Усилитель dartzeel своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Высокое входное сопротивление и неглубокая ОС - основной секрет теплого лампового звучания. Ни для кого не секрет, что именно на лампах реализуются самые высококачественные и дорогие усилители, которые относятся к разряду HI-End. Давайте поймем, что такое качественный усилитель? Качественным имеет право называться тот усилитель мощности НЧ, который полностью повторяет форму входного сигнала на выходе, не искажая его, разумеется выходной сигнал уже усиленный. В сети можно встретить несколько схем действительно высококачественных усилителей, которые имеют право относится к разряду HI-End и совсем не обязательна ламповая схематика. Для получения максимального качества, нужен усилитель, выходной каскад которого работает в чистом классе А. Максимальная линейность схемы дает минимальное кол-во искажений на выходе, поэтому в строении высококачественных усилителей особое внимание уделяется именно этому фактору. Ламповые схемы хороши, но не всегда доступны даже для самостоятельной сборки, а промышленные ламповые УМЗЧ от брендовых производителей стоят от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч долларов США - такая цена уж точно не по карману многим.

Возникает вопрос - можно ли аналогичных результатов добиться от транзисторных схем ? ответ будет в конце статьи.

Линейных и сверхлинейных схем усилителей мощности НЧ достаточно много, но схему, которая будет сегодня рассмотрена является ультралинейной схемой высокого качества, которая реализована всего на 4-х транзисторах. Схема была создана в далеком 1969 году, британским инженером-звуковиком Джоном Линсли-Худом (John Linsley-Hood). Автор является создателем еще нескольких высококачественных схем, в частности класса А. Некоторые знатоки называют этот усилитель самым качественным среди транзисторных УНЧ и я в этом убедился еще год назад.

Первая версия такого усилителя была представлена на нашем сайте. Удачная попытка реализации схемы заставила создать двухканальный УНЧ по этой же схеме, собрать все в корпусе и использовать для личных нужд.

63670864.jpg

Особенности схемы

Не смотря на простоту, схема имеет несколько особенностей. Правильный режим работы может нарушиться из-за неправильной разводки платы, неудачного расположения компонентов, неправильное питание и т.п..

Именно питание - особо важный фактор - крайне не советую питать данный усилитель от всевозможных блоков питания, оптимальный вариант аккумулятор или блок питания с параллельно включенным аккумулятором.

Мощность усилителя составляет 10 ватт с питанием 16 Вольт на нагрузку 4 Ом. Саму схему можно приспособить для головок 4, 8 и 16 Ом.

Мною была создана стереофоническая версия усилителя, оба канала расположены на одной плате.

4188244643.jpg
3301155603.jpg

1994620675.jpg

Поскольку оригинальных транзисторов схемы не удалось найти, пришлось использовать аналоги. Вся база - отечественная. Первый транзистор (где собственно формируется звук) поставил германиевый, на слух он звучит лучше. Можно использовать любые П-Н-П германиевые транзисторы малой мощности МП25 и ему подобные. Транзистор при желании можно заменить на КТ361 или не менее шумные.

2389949362.jpg
1212090982.jpg

1969169366.jpg
855595270.jpg

Второй - предназначен для раскачки выходного каскада, поставил КТ801 (раздобыл достаточно трудно.

В самом выходном каскаде поставил мощные биполярные ключи обратной проводимости - КТ803 именно с ними получил несомненно высокое качество звучание, хотя экспериментировал со многими транзисторами - КТ805, 819 , 808, даже поставил мощные составные - КТ827, с ним мощность на много выше, но звук не сравниться с КТ803, хотя это лишь мое субъективное мнение.

1266898611.jpg
203631715.jpg

826475987.jpg
3004404226.jpg

Если схема рассчитана под нагрузку 4 Ом, то не стоит повышать напряжение питания выше 16-18 Вольт.

Звуковой регулятор решил не поставить, он в свою очередь тоже оказывает влияние на звук, но параллельно входу и минусу желательно поставить резистор 47к.

Сама плата - макетная. С платой пришлось долго повозиться, поскольку линии дорожек тоже оказывали некое влияние на качество звука в целом. Этот усилитель имеет очень широкий диапазон воспроизводимых частот, от 30 Гц до 1мГц.

262107318.jpg
3183455398.jpg

2162132246.jpg
3375953531.jpg

Настройка - проще простого. Для этого нужно переменным резистором добиться половины питающего напряжения на выходе. Для более точной настройки стоит использовать многооборотный переменный резистор. Один шуп мультиметра присоединяем с минусом питания, другой ставим к линии выхода, т.е к плюсу электролита на выходе, таким образом, медленно вращая переменник добиваемся половины питания на выходе.

3347054534.jpg
2018460071.jpg

Ток покоя усилителя составляет 0,5-0,7А и это вполне нормально для класса А. КПД схемы - не более 25%, вся основная мощность источника питания превращается в ненужное тепло, которое выделяется транзисторами выходного каскада, поэтому им нужно интенсивное охлаждение, возможно понадобиться и кулер.

Все электролитические конденсаторы подбираются на 25 Вольт, хотя можно и на 16.

Ну, что тут сказать, чище звука еще не слышал, даже от некоторых ламповых усилителей, максимальная детальность каждой ноты, кажется, что играет живой оркестр, божественно чистый - и этим все сказано. Однозначно, эта схема может звучать лучше, чем многие ламповые усилители. Без подачи сигнала на вход из акустики нет никаких писков и шумов, даже очень тихих, а любой известный мне усилитель не способен на такой. Сравнивал звук с LM1875, с тда 2030, даже с STK412-010 и схемой ланзара - линсли худ на много лучше и чище.

3467344072.jpg
4090188152.jpg

3026922408.jpg
2299200024.jpg

992730632.jpg

В дальнейшем планируется собрать стильный корпус для этого усилителя, но об этом в другой раз.

1

Швейцарская фирма DarTZeel ничего не скрывает. По крайней мере, судя по их заявлениям, они готовы предоставить чертежи корпуса и схемы всех блоков, ибо считают, что в High-End слишком много дутых тайн, а на самом деле, бог живет в деталях, и настоящий результат возможен только при тотально правильном подходе. А в тотальном подходе DarTZeel чемпионы. Подавляющее большинство производителей аппаратуры исходят из экономической целесообразности, как в подборе деталей, так и в производственном процессе, но такой путь не для DarTZeel. И как бы ни смеялись над нами любители Hi-Fi, для High-End-а такой алгоритм губителен. Каждое следующее улучшение дается все с большими затратами как умственными, так и материальными, и временными. Универсальная магическая триада получается: сознание — материя — время.

2

Формула любителям кабалы. Волшебный треугольник сакральной геометрии в центре, которого результат. DarTZeel для выработки схемотехники понадобилось шестнадцать лет исследований, а внимательный, он же бескомпромиссный подход к деталям конструкции и производства поставил серьезный заслон цены для тех, кто ценит деньги больше музыки. Интегральный усилитель DarTZeel CTH 8550 весит 29 килограмм, выдает на канал по 220 ватт на 8 Ом с частотой пропускания от 10 Гц до 100 кГц при цене около 900 000 рублей. Цифры есть, но смысла они несут немного. Смысл появляется при прослушивании, но перед тем как поделится впечатлениями, закончу излагать данные. Девять входов, все с возможностью регулировки входной чувствительности, из них: один балансный, два специализированные DarTZeel, два для винила MM и MC, оставшиеся четыре небалансные RCA.

3

Три выхода: для подключения записывающего устройства и усилителя мощности. Встроенные часы и возможность включения и выключения по заданному времени, редкое качество у аппаратуры столь высокого уровня — его наличие вызывает недоумение. Отключаемые: регулятор баланса, переключатель стерео/моно и ограничитель выходной мощности — не столь уж бесполезная опция для сохранения акустики в рабочем состоянии. А также возможность отключить все вплоть до регуляторов громкости, что подразумевает возможность использовать CTH 8550 как усилитель мощности в системе домашнего кинотеатра совместно с процессором окружающего звучания. Обратите внимание, что темброблока, несмотря на наличие количества функций выше среднего, тем не менее, нет. Конструкция. Детали корпуса вырезаны из двухмиллиметровой и стали сварены между собой лазером во всех точках соприкосновения, в сложнодоступных местах детали сварены вручную. Передняя панель из пятнадцатимиллиметрового алюминия. Для большей жесткости алюминиевые же радиаторы зажаты между стальными стенками.

4

Особое внимание, по утверждению разработчиков, уделено сокращению пути сигнала. На выходе мы имеем параллельно включенные две пары транзисторов, что по идеи должно дать возможность контролировать большинство акустических систем.

Суммируя вышенаписанное — мощный интегральный усилитель, удобный в эксплуатации благодаря большому количеству функций, который должен стать центром высококачественной системы. Насколько высококачественной мы еще не знаем, об этом следует.

5

Замечу, что макродинамику усилитель немного снижает, на громких пассажах самый громкий звук отличается от самого тихого до пассажа на величину несколько меньше, чем должно быть на самом деле. Такое качество придает и ту мягкость, о которой я писал выше и некоторую, небольшую нежность в звучании, интимную доверительность. Как будто он сделан и звучит только для Вас.

Сначала усилитель DarTZeel вызвал ассоциации с последней песней камикадзе. Она может быть громкая, может быть тихая, но обязательно правдивая. Но потом я откинул это ощущение, ведь было в камикадзе что-то неестественное, не жизни, а смертиутверждающее. Возможно потому, что камикадзе умирали во имя чужих идеалов, принимая их за свои, за неимением последних.

В конце статьи должен быть вывод, сухой остаток, звездочки или квадратики, на которые только и обращают внимание, не читая все остальное. Очень удобно. Они как бумажные деньги, важность которых возникает из веры большинства в их стоимость. Я ставлю интегральному усилителю DarTZeel одиннадцать плюсов +++++++++++. И эти одиннадцать плюсов, которые являются истиной и заблуждением одновременно, будут отправной точкой в дальнейшем исследовании майи, иллюзии жизни в общем и звуковоспроизводящей аппаратуры в частности. Ибо, я считаю, что внутри фантазий, возможно, создать острова реальности, которые может поддерживать своим стремлением человек, или еще лучше группа людей. Меломаны всех стран объединяйтесь!

Все эти три бренда имеют культовый статус у самых серьёзных аудиофилов и меломанов. Кроме того, в нашей системе были задействованы старшие модели с чрезвычайно впечатляющими ценниками. И, наконец, что нечасто бывает, прослушивание проходило в большом, акустически подготовленном помещении.

Короче говоря — самая настоящая квинтэссенция High End Audio.


Вся идея High End Audio строится на правильном подборе компонентов. Это известно всем, но получение желаемого результата (по крайней мере, соответствующий финансовым затратам) по-прежнему считается большой удачей. Посмотрим, повезёт ли нам в этот раз.

Главное звено в нашей системе, конечно же, флагманский конвертер MSB Technology Select DAC II. Мало того, что в нём воплощены самые изощрённые и бескомпромиссные решения в области цифрового аудио, так он ещё и построен по принципу Lego. Этоn массивный аппарат имеет модульную конструкцию, и его можно сконфигурировать под нужную системную архитектуру и коммутационные возможности. В отличие от младших моделей, он даже в базовом варианте имеет трёхблочную конструкцию – в отдельных корпусах выполнены собственно преобразователь и два 20-киллограммовых блока PowerBase для раздельного питания цифрового и аналогового трактов. Солидная масса обусловлена наличием в каждом из них шести огромных тороидальных трансформаторов. Столь радикальное решение позволило полностью изолировать отдельные участки схемы от помех и наводок, приходящих по питающим шинам.





Все восемь линеек гибридные, т.е. имеют разные тракты для конвертации PCM и DSD.

Но главная фишка модели Select DAC II в том, что аналоговый сигнал поступает на выход напрямую – без преобразователей ток-напряжение, без ВЧ-фильтров или буферных каскадов. На его пути нет ни транзисторов, ни операционных усилителей – необходимая нагрузочная способность обеспечивается параллельным включением четырёх балансных ЦАПов в каждом канале. Громкость регулируется в самом конверторе – либо плоской ручкой, утопленной в верхнюю панель, либо вращающимся кольцом на пульте ДУ.

Аналоговый сигнал поступает на выход напрямую – без преобразователей ток-напряжение, без ВЧ-фильтров или буферных каскадов.

Конвертер поддерживает PCM до 32 бит/с частотами дискретизации 44,1 — 3072 кГц, а также DSD64, 128, 256 и 512 в форматах DFS, DFF, DXF и DoP. Предельные значения частот дискретизации для сегодняшней технологии MSB — до 6 МГц для PCM и до 50 МГц для DSD, т.е. запас для будущих форматов с более высоким разрешением здесь огромный. Встроенный тактовый генератор, Galaxy Femto 33, отличается ничтожно малым джиттером и фазовым шумом. Кроме того, он построен на двух кристаллах для генерации семейств частот, кратных 44,1 кГц и 48 кГц. Первая группа используется в CD, DSD и некоторых форматах высокого разрешения с дискретизацией 176,4 кГц.

С частотами, кратными 48 кГц, мы сталкиваемся гораздо чаще – большинство современных HD-файлов имеют разрешение 96 кГц и 192 кГц, а некоторые и 384 кГц. Обычно от тактового генератора получают одну частоту, которую потом делят, чтобы получить значения, кратные 44,1 и 48 кГц, но при этом неизбежно возрастает уровень шумов и джиттера.

Особые меры приняты и для того, чтобы и светодиодный дисплей с крупными символами не давал помех в звуковой тракт: он помещён в экранированный отсек фрезерованного шасси и обновляется в промежутках между обработкой данных.

Массивный пульт ДУ в алюминиевом корпусе со стальными кнопками питается от литиево-ионных аккумуляторов, которых хватает на несколько месяцев работы. А заряжаются они всего за несколько минут через USB порт.

По описанию разработчиков, это уникальная схема, которая является источником тока с малым выходным сопротивлением.

В нашем экземпляре Select DAC II был установлен сетевой рендер с поддержкой Roon/UPnP, способный принимать и передавать на преобразование поток PCM до 768 кГц/32 бит и DSD до 11,2 МГц. На борту также цифровой приемник (Coax, TosLink) с гнездом BNC для синхронизации внешних устройств и усилитель для балансных входов и выходов – базовый модуль предварительной ступени Preamp Output Module. Так что Select DAC II не просто конвертер, а полноценный балансный предусилитель с аналоговым регулятором громкости и возможностью установки дополнительных аналоговых входов. В нашем экземпляре был также установлен опциональный модуль Pro ISL для подключения к транспорту MSB, а вообще возможен выбор ещё из 15 адаптеров для подключения внешних устройств с разными интерфейсами.





Вес каждого моноблока DartZeel NHB 468 — 70 кг, и львиная его доля приходится на гигантский тороидальный трансформатор, который виден через прозрачную боковую стенку. Он установлен вертикально на платформе, соединённой с корпусом через демпферы, эффективно работающие в диапазоне 40 – 70 Гц. Несмотря на солидную энерговооружённость в 750 джоулей, выходная мощность усилителя отнюдь не рекордная — 475 Вт RMS на 8 Омах, 625 Вт на 4 Омах и 222 Вт на 2 Омах. Последнее значение может вызвать недоумение, но на самом деле всё логично – потенциал NHB 468 указан честно, при определённом уровне искажений, которые на низкоомной нагрузке растут очень быстро. Тем не менее, производитель гарантирует высокое качество звучания с колонками, имеющими провал импеданса до 1 Ома и даже ниже.

Основатель компании Питер Норбек (Peter Noerbaek) предпочитает симметричное расположение излучателей по принципу д’Апполито.

Самое же интересное в этих моноблоках – недавно запатентованная схемотехника darTZeel CP2C (Constant Power to Current). По описанию разработчиков, это уникальная схема, которая является источником тока с малым выходным сопротивлением. Говоря проще, усилитель выдаёт в нагрузку сигнал, по форме в точности повторяющий входной, причём с колоссальной скоростью и компенсацией противодействующего напряжения, которое приходит на выходные клеммы от громкоговорителей при их работе (т.н. обратная ЭДС). Быстродействие NHB 468 действительно впечатляет, более 200 В в микросекунду, но гарантировано оно лишь при подключении по 50-омному входу Zeel. В целом же схемотехника CP2C управляет акустическими системами так, будто они являются неотъемлемой частью усилителя. И что важно — при полном отсутствии общей обратной связи.





Выходные каскады работают с малым смещением, очень близко к классу В — Эрве Делетраз (Hervé Delétraz), глава разработчиков darTZeel, считает это режим оптимальным с точки зрения качества звучания, экономичности и срока службы компонентов. Именно поэтому у моноблоков нет внешних теплоотводов.

Полосы делятся на частотах 200 и 1200 Гц, причём на НЧ используются фильтры Линквица-Райли восьмого порядка, а на СЧ – Баттерворта шестого. Плата внушительных размеров установлена в изолированном отсеке с прозрачной крышкой, так что количество применяемых деталей и их качество можно оценить воочию. Кроссоверы тщательно рассчитаны и согласованы по фазе, поэтому многопроводное подключение не предусмотрено.



В отличие от предыдущих моделей, в которых устанавливались динамики ScanSpeak и SEAS, флагманы MR!777 построены на заказных американских драйверах с бумажными диффузорами. Исключением стал лишь ленточный твитер SA 8535 голландской компании Stage Accompany.

Чувствительность колонок 95 дБ, диапазон частот 20 – 20 000 Гц с неравномерностью не более 1 дБ.

Гармония микро и макро

Источник MSB каким-то непостижимым образом придаёт звучанию изящную плавность, не теряя при этом энергетического напора.


И вот теперь пора перейти к источнику. Сначала я слушал свои компакт-диски, загружая их в транспорт MSB Reference (не упоминал о нём, т.к. он уже снят с производства), и должен заметить, что звучание показалось не совсем обычным. Отсутствовала резкость и характерная грубость, присущая контенту 44/16, которая всегда становится заметной при его сравнении с хай-резами. Источник MSB каким-то непостижимым образом придаёт звучанию изящную плавность, не теряя при этом энергетического напора. И на Dream Theater, и на блюзах Дага Маклеода чувствуется мощная энергетика, причём даже на вполне умеренной громкости. И речь не о звуковом давлении (с ним-то проблемы бывают редко), а о передаче эмоций, заложенных в самой записи.





На слух точно фиксируются не только сами виртуальные образы, но и как бы их звуковая аура, особенно заметная в верхней полосе.

Теперь послушаем конвертер, подав сигнал с жёсткого диска МакБука через внешний асинхронный USB модуль. И здесь знакомые записи отличились, ла ещё как: при прежней пластичности и временном согласовании частотных полос из многих треков ушла неторопливость, неспешная текучесть, характерная для музыки, воспроизводимой с жёсткого диска. Многое, конечно, зависит от программного плеера, но с Amarra, который мы используем, это замечалось неоднократно. И вдруг — бодрый темп, ритм задаётся точным, основательным ударом, и тот же накал эмоций, что я отмечал при воспроизведении CD.

Коротко общие впечатления я бы сформулировал так: MSB Select DAC II способен извлечь музыку из любого цифрового носителя независимо от того, с каким разрешением она записана. А связка моноблоков DartZeel с акустикой Montana MR!777 разворачивает это событие перед нами в точности, как оно представлено источником. И что особенно важно — в абсолютно натуральную величину.




  • CD/SACD-транспорт MSB Technology Reference
  • Цифроаналоговый конвертер MSB Technology The Select DAC II
  • Моноусилители мощности DartZeel NHB 468P
  • Акустические системы PBN Montana MR!777
  • Кабели:
    • Межблочные и акустические Shinpy SST
    • Сетевые Fisch Performance 7

    MSB Technology Select DAC II

    Производитель: MSB Technology Corp (США)

    Конвертеры: 8 гибридных мультибитных цифро-аналоговых модуля || Форматы: PCM до 32 бит/44,1 — 3072 кГц, DSD x64, x128, x256 (DFS, DFF, DXF, DoP) || Тактовый генератор: Galaxy Femto 33 || Цифровые входы: S/PDIF (RCA), Toslink, BNC, 4 изолированных модульных слота || Дисплей: дискретные LED || Аналоговые входы: XLR || Аналоговые выходы: XLR || Габариты: 444 х 444 х 79 мм || Масса конвертера/блоков питания: 11/20 кг || Цвет: черный, серебристый || Цена: $132 965

    dartZeel NHB 468

    Производитель darTZeel Audio SA (Швейцария)

    PBN Montana MR!777

    Производитель: PBN Audio (США)

    Конфигурация: 5 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: вариовент || Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 20 000 Гц ±1 дБ || Чувствительность: 95 дБ/2,83 м/1 м || Частоты разделения полос: 200, 1200 Гц || Сопротивление: 4 Ома (минимум 2,5 Ома) || Bi-wiring: нет || Отделка: натуральный шпон ореха || Габариты (с опорами): 2057 х 660 х 699 мм || Масса: 222 кг (каждой) || Цена за пару: $172 800



    Доброго вечера всем любителям звучания радиоламп! Много на сайте хороших схем усилителей звука, вот и я опубликую версию своего ЛУНЧ моно. Долго его собирал, почти целый год периодически брался за проект и понемногу доделывал, и вот, наконец, пришло время предоставить на ваш суд окончательный вариант. Назначение: расчитывалось использование для канала subwoofer.

    Ламповый усилитель для гитары своими руками

    Ламповый усилитель для гитары своими руками


    Недавно возникла необходимость собрать несложный УНЧ для гитары, для чего была выбрана стандартная схема ЛУНЧ с применением таких ламп, как 6н23п и 6п14п.

    Далее внизу приведена схема усилителя для гитары на лампах.

    Гибридный УНЧ своими руками

    Гибридный УНЧ своими руками


    По многочисленным просьбам радиолюбителей, привожу усовершенствованную и более полную схему гибридного УНЧ с подробным описанием, списком деталей и схемой блока питания. Лампу на входе схемы гибридного УНЧ 6Н6П - заменил на 6Н2П. Так же можно поставить в этот узел и более распространённую в старых лампачах 6Н23П. Полевые транзисторы заменимы на другие аналогичные - с изолированным затвором и ток стока от 5А и выше.

    Переменник R1 - 50 кОм это качественный переменный резистор на регулятор громкости. Можно поставить его вплоть до 300кОм, ничего не ухудшится. Обязательно проверить регулятор на отсутвие шорохов и неприятных трений при вращении. В идеале стоит использовать РГ ALPS - это японская фирма по производству качественных регуляторов. Не забываем про регулятор баланса.

    Ламповый усилитель схема

    Ламповый унч своими руками


    Ламповый усилители все популярнее становятся среди любителей звука. Отличаются и качеством от транзисторных, и более эстетичным ретро стилем.

    Представленный на фотографии ламповый УНЧ несложно собрать своими руками.

    Автор решил собрать УМЗЧ по двухтактной схеме на лампах 6П6С. Сразу скажу - звук действительно неплох, хотя еще долго и вдумчиво не слушал. Мощности хватает за глаза, правда сложновато было фон убрать, особенно в правом канале. Собрал по приложенной схеме, только выпрямитель сделал на 5Ц3С, после кенатрона конденсатор 47 мкф, на каждый канал свой дроссель Д21, после каждого дросселя по 330 мкф ёмкости и все равно немного гудит.

    Читайте также: