Усилитель на 6р3с 1 своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

2) Основные схемы. Их не так много и они придуманы в начале прошлого века ,в расцвет ламповой техники и ничего нового изобрести нельзя и не нужно._По этим основным схемам выпускались десятилетия все усилители фирмами всего мира.

3) Одно тактный усилитель на выходе одна лампа. Усилитель без ОООС поэтому имеет повышенный КНИ и ИМД и имеет повышенное выходное сопротивление,что не есть хорошо.

_____________

Вводим ОООС с выходной обмотки ТВЗ в катод первой лампы. При этом все каскады усилителя охвачены ООС и ТВЗ в том числе,что способствует уменьшению КНИ и ИМД до 10 раз и улучшает АЧХ

Миф о хорошем звучании усилителя лампового однотактного на ТРИОДЕ на выходе и без ОООС кочует по сайтам уж 15 лет. Это заблуждение!! Триод охвачен внутренней ООС и поэтому прощает ошибки в выборе рабочих точек. Позволяет собрать усилитель и сапожнику и пирожнику без настройки. Но полностью проигрывает усилителю на пентоде или на лучевом тетроде,если эти усилители настроены по приборам. А откуда у сапожника и пирожника приборы и откуда он может знать как настраивать усилитель,вот и клепают они эти усилители на триодах,ДОХЛИКИ как я их называю,потому что триодный усилитель имеет в два - три раза меньшую мощность при применении одной и той же лампы на выходе (например КТ88 или 6П3С включенной триодом или лучевым тетродом) Смотрим таблицу какова МАКСИМАЛЬНАЯ выходная мощность однотакта на 6П3С в ТЕТРОДНОМ включении лампы = 6,5 ватта , а в ТРИОДНОМ включении лампы всего = 1,4 ватта. НО ПРИ ТРИОДНОМ ВКЛЮЧЕНИИ У УНЧ НА 1,4 ватта ИСКАЖЕНИЯ БУДУТ 7-10% , А ПРИ ТЕТРОДНОМ ВКЛЮЧЕНИИ на 1,4 ватт ВСЕГО 1%

Изображение

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Теперь двух тактная схема. Это основная схема высоко качественных усилителей. Уделом одно тактных усилителей было применение их в приёмниках и телевизорах до 2го класса из за низкого качества воспроизведения звука одно тактными усилителями. Все усилители выпускаемые в мире фирмами,делались только двух тактными и только на пентодах и лучевых тетродах на выходе. Ставить можно любые лампы,схема неизменна .Хоть для 6П14П маленькой,хоть для ГУ50 или КТ88.

Изображение

Любой усилитель требует настройки после того как вы его изготовите. Настраиваем по Спектроанализатору подбирая рабочие токи ламп по наименьшему КНИ и ИМД , именно этих ламп,стоящих в этом усилителе,нумеруем их,что б вынув не попутать,когда опять ставить будете.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП - ТЕМ МЕНЬШЕ ИСКАЖЕНИЯ,ВЫСТАВЛЯЕМ ВСЕГДА МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП, ДО НАЧАЛА ПОКРАСНЕНИЯ АНОДОВ В ТЕМНОТЕ И НАЗАД ОТКАТЫВАЕМСЯ ПО ТОКУ НА 10-15%.
При замене лампы опять настройка. Ведь для себя делаете. Ни один фирменный конвейерный усилитель не настроен,особенно если он на печатной плате смонтирован. Ни кто не будет ковырять печатную плату и подбирать номинал резистора,настраивая на наилучшее звучание и параметры. Примерно посчитали какие надо ставить резисторы и гонят усилители! Для себя любимого настраивайте усилители,порою день два можете затратить на настройку,но за то зазвучит на полную катушку усилитель ваш. Для этого есть у нас тема ИЗМЕРЕНИЯ.Измеряя параметры можем сравнивать и добиваться наименьших искажений. Вот смотрите поменяли всего лишь напряжение на экранных сетках выходных ламп с 300 вольт до 165 вольт и видим как изменились КНИ и ИМД. Изменением напряжения на экранных сетках мы изменили внутреннее сопротивление лампы выходной и вывели её работу в точку наименьших КНИ и наибольшей мощности для данного применённого ТВЗ с этим коэф. трансформации и этой нагрузкой 4 ом.

Изображение

Это видно на графике ТЕТРОДА лампы любой,где кривая КНИ есть и кривая максимальной мощности.Изменяя отношение напряжения зкранной сетки к анодному напряжению,мы можем в 3-5 раз изменять внутреннее сопротивление ламп Тетродов и пентодов,тем самым точно согласуя лампы с нагрузкой и тем самым уменьшим КНИ и ИМД усилителя.

Изображение

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

Изображение

УСИЛИТЕЛИ ДВУХТАКТНЫЕ

Изображение

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

Это полные рабочие схемы двухтактного усилителя. Ставим на выходе любые лампы. Строчные мощные 6П36С,6П45С,6П41С,6П44С , Г807 получаем усилитель 35-55 ватт , всё зависит от величины анодного напряжения. Или ставим 6П1П,6П14П,6П6С,6П3С, получаем усилитель 10-14 ватт. Усилители в классе А работают. ТВЗ данные в теме ТРАНСФОРМАТОРЫ 1я страница.Для двухтакта моноблока на 6П41С применяется ТС90 ТОР зд. ТОРЭЛ .

ОТРАБОТАННАЯ СХЕМА МОНОБЛОКА , ВВЕДЕНИЕМ ПОС МЫ МОЖЕМ ДО нуля Ом ПОНИЗИТЬ ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ.

Изображение

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЭТО ДВЕ ОДИНАКОВЫХ СХЕМЫ ТОЛЬКО ОДНА С ФИКСИРОВАННЫМ СМЕЩЕНИЕМ , А ДРУГАЯ С АВТОМАТИЧЕСКИМ

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
МОНОБЛОК НА ГУ50 Первая лампа 6Н9С или 6Н8С,резистор анодный разного номинала,усиление разное. ДАННЫЕ на схеме все.

Изображение

Для двухтакта МОНОБЛОКА на ГУ50 по одной лампе в плече, для каждого моноблока ТС нужен 150-180 ватт железо мощностью , моточные данные 220вольт вторичка анодная на ток 0,4а / Смещение 40 вольт 0,03А/ 6,5 вольт 1А / 12,7в 2,5А /.
ТС для моноблока 4ХГУ50 железо 250ватт анодная обмотка / 220 в. 0,8а / 40 в. 0,03а / 12,8в 3а / 6,5в. 1а/ .
ТВЗ 200ватт если по две ГУ50 в каждом плече и анодное напряжение 800 вольт то мотаем /88 вит 0,8 / 1300 + 1300 вит 0,31-0,35мм / 44 и 44 вит. 0,8мм/ выходная мощность будет 80-100 ватт.
Если 600 вольт анодное ,то ТВЗ 200 130 вит 0,8 / 1300+1300 вит 0,31-0,35мм / 65 и 65 вит 0,8мм /
Если по одной ГУ50 в плече то мощность 50 ватт и данные в схеме даны ТВЗ. Это для работы в классе АВ-В для музыкантов.
При удвоении ламп в выходном каскаде,для согласования с нагрузкой в том же ТВЗ что и для двух ламп,мы должны в 1,41 раз увеличить количество витков во вторичке этого ТВЗ. Но это теоретически. Практически немного не так.Приходиться снова подбирать согласование изменяя витки вторички ТВЗ. При изменении анодного и экранного напряжения,тоже приходиться вновь подбирать количество витков вторички ТВЗ,но это для качественного УНЧ работающего в классе А. Для музыкантов и эстрадных УНЧ это не столь важно.
Для качественного воспроизведения усилитель в классе А должен работать и анодное не выше 400 вольт при токе лампы одной 80-90ма,выходная мощность 40 ватт. В классе А в ламповом усилителе выходная мощность всегда меньше чем мощность в классе АВ и всегда гораздо меньше мощности потребляемой выходным каскадом по анодному питанию от блока питания, но и качество звука выше.
ЭТО СХЕМА 100-120 ватт моноблока на ГУ50х4шт на выходе для музыкантов.

Изображение

Изображение

Это схема Эстрадного УНЧ для музыкантов Работает в классе АВ ,применён не симметричный ФИ ,первый триод работает с общим катодом,а второй триод с общей сеткой,поэтому ФИ имеет разное выходное напряжение по анодам лампы 6Н6П.

Изображение

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Усилитель настраиваем при мощности 25% от максимальной на наименьшие КНИ и ИМД. Максимальная мощность усилителя измеряется при 10% КНИ или начале ограничения вершинок синусоиды на экране осциллографа , измеряем среднеквадратичное напряжение на эквиваленте нагрузки, возводим в квадрат и делим на R эквивалента вашего. P=U²/R например Umax=10v. R=4om. Pmax= 10²/4= 25 ватт.
ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ ИЗМЕРЯЕМ ВЫСТАВИВ НА ЭКВИВАЛЕНТЕ 2 вольта,ПОТОМ ОТКЛЮЧАЕМ ЭКВИВАЛЕНТ И СМОТРИМ НАСКОЛЬКО УВЕЛИЧИЛОСЬ НАПРЯЖЕНИЕ НА ВЫХОДЕ УНЧ , ПО ФОРМУЛЕ ВЫЧИСЛЯЕМ ВЫХОДНОЕ Rвых=[(Uхх/Uнагр)-1]×Rнагр
или по этой формуле Rвых=[(Uхх-Uнагр)/Uнагр]×Rнагр пример: [(3-2)/2]×8= 4ом.
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Драйверы УНЧ лампового лабораторные работы произвёл,сравнение какой лучше,какой меньше вносит искажений в сигнал усиливаемый,какой имеет большее усиление. Катодным резистором всегда выводим каскад в точку работы с наименьшими КНИ всего УНЧ. Не от фонаря берёт номинал резистора,тупо ставя тот что написано в схеме в интернете,книжке,а подбираем и при смене лампы опять подбираем по наименьшим КНИ. Каждая лампа одного и того же названия , требует свой номинал резистора при данном напряжении анодном.

Изображение


ПРИМЕРНЫЙ МОНТАЖ УСИЛИТЕЛЯ ОДНОТАКТ 6П3С + 6Н9С

Изображение

Если хотите поднять АЧХ на низких частотах,то включите последовательно с резистором ОООС конденсатор 0,5-1мкф . Если хотите поднять АЧХ на ВЧ частотах,зашунтируйте резистор 110 ом в катоде первого каскада,куда подходит резистор ОООС , конденсатором 0,3-0,8мкф.

Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

В ВЫШЕ ПРИВЕДЁННОЙ СХЕМЕ ВСЕ ПОДСТРОЕЧНИКИ ПЕРВОГО КАСКАДА,ЗАМЕНИТЬ НА ПОСТОЯННЫЕ РЕЗИСТОРЫ ПОСЛЕ НАСТРОЙКИ. НИЖЕ ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ МОНТАЖА УСИЛИТЕЛЯ ДВУХТАКТА на ЛАМПАХ 6П3С,6П6С,6V6,КТ88,EL34.


Какие же плюсы и минусы у ламповых усилителей? Основной недостаток – это сложности с изготовлением трансформаторов. Да, они имеют много обмоток и их тяжело мотать. Но больше ничего трудного в изготовлении лампового усилителя нет. Достаточно посмотреть на его схему, чтобы понять, что по сравнению с аналогичным го параметрам транзисторным усилителем – это просто детское по сложности устройство.

Кроме того, при случайных перегрузках в транзисторном усилителе по входному напряжению, как правила, горят выходные транзисторы, а если не сработает защита, то и громкоговорители в акустических системах (даже если использовать в усилителе микросхему Philips TDA1514A).

Как правило, регуляторы тембра строятся по мостовой схеме, которые, по моему наблюдению, при подъеме крайних частот НЧ, ВЧ искажают сигнал средней части диапазона 500-1500 Гц, которая несет наибольшую информацию. И поэтому я рекомендовал бы радиолюбителям схемы предварительных усилителей на микросхемах.

dvuhtaktnyj_usilitel_na_6p3s

  1. Для схемы с фиксированным смещением. Номинальная выходная мощность на соответствующей нагрузке (при разном количестве ламп в выходном каскаде):
  • 26 Вт на 8 Ом (2 лампы);
  • 44 Вт на 4 Ом (4 лампы);
  • 58 Вт на 2 Ом (6 ламп).
  • Глубина обратной связи: 10,5 дБ.
  • Диапазон усиливаемых частот: 20 Гц-20 кГц.
  • Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ): -2 дБ на 20 Гц, -0,9 дБ на 20 кГц.
  • Потребляемая мощность:
  • 88 Вт (2 лампы);
  • 132 Вт (4 лампы);
  • 180 Вт (6 ламп).
  • Номинальное выходное напряжение 350мВ.

2. Для схемы с автоматическим смещением

  • Номинальная выходная мощность:
  • 22 Вт на 8 Ом (2 лампы);
  • 33 ВТ на 4 Ом (4 лампы);
  • 50 Вт на 2 Ом (6 ламп).
  • Неравномерность АЧХ: -0.9дБ на 20Гц, -0.9дБ но 20кГц.

cokol_lampy

Электрическая принципиальная схема одного лампового усилителя мощности показан на рис.1, а нумерация выводов на ламповых панелях на рис.2 (вид снизу). Блок питания лампового усилителя показан на рис 3. Никакой сложности он не представляет, хотя в его силовом трансформаторе имеется довольно много обмоток.

Схема показана для варианта абсолютно автономного питания каналов и выполнена на трансформаторе ТС-250.

pitanie_lampovogo_usilitelja_shema

Соответственно не нужны все остальные элементы схемы смещения: V3, СЗ, R3, С4 (рис.3); R27, R28, R29 (рис.1). Резисторы R12, R21, R14, R22 подсоединяются к общему проводу (к корпусу). Вместо резисторов R15, R23, R16, R24 51 Ом необходимо установить резисторы сопротивлением (430-510) Ом мощностью 2 Вт.

Выходной ламповый трансформатор

В качестве выходного трансформатора использован промышленный трансформатор типа ОСМ-0.1УЗ (железо ШЛ 2,5×84 см, Qс=2,5х4-10см²). Схема расположения обмоток на каркасе показана на рис.6. К анодам ламп подсоединяются выводы трансформатора 1К и 6H. В анодной обмотке имеется 6 секций. Каждая секция намотана рядовой намоткой (виток к витку) и должно уместиться в два слоя.

При намотке необходимо обратить внимание на то, чтобы начала одной секции (например 1Н) было с одного края, а начала следующей секции (например 2Н) с другого края каркаса. В таком случае секции легче соединять. Количество витков в секции 437, диаметр провода 0,27 мм. В итоге при последовательном соединении секций между выводами +Ео и Al, А2 трансформатора Т (рис 1) получаем две полуобмотки по 1311 витков в каждой.

Выходная обмотка имеет 5 секций по 85 витков провода диаметром 0,35 мм. Hачала секций расположены с одного края каркаса (на рис.6 с левого), а концы с другого края. Каждая секция наматывается в ряд одним слоем. Если радиолюбители хотят получить другое выходное сопротивление усилителя, то необходимо изменить количество витков выходной обмотки выходного трансформатора.

Например, для рис.1 (4 выходных лампы, фиксированное смешение) номинальное выходное сопротивление составляет 4 Ома. Поэтому для получения необходимого выходного сопротивления усилителя (Zвых) необходимо количество витков секции умножить (при большем, чем 4 Ома сопротивлении) или поделить (при меньшем сопротивлении) на √Zвых/4 Ом раз. Значит, чтобы получить для рис.1 выходное сопротивление 8 Ом, необходимо количество витков секции умножить на √8/4. В результате получим 85√2=120 витков. Сечение провода для выходной обмотки необходимо выбрать из табл.1.4.

S8Ом=S4Ом/√2=0,057см²/1,41=0,04см²

Для выходного сопротивления 8 Ом находим в табл.1.4 по площади сечения 004 см² диаметр провода 0,23 мм. Обращаю внимание радиолюбителей на то, что простой ламповый усилитель своими руками, в отличие от транзисторного, имеет ту особенность, что он выдает максимальную мощность на определенном (номинальном) сопротивлении нагрузки. При сопротивлении нагрузки больше или меньше номинального, мощность падает.

Конструкция и детали усилителя на лампах

Для изготовления усилителя в зависимости от размеров трансформаторов, количество ламп и конденсаторов изготовляют П-образное шасси (но таких когда-то делали старые ламповые радиоприемники). Материалом может служить алюминиевый, дюралевый или оцинкованный лист.

Выходные лампы желательно разместить над отверстиями с диаметром большим, чем сама лампа, чтобы воздух с подвала шасси свободно поднимался вверх вокруг лампы. Использовать шасси в качестве общего провод недопустимо. Последний выполняется луженным медным проводом диаметром 0,9-1,0 мм, заземляется в одной точке около блока питания, дальше протягивается с нижней стороны шасси параллельно верхней крышке и крепится к шасси с помощью изоляционного материала.

1- лампы выходного каскада
2,3- силовые трансформаторы
4- выходные трансформаторы
5- лампы предварительных каскадов
6- электрические конденсаторы

От точки заземления общий провод ведут к лампам выходного каскада, к выходным трансформатором, а потом уже к лампам предварительного каскада и к входному гнезду. Желательный вариант размещение силовых (силового) и выходных трансформаторов показан на рис.7 (вид сверху). Силовые трансформаторы (трансформатор) выбирают согласно выше приведенных технических данных и из данных таблицы.

Для схемы, изображенной на рис.1, требуется один силовой трансформатор ТС-250, два ТС-180 или с натяжкой подойдут два ТС-100. Если довольствоваться мощностью 26 Вт на канал и восемью выходными лампами, то для питания подойдет один трансформатор ТС-180.

Перед намоткой трансформатора (например, ТС-180) его следует подключить к электросети и замерить напряжение на вторичных обмотках, чтобы потом, размотав одну из них, посчитать количество витков в ней и, разделив их на напряжение в ней, вычислить количество витков на вольт (число постоянное для данного трансформатора).

Количество витков в остальных обмотках получают, взяв из таблицы напряжение обмотки и умножив его на количество витков на вольт. Диаметр провода обмотки определяют по току из таблицы нашей статьи и табл. 1.4

raschet_transformatora

Перед размоткой трансформаторов серии ТС необходимо сначала разобрать хомуты крепления, потом, зажав один конец железного сердечника в тисках через картонные прокладки, резко ударяют молотком по куску фанеры или дерева, приложенному к другому (не зажатому) концу сердечника.

Таким образом, сердечник распадется на две части. Затем нужно размотать обмотки, размещенные на двух каркасах, оставив экранную и сетевую. Если экранной обмотки нет, то ее необходимо намотать одним слоем виток к витку. Один конец этой обмотки следует обрезать без вывода наружу и заизолировать.

Если же предвидится эксплуатация в холодных, влажных помещениях, то в таком случае каркасы с обмотками трансформаторов провариваются в парафине. Обратите внимание на то, что изоляция между сетевой обмоткой и экранной, а также между экранной обмоткой и повышающей должна быть надежной, потому что экранная обмотка соединяется с общим проводом (массой).

Применяемые детали в ламповом усилителе:

По рис.1: R11, R13, R19, R20 10-15кОм, 0,25-1Вт; R12, R14, R21, R22 390-470кОм, 0,25-1Вт; Rl7, R18, R25, R26 510 Ом-1 кОм, 2Вт; R15, R16, R23, R24 10-51 Ом, 2Вт. Тип резисторов любой: С2, С4 К50-12, К50-7, К50-27 (могут быть и по 100 мкФ); С1 – КМ-5, КМ-6; СЗ – К73-17 на 400В и С5, С7, С7 – К73-17 на 250В (от современных цветных телевизоров).

По рис.3: S1-S3 – тумблеры П2Т-7, П2Т-21, П2Т-3; V1, V4 – КЦ402А, КЦ404А, КЦ405А, КД209Б (4шт); V3, V6 – КЦ405Г или 4 диода с обратным напряжением не менее 200В; R1, R2, R6, R7 – С5- 37-6 (фильтр питания цветных телевизоров серии 3УСKT, 4УСKT); С1, С2, С6, С7 – К50-7, К50-27; СЗ, С4, С8, С9 –могут быть любые и большей емкости, на напряжение не менее 100В.

Настройка лампового усилителя

При схеме с фиксированным смещением настройка сводится:
1) К подбору такого напряжения с помощью R3, R8 (рис.3) и R29 (рис.1), чтобы мощность рассеяний на аноде выходной лампы не превышала 15Вт, т.е. чтобы анодный ток (через R15, R16, R23, R24) не превышал 15Вт/400В-37,5мА. Соответственно напряжение на катодах ламп (ножка 8) при отсутствии входного сигнала не должна превышать 51Ом×0,0375A=1,91В.

Токи ламп могут несколько отличаться, поэтому лампы в плечи необходимо подбирать с приблизительно одинаковыми токами. Кроме того, для предупреждения намагничения выходного трансформатора необходимо, чтобы сумма токов ламп одного плеча
(VL3, V14) равнялась сумме токов другого плеча (VL5, VL6).

Перед пробным включением необходимо нагрузить выходы каналов резисторами типа ПЕ-50, равными номинальному выходному сопротивлению усилителя, или мощными громкоговорителями. Включают тумблер S1 и прогревают лампы. Приблизительно через 45-60 сек. включают тумблер анодного питания одного из каналов (например, S2) и тут же его выключают.

Типовой режим ламп выходного каскада (из справочника):

Еа = 360 В, Еg2 = 270 В, Eg1 = минус 22,5 В, Raa = 6,6 КОм,

Ia = 2 x 44 mA, Ig2 = 2 x 2,5 mA, При U вх = 0.

Ia = 2 x 66 mA, Ig2 = 2 x 7,5 mA, При Uвх = 45 В амп. P = 26,5 Вт, Кни = 2 %.

В справочных данных для этой лампы не было найдено рекомендации по проценту напряжения на экранной сетке для ультралинейного включения. Поэтому, волевым решением, основываясь на собственном опыте разработчика, было принято значение 33 %. Однако, надо понимать, что ультралинейное включение значительно снижает выходную мощность усилителя относительно приведенных справочных данных для “чистого” двухтактного усиления в режиме класса AB. Это происходит за счет того, что при открывании лампы, при положительной полуволне входного напряжения, снижается не только анодное (выходное) напряжение, но и напряжение экранной сетки, что приводит к уменьшению амплитуды анодного тока, относительно значения, до которого могла бы открыться лампа при постоянном напряжении экранной сетки. Характеристики лампы выходного каскада за счет введения ультралинейной обратной связи приближаются к триодным. Плавно же изменяя процент переменного напряжения на экранной сетке, ну, например, с помощью потенциометра, можно установить оптимальное соотношение между максимальной выходной мощностью и “триодностью” звучания. Но это лучше делать каждому радиолюбителю индивидуально на свой вкус. Разумеется, приведенные в справочных данных 26,5 ватт при переменном напряжении на экранной сетке в 33 процента от анодного, не могут быть получены, но усилитель при этом будет звучать особенно нежно.

Проведя аналогичные расчеты, как и для предыдущей схемы, Находим:

Uaa = 592 В, Ua = 296 В, Ua эфф = 210 В.

По приведенным выше расчетам также замечаем, что выходную мощность в 26,5 Вт мы сможем получить с трансформатора ТАН лишь на нагрузке 4 Ома. На нее и будем рассчитывать наш усилитель. Нужный коэффициент трансформации для соотношения сопротивлений 6600 к 4-ем, составит 40,6.

Поскольку напряжение на нагрузке в 4 Ома при выходной мощности 26,5 Вт должно быть 10,3 В, мы можем использовать при точном подборе нужного соотношения витков отводы накальных обмоток. Нас устроят такие варианты включений: 5 + 5 = 10 В (с небольшой перегрузкой на 0,3 В), 5 + 5 + 1,3 = 11,3 В и полное включение: 5 + 5 + 1,3 + 1,3 = 12,6 В.

Итак, нам надо подобрать трансформатор, имеющий двойной набор обмоток с напряжениями в двух комбинациях: 110 + 100 и 127 + 83. В реальном подобранном трансформаторе эти напряжения могут быть немного больше, но ни в коем случае – меньше! И при этом, чтобы нашлась еще одна (пара, разумеется) обмотка для питания экранной сетки с напряжением 210 / 3 = 70 В.

Как уже говорилось ранее, мощность выбираемого трансформатора должна быть в районе 100 Вт. Однако, представляет интерес использовать для этой схемы чуть более мощные трансформаторы со стержневым сердечником и расположением обмоток на двух симметричных катушках. Это ряд трансформаторов от ТАН69 до ТАН82 с мощностью 122 Вт.

По рассчитанным исходным данным нас удовлетворяют два трансформатора:

ТАН72-127/220-50, – комбинация обмоток 127 + 80 + 24 (анод) и 56 – экран;

ТАН73-127/220-50, – комбинация обмоток 127 + 80 + 20 (анод) и 80 – экран;

При этом “ультралинейная” экранная обмотка у ТАН72 составит 24 % от анодной, а у ТАН73 – 35 %. Схемы включения обоих трансформаторов одинаковы.

При этом, чтобы максимально точно выдержать нужный коэффициент трансформации, нагрузку надо подключать к выходным накальным обмоткам, соединенным на напряжение 11,3 В (5 + 1,3 + 5). В этом случае коэффициент трансформации составит:

для ТАН72 коэффициент: 2 х (127 + 80 + 24) / 11,3 = 40,9 и при этом Raa = 6686 Ом.

для ТАН73 коэффициент: 2 х (127 + 80 + 20) / 11,3 = 40,2 и при этом Raa = 6457 Ом.

Наличие обоих трансформаторов (а они стоят очень не дорого) открывает возможность для эксперимента с величиной переменного напряжения на экранной сетке.

В анодную цепь лампы нужно включать начало первичной (сетевой) обмотки. У этого вывода минимальная емкость на остальные обмотки. Затем, последовательно включаются секции анодных обмоток в порядке увеличения их нумерации выводов. Такое включение обмоток позволяет получить максимальную полосу пропускания трансформатора, в общем-то не предназначенного для использования в качестве выходного.

В данной схеме использовано комбинированное смещение на управляющие сетки ламп выходного каскада. Автоматическое смещение за счет общего тока обеих ламп обеспечивает 40 % напряжения смещения, а остальные 60 % – задаются от отдельного выпрямителя и схему балансировки.

Единственное отличие предварительного каскада от предыдущей схемы в том, что фазоинвертор с расщепленной нагрузкой питается более высоким анодным напряжением, чтобы обеспечить хорошую линейность усиления при значительном размахе (двойной амплитуде) парафазных напряжений (два раза по 45 вольт).

Первое включение и регулировка усилителя полностью идентичны предыдущей схеме. Выпрямители собраны по классическим двухполупериодным схемам и в пояснениях не нуждаются.

Чувствительность усилителя на частоте 1 КГц при максимальной выходной мощности составляет 0,775 вольта эффективного значения. А полоса пропускания при средней выходной мощности 8,5 Вт от 24 Гц до 24КГц по завалам минус 3 дБ.

Усилитель, собранный автором с трансформатором ТАН73 показал великолепное звучание с очень сочными низшими частотами, жесткой “серединой” и очень нежными и прозрачными высокими частотами. В этой схеме были опробованы не только лампы 6П3С и 6П3С-Е, но и 6Ф6С, EL34 и 6550.

Самое “вкусное” и приятное звучание обеспечили выходные лампы 6Ф6С, правда, при нагрузке 8 Ом и полном включении выходных обмоток.

Вот кратенькое эмоциональное описание звучания усилителя с разными лампами:

6П3С-Е – Звук упругий, как будто слегка скомпрессированный, мощные низы, и очень четкие верхи. Но этот звук давит и долго его не послушаешь. Она по звучанию как раз под гитарные комбики! Это ж аналог американской 5881, которая в этих комбиках как раз и используется. Электрогитарный у нее звук. Она все-таки не совсем 6L6, которая почти точный аналог нашей 6П3С.

6П3С – Прозрачный естественный звук с очень хорошим разделением и слышимостью как тихих, так и мощных звуков. Четко слышны все призвуки и разные инструменты.

6Ф6С – Очень интересное звучание. Можно слушать целый день – не утомляет. Все очень прозрачно, нежно и музыкально!

6550 – Сильный мощный звук. Солидный, можно сказать. Низы звучат, как выражается мой братишка, что “аш шуба заворачивается”!

EL34 – Глубокие мощные низы, очень нежные верха и жесткая середина. Голос очень жестко звучит. Однако при этом нежно звучит рояль.

6П6С – никак. Дохло и невкусно. Не годится она в этот усилитель. Слабовата.

И еще увидел разницу в звучании, которую вносит предварительная лампа.

6Н8С – наша, классическая, дает немного размазанный мягкий звук.

6Н8С-6SN7 фирмы RFT 1954 года. Были такие с двойным названием, дают очень жесткий и четкий звук, – как будто по прописям он прописан! И верхи становятся как стальные!

6Н9С – в комплекте с EL34 дает довольно интересное звучание с подчеркиванием верхних частот. Очень сильно подчеркиваются щеточки. Однако, низы звучат относительно бесцветно. А в комплекте с 6П3С – вообще никакого звучания не было… так, что-то непонятное и “никакое”.

Лампы 6550 и EL34 мощноваты для этого усилителя. Поставить их можно и они нормально работают, но для них надо более высокие напряжения и более мощные трансформаторы – раза в два-три! И питание разное. На 6550 надо, по хорошему-то, 600 вольт на аноды и 300 вольт на экранные сетки, а на EL34 – 800 и 400, соответственно. Тогда они запоют. Под них надо трансформаторы на заказ мотать! Или покупать у серьезных аудиофильных компаний. Это уже очень серьезные лампы.

Однако, оптимально этот усилитель работает на обычных лампах 6П3С с предварительным каскадом на 6Н8С. Что и рекомендую!

Поскольку в схеме 2 экранные сетки выходных ламп питаются в 1,38 раза более низким напряжением, чем аноды, это эквивалентно, если бы к экранным сеткам были бы приложены не 24 % и 35 % переменного анодного напряжения, а 33 % и 48% соответственно.

Автором был выполнен такой усилитель на трансформаторе ТАН73, и при столь большом значении переменного напряжения на экранной сетке, 48%, выходная мощность усилителя составила 12 ватт. При этом его звучание очень напоминало усилители на триодах.

В общем, игрушка что надо. И это на обычных дешевых ТАН-ах!

Ламповые кастрюльки!

Вы так профессионально и заразительно описали Ваши усилители на ТАН-ах , что я на старости лет решил попробовать собрать схему №2 на 6П3С-Е. Собрал два моноблока. Высылаю Вам их фотографии. Это моя вторая конструкция на лампах (первая — осциллограф была построена после школы в 1975 году).

Идея использовать 4-х литровую кастрюлю в качестве корпуса пришла после посещения хозяйственного магазина. Корпус, если его изготавливать, учитывая и эстетику и функциональность — дорогостоящая и трудоёмкая деталь, а тут — готовое изделие — никелированное, с ручками и не дорогое (350 р.). Случайно высота кастрюли совпала с высотой трансформатора. Вырезал электролобзиком крышку из 5-ти мм. дюраля и она стала главным несущим элементом. Кастрюля не претерпела никаких изменений. Можно в любой момент использовать по прямому назначению. Стоял вопрос вентиляции, но за полчаса работы ничего особенно не нагрелось. Самым горячим элементом оказался резистор в катодах 6п3с, но я увеличил его мощность в 2 раза. В конце-концов можно отверстий насверлить (как в дуршлаге), но этого пока не понадобилось.

Лампы закрыты от повреждения красивыми решеточками — подставками то ли для зубных щёток, то ли для чего то ещё, купленными в том же хозяйственном.

Вот, собственно, и всё.

С уважением, Борис Трунов

Кастрюльки на кухонном подоконнике. Два оконечника и предварительный усилитель:

tubeS-015 ldsound_ru (1)

Компоновка оконечного усилителя:

tubeS-015 ldsound_ru (2)

Монтаж оконечного усилителя. Вид сбоку:

tubeS-015 ldsound_ru (3)

Монтаж оконечного усилителя. Вид сверху:

tubeS-015 ldsound_ru (4)

Автор: Сергей Комаров, UA3ALW

12 комментариев: Двухтактный почти “триодный” УНЧ на 6П3С и 6П3С-Е

Спасибо за очень интересную со всех сторон РАБОТУ! Информация расчёта коэффициента соотношения анодных и экранных обмоток в ультралинейном усилителе есть в журнале Радио №11 1958 г. С уважением Геннадий.

P.S. Действительно ТАН-73 ближе к оптимальному коэффициенту: 80 В у ТАН”а и примерно 83 В по расчёту. Геннадий.

Да, нечего сказать! Спец суперглухой раз 6п6с у него никакая. Я офигеваю!

Может спец и суперглухой, но комментатор, мягко говоря, никакой!
Внимательнее надо читать! сказано же:”Усилитель, собранный автором с трансформатором ТАН73 показал великолепное звучание с очень сочными низшими частотами, жесткой “серединой” и очень нежными и прозрачными высокими частотами. В этой схеме(ключевое : В ЭТОЙ СХЕМЕ) были опробованы не только лампы 6П3С и 6П3С-Е, но и 6Ф6С, EL34 и 6550.

Самое “вкусное” и приятное звучание обеспечили выходные лампы 6Ф6С, правда, при нагрузке 8 Ом и полном включении выходных обмоток.”
Сколько отзывов про 6С33С, с Е и без, хороших и плохих и что? Какая бы хорошая лампа ни была, она сама по себе не запоет. Усилитель- это система! А тут трансы выходные ТН практически без переделки- дешево и сердито. Как говорится, “Учись, студент!”)

Хотелось бы понять как можно есть звучание. Ложкой или вилкой?)
Вообще весь этот субъективисткий бред малоинформативен и выглядит смешно.
Как насчёт померить ачх Кг и Ки? Не… Мы мерим упругость и мать его прозрачность. Как точно)
По большому счёту усилитель надо мало-мало пересчитывать и трансы немножко переделывать под разные лампы. Поэтому без изменений что-то звучит, а что-то нет.

Лампопоклонник потер свою лампу и ответил:
Не… Мы энто не мерим, мы в энто верим – в приятные “низы” и хорошую прозрачность средних частот и четкость “верхов”.
Ну нравится некоторым вторая гармоника однотакта, а уж как приятен букет нечетных гармоник выходного транса – никакими Кг и Ки не передать…
Эту границу психоакустики с психиатрией вовсю эксплуатируют производители ламп, надо быть настороже.

Интересно куда собирали усилитель для самодела на ГДШ в tqwp или готовым АС типа Ригонда/Симфония.

Усилитель с глубокой общей оос сделает любые лампы среднезвучащими, услышать разницу в звуке 6п3с от 6п6с- не знаю, кем нужно быть. Нет там разницы. В выходной мощности и выхсопре- да, а в звуке как бы не шибко. Смотрели спектры такого унча с разными лампами наобум- все одинаково там. А схемы Комарова очень грамотные. Очень опытный конструктор.

Как обычно, высказался впереди схемы, а она…. без ООС.
Разумеется, лампы будут все звучать по-разному. Одно плохо: вся эта линейка тетродов и пентодов имеет внутреннее в триоде от 1,4 ком и выше. 6П6С-у неё 2 кома.И слабенькая. Согласен с Комаровым, сухо звучит, нет какого-то витамина. Точно так же звучит и её супервариант , 1515, редкая , с некопченой колбой. А вот 6П3С в пушпуле- красота. Красивый звук , трудно поменять его на что-то другое. Но я сумел.

Собрал этот усилок.выходные трансы мотал сам на осм-0.16.ВВЕ небольшие изменение.звук конечно приятный на 6п3с

Я не понимаю почему эту схему присваивают Комарову. Это стандартная схема из учебников 60 годов. Только трансформаторы были Ш образные а не ТАН. У ТВЗ для 6П3С первичка моталась проводом 0,23мм. для согласования с сопротивлением лампы. Эту схему собирают на практических занятиях в институте связи на готовом шасси за 6 часов. Со всеми измерениями. Комаров тогда ещё пешком под столом ходил.

Просто все остальное уже присвоили дарлингтоны и прочие лофтин-уайты. Теперь мы хотим наши звонкие дать имена.

Добавить комментарий Отменить ответ

Свежие комментарии

Громкоговоритель среднечастотный для применения в закрытых и фазоинверсных акустических системах как среднечастотное звено. Выпускался на …

Среднечастотный электродинамический громкоговоритель выпускался в Северодонецком заводе сопротивлений. Является предшественником 20ГДС-3-8. Применялся в закрытых акустических …

Dual CV-1260

Стереофонический усилитель мощности класса А от немецкой компании “Dual” производился в Японии с 1985 года …

YAMAHA FX-3

3-х полосная акустическая система с фазоинвертором. Выпускалась компанией Yamaha Corporation в 1981 году. Основной особенностью АС …

Tonsil GDM 18/80

Среднечастотная динамическая головка 6,5″ от польской фирмы “TONSIL Company” из г. Вжесня. Алюминиевая литая рама, …

СХЕМА ЛАМПОВОГО УСИЛИТЕЛЯ

СХЕМА ЛАМПОВОГО УСИЛИТЕЛЯ

Схему источника питания не привожу, поскольку изначально задумал сотворить БП на электронном трансформаторе (ЭТ) для питания галогенных лампочек. На типах элементов, применяемых в схеме, останавливаться не буду, так как описаний этой схемы в сети великое множество.

Ламповый усилитель РР на 6Н9С и 6П3С - детали

А дальше закружилось, понеслось. На миллиметровке нарисовалось примерное расположение всех элементов на шасси и определены его размеры. Из листа оцинковки (понимаю, что нельзя, но другого под рукой не было) было вырезано и согнуто шасси в соответствии с рисунком. Затем в нужных местах сделаны отверстия для ламповых панелей и креплений.

отверстия для ламповых панелей и креплений

Далее помалу началось заселение голой железки постоянными жителями. В качестве фильтрующих анодных дросселей использованы электронные, по отдельному на канал. Схема вот такая.

анодных дросселей использованы электронные

Сразу пару слов по поводу примененных компонентов. Резисторы – МЛТ-0,5, конденсатор я взял емкостью 20 мкФ, задержка анодного составила при этом порядка 40с. Транзистор STP10NK60ZFP, в изолированном корпусе со встроенным стабилитроном, так что необходимость в VD2 отпала. А вообще в этой позиции будет работать любой стабилитрон на напряжение 12-20 В. Транзисторы прикручены к шасси, которое будет теплоотводом, а кронштейны для труб теперь будут крепить конденсаторы фильтра анодного напряжения.

СХЕМА СТАБИЛИЗАТОРА АНОДНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

СХЕМА СТАБИЛИЗАТОРА АНОДНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Далее несколько слов о блоке питания. Внятной его схемы не сохранилось, однако любой, знающий азы электроники, сможет собрать такой же самостоятельно. Я применил ЭТ мощностью 150 Вт, этого достаточно. К его выходу подключены выпрямитель для питания накалов ламп и повышающий трансформатор на ферритовом колечке от такого же негодного ЭТ для питания анодов. Накальный выпрямитель (диодный мост) собран на быстрых диодах HER506, так как частота выходного напряжения ЭТ измеряется десятками килогерц. Затем выпрямленное напряжение фильтруется емкостью 2200мкФ.

Этим постоянным напряжением 12 В питаются подогреватели катодов ламп 6Н9С, соединенные ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО! Накалы ламп 6П3С соединены попарно последовательно в каждом канале и питаются переменным напряжением 12 В непосредственно с выхода ЭТ. Повышающий трансформатор содержит первичную обмотку на 12 В (порядка 13-14 витков) и две повышающих: для анодного на 270 В и для смещения выходного каскада на 50В. Количество витков в них будет зависеть от количества таковых в первичной обмотке или, другими словами, от соотношения количества витков на вольт. При 14 витках в первичке вторички будут соответственно 315 и 58 витков. Анодное напряжение выпрямляется такими же быстрыми диодами и фильтруется литом минимум 220 мкФ, лучше больше. Далее следует электронный дроссель. Напряжение смещения выпрямляется мостом из диодов SF28 и фильтруется двумя литами по 100 мкФ с резистором 1,5 к между ними (RC-фильтр). У меня БП собран на печатной плате. Надеюсь, этим я не сильно попрал постулаты построения устройств на лампах.

БП лампового унч собран на печатной плате

Далее монтаж собственно усилителя и пробный запуск.

Пробный запуск ЛАМПОВОГО УСИЛИТЕЛЯ

Построение самодельного ЛАМПОВОГО УСИЛИТЕЛЯ

Следующий этап сборки усилителя – монтаж и испытание оптического индикатора. Схема включения стандартная, без выкрутасов.

 СХЕМА ИНДИКАТОРА ЗВУКА лампового

СХЕМА ЛАМПОВОГО ИНДИКАТОРА ЗВУКА

Индикатор подключается входом к аноду выходной лампы 6П3С любого плеча. Здесь типы элементов могут быть абсолютно любыми, главное, чтобы мощность резисторов соответствовала указанной, а рабочее напряжение конденсатора С1 было не менее 300 В. Величина сопротивления R4 определяет размер зоны перехлеста индикатора при максимуме входного сигнала. Сначала я запитал последовательно включенные накалы 6Е5С переменным напряжением с выхода ЭТ, но из-за разброса характеристик ламп пришлось от этого способа отказаться. Дело в том, что подогреватели катода в зависимости от экземпляра имеют разное активное сопротивление, что приводит к различной яркости свечения люминофора при одинаковом токе накала двух ламп. К такому повороту событий я не был готов, так что мне пришлось соорудить отдельный источник питания накалов на 6,3 В для индикаторов. Я использовал обычное зарядное устройство для сотового телефона, подкорректировав его выходное напряжение. Материалов на эту тему в сети предостаточно.

Индикатор оформил в поликарбонатовом корпусе фирмы Gainta. Лампы расположил горизонтально в сетчатом цилиндре – канцелярской банке для скрепок.

Индикатор оформил в поликарбонатовом корпусе Gainta

Ну, и, конечно, вид с индикатором в темноте.

вид с ламповым индикатором в темноте

корпус из МДФ соответственно размерам шасси усилителя

Естественно, днепровские трансформаторы показали себя лучше. Кроме того, у них присутствуют отводы от первичных полуобмоток для ультралинейного (УЛ) включения ламп выходного каскада. С ТН-33 УЛ режим в классическом виде был бы невозможен. Для возможности перевода усилителя в УЛ режим было куплено 12-вольтовое реле с 4-мя группами контактов на переключение, которое включается тумблером на панели усилителя. Как выяснилось впоследствии, этот способ имеет один маленький недостаток: при выключении усилителя, работающего в режиме УЛ, в динамиках прослушивается щелчок, вызванный отключением реле.

Следующим шагом к намеченной цели было изменение внешнего вида оптического индикатора. Попалась мне на глаза на работе картонная банка из-под чая эллиптического сечения, как приплюснутый цилиндр.

СХЕМА ЛАМПОВОГО УСИЛИТЕЛЯ

Эту банку сразу изъял у владельца, подрезал ее до нужной длины, в дне и крышке сделал отверстия под лампы. Затем из куска акации сделал панель индикатора, просверлил отверстия, зачистил шкуркой. Панель прикрутил к крышке банки, дно банки прикрутил к корпусу индикатора и собрал все это в кучу. Вот что получилось:

изменение внешнего вида оптического индикатора ЛУНЧ

Ну, вот, собственно, и все. Дальше уже целиком дело техники. Сделать в индикаторной банке вентиляционные отверстия, обклеить ее черной самоклейкой, покрасить корпус усилителя и кожухи-крУжки из нержавейки, покрыть лаком панель индикатора, устроить небольшую светодиодную подсветку.

 устроить светодиодную подсветку в ламповый унч

И еще придумалось мне сделать деревянные ободки-кольца вокруг кожухов выходных трансформаторов. Благо, токарный станок на работе есть. В общем, с пятого раза получилось. Из той же акации, в тон индикаторной панели. Но намучился я с ними! То сильно усаживаются, то трескаются – кошмар! Но вымучил-таки.

деревянные ободки-кольца вокруг кожухов выходных трансформаторов

Теперь осталось сделать дно и прикрутить ножки. Это вид на ламповый усилитель сзади.

сделать дно и прикрутить ножки

СХЕМА ЛАМПОВОГО УСИЛИТЕЛЯ

Вверху режим УЛ, внизу триод. У кого получится лучше, поделитесь опытом, буду премного благодарен. Вот такая вышла в итоге конструкция:

Читайте также: