Ламповый буфер для усилителя своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Усилитель низких частот (УНЧ) на вакуумных лампах – не столько дань коллекционированию древней радиотехники, сколько погоня за высококачественным звучанием любимых произведений. На просторах Всемирной Паутины масса информации о самостоятельной сборке ламповых усилителей – множество схем 1-, 2-тактных агрегатов, гитарных, микрофонных приборов, прочих устройств.

Однако без ста грамм беленькой или специальных знаний в радиоэлектронике не разобраться обычному пользователю Сети, который решил примкнуть к содружеству аудиофилов – людям, выдвигающим повышенные требования к звуку. Посему, попробуем донести, что с начальными навыками в сфере упомянутой выше науки, наличием соответствующих расходных материалов, инструментов, сосредоточенностью и упорством соорудить ламповый УНЧ самостоятельно – не фантастика, а вполне реализуемая задача.

Внимание! Дабы охватить максимально возможную аудиторию, предлагаем относительно простую схему сборки 1-тактного УНЧ. В ней, по идее, способен разобраться любой начинающий радиолюбитель. А также уделим внимание классике – 2-тактному ламповому усилителю, способному выдать 20 Вт мощности.

1-тактный УНЧ на 6П14П

Без схем не обойтись, так как на пальцах объяснять – совсем запутаться можно. Поэтому, хотя бы неглубокие знания в радиоэлектронике, все-таки, потребуются.

Итак, на скриншоте видно, что усилитель будет создан на 2 вакуумных лампах – 6П14П (выходная) и 6Н2П (входная). Непосредственно для творческого процесса потребуется кожух, куда нужно будет разместить всю начинку, трансформатор на вход и силовой прибор, а также все детали, обозначенные в схеме. Прелесть мероприятия заключается в том, что оно не затратное или потребует минимальное финансирование – основные элементы можно найти в старых ламповых телевизорах. В качестве кожуха отлично подойдет корпус от отработанного системного блока.

По шаговое руководство:

1. В корпус бывшего системника водружаем силовые агрегаты (трансформаторы), планки для ламп.

2. Непосредственно саму схему спаиваем на плате, которую затем фиксируем в корпусе будущего УНЧ. Кстати, вентиляционную систему системника можно не удалять – будет охлаждать функционирующие продолжительное время лампы.

Чтобы добиться щадящего режима активации ламп, необходимо собрать и интегрировать в прибор дополнительное устройство, обеспечивающее 40-секундную задержку на подачу анодного напряжения (схема ниже).

Важно! Итак, простейший 1-тактный усилитель готов к запуску. Но перестраховаться, все-таки, не помешает. Даже, если монтаж всех элементов УНЧ произведен верно и аккуратно, целесообразно сделать контрольные замеры силы тока в узлах устройства, чтобы со старта не спалить рукотворный агрегат.

Классика жанра: колдуем над сборкой 2-тактного УНЧ

Схема посложнее будет. Но, не так страшен черт, как его малюют. Собрав все правильно, можно достичь мощности конечного прибора в 20 Вт. Опять-таки, на схеме видно – каскад на выходе сделан на вакуумной лампе маркировки 6П43П. Далее придерживаемся следующих рекомендаций:

1. Для реализации проекта по заданной схеме потребуется дюралюминиевый 4-миллиметровый в толщине лист (поднос) 200X160, на котором будет размещена вся конструкция.

2. На этот поднос путем навесного монтажа прикрепляем все элементы, обозначенной схемы. Кстати, по углам основы можно установить дюралюминиевые отполированные ножки, которые будут играть роль подставок. А сам каркас выкрасить в белый цвет.

4. Чтобы минимизировать наводки, накрываем выходной и силовой трансформаторы жестяными (консервными) банками. Предварительно, рукотворные экраны покрываем белой краской – выдерживаем общий дизайн кустарного изделия.

5. Дабы экономно расходовать ограниченное пространство дюралюминиевой основы, традиционный дроссель питания меняем на П-фильтр. Он также делается в домашних условиях из 2 конденсаторов маркировки 300 мкФ и резистора 100 Ом 15 Вт.

Равно как в случае с 1-тактным усилителем, перед финальным включением тестируем силу тока в контрольных зонах собственноручно спаянного устройства.

В заключение…

О преимуществах ламповых УНЧ . Настоящие ценители (аудиофилы) единодушны – только ламповые усилители могут подарить максимально натуральный, сбалансированный, чистый звук с бархатными басами и прозрачными как горный хрусталь высокими частотами. Ни одно устройство на транзисторах и микросхемах на такое не способно. Это к вопросу, стоит ли заморачиваться на сборке вышеописанных агрегатов.

Итак, выделяем следующие достоинства:

  • высококачественное звучание;
  • раритетный внешний вид, который усиливает ретро-атмосферу;
  • продолжительный эксплуатационный срок вкупе с относительно простой конструкцией, минимальными финансовыми тратами;
  • надежность, обусловленная устойчивостью к перепадам напряжения в сети, температурным перегрузкам;
  • отсутствие шума, которым страдают все полупроводниковые усилители.

Объективности ради не умолчим о недостатках: габариты и вес (яркое сравнение – взять или попытаться поднять ламповый телевизор и ЖК-панель), нужно не менее 5 минут на прогрев агрегата, не всякая аудиосистема интегрируется с УНЧ из-за высокого сопротивления на выходе, низкий КПД (приблизительно 10%), потребление электроэнергии, выделение тепла. Конечно же, ламповый усилитель не эталон радиотехники. Но разве есть идеальные приборы? Зато божественное звучание, которое дарит ценителям УНЧ, с лихвой перекрывает все недостатки устройства.

Выберите усилитель в каталоге , прочитайте отзывы и сравните цены.

Последние дни сайт заполонен вопросами про ламповую технику, начиная от предусилителей и заканчивая неведомо чем. Понятно, лампы в моде, но все же хотелось бы наконец разобраться. К сожалению в большиснтве обсуждений все свелось к конкретным непонятным моделям, в основном китайского происхождения, или поделкам неизвестных рукодельников.

На самом деле давно был интересен вопрос, но ни разу так и не встретился нормальный ответ на него.

Исходя из этого попробую сформулировать два связанных вопроса:

1. Есть ли в наше время смысл в ламповом буфере, то есть имеется в виду сможет ли он добавить винтажности и ламповой прелести, пусть даже с некоторыми свойственными искажениями, поскольку лампа и интересна как раз своим характером (опять же речь не идет о его использовании со всеми источниками, а например на одной вертушке под настроение и на определенном материале)?

2. У кого есть реальный опыт пользования такими штуками (желательно с названиями, можно фото, в идеале со ссылками на места приобретения)? Есть ли проверенные брендовые аппараты, ну или в крайнем случае зарекомендовавшие себя самоделки или Китай?

ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: ламповый буфер интересен именно как буфер, без всяких там регуляторов громкости и т.п., хотя таких практически нет судя по всему, поскольку заменять им родной предусилитель желания нет, интересно может ли таковой аппарат качественно разнообразить звук уже имеющейся техники.

Ответы

Следует сначала выбрать, какая конструкция нужна. Ламповый буфер (коэф. усиления может быть менее 1) в качестве катодного повторителя может выступать как согласующее устройство именно благодаря своим высокому входному и низкому выходному сопротивлениям. Если всё в системе согласовано правильно, то такой ламповый каскад не нужен. Однако все, кто его делали остались довольны и отмечали положительные моменты в снижении критичности в подкорке кабелей.

Если идет речь не о КП, то это уже не буфер и конструктивно вариантов может быть много и нужно каждый рассматривать в конкретной реализации.

нет, в этом как раз необходимости нет.)

У меня мощник parasound A21 и родной, можно сказать штатный, предусилитель parasound P5, их согласовывать не надо! А вот немного ламповой "романтики" на каком-нибудь джазике иногда добавить можно. ))

Стоит сейчас на работе MF без дела (ну который "бочонок"). Сгорел блок питания, ну и поставили на полку. Благодаря вам, Вячеслав, появился стимул поставить его в тракт. Не знаю сколько времени займёт поиск БП, но по результатам отпишусь. Может и на почту даже, с видео:))

Поддерживаю, тоже интересен этот вид изделий! Но слышал только об FX audio, который можно купить на Али. Если у кого есть опыт покупки, т.е у кого и где, и как оно себя проявило, то поделитесь плиз!

я же вам практически ответил в прошлой ветке от вас.

у меня китайский буфер с али экспресс FX audio. С регулятором громкости. А без него как?? У меня например два усилка транзисторных, и если их использовать как мощники, а буфер по назначению, то на мощниках отрубаются все функции, и громкость регулируется только с буфера.

пробовал буфер с транзисторными и ламповым усилителем. В итоге оставил с ламповым.

если использовать его с транзисторными, то мне конкретно понравилось связка с винилом. Тоесть винил в буфер,буфер в транзисторный усилок во вход майн ин. Звук жирносочный и громкий получается. Я люблю так винил слушать.

в качестве погремушки для лампового усилителя вполне себя оправдывает

Я видел ваш рассказ об этом чуде, но подумал вдруг еще кто пользовал? Вы же его к лампе подключаете, а это уже за гранью моего понимания. Нормальный лампадник и так должен прекрасно играть, зачем ему эти костыли? Тут ведь речь о добавлении приятной уху гармоники к сигналу! Т.е изначально интересно именно как буфер, к примеру между источником цифровым и усилителем. Для винила использовать опять странно.

нет никакой приятной гармоники уху если использовать этот буфер с камнем, как еще написать то!;-)

не далее как несколько веток назад, основные гуру, в том числе и вы, утверждали, что к мощнику нужен пред. Что де сигналы у сидюка и мощника не согласовываются. Я это проверил на буфере. Мне показалось, что с лампой самое то. Во первых это удобно, у меня ламповый усилок стоит в самом низу стойки, а буфер я установил наверху, регулировать громкость намного удобнее стало. Во вторых и остальных мне не понравился звук с камнем. Хотя если не заморачиваться, то и его слушать можно ;-)

т.е вы не услышали работу буфера у себя и решили использовать его как регулятор громкости? У вас ламповый мощник или интегральник? Если мощник, то понятно буфер работает как пред.

Помню, спасибо. Интересны еще мнения и опыт по другим аппаратам. )))

В смысле как? Есть пред и есть мощник, им дополнительная регулировка не нужна, тем более не факт, что грамотно реализованная. А вот именно буфер между источником и предом не помешает в некоторых случаях, звук при этом регулируется с преда.

мне кажется это уже лишнее, вешать между мощником и предом еще и буфер

Вот такие мнения и интересны. Честно говоря сам пока склоняюсь (иначе бы наверное уже купил), что это лишний элемент, но интересно что думают те, кто возможно использовал, то есть как оно на практике!

Опять же о многом говорит отсутствие буферов в брендовом сегменте, по крайней мере мне таковые неизвестны!

У Шиит проскальзовало какое-то решение.

У schiit есть интересный пред Freya, других интересных вариантов я не вижу, в основном гибридные аппараты. У меня был как то Schiit Vali 2, который вообще то усилитель для наушников, но и как пред может работать, так вот особой ламповости я там не услышал, хотя как усилитель он не плох. Фрея же работает в нескольких режимах и очень интересна, но это пред, так что если предусилитель уже есть, то этот вариант не подходит.

Чистых буферов же нет.


1. Добавить может

А смысл - решайте сами. Я бы себе никогда не поставил, не понимаю зачем. Но знаю тех, кому нравится результат.

Я одно время использовал SRPP каскад между фонокорректором и транзисторным усилителем. Но задача стояла иная - у фоника ниже выходное напряжение, чем нужно усилителю и при коммутации источников было неудобно из-за большой разницы входных сигналов. Отрицательного точно ничего не было, а задача была решена.

и так ещё один небольшой отчёт!)


Подключал его между ЦАП-ом schiit modi 2 Uber и обозначенными выше активными мониторами, обвязка - кабели Van Den Hull.

К предуслителю сразу приобретены советские лампы 6ж1п и 6ж38п.

После таких аппаратиков понимаешь, что весьма интересно попробовать полноценный качественный ламповый предусилитель!) думаю со временем попробую такой в своей стационарной системе, пока средств только на игрушки..)))


XiangSheng делает аппараты именно для того, чтобы приглаживать цифровые огрехи. (Это развитие старой темы марок грандфай и маверик). Я под цифру подобный использую.

Интересный на вид аппарат.)

Но думаю и цена у него уже повыше, хотя если исполнение на уровне, то почему нет?!)))

Сразу хочу отметить, что если вы не слышите разницы в звучании двух различных аудиосистем (или для вас она не является поводом что-то изменить) — смело пролистывайте дальше и ни в коем случае не заходите под кат. Просто потому, что вы всё равно ничего не поймёте. А всем остальным добро пожаловать под кат, где мы рассмотрим простейший способ ухудшить цифровой звук.

Не буду пересказывать принципы работ радиоламп и объяснять почему они настолько широко применяются не только в дорогостоящем воспроизводящем оборудовании, но в первую очередь активно используются музыкантами и в студиях звукозаписи. Радиолампы любят за то, какие уникальные искажения они вносят в звуковой тракт.

Самый простой и доступный способ правильно ухудшить звук — использовать ламповый ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ мощности. Он повышает уровень сигнала и добавляет уникальные искажения, которые невозможно получить никаким иным способом. Схема ламповых усилителей достаточно проста и её без труда можно найти в интернете. Самое главное при самостоятельной сборке подобного усилителя — аккуратность и точность. Можно поступить проще и купить готовый двухканальный ламповый усилитель из Китая. Вообще китайцы молодцы, это устройство стоимостью менее 2000 рублей совершенно не стыдно подключать даже к аудиосистеме класса Hi-End.

Одна из моих акустических систем конечно попроще, но частично сделана своими руками. Колонки собраны из компонентов автомобильной акустики, в качестве основного усилителя мощности используется популярный в 90х годах транзисторный усилитель Pioneer A504r. А источником звука выступает самый обычный iPhone, подключенный с помощью переходника Lightning - Jack и обычного межблочного кабеля с RCA разъёмами. Как известно, предела совершенству нет, поэтому собранная комплектация постепенно изменяется в погоне за более худшим звуком.

В комплекте с ламповым предусилителем идут лампы 6J1 (на фото слева), аналог советских высочастотных пентодов 6Ж1. Звук с ними конечно становится хуже, но недостаточно. Это особенно заметно при прослушивании роковых и джазовых композиций. Для экспериментов я купил на Авито несколько модификаций советских радиоламп: 6Ж3П, 6Ж5П и 6Ж38П. Каждая лампа стоит от 100 до 250 рублей в зависимости от её состояния. Обычно это лампы 70-80х годов выпуска, совершенно новые и неиспользованные.

Наибольший эффект ухудшения звука удалось добиться с помощью лучевых тетродов высокой частоты — 6Ж5П. Во время работы лампы разогреваются до 65 градусов, а звук с ними получается интереснее всего. Но это справедливо только для определенных жанров. Например с электронной музыкой комплектные 6J1 звучат лучше (то есть хуже), чем советские радиолампы. В общем, всё дело в личном вкусе и нельзя утверждать, что эти лампы лучше, а другие хуже.

Чтобы вызвать баттхерт у тех, кому в детстве на ухо наступил медведь, китайцы добавили два небольших красных светодиода в основании портов с радиолампами. Это исключительно декоративная подсветка, т.к. не все типы ламп имеют собственное видимое свечение по время работы (например, 6Ж5П вообще не светятся, зато греются сильнее других). Зато любой диванный эксперт может заявить, что лампы в этом усилителе стоят просто для красоты :)

В качестве источника звука — самый быстрый на сегодняший день и в то время самый недорогой iPhone в версии SE, стоит такой аппарат сейчас менее 20 тысяч рублей. Мне повезло, что у меня аппарат из Гонконга с правильным звуком. Чтобы чуть разнообразить этот звук я приобрёл гениальный ухудшатель звука в виде переходника Lightning - Jack MMX62AM/A. Его цена составляет всего 600 рублей и я уверенно могу сказать, что это лучшая возможность изменить звук любой аудиосистемы с минимумом вложений. Учитывая, что внутри этого переходника находится ЦАП, АЦП и усилитель мощности — вообще удивительно, почему он стоит так дёшево.

Китайские радиолампы 6J1 в работе.

Раз уж заговорили про всю аудиосистему целиком можно отметить и межблочные кабели. Здесь всё тоже достаточно просто и зависит исключительно от личных предпочтений. Критерий оценки очень прост: нравится или не нравится. В качестве межблочного кабеля между преусилителем и конечным усилителем лично мне больше нравится синий кабель неизвестного производителя с простыми разъемами Belsis. А вот кабель Vention (на фото справа) честно говоря не понравился.

Между источником звука и ламповым предусилителем обратная картина. Китайский брендовый кабель Vention стоимостью 350 рублей звучит как минимум не хуже, чем немецкий Schulz Kabel стоимостью 550 рублей. Вообще, можно использовать в качестве проводов даже алюминиевые вешалки, если конкретно вам нравится звучание (с помехами, ггг). А вот если вы действительно не слышите разницы между межблочником за 50 рублей с запредельным уровнем помех и нормальным акустическим кабелем — можно вам только позавидовать, что у вас в жизни такая легкая и простая жизнь.

А вот если вы замечаете разницу в звучании при замене тех или иных компонентов (начиная от проводов и заканчивая динамиками), то могу смело рекомендовать подобный ламповый усилитель, как самый доступный способ ухудшить звук с помощью уникальных искажений свойственных только радиолампам. Ну или можете попробовать собрать ламповый предусилитель своими руками, если, конечно, у вас есть на это время.


Очень удивлён, что за 2,5 месяца не появился ни один человек, желающий своими руками сделать ламповый УНЧ. Скорее всего потому, что есть средства для покупки готового изделия. Это очень радует и означает, что ваше материальное положение на должном уровне.
Но никакая покупка готового УНЧ не заменит сделанного своими руками, а радость от -- Я его сделал сам, -- будет присутствовать всегда и воодушевлять на следующий шаг в этом творчестве.
А ведь всё очень просто. Козлевич ( по утверждению Остапа Бендера в ,, Золотой телёнок,,) сделал свой автомобиль из швейной машинки Zinger. Василий Тёркин умел варить кашу из топора , а я делаю свои усилители из старых ламповых телевизоров и радиоприёмников и именно из СССР --х, потому, что в них применялись очень качественные радиодетали.
Вот, что из них получается :



ev2fj:

Очень удивлён, что за 2,5 месяца не появился ни один человек, желающий своими руками сделать ламповый УНЧ.

А я вот вообще не удивлён ни разу

vladimirpetrov:

ev2fj:

Очень удивлён, что за 2,5 месяца не появился ни один человек, желающий своими руками сделать ламповый УНЧ.

А я вот вообще не удивлён ни разу

Да, Павел, делать своими руками такие цацки очень хлопотно и на редкого любителя.
P.S. Кто водовку не пьёт и телик не смотрит. Это занятие заберёт такие приятные вещи.

ev2fj:

P.S. Кто водовку не пьёт и телик не смотрит. Это занятие заберёт такие приятные вещи.

Меня от не забрало! Вид открытых ламп вызывает исключительно охотничье инстинкты, расстрелять в сумерках из пневматики или духового ружья. Очень такой "вкусный" вид мишеней!

Закончил свой SE на ГУ-48, радуют и параметры и звук.



ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Babka_v_kedax:

ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Там не ламповая тема, там соревнования в безделии и кто на кого больше дерьма выльет. Ушёл я оттуда в декабре 2018г.
Возможно, сюда народ грамотный и рукастый подтянется.

ev2fj:

Babka_v_kedax:

ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Там не ламповая тема, там соревнования в безделии и кто на кого больше дерьма выльет. Ушёл я оттуда в декабре 2018г.
Возможно, сюда народ грамотный и рукастый подтянется.

Валерий, так это проблема любой темы которая актуальна. Налетает всякий шлак типа Орак или им подобных агрессивных тушканчиков и превращает абсолютно любую тему в полигон для удовлетворения своих нереализованных мамкиных амбиций, не гнушаясь оскорблениями оппонента или выдаванием своих фантазий за истину
Я тоже сейчас редкий гость на форумах, потому что у самого уже большой опыт, а слушать бесполезную критику от "умнейших" мамкиных инженеров за любое слово которое скажешь - это как-бы это себя не уважать. Перед кем там что доказывать? Самоутверждаться перед кем-то? Глупо.

vladimirpetrov:

ev2fj:

Babka_v_kedax:

ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Там не ламповая тема, там соревнования в безделии и кто на кого больше дерьма выльет. Ушёл я оттуда в декабре 2018г.
Возможно, сюда народ грамотный и рукастый подтянется.

Валерий, так это проблема любой темы которая актуальна. Налетает всякий шлак типа Орак или им подобных агрессивных тушканчиков и превращает абсолютно любую тему в полигон для удовлетворения своих нереализованных мамкиных амбиций, не гнушаясь оскорблениями оппонента или выдаванием своих фантазий за истину
Я тоже сейчас редкий гость на форумах, потому что у самого уже большой опыт, а слушать бесполезную критику от "умнейших" мамкиных инженеров за любое слово которое скажешь - это как-бы это себя не уважать. Перед кем там что доказывать? Самоутверждаться перед кем-то? Глупо.

Полностью согласен. Я открыл эту тему, чтобы уйти из того срача, будучи уверенным, что здесь буду модератором и не допущу подобного. Позже сын объяснил мне, кто назначает здесь смотрящего - Главу. Так что и здесь нет гарантий культурного общения.
Себя называю -- начинающим радиоконструктором, т.к. регулярно Начинаю новые конструкции. Ну а в той теме -- все очень ,,опытные,, , ничего не сделавшие мастера - завистники. За 5 лет никто из них ничего не сделал !!
Мои реальные аппараты -- это и есть моё самоутверждение.

Читайте также: