Копилка методических приемов или как сделать родительское собрание эффективным и интересным

Обновлено: 07.07.2024

Как повысить эффективность проведения родительских собраний? Один из вариантов – превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников встречи! Ответ на актуальный для многих педагогов вопрос, как подготовиться и провести собрание в интерактивной форме, вы найдете в этот материале.

Содержимое разработки

Интерактивные формы родительских собраний. Как сделать интересное родительское собрание?

Подготовила воспитатель:

г. Новочеркасск

декабрь 2018г.

Родительское собрание: подготовка и интерактивные формы проведения

Как повысить эффективность проведения родительских собраний? Один из вариантов – превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников встречи! Ответ на актуальный для многих педагогов вопрос, как подготовиться и провести собрание в интерактивной форме, вы найдете в этот материале.

Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами). Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Безусловно, именно на собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о дисциплине, питании, дежурствах и т.д.

Как подготовиться к родительскому собранию

На начальном этапе подготовки педагогу необходимо определиться с тематикой собрания, его целями и задачами, формой проведения, основными этапами и способами взаимодействия с родителями. Далее можно приступать к изучению методической литературы, соответствующей тематике мероприятия. При необходимости на собрание приглашаются гости – представители администрации, педагоги-предметники, психологи, социальные педагоги, инспектор по делам несовершеннолетних, медики-специалисты.

Бланк приглашения на родительское собрание с указанием плана мероприятия и перечня вопросов для обсуждения каждая семья должна получить за неделю до его проведения. Можно провести домашнее анкетирование родителей и использовать его результаты на собрании. Можно подготовить и раздать родителям оригинальные памятки, содержащие актуальную информацию по теме встречи. Педагогу важно продумать решение еще ряда вопросов организационного характера (встреча родителей, оборудование места для проведения мероприятия, подготовка тематической выставки и т.д.).

5 интерактивных форм проведения родительского собрания

Существуют различные формы проведения родительских собраний. Однако традиционно взаимодействие педагога и родителей на собрании сводится к такой формуле: один говорит – все слушают. В роли лектора может выступать учитель, психолог или врач. Чаще всего мероприятие сводится к докладу классного руководителя об итогах четверти (полугодия, года) и его обсуждению, которое иногда перерастает в дискуссию. В ходе собрания ведется протокол родительского собрания, в котором фиксируются вынесенные решения.

Эффективность традиционных собраний не всегда высокая. Объясняется это просто. Такая форма встречи, где ведущая роль отводится одному выступающему, по сути, не предоставляет родителям возможность проявить свою активную позицию. Куда более эффективны интерактивные формы проведения родительских собраний: они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Школьные собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив.

Рассмотрим несколько интерактивных форм проведения родительских собраний.

Родительское собрание-консультация (душевный разговор)

На такое собрание приглашаются родители учащихся из нескольких классов, которых волнуют одни и те же вопросы, объединяют общие интересы. Как преодолеть трудности в воспитании единственного ребенка? Как воспитать в ребенке трудолюбие? Как помочь ребенку, который не хочет учиться? Каковы особенности воспитания талантливых и одаренных детей? Как бороться с вредными привычками? Как бороться с детским воровством? С каждой такой микрогруппой родителей в отдельном кабинете работают соответствующие специалисты. Эта форма работы носит интерактивный характер, проблемные ситуации могут проигрываться по ролям, могут присутствовать элементы тренинга.

Метод работы родителей в небольших группах (до 6 человек) можно применять и на собрании в одном классе. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое личное мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся ценным опытом в воспитании детей, устанавливают более прочные контакты друг с другом. На таком родительском собрании эффективно обсуждать заранее подготовленные предложения, идеи и родительские инициативы. Но чтобы они появились, необходимо заранее составить план родительского собрания на соответствующую тему.

Родительское собрание-конференция

За две недели до проведения собрания родители знакомятся с его темой и получают необходимые методические материалы. А некоторые из них - и определенное задание (провести тематическое исследование или опрос), выполнение которого на собрании обсуждается с разных позиций. Как вариант - педагог может предложить одним родителям прокомментировать высказывания по теме собрания, а другим - обсудить ответы, поделиться своими мнениями по этому вопросу. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть темы и направлять диалог в нужное русло.

Чтобы провести пресс-конференцию или ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих специалистов, педагогов-предметников. На таком собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна быть предоставлена возможность получения индивидуальной консультации.

Родительское собрание-презентация (мастер-класс)

Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения. Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма школьного собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.

Родительское собрание-игра

Почему бы не провести собрание (или его часть) в форме аукциона? В качестве лотов – полезные советы родителей по теме встречи. Каждая рекомендация оценивается другими родителями с помощью фишек. Советы, получившие максимальное количество фишек, размещаются на стенде, посвященном взаимодействию семьи и школы.

Собрания в игровой форме можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные учащимися спектакли, постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.

Выездное родительское собрание (в форме экскурсии или похода)

А правильный ли задан курс?

Назовем критерии, по которым можно определить степень эффективности родительских собраний:

заметно повышается активность родителей, они начинают открыто интересоваться содержанием образовательного и воспитательного процессов, становятся инициаторами дискуссий и диспутов;

родители сами находят ответы на большинство актуальных вопросов, делятся примерами, основанными на личном опыте;

увеличивается количество вопросов, которые касаются личности ребенка;

родители находят возможность для индивидуальных контактов с педагогом.

Должным образом подготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединить возможности школы и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов – проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителям стать активными участниками встречи.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Автор: Карагод Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГКОУ СПО "Прохладненский технологический колледж"
Населённый пункт: город Прохладный, КБР
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Методические приемы, повышающие эффективность проведения родительского собрания"
Раздел: среднее профессиональное

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
МДК.04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации
Тема: «Методические приемы, повышающие эффективность проведения

Цель:
раскрыть методику проведения организованных, интересных и содержательных родительских собраний.
Задачи:
- дать представление о методических приемах, повышающих эффективность родительского собрания в ДОУ, систематизировать знания о формах работы с семьями воспитанников; - формировать умения конструктивного общения; - способствовать развитию интереса к будущей профессиональной деятельности.
Вид урока - комбинированный.

Материалы и пособия.

Преподаватель: Имя человека
– это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Поэтому, важно знать имена и отчества родителей.
Преподаватель:
В общении с родителями наиболее применим косвенный комплимент
:
мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
IV.

Преподаватель:

Итог
Интересный Работал Понял материал Скучный Отдыхал Узнал больше, чем знал Безразличен мне Помогал другим Не понял
Подсчитайте количество фишек для оценки своей работы на уроке.
Студенты озвучивают количество фишек, полученных в ходе работы на уроке. Преподаватель даёт оценку работы студентов.

Приложение 1

Приложение 2

Нет универсального совета: как должно выглядеть то или иное мероприятие, чтобы оно было интересно. Но есть опыт других людей, который был успешен. Возможно кто-то вспомнит хорошо забытое старое, данная статья даст стимул для проведения мероприятия в другой форме нежели раньше. В последние пару лет во многих школах возникла такая проблема-низкая посещаемость родительских собраний.

Довольно часто это связано, с тем, что родители много работают, у них не один ребенок, они разрываются и думают, как успеть посетить несколько родительских собраний.

Но есть и другие причины, пот которым родители не хотят появляться в школе в таких важных мероприятиях, как считает классный руководитель или администрация.

В своей статье я попробую проанализировать опыт коллег и личный. Поискать причины низкой явки родителей, предложить варианты свои и коллег, как можно сделать родительские собрания более эффективными.

Действительно, в большинстве случаев у родителей нет ни малейших оснований для присутствия на тех собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные ему негативные шаги и поступки несчастного ребенка или читает скучные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных детей.

К сожалению, стоит констатировать и то, что значительная часть родителей просто пассивна и не хочет занимать активную, но и вообще какую – либо выразительную роль в родительских собраниях.

Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Исходя из этого, я поставила перед собой задачу, привлечь родителей к вопросам воспитания любым способом и задала себе вопрос? Каким должно быть сегодня родительское собрание? Нетрадиционным!

Представьте себя на пару минут родителем. Не важно являетесь ли Вы им или нет. Выросли ли у Вас дети уже. Перед Вами стоит задача посетить родительское собрание. А Вы устали после работы, посещали уже не одно, каждое похоже на предыдущее. Что же можно предложить, чтобы заинтересовать Вас? Попробуем ответить на этот вопрос.

В первую очередь, необходима вариативность форм, методов, приемов при проведении родительских собраний. Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. В век компьютерных технологий открываются и дополнительные возможности для того, чтобы привлечь родителей посещать собрания.

На мой взгляд важно, чтобы родительское собрание опиралось на принципы:

-начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.

-создание ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,

- вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов, – предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.

-выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения

-тема, проблема должны быть актуальны;

-сотрудничества помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы – школа. В школе есть педагог-психолог и необходимо бывает обращаться к нему за помощью, ничего тут нет особенного, пугающего;

-проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.

-заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу.

-стоит использовать различные методы и подходы, чтобы собрание не утомляло;

-подведение итогов, обратная связь от родителей.

Оформить их с указанием темы. Можно также использовать обратную связь, чтобы родители написали темы, которые им было бы интересно обсудить на следующих родительских собраниях.

Каждое родительское собрание, следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на продуктивную работу. Иногда приёмы, используемые в начале собрания, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся мостиком к обсуждению серьезных вопросов.

Родительское собрание можно начать:

- с просмотра видеоролика на определенную тему;

-с похвалы ребят за участие в мероприятии;

-с просмотра ролика, работ детей;

- с обсуждения рисунков детей;

- с прочтения афоризма, цитаты;

-погружения в особенности данного возрастного периода.

Наводящими вопросами, примерами, картинками, побудить расшифровать тему собрания.

Для первых родительских собраний в новом году, можно уделить внимание и особенностям возраста, какие новообразования возможны, с какими радостями или трудностями могут столкнуться родители, к кому они могут прийти на помощь.

На своих родительских собраниях, я приводила примеры как звучат разные фразы для ребенка, как можно одно и тоже сказать, поменяв местами слова. И требование, превратить в просьбу. Например: Не ты должен, а ты можешь, ты справишься. Не ты плохой, а твои поступки меня расстраивают.

С целью активизации родительского участия можно разнообразить саму форму проведения , превратив ее из официального мероприятия в интересную встречу :

- тематические совместно с детьми;

-семинары-практикумы, которые предполагают активное участие самих родителей.

Всегда найдется часть родителей, которые хотят поучаствовать в конкурсе, подготовить проект совместно с ребенком. Каждое собрание постепенно количество родителей могут увеличиваться, понимая, что собрание — это не трата времени, на однообразную информацию, а действительно полезное и приятное время провождение.

Такие встречи создают положительный настрой на откровенный, деловой разговор, способствуют более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждают к обмену собственным опытом семейного воспитания.

Также в ситуации пандемии родительские собрания можно проводить в Zoom , это может быть также увлекательное мероприятие, потому, что в нем могут участвовать и дети одновременно с родителями, а также это экономит время, которого у многих родителей мало.

Таким образом, нетрадиционные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов.

В конце родительского собрания можно провести и викторину на знание особенностей детей или предметов, которые они изучают. А также ввести традицию чаепития. Которое, помогает в теплой обстановке принять позицию школы, а не противопоставлять себя ей и бояться прийти.

Родители должны понимать, что учителя союзники в этом сложном процессе становления личности ребенка для будущей взрослой жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Педагогический сундучок


Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

Это одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями во многих детских садах. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Основная задача родительских собраний в детском саду – это обогащение родителей педагогическими знаниями и опытом. Воспитатели и специалисты детского сада должны помочь родителям научиться понимать потребности ребенка. Продуманная и хорошо организованная работа с родителями будет способствовать более успешному достижению результатов учебно-воспитательной работы в детском саду.

Как же нам педагогам готовиться

к проведению родительских собраний?

Подготовка родительского собрания

Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашение каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учётом темы собрания.

В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами.


Подготовить для родителей ручки и листы бумаги, а также карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

Продумать, кто и как обеспечить присмотр за детьми во время собрания.

Этапы проведения родительского собрания.

Время проведения собрания – 1 час. (40 мин.)

Формы родительского собрания.

Форма проведения родительского собрания в детском саду выбирается в зависимости от цели и задач встречи, профессионализма воспитателя и особенностей его взаимодействия с родителями:

Традиционные формы родительских собраний :

Нетрадиционные формы родительских собраний:


Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы детей.

Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие конкретно об учреждении.

Наглядно-информационные методы

- Записи на магнитофон бесед с детьми

-Видеофрагменты организации различных видов деятельности

- Фотографии по тематикам

- Выставки детских работ


Вводная часть собрания

Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем.

Можно создать определённый музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

Приемы начала родительского собрания

Первый вариант

Второй вариант

Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не по­вторяясь. Можно на различных языках.

Третий вариант

Родителям предлагается разделиться на малые группы (по цве­ту одежды, по знаку зодиака, по первой букве имени и т. д.) и при­думать соответствующее приветствие всем участникам.


Основная часть собрания

Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа выступления воспитателя группы, или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы.

Беседу лучше вести при мягком освещении.

Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Всё это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания

Рекомендуются заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения , договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д.

Часть вопросов заранее нужно решить с родительским комитетом.


Приемы завершения родительского собрания

Анкетирование родителей проводится на завершающем этапе собрания, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.

Выставки. На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время собрания. Рационализаторские предложения по совершенствованию своей работы вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Педагог выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий.


Оценка по карточкам. Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их ожидания. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой.

Прощание. Все участники родительского собрания в неформальной обста­новке прощаются друг с другом и с педагогом, высказывают свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания.

Советы и рекомендации по проведению родительских собраний в детском саду

1. Предупредить родителей о проведении родительского собрания в детском саду и о теме, которая будет обсуждаться.

2. К родительскому собранию необходимо заранее хорошо подготовиться.


3. Необходимо согласовать с другими специалистами детского сада тему родительского собрания, их роль на этом собрании и дать время на подготовку.

4. Начинать родительское собрание всегда надо с информации об успехах детей, рассказать, что они научились делать.

Протокол родительского собрания в детском саду

1. Полное название детского сада

2. Дата проведения родительского собрания в ДОУ,

3. Список присутствующих: педагогов, воспитателей, представителей администрации и родителей.

4. Повестка дня, то есть тема вашего собрания , что на нём обсуждается.

5. Список докладчиков ( воспитателей, медицинских работников и т.д.)

6. Принятия решения.

7. Подпись секретаря родительского собрания (воспитателя, или одного из родителей дошкольников)


Памятки

Десять секретов успешного проведения родительского собрания
1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано никаких других важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.
3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.
6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.
8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитарных родителей, на мнение членов родительского комитета.
9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.
10. Придумайте вместе с родителями свои правила для одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по
имени и отчеству).


Поведение педагога ДОУ на родительском собрании

1. Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Убедите родителей в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.
5. Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в
том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов детского сада.

Десять правил проведения родительских собраний.

1. Собрание должно запомниться.

2. Собрание должно заставить задуматься.

3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.


5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.

8. Уважайте свое время и время родителей - собрание не должно длиться более 1ч 20 мин:

20 мин.- донести новую информацию,

15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них,

20 мин – индивидуальные вопросы. Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10. Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.


Чего не стоит делать на собрании?

- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

- Давать негативную оценку всей группе.

- Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Как сделать собрание запоминающимся?

- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;

- рекомендовать упражнения, книги, пособия;

- менять формы собраний.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

- Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;

Читайте также: