервисов, программ и мобильных приложений, которые помогут структурировать мысли и превратить их в наглядные схемы.

Что такое интеллект-карта?

Лайфхакер уже рассказывал, что такое интеллект-карта (она же карта мыслей, майндмэп) и как с ней работать. Если коротко, это способ визуализировать процесс мышления при помощи создания нелинейных схем. Например, вот таких:

Давайте подберём инструменты, которые наладят процесс структурирования идей. Но для начала ещё раз убедимся, что майндмэппинг — полезная затея.

А зачем мне это нужно?

У вас есть мозг. Он приходит в экстаз, когда вы выгружаете данные из его недр на внешний носитель — бумагу или её digital-аналог. Как только вы наводите порядок, мозг расценивает упорядоченные связи между идеями как сигнал к действию — воплощать, запоминать, развивать.

Кому и как поможет интеллект-карта?

  1. Писателям, сценаристам и редакторам: навести порядок в голове, учесть все детали, чтобы результат не пришлось уничтожать или переписывать.
  2. Бизнесменам и стартаперам: создать внятный сценарий презентации или питча; отобразить долгосрочные и срочные проекты, в которых много подзадач, будь то вывод нового проекта на рынок или годовой отчёт.
  3. Школьникам и студентам: ориентироваться в потоке учебной информации и лучше запоминать материал к экзамену, написать диплом, которым будешь гордиться.
  4. Учёным и преподавателям: схематично упорядочить структуру занятия на доске или в презентации, продумать план новой научной статьи.
  5. Тем, кто встал на путь саморазвития: провести анализ сильных и слабых сторон, собрать воедино и визуализировать все планы и мечты.

Интеллект-карта поможет тем, чьи личные и профессиональные задачи ждут планирования, упорядочивания и структурирования.

Здорово, а что дальше?

Вооружитесь инструментами. Протестируйте ресурсы для создания ментальных карт и выберите свой для любой задачи.

1. XMind

Платформы: macOS, Windows, Linux, iOS.

Популярная и простая программа для майндмэппинга. Версия для десктопа бесплатная. Дополнительная функциональность — конвертация в PDF, Office, иконки — стоит 79 или 99 долларов в зависимости от набора фишек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение интеллект-карт на уроках русского языка и литературы способствует повышению интереса к предмету.Кроме этого развивает речь и мышление учащихся, учит их высказывать свою точку зрения.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Применения интеллект-карт и кластеров на уроках литературы и русского языка.

Инноватика в обучении.

Аликова Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория.

Актуальность

объясняется тем, что внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

В связи с этим приоритетным должно стать применение развивающих технологий обучения, использование системно-деятельностного, компетентностного подхода. Поэтому определение средств формирования познавательных УУД школьников для педагогов, и в особенности для учителей русского языка, является бесспорной необходимостью уже сегодня.

Концептуальная идея, цель и решаемые задачи проекта.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей развития познавательных универсальных учебных действий посредством применения методов кластера и интеллект-карт - технологии визуализации ассоциативных связей.

– теоретически обосновать и определить эффективность использования метода интеллект-карт для формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы, практически подкрепить результативность данного исследования.

- раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
- прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

- вооружить обучающихся новым методом: научить создавать интеллект-карты, кластеры и применять их в процессе обучения;

- научить учащихся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Предполагаемые результаты

Этот метод позволит учащимся:

адаптироваться к условиям ЕГЭ;

повышать работоспособность; активизировать творческие процессы; повышать мотивацию;

формировать УУД; развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

улучшать все виды памяти;

формировать орфографические и пунктуационные навыки; обогащать словарный запас;

создавать ясные и понятные конспекты уроков; получать максимальную отдачу от прочтения книг/учебников;

развивать ассоциативное и образное мышление;

участвовать в организации совместной деятельности;

повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;

формировать личностные, метапредметные и предметные, развивать творческие способности;

активизировать проектную деятельность;

корректировать знания учащихся, готовить к итоговой аттестации.

В настоящее время идея широкого внедрения новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнения.

Учащийся должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.

Задача педагогов - сохранить индивидуальность каждого учащегося. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Первоосновой всего учебно-воспитательного процесса является урок. Именно на уроке и формируется человек завтрашнего дня.

Поэтому, готовясь к каждому уроку, я в первую очередь думаю, как заинтересовать учеников своим предметом, как создать доверительную комфортную атмосферу, как пробудить творческие силы.

Прежде всего, стараюсь учитывать в своей работе природные особенности детского возраста – любознательность ребят, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало.

Мне давно интересны методы графического выражения процессов восприятия, каковыми являются методы интеллект-карт и кластера.

Кластер использую давно, как на уроках русского языка, так и литературы. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Суть приема:

- выделить главную смысловую единицу (тема);

- выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

- Конкретизировать фактами и мнениями.

Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом. Кластер – это гибкий многофункциональный метод, который может применяться на всех трех стадиях урока для изучения новой темы, закрепления, повторения и контроля.

Проверка знаний 5 класс Тема «Безударные гласные в корне слова; 7 класс Тема Наречие, учащиеся получают неполный кластер, дополняют его примерами. (Приложение1)

За время работы я убедилась, что школьникам иногда трудно разобраться в композиции произведения, увидеть выразительные средства, использующиеся в произведении, установить причинно-следственные отношения, запомнить термины, героев. В 5-6 классах при изучении литературы и русского языка ученики сталкиваются с незнакомой для нашего слуха и языка лексикой. Кроме того, в силу возрастных особенностей у пятиклассников затруднено формирование логических действий. Метод интеллект-карт помогает преодолеть эти трудности.

Суть метода состоит в том, что выделяется основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.

Правила создания интеллект - карт:

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). живыми, гибкими – в общем, органическими.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

При работе с учащимися 5-6 классов я использую преимущественно упрощенный вид интеллект – карт.

Интеллект-карты представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени. Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Я учу своих ребят с помощью интеллект-карт умению общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию, сжимать, кодировать в форме интеллект-карты и раскодировать. Они делают это с большим удовольствием. Большее предпочтение отдают созданию интеллект-карт по литературе, так как возникает больше ассоциаций, с большим удовольствием рисуют рисунки, даже придумывают символы

Свойства интеллект - карт:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Преимущества интеллект - карт перед другими методами:

экономия 50% времени на конспект;

концентрация информации на важных моментах;

визуально четкие ассоциации;

Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:

изучение нового материала

написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

подготовка проекта, презентации

При помощи Интеллект - карты легче выделить основную мысль : она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

С помощью интеллект-карты очень легко научить учащихся находить выразительные средства в лирике. В стихотворениях Сергея Есенина учащиеся быстро находят и эпитеты и олицетворения, определяют тему, идею, способ рифмовки (Приложение 7)

Составляя интеллектуальные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.

Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал. Иногда после занятия ученикам раздаю черно-белые копии ментальной карты, содержащие лишь ее остов, и, кроме прочего домашнего задания, - предлагаю заполнить их по памяти и раскрасить.

Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.

Результат работы.

В результате применения интеллект карт и кластеров у учащихся повысился интерес к урокам русского языка и литературы, понизился уровень тревожности. Ребята с интересом и удовольствием работают, самостоятельно делают выводы. Сами стремятся понять и установить причинно-следственные связи. Некоторые интеллект-карты учащиеся создают совместно с родителями, которые отмечают повышение интереса детей к моим предметам. Из беседы с родителями я выяснила, что дети читают произведения с большим удовольствием, стараются увидеть взаимосвязи между событиями и героями, сами делают выводы, определяют идею произведения и, конечно же, лучше запоминают. В конечном результате повышаются знания по предмету.

Методом интеллект-карт заинтересовались и мои коллеги. Так учитель истории Чернозубова Л.И. также заинтересовалась методом создания интеллектуальных карт и использует его на своих уроках.

Используемые источники

Бьюзен Т., Интеллект-менеджмент. Практикум лидера.: Минск.: Попурри, 2003.

Бехтерев С., Майнд-менеджмент.:- Москва: Альпина, 2011.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать эффективность использования метода интеллект - карт для формирования УУД обучающихся на уроках литературы.

В работе изложены практические основы данного метода, описан педагогический опыт по формированию читательского интереса посредством интеллект - карт. Предложенные в данной работе методические материалы могут быть использованы учителями-словесниками на уроках литературы в школе.

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, одно из важнейших средств формирования общественного сознания и мировоззрения людей. И в тоже время чтение – удивительный мир, открывающий свои тайны всем желающим. Но с недавнего времени двери в удивительную страну книг закрыты для подрастающего поколения. Нежелание читать вызвано не отрицанием чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. Уже много лет я работаю в старших классах. Но каждый раз, получая новых детей, задумываюсь, какие современные технологии, методы и приёмы использовать на своих уроках? Как привлечь внимание к программным произведениям? Как сделать так, чтобы чтение не превратилось в мучительную повинность и ребята читали с интересом? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. Одной из педагогических задач современно школы является внедрение в учебный процесс таких методов и приемов, которые помогут не только овладеть определенными знаниями и умениями, но и развить творческие способности учащихся и сформировать читающую личность. Важная роль в этом случае отводится урокам литературы.

Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии. Они привлекательны тем, что выявляют особенности развития учащихся, содействует развитию и проявлению личностных качеств учащихся, формированию его индивидуальности, способности к творческой реализации своих возможностей

На своих уроках я применяю такие современные педагогические технологии, как исследовательская работа, дискуссионная технология, метод проектов. Но несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на методе интеллект - карт, который позволяет развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста.

Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте (рис.1)


Когда-то, работая в 5 -6 классах, мы все, наверное, давали задание по литературе нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам, стихам. Создавая такие иллюстрации к произведению, школьник был вынужден прочитать текст, остановиться на описании героя или его жилища, представить себе ситуацию и изложить ее на бумаге. Ментальная карта, на мой взгляд, все то же самое, но с особыми требованиями и критериями.

На первых этапах внедрения метода интеллект – карт у нас было много сложностей, не все могли понять его назначения, практическую значимость. Затем постепенно, шаг за шагом, мы начали составлять ИК, это затянуло ребят.

С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Каждый учитель литературы понимает, как важно научить ребенка умению читать. Только когда человек поймет важность чтения и книга станет для него необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от общения с авторами произведений – главнейшая задача на сегодняшний день.


Одной из главных задач уроков литературы является развитие навыков монологической речи, но время урока ограничено. И здесь как раз выручают интеллект - карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. Интеллект - карты помогают собрать материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на деталях. Первые ИК мы составляли по биографиям поэтов и писателей, включали биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений. Учащиеся не очень любят составлять конспекты, а при работе над ИК не требуется много писать, её создаешь, проявляя творчество (рис. 3).


Каким образом строилась такая работа? Ученики читали статью в учебнике, определяли основные пункты, затем составляли интеллект - карты. Сначала намечалась только структура будущей карты, на следующих уроках - завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней (рис. 4).



Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении произведения. Нужно вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. ИК концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения (рис.6).


Одной из задач данного метода является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т.е. ученик при необходимости повторно перечитывает части текста, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно ИК, на мой взгляд, учит бережному отношению к художественному тексту (рис.7)


С чего мы начинали работу? Давались предварительные задания:

1.Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например, Наташа Ростова

2. Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы, например,

3. Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.

4. Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.

5. Отмечаем основной образ, добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.

6. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.

7. Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.

В течение месяца велась консультация, давались рекомендации. Итог превзошел все ожидания. Я твердо уверена, не прочитав роман, таких интересных карт мои дети составить не смогли бы. После того, как интеллект - карты были готовы, каждая группа должна была представить свою работу и проанализировать работы других групп, дать оценку (рис.8)



Умение читать – это способность понять, воспроизвести, истолковать и оценить художественное произведение в целом и каждое слово. Описанный метод ИК развивает читательский интерес у учащихся, позволяет более детально рассмотреть художественный текст. Данный метод гибко вписывается в рамки устоявшихся методик. Практическая реализация ментальных карт показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и как следствие общий рост эстетического и интеллектуального образования (рис.10)


Результаты применения ментальной карты:

экономия времени на конспект;

концентрация внимания на важных моментах;

визуально четкие ассоциации;

повышение мотивации, качества знаний;

развитие предметных и коммуникативных компетенций, творческих способностей;

корректировка знаний учащихся;


Технология обучения на уроках литературы через создание ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а на это нужно время.

Ментальные карты - это интересно и современно. Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты (рис.11)

Читайте также: