Устройство для сохранения настроек при замене аккумулятора своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 09.09.2024

Чтобы подзарядить подсевший аккумулятор прямо на машине, я снимаю одну из клемм, тем самым обес­точивая бортовую сеть.

Для исключения сброса настроек электронного оборудования использую резервный источник питания напряжением чуть больше 12 В.

Он состоит из трех аккумуляторов марки 18650, соединенных последовательно.

Подключаю резервный источник к обеим клеммам, снимаю любую из них с АКБ и подключаю зарядное устройство. Аккумулятор заряжается, все настройки мультимедийки сохранены.

М. Поляков, Углич

Приз автору совета — канистра масла ZIC компании SK Lubricants.

Свои советы вы можете присылать на электронную почту [email protected] . По возможности иллюстрируйте собственные ноу-хау фотографиями и/или схемами.

Многие автолюбители при замене морально устаревшей автомагнитолы или при желании сэкономить при покупке машины устанавливают дешевые аудиосистемы китайского производителя. Цена китайских автомагнитол на порядок ниже, чем у брендовых моделей, а качество звука и технические характеристики практически не отличаются.

Внешний вид автомагнитолы модели 2033 китайского производителя

Я тоже люблю экономить и поэтому покупал автомобиль с аудио-подготовкой, но без автомагнитолы, которую успешно установил самостоятельно, несмотря даже на разный тип разъемов в авто и магнитоле.

Для сохранения настроек в автомагнитолах используется два вида памяти – ОЗУ и флеш-память. Отличаются эти два вида памяти тем, что в ОЗУ записанная информация хранится до тех пор, пока на микросхему подается питающее напряжение, флеш-память сохраняет информацию и при отсутствии питающего напряжения.

ОЗУ память дешевле, чем флеш-память и поэтому для снижения цены изделия ее часто используют, ведь в автомобиле автомагнитола всегда подключена к аккумулятору. Но если, даже на несколько секунд отключить аккумулятор от бортовой сети, или напряжение сильно уменьшиться, например, при пуске двигателя в зимнее время, то все настройки магнитолы будут потеряны.

Вот такая автомагнитола мне и попалась, ее вы видите на фотографии. Дополнительно обнаружена была еще одна неисправность, если автомагнитолу не выключить перед остановкой двигателя и через время запустить его без фиксации на несколько секунд ключа в положении ON (Включено), то настройки тоже сбивались.

В результате после нескольких лет эксплуатации автомагнитолы сломалась клавиша включения. Поэтому пришлось ремонтировать кнопку, заодно решил и доработать автомагнитолу, чтобы исключить сброс настроек.

Как устранить сброс настроек автомагнитолы

Питающее напряжение на автомагнитолу подается по двум отдельным проводам. Один из них +12 V постоянно (память) желтого цвета подключен непосредственно к аккумуляторной батарее. Питающее напряжение подается постоянно, даже когда ключ вынут из замка зажигания автомобиля.

Типовая схема подачи питающего напряжения автомагнитолы

По второму проводу красного цвета питающее напряжение подается только тогда, когда ключ зажигания находится в положении ON (Вкл). Следовательно, для того, чтобы исключить сброс настроек, нужно обеспечить постоянство напряжения, поступающего непосредственно от аккумулятора.

Путем соединения желтого и красного проводов

В интернете много рекомендаций как исключить сброс настроек, и одна из них это подключить оба питающих провода автомагнитолы непосредственно к аккумулятору, к желтому проводу.

Схема подачи питающего напряжения на магнитолу мимо замка зажигания прамо с аккумулятора

Включать и выключать магнитолу кнопкой. Самый простой способ, но вызвал подозрение. Ведь не зря стандарт регламентирует двухпроводное подключение, поэтому решил проверить, насколько такой способ допустим.

Специальный провд для подключения автомагнитолы от блока питания

Непосредственно в автомобиле заниматься экспериментами желания не было, поэтому для подключения автомагнитолы в мастерской к блоку питания был изготовлен жгут с тумблером в дополнительном отводе от +12 В для имитации подключения к замку зажигания.

Измерение тока потребления автомагнитолы в выключеном состоянии

При подаче питающего напряжения на автомагнитолу только на клемму для подключения аккумулятора ток потребления составил всего 2 мА. Такой ток потребления больше, чем ток утечки аккумулятора и для разрядки полностью заряженного аккумулятора понадобиться несколько лет.

Измерение тока потребления автомагнитолы во включеном состоянии

При включении тумблера, имитирующего ключ замка зажигания автомобиля, ток потребления автомагнитолы в выключенном состоянии составил 228 мА. Такой ток потребления разрядит полностью заряженный аккумулятор за 10 суток. А если учесть, что есть вероятность забыть выключить магнитолу, то она посадит аккумулятор еще быстрее.

Вывод очевиден, подключение обоих питающих магнитолу проводов напрямую к аккумулятору не допустим. В дополнение нет уверенности, что в морозную погоду при сильном падении напряжения на аккумуляторе при пуске двигателя настройки не будут сбрасываться.

Устранение сброса настроек
путем подачи напряжения через диод

Так, как при вынутом ключе из замка зажигания настройки в автомагнитоле сохраняются, то значит нужно обеспечить компенсацию провала напряжения на аккумуляторе во время пуска двигателя.

Схема подачи питающего напряжения на автомагнитолу через полупроводниковый диод с электролитическим конденсатором

Самым простым способом решить эту задачу можно, подав питающее напряжение от аккумулятора через диод, после которого установлен электролитический конденсатор большой емкости. Диод не даст разрядиться конденсатору через электропроводку автомобиля в момент снижения напряжения аккумулятора при пуске двигателя. Поэтому настройки должны будут сохраниться.

Внешний вид платы подключения и питания автомагнитолы модели 2033

Диод с конденсатором можно установить и в разрыв желтого провода, идущего от аккумулятора. Но работать удобнее за столом, да и в случае ремонта тоже разбираться в условиях мастерской, поэтому после изучения устройства автомагнитолы решил детали установить внутри нее. Благо места было более чем достаточно.

Питающее напряжение на плату радиоприемника поступает с блока стабилизации напряжения и усилителя через плоский шлейф. Для работы платы на ее подается питающее напряжение от аккумулятора, через дроссель и стабилизатор напряжения, который преобразует напряжение 12 В в напряжение величиной 5 В.

Поэтому решил установить диод с конденсатором после пятивольтного стабилизатора, для того, чтобы гарантированно обеспечить сохранение настроек. Низкое напряжение позволило использовать электролитический конденсатор большей емкости при тех же габаритных размерах.

Перерезанная дорожка на плате питания для установки диода

Сначала была перерезана дорожка печатной платы, идущая от микросхемы-стабилизатора к шлейфу, и с концов перерезанной дорожки снят изоляционный лак. Винт, крепящий плату к корпусу магнитолы, вывернут, чтобы не мешал припаять диод.

Диод шотки установлен на место перерезанной дорожки

Для снижения влияния на величину напряжения в качестве диода был взят диод Шоттки в DIP корпусе. В отличии от обыкновенного диода, на котором падает около 0,5 В, на диоде Шоттки падение напряжения составляет всего 0,1 В, что практически не влияет на работу автомагнитолы.

Диод нужно устанавливать, соблюдая полярность таким образом, чтобы ток проходил от микросхемы к шлейфу. Если маркировка не понятна, то полярность диода можно определить с помощью мультиметра. Если маркировка не понятна, то полярность диода можно определить с помощью мультиметра. При отсутствии прибора можно запаять диод случайным образом без последствий. Если магнитола не заработает, то развернуть диод на 180º.

Электролитический конденстаор запаян после диода шотки в магнитолу

Электролитический конденсатор емкостью 3300 мкФ был с помощью двухстороннего скотча закреплен на плате блока питания рядом с разъемом для подключения антенны. Его выводы с соблюдением полярности (положительный вывод после диода, а минусовой к корпусу магнитолы) подключены к схеме с помощью гибких проводников.

Проверка напряжения, при котором сохраняются настройки в автомагнитоле модели 2033

Проверка показала, что напряжение после диода составило 4,9 В. После отключения автомагнитолы от блока питания, напряжение плавно снижалось в течение 30 секунд до величины 3,4 В, ниже которого настройки уже слетали.

Подача дополнительного напряжения питания бессистемным образом с помощью тумблера, снижение общего напряжения питания до 9 В не влияли на сохраненные настройки. Лабораторные испытания показали высокую защиту сохраненных настроек от изменения питающего напряжения.

Устранение сброса настроек
путем установки второго диода

После установки и проверки автомагнитолы в автомобиле выяснилось, что если перед запуском двигателя ключ в замке зажигания фиксировать хотя бы на пол секунды в положении ON (Включено), то настройки не терялись. При повороте ключа в замке без остановок, настройки сбивались, но только если автомагнитола была во включенном состоянии перед остановкой двигателя и извлечении ключа.

Отключение бортовой сети от аккумулятора показало, что настройки в автомагнитоле, как и в лабораторных условиях, сохранялись тоже 30 секунд. Напрашивался вывод, что емкость установленного конденсатора недостаточна в связи тем, что проверка в лабораторных условиях проводилась без подключения нагрузки – динамиков.

Установка второго диода и электролитического конденсатора для сохранения напряжения питания автомагнитолы модели 2033

Увеличивать емкость установленного конденсатора на предыдущем шаге не стал, чтобы исключить перегрузку микросхемы-стабилизатора напряжения. Поэтому был установлен еще один дополнительный диод Шоттки на ток 8 А и конденсатор емкостью 6800 мкФ на напряжение 36 В, сразу после входного штырька разъем подачи напряжения от аккумулятора.

Внешний вид запаянного второго диода и электролитичкского конденсатора для сохранения напряжения питания автомагнитолы модели 2033

Диод и проводники, идущие от выводов электролитического конденсатора, с соблюдением полярности, были припаяны непосредственно к контактным площадкам уже установленных деталей. При установке диода одна из дорожек была, как и в предыдущем шаге, перерезана.

Но к моему большому удивлению, проверка в автомобиле показала, что поведение автомагнитолы не изменилось, при быстром повороте ключа в замке зажигания устанавливались заводские настройки. Стало очевидным, что причина кроется в подаче через замок зажигания (провод красного цвета) пониженного напряжения или помех от пуска двигателя.

Установка 3 электролитического конденсатора для устранения сброса настроек автомагнитолы модели 2033

При изучении электрической схемы оказалось, что разрешающее напряжение, подается через замок зажигания сначала на диод, а с него на микросхему-стабилизатор, которой снижается до 5 В и далее подается на плату радиоприемника. Поэтому с учетом полученного опыта на предыдущих шагах просто после диода был припаян электролитический конденсатор емкостью 2200 мкФ на напряжение 25 В.

Общий вид печатной платы автомагнитолы модели 2033 после установки дополнительных диодов и электролитических конденсаторов

После этой доработки при любом сочетании неблагоприятных событий настройки больше не сбрасывались. При пуске двигателя магнитола начинала работать в том режиме, в котором работала до извлечения ключа из замка зажигания. Включалась прослушиваемая радиостанция, громкость звучания и все остальные настройки, включая и текущее время. Отключение аккумулятора от бортовой сети автомобиля на несколько минут, тоже не влияло на настройки автомагнитолы.

Мне удалось решить вопрос сброса настроек автомагнитолы за три приема, но один из них лишний. Достаточно выполнить первый или второй и третий шаги.


Развитие техники стало причиной появления в жизни людей многих новых приспособлений, ориентированных на совершенствование условий быта. С полным правом это касается автомобилей. В их устройстве особенных изменений не наблюдается, все перемены происходят за счет внедрения компьютерных технологий в процесс их деятельности. При этом компьютерные новшества вносятся не только в дорогие машины, но и во все остальные. Возможно, в дальнейшем удастся создать резервный встроенный источник питания для авто. Он позволит сохранить все настройки электронных систем при сбоях в поступлении электричества. Сейчас такой возможности нет, а отключение аккумулятора иногда необходимо. Если ресурс аккумуляторной батареи исчерпался, ее нужно заменить.

В бюджетных машинах эта процедура может вызвать лишь сбой настроек аудиосистемы и часов. А вот дорогие машины, в которых большое количество электроники, могут утратить почти все данные из бортового компьютера при отключении аккумуляторной батареи.

Нередко при эксплуатации транспортного средства приходится отключать от электрооборудования и снимать аккумулятор, точнее аккумуляторную батарею (АКБ).


Содержание

Зачем снимать аккумулятор с автомобиля

Многие автовладельцы не ездят в зимний период, поэтому на это время целесообразно снять АКБ и хранить ее в отапливаемом помещении.

  • При полностью разряженной батарее электролит теряет плотность и замерзает уже при температуре минус 7 — 10°С. Это может привести к деформации электродных пластин и повреждению корпуса;
  • Уменьшается уровень саморазряда;
  • Замедляется старение батареи и потеря емкости, а это очень важный показатель, характеризующий ее стартерные свойства;
  • При правильном хранении, с периодической подзарядкой, срок эксплуатации продляется на 1 – 2 года;


АКБ закрывает какие-либо части автомобиля, требующие доступа для регулировки или ремонта.


Для зарядки от стационарного устройства, находящегося в другом помещении.


Истечение срока службы. Обычно АКБ служит от 4 до 6 лет, в зависимости от интенсивности эксплуатации, климата, марки производителя, и т.д.









Что происходит если отключить аккумулятор от клем

Современные автомобили оснащены бортовыми компьютерами и многочисленными электронными устройствами, производящими управление и диагностику состояния транспортного средства, а также системами, обеспечивающими комфортность и удобство поездок – климат-контроль, магнитолы, навигаторы, видеорегистраторы, видеокамеры и т.д.


Это же касается и магнитолы, для восстановления ее настроек требуется обязательно знать пароль доступа к ней: противоугонный пин-код.



Перед тем, как отключить АКБ, нужно внимательно изучить имеющиеся руководства по эксплуатации – возможно, что там имеются полезные указания.


В любом случае, всегда имеется возможность снять аккумулятор, не отключая питания с электроники.


Внимание! Если есть какие-то сомнения в способности самостоятельно восстановить утерянные настройки, и нет достаточного опыта проведения подобных работ, то лучше отбросить все колебания и воспользоваться услугами автосервиса.







Пошаговая инструкция по снятию аккумулятора с автомобиля

Для демонтажа аккумулятора понадобятся некоторые инструменты, расходные материалы и средства защиты:

  • Рожковые и торцевые ключи небольших размеров – до 15 мм, не более;
  • Мелкозернистая наждачная бумага и жесткая щетка для очистки клемм и выводов;
  • Ветошь или небольшие куски ткани для протирки корпуса;
  • Две-три столовых ложки столовой соды;
  • Немного обычной водопроводной воды для промывки корпуса содовым раствором;
  • При наличии видимой утечки электролита пригодится комплект резиновых перчаток, можно одноразовых.
  • Немного консервирующей смазки;
  • Разрушитель ржавчины WD-40.


Порядок отключения питания и снятия аккумулятора

Перед началом работы нужно принять меры предосторожности от сбоев в работе электроники в процессе отключения батареи:

  1. Заглушить двигатель, вынуть ключ из замка зажигания и поместить его вне салона автомобиля.
  2. Одну из дверей лучше держать открытой, во избежание несанкционированного закрывания центрального замка, так как охранная система может посчитать отключение батареи за попытку угона.
  3. Отключение и снятие батареи производить только при заглушенном двигателе.


Отключение без сохранения питания электроники

Если есть выключатель массы, то в целях безопасности, рекомендуется его отключить.


Провода, подходящие к аккумулятору, различаются цветом: отрицательный провод и его защитный пластмассовый колпачок окрашен в черный или синий цвет, положительный – всегда красного цвета.


Отсоединение клемм проводов питания нужно проводить в такой последовательности:


После этого, прокручивая и покачивая клемму, снять ее, не прилагая чрезмерных усилий и постукиваний.


При необходимости зачистить мелкой наждачной бумагой контактную поверхность и борн.



Если был предварительно отключен выключатель массы, то порядок отсоединения клемм значения не имеет, но лучше придерживаться этого общепринятого правила.

  • То же самое проделать с положительной клеммой, отсоединить ее и уложить так, чтобы она не касалась металлических частей.
  • Ключом на 10, иногда большего размера, открутить гайки крепления прижимной планки и снять ее.


Если имеется еще и дополнительное крепление днища аккумулятора, то снять и его, ослабив прижимную гайку.

  • Вытащить наружу аккумулятор за ручку. Его вес около 15 — 20 кг, так что нужно быть готовым к поднятию тяжести. Если корпус имеет трещины и подтекает, то, во избежание ожогов кислотой, лучше вынимать батарею в резиновых перчатках


Отключение с сохранением питания электроники

Сохранить питание можно несколькими способами, самых простых два:


Существуют также специальные приспособления, подключаемые через гнездо прикуривателя. Они обеспечивают питание электроники и сохранность настроек, но это профессиональная и дорогая аппаратура.


Внимание! В целях безопасности, от дополнительной батареи первым подсоединяется плюсовой провод.


Внешние и стационарные провода необходимо надежно соединить между собой, место соединения лучше выбрать немного повыше клемм.


Затем произвести все действия в последовательности, изложенной в п. а).


После демонтажа очистить место установки от накопившейся грязи, подтеков электролита.


Выбор аккумулятора при замене

Для замены лучше подобрать точно такой же аккумулятор или, если они отсутствуют в продаже, подобрать аналогичный.







Аккумулятор выбирается по следующим критериям:

  • Габаритные размеры в плане должны совпадать и соответствовать месту установки. Высота может незначительно отличаться, в пределах регулировки прижимной планки;
  • Конструкция и размеры выводов должны быть одинаковыми;
  • Емкость батареи должна быть такой же, как у штатной, можно только незначительно увеличивать ее. Например, заменить батарею емкостью 60 Ач на такую же по размерам, но емкостью 65 Ач.
  • Полярность батареи должна соответствовать ранее установленной, то есть расположение положительных и отрицательных выводов на корпусе, должно быть одинаковым.


Если со стороны этикетки (с лицевой) отрицательный вывод расположен справа, то это прямая полярность, если наоборот – то обратная;

  • Ток холодной прокрутки должен быть как можно большим;
  • Фирма-производитель – желательно хорошо известная, зарекомендовавшая себя.


Установка нового аккумулятора в автомобиль

Новый, или возвращаемый на место, аккумулятор устанавливается в последовательности:


Примечание: положительный вывод всегда имеет больший диаметр, чем отрицательный. Эта особенность поможет не перепутать провода при подключении.


Если был присоединен дополнительный аккумулятор с помощью прикуривателя, то нужно вытащить контактный наконечник из его гнезда.

  • Если же он присоединялся внешними проводами, то вначале отсоединить зажим минусового провода, а затем плюсового.
  • Для уменьшения коррозии затянутые клеммы желательно покрыть тонким слоем консервирующей смазки – циатима, литола, нигрола и т.д.
  • После окончания работ завести двигатель. Если запуск прошел успешно, то согласно инструкции восстановить ручные настройки компьютера, магнитолы и другого оборудования.


Аккумулятор нужно всегда поддерживать в исправном состоянии – это исключит неприятные дорожные инциденты, обеспечит комфортность и безопасность поездок


Отслужившего свой срок аккумулятор можно сдать в пункт приема или, в счет оплаты, в автомагазин.

Читайте также: