Тормоз для нарт своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Приучение собаки к движению в упряжке

Упряжку составляют несколько пар собак, обычно от одной пары до пяти.

Спаренных собак вначале приучают к снаряжению и к движению в паре с пустыми сайками.

Собак для ездовой службы можно дрессировать зимой и летом. В летнее время их дрессируют в специальных тележках, зимой — в санках, нартах и на лыжах. Упряжь ездовой собаки состоит из специальной шлейки с постромками, хорошо подогнанной.


Рис. 41. Собака в упряжке

Если собаки не выполняют поворота, то их заставляют повернуть в нужном направлении ударом хлыста.

В таком же порядке дрессируют и другую пару собак для присоединения их к общей упряжке.

В дальнейшем расстояние и вес груза увеличивают. Одновременно совершенствуют ответные реакции на команды поворотов и остановки. Такие упражнения повторяют до безотказного выполнения команд.

В дальнейшем навык буксировки совершенствуется: в движении делают повороты и остановки, увеличивают расстояния и меняют местность, переходят от дороги на наст и рыхлый снег.

Необходимо учитывать, что при движении по тонкому насту собаки могут проваливаться и ранить конечности. В этих случаях на лапы собак надевают специальные чулки.

Закрепив у собак навыки на выполнение команд остановки и поворотов, начинают увеличивать скорость движения.

Дрессировку считают законченной после того, как достаточно надежно будет закреплен навык.

Что нужно знать, чтобы научиться управлять собачьей упряжкой


Собаки хаски, которых используют в упряжках, очень красивые и сильные животные. Собачья упряжка может развивать скорость до 40 км, и поэтому управление собаками требует большой физической силы и определённых навыков, поэтому к катанию на собачьих упряжках следует отнестись с полной серьёзностью и познакомиться предварительно с правилами управления упряжкой.

Совершенно безопасно кататься в собачьей упряжке в качестве пассажира, если упряжкой управляет инструктор-профессионал. Если же Вы новичок и хотите в первый раз самостоятельно попробовать управление собачьей упряжкой, Вам нужно будет сначала пройти инструктаж, который проводится на собачьей ферме перед началом сафари и соблюдать во время езды правила безопасности.

Как надеть шлейку и составить собачью упряжку

На ферме собаковода Мякиахо в Ямсе у Вас будет возможность самим запрячь собак в упряжку, которую Вы поведете. У каждой ездовой собаки есть своя индивидуальная шлейка, в зависимости от размера и веса собаки. У собаковода Мякиахо шлейки разного размера помечены разным цветом. (Фото № 1.)

Левой рукой возьмите шлейку за перекрестье шейных лямок, а правой — за верёвочную петлю шлейки, к которой будет крепиться карабин тяговой постромки. Определите нижнюю грудную часть шлейки, которая должна располагаться между передними лапами собаки. (Фото № 3.) Оденьте шлейку на голову собаки, таким образом, чтобы грудная лямка располагалась между ногами собаки, а верёвочный поводок, прикреплённый к спинным лямкам, находился в центре спины по направлению к хвосту собаки. Проденьте передние лапы сквозь шлейку, расправьте лямки на спине и по бокам. После этого ещё раз проверьте, как шлейка сидит. (Фото № 4.)

В зависимости от размера нарт (санок), груза и погодных условий, в упряжке может быть от 4 до 8 или 12 собак. Тяговый поводок собаки крепится к центральному потягу. Собаки ставятся парами, на расстоянии приблизительно 2 м от следующей пары. Длина центрального потяга и всей упряжки вместе с нартами может составлять 15 метров, если в упряжку запряжены, например, 10 собак. (Фото № 5.) Центральный потяг прикрепляется к нартам специальным карабином. (Фото № 6.)







Основные правила управления собачьей упряжкой

Водитель упряжки становится на запятки санок, а точнее, на ту часть полозьев, которая обита резиной и в течении всего пути крепко держится на спинку санок. (Фото № 7.) Спинку санок нельзя выпускать из рук даже во время остановки, чтобы упряжка не вырвалась из рук и не унеслась прочь. При езде по пересечённой местности могут встречаться повороты, горки и спуски, другие неровности поверхности, на большой скорости санки могут подпрыгивать, поэтому нужно стоять на полозьях, слегка согнув в коленях ноги, для того чтобы легче сохранять равновесие на поворотах и спусках-подъёмах. (Фото № 8.)



Как повернуть собачью упряжку



Остановка и замедление скорости упряжки

Чтобы быстро остановиться, Вам нужно нажать ногой на тормоз в виде металлической скобы с наконечниками, прикреплённый на задке санок. (Фото № 11.) Санки остановятся.

Для замедления скорости есть специальный длинный треугольный полоз, заканчивающийся резиновой пластиной, закреплённый на задке санок, который, отправляясь в путь, обычно опускают на снег. Когда нужно уменьшить скорость, например, на спуске с горы или в особенно скользком месте, на этот полоз нужно наступить – скорость санок уменьшится. (Фото № 12.)



Правила поведения на трассе во время езды

Длина трассы на ферме Мякиахо может быть 1 км, 1,5 км или 3 км, реже 5 км в зависимости от погодных условий. На длину трассы влияет состояние снежного покрова: если снега много, то у Вас будет возможность выбрать трассы разной длины, а если снега мало, то придётся довольствоваться самой короткой трассой.

Нельзя обгонять впереди едущие упряжки, потому что трасса, проложенная в лесу, довольно узкая и места для безопасного обгона недостаточно. Обгоняя, Вы можете перевернуться сами или перевернуть сани другой упряжки, или упряжки собак могут запутаться.

Необходимо сохранять дистанцию между упряжками. Если у Вас что-то случилось, Вам нужно остановиться, воспользовавшись тормозами, и поднять одну руку, чтобы инструктор знал, что ему нужно прийти на помощь. (Фото № 13.) Не забудьте при остановке или поднятии руки крепко держаться другой рукой за спинку нарт, чтобы упряжка собак не вырвалась из-под контроля. (Фото № 14.) При остановке одного водителя весь караван должен остановиться для выяснения, какая помощь ему нужна.

Если Ваши санки перевернулись и Вы потеряли контроль, не пугайтесь. Мягкий снег не даст Вам ушибиться. Хорошо, если в этот момент Вам удастся удержать упряжку, потому что спустя мгновение собаки поймут ситуацию и остановятся. Все же при падении прежде всего помните о своей собственной безопасности, чтобы не пораниться. если собаки убежали, то их поимкой займётся инструктор. Не пытайтесь сами ловить собак. Другим водителям тоже нельзя помогать Вам ловить собак, потому что они в свою очередь тоже могут потерять контроль над своей упряжкой. Небольшая пауза, наверняка, доставит доставит Вам и наблюдающим массу незабываемых впечатлений! 🙂



Кто может кататься на собачьих упряжках?

На собачьих упряжках могут самостоятельно кататься дети старше 10 лет и взрослые, которые хорошо владеют равновесием. Если Вы хорошо физически подготовлены, катаетесь на обычных или горных лыжах, то управление собаками не будет представлять для Вас большой трудности, потому что управление упряжкой точно также требует навыков сохранять равновесие. В качестве пассажиров безопасно кататься людям любого возраста, маленькие дети могут садиться в нарты только вместе с родителями. Кататься в качестве пассажира Вы можете только с инструктором.

Экипировка для катания на собачьих упряжках

Для катания на собаках не нужно никакой особой экипировки или снаряжения. Но, естественно, Вам следует тепло одеться: Не забудьте надеть теплую обувь, куртку, шапку и рукавицы, защитные очки также не помешают! Помните, что собаки развивают большую скорость и на ветру мороз кажется ещё сильнее. Вы можете упасть в сугроб, в сапоги может набиться снег, и если упряжка перевернётся, Вам придется, может быть, возвращаться на собачью ферму пешком, так что оденьтесь по-зимнему!

оставьте нам свою завку.




Published: Sunday, 06 October 2013 11:02
Last Updated on Tuesday, 02 December 2014 21:00

Эта информация была для вас полезной? Поделитесь!

Обсуждения

Дрессировка ездовых собак

Дрессировка ездовых собак включает в себя следующие навыки:

Необходимое снаряжение. Ездовая шлейка, трехметровый шнур и пояс на самом дрессировщике (специальный для скиджоринга или просто широкий ремень). Шнур закрепляют на поясе у дрессировщика, другой конец — пристегивают к шлейке.

Выработка навыков. Дрессировка включает в себя ряд весьма специфических задач:

Упряжка собак — это социальная группа (стая), сложившаяся, как правило, на основе семейной группы, к которой хозяин добавляет подросших щенков, или, по крайней мере, собак своего питомника, находящихся в определенной степени родства. Иногда в состав упряжки включают чужих собак, не родственных по крови, которым приходится стать членами данной стаи и найти свое положение в иерархии.

Обучение, в основном, происходит методом подражания. Огромную роль играет сам каюр или спортсмен, выполняющий роль вожака, управляющего не одной собакой, а целой стаей. Кроме того, особое значение приобретает его знание рангов собственных собак. Например, низкоранговые собаки стараются не пересекать линию бега высокоранговых и не очень-то хотят обгонять их во время соревнований. Поэтому так важно ставить вначале упряжки действительно высокоранговых особей, которые поведут за собой остальных. В новом, незнакомом для себя месте, большинство членов стаи будут держаться вместе, сгруппировавшись вокруг нарт.

В естественных условиях севера ездовые собаки зимой содержат на привязи, а коротким арктическим летом — свободно бегают, по тундре, промышляя леммингов и прочую доступную для себя добычу. Спортивные собаки также могут содержаться на привязи или в вольерах, выгуливают их, в основном, на поводках. В любом случае бег для них становится естественным и главным стремлением в жизни.

Обучение ездовых собак начинают с 4-5 месяцев. Несмотря на огромное значение метода подражания, необходимо обучение каждой собаки в отдельности.

История возникновения гонок на собачьих упряжках

Гонки на собачьих упряжках, возникшие из практического использования северных ездовых собак, стали увлекательнейшим видом спорта, охватившим весь мир: свои ездовые собаки есть на всех континентах — не только в Европе и Америке, но, например, в Австралии и в Южной Африке. Не исключено, что они станут частью олимпийских соревнований, как это уже было в 30-е гг. XX века.

История спортивных гонок неразрывно связана с конкретной собакой по кличке Балто и машером (в России каюр) Леонардом Сеппалой, родом из Норвегии. В 1925 г. в Аляске, городе Ном разразилась эпидемия дифтерита. Доставить вакцину от ближайшей железнодорожной станции можно было только на собачьих упряжках. Маршрут был длинным и сложным, поэтому перевозка вакцины была организована по принципу эстафеты, в которой участвовало не менее десяти упряжек.

Славу обрели только два машера, два профессиональных гонщика, оба выходцы с Севера Европы — Гунар Каасен и Леонард Сеппала. Но успех сопутствовал последнему. Упряжка норвежца Сеппалы была составлена из собак частично чукотского происхождения; он первым сумел оценить их рабочие качества. Ее вожаком был пес по кличке Того. Сеппала выехал из Нома навстречу эстафете, а когда получил вакцину, повез ее по самому сложному участку пути. Однако до цели ни Того, ни эта упряжка не дошли. Ее сменила свежая упряжка, которую вел Гунар Каасен. Вожаком в ней был пес по кличке Балто, рожденный в питомнике Сеппалы от чукотских ездовых. Балто вел упряжку в Ном, развив предельную скорость, будто знал, что речь идет о спасении людей. Не было ничего удивительного в том, что по прибытии к месту назначения Каасену предложили продать собаку за приличную сумму. Однако в поисках еще больших денег машер объехал с собакой всю Америку; показывая ее везде, где только можно; поэтому о них писали многие газеты того времени. Кончилось тем, что еще при жизни Балто ему поставили памятник в Центральном парке Нью-Йорка. Польстившись на огромные деньги, Каасен продал Балто в неудачные руки.

Многочисленные поклонники собаки-героя ревниво следили за судьбой своего любимца: на деньги, собранные общественностью, Балто выкупил зоопарк в Кливленде, где он и дожил до конца своих дней.

Далее фамилия Каасена исчезла с первых полос газет и о нем забыли, а имя Балто стали связывать исключительно с фамилией Сеппалы, в чьем питомнике он родился. Чучело Балто до сих пор находится в музее Кливленда; группа современных энтузиастов настаивает на возвращении героя в Ном и захоронении его там, где он родился и участвовал в знаменитой гонке.

Дальнейшая судьба Сеппалы была связана с ездовыми собаками: он продолжал оставаться профессиональным гонщиком и при этом основал питомник ездовых собак.

Выполнение поворотов и остановка. Обычно со второго-третьего занятия собаку начинают приучать к поворотам: дрессировщик резко сворачивает в сторону, дает команду нужного поворота и корректирует движение собаки шнуром. Далее собаку обучают остановке по команде.

Упряжку увеличивают до 4-6 собак, иногда больше, и начинают тренировать одновременно, продолжая обучать движению вперед, поворотам и остановке, согласно соответствующим командам, пока умение у всех собак упряжки не переходит в навык.

Возможные ошибки дрессировщика:

Команды отдают каждый раз на разных языках.
Перед поворотом дрессировщик забывает дать собаке нужную команду.

К спортивным собакам нельзя применять принуждение (это напоминает выработку многих других команд, например, апорта).

Наилучшие спортивные результаты показывает та собака, которая бежит по собственной воле, испытывая радость от самого движения.

Приучение к перетаскиванию груза. Ездовых собак тренируют постепенно, умеренно увеличивая протяженность маршрута и величину груза. Тренировку прекращают при появлении первых признаков усталости у собак, т. е. собака должна пробегать такое расстояние, на котором она испытывает удовольствие от самого движения.

До 8 месяцев основной упор делается не на тренировку выносливости, а именно на дрессировку — выработку нужных, команд, послушания, умения занимать свое место в упряжке, стоять, не путая постромки.

При этом крайне необходим хороший контакт дрессировщика с молодой собакой.

Тренировка упряжки, подготовка собак к соревнованиям.

К соревнованиям допускаются собаки в возрасте года и старше. После того как собаки усвоят все предыдущие навыки, начинается тренировка их на выносливость. Для этого дрессировщик-спортсмен должен четко представлять, на какие соревнования он хочет выставить свою упряжку.

От длины трассы зависит индивидуальный график тренировок. Если, по условиям гонок, собаки должны пробежать дистанцию в 30 км, то подготовка заключается в том, чтобы к 12 месяцам собака была способна это сделать.

Увеличивать дистанцию при тренировках можно на 1/2 часть всего километража каждую педелю. Если собака к концу занятий пробегает 5 км, значит, на подготовку к дистанции в 30 км понадобится не менее полутора месяцев. Количество занятий в неделю также зависит от графика соревнований: если они проходят в два дня подряд, с отдыхом на третий. При подготовке к многодневному путешествию по трассе этапной гонки собаки должны быть приучены бежать 3-4 дня подряд.

Спортивные собаки работают в течение первых двух-трех лет своей жизни. После этого их переводят в разряд племенных или отдают в хорошие руки. Все породы ездовых собак (чукотские ездовые, сибирские хаски, маламуты, самоеды) не отличаются недоверчивостью к посторонним и преданностью одному хозяину, поэтому смену хозяина переносят сравнительно легко. Их них получаются прекрасные собаки-компаньоны, правда, нуждающиеся в большом количестве движений и длительных прогулках.

Подготовка экспедиционных упряжек

На современной Чукотке собачья упряжка пробегает расстояние в 100-150 км, достигая скорости 15-20 км/час. За один переход, в зависимости от местных условий, она делает от 10 до 150 км. Рекомендуемая нагрузка на каждую собаку — 30-40 кг, хотя реально она может доходить до 50-60 кг. От размеров перевозимого груза зависит количество собак: обычно в упряжке бывает 6-10 собак. Расход корма на одну собаку ежедневно — около килограмма рыбы или мяса. Если используются сухие корма, то нормы приводятся в аннотации к этим кормам.

Правила и нормативы гонок на собачьих упряжках

Существует Международная федерация гонок на собаках (IFSS), созданная в 1985 г., а также Российская федерация гонок на собаках, существующая с 1997 г. Международная федерация разработала Правила гонок на собачьих упряжках, включающие отдельные разделы для разных типов и классов гонок. Под последними терминами подразумевается скоростная или марафонская (рассчитанная на несколько дней) гонка, количество собак в упряжке (3, 6, 8, 10) или неограниченный класс (количество собак свыше 10), а также пулка. Разработаны правила для проведения соревнований по скиджорингу и сит-ски. Все Правила охватывают требования, предъявляемые к старту и финишу, прохождению трассы и поведению гонщиков. Это многостраничные документы, которые нет смысла приводить в данном учебнике. К тому же в них, как и в любые другие нормативы, периодически вносятся те или иные изменения.

Как сделать тормоз на мотобуксировщике своими руками?

Некоторые модели мотобуксировщиков уже включают в себя тормозную систему. Если у вас модель без тормоза, вы можете изготовить его своими руками.

Тормозная система для мотобуксировщика состоит из нескольких частей:

Полный комплект тормозной системы

Обычно включает в себя следующие запчасти:

  1. Тормозной диск для ведомого кронштейна на 220 мм.
  2. Тормозная машинка.
  3. Тормозной регулируемый тросик.
  4. Стойка фиксации тормозного механизма.
  5. Ручка тормоза для фиксации на руле

Тормоз из того, что можно найти в гараже

Можно купить или заказать в любом специализированном магазине, включая наш, или найти (изготовить самостоятельно) аналоги.

Нарты - традиционное средство передвижения и перевозки грузов народов Аляски, Чукотки, всего русского Заполярья и крайнего севера американского континента. Очень легкие и тонкие, они вместе с тем прочны и идеально приспособлены для передвижения по бездорожью. С древнейших времен народы, населяющие северные регионы, изготавливали собственные нарты, обходясь только ножом, деревом и ремнями из оленьей кожи. Даже сегодня, когда существуют моторизированные средства передвижения по снежным равнинам, жители северных районов не отказались от нарт, только теперь используются современные инструменты, синтетические и металлические крепления при изготовлении традиционной повозки.

Как изготовить нарты

  • - 1 верхняя перекладина задней опоры,
  • - 1 планка-тормоз,
  • - 1 нижняя дуга,
  • - 1 вертикальная дуга для ручного управления,
  • - 3 нижних перекладины для задней, передней опор и вертикальной дуги,
  • - 2 планки для дублирующих полозьев,
  • - 2 пластиковые полоски (подставки для ног),
  • - 2 планки для скрепления настила с передком,
  • - 2 планки для передней опоры,
  • - 5 планок для настила,
  • - 2 планки для задней опоры,
  • - 2 планки для полозьев,
  • - 2 планки для перил,
  • - 2 планки для скрепления настила с полозьями,
  • - 4 планки для скрепления настила,
  • - 1 клинообразная планка для скрепления настила и полозьев,
  • - устройство для увлажнения дерева горячим паром,
  • - дрель и инструменты для обрезки дерева,
  • - клей, болты, нейлоновый корд, эластичный трос.

Сделайте нарты для езды на собаках (управляющий такими нартами человек стоит на полозьях сзади). Возьмите две планки для полозьев (из ясеня, березы или ольхи) и выполните пилой тонкий продольный разрез на длину загибаемой части, так будет легче загнуть древесину. Размеры всех деталей нарт индивидуальны, предлагаемая длина – 2 м 44 см, загибается примерно 1/3 длины полозьев, длина полозьев после сгибания – 2 м 36 см.

Увлажните горячим паром планки для полозьев и загните переднюю часть, оставьте в зафиксированном положении на два дня, затем промажьте клеем разрез, зафиксируйте и оставьте высыхать на два дня. Для креплений болтами и кордом во всех деталях следует просверлить отверстия. Положите дублирующие полозья на основные планки и скрепите болтами (длина дублирующих полозьев – 1 м 75 см). Положите клинообразную планку длиной 53 см на передние загнутые концы полозьев и также скрепите ее с ними при помощи болтов.

Привяжите нейлоновым кордом переднюю опору (длина – 29 см, ширина – 48 см), вертикальную дугу (длина – 99 см, ширина – 48 см) и заднюю опору (длина – 70 см, ширина – 48 см) к скрепленным дублирующим и основным полозьям, затем привяжите нижние перекладины к вертикальной дуге для ручного управления, к передней и к задней опоре. Прикрепите кордом верхнюю перекладину к задней опоре (опора - две вертикальные планки, скрепленные перекладинами; передняя опора скреплена одной перекладиной, задняя - двумя, верхней и нижней).

Соберите решетку настила, соединив болтами 5 планок длиной 1 м 24 см с 2 планками длиной 51 см, уложенными поперек, и 2 продольными боковыми длиной по 1 м 24 см. Установите и прикрепите настил нейлоновым кордом к передней клинообразной планке, передней и задней опоре, вертикальной дуге и нижней перекладине задней опоры.

Увлажните паром планки для перил (длина - 110 см), согните и прикрепите кордом к вертикальной дуге, опорам и боковым планкам настила. Прикрепите с помощью болтов нижнюю (горизонтальную) дугу к передней опоре, длина нижней дуги 104 см, длина загнутой части – 33 см, ширина – 48 см. Привяжите переднюю часть нижней дуги к боковым планкам настила и к клинообразной планке.

Присоедините подставки для ног в задней части дублирующих полозьев с помощью винтов. Прикрепите планку-тормоз (длина – 71 см) болтом к перекладине передней стойки и петлей – к верхней перекладине задней опоры. Привинтите к планке металлический шип для торможения, острием вниз.

Обвяжите нарты эластичным тросом следующим образом: за ножку задней опоры, за ножку вертикальной дуги и передней опоры, за середину нижней (горизонтальной) дуги, затем выполните то же самое с другой стороны нарт в обратной последовательности. Таким образом, весь низ нарт будет скреплен с серединой нижней дуги, где крепятся постромки собачьей упряжки. Нарты готовы.

Все началось с Маи

Уже за несколько метров до вольера слышится многоголосый собачий лай — четвероногие чувствуют и приветствуют хозяина. В этом хоре выбивается один голос, который не лает, а будто слова выговаривает.

У Владимира в запасе много историй, связанных с разноглазой красавицей Маей.


Фото: Владимир Воропаев

Фото: Владимир Воропаев

Нарты своими руками

В 2012 году у Владимира появилась и первая амурская лайка индана, а еще большая мечта — создать полноценную собачью упряжку. Два года ушло на то, чтобы прочитать десятки книг на эту тему и своими руками сделать нарты.


Фото: Владимир Шаронов

Фото из личного архива Владимира Шаронова

Тормоза не для трусов

Хотя без проб и ошибок тоже не обошлось. Одна из них едва не закончилась трагически.

— Первые свои нарты сделал без тормозов, — вспомнил историю наш герой. — Думал, зачем мне они? Тормоза ведь трусы придумали. И понял, что ошибался, когда с сопки летел, в прямом смысле. Во время первой поездки врезался на приличной скорости в дерево, сломал левую лыжню, перелетел через нарту. К счастью, ничего не сломал. После этого случая уже сделал тормоза.

Владимир Шаронов признался, что не планировал хобби превращать в бизнес, все произошло случайно зимой прошлого года.

Беспокойное пополнение

Помимо разработки туристических маршрутов, у Владимира новая забота — несколько месяцев назад сразу две его лайки ощенились. Сейчас в вольере резвятся шесть взрослых собак и десять щенков.


Фото: Владимир Воропаев

Фото: Владимир Воропаев


Фото: Владимир Воропаев

Фото: Владимир Воропаев

Владимир признался, что щенки, которые сейчас больше похожи на плюшевых неуклюжих медвежат, — будущие чемпионы. Именно их он будет готовить для большой упряжки из десяти собак. Сейчас каюр собирается установить рядом с вольером тренировочное колесо, как для хомяков, только гораздо больше, чтобы будущие чемпионы могли тренироваться в любое время года.

Посмотреть на замечательных собак Владимира Шаронова, а также договориться на поездку можно на его страничке @amur_region_indana в Instagram.



Читайте также: