Тренажер для глаз в детском саду своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Современный образ жизни способствует ухудшению зрения. Дети пользуются телефонами, смартфонами, долго смотрят телевизор или играют за компьютером. Дистанционное обучение вызывает повышенные зрительные нагрузки, что негативно влияет на зрение детей. Да и при обычном обучении, учебная нагрузка возрастает после третьего класса и к пятому классу, многие дети уже вынуждены носить очки.

Данные тренажеры применяются в кабинетах охраны зрения, в детских садах, школах; Тренжеры прошли клиническую апробацию в институте офтальмологии, в офтальмологических центрах, а также рекомендованы для комплектации кабинетов здоровья на базе школ.

Сам тренажер выполнен из экологически чистых материалов. Один тренажер может применятся всей семьей. Это инновационный современный метод для проведения гимнастики для глаз.

Тренажеры-массажеры для глаз

Тренажер представляет собой мощные очки, которые хорошо прикрепляются к голове и массируют большую область вокруг глаз. Зона прикосновения к глазам, снабжена дополнительными массажными щупальцами. Между ними находятся магниты, прибор дополнительно оказывает стимуляцию магнитотерапией.

Массажеры подключаются к сети и имеют пульт управления. Часто в приборах заложен таймер, процедура должна длиться не более 15 мин. После включения начинается слабая вибрация. Перед сеансом лучше принять удобную позу, с прибором ходить нельзя, да и расслабляться, лучше всего полулежа.

УДАЛЕННАЯ РАБОТА

При удаленной работе резко возрастает нагрузка на глаза, а длительная работа за компьютером или планшетом снижает аккомодацию, приводит к таким неприятным эффектам как двоение изображение, жжение в глазах и даже головные боли, сухость глаз и снижение остроты зрения. Наши глаза не приспособлены к длительному просмотру чего-либо в одной плоскости.

Современный ритм жизни не дает времени для тренировки глаз (например, точка на стекле). В итоге, мы теряем зрение и вместе с ним возможности, ведь от зрения зависят все сферы жизни (творчество, спорт, вождение автомобиля, личная жизнь, работа).

Мы разработали прибор, который позволит проводить профилактику ухудшения зрения, а также способствовать улучшению зрения без операции всего за 2,5 минуты в день. Тренажер также позволяет снимать напряжение при длительных зрительных нагрузках.

Тренажер для глаз Базарного

Российский ученый В. Ф. Базарнов долгие годы изучал здоровье глаз школьников и разработал уникальный тренажер. Его можно изготовить своими руками, а при длительном использовании обходиться и без него.

Офтальмологи отмечают хорошее действие тренажера. Также его высоко оценили нейропсихологи. Работа с тренажером ежедневно повышает оценки в школе, детки начинают лучше концентрироваться над заданиями, лучшее соображать в логических задачах.

Сам тренажер для глаз Базарного представляет собой рисунок на стене или потолке из 3 разноцветных линий. В центре крупная горизонтальная восьмерка или знак бесконечности, например зеленого цвета. Вторая линия овальная, чуть больше восьмерки, зеленого цвета. Третья линия полностью повторяет вторую, чуть больше диаметром и красного цвета.

Часто эти три фигуры наносят на стандартный лист ватмана. На стену или потолок крепится так, чтобы пациент мог стоя рассмотреть все линии. Находят точку, от которой начинает глазами повторять восьмерку, затем оба овала. Маленьким деткам сложно сконцентрироваться и не потерять линию, можно помогать себе пальцем, ручкой или указкой.

Противопоказаний нет, если только не общее плохое самочувствие. Обычно все с удовольствием делают упражнения. Рекомендуется делать каждый день по 1 подходу 20 раз по каждой линии, или перед сложной работой, где необходима концентрация.

УХУДШЕНИЕ ЗРЕНИЯ С ВОЗРАСТОМ

С возрастом начинают проявляться возрастные изменения в организме. Для сохранения зрения, а также улучшения рекомендуется проводить тренировку глазных мышц. Для возрастных групп младше 75 наблюдаются улучшения, а в группах 75+ удается добится остановки падения остроты зрения. Тренажер для глаз могут использовать люди любого возраста в домашних условиях.

Не требуется какой-либо подстройки, т.к. тренажеры рекомендуется использовать с индивидуальной оптикой (очки, линзы). Если удается разглядеть четко изображения без очков, занятия можно проводить без них. Время занятия 2,5 минуты в день.

Можно проводить после просмотра телевизора или чтения газет.

Тренажеры не помогают только при глаукоме, отслойке сетчатки или последствий инсульта, полной слепоте. При всех остальных паталогиях наблюдается оздоровительный эффект.

За счет улучшения циркуляции крови в процессе тренировок, улучшается приток полезных и питательных веществ к мышцам глаз, что способствует регенерации тканей.

Цвета каждой траектории должны быть строго соблюдены.

Самый простой способ

ПЛОХОЕ ЗРЕНИЕ

Тренажер позволяет естественным путем улучшать работу циллиарных мышц глаза, что способствует повышению остроты зрения:

  • при астигматизме;
  • при амблиопии, близорукости, дальнозоркости;
  • частичной атрофии глазных мышц;
  • при косоглазии у детей;
  • при длительных зрительных нагрузках;
  • при постоперационной и постравматической реабилитации;
  • при некоторых видах возрастных изменений;
  • при некоторых видах мигреней













Методика безопасна и физиологична для глаз, так как тренажер выполняет функцию динамической тренировки фокусировки, которая уже давно используется в качестве зарядки для глаз. Соединяет в себе работу двух приборов. В отличие от стационарных приборов он мобилен, прост в использовании и эффективен за счет игровой формы занятий. Действует за счет изменения расстояния до фокусируемого объекта, а также за счет импульсной цветостимуляции цилиарной мышцы. Имеет безлинзовую конструкцию.

Плюсы таких очков

1. Глаза устают значительно меньше, потому что не нужно постоянно их напрягать.

2. Острота зрения значительно повышается.

3. Снижается астеничность глаз.

4. Увеличивается работоспособность.

5. Очки-тренажёры для глаз не позволяют их мышцам атрофироваться.

6. Прибор способен замедлить процесс потери хрусталиком его эластичности.

7. Обмен веществ в тканях глаза приходит в лучшее состояние.

8. Улучшается движение крови по сосудам глаза.

Ограничения в ношении прибора

Но далеко не всем людям можно использовать этот тренажёр для глаз. Существуют некоторые болезни, при которых нельзя использовать перфорированные стёкла:

— повышение внутриглазного давления (глаукома);

— болезни сетчатки (можно носить очки только после консультации с офтальмологом, который разрешит или запретит ими пользоваться);

— миопия высокой степени (прогрессирующая близорукость).

Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения по методике В.Ф.Базарного



Учебный процесс в современной школе организован не совсем рационально и он требует от учеников большой отдачи физической и психической энергии. Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие. Как же можно сберечь здоровье и зрение учеников?


Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.


Чтобы избежать проблем со зрением и сберечь здоровье детей, В.Ф. Базарный предложил проводить уроки так, чтобы максимально уменьшить утомляемость и напряженность учеников в процессе учёбы.

По методике Базарного школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.

Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

Кстати, если у вас есть возможность, можете проверить, насколько повысится работоспособность, если использовать конторку вместо стола на рабочем месте (или дома).

С целью уменьшения зрительного напряжения на уроках, проводимых по методике Базарного, школьники получают зрительную информацию не только из книг, но из расположенных на разных расстояниях и в разных местах класса таблиц, ярких картинок, цветных схем и подвижных дидактических материалов.

Вот видео о том, как происходит учебный процесс в школе по методике Базарного:

Особую роль в профилактике зрительного утомления на уроках играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен классной комнаты:


Этот тренажер можно использовать не только в школе, но и дома или в офисе. Если вы длительное время работаете с бумагами или за компьютером, вы можете делать паузы (например, каждый час), чтобы поработать с тренажером В.Ф. Базарного для уменьшения зрительного утомления.

На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры как на рисунке выше. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения. Для упрощения восприятия каждая зрительная траектория имеет свой.

Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя .

Эффект снятия зрительного напряжения при занятиях на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.

1) только глазами при неподвижной голове и туловище;

2) с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека. Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.

Если у вас нет возможности сделать себе зрительный тренажер, можете заниматься, используя эту онлайн-презентацию глазной гимнастики Базарного:

Подсказка: чтобы запустить презентацию, нажмите последовательно кнопки и .

Если вы хотите работать с презентацией на своем компьютере без подключения к Интернет, скачайте по этой ссылке презентацию в формате PowerPoint.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране, сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в период от 1-го до 5-го года жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, его преломляющая сила и вес глазного яблока, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко - остроте зрения. Острота зрения равняется 1,0 (т.е. норма), формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. Так, при рождении большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальным зрением. Однако от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает и близорукость. Кроме того, в 2-3-х летнем возрасте наиболее активно формируется совместная работа обоих глаз, поэтому именно в этом возрасте может возникнуть косоглазие.

Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Если еще деся-ток лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей, с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. Это связывают с влияния дисплеев и компьютеров, электронных игрушек на зрение.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер. Необходимо, чтобы она представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Эти упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности.

В ДОУ одной из задач здоровьесбережения является охрана и гигиена зрения.

Педагогам необходимо обеспечить оптимальные условия для деятельности глаз, которые будут способствовать общему развитию, повышать общую и зрительную работоспособность и препятствовать утомлению глаз и связанных с ним расстройств зрения.

С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее зрение и попытаться сохранить его на долгие годы. Самое главное – не допускать раннюю и непомерную нагрузку на глаза: нельзя на близком расстоянии рисовать, лепить, смотреть иллюстрации дольше 10 – 15 минут. Необходимо следить за осанкой ребёнка, правильностью его посадки: при низком наклоне создаются условия для искривления позвоночника и развития близорукости. Особое внимание следует уделить правильному освещению – обеспечить сочетание общего и местного освещения. Настольные лампы должны быть мощностью 60-75 ватт. Лучше использовать галогеновые лампы, они более равномерно освещают поверхность стола. Лучше, если ребёнок будет заниматься сидя за столом. Не злоупотреблять с использованием компьютера, кото-

рый отрицательно влияет на зрение и приводит к пересушиванию глаз, коньюктивитам, астенопии (отсутствию силы зрения).

Как сохранить зрение

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий. Дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте - читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения. Однотипные занятия, связанные с напряжениием зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

Длительный просмотр телепередач или занятий на компьютере оказывают вредное воздействие на зрение. Длительность непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере для дошкольников и младших школьников не должна превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2-х до 5-ти метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка ( 40 см ). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее рас-стояние для зрительной деятельности - 30- 35 см .

Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости. Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа, т.к. эта привычка может явиться одним из провоцирующих близорукость факторов.

Все упражнения условно можно разделить на несколько групп: упражнения для активизации работ мышц глаза; глазодвигательные упражнения; упражнения для формирования бинокуляр-ного, стереоскопического зрения; комплексы упражнений для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, координации действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами), цветоразличения основных цветов. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз игры:

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

(прием зашумления) - найти предметы.

Метка на стекле (По Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы (сокращение мышц хрусталика). Способствует профилак-тике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевес-ти взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Упражнения, полезные для снятия зрительного напряжения:

Поставить перед глазами на расстоянии 30 см . по средней линии палец или карандаш, посмотреть на палец (карандаш), затем вдаль. Повторить 5 раз.

Посмотреть на палец вытянутой руки, отвести руку в сторону, следя за пальцем глазами и не поворачивая головы. Передвинуть руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз.

Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 5 раз. Быстро моргать в течение 1 минуты.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений зрения.

Упр. 1 Дети встают и, не отрывая взора от предмета в руках воспитателя (мяч, игрушка), приседают. Воспитатель командует:

- Дети, встали прямо, смотрим на фигурку (мяч) в моих руках.

- Теперь приседаем и продолжаем смотреть на мяч (фигурку). Спина прямая, голову держим прямо.

Повторить 5 – 6 раз.

Упр. 2 Приседание с предметом в руках. Воспитатель командует:

- Дети встали прямо, обеими руками взяли карандаш (линейку). Руки прямые, вытянутые вперед, карандаш (линейка) перед собой, смотрим на карандаш и приседаем, голову держим прямо.

Повторить 5 – 6 раз.

Упр. 3 Прицеливание.

Воспитатель прикрепляет к доске (стене) на уровне глаз ребенка ( 90 см от пола) квадрат (кружок треугольник). Далее дает команду:

- Дети, взяли в правую руку карандаш, держим его перед собой на уровне глаз. Посмотрели все на кончик карандаша, совместить его с основанием квадрата (кружка, треугольника).

Повторить 5 – 6 раз.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаз

1. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

2. Поставить указательный палец на расстоянии 25- 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз).

3. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза)

4. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

6. Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Описание: profilaktika-zritelnogo-utomlenija-_5

Методика профессора В.Ф. Базарного

применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.


-один небольшой для работы на столе, другой вывесить на доске - он используется для тренировки глаз на дальнем, но привычном для ребенка расстоянии с его места в группе. При работе можно использовать лазерную указку (для показа траектории движения глаз). Тренажер помогает снять зрительное утомление.

Схема упражнений:

-Обежать только взором, не двигая головой, красный прямоугольник

(4 движения полного цикла).

- Обежать взором зеленый прямоугольник.

- Обежать взором диагональ из угла в угол, поочередно каждую.

- Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.

Релаксация – для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успо-коению проводится мышечная релаксация.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

«Ресницы опускаются… Глаза закрываются…Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем.…Наши глазки отдыхают, засыпают…(2 р)

Шея не напряжена, а расслаблена она…Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко. Мы чудесно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем…

является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз.

Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

4. Веки закрыты, делать глазными яблоками круговые движения, сначала в одну, затем - в другую сторону. Упражнение повторить по 10-15 раз в каждую сторону.

5. Веки глаз закрыты. Сесть, расслабиться, потереть переносицу тыльной стороной ладони. Продолжительность упражнения - две - три минуты.

Ц в е т о т е р а п и я

Упражнения восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зри-тельных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.

На зрительные ориентиры (цветные пятна) предлагается детям смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных моментах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах):

–красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);

-оранжевый или желтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость);

-синий , голубой или зеленый – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.

Упражнение способствует расслаблению глаз, дает полноценный отдых.

Профилактика утомления глаз-методика Ковалева В.А.

1. Массаж активных точек лица.

Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине.

Какой цвет флажка использовать и когда? В понедельник используется красный цвет (дети ещё утомлены после выходных). Во вторник подойдет желтый, в среду - зеленый, затем голубой и фиолетовый.

Физминутки для глаз

1. Всю неделю по – порядку, глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся. Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

2. Во вторник часики глаза водят взгляд туда – сюда, ходят влево, ходят вправо , не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

3. В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать. Жмуримся и открываем. Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

4. По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль. Что вблизи и что вдали - глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25- 30 см . от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

5. В пятницу мы не зевали -глаза по кругу побежали. Остановка и опять в другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;

(совершенствует сложные движения глаз).

6. Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол

и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

7. В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять. Чтобы глазки закалялись - нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Просмотр стереограмм

Какая польза для зрения от просмотра стереограмм? Польза в том, что зрение расфокусируется и при просмотре подряд 20-30 стереокартинок мышцы расслабляются. Во время интенсивной работы с глазами каждый час нужно отвлекаться и просматривать подряд 20-30 стереокартинок, чтобы расслабить мышцы глаз и не допустить перенапряжения, к примеру, во время работы за компьютером для профилактики тем, у кого хорошее зрение, в таком режиме глаза к концу дня не устают. Нет боли и напряжения. Детям, к примеру, интереснее разглядывать стереокартинки, чем делать тот же самый пальминг.

Электронные физминутки для глаз

Гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

На сегодняшний день специалистами по охране зрения разработаны различные профилактические упражнения и физминутки для глаз.

В ы в о д ы

Таким образом, систематическое проведение профилактических и оздоровительных упражнений для глаз способствует укреплению глазных мышц, снятию с них напряжения. Глаза получают возможность свободно двигаться. При ежедневном их выполнении глазные мышцы надолго сохраняют эластичность и гибкость. Упражнения для глаз активизируют их кровоснабжение и способствуют поступлению кислорода. Наблюдается заметное улучшение зрения. Активизируется и развивается зрительная система.

цвет глаз

Ф.В. Базарный — окулист, доктор медицинских наук и профессор.

Офтальмолог более 20 лет занимается вопросами оздоровления.

Под его руководством специалисты лаборатории защитили 44 оздоровительных патента для детей дошкольного и школьного возраста.

Русский ученый, доктор и учитель помогает предотвратить изменение численности видящего населения путем сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Принцип глазной гимнастики Базарного

Тренировка выполняется по словесной инструкции. Офтальмотренажеры могут быть горизонтальные или вертикальные. Основные принципы:

  • учет возрастных особенностей;
  • регулярность выполнения;
  • постепенное увеличение нагрузок;
  • развитие интереса у ребенка к выполнению упражнений;
  • сочетание тренировки с двигательной активностью.

В 4 верхних углах помещения разместить запоминающиеся картинки, желательно те, которые ребенок не знает.

Например, сцены из мультфильмов, пейзажи. Одна картинка разделяется на 4 части. Средние размеры каждого изображения лист A4. Под каждым листом размещается цифра в соответствующей последовательности. Детей укладывают на массажные коврики в свободном состоянии и просят фиксировать взгляд по команде преподавателя на определенной цифре, изображении или цвете. Занятие продолжается не более 2 минут.

Зрительно-координаторный тренажер

На любой стороне помещения вешают диаграмму, указанную ниже, на которой присутствует два овала — красного и фиолетового цвета, желтый крест и 2 зеленых соприкасающихся круга.

Важно, чтобы диаграмма была цветная. Именно это позволяет развивать зрение и координацию.

Зрительно-координаторный тренажер

Способ работы с офтальмотренажером:

  1. Дети должны следить глазами по указанному направлению. На схеме стрелками указаны движения. Необходимо указкой пройтись по фигуре.
  2. Упражнение выполняется стоя.
  3. Ребенок глазами водит в указанном направлении по определенной фигуре, не двигая головой и туловищем или, наоборот, активно двигаясь.

Базарный рекомендует выполнять по 10–12 движений. Данная тренировка улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнение выполняется в сидячем положении . Глаза прикрыть и вообразить, что нос — это ручка. Рисовать в воздухе цифры, буквы или животных. Выбрать, что подходит детям больше, в соответствии с их уровнем развития. Постепенно давать более сложные задачи.

Полезное видео



Офтальмотренаж – это профилактика оздоровления глазных заболеваний. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре мы включили оздоровительно – профилактические действия на профилактику близорукости.

Оборудование для офтальмотренажа сделанное своими руками:



Цель: развитие способности глаза лучше видеть какую-то одну точку; улучшить управление фокусирующими механизмами глаз. Материалы: — Пластмассовые катушки от ниток — картон для карточек — липучка.

Способ изготовления и работы с тренажёром:




Цель: укрепление глазодвигательных мышц, улучшить координацию глаз и мозга. Материалы: Линейка 50 сантиметров, катушка от ниток пластмассовая, картон для карточки.

Способ изготовления и работы с тренажёром:

1. На линейку 50см. Наклеиваем пластмассовую катушку от ниток. 2. Изготовляем из картона карточки с рисунками и делаем внизу прорези, чтобы можно было надеть карточку на линейку (карточка должна двигаться вдоль линейки свободно). 3. Ребёнок берёт тренажёр закрывает один глаз, а вторым смотрит в катушку и начинает двигать карточку ближе к глазу (до тех пор пока изображение не начнёт расплываться), а затем удалять (пока не начнёт видеть картинку отлично). Так несколько раз.



Цель: развитие способности смотреть двумя глазами в одну точку. Материал: Бельевая верёвка белого цвета, крышки пластмассовые

Способ изготовления и работы с тренажёром:

1. На бельевую верёвку навязываются узелки (10 штук) и продеваются пластмассовые крышечки разного цвета. 2. Один край верёвки приклеивается к стене (немного ниже уровня глаз)кусочком скотча, другой край берёт ребёнок в руки и обматывает вокруг указательного пальца. Подносит к кончику носа. 3. Сначала ребёнок смотрит на кончик носа. Потом закрывает глаза и делает вдох. 4. Перемещает взгляд на стену туда где приклеена верёвка. Затем вы просите посмотреть ребёнка на красную крышечку (№5), синюю (№1) и перемещайте взгляд ребёнка от первой крышечки до десятой (посмотри на зелёную, белую и т.д.)



Цель: улучшить координацию и равновесие в работе глаз и мозга, восстановить гибкость глазных мышц. Материалы: Картон, цветной скотч, резинка.

Способ изготовления и работы с тренажёром:

Оборудование для зрительно – двигательных траекторий:



Цель: добиться координации и тонуса мышц, находящихся вокруг глаз, снизить внутриглазное давление. Материалы: картон, цветные маркеры, картинки.

Способ изготовления и работы с оборудованием:

1. Рисуются различные траектории движений на альбомных листах или ватмане. 2. приклеиваются различные картинки. 3. Готовое оборудование крепится к стене на уровне глаз ребёнка. Проводите указкой по траектории движений и просите детей спасти лягушку от цапли, довести котёнка до домика, проследить за полётом бабочки и т.д.

Оборудование для релаксации:



Цель: улучшить подвижность глаз, снять мышечное напряжение в области глаз. Материалы: картинки готовые или выполненные самостоятельно.

Способ изготовления и работы с тренажёром:

1. Из картона изготавливаются аппликации различных животных. И приклеиваются на стену под потолком в каждом углу. 2. При рисовании, лепке и других видах деятельности глаза детей находятся в постоянном напряжении, чтобы расслабить мышцы глаз, педагог читает маленькое четверостишие и просит детей найти картинку с героем это стихотворения. 3. Дети, поворачивая голову и корпус, ищут картинку и смотрят на неё 3 мин. Педагог может ещё раз прочесть четверостишие.


Оборудование для дидактических игр:

Цель: воспитывать в детях бережное отношение к своему организму и сохранению своего здоровья.



Цель: показать детям продукты содержащие витамин А. Материалы: перчатка, нитки, двусторонний скотч, картон, картинки.

Способ изготовления и работы с дидактической игрой:

1. К перчатке на ладонь приклеивают картинку витамин А, а на другую сторону картинку с глазом. 2. От каждого пальчика на нитку крепиться картинка с продуктом в котором содержится витамин А . 3. Ребёнок должен рассказать и показать в каких продуктах содержится витамин А и для какого органа он полезен.




Цель: знание витаминов и продуктов содержащих витамины. Материалы: картон, цветные маркеры, картинки.

Оборудование, выполненное своими руками многофункционально, эстетически оформлено, безопасно. Привлекает внимание детей и повышает интерес к работе с этим оборудованием.







Индивидуальные офтальмотренажеры для детей дошкольного возраста своими руками

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Читайте также: