Как сделать фотопортрет в темноте

Обновлено: 05.07.2024

Как сделать качественные фото в ночном режиме на смартфоне

Съемка ночью — настоящее испытание даже для опытного фотографа. Недостаток освещения обнажает абсолютно все проблемы, связанные как с техническим несовершенством камеры, так и с недостатком навыков самого фотографа. В этой статье мы расскажем: насколько пригодны для ночной фотосъемки современные смартфоны, как сделать качественные фотографии в ночном режиме, как работает HDR, как использовать выдержку и ISO для получения четких кадров в темноте.

Ночная съемка на смартфон: реально ли

Со времен первых матриц 0.3 Мп прошли десятки лет: увеличивалось количество мегапикселей, появлялись новые типы матриц, повышалась производительность процессоров, совершенствовались иные технологии. Как результат — делать вполне приличные ночные снимки можно практически на любой смартфон.

Чтобы фотографии получались более-менее качественными, необходимо знать простейшие законы классической фотографии. Чтобы не перегружать вас лишней информацией, пройдемся по основным понятиям и правилам, которые помогут снимать качественно даже в сложных условиях освещения.


Какие параметры настраивает камера


Днем на улице камера смартфона может прекрасно фотографировать и без задирания ISO. Но ночью приходится чем-то жертвовать: или значениями диафрагмы, или выдержкой, или ISO. Автоматика в первую очередь будет увеличивать ISO, чтобы получить четкие и правильно экспонированные снимки в ночных сценах. Увы, при этом добавляются шумы, но это лучше, чем темная или смазанная фотография.

Чаще всего значения подобраны вполне адекватно. Но если же света всовсем мало — смартфон может поднять ISO до рекордных значений и тем самым испортить снимок. В этом случае придется подсветить объект фонариком или переключиться на ручной режим, чтобы убавить значение.

Если в камере вашего смартфона нет ручных настроек — скачайте любое приложение с такой функцией. Например, для Android — Camera ZOOM FX Premium, для iOS — Pro Camera.

Выдержка. Ее еще называют скоростью затвора (shutter speed). В ночном режиме смартфон настраивает выдержку так, чтобы объект был лучше проработан при сложных условиях освещения. На практике — из-за высокой выдержки фотографии часто смазаны, так как на снимке отражаются все движения — и объектов съемки, и камеры в руках.

Базовая схема сочетания диафрагмы / выдержки / ISO для достижения необходимого эффекта

Если автоматика смартфона выставила слишком долгую выдержку, то придется использовать штатив или другую опору, чтобы смартфон оставался неподвижным во время съемки.

Певрое фото — использовали штатив, второе — нет.

Что такое HDR и как это работает

HDR — это расширенный динамический диапазон. HDR делает правильную экспозицию для всех объектов снимка: как самых темных, так и самых ярких, как бы уравнивая их освещенность. Без применения HDR основной объект останется темным пятном — смартфон при замере экспозиции сцены ориентируется на самые яркие источники света в кадре.


На смартфоне HDR незаменим. И все из-за матрицы: в смартфонах она очень миниатюрна, если сравнивать с сенсором фотокамер. Маленькие матрицы хорошо справляются только в равномерно освещенных сценах, например — днем на улице или в помещении при свете люминесцентных ламп, но не ночью. А HDR доделывает то, что не смог сделать сенсор, — тени становятся проработанными. Из-за этого фотография может выглядеть неестественно, так что нужно соблюдать баланс, чтобы не испортить снимок излишней обработкой.

Как работает HDR

Камера смартфона делает несколько кадров подряд. Для каждого их них автоматика подбирает различные параметры — отличающуюся экспозицию, ISO, выдержку, иногда — значение диафрагмы. На первом кадре: максимально прорабатываются только детали в тенях, на втором — корректно экспонируются только детали в среднем диапазоне, на третьем — только детали самых ярких участков сцены. В итоге — мы получаем фотографию, в которой сохранены абсолютно все детали: как в самых ярких, так и в самых темных участках изображения.


Дорисовка при помощи ИИ

Относительно новая технология, которая нашла применение именно в ночных режимах некоторых смартфонов. Самый известный пример сегодня — это смартфон Xiaomi Mi 11.


В нем реализована технология искусственного интеллекта BlinkAL. Производитель обещает, что ИИ удаляет шумы на видео и фотографиях, которые были сняты в ночном режиме, в считанные секунды. Судя по всему Xiaomi лишь первая ласточка, и в ближайшем будущем количество смартфонов, которые используют дорисовку кадра при съемке в неблагоприятных условиях освещения, значительно вырастет.

В свое время много шума наделал и ночной режим на Pixel 3. Night Sight — это специальный алгоритм, используемый в Pixel 3. Он позволяет делать высококачественные ночные фотографии с мельчайшей проработкой деталей в тенях.


Вкупе с оптической стабилизацией гугловский смартфон стал действительно легендарным устройством, который оценили именно фотографы. Подобный Night Sight алгоритм использовался и в Huawei P20 Pro, ночные снимки на этом смартфоне получались действительно впечатляющими.

С уществуют и приложения с похожим функционалом, например, NeuralCam. Оно работает на айфонах практически всех поколений. Единственное его назначение — делать качественные фотографии при плохом освещении.


12 лайфхаков по съемке в ночном режиме

  1. Используйте штатив— пусть мини-версию, но это все равно лучше, чем просто съемка с рук. Благодаря штативу вы будете делать крутые ночные снимки, не боясь ставить выдержку побольше, а ISO на минимум.
  2. Доверьтесь экспонометру в смартфоне, чтобы подобрать выдержку, достаточную для корректного экспонирования вашей сцены.
  3. Если нет штатива — найдите опору. В качестве нее может выступать дерево или даже фонарный столб, стена дома. Прижмите смартфон к опоре и сделайте снимок.
  4. Убедитесь, что ISO не задрано слишком высоко. Ночной режим часто выставляет слишком высокие значения светочувствительности, чтобы затвор срабатывал максимально быстро. Но это не всегда полезно.
  5. Используйте HDR для сцен, в которых присутствует большое количество теней или ярких источников света.
  6. Протрите чистой хлопчатобумажной тканью стекло камеры — жир и отпечатки пальцев на камере значительно снижают качество фотографий.
  7. Задействуйте дополнительные источники света при ночной съемке — это могут быть фонарики или вспышки других смартфонов.
  8. Никогда не пользуйтесь зумом при ночной съемке.
  9. Если вам не хватает возможностей стандартной камеры, встроенной в смартфон — используйте сторонние приложения. Как правило, у них гораздо больше настроек, можно регулировать самые разные параметры камеры.
  10. Убедитесь, что выбрана корректная точка фокусировки.
  11. Используйте матричный замер экспозиции, а не точечный.
  12. Если в вашем смартфоне есть поддержка оптической стабилизации, обязательно активируйте ее.

Советы по выстраиванию кадра


Ночью особенно эффектными получаются портреты и здания. Выстраивайте кадр так, чтобы показать то, что сложно увидеть при свете дня. Например — ночные отражения в витринах магазинов или на водной поверхности, огонь, фейерверки или молнии, дождь.


Обязательно экспериментируйте со скоростью затвора. Даже если вы не планировали снимать на длинных выдержках, все равно попробуйте это сделать. Вы можете получить весьма эффектный результат — длинная выдержка сделает видимым след от проезжающего автомобиля или фейерверка, а вода и облака — станут мистическими и потусторонними.


Снимаете пейзаж? Тогда прикройте диафрагму хотя бы до 5 единиц (а лучше до 7-8) и получите максимальную проработку деталей всей композиции. Если же вы фотографируете портрет, то, наоборот, открйте ее, чтобы сконцентрировтаь внимание на человеке и размыть фон.


Выстраивайте кадр таким образом, чтобы в нем существовал реальный перевес в сторону ярких огней, а не темных участков. Самые привлекательные кадры получаются во время заката и рассвета, когда солнечные лучи падают горизонтально и под небольшим углом.

Ночная фото-съёмка часто кажется начинающему фотографу чем-то особенным. Фотографии ночного города завораживают яркостью огней и отражений, но все попытки съёмки ночного города приводят начинающего фотографа в недоумение - даже если в вашем фотоаппарате есть режим ночной портрет, понять как им пользоваться бывает довольно сложно.

Фотографии ночного города можно снимать даже фотокамерой сотового телефона. Это нормально если вы экспериментируете или снимаете ради забавы. Но если вы хотите сделать фотографию ночного города, которую не стыдно показать друзьям или поместить в фоторамку и повесить на стену в спальне, то вам сначала нужно узнать, подходит ли ваш фотоаппарат для ночной съёмки.

Фотоаппарат для ночной съемки

ночная съемка

Для ночной съёмки не нужно специально покупать зеркальный фотоаппарат или какой-то особенный фотоаппарат с заоблачными значениями ISO. Для начала подойдёт "мыльница", даже не имеющая режима ночной съёмки. Однако, не любая мыльница подходит для съёмки ночного города!

Затвор вашего фотоаппарата должен отрабатывать очень длинные выдержки (десятки секунд, а ещё лучше минут) – это достаточное и, пожалуй, единственное требование, необходимое для качественной ночной съёмки. Это вам и придётся проверить. Проще всего эту информацию найти в инструкции к фотоаппарату. Но даже не заглядывая в инструкцию, вы легко можете это проверить, установив самую длинную выдержку в режиме М. Если выдержки заканчиваются буквой В или Bulb, то у вас проблем с ночной съёмкой не будет.

Для ночной фотосъёмки больше всего подходит фотоаппарат в
котором есть ручная длительная выдержка.

Ручная длительная выдержка, обозначается B (Bulb) - затвор открывается при нажатии кнопки спуска и остаётся открытым пока вы не отпустите кнопку.
Например, если вы будете удерживать кнопку спуска затвора в этом режиме 10минут, то выдержка составит как раз эти 10минут.

В некоторых фотоаппаратах нет необходимости удерживать кнопку затвора всё время - первое нажатием кнопки открывает затвор, а второе нажатие его закрывает.

Если в вашей камере нет ручного режима М, то вы можете проверить фотоаппарат на пригодность к ночной съёмке в любом режиме творческой зоны - Tv(S), Av(A) и даже Р. Если в вашей камере нет ручных режимов установки экспозиционных параметров, а зайдя в тёмную комнату без окон (ванную, например) вы видите, что фотокамера в автоматическом режиме может установить выдержку длиннее 15′′, при этом вы можете отключить фотовспышку – у вас очень большие шансы получить неплохие фотографии ночного города.

Eсли затвор вашего фотоаппарата не может отрабатывать такие длинные выдержки не спешите унывать – есть один приём, о котором вы узнаете чуть ниже, когда будете изучать настройки фотоаппарата для ночной фотосъёмки.

Объектив для ночной съемки

Миф о том, что для ночной фотосъёмки обязательно нужен светосильный объектив не имеет под собой абсолютно никаких оснований! Если вы внимательно прочитали о том, какой фотоаппарат подходит для ночной съемки, вы уже догадались, что экспозиция при ночной съёмке обеспечивается очень длинной выдержкой, а вот диафрагму вы можете использовать для управления глубиной резкости так же как и при обычной съёмке, в зависимости от сюжета ваших ночных фотографий.

фото-съёмка в ночное время

Кстати, при фотосъёмке в городе, в качестве жёсткой опоры можно использовать ограждения: перила, балюстрады, парапеты и даже толстые ветки деревьев. Для этого сшейте небольшой мешочек из плотной ткани и неплотно наполните его сыпучим материалом - теперь достаточно положить этот мешочек на любую жёсткую опору (даже не очень ровную), а сверху вы легко сможете установить камеру неподвижно.

Фотография ночного города справа сделана фотоаппаратом, установленным на перила моста. Красивые полосы света вдоль дороги – это фары проезжающих машин, размытые длинной выдержкой!

Для фотосъёмки ночного города светосила объектива не имеет решающего значения. Гораздо важнее при съёмке в ночное время обеспечить
неподвижность фотокамеры - вам нужен штатив или жёсткая опора.

Настройка фотоаппарата для ночной фото-съемки

Вы уже догадались, что главное в ночной съёмке – длинная выдержка и неподвижность фотокамеры.

Если ваш фотоаппарат может автоматически отрабатывать довольно длинные выдержки (не менее 15′′), то оптимальным режимом для фотосъёмки ночью будет режим приоритета диафрагмы. В режиме приоритета диафрагмы вам не придётся долго думать, какие экспопараметры выбирать – вы управляете глубиной резкости, а выдержку фотоаппарат установит автоматически! Если вы не снимаете ночной портрет, то фотовспышку лучше выключить.

Если ваша камера имеет только автоматические режимы, но может обеспечить длинную выдержку, для съёмки ночного города лучше использовать режим пейзаж – в этом случае фотоаппарат отдаёт предпочтение длинной выдержке и не включает фотовспышку.

Ночная фотосъёмка в режимное время

фотографирование ночного города

как фотографировать ночной город

Что же делать если затвор вашего фотоаппарата не способен отрабатывать длинные выдержки? Забыть о ночной фотосъёмке?

Нет! Примените простой приём профессиональных фотографов: проводите ночную съёмку в так называемое РЕЖИМНОЕ ВРЕМЯ. Режимное время - это вечернее время, когда солнце уже скрылось за горизонт, но света ещё достаточно, чтобы не использовать очень длинные выдержки.

В режимное время, обычно, уже включаются фонари и вы сделаете отличные кадры вечернего города. Использование экспокоррекции с небольшой недодержкой кадров позволит сгустить ночные краски и добавить ощущение ночи, в тоже время, огни не будут пересвечены.
Вечерняя съёмка не менее эффектна, чем ночная!

При съёмке со штатива или устойчивой опоры всегда отключайте стабилизатор изображения и устанавливайте задержку срабатывания затвора. Длинные выдержки сами по себе добавляют шумы к вашим ночным фотографиям, поэтому старайтесь использовать самые маленькие значения ISO. После съёмки кадра с длинной выдержкой не забывайте, что камере нужно примерно столько же времени для записи снятого кадра на карту памяти.

Использовать автофокусировку или фокусироваться вручную зависит от многих параметров, поэтому совет один: если ваша камера фокусируется при недостаточном освещении так, как вам нужно – используйте автофокус, иначе переходите в режим ручной фокусировки.

Ночная съемка людей - ночной портрет

Ночная съёмка людей отличается от съёмки ночного города. Главная особенность при съёмке ночного портрета заключается в разной экспозиции фотомодели и фона. Именно по этому принципу и работает режим "Ночной Портрет".

В режиме ночной портрет, несмотря на то, что автоматически включается фотовспышка, выдержка всё равно остаётся очень длинной. При фотосъёмке ночного портрета главный объект (человек) освещается фотовспышкой. Мощности встроенной вспышки хватает для освещения объекта съёмки на расстоянии до 3х-5ти метров. Чтобы фон не остался чёрным, нужна длинная выдержка, как если бы мы снимали ночной город.

Режим НОЧНОЙ ПОРТРЕТ можно назвать
режимом фотосъёмки с двойной экспозицией

В режиме ночной портрет мы получаем фотографию, на которой люди на переднем плане экспонированы светом фотовспышки с очень короткой выдержкой, равной длине импульса фотовспышки. При этом для проработки фона, до которого "недостаёт" вспышка, мы используем длинную выдержку, как при съёмке ночного города.

И если вы не хотите получить смазанный фон из-за дрожания фотоаппарата во время экспонирования фона на длинной выдержке (шевелёнки), то штатив или жесткая опора необходимы, несмотря на то что вы включили фото-вспышку.

Если в вашем фотоаппарате нет режима "Ночной Портрет", но есть ручные режимы установки экспозиции – снимайте в режиме приоритета диафрагмы с включенной фотовспышкой. При этом выдержка будет установлена в зависимости от освещения фона, а мощность автоматической фотовспышки будет настроена по фотомодели и вы легко получите снимок с разной экспозицией фона и модели.

ВНИМАНИЕ!
В некоторых фотоаппаратах режим приоритета диафрагмы с
включенной фотовспышкой имеет два варианта настроек выдержки:

1. Фиксированная выдержка - затвор переходит в режим X-sync. В этом случае устанавливается самая короткая выдержка для съёмки с фотовспышкой, например 1/200сек.

2. Автоматический режим - выдержка устанавливается в зависимости от
освещения сцены. Этот режим как раз и подходит для ночной съемки людей.

фотосъёмка ночного портрета

Частая ошибка при съёмке ночного портрета

Увлёкшись съёмкой ночного портрета не забывайте критически оценивать фон!

Яркие огни на заднем плане могут легко испортить ваш снимок – такие огни будут притягивать внимание зрителя, в то время как ваша любимая девушка на фоне ночного города останется малозаметной :о(

Есть люди, которые до сих пор решаются снимать красивые фотографии исключительно в дневное время суток — так ведь проще, да и вероятность того, что снимки получатся такими, какими нужно, намного выше. Этот подход нельзя назвать правильным, ведь фотографируя только в световое время суток, вы лишаете себя возможности поработать с красотой заката, вечера и ночи — интереснейших загадочных моментов, наполненных различными оттенками освещения от теплых фонарей до холодных неоновых вывесок.


Снимая ночь, вы повышаете свой профессиональный уровень — ведь для того, чтобы получить хороший результат, нужно покопаться с тонкими настройками фотокамеры, поработать над освещением и цветовой составляющей изображения. Но несмотря на все трудности, съемка в темное время суток может стать ваших любимым хобби: недооценить красоту улиц и природы будет просто невозможно. Вам может показаться иначе, но ваш фотоаппарат способен на большее, чем вы думаете! Поэтому во время работы ночью дайте ему шанс и просто помогите показать всю свою мощь — но помните, что просто “сфокусироваться и нажать кнопку” здесь не подойдет.

Значения диафрагмы

Прежде чем начинать настраивать фотоаппарат для ночных съемок, убедитесь в том, что у вас есть возможность надежно и устойчиво закрепить его — ведь при плохом освещении сложно добиться короткой выдержки. Для ряда съемок (например, на освещенном стадионе в вечернее время) фотоаппарат достаточно просто крепко держать в руках, но чаще всего потребуется хорошая опора, которой идеальной послужит специальный штатив. Он должен быть тяжелым и устойчивым — таким, на котором массивный зеркальный фотоаппарат точно сможет удержаться, даже если речь идет не о нескольких секундах, а минутах. В крайнем случае, если возможно поработать с профессиональным штативом попросту нет, воспользуйтесь подручными поверхностями: это могут быть крыша автомобиля, поверхность стола или архитектурных элементов.

Как только вы освободили свои руки, можно двигаться дальше — в сторону настройки значений диафрагмы и ISO (чувствительности), которые помогут добиться нужной экспозиции для прекрасного результата. Стандартно при съемке ночью используют значение чувствительности 100 ISO и довольно большое для диафрагмы — f/16. Поскольку камера закреплена, можно не беспокоиться о выдержке и сделать такой, какой хочется, даже самой длинной — но о ней мы поговорим далее.

Длинная выдержка для красивого размытия

Снимать движущиеся автомобили в дневное время суток — значит загрузить снимок большими грузовиками и пыльными легковушками, которые редко способны добавить красоты кадру. Но в ночное время суток этот дефект превращается в преимущество: множество разноцветных полос пронизывают ночной кадр и придают ему динамики, смысла. Превратить обычную магистраль в космический тоннель просто с помощью длинной выдержки.

Длина зависит от того, насколько высока скорость проезжающих автомобилей и какова площадь пространства, попадающего в кадр. В любом, случае, если не уверены в том, какая выдержка вам подойдет, то следуйте простому правилу: чем длиннее, тем лучше — тогда заветные полосы будут более выраженными и без прерываний. Обычно для городской среды выбирает значение в 20 секунд.

Для съемки транспорта в городе отличным помощником станут светофоры: они будут сигнализировать вам о том, когда стоит начинать съемку. Не забудьте о штативе!

Захватит выдержку нужной длины очень просто: для этого используйте режим “Av”, после чего отрегулируйте значение диафрагмы на достаточно большое — это делается с помощью колесика, расположенного за кнопкой спуска затвора. Если возможности камеры позволяют, то выставляйте значения от f/22 до f/32. Для большинства фотоаппаратов в этом режиме будет доступно значение выдержки с максимальными 30 секундами. Если вы хотите увеличить это значение, то следует перевести технику в ручной режим с помощью буквы “M”.


Подробнее о чувствительности

Как уже было сказано ранее, в ночной съемке чувствительность должна быть равна 100 ISO — нарушать это правило стоит только в тех случаях, когда вы точно уверены в том, что она должна быть другой. При повышении чувствительности усиливается впитывание сенсором света — а значит, его количество, попадаемое на светочувствительный сенсор, придется уменьшить.

Более того, вы должны понимать, что увеличение ISO влечет за собой другую проблему — повышение цифрового шума, который становится слишком заметен на фотоснимках. Так что придется установить чувствительность на минимальном уровне, чтобы не потерять высококлассное качество фотографий. Снимая при очень низкой освещенности, многие фотографы-новички думают, что значение ISO нужно увеличить — но это не так: достаточно просто установить камеру на штатив, чтобы все получилось. Также можно воспользоваться вспышкой.

Но все же важно знать, при каких случаях повысить чувствительность и ее значение ISO будет необходимой мерой. Например, делайте так в тех случаях, когда необходимо избежать размытия картинки: лучше оставить немного шума, чем получить смазанную фотографию плохого качества. Такой трюк нужен тогда, когда нет возможности воспользоваться штативом, а руки никогда не станут такими статичными.

Если результат по-прежнему вас не устраивает, прибегните ко вспышке: с ней чувствительность можно оставить на значении 100. Правда, зачастую такие фотографии теряют свой особый шарм, становясь более плоскими и с измененной светотенью.

Что такое цифровой шум?

Фотоаппарат — не идеальный инструмент и тоже способен ошибаться. Несовершенства проявляются в появлении цифрового шума на фотографии — своеобразной зернистости, похожей на ту, что присутствует на пленочных снимках. Для того, чтобы увидеть его как можно более четко, достаточно просто осветлить фото. Конечно же, производители современных моделей камер стараются полностью побороть этот дефект, и результат виден: по сравнению с более старыми образцами, в новейших моделях проблема шума уже не так беспокоит фотографов.

Отчего же появляется дефект? Все дело в повышенной чувствительности сенсора, при которой фото “шумит” еще сильнее. Если обратить внимание на более темные области кадра, то сразу станет заметно, что они поражены гораздо сильнее светлых. Эти затемненные участки способны не просто приобретать шероховатость, но и покрываться точками разных цветов — о хорошем качестве фотографии и речи идти не может. К счастью, на многих устройствах внедрена функция подавления шумов, которая помогает сгладить результат. Другой вариант — заниматься обработкой в редакторе после того, как фото “отщелканы”. Только не забудьте снимать в формате RAW.


Баланс белого и борьба с несовершенствами цветов

Чаще всего зеркальные камеры безошибочно передают цвета на фотографиях — мы увидим их такими, как в жизни, ведь внутренняя система, которая следит за балансом белого, специально настроена для корректной передачи оттенков. Но если пользоваться режимом автоматического баланса белого, который обозначается как “AWB”, при недостаточном освещении, то велика вероятность того, что подсвеченные предметы будут иметь некорректный оранжево-желтый оттенок, которого точно не было в действительности. Если вы заметили на своих снимках такие цвета, значит вывод один: баланс белого настроен неправильно. Конечно, можно воспользоваться коррекцией в редакторах, но опять же, не забывая про съемку в формате RAW.

Но для того, чтобы не заниматься коррекцией в редакторах, можно заранее настроить все так, чтобы фотография смотрелась правильно. Для этого переводит камеру в ручной режим “PRE” — особенно хорош этот способ в случаях, когда вы собираетесь сделать несколько фотографий, например, здания при неизменяемом освещении. В качестве эталона можно указать ту фотографию, на которой преобладающим будет предмет серого или белого цвета.

Иногда, когда то же здание подсвечено самыми разными источниками света, простого ручного режима может быть недостаточно: неточность цветов по-прежнему остается с нами. Выровнять баланс белого по одному источнику света не составляет труда, но что же делать с остальными? Задача почти непосильная — попробуйте просто преобразовать такие фото в черно-белые. Сначала фотографируйте нужный пейзаж в цвете, а потом меняйте его на монохромную палитру в редакторе фотографий. Таким образом у вас будет возможность максимально подробно скорректировать контрастность и тоновой диапазон.

Ручная настройка баланса белого

Цифровые зеркальные фотоаппараты оснащены одной очень полезной функцией, которую мы упомянули ранее: настройкой баланса белого по заранее отснятому снимку-эталону. Разберем этапы настройки, которые можно будет встретить на фотоаппаратах марки Canon — у других камер они будут похожими.

  1. Для начала стоит напомнить, что нуждаются в ручной настройке баланса белого те фотографии, что испорчены отливом желто-оранжевого оттенка, несколько реже — другим.
  2. Необходимо сфотографировать предмет белого или серого цвета, который будет освещен тем же светом, что и кадр, который вы хотите заснять. Выбираем режим “Custom WB” (та самая ручная настройка) и проверяем, чтобы на экране высвечивался отснятая фотография-эталон, после чего нажимаем “SET” — “Выбрать”.
  3. Самое время изменить режим баланса белого: он был автоматическим (“AWB”), а теперь должен стать ручным (“PRE”). На фотоаппарат он будет обозначаться квадратом с двумя треугольниками около вершин. Теперь вы можете быть практически на сто процентов уверены в том, что камера правильно передаст цвета и оттенки.

Как только вы начнете снимать другую сцену, помните о том, баланс белого придется настраивать заново.


Настройки для съемки луны на зеркалку

Как и для любой другой ночной фотографии, придется заняться настройкой трех важнейших параметров: чувствительности, диафрагмы и выдержки. Что касается баланса белого, то его можно оставить даже в автоматическом режиме, либо выбрать один из подходящих, который будет выделять либо теплые, либо холодные оттенки.

Мы уже говорили об этом ранее: не стремитесь слишком повышать значение ISO, если хотите избежать зашумленности фотографии. Хорошие кадры луны можно получить и при значениях 100-200, если речь идет о позднем вечере или очень раннем утре. Для профессиональных новейших камер значение чувствительности может колебаться от 400 до 800.

Что касается диафрагмы, то ее стоит выставить такой же, как для стандартной пейзажной съемки: в промежутке от 7.1 до 9. Что касается выдержки, то следует отталкиваться от исходного освещения: если на улице не кромешная тьма, то хватит и 1/160. Но как только наступит самое темное время суток, то показатели придется значительно снизить: от 1/30 и до 1/15. Увеличивая время выдержки, мы пропускаем более количество света через объектив. Вот здесь нам и пригодится тот самый тяжелый и устойчивый штатив-тренога, которому удастся крепко зафиксировать зеркалку на поверхности.

Не забывайте о том, что луна движется, а значит длинная выдержка длиной в несколько минут может оставить на фотографии размытости.


Итак, вам может показаться, что снимать кадры в ночное время суток — задача очень опытных и профессиональных фотографов, недоступная новичкам. Но это не так, и мы точно знаем, что адаптироваться под такие условия будет очень просто, главное — практиковаться и экспериментировать с настройками своего фотоаппарата.

Столешницы 19:55 18.11.2011 Фотографий: 20 Живопись 19:26 18.11.2011 Фотографий: 34 Керамика ( ручная работа ) 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Поиск по дневнику

-Статистика

Каждый фотограф прекрасно знает, что штатив оказывается под рукой отнюдь не каждый раз, когда хочется сделать фотографию в темное время суток. Но это совершенно не означает, что без него нельзя получить качественное и резкое изображение.

Одна из проблем ночной съемки состоит в том, что в условиях низкой освещенности приходится использовать довольно длинные выдержки. А чтобы кадр получился резким, выдержка должна быть достаточно короткой. Иначе за время экспозиции руки с камерой сместятся достаточно далеко от начального положения, чтобы кадр потерял резкость и получился смазанным.

PENTAX K-500, ISO 1600, F2.4, 1/20 s, 7.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 1600, F2.4, 1/20 s, 7.0 МБ Cкачать RAW

Выдержка = 1/F, где F – текущее фокусное расстояние объектива с учетом кроп-фактора.

Например, если вы снимаете с фокусным расстоянием 80 мм, то выдержка должна быть короче, чем 1/80с, а если на 24 мм, то короче 1/24 с. Однако, эта формула работает не для всех и не всегда, и многое зависит от твердости руки фотографа и плавности спуска затвора.

PENTAX K-500, ISO 400, F7.1, 1/5 s, 4.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 400, F7.1, 1/5 s, 4.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 100, F4.5, 1/2 s, 3.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 100, F4.5, 1/2 s, 3.0 МБ

Если Вам удастся достаточно стабилизировать камеру за счет хорошего упора или использования оптического стабилизатора, то вы сможете эффективно работать на более длинных выдержках, а значит, при меньшем количестве света. Можно облокотиться о стену, можно плотно поставить локти на какую-либо опору.

В условиях низкой освещенности нам может помочь электронная вспышка, ведь почти все современные камеры оснащены ими. Давайте разберемся как правильно использовать вспышку для съемки портрета ночью. Во-первых, модель должна находиться достаточно близко, предпочтительно в пределах трех метров, так как мощность встроенной вспышки не велика.

PENTAX K-500, ISO 400, F2.8, 1/15 s, 6.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 400, F2.8, 1/15 s, 6.0 МБ

Съемка со вспышкой в авторежиме

Во-вторых, если мы полностью отдадимся автоматике камеры, то результат, скорее всего, будет неважный – лицо будет пересвечено. А хотелось бы увидеть и задний план, и нормально проэкспонированное лицо. Дело здесь в следующем. На самом деле, камера делает не одну, а две вспышки с очень коротким, незаметным глазу интервалом. После первого импульса камера замеряет количество отраженного от объекта света и на основе этого рассчитывает мощность второго – основного импульса. Если за спиной модели ничего нет, то отразится только малая часть света и камера решит, что импульс должен быть мощнее, что неизбежно приведет к пересвету лица модели. Чтобы избежать этого надо использовать отрицательную экспокоррекцию вспышки. Значение может быть от -1 до -3 EV. Если отрицательная экспокоррекция не помогает, скорее всего это означает, что вы находитесь слишком близко от модели. И даже минимальный импульс вспышки оказывается слишком ярким. Просто отойдите подальше, и ситуация нормализуется.

PENTAX K-500, ISO 400, F2.8, 1/50 s, 6.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 400, F2.8, 1/50 s, 6.0 МБ

Съемка со вспышкой с коррекцией -2 ступени

PENTAX K-500, ISO 400, F2.8, 1/15 s, 5.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 400, F2.8, 1/15 s, 5.0 МБ

Съемка со вспышкой в режиме "ночной портрет"

PENTAX K-500, ISO 1600, F2.4, 1/100 s, 6.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 1600, F2.4, 1/100 s, 6.0 МБ

Съемка без вспышки потребовала в тех же условиях существенного увеличения ISO

Итак, как сделать портрет в условиях низкой освещенности?

Установите на камере достаточно высокую чувствительность – ISO 800 – 1600 – 3200 в зависимости от того, что позволяет ваша камера.

Используйте режим приоритета диафрагмы или ручной и откройте диафрагму достаточно широко.

Включите режим медленной синхронизации вспышки.

Используйте при необходимости экспокоррекцию на камере или установите подходящую выдержку вручную для достаточной проработке дальнего плана.

Используйте при необходимости экспокоррекцию (отрицательную) на вспышке для правильного освещения переднего плана – лица модели.

К сожалению, накамерная вспышка не является панацеей. Свет от нее довольно жесткий и плоский. Он не является самым удачным для съемки портрета. Довольно часто даже в ночное время можно найти источники света более интересные, чем вспышка. Таким источником может стать фонарь, прожектор, яркая витрина и даже свет от фар автомобиля.

PENTAX K-500, ISO 1600, F2.4, 1/80 s, 7.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 1600, F2.4, 1/80 s, 7.0 МБ

Съемка в свете витрины

PENTAX K-500, ISO 800, F2.4, 1/100 s, 7.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 800, F2.4, 1/100 s, 7.0 МБ

Съемка в свете уличных фонарей

Ночная съемка заставляет фотографа находить творческие приемы работы с имеющимся светом, а если вы освоите работу со штативом и не будете бояться высоких ISO, то ночная съемка доставит вам массу удовольствия.

PENTAX K-500, ISO 1600, F2.4, 1/13 s, 7.0 МБ

PENTAX K-500, ISO 1600, F2.4, 1/13 s, 7.0 МБ

Съемка в свете огней иллюминации потребовала высокого ISO и длинной выдержки, но результат того стоил

Читайте также: