Как сделать фрагмент урока по литературе

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

1.Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности.

2. Развитие художественно – творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при чтении произведения.

3. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Задачи урока:

1. Стимулировать желание читать и развитие творческих (литературных, театральных, изобразительных) наклонностей обучающихся;

2. Формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о чём он написал;

3. Заложить основы литературного анализа содержания и языковых особенностей текста.

4. Развивать способность к осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению.

Ход урока

1. Мотивация.

- Ребята, послушайте песню, кто знает слова – может подпевать.

- Что чувствует человек, когда он улыбается людям и они улыбаются ему в ответ?

- Я хочу, чтобы наш урок прошёл светло, радостно и принёс пользу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

- Не случайно сегодня мы начали урок с песни. Знаете ли вы автора этих строк?

- Показ портрета. Что можете сказать об этом человеке, глядя на портрет?

- Это Михаил Спартакович Пляцковский. Родился он 2 ноября 1935 года, окончил литературный институт имени Горького, прославился как поэт-песенник. А ещё он известен как детский писатель. Мы с вами встречались с произведением этого автора. Посмотрите на слайд и вспомните этого героя. (Показываем попугая ЭЙТЫ)

- О чём пишет Пляцковский? (Работа с выставкой книг)

- Кто будет героем нашего сегодняшнего произведения вы узнаете, если отгадаете загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ежик)

- Что вы знаете о ежике?

- А можно ли ёжика погладить? Почему? А Михаил Спартакович Пляцковский знает ежика, которого можно погладить. Наши мнения разделились. Возникло затруднение.

3. Выявление причины затруднения. Построение проекта выхода из него.

-Что нам поможет решить эту проблему? Построим план.

ПЛАН

1. Прочитать произведение.

2. Рассказать о героях и их поступках.

3. Выявить отношение автора к героям.

4. Реализация проекта.

А) Знакомство с произведением.

- Откройте учебник на с. 61.

- Прочитайте название произведения, предположите, какой жанр этого произведения.

- Какой момент вас больше всего взволновал?

- Каков жанр этого произведения?

Б) Кто главные герои? (Зайчонок, Зайчиха, ежик Колюнчик)

- Каким был Зайчонок? (воспитанным?)

воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести;

воспитание – навыки поведения, привитые школой, семьёй и проявляющиеся в общественной и личной жизни)

- Какой была Зайчиха? (добрая, ласковая, нежная, заботливая, отзывчивая)

- Каким вы представляете себе ежика? (добрый, грустный, даже заплакал, находчивый)

- Что значит находчивый? (Словарь: находчивый- умеющий легко и быстро выходить из затруднительного положения, сообразительный)

- Что помогло ежику, чтобы его желание исполнилось?

- От кого зависело исполнение желания? Что было бы, если ежик не прикладывал сам усилий? Какой вывод можем сделать?

В) Как вы думаете, как автор относится к героям?

- Какие средства художественной выразительности он использует?

Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-то общему для них признаку.

- Какие звуковые средства языка использует автор для передачи настроения и характера героев?

Интонация – звуковые средства языка, которые организуют речь, деля её по смыслу на фразы и связные отрезки, выражают различные эмоции.

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Попробуем поставить мини-спектакль по отрывку из сказки.

- Люди каких профессий создают спектакль?

Режиссёр – распределяет роли, объясняет актёрам, как произносить реплики, показывать переживания героев, какие жесты и движения использовать.

Актёры – играют роль, выражая характер героя голосом, мимикой, жестами.

Художники – делают костюмы и декорации.

Бланк оценивания:

Оценка работы своей группы

Оценка работы другой группы

Грамотно произносить слова, выделяя голосом ключевые слова.

Чувствовать и передавать настроение героя.

- Какой вывод вы для себя сделаете после того, как изучили это произведение?

6. Включение в систему знаний и повторение.

- Я прошу вас написать ёжику записочку, в которой выскажите своё отношение к его поступку.

Дорогой ёжик! Пишет тебе __________________________________________

7. Рефлексия деятельности на уроке.

А вопросы такие:

1. Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.

2. Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.

3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.

4. Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.

5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

Литература:

О. В. Кубасова. Учебник Литературное чтение. Для сердца и ума. 2 кл. и источники сети интернет.



Всякое исследование обязательно начинается с проблемы, то есть с постановки вопроса, включающего некое затруднение при движении к истине, неопределенность. Для этого в процессе решения задачи необходимо остановиться и задуматься. Другой вопрос состоит в том, чтобы проблемная ситуация не была создана искусственно. При изучении определенной темы она должна вывести учащихся на новый уровень познания, понимания, а не создавать проблему ради проблемы. Лишь в этом случае учитель будет не простым наблюдателем, анализирующим высказывания, а размышляющим, узнающим что-то новое и неожиданное для себя собеседником.

На I этапе урока учащиеся записывают тему урока, вопросы для дальнейшего обсуждения в группах, индивидуально или в форме диспута при фронтальной работе:

  • Почему ум князя Игоря уступил его желанию?
  • Всякое ли желание надо подчинять разуму?
  • Имеет ли право человек, ведя за собой сотни, тысячи людей, делать их заложниками своих целей, которые заявлены как патриотичные, жизненно необходимые?
  • Чем является поход Игоря против половцев — стремлением защитить свою землю от врагов или примером гордыни и тщеславия?
  • Так чем же является финал — позором или славой князя? Мог ли при других условиях финал быть другим?

На данном этапе учителем предлагается учебный материал, с которым предстоит работать ученикам. Это и текст произведения, и критическая литература, и иллюстрационный материал, и учебный фильм или презентация.

Дерево решений


Главное, чтобы атмосфера обсуждения спорных вопросов была дружелюбной, каждый свободно мог высказывать свое мнение, даже если оно и кажется кому-то ошибочным или неверным. Важно находить консенсус в дискуссии.


У корней — причины, рождающие исторические и общественные проблемы; ствол — проблемы, которые заключаются в определенных формах поведения людей. Если работа проходит в группах, то их представители проводят презентацию, оглашая результаты проведенной работы. Педагог отвечает на все вопросы, которые интересуют учащихся, уточняет, дополняет, поясняет то, что было непонятно. Прикрепляет таблицы с вариантами решений к доске, сравнивает их, оговаривает причины, которые привели группы к одинаковым решениям.

Hа III этапе проблемного урока — оценивание учащихся. Баллы желательно выставлять не за правильный или неправильный ответ, а за умение и желание мыслить неординарно, уметь сопоставлять, сравнивать, находить нестандартные решения. Ведь какие-то вопросы могут рождать и последующие, одна проблемная ситуация может перерасти в другую. Поэтому умение достичь конечного результата дорогого стоит.

Новый уровень образования требует от учителя способности работать в классе с деятельностным мышлением ученика. Следовательно, педагог должен преобразовывать и изменять свою деятельность, ориентировать ее на новые задачи, оснащать новыми средствами работы. Новые педтехнологии — это есть рабочий набор мыслительных средств, позволяющих учителю видеть деятельность ученика и свою собственную, организовывать совместную деятельность и управлять ею.

Любая попытка педагога реализовать все вышеизложенное на конкретном предметном материале (физике, математике, истории, музыке, языке и т.д.). развивает не только ученика, но и педагога, если только он готов к тому, что каждое новое завоевание и результат неизбежно обратится в сомнение и новый поиск.

Река проблем

Продолжая разговор о создании на уроке учебной ситуации, в которой учащиеся:

Такой вид работы позволяет не эксплуатировать память ребенка, а задействовать возможности его понимания и мышления. Основное, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что:

  • Условия, в которые помещают детей при этой стратегии, диктуют необходимость действия.
  • Задания для учащихся содержат трудность, невозможность выполнить его сразу с легкостью.
  • Задание должно опираться на то, что уже освоено детьми, включать, актуализировать знания и способности, сформированные ранее. Это все основные черты учебной ситуации.

Река проблем

Кольца Венна

Педагог просит расположить в верной последовательности события, соответствующие основным этапам жизни Л.Н. Толстого:

Кольца Венна

Неверная и верная последовательность событий в жизни Л.Н. Толстого

Шесть думательных шляп (шесть шляп мышления)

  • Это методика, предлагающая выполнять по одному мыслительному процессу за один раз. Каждая шляпа, распределяемая по группам, по цвету символизирует определенный тип мышления. Каждый цвет рассматривается в отдельности, чтобы можно с максимальной выгодой использовать его преимущества. Затем цвета соединяются, и получается наиболее полное, всестороннее мышление.
  • Белая шляпа. Факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
  • Красная шляпа. Эмоции, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
  • Черная шляпа. Осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Соответствует ли это действительности? Насколько это безопасно?
  • Желтая шляпа. Преимущества, выгода. Зачем это стоило делать? Каковы варианты финала?
  • Зеленая шляпа. Исследования, предложения, новые идеи. Возможны ли альтернативы?
  • Синяя шляпа. Размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе.

Оставьте за мной последнее слово

  1. Во время обсуждения темы учитель или ученики отмечают интересные, наиболее достойные внимания комментарии, высказывания учащихся.
  2. Цитаты спикеров или их фрагменты записываюся участниками дискуссии на карточках или просто в тетрадях.
  3. Записывав свои мысли, ученик озвучивает их в процессе дальнейшего обсуждения по поводу решения проблемы.
  4. Затем выступающий указывает на те моменты речи спикера, с которыми он не согласен и предлагает свою точку зрения.
  5. Спикер выступает с ответным словом — если он согласен с этой позицией, то дискуссия завершается, если нет, то учитель враве разрешить спор участников, отметив, что оба решения не взаимоисключают друг друга, или находит другой способ закончить дискуссию, уважительно отнесясь к мнению всех участников диспута.

Уголки

Это прием совместной обучающей деятельности, используемый после чтения текста, прослушивания лекции, просмотра фильма или после постановки проблемы, нацеленной на организацию дебатов. Пошаговая реализация:

  1. Выдвигается тема для обсуждения.
  2. Участники работают сначала индивидуально и письменно записывают все за и против, свое мнение по вопросу.
  3. Только потом объединяются в группы по схожему решению мнений и составляют аргументы для обоснования своего мнения по обсуждаемой теме или проблеме.
  4. Проводятся дебаты. Спикеры групп выступают поочередно.
  5. Участники групп могут менять точку зрения и переходить в другую группу, если их убедили доводы спикеров, или остаться в своей группе и вступить в дискуссию после того, как выступили все спикеры групп.
  6. Подводится итог учителем, суммируются все точки зрения и аргументы.
  7. Подводится итог обсуждения и письменно излагается мнение участников групп в виде эссе.

Фишбоун

Прием Фишбоун позволяет описать и решить большой круг проблем при работе с текстами различного объема. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в них информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки.

Остов предстоящего исследования — рыбий скелет — должен представлять собой такую модель: на верхних косточках выписываются различные аспекты рассматриваемой проблемы, а на нижних — причины ее возникновения.

В голове записывается главная проблема, которую в ходе исследования необходимо решить.

Хвост — общее и конечное решение всей группы. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, реальные факты. Конечным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Технология работы по данной стратегии может варьироваться:

  • Индивидуальный путь — работа с одинаковым текстом происходит индивидуально.
  • Работа в парах или групповая работа.

Фишбоун

Коллаж

Берется ватман, сверху на нем записывается тема урока, а на все свободное поле ватмана прикрепляются работы учащихся за урок. Это могут быть и рефераты, подготовленные заранее (их защищают ученики), рисунки и кроссворды, выполненные прямо на уроке, подобранные ранее фотографии, свои высказывания и высказывания великих мыслителей, карты и т.д., — все то, что могут ребята приготовить дома и в классе по теме. Учащиеся, видя наглядно результаты своего труда, понимают значимость этой работы, итог своей активности в учебной деятельности.


Современные ориентиры школьного обучения — это формирование мышления, новых типов деятельности ученика и учителя и новых форм общения. Чтобы достичь нужных целей, ученика необходимо поставить в условия, где он будет действовать, учиться способам работы, сам вырабатывать знания, служащие ему средством разрешения проблемы и преодоления затруднения. Именно такое содержание образования и играет важнейшую роль в общественном развитии и позволяет ситуативной педагогике быть гуманной, демократичной, выводящей отношения субъектов образования — учителя и ученика — на новый качественный уровень.

Об авторе: Мельникова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, Академический лицей № 4 при Бухарском государственном университете.

Автор: Лавренова Карина Алексеевна

Организация: МБОУ СОШ №7

Населенный пункт: г. Вязьма

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создавать условия, в которых будут

достигнуты предметные результаты: познакомить детей со страницами биографии и творчества И.А. Бунина; совершенствовать навык работы учащихся с поэтическими произведениями; учить выразительному чтению; развивать речь, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к слову; формировать нравственные ценности.

Совершенствоваться УУД:

познавательные: строить логическое рассуждение, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь полно и точно выражать свои мысли;
  • контролировать действия партнёра;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Развиваться личностные качества: способности к самооценке на основе критериев успешности ученической деятельности.

Оборудование: учебник , презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Цель: мотивация к учебным действиям чтения и слушания

Прозвенел звонок веселый -

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

А теперь тихо садимся.

самопроверка порядка на рабочем месте.

Актуализация полученных знаний

Цель: совершенствовать навык пересказа

- Скажите, пожалуйста, что вам было задано на дом?

умение выражать свои чувства

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

Подготовка к первичному восприятию

Цель: помочь понять содержание произведения.

1. Формулировка темы и задач урока

Учитель читает стихотворение.

Помню - долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, - шепчет мама,-

Если хочешь задремать,

Чтоб бодрым и веселым

Завтра утром быть опять,-

Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шепот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,

А за лесом, у межи,

Ходят медленно и плавно

- Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.

С произведениями какого автора мы будем знакомиться, вы узнаете, если правильно соберёте его фамилию из букв, которые ветер разбросал, когда я шла к вам на урок.

- С произведениями какого автора мы познакомимся?

- Подумайте, чему мы можем научиться сегодня на уроке?

2. Рассказ о И. Бунине и его творчестве учениками.

- А сейчас нам ученики расскажут о Иване Алексеевиче Бунине.

Иван Алексеевич Бунин родился 1870 г. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет.

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов.

В 50 лет писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. Свои стихи и рассказы писатель посвятил России, её природе и людям.

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника, его художественное мастерство, передать красоту окружающего мира.

- Что вы запомнили из рассказа ребят?

Внимательно слушают. Определяют тему урока.

Составляют фамилию автора. Слушают своих одноклассников. Рассказывают, что запомнили.

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы.

планирование учебного сотрудничества

осознание значимости отобранного материала

Первичный синтез

Цель: тренировать навык слушания, понимания

- Послушайте стихотворение и подумайте, о чём это стихотворение.

Открывают учебники. Следят. Слушают.

умение структурировать знания;

контроль и оценка знаний,

контроль и оценка процессов результатов деятельности,

работа с информацией.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить, как дети восприняли содержание текста на эмоциональном уровне; расширять словарный запас детей.

1. Беседа

- Чем понравилось вам это стихотворение?

Какие чувства пробуждает у вас это произведение?

2. Словарная работа

- Когда я дома читала стихотворение, мне показалось, что Вам могут быть непонятны такие слова, давайте прочитаем их и уточним значение:

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

Нива – поле, засеянное хлебными злаками

Гречиха – вид травянистых растений.

Вечерне – общественное богослужение, совершаемое в вечерние часы.

Отвечают на вопросы учителя. Выясняют значение слов.

умение структурировать знания,

работать с информацией

перевод внешней речи на внутренний план.

Повторное чтение детьми.

Цель: совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения.

- А теперь вы попробуйте прочитать это стихотворение.

умение структурировать знания,

работать с информацией

умение выражать свои чувства

Регулятивные: контроль и коррекция

Анализ произведения

Цель: формировать умение анализировать и понимать содержание произведения

- Какую картину рисует поэт? Прочитайте.

- Какие чувства вызывают эти строки?

- Какие краски, звуки и запахи почувствовали?

- Кого поэт называет счастливым? Почему?

- Какие эпитеты использует поэт?

- Поэт делит стихотворение на две строфы. Объясните почему.

Запах мёда, гречихи.

Кому зарёю тёплый ветер веет.

1 – наступление вечера; 2 – наступление ночи)

Теплый ветер, мерцают кротко, в темном небе темной ночью, тихим светом, уснет глубоко, Мирным сном под звездным небом На степи широкой!

Личностные: формирование алгоритма своего способа действия

Регулятивные: контроль и коррекция

Подготовка к выразительному чтению

Цель: учить читать выразительно

Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?

- Тогда давайте поставим перед собой такую задачу: научиться читать стихотворение вслух выразительно.

- Давайте найдем в каждой строчке главные слова и подчеркнём их, расставим паузы.

- Я буду читать, а вы постарайтесь выделить слова.

- Какое слово вы выделили?

- Теперь давайте прочитаем, что у нас получилось.

- Хорошо, ребята. У вас отлично получилось прочитать это стихотворение.

ФИЗМИНУТКА

Учатся читать стихотворение выразительно, расставляя паузы и логическое ударение.

работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

Первичный синтез

Цель: тренировать навык слушания, понимания

- Можно ли по названию определить, о чем оно?

- Послушайте стихотворение и скажите, о ком это стихотворение. Почему?

Это стихотворение о нем самом.

  • что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.

умение структурировать знания;

контроль и оценка знаний,

контроль и оценка процессов результатов деятельности,

работа с информацией.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить, как дети восприняли содержание текста на эмоциональном уровне; расширять словарный запас детей

1. Беседа

- Чем понравилось вам это стихотворение?

Какие чувства пробуждает у вас это произведение?

2. Словарная работа

- Когда я дома читала стихотворение, мне показалось, что Вам могут быть непонятны такие слова, давайте прочитаем их и уточним значение:

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

Бор – сосновый лес на песчаной и каменистой почве.

умение структурировать знания,

работать с информацией

перевод внешней речи на внутренний план.

Повторное чтение детьми.

Цель: совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения.

- А теперь вы прочитайте это стихотворение.

Читают стихотворение вслух.

умение структурировать знания,

работать с информацией

умение выражать свои чувства

Регулятивные: контроль и коррекция

Анализ произведения

Цель: формировать умение анализировать и понимать содержание произведения

- Какие чувства вызывает у поэта родная природа?

В какое время дня бродил поэт по лесу?

Как описал поэт сосну? Прочитайте.

- Какие чувства вызывает встреча с сосной? Объясните.

- Какие слова помогают поэту передать красоту бора, прогретого солнцем? Найдите эпитеты и метафоры.

- В стихотворении есть сравнения. Зачем поэт использует их? Объясните.

- Сколько строф в этом стихотворении? Какие строки созвучны в строфе?

- Давайте прочитаем, как называют такие рифмы на стр.61.

Анализируют стихотворение, отвечая на вопросы.

Личностные: формирование алгоритма своего способа действия

Регулятивные: контроль и коррекция

Подготовка к выразительному чтению

Цель: учить читать выразительно

- А теперь давайте поупражняемся в выразительном чтении.

Давайте найдем в каждой строчке главные слова, подчеркнём их, расставим паузы.

- Я буду читать, а вы постарайтесь выделить слова.

- Какие слова выделили? Где поставили паузу?

- Остальное стихотворение попробуйте сами разобрать.

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

Упражняются в выразительном чтении стихотворения, расставляя паузы и логическое ударение.

работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

Итог урока

Цель: закрепить алгоритм языкового разбора

- С каким автором мы сегодня познакомились?

- Какие стихотворения мы сегодня научились выразительно читать?

Рефлексия

Цель: учить проводить самоанализ собственной деятельности на уроке

Как увлечь литературой всех учеников в классе?

Практика 1: Сочинение

Многие полностью входят в образ героя-рассказчика. Сочинение получается очень достоверным, полным, захватывающим. Становится интересно следить за тем, как герой устраивал свой быт на острове, что ему помогало, какие эмоции он испытывал и какие навыки помогли ему выжить.

Важный момент — суметь соблюсти жанр. Некоторые ученики старательно и красиво написали сочинения, но совершенно забыли — роман-путешествие — вовсе не сказка. Не может случиться так, что в критических обстоятельствах, когда персонаж ждет помощи или хочет добыть себе пищу, к нему все приходит само, из ниоткуда. Детям важно объяснить этот момент. Важно, чтобы они могли сами описать ситуации, прожить их вместе со своим героем, выстрадать все его перипетии.

Практика 2: Рецензия на экранизацию

В качестве еще одного творческого задания мы предлагаем детям написать рецензию на экранизацию одного из произведений.

Практика 3: Закладки в книгах и разговор про чувства

Постоянная глубокая работа с текстом — важная задача на любом этапе. Когда детям задается вопрос перед началом изучения произведения, им предлагается поискать ответ в тексте. Они учатся работать с закладками. Кстати, с электронными версиями книг работать не так удобно. Вариант с бумажными изданиями сподручнее. Ответы на вопросы, персонажи, события — дети делают различные закладки, иногда даже распределяют их по цветам. Ребята выражают свое мнение, говорят о том, что важно подчеркнуть с их точки зрения.

Практика 4: Широкий охват понятий

Практика 5: Составление рубрик

Мнение, высказанное на уроке, обязательно должно опираться на текст. Учите детей тактичной критике, тактичному анализу. В таком случае они будут пригодны к научной, публицистической, журналистской деятельности, и даже к ведению бизнеса.

Хорошая активность на 5-7 минут, которую можно взять на вооружение. Понадобится лист ватмана. Впишите несколько рубрик, например:

  • Что меня возмутило?
  • Что меня удивило?
  • Что меня восхитило?

Каждый ученик на трех стикерах пишет эмоции и указание к какому-то фрагменту произведения, слову, особенностям текста.

В такой практике много плюсов: во-первых, все выступили, во-вторых, немного подвигались, в-третьих, произошел обмен эмоциями, разговор пошел вглубь.

Практика 6: Работа в группах. Создание макетов

Используйте на уроке работу в творческих группах (или лабораториях). Каждая группа выбирает модератора и докладчика, и готовит свое мнение по какому-то поводу или проектную работу. Конечно, это большая потеря времени на уроке, особенно, в первое время. Но потом дети приноравливаются, быстро переставляют парты. Такие практики оживляют урок, учат самостоятельности и навыкам командной работы.

Как-то раз, когда изучали все романы с островами, у учеников возникла путаница: какой остров из какого произведения, что где происходит? На следующий урок дети принесли все романы и разделились на группы, каждой из которых достался один из романов. Результатом такой командной работы стали макеты островов! Так все вспоминают имена героев, сюжет. А работы можно вывесить в кабинете и тогда они будут подсказками, если кто-то забудет что-нибудь важное.



Программа 7 класса по литературе дает много возможностей для общения с детьми, для налаживания с ними личных глубоких отношений, для разговора об очень важных для человека вещах, закладывания в подростке личности, индивидуальности. Пусть работа приносит вам радость! Ведь когда интересно учить, интересно и учиться!

Пути-дороги в литературе. Книги об островах

Методическая идея путей-дорог и изображения в литературе жизненного пути человека объединяет самые разные произведения о путешествиях и о пути внутреннем, духовном: от паломнических хожений до приключенческих романов XIX века, и среди них целая галерея романов об островах.

Романы об островах:



Фрагменты из учебника и полная версия книги

Литература. 6 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2

Весь учебно-методический комплект учителю будет удобно использовать на уроках: в связи с дифференциацией образования темы для базового и углубленного уровней отмечены специальными знаками. Материалы углубленного уровня можно всегда использовать факультативно: на литературных кружках и других дополнительных занятиях, где есть дети, которые интересуются литературой больше, чем просто школьным предметом. Кроме того, учебник может использоваться для детей с особенностями восприятия.

В конце каждого учебника есть словарик литературоведческих терминов. Из класса в класс он наращивается. Большинство из этих терминов в 5, 6 и 7 классе были открыты детьми, изобретены прямо на уроках или обнаружены в тексте.

Принцип учебника — сочетание строгой научности и адаптивности, понятности для детей самого разного уровня. Здесь есть расшифровки, доступные понятия непростых определений. О сложном в учебниках написано просто.

Как устроен учебник? На каких принципах он основан?

Историко-хронологический и идейно-тематический принципы

Основу учебника для 7 класса составляет идейно-тематический принцип. Ведь у детей еще нет хронологического мышления, и может возникнуть путаница между эпохами. Раскачивание исторического маятника только сбивает с толку, к тому же, дети только-только выстраивают это мышление. А одна из задач педагога — как раз создавать образы эпох. Подходить к этому этапу детям проще от единства образов, тематики и принципов построения текстов. Но мы не могли не соблюсти определенный список произведений, которые проходят в 7 классе. Поэтому получилось как в хороших стихах, когда не смысл идет за рифмой, а рифма закрепляет смысл: произведения стали основой для идейно-тематического принципа построения учебника.

Теория как инструмент понимания произведения

Литература. 6 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1

Разработан Виктором Федоровичем Шаталовым — знаменитым педагогом-новатором. Основывается принцип на рассмотрении какого-то одного явления в культуре и литературе с остановками на каждом литературном произведении и, как итог, возвращении к обобщению (литературному явлению). Принцип помогает нарастить читательский опыт, наладить связи между произведениями, научиться улавливать аллюзии.

Сопровождаем обучение диалогами с музыкой, театром, историей литературы. Проводим аналогии с разными произведениями, с шедеврами разных искусств.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Логопед начинает урок с того, что предлагает детям порассуждать над тем, что такое литература, для чего нам необходимо ее изучать и что нам может помочь это сделать (учебник).

После беседы логопед просит детей взять учебники, которые у них лежат на столе и рассказывает им о том, что это за книга, как она выглядит, что на ней написано, кто автор.

II. Основная часть.

1. Первичное знакомство: ученикам предлагается рассмотреть учебник и описать его внешнюю обложку, что на ней написано, для какого класса предназначена и тд.

После первичного знакомства предлагается открыть учебник на первой странице и посмотреть, какие данные даются нам на этой странице, что это за данные.

Необходимо после первичного знакомства проверить, что усвоили ученики и попросить каждого сказать, с чем они познакомились в начале.

2. Когда первичное знакомство закончено, необходимо приступить к рассмотрению оглавления учебника. Логопед выбирает по одному ученику, который будет анализировать отдельный раздел учебника (как называется, какие разделы есть, сколько глав и тд.). При необходимости логопед помогает ребенку в описании. После того, как все оглавление было озвучено, логопед предлагает детям по отдельности рассказать о составе по вопросам:

Сколько разделов в оглавлении?

Как они называются?

Имеются ли в разделах главы? Сколько их?

3. Когда было рассказано про оглавление, детям предлагается рассмотреть информацию в учебнике: как она расположена на странице, удобно ли, какой шрифт используется (большой или маленький), не устают ли глаза при просмотре, используются ли иллюстрации и т.д

4. Работа с содержанием: когда учебник полностью изучен, предлагается каждому ребенку поработать с содержанием (найти произведение по оглавлению и открыть его).

III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:

С какой книгой мы сегодня познакомились?

Для чего она нам нужна?

Что мы про нее узнали? Из чего она состоит?

Домашняя работа: работа с содержанием (дается ряд произведений, которые нужно найти по содержанию и обозначить их страницы).

Смоделируйте фрагмент урока – знакомство с биографией писателя (класс и произведение – по выбору).

Тема:Знакомство с А. И. Куприным (5 класс).

Ход урока.

I. Вводная часть.

Логопед предлагает детям сыграть в игру: на доске расположены портреты различных авторов и детям предлагается отгадать, с каким автором будет знакомство на уроке. Для этого, ученики разделяются на группы и им описывается автор:

У этого писателя густые волосы, брови и борода;

У него темные и узкие глаза;

На нем галстук и белый пиджак.

II. Основная часть.

1. Логопед прелагает детям поговорить об авторе.

Детям рассказывается о жизни писателя, о чем/ о ком писал автор, как сказалось его творчество на жизнь людей, других писателей и др.

2. Детям предлагает ознакомиться с произведением автора с помощью беседы.

Логопед показывает детям обложки произведений автора, которые сгруппированы по темам и описывает их. Ученикам по описанию необходимо догадаться о теме произведения автора.

После каждой темы логопед рассказывает детям об угаданной теме и о произведениях темы, т. е когда они были написаны, при каких условиях, что сподвигло на их написание и тд.

3. Знакомство с автором и его творчеством посредством просмотра видеозаписи (отрывок).

До просмотра видео детям задаются вопросы и им необходимо найти на них ответы в просмотренном:

Где родился писатель?

К какому роду относится семья Куприна?

А каком году поступает и заканчивает кадетский корпус?

Когда начинается литературная биография Куприна?

Активно начинает печататься в газетах, перечислить в каких? (можно не все)

Какая повесть сделала Куприна известным?

III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы:

С каким автором мы познакомились?

Что вы узнали о его жизни?

С какими произведениями познакомились?

Что вам запомнилось больше всего из биографии автора?

Домашняя работа: подготовить один рассказ А. И. Куприна (раздается каждому ученику) и пересказать его.

Составьте план урока – вступительного занятия к одной из тем, изучаемых (класс и произведение - по выбору).

Конспект урока вступительного занятия по литературе

Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию).

Цели урока:

образовательные:

2. Формировать интерес к изучаемому произведению.

4. Мотивирование учащихся к последующему анализу произведения.

развивающие:

1. Развитие устной и письменной речи.

2. Развитие творческого потенциала учащихся.

3. Расширение представлений о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей.

воспитательные:

1. Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя, народным традициям, национальной культуре.

2. Воспитание уважения к вере, обычаям и традициям разных народов.

План урока:

Самое лучшее средство войти в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования.

В этом нам и поможет повесть Гоголя. В ней сильно и ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к обману, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор, и что очень важно, показаны обычаи и традиции украинского народа.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Как вы думаете, ребята, почему? (Его детство и юность прошли на Украине). Да, это так. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно проникнулся глубоким интересом к украинской культуре. Как вы считаете, почему? (Ему не хватало культуры, традиций своего народа, быта украинской жизни).

Что изобразил художник на картине? (Веселящихся людей, радостных, счастливых, с музыкальными инструментами, на санях; ночь, свет в окнах хат; мороз, снег, звездное небо; нечистая сила пляшет вокруг луны и проч.)

Почему мы можем сказать, что люди веселятся? Какие краски и с какой целью использовал художник?

3. Работа с фрагментом видеофильма.(Посмотрим несколько фрагментов из фильма по повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством. Понаблюдайте за обрядами, гуляниями и традициями в этом фрагменте. Какие праздничные обряды или народные традиции вы увидели? Как проходят святочные гуляния украинского народа?

Подведение итогов.(Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

V. Домашнее задание: (Проанализировать повесть с точки зрения использованных Н.В. Гоголем изобразительно-выразительных средств, привести примеры, определить их роль в повести.)

Составьте план фрагмента урока, связанного с изучением теоретической статьи (класс и теоретическая статья - по выбору).

Ход урока.

I. Вводная часть.

Подготовка к восприятию статьи: ученикам предлагается беседа на тему науки в целом: что такое наука, в чем ее суть, что она изучает, какие виды научных жанров могут быть. После беседы предлагается познакомиться конкретно с теоретической статьей.

Теоретические научные статьи содержат в себе результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование.

Главенствующее значение имеют логические законы и правила.

Научно-теоретические статьи - это изложенные в доступной форме теоретические разработки в определенной области.

II. Основная часть.

Первичное восприятие статьи: ученикам предлагается прочитать статью по цепочке (разделяются по рядам).

Проверка первичного восприятия: задаются вопросы:

О чем говорится в статье?

Что хотел сказать автор, говоря о пространстве и времени в статье?

Вторичное чтение и анализ произведения:

Ученикам предлагается вторично ознакомиться с произведением (чтение про себя).

После прочтения предлагается самостоятельная работа с текстом: предлагается таблица, в которую необходимо внести те произведения Ф. М. Достоевского, о котором говорится.

ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ

Вторичное восприятие произведения:

Предлагается пересказ статьи по составленной таблице.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы:

О чем говорилось на уроке?

С каким научным жанром было знакомство? В чем его особенности?

Произведения какого автора были рассмотрены в статье и с какой точки зрения?

Читайте также: