Сумка с татарским орнаментом своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Среди татарских украшений известны как женские, так и мужские. У мужчин в высшем сословии бытовали драго­ценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоя­тельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин.

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза - это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считалось, что она отражает состояние здоровья своего владельца.

Среди головных украшений самое широкое распространение у всех этнотерриториальных, возрастных и социальных групп женщин имели чулпы (накосники).

Серебро, позолота, ювелирно-поделочный камень, зернь, скань.

Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения.

Металл белый, ювелирно-поделочный камень,

бирюза, хрусталь, скань.

сердолик, бирюза, скань

Кроме многочисленных вариаций монетных накосников, широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.

Металл, ювелирно-поделочный камень,

сердолик, бирюза, литье, скань.

сердолик, бирюза, скань

Одним из наиболее архаичных и в то же время устойчиво сохраняющихся элементов в костюме татарок являются серьги. Впервые их надевали девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости.

Серебро, бирюза, позолота, скань ажурная, инкрустация

Миндалевидные сканые серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой этноспецифический элемент костюма казанских татар, хотя бытовали они практически повсеместно.

Серебро, бирюза, стекло, литье, инкрустация

Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоратив­ной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями тради­ционно глубокий разрез женской рубахи.

Серебро, позолота, сердолик, бирюза, чеканка, инкрустация

Серебро, позолота, скань, зернь

Позументная лента, бархат, шелк, холст льняной,

ювелирные бляхи, крой, шитье

У казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сосло­вии, вероятно близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.

Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением казанских татарок, которое в XIX веке имело распространение и у других групп этноса, была воротниковая застежка с подвесками (яка чылбыры).

Серебро, топаз, бирюза, горный хрусталь, скань, литье

Металл, серебро, стекло, ковка

Серебро, позолота, бирюза, скань

Серебро, хлопчатобумажная ткань, ювелирно-поделочный камень,

горный хрусталь, перламутр

Хлопчатобумажная ткань, позумент, стекло, бирюза, скань

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные.

Серебро, позолота, зернь, филигрань

Серебро, сердолик, бирюза

Серебро, позолота, ковка, скань, золочение

Серебро, бирюза, гранат, позолота, скань инкрустация

Браслеты делались сплошными или составными. Сплошные — это браслеты из единого фрагмента (дрота, пластины, проволоки). Они, как правило, были не сомкнутыми и надевались путем легкого разгибания.

Составные — браслеты, состоящие из двух-трех и более фрагментов (пластин, монет, самоцветов и т. д.). Эти браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки.

Сердолик, серебро, бирюза, ковка, инкрустация

По особенностям оформления основы различаются браслеты чеканные, гравированные, гравированные с чернением, инкрустированные самоцветами, с подвесками из монет, прикрепленных к центральной части основы.

Серебро, бирюза, сердолик, скань ажурная, стекло, зернь

Перстни – женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром.

Кольцо, начало ХХ века

Серебро, поделочный камень, ковка, инкрустация

Кольцо, конец XIX - начало ХХ века

Серебро, ковка, гравировка

Перстень, начало ХХ века

Металл белый, ювелирно-поделочный камень, гравировка

Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.

Кольцо-печать с именем «Тюклигул Халик

Серебро, сердолик, ковка, гравировка, инкрустация

Серебро, сердолик, бирюза, ковка, гравировка,

Широко использовались ювелирные бляхи, являвшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.

Серебро, бирюза, стекло, скань

Металл, аметист, топаз, скань

Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов.

Каптырма – традиционное украшение в виде застёжки-пряжки из 2-3 блях с крючком и петлёй, с подвесками или без них. Каптырма служила для скрепления и украшения елянов, камзолов, являлась составной деталью браслетов, кашмау, кэмэров, ожерелий. В основном изготавливались из серебра. Бляхи имели прямоугольную, овальную, ромбовидную, листовидную, круглую или цветочных розеток формы.

Серебро, позолота, стекло, скань, инкрустация

Серебро, бирюза, позолота, скань, инкрустация

Каптырму украшали растительным орнаментом, арабской вязью, боковыми фестонами, вставками из агата, жемчуга, сердолика, бирюзы, гранёного цветного стекла и др. Рисунок, кайма и фон выполнялись гравировкой, чеканкой, чернением, филигранью, штамповкой, серебрением или золочением.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Мастер-класс

Тема: Декорирование изделия по мотивам татарского народного орнамента

Формат проведения: дистанционный.

Цель: приобщение обучающихся к татарской национальной культуре и развитие духовных ценностей посредством знакомства с татарским орнаментом.

Образовательные: учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Развивающие: развивать художественно-творческие способности.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.

Планируемые результаты: научиться самостоятельно украшать изделия по мотивам татарского орнамента, правильно организуя композицию и подбирая цветовые сочетания; соблюдать правила безопасности во время работы с ножницами, клеем.

Материалы и инструменты: бумага, фоамиран, бусины, стразы, ножницы, карандаш, клей, коробка.

Ход занятия

Вводный этап

Существует три вида орнамента у татарского народа : цветочно-растительный, зооморфный, геометрический.

Наиболее распространен орнамент с цветочно-растительными мотивами, например, м отивы волнообразных побегов в виде виноградной лозы; цветов: тюльпана, ромашки, пиона, фиалки, трилистника. В татарском орнаменте используются яркие цвета - красный, синий, зеленый, голубой, оранжевый, розовый, желтый.

Основной этап

Текущий инструктаж по технике безопасности.

Подготовим необходимые инструменты и материалы для работы: бумагу, ножницы, фоамиран, коробку для декорирования

Татарский орнамент

😊

Спасибо, что вы делитесь своими работами и идеями! Это всегда вдохновляет и радует ! Новые татарские узоры от мастера оконных наличников Зульфара Вильданова!

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена

Удивительно красивые элементы татарского орнамента, разработанные нашим подписчиком Зульфаром Вильдановым!

Ильмир Саюков

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена

Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.
Показать полностью.

Воротниковые цепочки чаще всего выполнялись в сканои и чеканной технике, реже были литыми. Преобладает плоская скань, но встречается и бугорчатая, В состав одного и того же украшения нередко входят части чеканной и сканои работы. При сканых застежках могут быть чеканные бляшки в цепях, а при чеканных концевых бляхах встречаются сканые бляшки цепей и сканые застежки. Словом, все зависело от вкуса и технического мастерства ювелира и, разумеется, вкуса и материального состояния заказчицы.

Яка чылбыры — национальное этнически специфичное украшение татарок, не имеющее аналогов у других народов Поволжья и Приуралья, за исключением башкир, ювелирное искусство которых находилось под влиянием татарского.

Будучи также воспитателем по татарскому языку, я очень часто провожу мастер классы связаннаые с татарским народом, языком, бытом и т.д. Данный мастер класс я подготовила для воспитателей направленный на создание национальных татарских украшений из фетра и фомарина, бусин и декора. Данные изделия украсили наш мини-музей татасркой культуры в детском саду.

ВложениеРазмер
master_klass_ukrasheniya.docx 177.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

(Татарское декоративно-прикладное искусство)

ТАТАРСКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Татарское декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена государства Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства.

Татарское народное искусство, как и творчество любого народа, имеет единую природу и развивает в своем арсенале устойчивые орнаментальные комплексы и мотивы, вырабатывает свой стиль и ритмику. Различают несколько видов орнамента – цветочно-растительный, зооморфный, геометрический, имеющие великое множество трансформаций и стилизаций. Во всем многообразии и красоте этот орнамент проявил себя во многих видах: кожаной мозаике, вышивке, ювелирном искусстве, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии. Раскрывая особенности традиционного костюма, невозможно поведать о нюансах только самой одежды. Воссоздавая картину всего образа, обязательным становится рассказ об украшениях, которые являются обязательной частью всего комплекта. Татарские женщины всегда их любили, носили и дома, и на выход. Причем необходимо отметить, что изготавливались украшения не только из металла, но были и тканевые, декорированные различными нашивками, лентами, бахромой и ювелирными бляхами.
Узнаваемые и широко распространенные среди тюркских народов — накосные украшения. У татар — это чулпы, состоявшие из узких лент с шумящими подвесками, вплетенными в косы. Еще были монетные (наиболее распространенные) литые и плетеные из проволок. В ходу были и полностью закрывающие косу в виде одной или нескольких соединенных перемычкой прямоугольных полос ткани — тезмә, чәч тәнкәсе, обильно украшенные монетами, разнообразными бляхами и бусинами.

Татарки всех возрастов очень любили носить серьги — сырга, алка. Причем они были разных размеров и вариаций исполнения.
Были в ходу среди татарок и ожерелья. Если говорить о более ранних вариациях, то данные украшения скорее девичьи, но уже со второй половины XIX века, когда традиционные тканевые нагрудники, особенно в городской среде, постепенно выходят из обихода, они начинают повсеместно распространяться и у женщин. Также использовались броши как декоративный и утилитарный предмет для скрепления грудного разреза рубахи.
Конечно раньше украшения чаще всего изготавливали из серебра и золота и украшались они драгоценными и полудрагоценными камнями, но сегодня я решила провести мастер-класс для своих коллег, по изготовлению татарских национальных украшений из фетра.

Фетр — самодостаточный материал для творчества и создания стильных украшений. Разный по цвету и плотности, он отлично поддается обработке, эффектно смотрится в изделиях и не утрачивает формы. Вот почему работать с ним могут не только профессиональные дизайнеры, но даже юные мастерицы, едва знакомые с техникой создания украшений. Подвески и брелоки, колье и браслеты — далеко не все варианты. Фетр очень яркий по цветовой палитре и в разных текстурах, есть металлизированный, матовый и гафрированный, а также разновидность фетра фомариан, из этих материалов украшения получаются, яркие, красивые и прекрасно держат форму.

Цель: Познакомить воспитателей с традициями, бытом и декоративно-прикладным искусством татар. Создать национальные украшения из фетра отобразив элементы и всю красоту татарских национальных украшений, но из современных материалов.

Задачи: Полностью передать вид, элементы национальных украшений.

Приобщить коллег к совместной деятельности, получить новые знания, и получить эстетическое наслаждение от проведенного мастер-класса.

5ab3e8fa62e1c6758a28fcc3.jpg
261.jpg
d3c50ccd71d1a9ead7345aa149a94791.jpg

  1. Фетр цветной( красный, желтый, зеленый, серебряный и т.д)
  2. Бусины разных цветов
  3. Бисер и паетки
  4. Стразы
  5. Крепления для серег и брошей
  6. Ленты и нити для нагрудников
  7. Готовые трафареты для создания урашений
  8. Ножницы
  9. Карандаш для нанесения контура
  10. Горячий клей-пистолет (или клей момент)
  11. Влажные салфетки
  1. Берем цветной фетр и трафарет для нанесения рисунка, переводим трафарет на лист фетра.
  2. Ножницами вырезаем заготовку, аккуратно подравниваем основу украшения.
  3. Украшаем основу бусинами, стразами, или бисером. Основываясь на свою фантазию украсить можно как угодно, самое главное передать элементы и традиции национальных украшений.
  4. На горячий клей крепим застежку или ленты для подвесок, а также жемчужинки или цветные камни.
  5. И ваше украшение готово.

Украшения из фетра получаются настолько яркими, привлекательными и изящными, что оно не только украсит музейный уголок нашего детского сада. Но также их можно применить и для выступления, для дополнения образа на утренниках и праздниках, такое украшение станет прекрасным подарком близкому человеку. Ведь в современном мире украшения сделанные своими руками ценятся намного дороже чем покупные.

Читайте также: