Тетрадь для черчения своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Несмотря на то, что сегодня для создания чертежей используются современные компьютерные программы, основы черчения все равно необходимо изучать "по старинке", вооружившись карандашом, линейкой и, конечно, взяв для этого удобную тетрадь. Такую, например, как "Тетрадь для черчения" от компании "БиДжи" с листами формата А4 и линовкой в клетку. Такие тетради пригодятся не только для черчения, но и для создания диаграмм. Кроме того, они могут понадобится и в быту - например, чтобы сделать план комнаты или построить выкройку в определенном масштабе. Объем тетради - 48 листов. Тип скрепления - на скобе.

Т4ск48 7620 Тетрадь для записей А4 скоба 48л. клетка "Для черчения" без полей

Домашние задания по технологии и черчению

Людмила Анатольева запись закреплена

Тема урока: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3- МОДЕЛИРОВАНИЕ ПО ЧЕРТЕЖУ.

1) Посмотреть видео.

2) Выполнить задания со стр.44-45:
- рис. 57 б, в. (моделирование из проволоки).
- рис. 58 б. (моделирование из картона).

ВНИМАТЕЛЬНО читать условия! (не нужно просто срисовывать то, что уже есть в учебнике).

Во втором задании необходимо выполнить ЧЕРТЕЖ детали в развернутом виде ПО РАЗМЕРАМ
(само слово "чертеж" уже подразумевает изображение, выполненное ПО РАЗМЕРАМ), затем вырезать его и согнуть. В видео показано, как это делается.

Ключевые слова

ПЛАСТИЛИН, БУМАГА, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, МОДЕЛИРОВАНИЕ, ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ, ПЛАН-КОНСПЕКТ, УРОК, ЧЕРЧЕНИЕ, ШКОЛЬНИКИ, ПРОВОЛОКА, ЧЕРТЁЖ

Текст научной работы

Представленный ниже возможный вариант плана-конспекта урока № 11 для первого года графической подготовки школьников разработан в соответствии с опубликованными нами ранее тематическими планированиями уроков черчения [7 — 8]. При этом были использованы классические пособия учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программа, учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1 — 6], а также другая учебно-методическая литература [9 — 23].

Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме нами была представлена в отдельной публикации [10]. Были даны образцы планов-конспектов уроков черчения №№ 1 — 6, 14, 25 для первого года графической подготовки школьников [11 — 18]. В отдельном журнале также представлен пример плана-конспекта урока № 5 для второго года обучения школьников черчению с примером анализа предполагаемого или проведённого урока [19].

План-конспект урока черчения № 11 (Первый год обучения)

Тема урока — Практическая работа № 3. Моделирование по чертежу.

  • Содействовать воспитанию навыков самостоятельной работы и самоконтроля учащихся в ходе выполнения ими заданий;
  • Способствовать воспитанию терпения, аккуратности, внимания, усидчивости и трудолюбия школьников в процессе изготовления ими объектов из проволоки, картона и пластилина по чертежам.
  • Способствовать развитию глазомера, зрительной памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук школьников при изготовлении ими моделей по чертежам.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы

Для учителя — учебник [2]; учебные таблицы, экранные средства, позволяющие демонстрировать основные способы изготовления моделей по их чертежам; набор заданий; демонстрационные модели из проволоки, картона и пластилина, мел для работы на доске.

Для учащихся — учебник, ученическая тетрадь, Рабочая тетрадь [3], чертёжные инструменты и принадлежности, ножницы, канцелярский нож, кусочки картона и мягкой проволоки, пластилин.

Тип урока — Урок закрепления умений и навыков.

1. Организационная часть — 2 мин.

  • Приветствие;
  • Проверка явки учащихся;
  • Выявление или назначение дежурных. Напоминание дежурным об их обязанностях;
  • Заполнение учителем классного журнала (возможно после урока);
  • Проверка готовности учащихся к уроку. Выдача учащимся недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии.

Обращая внимание учащихся на доску, учитель вслух проговаривает написанное и просит их записать полученную информацию в ученических тетрадях.

2.2. Далее он ставит перед школьниками цели и задачи урока:

2.3. Мотивируя учебную деятельность школьников, учитель сообщает, что сегодня им важно проверить себя, насколько они хорошо освоили изученный ранее теоретический материал и сумеют ли они в полной мере использовать эти знания в моделировании — изготовлении объектов по их чертежам. Учащиеся узнают, что материалы данного урока им пригодятся во взрослой жизни в различных отраслях народного хозяйства при работе, связанной с чертёжно-графической документацией, например, в декоративно-прикладном творчестве, столярном и плотническом деле, в строительстве архитектурных и других сооружений, в конструкторских бюро и цехах машиностроительных и авиационных заводов, мебельных фабрик и фабрик детских деревянных игрушек и т.д., а в школе — при чтении и выполнении чертежей в ходе дальнейшего изучения черчения, обучающимся в системе дополнительного образования — при моделировании различной техники: самолётов, катеров и других объектов.

В качестве дополнительной мотивации учебной деятельности школьников учитель сообщает им о том, что практическая работа каждого учащегося по моделированию объектов будет оценена, а оценка — выставлена в классный журнал.

3. Знакомство с содержанием практической работы — 8 мин.

Последовательность выполнения модели по чертежу [21]

Рисунок 1. Последовательность выполнения модели по чертежу [21]

3.2. Затем, используя материалы Интернет-ресурса [21], с целью расширяя кругозора школьников в области моделирования, учитель дополнительно сообщает, что в архитектурном проектировании процесс изготовления демонстрационной модели разрабатываемого объекта называется макетированием, а полученные модели — макетами.

Школьников следует проинформировать о том, что модели можно изготавливать из бумаги, картона, металла, древесины, глины, пластилина, пенопласта и других материалов. При моделировании допускается пропорционально увеличивать или уменьшать размеры модели в целом и ее частей.

Ребята на уроке узнают, что в производственной практике модели выполняются по чертежам, наглядным изображениям, заданным условиям.

3.3. Далее школьникам предлагается рассмотреть наиболее часто встречающиеся виды моделирования по чертежу, используя реальные модели из проволоки, картона, пластилина и учебной таблицы.

Учитель объясняет учащимся, что в основе моделирования по чертежу лежит процесс чтения изображений. Сначала по чертежу представляют форму изображенного объекта. Затем выбирают материал и соответствующую заготовку. Выполняют разметку на заготовке. После этого выполняют различные технологические операции изготовления модели (склеивание, гибка, резание и т. д.).



Рисунок 3. Вспомогательные изображения для облегчения решения заданий по моделированию из проволоки [6, с. 136]



4. Повторение основных теоретических положений, правил, способов деятельности, необходимых для успешного выполнения работы — 5 мин.

  • Дайте определение вида. (Вид — это изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета);
  • Как располагаются виды на чертеже? (Вид спереди располагается на фронтальной плоскости проекций, вид сверху располагают в проекционной связи под видом спереди на горизонтальной плоскости проекций, а вид слева — на профильной плоскости, его на чертеже располагают справа от вида спереди на одном уровне — в проекционной связи.
  • Какой вид называется главным и почему? (Главным видом на чертеже называется вид спереди, т.к. он даёт наиболее полное представление о форме и размерах предмета).
  • Какой вид называется местным? (Изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета называется местным видом);
  • С какой целью используется местный вид? (Его применяют в том случае, когда требуется показать форму и размеры отдельных элементов детали);
  • Что даёт применение местного вида? (Позволяет уменьшить объём графической работы, сэкономить место на поле чертежа).

4.2. Затем учитель закрепляет знания школьников по новой теме, в связи с этим предлагает им ответить на следующие вопросы:

  • Что следует понимать под моделированием? (Моделирование — это процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета.);
  • Из какого материала можно изготавливать модели? (Из бумаги, картона, металла, древесины, глины, пластилина, пенопласта и других материалов);
  • Допускается ли при моделировании пропорционально увеличивать или уменьшать размеры модели в целом и ее частей? (Допускается);
  • Назовите этапы изготовления модели. (1 — чтение чертежа и представление формы предметы, 2 — выбор материала и заготовки, 3 — выполнение разметки на заготовке, 4 — совершение технологических операций по изготовлению модели (гибка, резание, лепка и др.)).

5.1. Учитель вывешивает на классную доску учебные таблицы, которые содержат образцы заданий. С их помощью и демонстрационных моделей школьники вместе с учителем ещё раз обсуждают, как выполнять задания.


Рисунок 6. Последовательность изготовления модели из проволоки [23, с. 43, рис. 18]


Последовательность изготовления модели из пластилина [23, с. 45, рис. 20]

Рисунок 8. Последовательность изготовления модели из пластилина [23, с. 45, рис. 20]

Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали [2, с. 45, рис. 58] Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному конуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины [2, с. 45, рис. 57].

Школьники знакомятся с последовательностью изготовления модели из пластилина. При этом учитель демонстрирует ребятам безопасные способы резания пластилина канцелярским ножом.

5.2. Школьники совместно с учителем окончательно запоминают последовательность изготовления модели по чертежу как план выполнения практической работы на данном уроке:

  • Чтение чертежа и представление формы изображения предмета;
  • Выбор материала и соответствующей заготовки;
  • Выполнение разметки на заготовке;
  • Осуществление различных технологических операций по изготовлению модели.

5.3. Затем учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с острыми и режущими инструментами.

6. Самостоятельная работа школьников. Дифференцированная помощь учащимся — 20 мин.

На данном этапе урока школьники приступают к выполнению практической работы по изготовлению моделей из проволоки и картона по их чертежам. Тем, кто выполнил два обязательных задания, учитель предлагает школьникам выполнить дополнительное третье задание на моделирование из пластилина или картона и проволоки по карточкам-заданиям [6, с. 60 — 67].

Дифференцированная помощь учащимся заключается в том, что учитель может раздать им дифференцированные карточки-задания разных уровней сложности с учётом их возрастных особенностей и учебно-познавательных способностей. При этом учитель может использовать карточки-задания на моделирование разных авторов, например, Е.А. Василенко и Е.Т. Жуковой [6, с. 60 — 67].

7. Подведение итогов урока — 2 мин.

  • просит назвать школьников сложности, с которыми они встретились на уроке, затем дает общую характеристику их учебной деятельности на уроке; при этом сообщает им о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения;
  • объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда; выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся;
  • предлагает тем, кто не успел закончить работу на уроке, доделать её дома и принести на следующий урок;
  • напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе, оказать учителю другую необходимую помощь;
  • благодарит учащихся за учебно-познавательную и практическую деятельность и заканчивает урок.

Список литературы

Цитировать

Читайте также: