Транспондер своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Можно ли проехать по платной дороге без оплаты? И насколько хватает встроенного аккумулятора в конструкции транспондера? Эти вопросы часто задают водители, которым приходится ездить по платным автобанам. Возможно ли самостоятельное обновление батарейки в транспондере?


Причины

Замена батарейки в устройстве T-Pass требуется в случае завершения срока годности элемента питания или при повреждении. Транспондер размещается на ветровом стекле в районе зеркала заднего вида. В этом месте есть особая точка для крепления передатчика сигналов.

Есть ограничение от производителя: нельзя размещать прибор в условиях сильных температурных контрастов, в мороз или на палящем солнце. Эти факторы резко сокращают срок работы батареи. Для профилактики поломок следует снимать прибор, когда в нем нет необходимости.

Также нельзя подвергать транспондер:

  • Намоканию.
  • Воздействию химии.
  • Разборке.
  • Тряске и ударам, механическому воздействию.

Эти рекомендации вполне простые, но многим водителям неясно, почем нельзя своими силами менять батарейки. Есть ли такие батарейки для замены? Да, такие элементы питания есть в продаже. Но стоит ли их использовать? Ведь для установки батарейки нужны паяльники и навыки работы с электроникой.

Срок работы

Гарантийный срок службы питательного элемента – не более 2 лет. Определяющим фактором является корректная установка, соблюдение инструкций по эксплуатации прибора. Реальный срок работы превышает гарантийный и достигает 5-7 лет.

Если в течение гарантийного срока владелец сталкивается с поломкой или сбоями в работе T-Pass, то он может сдать неисправное устройство и взамен бесплатно получить новое.


Сервис в рамках расширенной гарантии включает возможность получить продление срока годности еще до 3 лет. Для получения расширенных опций делается небольшая доплата до последнего дня действия основного гарантийного периода. Соответственно, транспондер может работать под гарантией почти 5 лет. В случае любой поломки в этот период можно обменять дефектную модель на аналог.

Можно менять или нет

Ответ по поводу замены батарейки может быть неоднозначным. Прибор подключен к лицевому счету автовладельца. Каждый водитель может отслеживать баланс, корректно и вовремя оплачивать проезд. Транспондер может быть не персонифицированным.

Если батарейку вынимают происходит информационный сбой , дальнейшее использование устройства бывает уже невозможным – сведения о счете и проезде поступают искаженно либо не поступают на сервер. Это не связано с балансом счета, он может быть положительным. По этой причине, для профилактики сбоев транспондеры поступают в продажу со встроенной батарейкой. Срок работы такого устройства – очень большой.

Процедура замены

Основная контролирующая организация Автодор не рекомендует заниматься самостоятельной заменой батареек в приборе. Однако есть водители, которые стремятся сами решить этот вопрос.

Транспондер разбирается легко, вскрытие лучше начинать с левого нижнего угла, где нет защелок. Внутри открывается приваренная микросхема на 4 точках крепления. Можно проверить батарейку мультиметром – показания могут быть разными.

Контакты отрывают аккуратно, далее вставляют новую батарейку. Ее лучше при покупке проверить мультиметром в процессе покупки. Установка делается с использованием технологии точечной сварки для приваривания контактов либо пайкой. В идеале можно припаять концы контактов от USB-провода для обеспечения питания от бортового компьютера.

Транспондер собирают в обратной последовательности, проверяют его работоспособность. Если проблема с работой была именно в севшей батарейке – он должен функционировать. В противном случае стоит заменить прибор на новый (однако гарантия в этом случае уже действовать не будет).

Сложность в том, что даже опытные в инженерии водители не всегда удачно справляются с самостоятельной заменой батареи. Транспондер выходит из строя через пару месяцев после операции либо позже. Поэтому оптимально все-таки использовать гарантию и заменять прибор на аналогичный у поставщика.


Мой транспондер ЗСД перестал работать примерно за 5 лет.

Видимо, мне не повезло - утверждается, что срок службы от 5 до 9 лет.

Раньше транспондер выдавали бесплатно.

Но если бы я решил его заменить сейчас, то мне это обошлось бы в тысячу рублей с гарантией два года.

Ну или 50 рублей в месяц, что в итоге скорее всего менее выгодно.

Но разборка транспондера ЗСД показала, что внутри батарейка CR2032, которые китайцы продают просто на вес.

Единственный нюанс - в транспондере батарейка приварена к держателю.

Сварка батареек это отдельное развлечение, при желании можете поискать в интернете. Но в данном случае это не имеет смысла, поскольку нам надо так заменить батарейку, чтобы транспондер ни на секунду не оставался без питания.

Хитрые ЗСД-шники не сохраняют идентификатор в энергонезависимую память, поэтому если отключить батарейку, то ваш транспондер превратится в бесполезный хлам.

На aliexpress за 60 рублей включая доставку можно купить пару “батареек для BIOS” - это те самые CR2032 но уже с удобно припаянными проводочками.

Для нашего циркового трюка по замене батарейки транспондера ЗСД нам понадобятся обе.




Как разобрать транспондер ЗСД? Отогните наружу края с зацепами.


И вот перед вами вскрытый транспондер ЗСД.

Чтобы транспондер не отключался от батарейки, мы заменим ее в два этапа.

Вначале припаяйте новую батарейку, параллельно старой, с стороны монтажа платы - противоположной стороне с батарейкой.

Аккуратно отпаяйте старую батарейку. Я руками отогнул вначале минусовой контакт, нагрев его паяльником. А потом по одному выпаял два контакта плюсовой стороны батарейки.

Не советую выкусывать кусачками или поддевать батарейку чем-то стальным - почти наверняка вы закоротите батарейку.

После этого припаиваем вторую батарейку с той же стороны, где была старая.

Приклеиваем ее так, чтобы она попала в углубление для нее в корпусе транспондера ЗСД.

Что это за устройство, как работает и какие виды транспондеров бывают. Обязательно ли его покупать или можно просто взять в аренду?


Все автомобильные новинки для России в 2022 году. Полный гид по моделям

Для удобства автомобилистов придумано немало гаджетов, и транспондер — один из них. Небольшое устройство помогает экономить не только деньги, но и время: оплата происходит автоматически и водителю не нужно останавливаться на пункте взимания платы. В среднем размер скидки составляет 15%. Разбираемся, какие транспондеры существуют и для каких дорог они подходят.

Что это и как работает

Транспондер — это электронное устройство для автоматической оплаты, которое позволяет проезжать пункты взимания платы (ПВП) на платных трассах почти без остановки. Внешне он напоминает небольшую коробку размером чуть больше спичечного коробка, корпус которой сделан из пластика. Автомобилисты крепят транспондер с внутренней стороны лобового стекла, мотоциклистам советуют вешать устройство в специальном чехле на предплечье.

Чтобы водитель мог контролировать работу транспондера, гаджет издает короткие звуковые сигналы:

  • 1 раз — транспондер считан и оплата прошла.
  • 2 раза — транспондер считан, но количество средств на счету заканчивается.
  • 4 раза — транзакция отклонена из-за технического сбоя, недостатка средств или по другим причинам.


Транспондер работает от литий-ионной батареи, которая не требует подзарядки и замены, как минимум, в течение пяти лет. В комплекте с устройством идет кронштейн для крепления. Дополнительно можно приобрести специальный zip-пакет, защищающий от случайного списания средств с другого устройства.

На каких дорогах нужен транспондер

Сегодня в России несколько платных дорог и участков. Все они поддерживают работу транспондеров, помимо оплаты наличными и банковской картой. Список таких дорог:

Для проезда без остановки на пунктах взимания платы организованы специальные полосы, выделенные зеленым, красным или желтым цветом. Дополнительно информация всегда дублируется знаками и разметкой.

Виды транспондеров

Все транспондеры делятся на две основные группы: персонифицированные и неперсонифицированные. Разница двух устройств в степени идентификации пользователя. В первом случае он привязывается к конкретному водителю по паспортным данным. Неперсонифицированные транспондеры — это анонимные устройства без указания информации о владельце.

В обоих случаях предоставляется стандартная скидка на проезд, но у идентифицированных пользователей возможностей больше. Они участвуют в программах лояльности, накапливают бонусные баллы, пользуются мобильным приложением и личным кабинетом, где хранится информация о всех поездках и списаниях со счета и прочее.

В зависимости от того, по какой трассе планируется поездка, можно подобрать наиболее выгодный транспондер. На сегодняшний день их четыре:

T-Pass

Для трассы М4, участков дороги М11, трассы М3 и ЦКАД. Со 2 августа 2021 года в тарифах оператора произошли изменения [1]: скидки по транспондеру сохранились только на ЦКАД. На М3, М4 и М11 тариф был изменен и приравнен к оплате наличными. При этом сохранилась возможность применять бонусы по программе лояльности — скидка от 3% до 15%. Стоимость транспондера составляет от 1500 руб. [2].


Для участка трассы М11 с 15 по 58 км по маршруту "Москва — Шереметьево — Солнечногорск". Можно подключать абонементы для поездок на дачу или работу [4]. Предоставляется в аренду за 50 руб. в месяц с первым минимальным взносом 1000 руб. [5].

Как пользоваться транспондером

Специальных навыков транспондер не требует. Для корректной работы его просто нужно правильно установить и вовремя пополнять баланс лицевого счета. В случае неисправности оборудование можно обменять у продавца.

Как установить

Транспондер устанавливают с внутренней стороны лобового стекла — исключение составляют мотоциклы (для них предусмотрены специальные крепления на руку). В легковом автомобиле устройство размещают сразу за зеркалом заднего вида. Это место обычно выделяется заводской тонировкой с перфорацией. Особенно это актуально для стекол с многослойными защитными или атермальными покрытиями, а также нитями электрообогрева. У таких авто в остальных местах стекло не пропустит радиосигнал.

Как крепить транспондер к лобовому стеклу

Авто

Перед тем как крепить транспондер к лобовому стеклу машины, нужно ознакомиться с правилами его установки. Узнать о том, куда его монтировать, можно в инструкции к прибору, в которой есть фото и описание, или на официальном сайте производителя.

Транспондер: что это такое

Транспондер

Транспондер — электронное устройство для оплаты проезда на платных дорогах.

Так называется небольшое электронное устройство, с помощью которого производится оплата проезда по специальной полосе платных автомобильных дорог.

Разновидности

Ранее для передвижения по частной автотрассе необходимо было приобретать транспондеры, принадлежащие ее владельцу.

Но в ноябре 2017 г. эти компании подписали соглашение о взаимном использовании любого устройства на всех платных шоссе. Такая система называется интероперабельной.

Сейчас в России автолюбители могут приобрести следующие виды считывающих устройств:

Принцип работы

Принцип работы транспондера основан на приеме и передаче радиосигнала.

Принцип работы

Транспондер работает на основе передачи и приема радиосигналов.

  1. При приближении на расстояние 20-30 м к пункту оплаты проезда автотранспорта, на котором установлен подобный аппарат, датчик считывает исходящий импульс.
  2. Если прибор установлен правильно и на балансе достаточно средств для перечисления, передается команда на открытие шлагбаума.
  3. Открывается специальная полоса, и машина беспрепятственно въезжает на платный участок дороги.
  4. Деньги списываются со счета.

Чтобы передвигаться без остановки у барьера, нужно выполнить несколько требований:

  • снизить скорость перед преградой до 20-30 км/ч;
  • соблюдать дистанцию в 2-3 м от впереди идущего автомобиля.

Какие функции выполняет

Основная задача транспондера – обеспечение бесконтактной оплаты за передвижение по платным участкам автомобильных дорог.

С его помощью также можно:

  • посмотреть остаток средств на лицевом счете;
  • сделать распечатку транзакций;
  • пополнить баланс в личном кабинете через мобильное приложение или на официальном сайте поставщика услуги.

Как установить транспондер на лобовое стекло авто

Чтобы можно было прикрепить устройство, внутри кабины транспортного средства есть специальный держатель с двухсторонним прозрачным скотчем. С его помощью конструкция удерживается на лобовом стекле рядом с зеркалом заднего вида. Некоторые водители не устанавливают прибор, а достают его только в момент оплаты. Такое использование может привести к некорректной работе всей системы из-за сбившихся настроек датчиков.

Общие правила

При монтаже транспондера надо выполнять следующие общие рекомендации:

  • использовать для крепления специальный кронштейн из комплекта или купленный отдельно, но подходящий по размерам;
  • местом установки выбирать лобовое стекло, т.к. при монтаже на ветровом окне показания искажаются или не считываются приемными антеннами;
  • во время приклеивания не допускать контакта скотча с водой или химическими жидкостями;
  • установку производить в теплую сухую погоду.

Порядок монтажа таков:

  1. Распечатать упаковку с транспондером.
  2. Проверить комплектацию.
  3. Очистить стекло от грязи и влаги.
  4. Снять защитную пленку со скотча на держателе.
  5. Приклеить его таким образом, чтобы антенны устройства смотрели вверх.
  6. Прижать конструкцию на 10 секунд.

Во время установки не нужно прикасаться к клейкой стороне, т.к. это уменьшит адгезию.

На легковой автомобиль

В кабине легкового автомобиля аппарат крепят в 7 см от крыши, рядом с зеркалом. Нужно учесть, что работающие дворники могут затруднять прохождение команд. Поэтому траектория их движения не должна перекрывать зону действия антенн.

Если на лобовом стекле имеется обогрев, надо проследить, чтобы металлизированные полоски ТЭНов пролегали в стороне от устройства.

На грузовик

На грузовиках транспондеры крепят снизу переднего остекления выше механизма очистителей. Необходимо удостовериться, что на расстоянии не менее 10 см от аппарата нет дополнительных приборов (тахометра, рации и т.п.). Их работа может спровоцировать сбои в передаче сигнала на пункте оплаты проезда.

Настройка и использование транспондера

После установки необходимо подключить и персонифицировать устройство.

На разных аппаратах эта процедура примерно одинакова:

После этого устройство готово к работе.

Замена батареек в транспондере

На большинстве моделей самостоятельная замена источников питания не предусмотрена, т.к. в этот момент происходит сбой программного обеспечения. Заменить батарейки можно в специализированной мастерской.

Однако среди пользователей есть опытные радиомонтажники, которые действуют следующим образом:

  1. Аккуратно открывают корпус изделия.
  2. Достают печатную плату.
  3. Откусывают положительный контакт кусачками.
  4. Отпаивают отрицательный полюс паяльником.
  5. Припаивают новый элемент питания.

Чтобы в период ремонта транспондер не оставался отключенным, покупают 2 пальчиковые батарейки, соединяют их параллельно.

На каждый полюс припаивают проводки, которые подсоединяют к плате вместо стационарной АКБ, строго соблюдая полярность.

Действительно ли можно сэкономить на платных дорогах

Несмотря на то что операторы по взиманию платы за проезд по частным автодорогам разрешают пользоваться любыми видами транспондеров, водителям транспорта, оснащенного их аппаратами, они предоставляют скидки.

Транспондер

Владельцам транспондеров предоставляются скидки на платных дорогах.

  • на трассе М3 – 20%;
  • на М4 – 20-30%;
  • на М11 – 20-50%;
  • накопление бонусов.

Остальные участники движения могут рассчитывать на снижение тарифа от 10 до 30%.

ООО ССЗК предоставляет скидку только для машин, оснащенных транспондером 15-58. Она составит от 9 до 20% на разных участках. Кроме того, есть сезонные и абонементные предложения, а также разовые акции.

АО СЗД своим автовладельцам предлагает максимальную выгоду – от 25 до 67% скидки. Сторонние участники движения на 4 из 5 действующих участков трассы получат не более 5%.

Как снять транспондер с авто

Транспондер привязан к лицевому счету владельца, а не к одному автомобилю, поэтому его можно снять и прикрепить к другому транспортному средству. Для этого нужно аккуратно отклеить скотч с помощью острого предмета и перенести прибор в кабину другой машины. Процедуру лучше выполнять при температуре на поверхности стекла не ниже + 20°C.

Снять транспондер

Транспондер можно снять и прикрепить к другому автомобилю.

Проблемы с зачислением

При пересечении шлагбаума в точке оплаты проезда прибор должен издать 1 сигнал. Это свидетельствует о корректном списании средств с баланса. Если устройство сработало дважды, то количество денег на счете приближается к нулю. Четырехкратная подача предупреждает о техническом сбое или пустом лицевом счете. Молчащий транспондер не опознан системой.

Бесплатное передвижение по частной автотрассе карается штрафом.

Чтобы его избежать нужно:

  • остановиться и внести средства с помощью пластиковой карты или наличными;
  • пополнить баланс через личный кабинет;
  • дождаться письма с постановлением и оплатить указанную в нем сумму в течение 20 дней.

Где приобрести транспондер и сколько это будет стоить

Стоимость прибора – около 1 тыс. руб. В момент покупки нужно пополнить баланс не менее чем на 500 руб.

Возможно получить аппарат в рассрочку. Для этого надо внести 1,2 тыс. руб. в качестве залога. Из этой суммы ежемесячно будет вычитаться 100 руб., и через 11 месяцев транспондер переходит в собственность покупателя.

ООО СЗКК не продает оборудование, а предлагает арендовать его за 50 руб./мес. Списывать деньги будут только в те периоды, когда аппарат работает. Минимальная сумма на балансе – 1 тыс. руб. В случае утери или повреждения клиенту нужно будет оплатить 1 тыс. руб.

Для проезда по дорогам, которые принадлежат оператору ЗСД, покупать транспондер не нужно. Его выдают безвозмездно с условием пополнения счета на 1 тыс. руб.

Читайте также: