Урал батыр своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

О бесстрашном богатыре, который смог победить Смерть, поведает башкирская сказка "Урал-батыр". Смелости, отзывчивости и доброте учит эта захватывающая история. Был у стариков единственный сын Урал. Смелым и сильным вырос юноша. Днем Урал охотился и вечером садился играть дивные мелодии на своей дудочке. Но однажды заметил юноша, что деревья в лесу стали засыхать, трава пожелтела и все живое начало медленно погибать. Смерть пришла в их края. Взял Урал в свою сумку ломоть хлеба, щепотку соли и свою дудочку, а у отца — алмазный меч и отправился в опасное путешествие.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Урал-батыр

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.


Янбирде научил своих сыновей охотиться и ловить рыбу. Гордился отец успехами сыновей своих. Но не раз предостерегал он их:
– Пока не стали вы егетами, не пейте пряный напиток из крови, который пьём мы с матерью. Иначе большие беды придут на землю.
*Егет – юноша по-башкирски.


Но Шульген ослушался отца и отпил из чаши. И вот вернулся Янбирде и увидел, что чаша не полна. Воскликнул он в печали:
– Ты нарушил мой запрет! Отныне животные не станут помогать нам в охоте. Откроются Скальные и Облачные врата, оттуда проникнут в наш мир неземные существа. Но самое страшное, что все мы отныне смертны!


Янбирде рассердился и замахнулся прутом на старшего сына. Но за него вступился Урал:
– Отец, не поднимай руку на сына своего! Не открывай дорогу Смерти к нам прежде времени. Умерь гнев. Мы исправим свою ошибку. Найдем мы Смерть и уничтожим ее, чтобы никому из людей больше не досаждала. И Живой Родник отыщем, чтобы бессмертием людей наделить.


На следующее утро выдвинулись братья в путь, оседлав своих верных львов.

Полезные ссылки


Долгое время ехали они вместе. Но вот попалась им на пути развилка. А у развилки той сидел бессмертный старик.
– По левой дороге поедете – попадёте в царство бессмертных, коим правит падишах птиц Самрау. По правой же дороге – попадёте в царство страданий и горя, которым правит злобный царь Катил.


Братья бросили жребий. И выпало Шульгену ехать в царство Катила. Но старший брат возроптал на судьбу:
– Мне решать, куда ехать, ведь я – старший брат!
– Ты прав, – сказал Урал, – я поеду по левой дороге, а ты езжай по правой.


Много лет странствовал Урал в поисках Смерти, но так и не встретил ее. Стал он за это время высоким и могучим батыром. Много подвигов совершил.

Полезные ссылки


Главный из этих подвигов –
победа над кровожадным царём Катилом. Царь тот многие годы правил в одной несчастной стране. Каждый год забирал он в свой дворец лучших юношей и девушек, разлучал семьи. Над всеми он издевался, убивал, кого хотел. Во всём мире только свою дочь-красавицу любил.


И вот на ежегодном празднике царская дочь выбрала Урала в мужья, но тот отказал ей. И тогда Катил рассвирепел и призвал огромного чёрного быка, который поддерживал царский дворец. Урал победил быка, согнул ему рога. Но не стал убивать зверя, пощадил. Отпустил его к любимым коровам.

Полезные ссылки


А потом схватил батыр Катила и забросил его за облака. Женился он на дочке царя и прожил в той стране какое-то время.
Это была первая из трёх жена Урал-батыра. Но как ни хорошо ему было с ней, нужно было искать Смерть.


Вскоре отправился Урал дальше. Идет он как-то и видит: огромный змей пытается проглотить оленя, да не может, потому что рога в глотке застряли. Удивился батыр и спрашивает:
– Зачем тебе добыча, что в глотку не лезет?


Змей отвечает:
– Зовут меня Заркум. Если я проглочу целого оленя, то смогу превращаться в кого угодно. А тебе что нужно?
– Меня зовут Урал, я Смерть ищу.
– Если освободишь меня, отведу тебя к Смерти. Встретишься с ней в подземном царстве моего отца Кахкахи, – сказал змей и оскалился, насколько смог.


Урал обломал оленьи рога. Заркум проглотил тушу оленя и превратился в юношу.
Вместе дошли они до входа в змеиное царство. Врата были открыты, и Заркум провел Урала сквозь них под землю.


В змеином царстве обитали чудовища – трусливые и подлые твари с разным количеством голов.


Заркум подошел к самому древнему змею и хвастливо сообщил:
– Отец, это Урал-батыр, моя первая земная добыча. Давай его крови напьемся.


Тут же бросились на Урал-Батыра змеи: от самых малых одноголовых до огромного одиннадцатиголового змея. Множество их убил батыр. А потом выстрелил в скальные своды и те обрушились. И погребли под собой многих змеев.


В этом царстве томилось много людей-рабов. Всех их освободил Урал. В благодарность люди предложили ему остаться в тех краях.
Самая красивая девушка по имени Гулистан вышла к нему и пригласила к себе. Пришлась она по сердцу батыру, и остался он в земле той на какое-то время.
Это была вторая из трёх жен Урала.


Но ему нужно было искать Смерть. Поэтому однажды оставил он Гулистан и ушёл. Когда Урал вышел из змеиного царства, поблизости ни одного змея не оставалось – все погибли или разбежались.
Улыбнулся батыр своим мыслям и дальше пошел Смерть искать.


А Заркум и Кахкаха уцелели. В страхе бежали они к падишаху дивов Азраке, старому другу и соратнику Кахкахи.


И вот добрался Урал до ворот в царство птиц падишаха Самрау. А у входа стоит батыр на огромном льве, с волшебным посохом в руках. Пригляделся Урал: да это же брат Шульген! Обрадовались братья, крепко обнялись.


Вошли они в страну птиц. Царевна Хумай узнала обоих. И объявила свою волю:
– Кто поднимет вон тот камень в 70 батман, за того замуж пойду. В приданое победителю крылатый конь Акбузат достанется и Алмазный меч.
*70 батман – примерно 280 кг.

Полезные ссылки


Попытался Шульген поднять скалу – ничего не вышло. А Урал рассердился на скалу, что она опозорила его брата. В гневе поднял он её с первого раза и к облакам забросил.


На следующий день Урал и Хумай сыграли веселую свадебку. А чтобы Шульгену не обидно было, ему сосватали Айсылу – сестру Хумай. Так что свадьба двойной получилась.
Хумай стала третьей и последней женой Урал-батыра.


Через день после свадьбы спросил Урал Акбузата:
– Знаешь ли ты, как от Смерти избавиться?

Покачал Акбузат головой и тоскливо заржал: не знаю, мол.



От удара волшебного посоха раскрылись глубокие ущелья по всему миру. Оттуда хлынуло море и затопило землю. Безобразные дивы и змеи вышли из воды, чтобы убивать людей. Люди же спасались на плотах.


Оседлал Урал-батыр Акбузата, взял в руки Алмазный меч и пошёл воевать. Долго шёл тот бой – не месяц, и даже не год. Наконец, сам Шульген с посохом вышел навстречу Уралу.


Урал разрубил волшебный посох. И в тот же миг высохло море, оставив только одно глубокое озеро. А земля растрескалась, стала мёртвой.
– Ради чести нашего отца и памяти нашей матери, я прощаю тебя Шульген! Стань прежним и живи на земле, как батыр! – сказал брату Урал.


Но зло слишком глубоко проникло в душу и кровь Шульгена. В великом страхе нырнул он в глубокое озеро. И затаился на дне. А многие дивы, испугавшись Урала, спаслись в том же озере.


Кричал-кричал Урал в озерную глубь, звал брата на землю. Не дождался ответа и вернулся к Хумай. Рассказали все Айсылу, та поплакала, но делать нечего: ушла в озеро к мужу.
Люди вскоре начали поговаривать, что дивы из озера воруют девушек.


Долгие годы сражался Урал-батыр с дивами. Устал он и ослаб, ибо никто не помогал ему. Сел он под скалой отдохнуть, и вдруг выехали ему навстречу четверо юных батыра в блестящих доспехах, на прекрасных конях, с оружием наперевес. Увидели батыры Урала, сняли шлемы с голов, и улыбки озарили их лица.

Полезные ссылки


И воскликнул первый, ехавший слева:
– Я твой сын, рожденный дочерью Катила, Яик!
И второй батыр, ехавший правее, вскричал:
– Я твой сын Нугуш, мою мать зовут Гулистан!
И третий батыр, правее от него, воскликнул, прыгая с коня и кланяясь Уралу:
– Я Идель, твой сын, меня родила Хумай!
Четвёртый же, ехавший с правого края, спрыгнул с коня и чуть не до земли поклонился:
– Мать моя – Айсылу, отец же мой – Шульген. Он твой брат и твой враг. А зовут меня – Хакмар!


Сыновья с тех пор помогали Урал-батыру, и многих дивов поразили они. А вскоре сам Азрака, падишах дивов, вышел на бой с Уралом. Но велика была ярость и сила Урала. Очень пожалел падишах, что отдал свой посох Шульгену. Разрубил Урал-батыр Азраку пополам. И возникла на том места Яман-тау – Страшная гора.

Полезные ссылки


Как только умер царь Азрака, открылся ход к Живому Роднику, дающему бессмертие. Собрались выжившие люди: ждут, что Урал наделит их бессмертием.


Урал-батыр так и хотел поступить. Но тут пришёл к Живому Роднику бессмертный старик и сказал:
– То, что Смертью зовёшь ты – не зло, а очищение. Ибо без осени не бывает и весны. И если старое в саду не отомрёт, то новое никогда не родится! Взгляни на меня – я испил когда-то из Родника. Думал, что вечную молодость обрету, но получил вечную старость. Давно уже хочу умереть, но Смерть не идёт ко мне!


И открылись глаза Урала, понял он главный закон Вселенной: без смерти не бывает жизни! Оглянулся он и увидел, что земля кругом мёртвая и ни единой травинки не растёт. В один глоток осушил он Родник и оросил водой окрестные долины и горы. И вмиг всё расцвело вокруг.


Потом решил Урал-батыр осушить озеро с дивами. Сел на корточки и принялся пить воду. А с водой внутрь его попали дивы. Половину озера выпил он. И ощутил, что дивы сгрызли его сердце и печень.


Упал он на землю и сказал людям:
– Чтите старших, слушайте их советы. Чтите младших, давайте им советы. Любите и почитайте добро, пусть оно всегда будет вашим спутником в пути. Не уступайте дорогу злу, не дружите с ним!


И стало тело его горной грядой. Люди назвали её Уралом. Вскоре прилетела туда Хумай, привела птиц. Затем прискакал Акбузат с табуном коней. И бык царя Катила прибежал со своим стадом. Превратилась та земля в самый благодатный край во всём мире.

Полезные ссылки


Вот только воды на всех не хватало. Ибо родников было мало, рек ещё совсем не было, а из озера Урал-батыр запретил пить.
Тогда пришли к скалам уральским четыре сына Урал-батыра.


Обнажили батыры мечи свои и прорубили проходы в скалах, дав жизнь родникам и рекам.
Так и появились главные реки Урала, названные в честь тех батыров: Яик, Идель, Нугуш и Хакмар.

В давние, очень давние времена, когда еще не было ни Уральских гор, ни красавицы Агидели, посреди темного дремучего леса жили старик со своей старухой. Долгую жизнь они прожили вместе, но однажды старуха скончалась. Старик остался вместе с двумя сыновьями, старшего из которых звали Шульгеном, а младшего - Уралом. Старик ходил на охоту, а Шульген с Уралом в это время оставались дома. Старик был очень крепким и очень искусным охотником. Ему ничего не стоило живьем притащить медведя или волка. А все потому, что старик перед каждой охотой выпивал ложку крови какого нибудь хищника, и к собственным силам старика прибавлялась сила того зверя, кровь которого он выпил. А пить можно было лишь кровь зверя, которого человек убил сам. Поэтому старик все время предупреждал своих сыновей: “Вы еще маленькие, и не вздумайте пить кровь из турсука. Даже близко к турсуку не приближайтесь, иначе погибнете”.

Однажды, когда отец ушел на охоту, а Шульген и Урал сидели дома, к ним пришла очень красивая женщина и спросила:

- А вы почему это сидите дома вместо того, чтобы ходить на охоту вместе с отцом?

- Мы бы ходили, только отец нам не разрешает. Говорит, что мы еще недостаточно для этого выросли, - ответили Урал и Шульген.

- Разве можно, сидя дома, повзрослеть?- рассмеялась женщина.

- А что нам делать?

- Вам нужно выпить кровь вон из того турсука,- сказала женщина.- Достаточно выпить всего одну ложку крови, и вы станете настоящими батырами и будете сильны, как лев.

- Отец запретил нам даже близко подходить к этому турсуку. Сказал, если мы выпьем кровь, погибнем. Мы не нарушим запрет отца,- ответили мальчики.

- Вы на самом деле, оказывается, маленькие, и потому верите всему, что вам говорит отец,- засмеялась женщина.- Если вы выпьете кровь, станете сильными и отважными, и будете сами ходить на зверя, а отцу вашему придется вместо вас сидеть и охранять дом и тихо стареть. Вот этого он боится и потому он вам и запрещает прикасаться к турсуку с кровью. Но я уже все сказала, а остальное вам решать.

С этими словами женщина исчезла так же внезапно, как и появилась.

Поверив словам этой женщины, Шульген попробовать кровь из турсука, а Урал твердо решил сдержать слово, данное им отцу, и даже близко к турсуку не подошел.

Шульген выпил ложку крови и тотчас превратился в медведя. Тут снова появилась эта женщина и рассмеялась:

- Вот видишь, в какого силача превратился твой брат? А теперь я из него сделаю волка.

Женщина щелкнула пальцем по лбу медведя, и тот превратился в волка. Щелкнула еще - превратился во льва. Тут женщина села верхом на льва и ускакала.

Оказывается, эта женщина была юхой. И вот из-за того, что Шульген поверил сладким речам этой юхи в облике красивой женщины и нарушил запрет отца, он навсегда утратил человеческий облик. Долго бродил Шульген по лесам то в обличье медведя, то в обличье волка, пока, наконец, не утонул в глубоком озере. Озеро, в котором утонул брат Урала, люди потом назвали озером Шульген.

А Урал вырос и стал батыром, которому не было равных по силе и отваге. Когда он, как и отец, стал ходить на охоту, все вокруг стало умирать. Высыхали реки и озера, пожухла трава, пожелтели и осыпались листья с деревьев. Даже воздух стал таким тяжелым, что всему живому стало трудно дышать. Умирали люди и звери, и никто не мог ничего сделать против Смерти. Видя все это, Урал стал думать о том, чтобы схватить Смерть и уничтожить её. Отец дал ему свой меч. Это был особенный меч. При каждом взмахе этот меч испускал разящие стрелы молний. И сказал отец Уралу:

- Этим мечом можно сокрушить кого и что угодно. Нет в мире силы, могущей противостоять этому мечу. Только против Смерти он бессилен. Но ты все же возьми его, пригодится. А Смерть можно уничтожить, лишь бросив её в воды Живого родника. Но этот родник находится очень далеко отсюда. Но другого пути победить Смерть не существует.

Этими словами отец Урала проводил сына в дальний и опасный путь.

Долго шел Урал, пока не дошел до перепутья семи дорог. Там он встретил седовласого старика и обратился к нему такими словами:

- Долгих лет тебе, почтенный аксакал! Не сможешь ли ты мне показать, которая из этих дорог ведет к Живому роднику?

Старик показал Уралу одну из дорог.

- А далеко ли еще до этого родника?- спросил Урал.

- А этого, сынок, я не смогу тебе сказать,- ответил старик.- Сорок лет я стою на этом перепутье и показываю путникам дорогу к Живому роднику. Но за все это время не было еще ни одного, кто прошел бы по этой дороге обратно.

Тут старик помолчал немного и добавил:

- Сынок, пройдешь по этой дороге немного и увидишь табун. В этом табуне есть один единственный белый тулпар - Акбузат. Если сумеешь, попробуй оседлать его.

Урал поблагодарил старика и пошел по указанной стариком дороге. Прошел Урал немного и увидел табун, о котором говорил старик, а в этом табуне увидел Акбузата. Урал некоторое время зачарованно смотрел на белого тулпара, а затем медленно подошел к коню. Акбузат при этом не проявил ни малейшего беспокойства. Урал тихонько погладил коня и быстро вскочил ему на спину. Акбузат рассердился и с такой силой сбросил батыра, что Урал вошел в землю по пояс. Урал, приложив все свои силы, вылез из земли и снова вскочил на коня. Акбузат вновь сбросил Урала. На этот раз батыр ушел в землю по колени. Урал снова вылез, вскочил на тулпара, и так в него вцепился, что Акбузат, как ни старался, но так и не смог его сбросить. После этого Акбузат вместе с Уралом помчался по дороге к Живому роднику. За мгновение ока Акбузат промчался через широкие поля, каменистые пустыни и скала, и остановился посредине темного леса. И промолвил Акбузат Уралу человеческим языком:

- Мы подъехали к пещере, в которой лежит девятиглавый дэв и охраняет дорогу к Живому роднику. Тебе придется с ним сразиться. Возьми из моей гривы три волоска. Как я буду тебе нужен, подпали эти три волоска, и я тут же появлюсь перед тобой.

Урал взял из гривы коня три волоска, и Акбузат тут же исчез из вида.

Пока Урал раздумывал, куда идти, появилась очень красивая девушка, которая, согнувшись в три погибели, несла на своей спине огромный мешок. Урал остановил девушку и спросил:

- Постой, красавица. Куда ты идешь, и что у тебя в мешке такое тяжелое?

Девушка остановилась, положила мешок на землю, и со слезами на глазах рассказала Уралу свою историю:

- Меня зовут Карагаш. До недавнего времени я росла у своих родителей, вольная, словно лесная лань, и ни в чем не ведала отказа. Но несколько дней назад меня выкрал девятиглавый дэв на забаву своим девятерым детенышам. И вот теперь я с утра до ночи таскаю им речную гальку в мешках, чтобы они играли этими камешками.

- Дай-ка, красавица, я сам донесу этот мешок,- сказал Урал.

- Нет, нет, егет, и не вздумай даже идти за мной,- испуганно прошептала Карагаш.- Дэв, как только увидит, тотчас погубит тебя.

Но Урал настоял на своем и понес мешок с камнями к детенышам девятиглавого дэва. Как только Урал высыпал гальку перед детенышами дэва, они начали свои игры, бросая и швыряя камешки друг в друга. А пока эти детеныши были заняты своей игрой, Урал взял камень с лошадиную голову, подвесил его на веревке на ближайшем дереве, а сам незаметно прошел к пещере, перед которой лежал сам девятиглавый дэв.

У детишек дэва очень быстро закончились все камешки. И тут они увидели большой камень, подвешенный на дереве. Один из них, заинтересовавшись, ударил по камню. Тот покачнулся и ударил детеныша по голове. Детеныш дэва разозлился и со всей силы еще раз ударил по камню. Но на этот раз камень с такой силой ударил его, что голова детеныша раскололась, словно яичная скорлупа. Его брат, увидев это дело, решил отомстить, и тоже со злости ударил по камню. Но его тоже постигла та же участь. И вот так, друг за другом, погибли все девять детей девятиглавого дэва.

Когда Урал подошел к пещере, увидел, что прямо на дороге перед пещерой лежит девятиглавый дэв, а все вокруг усыпано человеческими костями. Урал еще издали крикнул:

- Эй, дэв, дай дорогу, я иду к Живому роднику.

Но дэв даже не пошевелился и продолжал лежать. Урал еще раз крикнул. Тут дэв одним дыханием притянул Урала к себе. Но Урал не испугался и крикнул дэву:

- Бороться будем или сражаться!?

Дэв много уже перевидал смелых парней и потому не очень удивился.

- Мне все равно,- сказал он.- Какой смертью захочешь умереть, той и умрешь.

Они забрались на самое высокое место и начали бороться. Борются они, борются, вот уже солнце приблизилось к полудню, а они все борются. И вот дэв оторвал Урала от земли и бросил. Урал по пояс ушел в землю. Дэв вытащил его и снова стали бороться. Вот дэв вновь поднял и бросил Урала. Урал вошел в землю по шею. Дэв за уши вытащил Урала и они продолжили борьбу. А день уже клонится к вечеру. Вот уже и сумерки настали, а Урал с дэвом все еще борются.

И тут дэв, уже уверовавший в свою непобедимость, на какое-то мгновение расслабился, и Урал за это мгновение так бросил дэва, что тот вошел в землю по пояс. Урал вытащил дэва и вновь бросил его. Дэв ушел в землю по шею и только девять его голов остались торчать над землей. Урал вновь вытащил дэва и на этот раз так его бросил, что дэв весь ушел под землю. Так пришел конец злому дэву.

На следующий день бедная Карагаш решила хоть собрать и похоронить кости Урала и поднялась на гору. Но когда она увидела, что батыр жив, заплакала от радости. А затем удивленно спросила:

- А куда же дэв подевался?

- А дэва я засунул под эту гору,- сказал Урал.

И тут в трех шагах от них вдруг из-под горы начали выходить клубы горячего дыма.

- Что это?- удивленно спросила Карагаш.

- В этом самом месте я вогнал дэва в землю,- ответил Урал.- Видимо сама земля брезгует держать эту гадину в себе. Поэтому этот дэв прямо там, внутри земли, горит, а дым выходит наружу.

С той самой поры эта гора не переставала гореть. И народ назвал эту гору Янгантау - Горящая гора.

После того, как расправился с дэвом, Урал недолго оставался на горе. Вытащив три волоска, он подпалил их, и тотчас перед ним появился Акбузат. Посадив Карагаш перед собой, Урал поехал дальше по дороге к Живому роднику.

Проехали они через широкие поля и глубокие ущелья, через скалы и непроходимые болота, и, наконец, Акбузат остановился и сказал Уралу:

- Мы уже совсем близко от Живого родника. Но на пути к роднику лежит двенадцатиглавый дэв. Тебе придется с ним сразиться. Возьми три волоска из моей гривы. Когда я тебе понадоблюсь, подпали их, и я тотчас приду.

Урал взял три волоска из гривы тулпара, и Акбузат тотчас исчез из виду.

- Ты меня подожди тут,- сказал Урал Карагаш.- Я оставлю тебе свой курай. Если со мной будет все хорошо, из курая будет капать молоко. А если мне станет худо - будет капать кровь.

Урал попрощался с девушкой и пошел к месту, где лежал дэв.

И вот впереди уже журчит Живой родник, вытекает из скалы и тут же журчанием уходит в землю. А вокруг родника белеют человеческие кости. И воду эту, которая может исцелить безнадежного больного, а здорового сделать бессмертным, лежит и охраняет самый старший двенадцатиглавый дэв.

Урал, увидев дэва, крикнул:

- Эй, дэв, я пришел за живой водой. Дай мне пройти!

Дэв этот уже много перевидал отважных батыров, но никто из них еще не смог победить его. Поэтому дэв на голос Урала даже бровями не повел. Урал еще раз крикнул, на этот раз еще громче. Тут дэв открыл глаза и своим дыханием начал притягивать к себе Урала. Урал и глазом не успел моргнуть, как оказался перед дэвом. Но Урал не испугался и бросил дэву вызов:

- Будем бороться или сражаться?

- Мне все равно,- ответил дэв.- Какой смертью захочешь умереть, той и умрешь.

- Ну, тогда держись!- сказал Урал, вытащил свой молниеносный меч и несколько раз взмахнул перед глазами дэва. От посыпавшихся от меча молний дэв даже ослеп на несколько мгновений.

- Ну, держись!- еще раз крикнул Урал и начал своим мечом одну за другой отсекать головы дэва.

А Карагаш в это время не отрывая глаз смотрела на курай, который оставил ей Урал. Она увидела, что из курая капает молоко, и очень обрадовалась.

Тут, услышав отчаянный рев двенадцатиглавого дэва, к нему на подмогу стали прибегать все дэвы помельче. Но меч в руках Урала продолжал рубить направо и налево, и рука Урала не знала устали. Только он раскрошил на куски всю эту свору дэвов, как появилось великое множество самой разной мелкой нечисти - джинны, лешие, упыри. Они всей своей толпой так навалились на Урала, что из курая, который остался у Карагаш, закапала кровь.

Карагаш, увидев кровь, забеспокоилась. И тут она, недолго думая, взяла курай и стала наигрывать какую-то неприятную на слух мелодию, которую она слышала будучи в рабстве у девятиглавого дэва. А той мелкой нечисти, оказывается, только того и нужно. Услышав родной наигрыш, они, позабыв обо всем на свете, пустились в пляс. Урал, воспользовавшись этой передышкой, разгромил всю эту свору и прошел к Живому роднику, чтобы набрать его воды. Но когда он подошел к роднику, увидел, что родник весь высох, и в нем не осталось ни капли воды. Все эти дэвы и прочая нечисть выпили из родника всю воду, чтобы эта вода никогда не досталась людям. Долго просидел Урал перед высохшим родником, но сколько он ни ждал, ни одна капля воды так и не просочилась из скалы.

Очень огорчился Урал. Но все же, то, что Урал разгромил всех этих дэвов, принесло свои плоды. Тут же зазеленели леса, стали петь птицы, ожила природа, на лицах людей появились улыбка и радость.

А Урал посадил Карагаш на Акбузата перед собой и помчался по обратной дороге. А на том месте, где Урал оставил груду изрубленных им тел дэвов, появилась высокая гора. Люди назвали эту гору Ямантау. И до сих пор на этой горе ничего не растет, и не водятся ни звери, ни птицы.

Урал женился на Карагаш, и начали они жить в мире и согласии. И родились у них три сына - Идель, Яик и Сакмар.

И Смерть теперь редко стала приходить в эти края, потому что она боялась молниеносного меча Урала. И потому в этих краях вскоре стало так много людей, что им перестало хватать воды. Урал, видя это дело, вытащил свой всесокрушающий меч из ножен, три раза взмахнул над головой и со всей силой ударил мечом по скале.

- Тут будет начало большой воды,- сказал Урал.

Затем Урал вызвал своего старшего сына, Иделя, и сказал ему:

- Иди, сын, куда глаза твои глядят, походи среди людей. Но не оборачивайся назад до тех пор, пока не придешь к полноводной реке.

И Идель пошел на юг, оставляя за собой глубокие следы. А Урал проводил сына с полными слез глазами, потому что знал Урал, что сын обратно не придет уже никогда.

Идет Идель вперед, идет, и вот он повернул направо и пошел на запад. Месяцы и годы шел Идель и, наконец, увидел перед собой большую реку. Обернулся Идель назад и увидел, что по его следам течет широкая река и стала вливаться в реку, к которой пришел Идель. Вот так возникла воспетая в песнях красавица-река Агидель.

В тот же день, когда Идель отправился в свой дальний путь, Урал и остальных своих сыновей отправил в путь с таким же условием. Но младшие сыновья Урала оказались менее терпеливыми. Им не хватило выдержки пройти весь путь в одиночестве, и они решили пойти вдвоем. Но, как бы ни было, народ остался навеки благодарным не только Иделю, но и Яику с Сакмаром, и желал долгих лет жизни Уралу за то, что он вырастил таких славных сыновей.

Но Уралу, уже завершающему сто первый год своей жизни, недолго оставалось. Смерть, давно уже поджидающая, когда Урал совсем ослабнет, приблизилась к нему совсем близко. И вот теперь Урал лежит на предсмертном ложе. Со всех сторон собрались к нему люди, чтобы проститься со своим любимым батыром. И тут среди людей появился средних лет человек, прошел к Уралу и сказал:

- Ты, наш отец и дорогой наш батыр! В тот же день, когда ты улегся на свое ложе, я по просьбе народа пошел к Живому роднику. Оказалось, что он не весь еще высох, и там еще осталось немного живой воды. Семь дней и семь ночей я просидел у Живого родника и по капле собирал остатки его воды. И вот мне удалось набрать вот этот рог живой воды. Мы все просим тебя, дорогой наш батыр, выпей эту воду без остатка и живи вечно, не зная смерти, на счастье всего народа.

С этими словами он протянул рог Уралу.

- Все до последней капли выпей, Урал батыр!- просили люди вокруг.

Урал медленно поднялся на ноги, взял в правую руку рог с живой водой и, наклонив голову, выразил свою благодарность людям. Затем этой водой окропил все вокруг и промолвил:

- Я один, вас много. Не я, а наша родная земля должна быть бессмертной. И пусть на этой земле люди живут счастливо.

И все вокруг ожило. Появились разные птицы и звери, все вокруг зацвело, и налились невиданные ранее ягоды и плоды, из-под земли выбились многочисленные ручьи и реки и стали вливаться в Агидель, Яик и Сакмар.

Пока люди с удивлением и восхищением озирались вокруг, Урал скончался.

Народ с великим уважением похоронил Урала на самом возвышенном месте. И каждый человек принес на его могилу горсточку земли. И вот на месте его могилы выросла высокая гора, и люди назвали эту гору в честь своего батыра - Уралтау. А в глубинах этой горы до сих пор хранятся священные кости Урал батыра. Все несметные сокровища этой горы - это и есть драгоценные кости Урала. А то, что мы сегодня называем нефтью - это вечно невысыхающая кровь батыра.

Содержание

Сюжет



Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей с насильниками, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т.д. Персонажи сказания — богатыри и простые жители земли, небесные божества (небесный царь птиц - Самрау), злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос.

В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына — Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.

От белой лебёдушки, спасённой Урал-батыром, они узнают о существовании Родника жизни – Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.

Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения — Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героев врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы.

Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами [2] .

Сыновья Урал-батыра

  • Яик,
  • Нугуш,
  • Идель,
  • Хакмар.

История

Эпос передавался устно из поколение в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами. В 1910 году Мухаметша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита (≈1850-1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861—1923) из Аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкортостана). По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.

В 1975 году был опубликован первый перевод на русский язык. [6] В дальнейшем были опубликованы полный академический вариант на башкирском и русском языках. [7] , русский перевод писателя Г. Г. Шафикова. [8]

Оригинал в виде машинописной копии на латинском шрифте (стихи с прозаическими вставками) с несколькими рукописными поправками (вероятно, самого М. Бурангулова) хранится в Научном архиве Уфимского научного центра РАН. [11] . Подлинник (рукописная запись) не сохранился.

Читайте также: