Световое оборудование для сцены своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Искусство проявляется в самых разных формах. Сценическое освещение требует грамотного и профессионального подхода, который включает в себя не только правильное расположение ламп, но и выбор необходимого оборудования (софиты, прожекторы и прочее). Без этого невозможно будет создать сценическое освещение своими руками ни в театре, актовом зале или в доме культуры. Наша сегодняшняя статья расскажет вам, на что следует ориентироваться, когда вы самостоятельно организуете освещение сцены для самых разных мест.

Особенности и принцип работы светодиодного освещения сцены.

Сценическое освещение - это искусственный тип освещения, но есть много нюансов, которые стоит знать. Чтобы освещение на сцене дома культуры или концертного зала соответствовало правилам и нормам, необходимо соблюдать определенные принципы, к которым относятся:

  • - светодиодное освещение сцены не является отдельным элементом. Это основа для создания с его помощью визуального образа. Визуализация должна подчеркивать наиболее выгодно все, что происходит на сцене любого культурного сооружения (дома культуры, концертного зала и прочее);
  • - схема, согласно которой размещается осветительное оборудование (потолочные светильники, софиты, лампы, прожекторы), должна учитывать специфику происходящего на сцене;
  • - оценка размера. Для актовых залов и других небольших помещений стоит использовать не очень мощное осветительное оборудование. Но для больших концертных залов или помещений можно создать многоуровневую систему освещения, состоящую из большого количества светильников;
  • - отсутствие однообразия во время шоу или концерта. Разнообразное освещение сцены обеспечивает оборудование. Например, потолочные или настенные прожекторы, софиты, лампы. В этом случае необходимо учитывать особенности сценического помещения. Благодаря этому принципу удерживается внимание наблюдающих за действующим концертом или спектаклем.

Сосредоточив внимание на вышеизложенных принципах, вы можете сделать правильное освещение для различных сценических шоу или театральных спектаклей. Прежде всего, используемое led оборудование должно соответствовать определенным требованиям:

  • - обеспечивать необходимый уровень освещенности;
  • - соответствовать требованиям ГОСТ;
  • - быть безопасным для людей;
  • - неприхотливость в обслуживании;
  • - иметь подсветку высокой четкости, которая при необходимости позволяет учитывать мелкие детали;
  • - потреблять минимум электроэнергии.

Схемы и варианты светодиодного сценического освещения.

Сегодня, в зависимости от многих факторов, дизайн освещения может быть реализован следующими способами:

  • 1. Используя единственный источник света - мощный прожектор;
  • 2. С помощью нескольких источников света, если не всей группы. Как правило, в этой ситуации используется комбинированные варианты (например, прожекторы/софиты).

Использование определенного варианта освещения определяется несколькими параметрами:

  • - размеры помещения (актовый или концертный зал);
  • - специфика: для концертов, детских праздников, театральных представлений;
  • - уровни освещения, указанные в нормативной документации для данного типа помещения (актовый, театральный или концертный зал);
  • - технические параметры используемого светодиодного оборудования;
  • - мощность эксплуатируемых источников света.

Изучим оба варианта led подсветки более детально.

Освещение 1-м источником света довольно сложно в реализации, потому что требуется тщательный выбор устройств для питания. Чтобы полностью осветить площадь зала, осветительное устройство в виде одиночного светильника (например, прожектора) должно быть расположено на значительном расстоянии от него. В этом случае световой поток, излучаемый такой лампой, не может контролироваться. Световые акценты на сцене в данном случае будут отсутствовать.

Освещение несколькими источниками света должны иметь правильное соотношение размера осветительного устройства к получаемой тени. В максимально возможной степени это может быть достигнуто только в ситуации, когда в системе освещения используются различные типы осветительных приборов.

Полное освещение сцен имеет несколько планов:

  • - передний и задний;
  • - верхний и нижний;
  • - боковые стороны;
  • - комбинированный.

В зависимости от типа помещений, в которых установлена светодиодная сценическая подсветка (культурный центр, театральный или концертный зал), могут происходить разные действия. Но, несмотря на это, световым потоком необходимо охватить:

  • главных исполнителей. Если на сцене несколько действующих лиц, они должны быть равномерно освещены, независимо от их движения;
  • сольных артистов. Они освещаются дополнительной группой осветительных приборов, а также поддерживают световой поток при изменении местоположения.

Это деление приводит к матричной структуре, которая может состоять из 9 или более разделов. Все зависит от пространства - количество участков для освещения может составлять несколько сотен. Такое разделение необходимо для того, чтобы каждый светильник мог освещать свою конкретную площадь.

Рассмотрим одну из стандартных схем освещения сцены:

Данная схема реализована на следующем оборудовании:

ложа - подсвечивает передний план сцены;

портал - освещает глубину сцены;

боковые фонари - дополняют ворота, обеспечивая объемное освещение.

Это базовый вариант, но есть и другие схемы, которые также успешно используются.

Чтобы качественно и правильно организовать освещение на сцене, необходимо соблюдать определенные принципы и рекомендации. Также стоит выбрать правильное осветительное устройство и расположить его в соответствии с определенной схемой. Это единственный способ добиться качественного освещения сцены в любой ситуации.

Перед вами — первый урок для начинающих художников по свету. Автор данного обучающего цикла — Нейл Фрейзер (Neil Fraser), куратор Технического факультета Королевской академии Драматического искусства в Лондоне. В этой статье автор выделяет пять основных аспектов сценического освещения и предлагает художникам по свету способы его совершенствования.


Итак, сценическое освещение:

  • даёт нам возможность видеть происходящее на сцене,
  • характеризует место и время действия пьесы,
  • сообщает нам о настроении сцены,
  • высвечивает те места, которые особенно важно видеть,
  • придаёт сцене необходимую привлекательность,
  • подчёркивает жанр и стиль пьесы,
  • покоряет нас специальными эффектами.

Работа художника по свету заключается как раз в том, чтобы знать, как достичь всего этого наиболее эффективным способом (конечно, в соавторстве с другими людьми : режиссёром,художником-постановщиком и т. д.) Это знание включает в себя несколько аспектов, которые мы обсудим в рамках этого курса, а именно:

  1. угол,
  2. форму,
  3. цвет,
  4. движение
  5. и композицию.

Для начала отметим, что первые три пункта (угол, форма и цвет) характеризуют сам свет, тогда как последние два (движение и композиция) описывают то, как мы используем этот свет для создания световых картин.

Все пять составляющих жизненно необходимы: с их помощью мы рассказываем историю, создаём настроение или просто передаём зрителям определённую информацию. То, как мы это делаем, зависит от того, что мы успели узнать о природе света, о том, как он работает — этот опыт мы получаем, накапливаем и систематизируем всю свою жизнь, с самого рождения.

Опираясь на эти знания, художники по свету решают, под каким углом будет освещаться каждая сцена, какими должны быть цвет и форма лучей, как всё это выстроится, и как будет меняться в соответствии с замыслом пьесы. Зрители тоже не остаются в стороне. Они становятся экспертами по интерпретации световых картин, хотя зачастую не осознают этого. С этой точки зрения мы можем говорить об эффективномосвещении-то есть, о таком освещении, которое позволяет зрителям уловить смысл и ощутить настроение световой сцены.

1. Практика. Используйте каждую возможность протестировать ваши идеи, пробовать что-то новое, исследовать и творить,


2. Наблюдение. Везде — в помещениях и на улице, в кино и в реальном мире — обращайте внимание на свет и определяйте, каким образом он был получен и как вы сможете воссоздать его на сцене.


3. Обучение. Учитесь у живописцев использовать свет и выстраивать композицию своих картин.

Хорошими примерами могут стать творения Рембрандта, Караваджо или Дэвида Хокни.


Часть 2. Найти нужный угол

Перед вами — второй урок из серии для начинающих художников по свету. В первой статье куратор Технического факультета Королевской академии Театрального искусства Нейл Фрейзер рассмотрел пять основных аспектов сценического освещения.

Во втором уроке Нейл Фрейзер отвечает на вопрос, откуда должен падать свет на сцену, рассказывает о различных углах освещения и предлагает целый ряд полезных упражнений для построения световых картин.


Выбирая угол, под которым падает свет, важно найти компромисс между тем, насколько ясно публика видит освещаемый объект, и драматическим восприятием этого объекта. Прекрасно, когда воплощаются обе идеи, но часто одна из них вытесняет другую. Например, так происходит, когда кто-то пытается сделать объект более заметным для зрителей и убирает тени, придающие ему нужный характер.

Обычно, глядя на угол, под которым падает свет, мы можем предположить, где расположен его источник. Сложнее определить, какой именно источник излучает свет: солнце, настольная лампа или уличный фонарь. Так, интерпретируя свет на сцене, публика может и не провести аналогии между углом падения света и знакомым ей реальным источником света.

Основные углы освещения

Свет на сцене

Ниже перечислены пять основных углов, характеризующие расположение источника света по отношению к освещаемому объекту:

  1. Горизонтальный (плоский) свет – свет, падающий прямо на объект по линии взгляда зрителя
  2. Задний свет – свет, исходящий сзади и сверху
  3. Боковой свет – свет со стороны на уровне объекта
  4. Верхний свет – источник расположен прямо над объектом
  5. Рамповый свет – источник расположен перед объектом снизу

Совместив некоторые из этих направлений, можно получить также:

  • Верхний передний свет – свет сверху и спереди объекта
  • Диагональный свет – свет сверху в сторону от объекта

Выбор угла освещения зависит от того, что мы хотим сообщить зрителю. Поэтому давайте представим эмоциональное значение этих углов.

Плоский свет на сцене часто бывает скучным, так как он почти не производит теней. Лишь в определённом контексте (когда требуется сильное воздействие) он может быть загадочным и интересным.

Боковой свет оказывает сильное воздействие, как нечто абстрактное (редко встречающееся в естественных условиях).

Рамповый свет на сцене кажется самым странным, сверхъестественным и необычным из всех. Не удивительно, что он используется реже других.

Верхний передний свет хорошо моделирует известные нам источники света – именно под таким углом падает солнечный свет, свет от уличных фонарей или от комнатной люстры. Кроме того, он наиболее гармонично сочетает в себе хорошую видимость и определённый драматизм.

Диагональный свет не такой привычный, как верхний передний, но более естественный, чем боковой свет, т.к. падает сверху.
Воздействие, которое свет оказывает на зрителя, зависит не столько от самого света, сколько от теней, которые он образует. Именно светотень способна показать очертания и форму объекта, вызвать к нему интерес.


Комбинируем углы освещения

Использование нескольких источников света на сцене делает световую картину интереснее. Ниже приводятся несколько замечаний по этому поводу:

Обычно способы, которыми художник реализует освещение на сцене, отталкиваются от того, как это происходит в реальном мире. Если сценический объект выглядит привычным образом, зритель легко додумывает известный ему источник света. Тогда можно говорить о естественном (реалистичном) свете на сцене.

Работая с углами освещения, нужно иметь в виду некоторые общие положения, касающиеся работы со светом:

  • именно свет выявляет форму объектов,
  • одинаковые световые картины быстро приедаются,
  • недостаточное количество источников света ухудшает видимость,
  • наличие тени усиливает воздействие света.


Как правило, художники по свету совершенствуют своё мастерство всякий раз, когда просто делают свою работу. Однако иногда бывает полезно поэкспериментировать со светом без привязки к какому-либо проекту. Такие упражнения можно делать одному или в компании с коллегами.

Нейл Фрейзер рекомендует начинающим художникам по свету вести дневник или журнал с идеями, ссылками, схемами и набросками, фотографиями, открытками и т.п. Такой журнал может стать своеобразной копилкой идей и источником вдохновения. Будет полезно включить в него ваши заметки, касающиеся предлагаемых упражнений.

Для большинства приведённых здесь практических упражнений потребуется несколько источников света. Конечно, лучше всего подойдут театральные светильники, но в некоторых случаях можно обойтись помощью торшеров. Некоторые упражнения можно смоделировать в миниатюре, используя небольшие лампочки и поверхность стола. Упражнения, не связанные с практикой, помогут вам заполнить идеями ваш блокнот или журнал.

1. Найдите интересный неодушевлённый объект для освещения, например, сложите пирамиду из стульев или набросьте ткань на ножки перевёрнутого стола.

5. Посмотрите, как выглядит освещение при попарном комбинировании источников света, опишите свои впечатления.

6. Посмотрите на эффект от включения всех трёх источников сразу, опишите свои впечатления в журнале. Если у вас есть возможность менять яркость приборов, воспользуйтесь ей для создания комбинаций ключевого и заполняющего света.

Это упражнение можно повторять снова и снова, выбирая в каждом случае разные углы освещения. Запись своих впечатлений очень полезна для последующего обсуждения ваших идей в разговорах с другими людьми.

Чтобы сделать эффект от каждого источника света более заметным, используйте для каждого из них различные цветные фильтры насыщенных оттенков, например, красный, голубой и зелёный.


1. Просмотрите список основных углов освещения:

2. Возьмите стопку старых журналов и пролистайте её в поисках иллюстраций, где свет падает одним из вышеперечисленных способов.

3. Когда таких примеров наберётся достаточное количество, разложите их в порядке возрастания: от самого лучшего до самого худшего применения данного угла освещения.

Некоторые углы освещения будут попадаться чаще, чем остальные, к тому же в чистом виде они встречаются редко. Поэтому можно повторить это упражнение, когда у вас снова накопятся старые журналы. Подшивайте лучшие фотографии в папку, чтобы иметь возможность обратиться к ним в будущем. Это упражнение можно выполнять, просматривая телевизионные или видео изображения.


1. Возьмите список основных углов освещения:

3. Сделайте соответствующие пометки в вашем блокноте (место, время суток и т.д.) и зафиксируйте углы, под которым падает свет в каждом из этих мест.

Это упражнение похоже на Упражнение 1, но вместо неодушевлённого предмета следует освещать живую модель. И снова важную часть этого упражнения составляет словесное описание того, что вы увидите. Ещё полезнее это упражнение станет, если вы будете поводить и обсуждать его с партнёром.

4. Посмотрите, как освещает модель каждый из них по отдельности. Опишите ваши впечатления: что вам это напоминает, какую атмосферу они создают, какие эмоции вызывают.

7. Если вы можете регулировать яркость источников света, создайте ключевой и заполняющий свет. Или перейдите к Упражнению 6 (оно расширяет эту тему).

Это упражнение можно повторять снова и снова, выбирая каждый раз три различных угла освещения. Будет полезно ввести дополнительное правило: все источники света должны отстоять друг от друга не менее чем на 2-3 метра.

Создайте схему освещения модели, помещённой в центр выбранного пространства, с помощью пяти источников света. Каждый из них должен светить под одним из базовых углов:

Конечно, при этом вы должны очень чётко определить собственную точку наблюдения. Когда вы составите свою схему:

1. Посмотрите, как все пять источников света работают сами по себе. Опишите свои впечатления: что вам это напоминает, какую атмосферу они создают, какие эмоции вызывают.

4. Если вы можете регулировать яркость источников света, создайте несколько вариантов ключевого и заполняющего света.

• Нравится ли вам, как освещается модель под тем или иным углом. Выберите наиболее понравившийся вам одиночный источник света: почему он вам нравится?

• Какие из созданных вами комбинаций источников света вам нравятся, а какие нет? Почему? Можете ли вы, используя вашу схему, сделать так, чтобы модель выглядела определённы образом (как герой, как слабый человек, как заключённый и т.д.)?

• Можете ли вы с помощью вашей схемы создать определённую атмосферу? Попробуйте следующие варианты: мистерия, ужас, беспокойство, веселье, драма, сердечность, безысходность, возбуждение, скуку, подавленность.


Это упражнение направлено на то, чтобы научиться делать свет более реалистичным. Для него подойдут схемы освещения из Упражнений 4 или 5.

В этом упражнении вам предстоит создать сильный яркий источник ключевого света. Основная трудность – обеспечить баланс между ключевым светом и другими источниками. Добиться этого в два раза труднее без использования цветного света, но зато и намного полезнее.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Ольга Арефьева, Мария Деева

Да будет СВЕТ
О концертном свете, и не только

Что такое свет?

Ольга:
Чаще всего световая будка находится где-то в конце зала под потолком (кстати, обычно оттуда видно не совсем то, что увидят зрители), и не оборудована никакой связью со сценой. Приходится свои тихие просьбы к находящимся на сцене (встать туда-то) оглушительно орать через весь зал. Если в это время, как обычно, настраивается звук, то не слышно вообще ничего. Изредка выручает мобильный телефон (несмотря на то, что на гастролях все участники в роуминге) или рации охранников, если те добрые. Сорванный голос световику обеспечен в любом случае (а мне еще потом и петь целый концерт).

Мария:
На то, чтобы настроить свет, никогда и никто не выделяет отдельного времени. Просто не считают нужным. Так что все это странное действие происходит под оглушительный грохот, и основные усилия уходят на то, чтобы убедить уважаемых участников хотя бы 5 минут побыть на сцене одновременно и на своих местах. Большинству из них абсолютно не важно, насколько эстетично они выглядят. Зато очень нужно, чтобы было не жарко, видно ноты (тетрадку, бутылку с водой, воон ту примочку, соседа справа, любимую девушку в 8 ряду), чтобы ничего не мельтешило перед носом и чтобы не пахло дымом. Отдельное счастье - обладатели тонкого художественного вкуса, которые обожают надевать для работы на концерте яркие футболки с мелким рисунком, удобные кеды, белая подошва которых светится на весь зал в любом фонаре, металлические блестящие часы, которые прекрасно и радостно пускают зайчиков в глаза всей левой половине зала и другие интересные вещи, доставляющие радость световику. Иногда концерт сопровождается перфомансом, когда, например, предполагается осветить все синей заливкой и любоваться, как кто-нибудь танцует со свечкой, фонариком, светоотражателем, веером или другим локальным источником света. В этот момент самым ярким предметом оказывается…белая футболка барабанщика, надпись на которой непроизвольно пытаются разглядеть все зрители.

Ольга:
Увы, музыканты (в большинстве своем люди аудиальные) в визуальном смысле иногда бывают неразвиты до дремучести. В результате на сцене мы видим артистов, одетых в футболки с надписями, которые зрители вынуждены читать весь концерт, обутых в огромные белые кроссовки (ну и что с того, что играешь при этом, скажем, на скрипке), сцену, густо заваленную шнурами и примочками, белыми листами с крупно написанными программками, уставленную бутылками хорошо если с водой, на каждой из которых завлекательная этикетка. Если еще подобный дефект визуальной чувствительности имеется и у хозяев площадки, то на фоне висят отсвечивающие баннеры с рекламой неведомо чего, свет хаотично и взволнованно бегает по всему пространству зала, не делая разницы между сценой и зрителями.

Попытка дальнейшего разговора вызвала явное раздражение мастера художественного свиста света. Похоже, его давно и сильно достали всякие, которые тут ходють.

Примечание: организаторы гастролей занимаются общими вопросами, а конкретные работники концертных площадок – как правило, совсем другие люди.

Возьмите
1. любой световой прибор (пойдет настольная лампа)
2. фотоаппарат (пойдет и тот, что в мобильнике), но только без вспышки
3. любого голого (шутка) человека, согласного побыть моделью.
Освещайте лицо человека с разных сторон и фотографируйте тоже с разных сторон.
Это выглядит так: поставили лампу – обошли вокруг и сняли со всех основных точек.
Переместили лампу. Снова обошли и сняли. Не забудьте залезть на шкаф стул и снять оттуда. А также залечь под диван на пол и снять оттуда.
Между делом заметьте и как ведет себя фон, какой свет до него долетает, а какой нет, какие возникают взаимоотношения между ним и моделью, как выявляется или гасится его фактура.
Что будет если светить не на модель, а вообще куда-то в сторону (что-то все-таки получится!).
Что будет, если свет бьет прямо в камеру.
Что будет, если модель частично загораживает свет, который бьет прямо в камеру.
Потом, наконец, вместе с моделью рассмотрите внимательно свои фотографии и не подеритесь сделайте выводы.

Итак, ликбез.
Ольга:

Природа устроила так, что свет в основном падает на лицо от солнца.
Солнце находится на небе сверху, но светит под очень разнообразными углами, в зависимости от своего расположения на небе. Крайним является положение, когда солнце садится за горизонт, то есть лучи строго горизонтальны. Снизу на лицо солнце не светит никогда, кроме случая, когда человека подвесили за ноги на дереве, как Буратино на краю поля чудес.

Так что уже много лет интересно, кто и из каких соображений закупает именно такие комплекты приборов в клубы, развешивает их вот так, и почему никогда нет минимального набора сменных фильтров. Почему световой пульт - это такая штука, на которой что-то нажимают все, кому не лень, и он чаще всего находится в полумертвом состоянии через месяц использования. Почему это несчастные pilot 2000-пульты, пригодные для дискотек и утренников в школах, стоят не только в дешевых клубах-кафе, но и в приличных местах.

Пятно и заливка.
Световые приборы делятся на два основных типа: заливку и споты (пятна). Они радикально отличаются по своим функциям.

Заливка по определению заливает всю сцену. Она широка и беспредельна. При неумелой развеске (т.е., как всегда) она осеняет собой все: и обшарпанный пол, и постороннее техническое барахло в углу, стены, и потолок, и кулисы, и край сцены.

Освещенный лишь заливкой и ничем больше человек приобретает покровительственную окраску окружающего его монохроматического мира и пропадает как мимикрирующий жучок в лугах.
Человека надо обязательно выхватить из этого цветного благолепия.
Делается это световым прибором, освещающим ровно объект искусства, скажем, солиста Большого театра. Прибором желательно все-таки линзовым (он не создает грязно-серого пятна, как ПАР).

Линзовые приборы тоже бывают довольно недорогими (хотя дорогие, конечно, лучше). Их мощность варьируется в пределах киловатта-500 ватт-300 ватт. Киловатт, как показывает практика, для малых помещений – это слишком. Жарко, пересвет, и предельная нагрузка на электросеть. Лучше взять 500 или чуть поменьше. Повесить, повторяю, над сценой и чуть впереди.

Мария:
У меня был случай, когда световую настройку внезапно резко закончили и тут же выключили свет на сцене. В результате забытые техником БЕЛЫЕ рабочие перчатки художественно пролежали весь концерт на колонке. Этого не знал никто из артистов, зато видели все зрители.

Ольга:
Но следите, чтобы лишними не оказались, например руки (певца) или ноги танцора. Голова, кстати, тоже не лишняя (извините, но некоторые этого не понимают).
(найти иллюстрацию)
Ноги певца, кстати, как правило, можно не освещать. Он ими обычно ничего специального не делает, зато их окружают распорки стойки от микрофона, коробки мониторов и многочисленные неэстетичные шнуры. Так что романтически берем чуть выше (колена или талии – в зависимости от скромности).

Пушка
Мария:
Человек - такое странное существо, на которое красиво светить сверху. Чтобы он был виден без искажения пропорций. Почти везде присутствующая световая пушка, стоящая на одном уровне с человеком, не всегда с возможностью смены цвета и изменения размера пятна, управляемая отдельным студентом-энтузиастом, который истерически гоняется ей за артистом, пригвождая его к сцене или стене и засвечивая много лишнего - устройство дорогое, сложное, громоздкое и почти бесполезное.

Обычно используют одновременно два прострела, в оба уха. Я не люблю прострелы, так как они дают темную область ровно посередине лица.
(найти иллюстрацию)
Прострелы могу использоваться как дополнительный свет или в особых художественных целях, но у них есть еще недостаток: они часто засвечивают противоположную кулису. А для зрителя это - совершенно лишняя информация.

Мария:
Иногда на сцене люди танцуют или жестикулируют. Очень хочется, чтобы при этом был виден четкий графичный силуэт без смазанных движений и смутной тени. Для этого и нужен контровой фонарь. Это то, чем светят СЗАДИ а лучше всего - СВЕРХУ И СЗАДИ. В клубах такая редкость встречается раз из ста. Если и висит, то неправильно, засвечивая пол. И там, куда уже со стремянкой не подлезть. Не на колени барабанщику же ее ставить.

Ольга:
Контровой свет имеет своей целью дать объем происходящему на сцене и провести четкую грань между искусством и туфтой. Притом, эта тема действует подсознательно и безошибочно именно на людей, которые никогда в жизни не задумывались о свете. По законам психологии, они всегда проецируют свое ощущение на артиста, и только на него. Поэтому человекобукашка, приколоченная лобовым светом к близкому ободранному заднику – это ВСЕГДА самодеятельность и десятый эшелон, играй ты на гитаре хоть 20-ю пальцами со скоростью пулемета. А тот же человек, помещенный в красивое пространство, заполненное сзади контровым светом и дымом – явление искусства.

Сценическое освещение – важный, требующий профессионального подхода вопрос. Нужно не только правильно разместить и настроить технику, но и выбрать ее.

В предыдущей статье мы вспомнили, с чего начиналось сценическое освещение. Чем освещались сцены до появления электричества и какой театр впервые применил электрическую лампу.

С тех пор прошло почти 2 столетия. За это время появилось большое количество самой разнообразной техники для сценического света.

Всю эту технику можно поделить на 2 большие группы:

В этой статье мы обсудим первую группу – статичное освещение.

Что такое статичное освещение

Все просто. Приборы, входящие в эту группу, не могут самостоятельно менять направление светового потока. Проще говоря – они как светильник. Светят там, где их повесили (или поставили).

И если приборы динамического освещения могут направлять луч света по всей сцене без посторонней помощи, то со статикой так не получится.

Итак, какие именно приборы входят в эту группу?

Из чего состоит статичное освещение

Для начала перечислим входящие в эту группу приборы, а затем подробнее рассмотрим каждый из них.

PAR – прожектор

Конструкция напоминает вставленную в алюминиевый корпус автомобильную фару, внутри которой есть лампа, отражатель и стеклянный рассеиватель.

ПАР-прожектор

Он легок в настройке, относительно дешево стоит и имеет малый вес.

Благодаря этому, многие художники по свету создают большие световые массивы и разнообразные световые инсталляции.

Ламповый PAR-прожектор может использоваться вместе со светофильтрами, которые меняют цвет светового потока. Но еще более интересный вариант PARa – прожектор со светодиодами, вместо обычной галогеновой лампы.

Светодиодные PAR-прожекторы позволяют не только задавать любой цвет без светофильтров, но и дают возможность управлять ими через протокол DMX-512.

Светодиодные par прожекторы DK-PRO

Мы написали отдельную, подробную статью о PAR-прожекторах: PAR-прожектор: что это и какие бывают?

Прожектор театральный линзовый

Или просто линзовый прожектор. Вообще, прожектором можно назвать и световые пушки, и профильные прожекторы, но обычно линзовыми прожекторами называют простейшие прожекторы с одной плоско-выпуклой линзой.

Линзовый прожектор DK-Pro: DK-C-W200:

театральный прожектор DK-pro

Конструкция линзового прожектора позволяет менять расстояние от лампы до линзы. Благодаря этому меняется диаметр светового потока (луча).

Чем ближе лампа к линзе – тем шире луч. И наоборот, чем дальше – тем уже.

Смотрите схему:

Что такое статичное освещение сцены

Что такое статичное освещение сцены

Получить каталог DK-Pro

Следящая пушка

Это тоже прожектор. Его цель – выделение артиста на сцене и за ее пределами (например, если он вышел в зрительный зал).

Такой прожектор создает мощный пучок света и акцентирует внимание зрителей на выступающем артисте.

Он стоит на специальной подставке и управляется вручную.

Посмотрите, как выглядит прожектор следящего света:

Прожектор следящего света

Профильный прожектор

Главная цель профильного театрального прожектора – формирование луча заданной формы. Например, квадратной.

Это возможно, благодаря специальным лезвиеобразным заслонкам и лепестковой (ирисовой) диафрагме.

В профильном прожекторе можно выбирать разный угол раскрытия луча. Узким лучом подсвечиваются динамические объекты, а широким освещают сцену или отдельные ее элементы.

Профильный прожектор DK-L-PL150:

Профильный театральный прожектор

Как мы говорили вначале – мало выбрать технику. Её нужно грамотно разместить.

Этим занимается художник по свету. Если в вашем штате такого специалиста нет, мы поможем выбрать оптимальный комплект техники именно для вашего помещения. Кстати, помимо подбора светового оборудования мы предоставляем другие услуги, которые вы можете получить еще до подписания договора. То есть — бесплатно.

Чтобы получить электронный каталог – напишите нам в социальных сетях:

Читайте также: