Уголок природы своими руками в начальной школе

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нор­мам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать пос­тоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и жи­вотных и определение их количества зависят от конкретных условий школы.

Растения уголка живой природы. Эти растения подбирают­ся в соответствии с учебной программой по природоведению. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения.

Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строе­нием органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. В угол­ке живой природы следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетичный вид. Наиболее распространенные комнат­ные растения: аспидистра, аспарагус, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, ки­парис, пеларгония, папоротники, сансевьера, траде­сканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия.

http://www.lechim-prosto.ru/wp-content/uploads/2017/03/Geran-polza.jpg
https://www.erde-dank.ru/upload/iblock/dee/xdee7fbf5224571e2ddf8490576eaa5e2.jpg.pagespeed.ic.CIWKbjfJDY.jpg

http://ssdosug.ru/wp-content/uploads/2015/11/c5cf3142ca3ceb90408f138bd80bd269.jpg

2.Требования к подбору объектов для уголка живой природы

К подбору объектов для уголка живой природы предъявляются следущие требования:

1. определяется состав зоологической и ботанической коллекции (систематический список животных и растений, представленных в уголке живой природы);

2. растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья обучающихся;

3. важна эстетическая сторона вопроса; уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер;

4. растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы; это дает возможность познакомить обучающихся с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных;

5. необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т.д.;

7. определяются условия содержания животных (экспозиционное, виварного типа и др.);

8. создаѐтся план (эскиз, макет) помещения с указанием площадей, в том числе специализированных: кормокухня, клетки, вольеры, аквариальные и т.п.);

9. животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых, неприхотливы по содержанию и уходу;

10. растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей;

11. если вы разводите кактусы, высадите их в аквариум, колючки не будут доступны для детей, а стеклянные стенки позволят наблюдать за их ростом без помех;

12. размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень естественной освещенности в помещении;

13. необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; это даѐт возможность увидеть детям не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов;

14. животные должны содержаться в условия максимально приближенные к естественной среде обитания; размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности;

15. все помещения для животных должны по площади соответствовать нормам; кубатура помещений должна обеспечивать свободу движения животных, наличие достаточного количества воздуха и света;

16. недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;

17. животных принимают с разрешения ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);

18. недопустимо принимать бродячих животных;

19. подбор животных осуществляют с учетом возраста и состояния здоровья детей;

20. для маленьких детей не следует заводить очень мелкое животное; у животного должны быть ярко выражены все признаки, оно должно быть активно днем и спокойного поведения.

3.Цели и задачи живого уголка

Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

Задачи уголка живой природы

  • помощь и содействие в организации живых уголков в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;
  • развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе в различных областях биологии;
  • воспитание и привитие патриотических и нравственных чувств;
  • разработка, внедрение и распространение методик содержания и разведения, животных в условиях неволи, создание размножающихся популяций животных и растений;
  • консультации населения по вопросам содержания животных и растений;
  • спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживание.

4.Комплектация уголка живой природы

Организуя работу в уголке живой природы, учитель значительно обогащает и расширяет знания учащихся, формирует у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными, которые могут быть использованы в старших классах и в дальнейшей жизненной практике.

При отсутствии специального помещения для живого уголка необходимый минимум комнатных растений (агава, алоэ, аспидистра, аспарагус, бальзамин, бегония-рекс, глоксиния, кактусы, камнеломка, кливия, пеларгония, традесканция, фикус, фуксия и др.) можно разместить на специальных стойках непосредственно в классной комнате. На этих растениях можно показать их основные части, способы размножения, приспособления к окружающей среде, познакомить учащихся с представителями растительного мира различных уголков земного шара.

Каждое растение должно иметь этикетку, на которую записывают его название, родину, время посадки. За годы обучения в начальной школе учащиеся смогут познакомиться со всеми растениями, увидеть цветение некоторых из них, изучить отношение каждого растения к свету, теплу и влаге.

Ухаживая за растениями, учащиеся не только узнают особенности строения каждого из них, но и получают необходимые практические навыки по уходу за растениями. Под руководством учителя они проводят несложные опыты, в результате которых у них формируется исследовательский подход к изучению растений. Например, можно взять два одинаковых растения и создать им разные условия существования (полив, подкормку, освещенность), результаты наблюдений необходимо отмечать в дневнике. В процессе проведения этого опыта и анализа получении результатов учащиеся убеждаются в тесных связях, которые существуют между растениями и окружающей средой, познают на практике необходимость тех или иных условий существования для жизнедеятельности растительных организмов. Полученные данные учащиеся с успехом могут использовать в ходе изучения того или иного учебного материала.

В простенках между окон классного помещения можно оборудовать подвесной аквариум и небольшой террариум, где удобно содержать отдельных представителей местных и аквариумных рыб, пресмыкающихся или земноводных. Рассматривая через стекло аквариума уголок подводного царства, школьники наглядно убеждаются в том, что в природе все между собой тес но связано. В правильно оборудованном аквариуме животные находятся в условиях, близких к естественным, поэтому наблюдения за ними дают интересные сведения об их образе жизни поведении, а также о самых разнообразных приспособлениях водной среде.

В аквариуме можно содержать растения: валлиснерию, водокрас, водяной мох, перистолистник (уруть), рдест курчавый, роголистник, ряску, элодею. Многие из рыб (голец, карась, карп, линь, пескарь, уклейка) хорошо приживаются в неволе. Из аквариумных рыб наименее требовательны к условиям существования барбусы, гуппи, меченосцы, различные породы золотой рыбки – кометы, вуалехвосты, телескопы и др.

Отдельных водных животных – водолюба большого, гладыша (водяного клопа), катушку обыкновенную, лужанку живородящую, плавунца окаймленного, ручейника – лучше содержать в отдельной банке, так как многих из них поедают рыбы.

При уходе за аквариумом учащиеся должны вовремя менять воду, применяя для этого отстоявшуюся из водопровода или дождевую воду; регулярно прореживать растения, оставляя больше места для рыб; удалять из аквариума остатки корма и выделения рыб; кормить рыб в установленное время, давая строго определенную норму корма; следить за температурой воды, не допуская резких ее скачков; следить за состоянием растений и поведением рыб (отсутствие аппетита, вялость, судорожное заглатывание воздуха с поверхности воды свидетельствуют о ненормальных условиях в аквариуме или болезни рыб и т. п.).

Аквариум дает большие возможности для организации наблюдений за жизнью рыб: постепенное развитие мальков; влияние температуры и питания на рост и развитие рыб; выработка условного рефлекса, связанного с питанием (на стук палочки об аквариум, на звонок, включение лампочки и т. п.); составление списка кормов, которые рыбы поедают с большой охотой; предсказание рыбами погоды (опыты с вьюном или гольцом) и т. д.

В террариуме уголка живой природы содержат различных животных: жабу, лягушек травяную, озерную, прудовую, тритона гребенчатого, ужа обыкновенного, черепаху степную, ящериц прыткую и живородящую. Для земноводных в террариуме должен быть водоем и убежище для укрытия от солнечных лучей. Для пресмыкающихся террариум может быть без водоема. Для тритона лучше иметь небольшой аквариум с выступающей из воды площадкой посередине, где бы он мог незначительное время отдыхать. Если живой уголок находится в отдельной комнате, то в таких условиях можно содержать птиц. Для содержания птиц и млекопитающих ( белка, еж, морская свинка, хомячки, белые мыши и т. п.) необходимо иметь клетки различных размеров с выдвижным дном, кормушкой и поилкой.

5. Принципы организации уголка живой природы

Работа в уголке живой природы строится на принципе добросовестности учащихся. С самого начала разрабатывается и устанавливается четкий порядок работы и дисциплины. Для ухода за животными и растениями в уголке живой природы дежурят учащиеся. Работу проводят согласно расписания.

Каждый ученик придерживается определенных правил:

1. вести работу по плану, составленному с помощью учителя, и доводить ее до конца;

2. вести дневник наблюдений и опытов;

3. уметь составлять отчет о проделанной работе и отчитываться на заседаниях кружка или перед классом;

4. помогать руководителю кружка приобретать для живого уголка растения, животных, семена;

5. аккуратно и добросовестно дежурить в уголке, ухаживать за его обитателями;

6. принимать участие в массовой общественно-полезной натуралистической работе, которую организует учитель в школе.

Календарь природы. Дошкольник

😉

Вам в помощь наш цветик - семицветик

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
Игры на липучках. Всё для детей!

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

⏰

"Часы. Время"
для детей дошкольного возраста

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
Время Детей

❄

Условные обозначения "Погода" для уголка природы

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
Стенд

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
таблицы, учебные пособия

Календарь природы. Дошкольник

Календарь природы. Дошкольник запись закреплена
Время Детей

🍂

Картины в центр природы "Времена года" и "Осенние месяцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2.Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей

3.Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность увидеть детям не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов .

4.Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

5.Уголок природы – место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силами и времени должен быть доступен детям. Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

7.Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности

Задачи для развития младших школьников - Обучающие- формирование системы элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребёнка; формирование умений и навыков наблюдения за живыми объектами; формирование умений предвидеть последствия своих действий по отношению к живым объектам.

Задачи для развития младших школьников

- Обучающие- формирование системы элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребёнка; формирование умений и навыков наблюдения за живыми объектами; формирование умений предвидеть последствия своих действий по отношению к живым объектам.

Задачи для развития младших школьников - Развивающие: развитие познавательного интереса к миру природы; развитие восприятия живых объектов с помощью освоения системы исследовательских действий этих объектов; развитие умений и навыков по уходу за животными и растениями.

Задачи для развития младших школьников

Задачи для развития младших школьников

- Воспитывающие: формирование первоначальной системы ценностных ориентаций при взаимодействии с живыми объектами; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к живым объектам; освоения элементарных норм поведения по отношению к объектам окружения.

Отбор животных подчиняется определенным требованиям Можно выделить постоянных и сезонных обитателей живого уголка постоянное сезонное

Отбор животных подчиняется определенным требованиям

Можно выделить постоянных и сезонных обитателей живого уголка

постоянное

сезонное

Отбор животных подчиняется определенным требованиям

Животные подбираются безвредные, неприхотливые, условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям

Отбор животных подчиняется определенным требованиям Пополнять уголок природы нужно постепенно, по мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.

Отбор животных подчиняется определенным требованиям

Пополнять уголок природы нужно постепенно, по мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.

Смена сезона и изменение живого уголка Зимой, как правило, содержатся только те животные, которые постоянно живут в школе

Смена сезона и изменение живого уголка

Зимой, как правило, содержатся только те животные, которые постоянно живут в школе

Смена сезона и изменение живого уголка Весной с пробуждением насекомых в живом уголке устраивают инсектарии Летом живой уголок полон различных обитателей.

Смена сезона и изменение живого уголка

Весной с пробуждением насекомых в живом уголке устраивают инсектарии

Летом живой уголок полон различных обитателей.

Смена сезона и изменение живого уголка Осенью живой уголок пустеет.

Смена сезона и изменение живого уголка

Осенью живой уголок пустеет.

Размещение живого уголка в классе Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге.

Размещение живого уголка в классе

Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках)

При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге.

Размещение живого уголка в классе Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом.

Размещение живого уголка в классе

Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом.

Размещение живого уголка в классе В связи со сменой времен года изменяют и состав обитателей уголка природы.

Размещение живого уголка в классе

В связи со сменой времен года изменяют и состав обитателей уголка природы.

Воспитанию у детей активного и бережного отношения к природе помогает уход за животными и растениями, имеющимися в классе. От преподавателя требуется умение организовать уголок живой природы, создать для растений и животных условия, близкие к тем, в которых они живут в природе.

Организация с детьми искусственных жилищ для животных лишь небольшая часть работы по воспитанию бережного, доброжелательного и заботливого отношения к ним. Взрослые должны руководить повседневным трудом школьников в живом уголке: младшим детям давать отдельные поручения, средних и старших ребят научить дежурить.

Учитель показывает и приемы труда в уголке природы: как опрыскивать растения террариума или посадить кустик свежей травки, сменить воду в аквариуме и прочее

Вывод: в нашей работе мы попытались показать связь детей с живой природой.

2 Маленький уголок который будет радовать глаз детям

3 Для чего же нам нужны комнатные цветы? Зачем надо озеленить школу? В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются тактические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным.

4 Создание небольшого уголка природы в школе способствующего повышению экологической культуры школьников и оказывающего положительное психофизиологическое действие на учащихся и учителей.

5 1. Придумать дизайн уголка природы в коридоре 2 этажа ; 2. Приобретать навыки ухода за домашними растениями ; 3. Использовать наглядные объекты уголка в преподавании биологии ; 4.Воспитывать эстетические чувства во взаимодействии с живой природой ; 5.Способствавать снятию эмоционального напряжения у детей в течение учебного года.

6 Школьная рекреация второго этажа

8 1. Выступили с предложением о реконструкции коридора перед администрацией школы 2. Организовали работу проекта 3. Распределили работу между учениками

10 На полу выполнили разметку ячеек для горшечных цветов. 6. Принесли песок и камешки для заполнения ячеек 5. Работу начали с подготовки места. Наметили на стене месторасположение полочек для цветов.

11 7. Определили количество посадочного материала. Провели подборку комнатных растений, которые смогут произрастать при определенных условиях в нашем уголке. 8. Изыскав средства, закупили цветочные стойки и кашпо.

12 п/п Наименование необходимого материала и оборудования Количес тво Сумма 1Подкормка для цветов 4 шт.100р 2 Средство от вредителей растений 2 шт.100р 3 Лейка для полива цветов2шт100р 4Кашпо для цветов40 шт 400р Итог о 700 р 9. Смета по проекту Мы постараемся многое сделать своими руками. Как можно больше вовлечём работников и учащихся школы в реализацию нашего проекта

13 10. Выполнение проекта 11. Сформулировали вывод 12. Участие претворение проекта в жизнь принимала вся школа: директор, учителя, ученики. Работа проводилась в свободное от занятий время. Некоторые работали днем после уроков, другие же вечером.

15 Бегония воротничковаяЦиссус ромбический Гибискус

16 Сциндапус золотистый Спатифиллум

17 Диффенбахия пестраяМолочай белополосый

18 Монстера деликатесная Спатифиллум

Читайте также: