Театр для 1 младшей группы своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

2 Введение Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами: картинками, игрушками. Первоначальное внимание в моей группе было направлено на обогащение предметно-развивающей среды.

3 Обоснование выбора темы. Знакомство детей с разными видами театров помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.). Театрализованные игры помогают детям развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

4 Задача театрального действия – воспитание детей, развитие личности ребенка, развитие способностей детей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции. Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В драматизации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.

5 Задачи театрализованной деятельности в младшей группе 1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним; 2. Воспитывать выдержку, развивать память; 3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность); 4. Развитие умственной и речевой активности; 5. Развивать умение с помощью взрослого, инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Для обучения детей использовались следующие технологии: модельное обучение; коммуникативная деятельность.

6 Мимические этюды с жестами Эмоциональное состояние персонажа Нам грустно Нам весело Мы сердимся Мы испугались Мы устали Действие ребенка грустное лицо вытирает слезы вздыхает, пожимает плечами улыбка, смех хлопает в ладоши, прыгает Нахмуренные брови, кулачки сжаты, топаем ногами Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

10 Разные виды театров. Настольный театр Театр на фланелеграфе

Тема проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру.

Проблемное поле проекта: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр для младшего дошкольного возраста. У детей формируется речь, уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Педагогические методы и приемы:

  • Наглядный;
  • Демонстрационный (выставка рисунков, поделок, предметов);
  • Словесный (рассказывание, чтение художественной литературы, беседа);
  • Практический (игра).

Игровые методы и приёмы:- дидактические игры;

- игры забавы, инсценировки.

Цель: Создание условий для развития и поддержки интереса детей младшего дошкольного возраста к театру и театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театрализованной деятельности.
  2. Развивать у детей первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение);
  3. Реализовать творческие способности детей, родителей в изготовлении разных видов театра своими руками.
  4. Развивать способность к импровизации, речевой активности.

Планируемые результаты:

Личностные качества

- проявляет любознательность, эмоциональную отзывчивость к обыгрыванию сказок, драматизации, театрализованным играм.

- Стремится самостоятельно играть с театральными куклами, настольными театрами различных сказок, наряжаться в героев сказки, сопровождать действия речью.

- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка к собственной игре, рассказу, поделке, рисунку.

Интеллектуальные качества

- способен уверенно изобразить определённого героя из сказки, с желанием участвовать в драматизации сказки, а так же действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания продукта собственной художественно-творческой деятельности.

- демонстрирует знания при драматизации сказок, в играх с театральными куклами и просмотре театральных действий.

Физические качества

- проявляет ручную ловкость в процессе лепки поделки из пластилина

- артикулирует звуки сообразно возрасту в произношении речи при драматизации сказок, театральных игр.

- способен к волевым усилиям (закончить рисунок, аппликацию, доиграть роль).

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

а) музыкальным руководителем, воспитателями проводятся индивидуальные консультация для родителей о проекте и его реализации, распределяются задания (связать, изготовить маски, наполнить уголок различными театрами)

а) В течение двух месяцев воспитатели, музыкальный руководитель, родители совместно с детьми изготавливают различные театры из разных материалов;

а) Сказку показывают дети старшего возраста из театрального кружка.

Ключевые моменты проекта:

  • Формы работы по введению участников проекта в тему:

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор наглядного материала;

- атрибуты к играм;

- систематизация наглядного материала.

  • Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта:

Педагог:

Дети:

Родители:

  • выбор сказки, подбор материала к изготовлению настольного театра;
  • изготовление настольных театров из различного материала.

Описание продукта, полученного в результате проекта

Вид проекта – творчески - игровой

Состав участников:

Педагоги: музыкальный руководитель, воспитатели группы.

Интеграция образовательных областей:

пп

Название образовательной

области

Содержание

(краткое)

Задачи

Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)

Формировать умения передавать свои творческие замыслы через изобразительное искусство.

- использовать широкий спектр материалов и приёмов оформления.

- совершенствовать технику лепки используя знакомые приёмы (скатывания, сплющивания, вдавливание)

- воспитывать в детях самостоятельность.

- развивать любознательность, интерес к овладению способами

Совершенствовать умение играть совместно со сверстниками, общаться в игре, повторять слова за воспитателем, заучивать этюды, потешки, слушать сказки, отвечать на вопросы, расширить словарный запас детей.

Уточнить и обобщить знания детей о диких и домашних животных

- вызвать познавательный интерес.

- развивать интеллектуальную компетентность.

- воспитывать любовь к животным и природе

- воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

Формировать у детей интереса к театру.

Развивать первичные навыки в области театрального искусства, способность к импровизации, речевой активности.

Воспитывать коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

  • Организация родителей (их ответственность в выполнении заданий и участие в конкурсе).
  • Изучение нужной литературы по теме проекта.
  • Интернет сайты.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

В данном центре находятся различные материалы (пластилин, карандаши, фломастеры, краски и т.д.), шаблоны, раскраски по тематики проекта (где дети могут по желанию выбрать себе материал, для выполнения своей фантазии)

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Время года: зима- весна

Продолжительность проекта: Долгосрочный.

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

- подбор методической литературы;

- подбор наглядного материала;

- организация игр забав, инсценировок в группе;

- Работа с родителями по созданию выставки и изготовлению театров.

4 и 5 недели января

- подбор сказок, театров;

- анализ собранной информации для выставки ;

- анализ тем аппликаций и поделок.

1-2неделя

Февраля.

Дети:

Родители:

-выбор сказки, подбор материала к изготовлению настольного театра;

- изготовление настольных театров из различных материалов.

- Педагоги:

- коррекция деятельности всех участников проекта;

- создание подвижных игр с элементами театрализации.

5 недели января

1-4 недели февраля

2-3 недели февраля

5 января по 1 неделю марта

1неделя марта

Опрос родителей о проводимых мероприятиях

3неделя марта.


Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

5 неделя января

1-4 недели февраля

Взаимодействие с родителями

выбор сказки, подбор материала к изготовлению настольного театра;

изготовление кукольного театра из различных материалов.

2-3 неделя февраля

Сценарий итогового мероприятия

4 неделя февраля

Список литературы:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003. - 134 с.

2. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991. - 174 с.

5. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

6. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.

Цель: Помочь детям понять содержание сказки, опираясь на изображение. Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении.


2. Подвижное упражнение “Найди мишку”.

Цель: Учить детей ходить в заданном направлении, соблюдая определённый ритм движения, вызвать радость от игры со сказочным персонажем.

Там, в конце дорожки,
Посмотри-ка дом.
Кто же, мой хороший
Проживает в нём?
Может это кошка?
Может это мышка?
Может непоседа
Мишка – шалунишка?


3. Занятие по ознакомлению с окружающим “Кого мы встретили в лесу?” (по сказке “Рукавичка”) .

Цель: Познакомить детей со сказкой. Закрепить представление о диких животных, отмечая и называя их особенности



.

Прогулка:

Подвижное упражнение “Медвежонок”

Цель: Учить детей сопровождать речью свои действия, произносить содержание любимой потешки.

Мишка косолапый по лесу идёт.
Шишки собирает и в карман кладёт.


Вечер:

1. Кукольный спектакль в музыкальном зале.







2..Консультация для родителей “Сказка в жизни детей”.

Цель: Дать родителям доступное объяснение значения сказки в развитии детей, её влияния на эмоциональное состояние детей.

ВТОРНИК

Утро:

1. Дидактическая игра “Петушок и его семья”.

Цель: Продолжить знакомство детей с фольклорными произведениями. Рассказать детям о домашних птицах (внешний вид, повадки, голос).

Петя, Петя, петушок,
Ты подай свой голосок.
Через поле, через реку
Прокричи нам “КУ – КА – РЕ – КУ! ”


2. Настольный театр. Обыгрывание русской народной сказки “Курочка Ряба”.

Цель: Рассказать сказку, сопровождая текст показом фигурок настольного театра. Вызвать у детей желание послушать сказку ещё раз.

Занятие по развитию речи. Чтение сказки “Колобок”, драматизация сказки.

Цель: Напомнить содержание сказки, Учить детей напевать песенку Колобка, способствовать развитию воображения у детей. Вызвать радость и желание помочь главному герою сказки.


Индивидуальная работа по ФИЗО. Дидактическая игра “Кто как кричит? ”.

Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных. Продолжать учить детей подражать голосу и повадкам животных.

Вечер:

1. Подвижная игра “Наседка и цыплята”.

Цель: Развивать внимание, быстроту и ловкость у детей.

2. Игры со строительным материалом “Построй домик для Петушка и его семьи”.

Цель: Создание сказочной игровой ситуации. Вызвать у детей желание принимать участие в затее взрослого. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным. Дать возможность самостоятельно действовать с постройкой.


СРЕДА

Утро:

1. Беседа с детьми о любимых мультфильмах.

Цель: Формировать у детей умение включаться в диалог, пользоваться простыми фразами. Вызвать у ребят радость при воспоминании о любимых мультфильмах.

2. Подвижное упражнение “Медведь и дети”.

Цель: Продолжать учить детей бегать в заданном направлении, действовать в соответствии со словами сказочного текста. Вызвать у детей удовольствие от совместных действий со сказочным персонажем.

Мишка по лесу гулял.
Мишка деточек искал.
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, Мишенька, вставай,
Наших деток догоняй.

Занятие рисование “Снесла курочка яичко”.

Цель: Учить детей рисовать предметы округлой формы, закрашивать, не выходя за контуры. Закрепить содержание сказки.



Прогулка:

Подвижное упражнение “У медведя во бору”.

Цель: Продолжать учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Развивать у детей воображение и умение брать на себя определённую роль. Вызвать интерес к игре.


Вечер:

1. Театрализация русской народной сказки “Теремок”.

Цель: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказки, помочь детям понять её содержание, способствовать развитию воображения у ребяток.

2. Дидактическая игра “Весёлый – грустный”.

Цель: Продолжать учить детей понимать эмоциональное состояние, осуществлять перенос эмоционального состояния персонажа на себя.


ЧЕТВЕРГ

Утро:

1. Рассказывание сказки “Заюшкина избушка”.

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Воспитывать доброе отношение к животным, сострадание к главному герою.

2. Подвижное упражнение “Заинька”

Цель: Обучать детей простым танцевальным движениям, создание весёлой сказочной атмосферы в группе.

Занятие по лепке “Катиться Колобок по дорожке и поёт песенку”

Цель: Учить детей лепить Колобка в форме шара, создать условия для обыгрывания сказочного сюжета. Создать высокий эмоциональный настрой.

Прогулка:

Индивидуальная работа по ФИЗО. Подвижное упражнение “Заиньки перебегают”.

Цель: Развивать у детей внимание, умение быстро бегать в разных направлениях.

Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают.
Скок да скок! Скок да скок!
Заиньки уснули сладко.
Лес шумит! Лес поёт!
– Убегайте без оглядки!
Волк идёт, волк идёт!

Вечер:

1. Дидактическая игра “В гости к нам пришёл зайчёнок”.

Цель: Продолжать формировать у детей умение включаться в диалог, пользоваться простыми фразами, упражнять в произношении звукосочетаний, побуждать и поддерживать инициативные проявления детей. Доставлять детям радость от игры.


2. Пальчиковые игры.

Цель: Способствовать созданию у детей радостного настроения, привлечь внимание к ритмичному звучанию слов, к интонации голоса. Продолжать учить подражательным игровым действиям.


ПЯТНИЦА

Утро:

1. Дидактическая игра “Расскажем сказку вместе”.

Цель: Воспитывать у детей чувство взаимопомощи. Научить детей соотносить мимику лица с состоянием героя, учить детей правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознать событие, предшествующее их появление.

2. Дидактическая игра “Угадай, из какой я сказки? ”.

Цель: Закрепить знание детьми содержания сказок, правильно называть и выделять персонажа сказки, развивать логическое мышление у детей.


Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.

Цель: Познакомить детей со сказкой, Сопровождая текс показом иллюстраций. Вызвать у детей желание послушать сказку ещё раз, учить сострадать горю козы, воспитывать добрые чувства.

Прогулка:

Подвижная игра “Путешествие в лес”.

Цель: Совершенствовать основные виды движений, продолжать учить подражать животным. Вызвать у детей чувство радости от совместных действий. Помочь детям вспомнить персонажей сказок.

Вечер:

1. Драматизация русской народной сказки “Колобок”.

Цель: Продолжать учить детей участвовать в драматизации, развивать умение брать на себя определённую роль и выполнять действия данного героя. Воспитывать добрые отношения в коллективе. Создание волшебной атмосферы театра


.

2. Консультация для родителей “ О значении театрализованной деятельности в развитии дошкольника.”

Анализ о проделанной работе

В течении недели дети познакомились с различными видами театрализованной деятельности.

С правилами поведения и посещения различных театров. (Что нужно купить билет, доехать на транспорте, быть красиво и аккуратно одетым, нельзя громко разговаривать)А также практически выяснили что это творчество очень интересное и эмоциональное. Все занятия проводилась в игровой форме, то есть, занятия – путешествия, в которые включались викторины, пальчиковые, словесные и эмоциональные игры, загадки, игры на развитые фантазии и творческих способностей и др. Детям такие занятия очень нравились и они с большим интересом использовали свои знания полученные на предыдущих занятиях. Такие занятия помогают детям легко запоминать новый материал и лучше его усваивают.

Дети знают, что такое театр, его разновидности, основные театральные понятия (сцена, ширма, декорации, бутафории, антракт и др.). Познакомились с секретами сценического мастерства; научились изготавливать маски, простейшие настольные куклы, куклы для пальчикового театра из бумаги. Научились элементарным приемам вождения верховых кукол и способам управления ими. Некоторые дети умеют, эмоционально изменяя силу голоса передавать образ персонажа. Дети научились с помощью педагога придумывать небольшие рассказы, давать им название. Могут с помощью мимики передавать эмоциональное состояние героев небольших произведений (грусть, радость, огорчение, смех, горе и тд.) Но не умеют самостоятельно выбрать роль, которая им подходит. Каждый хочет играть того персонажа, который больше понравился, а не того, которого может в силу своих возможностей обыграть. Самостоятельно могут показать небольшую сценку, сказку.

Считаю, что с поставленными задачами справилась полностью. Дети многому научились: изготовили маски, куклы настольного, пальчикового театра, с большим удовольствием хотели показать свои умения.

Постарались привлечь родителей к активному обсуждению вопросов по приобщению детей к культуре, посещению спектаклей в театрах города Москвы. Для родителей приготовили консультацию под названием: “Что бы сказка не стала скучной. ”. И дали свои рекомендации по выбору художественной литературы для детей.


Виды театрализованной деятельности в каждой возрастной группе

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:

Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  • содержательное общение педагога и детей;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
  • обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Интонация – это смена голоса. Этот прием помогает детям превращаться то в Буратино, то в Золушку, в медведя и зайца, Бармалея, Доктора Айболита и т.д.

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

Читайте также: