Тромбон как сделать

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 17.09.2024

Наш проект живет и развивается для тех, кто ищет ответы на свои вопросы и стремится не потеряться в бушующем море зачастую бесполезной информации. На этой странице мы рассказали (а точнее - показали :) вам Как сделать тромбон своими руками . Кроме этого, мы нашли и добавили для вас тысячи других видеороликов, способных ответить, кажется, на любой ваш вопрос. Однако, если на сайте все же не оказалось интересующей информации - напишите нам, мы подготовим ее для вас и добавим на наш сайт!
Если вам не сложно - оставьте, пожалуйста, свой отзыв, насколько полной и полезной была размещенная на нашем сайте информация о том, Как сделать тромбон своими руками .

Музыкальный инструмент: Тромбон

тромбон

Вы когда-нибудь слышали, как играет группа тромбонов? Демонстрируя свою мощь, эти инструменты производят огромное впечатление. Какой бы оркестр не играл: симфонический, эстрадный, духовой, биг-бэнд – блестящий и торжественный звук тромбона прослушивается всегда.

Историю тромбона и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Величайший композитор Л.В. Бетховен говорил, что голос тромбона – это голос Бога.

Звуковой колорит тромбона очень богат, он может быть мужественным, ярким и грозным, но может быть спокойным и лиричным, так, первоначально инструмент использовался в церковных произведениях.


Диапазон тромбона от соль контроктавы, до фа второй октавы. Тембр – яркий и светлый в верхнем регистре; благородный и твердый - в среднем; таинственный, мрачный и даже зловещий - в нижнем. Звук тромбона очень разноликий, он может создавать праздничный и драматический эффект.

Тромбон имеет одно преимущество перед остальными инструментами группы медных духовых, он единственный может скользить из одного звука в другой, все это становится возможным из-за движения кулисы. Знаменитое красивое тромбоновое глиссандо исполнятся по такому принципу и является природным штрихом для кулисного инструмента. Ранее в классической музыке использование глиссандо не дозволялось и считалось знаком плохого вкуса. Первые композиторы, которые побороли это утверждение, были А. Глазунов и А. Шенберг, независимо и примерно в одно и то же время.

Для расширения выразительных средств тромбонисты нередко применяют сурдину, грушевидную насадку, назначение которой – изменение силы звука и достижение некоторых звуковых эффектов.

Фото:

инструмент тромбон


мундштук для тромбона

Интересные факты

  • На раскопках Помпеи, на которых присутствовал король Англии, были найдены древние тромбоны. Неаполитанский король преподнес их в подарок английскому монарху, так как эта находка очень заинтересовала английского короля.
  • Одним из первых ансамблей с участием тромбона был судебный ансамбль города Неаполя, которому также разрешалось играть на свадьбах, в церкви и на полях сражений.
  • Знаменитыми мастерами XV-XVI веков по изготовлению тромбонов была династия Нойшель. Им заказывали тромбоны королевские фамилии со всей Европы. Зачинателем родового бизнеса стал Ганс Нойшель, который сам отлично играл на этом инструменте.
  • Сопрановый тромбон последний раз использовался в XVIII веке в мессе C-dur В.А. Моцарта.


  • До начала применения инструмента в джазе, лучшими считались тромбонисты из Германии и Франции, но затем лидирующие позиции заняли музыканты из США.
  • Двести лет назад на тромбон пытались приспособить вентильную систему, такую как у валторны или трубы. В техническом плане такие инструменты стали значительно подвижней, но их звучание серьёзно проигрывало, поэтому от этой идеи пришлось отказаться.
  • Крупнейший ансамбль, состоящий только из тромбонов, включал в себя 360 исполнителей, которые выступили в 2012 году в Вашингтоне на национальном бейсбольном поле.

Произведения для тромбона

Конструкция тромбона

Тромбон представляет собой изогнутую два раза цилиндрическую трубку, которая в середине раздвигается кулисой, а в конце резко превращается в конус. Длина трубки составляет 3 метра, диаметр - 1,5 см. Мундштук у тромбона большой, в форме закругленной чашечки.

Средний вес тромбона - 2 кг, с футляром - 4 кг.


Отличие инструмента от остальных членов медно – духовой группы – это наличие особой детали, выдвижной кулисы. Благодаря её перемещению можно воспроизводить звуки хроматического звукоряда. Эту функцию на трубах, тубах, валторнах выполняют вентили.

  1. Крону общего строя.
  2. Раструб.
  3. Кулису.
  4. Мундштук.
  5. Клапан для жидкостного слива.
  6. Первую и вторую стойки.
  7. Уплотнительное кольцо.

На инструменте имеется 7 позиций с разницей от предыдущей в полтона. Позиционирование соотносятся с положением кулисы. Если на 1-ой позиции она совсем не выдвинута, то на последней 7-ой её выдвижение максимально.

Разновидности тромбона

Тромбон относится к группе аэрофонов (духовых инструментов), для которых характерно содержание воздуха внутри, а звуки образуются в результате его колебаний.

Сегодня тромбоны выпускают разных размеров и регистров, классификация тромбонов выглядит так:

разновидности тромбона

  1. Обычный тромбон (теноровый).
  2. Альтовый.
  3. Басовый.
  4. Сопрановый.
  5. Контрабасовый (разница с теноровым одна октава).

Применение и репертуар


Стоит заметить, что способность тромбона точно передавать душевное настроение композиторы поняли и начали использовать только в эпоху романтизма. Г.Берлиоз, Г. Малер, Р. Вагнер, И. Брамс, восхищаясь благородным и величественным звучанием, доверяли тромбонам в своих симфониях не только патетические, но и выразительные лирические моменты.

Занимая важное место в оркестровой и ансамблевой практике, тромбон с большим успехом выступает как солирующий концертный инструмент. Композиторы : И.С. Бах , Г. Персел, Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт, Р. Глиэр , А. Вивальди, К.М. Вебер, И. Гайдн, Э. Григ , Ф. Шуберт, Д. Дварионис, Ф. Куперен, Ж. Б. Люлли, Б.Марчелло, М. Глинка, П.И. Чайковский , С.Рахманинов, Н.А. Римский – Корсаков , Д. Кабалевский, В. Блажевич, Н. Рота и многие другие создали для него шедевры классического концертного репертуара.

Выдающиеся тромбонисты

Заняв прочное место, как активно выступающий оркестровый и ансамблевый музыкальный инструмент, тромбон энергично выходит на концертную сцену как солирующий инструмент.

Среди выдающихся тромбонистов-виртуозов следует несомненно отметить Ф. Бельке, В. Блажевича, К. Мейера, К. Квейссера, А.Г. Дьеппо, Дж.Стампа, А. Фолкнера, З. Пулеца, К. Бакарджиева, К. Линдберга, А. Скобелева, В. Назарова, В. Сумеркина, А. Лихоносова, А. Шипилова.

Знаменитые джазовые тромбонисты: Дж. Джонсон, Т. Дорси, Б. Брукмейер, Ф. Лэйси, К. Ори, Глен Миллер (создатель знаменитого джазового оркестра), Д. Морсалис, К. Хервиг , С. Туре, Т. Дорси, Л. Армстронг, К. Уиндинг, Б. Харри, В. Баташев, А. Козлов, Н.С. Коршунов, Е.А. Рейхе, В.А. Щербинин.

История


Сегодня уже нельзя назвать точную дату появления на свет первого тромбона. Историки нашли самое раннее упоминание о нём в произведениях римских писателей Вергилия и Исидора (первые года новой эры или по римскому календарю 570-730 года). При извержении Везувия в 79 г. н.э. в списках реестров присутствовал этот инструмент.

На раскопках Помпеи археологи обнаружили два отлично сохранившихся инструмента, мало чем отличающихся от современных тромбонов. Они были сделаны из меди и украшены золотыми мундштуками. Некоторые исследователи, например, Г. Риман, полагают, что этот инструмент существовал ещё в IV веке до нашей эры.

Основной же версией, по мнению большинства учёных, является утверждение, что дата появления тромбона в том виде, в каком мы его знаем XV век н.э. Именно с этого времени принято вести отсчёт истории тромбона, поскольку он начал широко использоваться в Европе, для него стали сочинять отдельные произведения и сольные партии.

Считается, что предшественницей тромбона была кулисная труба, имеющая выдвижную трубку, при помощи которой музыкант мог не только исполнять хроматический звукоряд, но и создавать вибрирующий звук. Это увеличивало сходство с человеческим голосом, так как такие трубы использовались для усиления звучания церковного хора.

Первейшие тромбоны, по сравнению с современными инструментами, отличались меньшими размерами и назывались сакбутами. Они имели несколько видов: сопрано, альт, тенор и бас в соответствии с высотой певческого голоса, который усиливали. В 17-м веке сакбуты претерпели некоторые конструктивные изменения, в результате которых получили вид современных инструментов. Название тоже изменилось, сакбуты стали называться тромбонами.

С начала 20-го века тромбон начал динамично развиваться не только как оркестровый, но и как солирующий инструмент. Модернизировался процесс его изготовления, появились крупные фабрики по производству тромбонов: в США - Conn, Holton, King; в Европе – Zimmerman, Heckel, Courtois, Besson. Большую распространенность обрели школы игры, значительно пополнилась концертная литература. Тромбон стал неотъемлемой частью разных музыкальных жанров, например джаза, а в 80-х годах прошлого столетия возрос интерес к сакбутам - тромбонам первого поколения, которые издавна не использовались музыкантами.

За 500 лет существования тромбон обрел огромную популярность и сыскал широкое применение. Этот чудесный инструмент, обладающий богатым тембром и особой виртуозностью, может мгновенно привлечь внимание слушателей и поднять им настроение. Он прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами и гармонично дополняет их, порождая изумительную по красоте музыкальную палитру.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Тромбон

Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон — нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту и на квинту, которые подключаются с помощью квартвентиля и квинтвентиля .

Диапазон тромбона — от G1 (соль контроктавы) до f (фа второй октавы) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1 , то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект — глиссандо — достигается скольжением кулисы. В современном симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Основная сфера применения тромбона — симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах.

История тромбона

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. Такие трубы делались для удвоения голосов церковного хора, учитывая сходство тембра трубы с человеческим голосом. Нужно только было сдалать сходство интонации, для чего и сделали кулису, дающую хроматизм и вибрато.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых подражали: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone .

Широкому распространению тромбона способствовали многочисленные бродячие ансамбли и оркестры духовых инструментов, выступавшие по всей Европе и Северной Америке.

В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии. В первой половине XIX века активно развивается сольное исполнительство на тромбоне: среди тромбонистов-солистов этого времени немцы Фридрих Бельке, Карл Квайсер и Мориц Набих, француз Антуан Дьеппо, итальянец Фелиппе Чиоффи. Репертуар тромбона пополняется сочинениями Ферд. Давида, Ф. А. Куммера, Ю. Новаковского и других композиторов [2] .

Во второй половине XIX века формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов — Bach, Holton, Conn, King — в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois — в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе и родственных ему жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона. Однако в симфонических оркестрах используется только три новых разновидности: Теноровый тромбон (первый может писаться в альтовом ключе, тогда тромбонист использует более мелкий мундштук для высоких нот, такой псевдоальтовый тромбон типичен для первой партии джазовых оркестров). ТенорБасовый тромбон с квартвентилем (заменяет вышедший из употребления басовый тромбон, но не имеет звука си контрооктавы). И ТенорКонтрабасовый тромбон с квартентилем двойного действия, заменяющий введенный Вагнером, но вышедший из употребления контрабасовый тромбон и имеющий весь его звукоряд от ми-фа контрооктавы. Тембры басового и особенно контрабасового тромбонов более суровый, чем у теноровых, однако трио и квартет (тем более квинтет) тромбонов звучит слитно (в отличие от труб, каждый вид которых резко индивидуален, особенно альтовая и басовая трубы). Типично для оркестра трио тромбонов с тубой (2 тенора + 1 тенорбас) и квартет тромбонов с контрабас тромбоном (туба высвобождается для игры басом для валторн и вагнеровских туб).

Какими бывают тромбоны и как на них играют?

Ценителям музыкального творчества полезно знать, какими бывают тромбоны, как выглядит этот музыкальный инструмент, и что это такое, вообще. Интересно будет выяснить, как он звучит. Придется изучить духовой инструмент бас и альт, грушу и мундштук тромбона.



Что это такое?


Стоит отметить, что он выглядит почти так же, как и в момент появления в XV столетии, и имеет примерно то же самое устройство, не претерпел сколько-то существенных практических изменений. Среди частей тромбона стоит упомянуть:

металлическую удлиненную трубку с выдвигаемой кулисой;

вставляемую в раструб сурдину, похожую на грушу (которая перекрывает проход и позволяет поступать лишь небольшому количеству воздуха, влияя тем самым на звучание).



Именно кулиса отличает тромбон от других медных духовых в первую очередь. Она способна изменить количество воздуха. Вследствие такого изменения оказывается возможно извлечение хроматических звуков. Чтобы тромбон зазвучал, нужно накачивать воздух через чашевидный мундштук. Кулиса может оснащаться мензурой из трубок одинаковой или разной величины (соответственно, говорят о двухтрубных или однотрубных моделях).

Тромбон относят к нетранспонирующим инструментам. Издаваемые на нем ноты подлежат записи точно по их звучанию. Часть моделей имеет вспомогательные кроны, обеспечивающие понижение частоты на 1 кварту или на квинту.


Тромбонисты играют в диапазоне от соль контроктавы до фа второй октавы. Однако только при использовании квартвентиля можно закрыть акустическую прореху, разделяющую си бемоль на контроктаве и ми на большой октаве.

История происхождения

Личность, которая изобрела тромбон, в анналах истории не сохранилась. Однако есть предположение, что это был кто-то из старинных фламандских мастеров. Они усовершенствовали старинные кулисные трубы, выдававшие хроматический акустический ряд. Кулисная труба применялась для умножения голосовых линий в церковных хорах, поскольку тембр был довольно близок. Кулисы начали применять для повышения схожести по интонации.


Самые ранние версии тромбона носили имя сакбутов. Эти конструкции были более малыми по величине, чем современные аналоги, и отличались регистром обычного голоса певца. После некоторого усовершенствования конструкции из сакбута получился уже почти современный тромбон. Тогда же возникло и его нынешнее название. В первой половине и середине XVIII века, однако, тромбоны оставались преимущественно церковным инструментом, и все так же продолжали дублировать певческие голоса.


Только в конце XVIII и начале XIX столетия они становятся устойчивой частью обычных оркестров. Преимущественно туда добавляли 3 тромбона с разным диапазоном звучания. Но изменилась не только роль, поменялось также и звучание. Церковные тромбонисты использовали главным образом высокие регистры, где за счет торжественности достигался полный унисон с тембром хоров. В оркестровой музыке этот инструмент стал цениться за мрачные низкие ноты, которые создавали ассоциации с какими-то сверхъестественными мотивами.

Тромбонную музыку писали Глюк и Моцарт, Бетховен и Вагнер, Берлиоз и Новаковский, Чиоффи и Набих. Любопытно, что каждый из этих композиторов имел свое видение, как лучше применять такой инструмент. Отчасти он продолжал использоваться и в церковном жанре.


Однако настоящий успех тромбона был связан с большим количеством бродячих ансамблей, гастролировавших в Старом и Новом Свете. Значимым моментом стал 1839 год, когда житель Лейпцига Затлер придумал квартвентиль.

Другие нововведения того же периода не прижились. Зато между 1850 и 1900 годами создается ряд крупных предприятий по выпуску тромбонов. В прошлом веке стремительно развивалось искусство исполнения. Усовершенствовалась и техника производства инструмента. В это время создается много концертной литературы; с конца 1980-х годов идет новый подъем интереса к тромбонной музыке.



Обычно этот инструмент является самым высоким голосом в духовых оркестрах. Известно о его использовании уже в XVI-XVIII столетиях, но репертуар за то время не установлен. Зато выяснено, что расцвет пришелся на 1756-1780 годы. Отдельные произведения, дошедшие до нас в отрывках, показывают: тогдашние тромбонисты исполняли то, что затем долго считалось недостижимым для них, вообще. С начала XIX столетия альтовый тромбон пришел в упадок, и вплоть до конца ХХ века находился почти в забвении.



Тенор

Время таких тромбонов пришло в середине XIX века в английской и французской музыке. Понижать высоту звука исполнители могли на определенный интервал путем хроматического скольжения. Опытные музыканты способны играть более низкие ноты.

Часто на этом инструменте звучат чередующиеся позиции. Современные теноровые тромбоны содержат 90-сантиметровую трубку, сокращающую частоту звучания.


У этой разновидности тромбона стандартные размеры трубки по длине те же самые, что у тенорового аналога. Однако входное отверстие заметно крупнее. А также используется относительно большой мундштук. Обычно предусматривают 1-2 клапана, понижающих частоту. Вентильный тип имеет целых 3 клапана.

Считается, что диапазон нынешних бас-тромбонов полностью относится к хроматическому ряду. Самая высокая нота — C5. Часть исполнителей может издавать даже еще более высокие звуки. Но это уже скорее неофициальное творчество, поскольку такие достижения ненадежны и конструктивно не предусмотрены. В оркестре и в сольном исполнении классики, а равно при аранжировке джазовых композиций упор делается на тональные возможности бас-тромбонов.



В обычных симфонических оркестрах сегодня используют 1 басовый тромбон. На нем исполняют музыку, сочиненную в период романтизма или позднее. Его ценят также военные музыканты, джазмены. Более старый тип — соль, фа, ми — давно вышел из употребления. Он отличался от современных образцов меньшими габаритами (точнее, сечением).

Говоря про помповые тромбоны, необходимо подчеркнуть не только наличие вентилей. В этих моделях нет кулисы. Они куда уравновешеннее классики и могут легче выполнять усложненные звуковые партии.


Правда, минусом является некоторая погрешность в интонировании, но это типичный недостаток всех вентильных инструментов. Отмечают также недостаток яркости и выразительности глиссандо.

Диапазон может составлять 2,5 октавы. Строй примерно тот же, что и у басового тромбона. Часто такой инструмент входит в джаз-банды и духовые оркестры, в том числе при исполнении сольных партий. А вот в симфонической музыке он востребован весьма мало. Длина не превышает 1 м.

Из исторических типов стоит упомянуть еще контрабасовую разновидность. Его конструкция была изменена в 1816 и 1830 годах. Отверстия постарались увеличить. Некоторые такие экземпляры изготавливали даже в начале ХХ столетия, несколько штук сохранилось. Сейчас тромбон-контрабас делают в двух вариантах с разными диапазонами.



Тромбон сопрано на 1 октаву выше тенора. Наиболее ранний из экземпляров датирован 1677 годом. Установлено, что для него писал сам Бах. Играть на сопрано-тромбоне не слишком нравится современным музыкантам. Из-за необходимости использовать трубные мундштуки он звучит похоже на трубу.


Дополнительные аксессуары

Для тромбонов могут использоваться:

метрономы и камертоны (которые позволяют настраивать инструмент);

стойки (облегчающие игру);

чехол для хранения и переноски.



Техника игры

Чтобы играть на тромбоне, надо менять положение губ, добиваясь получения гармонического созвучия. А также придется менять длину воздушного столба в инструменте, манипулируя кулисой. Критически важно правильное дыхание. При вдохе исполнитель должен пользоваться всеми возможностями. Воздухом надо заполнять всю грудную клетку.

При выдохе следует на упреждение немного опускать плечи. Воздух идет вниз, наращивая давление. Сами музыканты в этот момент расслабляются. Но надо держать в напряжении диафрагму и верхние брюшные мышцы. С их помощью регулируют силу звука.


Кулису выдвигают правой рукой. Слева поддерживают инструмент. Стандартный строй тромбона подразумевает наличие 7 позиций, соответствующих размещению кулисы. Каждая из таких позиций должна быть соотнесена с сочетанием вентилей. Главным тоном считается звук, вырабатываемый при колебании полного столба воздуха внутри инструмента; получить его можно лишь на 3-4 начальных позициях.


Кроме аппликатуры, с которой можно ознакомиться в специальных материалах и справочниках, надо обратить внимание на использование добавочной кулисы. Она понижает звукоряд на 1 кварту. Ее нажимают при помощи квартвентиля. В таком режиме инструмент дает лишь 6 позиций.

Глиссандо применяют для получения особых звуковых эффектов; дополнительные обертоны в первых позициях могут расширять звукоряд.


Интересные факты

Впервые специально для тромбона была написана пятая симфония Бетховена. А самые ранние экземпляры, вернее, прообразы его — найдены при раскопках древних Помпей. Первый достоверно известный ансамбль с участием тромбонистов был составлен из судей Неаполя. Играл этот ансамбль только на свадьбах, при церковных службах и в ходе военных стычек. А сольное выступление тромбониста впервые произошло в 1468 году.



Уже в первые годы ХХ столетия тромбонное звучание стало полноценным элементом джазовой музыки. Во Франции и Германии больше всего умелых, обученных тромбонистов. Во многом это объясняется тем, что именно в Германии такой инструмент начали изготавливать очень рано. Один из старейших экземпляров был сделан в Нюрнберге. Но сейчас с континентальной Европой успешно соперничает США, и именно там существует крупнейший чисто тромбонный ансамбль.

Читайте также: