Укладка асфальта своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 16.09.2024

Укладка асфальта своими руками во дворе. Преимущества асфальтирования, укладка, ремонт.

Сейчас все популярнее становятся загородные дома. Люди наконец-то осознали, что свежий воздух и просторный дом, выгоднее чем квартира в городе. Тем не менее, наличие загородного дома предполагает и готовность хозяина затратить некоторые усилия на благоустройство двора и прилегающей территории. Пожалуй лучшим решением будет асфальтирование территории участка. Это часть участка перед домом и дорожки, подъездные пути. Укладка асфальта на долгие годы решит проблему благоустройства двора, и сделает комфортным перемещение людей и транспорта в дождь и слякоть. Далее речь пойдет об укладке асфальта во дворе.

Преимущества асфальта

  • Долговечность эксплуатации
  • Надежность
  • Влагонепроницаемость
  • Простота обслуживания
  • Простота укладки и ремонта
  • Дешевизна
  • Эстетически привлекательный вид.

Подготовка к укладке асфальта во дворе

Для укладки во дворе подойдет мелкозернистый и песчаный асфальт. Инструменты:

  • Лопаты совковые
  • Веревка, обычный шпагат
  • Ручная трамбовка
  • Деревянная швабра
  • Каток ручной
  • Асфальтовая крошка или асфальт
  • Глина
  • Щебенка
  • Песок
  • Солярка
  • Маленькие бордюры

Расходы на сооружение асфальтовых дорожек зависят от того какие нагрузки они будут выдерживать. Для сооружения подъездных путей для автомобиля необходима укладка асфальта в 2 слоя, с щебеночным основанием от 0,25-0,5 м. Для пешеходной дорожки таких расходов не нужно, достаточно одного слоя асфальта и 10 см щебенки под основание. Если во дворе на покрытие нагрузки будут небольшими также достаточно в основание 10-15 см щебня. Для того чтобы асфальт лег ровно основание тщательно трамбуется.

Этапы укладки асфальта

Для начала верхний слой земли снимается, основание выравнивается с помощью лопат. Если площадь большая можно привлечь небольшой бульдозер.

  1. Разметка. Желательно расчертить все дорожки и подъездные пути, обозначить контуры.
  2. Следующим шагом будет засыпка всех площадок глиной, песком и гравием. После засыпки полученную смесь следует основательно утрамбовать.
  3. Установка бордюров.
  4. Укладка асфальта и его прикатывание.

Для удобства работ асфальт сначала нужно высыпать в несколько куч. После чего лопатой раскидываем асфальт, равномерно распределяя. Под пешеходные дорожки толщина 5 см, под автомобильные 10 см.

Для выравнивания асфальта используем швабру-движок. На уклонах асфальтовую смесь выравниваем снизу-вверх.

При выравнивании следует учитывать что асфальт быстро остывает, поэтому лучше привлечь для работ несколько человек. Когда небольшая площадка выровнена, один человек должен ее быстро укатывать, оставшиеся должны быстро выравнивать другие места. Каток не должен надолго останавливаться на одном месте – увязнет.

При укатывании, появляются поперечные швы, чтобы их не было следует укатывать поперёк основной укладки асфальта. Для большего уплотнения асфальта на каток можно встать наиболее плотному работнику :).

Хитрости при укладке асфальта

  1. Лучше всего купить готовый асфальт если поблизости есть асфальтовый завод. При этом следует учитывать что 1 тонна асфальта – 10 кв. м, толщиной в 5 см.
  2. Чтобы асфальт не прилипал к катку и швабре время от времени их нужно смазывать соляркой (вот где она пригодилась).
  3. Качество укладки зависит от вибрации, трамбовки и укатки.
  4. Асфальт лучше укладывать летом, если температура ниже 10°С (по нормативам ниже 5°С) он быстро остывает и укладка теряет смысл.
  5. Асфальт нужно укладывать в сухую погоду.

Ремонт асфальтового покрытия

Так называемый ямочный ремонт, который вы ежегодно видите на наших дорогах.

  1. Края бреши вырубаются штыковой лопатой
  2. В ямку засыпается щебенка
  3. Края заливаются битумом
  4. В ямку заливается горячий асфальт и утрамбовывается.

Второй способ: ямка полностью заливается битумом и поверх укладывается свежий асфальт.

Укладка резинового асфальта (ноухау) видео

Асфальтобетон, или асфальт, — это многокомпонентная смесь битума, песка, гравия или щебня. Для улучшения его технических характеристик или с целью снижения стоимости, в его состав могут входить такие дополнительные наполнители как цемент, резиновая крошка, минеральные и полимерные добавки.

Объемное содержание компонентов в асфальтобетоне и их наименований может варьироваться в широком диапазоне, но битум, как основное вяжущее вещество, в этой смеси присутствует всегда.

Надежность асфальтного покрытия зависит от использования в смеси качественных составляющих, их равномерного перемешивания, поддержания температурного режима во время изготовления и хранения. Кроме этого, планируемое место укладки асфальтового покрытия должно находится максимально близко к месту его производства, чтобы время на транспортировку материала по возможности было минимальным.

Достоинства и недостатки материала

Главные достоинства укладки асфальта заключаются в:

  • доступной стоимости, особенно в случае малотоннажного применения;
  • возможности быстрого приготовления в заводских условиях;
  • долговечности покрытия при условии соблюдения технологии изготовления и укладки;
  • относительной простоте укладки асфальта при наличии специальной техники.

Недостатками асфальта бетона считают:

  • резкое снижение технических характеристик при нагреве под воздействием солнечных лучей;
  • испарение битума при нагреве и выделение вредных паров;
  • необходимость поддержания требуемой температуры до момента укладки асфальтового покрытия.

В то же время, несмотря на наличие серьезных недостатков, ценовой альтернативы асфальтобетону пока не найдено. Дорожка из тротуарной плитки выйдет заметно дороже.

Работы по улучшению качества и универсальности материала ведутся в рамках подбора более эффективных смесей. Хорошие показатели дает добавление полимерных смесей и уменьшение объемной доли битума.

Назначение составляющих компонентов

асфальтобетон с минеральным порошком и без

Асфальтобетон с минеральным порошком и без.

Первый асфальт изготавливался на основе природных битумов. Потом стали применять битум, получаемый в результате перегонки нефти, при нагреве жидких углеводородов. Сегодня это самое распространенное вяжущее вещество для изготовления асфальтобетонной смеси.

Песок, гравий или щебень в асфальте играют роль основных рабочих наполнителей. Песок необходим для более равномерного распределения давления внутри асфальтового слоя и заполнения пустот между отдельными камнями. Совместно с битумом он связывает более крупные фракции камня, удерживает их и не позволяет им выходить наверх за пределы слоя.

Фракции гравия и щебня определяют группу асфальтобетона и область его применения. Все асфальтные покрытия условно делятся на три группы по плотности в зависимости от применяемых размеров камней:

  1. плотные, с фракцией гравия 5-10 мм, под мощение дворов, тротуаров, дорожек и других покрытий с невысокой нагрузкой;
  2. пористые, с размером камня 10-20 мм, под укладку нижних слоев в многослойных покрытиях;
  3. высокопористые, с фракцией щебня 20-40 мм, для применения на ответственных участках автомобильных дорог.

Такое распределение по пористости определяет способность асфальта пропускать влагу и отводить ее в дренажный слой для дальнейшего отвода в грунт. Поэтому высокопористый материал труднее укладывать, но его эксплуатационный период значительно больше.

В качестве минеральных наполнителей добавляют мелко измельченный до порошкового состояния мел, известняк или песчаник. Они заполняют последние остаточные пустоты и делают асфальтированную дорожку более однородной. Причем лучший минеральный наполнитель делают из песчаника, как химически нейтрального вещества.

При добавлении резиновой крошки, измельченной до размеров 1,0-1,5 мм, повышается пластичность и гидравлическая устойчивость. Поэтому асфальт с нею часто используют для покрытия кровли цехов промышленных предприятий. Асфальтобетон с резиновой крошкой реже трескается и имеет пружинящие свойства.

армирование полимерной сеткой

Армирование полимерной сеткой.

Полимерные добавки в виде армирующих пластиковых волокон существенно повышают прочность материала. Используется такая технология приготовления только для самых ответственных участков. Прочность асфальтированной дорожки также можно повысить, добавляя в неё цемент, но в этом случае нельзя использовать известняк в качестве мелкодисперсного наполнителя.

Самостоятельное изготовление асфальта

Изготовленный своими руками асфальт не позволяет применять его для укладки автомобильных дорог и городских улиц. Однако такой материал можно эффективно использовать для обустройства садовых дорожек или площадок с малой весовой нагрузкой при эксплуатации. Для изготовления асфальта своими руками вам потребуется:

  • обычный, пусть даже не мытый песок;
  • гравий или щебень мелкой фракции;
  • твердая битумная смола с температурой плавления не более 120°С;
  • широкая бадья или бетономешалка;
  • металлическая бочка и ведро;
  • совковая лопата;
  • широкое сито или металлическая сетка для просеивания песка.

Приготовьте в бадье или бетономешалке сухую смесь песка с гравием в соотношении 1:2 по объему. Установите бочку на подставку и разожгите под ней огонь. Вылейте внутрь ведро воды.

приготовление асфальта

Одновременно с этим поставьте на другой костер ведро, наполненное на треть водой. Когда вода в ведре начнет закипать, положите в него битум для нагрева и плавления. В бочку высыпьте щебеночно-песчаную смесь. Кипящая вода в ведре и в бочке обеспечит поддержание температурного режима 100°С.

Засыпьте в бочку щебеночно-песчаную смесь и дождитесь, когда вода закипит. Варите битум в воде до расплавления битума и постепенного выкипания воды. Затем перелейте расплавленный битум в бочку с щебеночно-песчаной смесью и начните активно перемешивать. Перемешивание рекомендуется производить металлической трубой или другим прочным предметом. На момент переливания в бочке должна быть кипящая вода, в холодную воду горячий битум лить нельзя.

Соотношение объема битума к объему щебеночно-песчаной смеси примерно 1:15. Более точно густоту асфальта можно определить только визуально.

С целью улучшения пластичности асфальтовой массы, упрощения перемешивания и облегчения последующей укладки, можно использовать специальные пластификаторы или жидкое моющее средство. Пластификатор добавляют в соответствии с указаниями инструкции, жидкое моющее средство из расчета 1 стакан на 40-50 литров асфальта.

Как только вода выкипит, самодельный асфальт готов и его можно укладывать на дорожку. Если к этому моменту у вас не закончены подготовительные работы, то снова добавьте воды в бочку. При этом учтите, что добавлять можно только кипяток, холодная вода, попавшая на раскаленную поверхность, может моментально вскипеть и привести к ожогам.

Укладка асфальтового покрытия

Работы по укладке своими руками начинаются с принятия планировочных решений и разметки. На этом этапе работ необходимо четко определится:

  • с местоположением дорожки;
  • ее шириной и высотой над уровнем земли;
  • с типом бордюра и высотой его установки;
  • с местами укладки водоотводов.

Во время определения местоположения дорожки следует учесть наличие возможных подземных инженерных коммуникаций, расположение садовых деревьев и направление уклонов для стока дождевой воды. После принятия решений нужно забить колышки по периметру будущего асфальтового покрытия, определяя его точные контуры.

основание под асфальт

Схема укладки асфальта.

Далее следует купить асфальт или приготовить его самостоятельно и настелить его поверх щебня слоем толщиной 4-5 см за один раз. Предварительное выравнивание можно производить перевернутыми граблями или деревянной шваброй.

В процессе выравнивания необходимо проверять наличие уклонов при помощи строительного уровня. Уплотнение асфальтобетонного слоя на садовой дорожке лучше всего делать вибротрамбовкой.

Следует отметить, что процесс укладки асфальта своими руками зависит от погодных условий. Эти работы не следует производить при отрицательных температурах и в сырую дождливую погоду.

Технология вторичного использования асфальтовых покрытий

Потребность в экономии денежных средств при ремонте и строительстве новых дорог с асфальтовым покрытием привела к разработке системы эффективного рециклинга (вторичного использования материалов). В этом случае осуществляется переработка снятого с дорожного покрытия асфальта, причем как в стационарных заводских условиях, так и в мобильном оборудовании по месту производства работ.

По этой технологии асфальтобетонное покрытие снимается при помощи специального механизма с механической фрезой – ремиксера. Далее удаленный материал измельчается до фракции щебня и может использоваться для приготовления сухих смесей при устройстве дорожного основания и отсыпок загородных магистралей и дорог.

Схема укладки асфальта

Основание под асфальт.

По второй технологии собранный и измельченный материал закладывается в печь и нагревается без доступа огня до 170°С с добавлением необходимого количества свежего битума и добавок. Этот способ переработки широко распространен при проведении ремонта городских улиц и дворов, поскольку цена, изготовление и укладка асфальта в этом случае значительно ниже.

Вторичное использование асфальта в домашних условиях

Старое дорожное покрытие из асфальтовой смеси позволяет домашнему мастеру обустроить на приусадебном участке удобные и аккуратные пешеходные дорожки из асфальта, которые вполне могут заменить собой тротуарную плитку. Такой асфальт, сделанный своими руками, также можно использовать, например, для покрытия пола в гараже или перед ним.

Снимать необходимо только верхний битумный слой. Снятый материал требуется как можно мельче разбить на куски. Максимальная фракция не должна превышать 40 мм.

Далее приготовьте битум для смешивания со снятым материалом в соотношении 1:10 по весу как было рассказано выше.

Методика проверки качества асфальтового дорожного покрытия

Каждый изготовитель строительных материалов обязан выдавать покупателю асфальта сертификат соответствия качества продукции государственным стандартам. Для этого на заводе должна быть сертифицированная лаборатория, которая может провести необходимый комплекс испытаний. Кроме этого, во всех крупных городах существуют независимые лаборатории по проверке качества строительства и изготовления материалов.

На строительной площадке проверка происходит путем высверливания керна заданного диаметра из дорожного полотна с последующим восстановлением дорожного покрытия. Внешне качество привезенного асфальта можно определить по его температуре и наличию черной жирной пленки на поверхности.

Читайте также: