Средневековый костюм своими руками мужской

Обновлено: 07.07.2024

Средними веками культурологи называют длительный период в ис-тории Западной Европы между Античностью и Новым

Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять, по меньшей мере, три периода. Это:

-- Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 го-дов (до Х -- XI веков);

-- Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV века;

-- Позднее Средневековье, XIV и XV века.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами общежития , с романтической приподнятостью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей перед Богом.Эта картина мира, целиком определившая менталитет верую-щих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, букваль-но. По удачному выражению С. Аверинцева, Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты.

Первым самостоятельным, специфически европейским художест-венным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы пример-но с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и по-зднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен.

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенст-вования общественных отношений приходил новый стиль -- готический.

ВИЗАНТИЙСКИЙ КОСТЮМ

В византийском костюме все представляется прямолинейным и плоским, все скрывается. Общее впечатление от одежды византийцев— полная непроницаемость: наглухо закрытые руки, плечи, грудь. Нагота стала греховной! Время язычества ушло, настало время христианской морали.
Понятие о реальной земной жизни как о скорбной и греховной, а о человеческом теле как об источнике греха, нашло свое отражение и в облике жителей Византии. Цвет одежды приобрел определенный смысл, особенно в парадных придворных костюмах. Золотой цвет считался символом божественной энергии, Святого Духа, чистоты. Наиболее популярным стал зеленый — символ надежды, цветения земли и райских садов. Несколько уступал ему голубой небесного оттенка, напоминающий о бренности бытия.

Тело должно было быть максимально закрыто. Античная обнаженность, легко задрапированная фигура (тем более женская) — все это воспринималось как соблазн, порождение дьявола. Утверждается новый идеал красоты; прекрасным может быть только лицо, так как человеческая душа, духовное начало, смотрит на мир глазами и ими познает Добро и Зло.
Идеал женской красоты — узкий, удлиненный овал лица, большие продолговатые глаза, тонкий нос, маленький рот и подчеркнуто большой лоб.

Именно в Византии зародилась женская мода носить сразу по несколько одежд, надеваемых одна на другую. Это были широкие туники, к которым византийцы добавили рукава. Нижняя одежда имела прилегающие рукава, а верхняя — широкие. Длина туник зависела от социального положения ее обладателя: знать носила туники до середины икр, остальные — выше колен. Поверх туник надевали жесткий плащ. Обязательной частью мужского костюма становятся штаны, состоящие из двух несшитых половинок, прикреплявшихся тесемками к поясу.

Тогу (в отличие от античной) уже не драпируют, потому что ее шьют не из мягкой, свободно спадающей ткани, а из жесткой парчи, украшенной вышивкой и нашитыми металлическими пластинками. Вместе с тем тога перестает быть официальным костюмом. Теперь это плащ, закрывающий фигуру с головы до ног: человеческое тело буквально исчезает, оказываясь как бы в футляре.

Византийские мужчины носили мягкие сапоги, подвязанные под коленом, и закрытые сандалии. Пурпуровые башмаки импера­тора были вышиты чеканными золотыми бляшками с эмалью и драгоценными камнями. Женщины предпочитали мягкие кожа­ные башмаки белого, красного цветов. Обувь аристократок была из шелка и парчи, украшена вышивкой и драгоценностями.

Для византийской моды тело человека не представляло интереса. Основу этой моды создают знаки отличия — богатая на золото вышивная отделка. Шерсть и сукно забыты. Наступило господство парчи, затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной роскошной вышивкой, жемчугом и золотом.
Эти драгоценные ткани вырабатывались в самой Византии, где уже с середины VI в. узнали тайну производства шелкового материала. Изготовление шелковых тканей и пурпурного красителя стало в Византийской империи государственной монополией.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В ОДЕЖДЕ IX-XII вв.

Классической страной раннего средневековья, где господствовал романский стиль в культуре, принято считать Францию. Средневековая одежда, в частности романского стиля, формируется под влиянием более суровых, чем в Риме или Византии, природно-климатических условий. Романский стиль проще, строже и мрачнее, чем одежда предыдущих эпох.
Появляются новые моральные и эстетические идеалы. Главным нравственным долгом человека считается сохранение верности и преданности своему сеньору (господину) и защита своей родины от врагов. Сила, выносливость и ловкость — основные доблести. Простота и грубость военных нравов отразились и в костюме той эпохи.

Костюм высшего сословия шили из тканей ярких цветов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы простонародья — из тканей более темных: серых, коричневых. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как он считался цветом измены и ненависти. Каждому цвету придавали определенное значение. Так, белый цвет символизировал чистоту, веру; черный — скорбь, верность; голубой — нежность и т.д. Одежду целиком красного цвета — цвета крови — начиная со средневековья носили палачи.

Пропорции костюма должны были подчеркивать мужественность мужчины и женственность женщины, появилась потребность в создании облегающих форм одежды. Поэтому в романской одежде материал сшивали швами, которые оторачивались тесьмой и тем самым укреплялись — это в истории моды было новинкой. Все остальное остается по-старому.

В мужской одежде романской эпохи сказывается влияние рыцарского защитного снаряжения: форма и покрой верхней одежды напоминали кольчугу.

Нижняя и верхняя туника, камиза и котта (мужчины и женщины надевали по нескольку туник, обычно — по две) в мужской одежде поднялись до коленей и открыли штаны, заправленные в обувь. Штаны были или длинными, до щиколотки, узкими, но не облегающими, или в виде чулка-трико, туго облегающего ногу. Наиболее модными считались штаны красного цвета. В холодное время года носили безрукавные плащи, доходившие до самой земли и застегивающиеся на правом плече.

Фасоны мужской и женской обуви очень похожи: все носят мягкие башмаки из ткани или цветной кожи без шнурков, застежек и твердой подошвы. Впервые появляется обувь с вытянутыми мысками, получившая широкое распространение гораздо позже. По форме обувь была одинаковой для правой и левой ноги.

В ранние периоды женщины носили одновременно две туники: нижнюю, длинную и широкую, с длинными узкими рукавами, и верхнюю, более короткую, с короткими широкими рукавами. Цветные полосы отделки, вышивки располагались по горловине, низу изделия и низу рукавов.

Согласно идеалам раннего средневековья красивой считалась женщина высокая, с золотистыми локонами, темными, но не сросшимися бровями, зелеными либо голубыми глазами, узкой талией. Подчиняясь этикету, женщины ходили мелкими шажками, опустив глаза, слегка склонив голову, умело подхватывая и не волоча по земле длинное платье.
В женской одежде сильнее, чем в мужской, сказывалось влияние церкви, считавшей человеческое тело греховным. Женщины носили только блио — глухие, закрытые платья (туники) скрывавшие даже ноги. Боковые овальные разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии.

глухой, закрытый ворот. Линия талии завышена жакетом (жипом). Длинный подол юбки подобран сбоку и спереди и зaдрапирован на животе.

Мода на драпировку была вызвана тем почетом, которым в то время пользовались беременные женщины, — ведь массы людей погибали в бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население. Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи-мантии ярких расцветок. В качестве подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета, например, красный плащ на зеленой подкладке, или мех (горностай, бобер).

Поскольку почти постоянно женщины ходили в головной накидке, они не носили сложных причесок. Девушки заплетали длинные косы, или подхватывали распущенные волосы обручем вокруг головы, позволяя им свободно спадать по плечам, груди и спине. Замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Обычно женщины повязывали платок вплотную к подбородку и обматывали его вокруг головы так, чтобы один конец падал на плечо или грудь.

ГОТИЧЕСКАЯ МОДА:
ЭПОХА РЫЦАРСТВА И КУЛЬТА ПРЕКРАСНЫХ ДАМ
XIII-XV вв.

В XIII в. в Центральной Европе грубая, похожая на монашеское облачение одежда постепенно сменяется сшитым платьем, крой которого приспосабливается к фигуре. Новые виды тканей — тонкое сукно — изготовлялись в Италии и Фландрии. Из них шили платья, мягко облегавшие фигуру. Они просто кроились, легко драпировались и даже легко изменяли цвет на свету.

Изготовление одежды перешло в мужские руки. Портновское искусство совершенствуется. Портные объединяются в профессиональные цеха, которые шьют одежду по заказам знати.

Мужчины носили две одежды — одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая котта, была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом; из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды камиза. Впервые в костюмах появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять ее иначе было невозможно. Иногда рукава привязывали шнурками, и только позднее, когда изобрели застежку, стали вшивать постоянно. Вырез у шеи часто был украшен орнаментом, а по рукаву шел до локтя ряд мелких застежек.

Модным стал пурпуáн — короткая куртка с узкими рукавами. Щеголи носили пурпуан с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами. Завершал мужской костюм в готическом стиле плащ на шнуре, удерживавшем его на плечах. Для верховой езды или охоты использовали плащ с капюшоном. Охотничьий наряд рыцаря дополняла высокая фетровая шляпа разных фасонов (иногда с полями), подбитая мехом и украшенная павлиньими перьями (шляпа с павлином), и элегантные перчатки с отворотами.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняет картину средневекового мужского костюма.

Поверх кольчуги рыцарь носил широкую верхнюю одежду без рукавов — блио или сюрко, украшенный цветами и гербами рыцаря или его сеньора. Такие же знаки изображались на попоне рыцарского боевого (турнирного) коня.

Защитное снаряжение оставалось почти неизменным до XIV в.
Кольчуга стала короче, ее усилили: сначала коваными железными пластинами на плечах, потом дисками на локтях и под мышками, затем полосками для защиты рук сзади. Помимо этого, добавились железные перчатки и обувь.иллюстрация
Прежний высокий шлем превращается в плоский колпак со смотровой щелью или высоким поднимающимся забралом. Порой рыцарские шлемы имели самые невероятные формы и немыслимые украшения.

Главная из перемен в рыцарском облачении — это появление кованого пластинчатого доспеха из дамасской стали, легкого и удобного.
Сначала на грудь, спину и бедра на кожаную основу - лендер накладывали подвижные металлические полоски, потом на груди и спине их сменили толстые изогнутые или выкованные по форме тела пластины, которые соединялись по бокам — латы. Спереди стали надевать похожий на юбку железный передник. В конце концов из всего этого появились пластинчатые доспехи, которые заключали все тело в тесно прилегающую, подогнанную к каждому суставу оболочку из подвижных пластин.

Изготовлением лат особенно прославились мастера Италии, главным образом Милана, и Франции.

Однако вернемся в эпоху готики, в ее раннее время, и поговорим об обуви.
Примечательной особенностью обуви XII в. были длинные носки туфель из кожи или бархата без каблуков - пигашей или пуленов. Их появление связывают с именем графа Анжуйского, желавшего скрыть уродливую форму стопы.
Этой модой рыцари подчеркивали непричастность к труду и свое военное ремесло, но разбогатевшие бюргеры тоже удлинили вслед за знатью свою обувь, так что в результате этого соревнования к середине XIV в. носки у обуви вытянулись настолько, что иногда стали достигать в длину 50-70 сантиметров! В удлиненный носок таких туфель набивали паклю, а иногда, чтобы он не мешал ходить, подвязывали его к стопе у подъема или под коленом. Мода на длинноносую обувь быстро охватила все европейские страны. А щеголи прикрепляли на кончик носка колокольчик или погремушку. Цвет обуви тщательно подбирали к нарядной одежде. Знать украшала обувь вышивками и драгоценными камнями. Простые горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — ботт.


Женщины накрывали голову тонкими покрывалами, очень разнообразными и в зависимости от цвета и положения на голове имевшими определенное значение. Обычно это был барбет — широкий венец с полотняной повязкой, охватывающей голову и подбородок, либо горж — сшитая из ткани труба, расширенная по концам, с разрезом сзади. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали, производством которых славился Реймс (Франция).

И замужние женщины и мужчины носили завитыe волосы, ниспадавшие на плечи пышными локонами. Завивка производилась при помощи горячих щипцов или разогретых специальных палочек. Девушки заплетали волосы в длинные косы и укладывали над ушами в виде баранки (бараний рог)
Общение с Востоком в результате крестовых походов привело к широкому распространению косметики, употреблению различных душистых эссенций и окраске волос во все цвета, кроме рыжего. Рыжие волосы воспринимались как проклятье, и людей с рыжими волосами считали порождением дьявола.

Вершины своей популярности готическая мода достигла в XV в. при дворе бургундских герцогов. Именно герцогство Бургундия стало законодателем моды в Европе, прежде всего в области придворного костюма. Бургундской моде подражает вся Европа.

Верхней одеждой служили упелянд (опелянд, упленд) — длинный распашной широкий (до 7 метров!) кафтан, опоясанный вокруг талии, или роб — длинная одежда, надеваемая через голову, с пышными рукавами и стоячим воротником. Щеголи одновременно носили две шляпы — одну на голове, вторую за спиной.

Цвет характеризовал определенное состояние человека. Костюмы из синего и зеленого материала шили редко. Эти цвета были символами любви: зеленый — влюбленности, синий — верности. Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет. Очень популярен был и черный цвет, особенно если платье шилось из бархата. Из бархата шили и придворную одежду. Например, бургундский герцог Филипп Добрый (1396-1467) в последние годы жизни одевался исключительно в костюм черного цвета, а его свита подражала ему. Модным был также и серый цвет в сочетании с черным и фиолетовым. Зато желтый и коричненый цвета символизировали грусть; зеленый (помимо влюбленности) — торжественность события, и т.д.

Короткие плащи не прилегали даже к бокам. Однако на торжествах каждый облачался в длинный плащ, который был обязательным не только для мужчин, но и для женщин. Парадный плащ украшался меховым воротником и часто подпоясывался.

Костюм знати обязательно дополнялся следующими необходимыми предметами: к поясу подвешивали кожаный или парчовый кошель, на цепочке у пояса крепился кинжал, а на перевязи через плечо — охотничий рог. Знатный мужчина носил перчатки, обычно только одну — левую, а вторую держал в руке. Обе перчатки надевали во время охоты. При входе в церковь и во время танцев перчатки снимали и прятали за пояс.

Броские одежды той эпохи шили из парчи, сукна, дорогого бархата, атласа и обильно украшали мехами. Любопытно, что именно меха, а не золото и драгоценные камни, считались самой красивой отделкой костюма и ценились больше всего. Среди золотых украшений часто встречались бубенчики и колокольчики. Бургундский костюм распространился во всех странах Центральной Европы.

Именно в конце готической эпохи — при бургундском дворе — возникло это интереснейшее социальное явление мода. Правда, тогда она характеризовалась только несколькими чертами: весьма частой сменой форм костюма, увлечением всякой новинкой в тех кругах, где она создавалась, и бурным подражанием.


Кэтрин Стрэнд Холкебоер

"Выкройки для театральных костюмов и отделки одежды и аксессуаров от Древнего Египта до 1915 года".

Книге, в которой дан самый простой крой, который подойдет для театральных постановок, а так же рекотструкторам той или иной эпохи.

Книгу для показа и лучшего восприятия информации разбила на несколько частей, добавив от себя немного дополнительной информации и картинок для наглядности.

Для периода позднего средневековья характерны легкие, изящные формы, стремящиеся ввысь подобно готической архитектуре.

В основе женского костюма лежит силуэт, подчеркивающий узкие покатые плечи и тонкую талию.
К низу одежда значительно расширяется за счет расклешенных юбок с дополнительными вставными клиньями.

Развитие мужского костюма в позднее средневековье (14-15вв) происходит на основе двух силуэтов:
- свободного расширенного к низу романского периода и
- прилегающего готического, для которого характерна расширенная линия плеча, достигаемая за счет массивного присборенного оката рукава со специальным ватным валиком.

Декоративные линии и конструктивные особенности мужского костюма призваны подчеркивать грудь и тонкую заниженную талию, которая оформлялась поясом.

Прилегающая одежда в основном, по длине доходит до середины бедра.

В эпоху всего средневековья следует помнить,что именно мужчины начали диктовать моду и модные линии в одежде.
Женщинам по религиозным соображениям, следовало до 13-14 веков быть скромными и не показывать линии своего тела,дабы не возбуждать мужскую плоть.

Часть 4: Крой и рисунки узоров к костюмам XIV - XV вв. - Позднее Средневековье.

*
PS. При скачивании картинок кроя из книги Кэтрин Х. выйдет точное описание файла на английском языке.
Все картинки даны в большом разрешении.
*

 Средневековые Доспехи, Средневековое Платье, Средневековая Одежда, Руководства, Рисунки, Средневековье, История Моды, Брюки

Как сшить платье за один вечер без выкройки. Туника 14 века для куклы Дианы.

15th Century archer 5 by Skane-Smeden.deviantart.com on @DeviantArt Средневековое Платье, Средневековая Одежда, Историческая Одежда, Longbow, Исторические Костюмы, Переходный Возраст, История, Средневековье

15th Century archer 5 by Skane-Smeden on DeviantArt

Handgefilzter Zinnenhut Средневековая Одежда, Средневековая Мода, Цыганская Одежда, Средневековое Платье, Итальянское Платье Эпохи Ренессанса, Рыцарь, Модницы, Винтаж Платья, Шапочка

The Reenactor

Wool Cotehardie with Wool Bycocket that looks to be lined with linen. Very simple. Very appropriate. (Deventer Burgerscap) Средневековая Одежда, Средневековая Мода, Историческая Одежда, Исторические Фотографии, Средневековая Свадьба, Дизайн Костюмов, Текстильный Дизайн, Картинки, Kleding

Wool Cotehardie with Wool Bycocket that looks to be lined with linen. Very simple. Very appropriate. (Deventer Burgerscap)

Как я уже говорила, Средневековье является неповторимым временным периодом, со своими особенностями, отличными от особенностей иных эпох. Одной из таких особенностей является средневековая одежда. Ранее я уже рассказывала о том, как одевались богатые жительницы Средних веков:

а теперь пришло время рассказать и о том, во что были одеты средневековые мужчины. По сути, мужской костюм был не менее запутанным и не менее неудобным.


Раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.)

Как и женщины, мужчины в этот период носили две туники: нижнюю, камизу, и верхнюю, котту. Камиза традиционно шилась из более простых материалов и имела более длинные рукава, чем котта. Туника обязательно подпоясывалась, и изначально была длиной приблизительно до колена. Ближе к X веку у знати туники удлинились, одежды короля достигали пола, а короткие туники продолжали носить крестьяне и молодые мужчины.

Коронация короля Ричарда II. Англия, миниатюра XIV века. Хоть и прошло несколько столетий, длинные одежды короля всё равно налицо.

Коронация короля Ричарда II. Англия, миниатюра XIV века. Хоть и прошло несколько столетий, длинные одежды короля всё равно налицо.

Мужчины Средневековья, в отличие от тех, кто жил в Античные времена, обязательно носили штаны. Они имели разный вид, но факт их наличия оставался неизменным. Говоря о высших слоях общества, эти штаны обычно были узкими.

В Ранний период Средних веков в качестве верхней одежды обычно использовались короткие плащи, которые застегивались фибулой на плече. Эта традиция осталась ещё с римских времён, так как римляне пользовались подобными же плащами. Фибулы изготовлялись фактически везде, по виду заметно отличаясь друг от друга в зависимости от места изготовления.

Эд I, король Франции.

Эд I, король Франции.

В самый ранний период Средневековья были распространены сапоги из мягкой кожи, часто – цветной, с короткими голенищами. В эпоху Каролингов франки носили чулки, кожаные или полотняные, которые сверху перетягивались ремнями.

Прически этого периода особыми изысками не отличались, и были очень просты. Единственным, хоть и весьма сомнительным украшением являлась чёлка, которая была почти у всех. Бород, конечно, никто не отменял.

Карл Мартелл. Статуя в Версале. Карл жил в VIII веке.

Карл Мартелл. Статуя в Версале. Карл жил в VIII веке.

Классическое Средневековье (середина XI – XIII вв.)

Начались Крестовые походы, которые во многом дали толчок к дальнейшему развитию моды.

Сначала сами крестоносцы, а затем и другие мужчины начали носить длинные волосы. Они должны были напоминать причёску Христа. В XI веке удлинились плащи. В XII веке изменился крой верхней туники. Приблизительно тогда же популярность приобрели разнообразные гербы, что отразилось на одежде некоторых мужчин, например, пажей высокопоставленных особ, чьи костюмы нередко окрашивались в цвета герба того, кому они служили. Ну а облачения самих рыцарей - это уже отдельная тема.

В XII или XIII веке появилась первая обувь с острыми носами, хотя своего апогея эта мода достигла несколько позже. В период своего расцвета длина этого носа, также как и длина дамского шлейфа, весьма просто могла рассказать о том, кем являлся её обладатель и какое место занимал в социальной иерархии. Утверждается, что эти носы по нескольким причинам стали камнем преткновения в отношениях многих с Церковью, ведь, для примера, в обуви с подобными носами было неудобно становиться на колени для молитвы.

Позднее Средневековье (XIV – XV вв.)

В этот период как мужская, так и женская одежда приблизилась к тому состоянию, в котором она будет пребывать в эпоху Возрождения. Более того, когда во Франции ещё гремела Столетняя война, в Италии уже появились первые признаки этого Возрождения.

Карл VII в образе одного из волхвов. Миниатюра XV века. Наряд Карла уже напоминает то, что будут носить в следующем веке.

Карл VII в образе одного из волхвов. Миниатюра XV века. Наряд Карла уже напоминает то, что будут носить в следующем веке.

XIV век был важным в отношении одежды. За эти сто лет также вошла в употребление верхняя утеплённая одежда с рукавами, куда более узкие штаны, чем раньше, даже более похожие на чулки. Кроме того, к концу этого века пошла на спад мода на невероятные носа обуви. Как я уже рассказывала ранее, в заметке о женской одежде, всё в том же XIV веке появились, во-первых, распашные одежды, а во-вторых – новые виды покроя, которые, с самыми минимальными изменениями дошли до наших дней. К середине того века мужчины перестали носить тунику-котту, заменив её либо на узкий, подчёркивающий талию жакет, либо на короткую куртку с узкими рукавами (пурпуэн), в некоторых случаях также имевшую декоративные рукава. Приблизительно тогда же стали модны кафтаны, видов которых было несколько. Мужчины, как и женщины, носили нарамники, которые только немного отличались по виду.

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Читайте также: