Словарик личных имен 5 класс родной язык как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Цели: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени; показать связь имен с историей определенной эпохи; развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственного рассуждения; сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность;воспитать человеческое достоинство, уважение к личности; национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.

Планируемые результаты.

  • Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; уважительное отношение к имени, формирование чувства самоуважения и уважения к другим, учебно-познавательного интереса к учебному предмету.
  • Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, полученную на занятии, осуществлять анализ ситуации, проводить сравнение, группировку, обобщение.
  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, раздумывать над поступками, оценивать поступки.
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
  • Предметные: распознавание имен традиционных и новых, популярных и устаревших, а также имен, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определенную стилистическую окраску;

Технологии: коммуникативная технология, обучение в сотрудничестве, организация исследовательской деятельности, ИКТ.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
С.Пшеничных

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворении?

- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего урока. Пусть ваши улыбки подарят всем радость. (СЛАЙД 1)

2. Этап актуализации знаний. Формулирование темы урока

У нас на уроке сегодня присутствуют гости, и в кабинете нас много.

- Все мы кто? Одним словом назовите. Правильно, люди.

- Посмотрите на всех и скажите, чем мы похожи между собой?

- Правильно, у нас есть тело, лицо, руки, ноги. Но в то же время мы разные, отличаемся друг от друга. Каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем отличаются люди друг от друга? (ростом, возрастом, цветом волос, глаз, походкой и т.д).

У каждого из нас есть что-то такое, чего нельзя увидеть, это и отличает нас друг от друга. Об этом мы и будем говорить на уроке. Отгадав загадку, вы узнаете, что нас отличает друг от друга и сразу же определите тему урока.

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать
Надо вслух сказать.

- Что нужно вслух сказать? Правильно, имя.

- О чем будем говорить на уроке?

- А легко ли выбрать имя? Нет.

- Что для этого нужно знать? Знать историю имени, что обозначает, о чем может рассказать.

2. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Какую цель вы поставите перед собой? Что вы должны узнать к концу урока?

Постараемся проследить историю возникновения и закрепления в быту современных имен, узнаем о том, какое значение, какой смысл вложен в ставшие для нас привычными имена. Поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя, какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение, а так же узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.

- Эпиграфом нашего урока будет высказывание Гомера. Прочитаем его вслух. (СЛАЙД 3)

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…
Гомер

- Слепой поэт Гомер, живший в Древней Греции, автор великих памятников литературы “Илиады” и “Одиссеи” свои размышления об именах выразил в этих стихотворных строках. Как вы понимаете слова Гомера? (Я думаю, что Гомер хотел сказать, что человека без имени не бывает. Имя есть у каждого. Это первый подарок, который родители преподносят своему ребенку).

- Имя сопровождает человека с первых до последних дней его жизни, еще до появления на свет малыша родители думают над тем, как назвать ребенка. Посмотрим, какие имена у нас есть в классе, Каждый назовите свое имя.

3. Этап открытия новых знаний. Введение в тему урока

- А что же такое имя? (СЛАЙД 4-5)

По словарю В.И.Даля.

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой.

- Может ли человек жить без имени? Почему?

Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда знакомятся с кем-то или приходят первый раз куда-то, - это имя. Без имени нельзя обойтись. Человека можно лишить всех богатств, но нельзя лишить имени.

- Что записано на экране? (разделы языкознания). Какое слово вам не знакомо? Какие есть предположения, что оно может обозначать?

- Ономастика изучает также клички животных (Шарик, Мурзик), имена небесных тел (Большая медведица) и др.

- Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. В Древней Руси в далеком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя. Можете назвать? Это рекло (от слова нарекать), назвище, прозвище,название, прозвание, проименования.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

​Организация и кураторство самостоятельной деятельности учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

- Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как они получились. (Дети сначала работают в парах, после группируют на доске имена) (СЛАЙД)

Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава, Кудряш (Внешность человека)
Молчан, Добряк, Умник, Несмеяна, Плакса (Черта характера)
Ждан, Большак, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)
Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)
Метелица, Снегурочка. (Явления природы)
Заяц, Волк, Соловей, Кот (Названия животных)

- Ребята, на что похожи эти имена? (прозвища)

- Действительно, древние имена совсем не похожи на современные. Наши предки верили, что имя, данное человеку, не просто случайно придумано и дано ребенку родителями, оно срастается с человеком и обладает некоей таинственной силой. Поэтому уже тогда к наречению имени относились очень серьезно. Досталось человеку удачное имя – счастливой будет его жизнь. А не угадали с именем родители – жди беды.

Древним, языческим русским именем могло стать любое слово. В имени отражались основные черты характера, отличительный внешний признак, отношение родителей и т.д.

Было когда-то у славян имя Волчий Хвост, и считалось оно очень достойным. В X веке его гордо носил один из воевод князя Владимира. И был он прекрасным воином и искусным степным ловцом и охотником.

- А как, по вашему мнению, могло появиться имя Ждан? Наверное, родители очень ждали рождения ребенка, и когда он родился, назвали Жданом.

- А как появилось имя Первой, Второй? Родители просто указали порядок рождения детей. Вот и появились эти имена.

- Некоторые языческие славянские имена известны вам из художественной литературы. Где, в произведениях каких жанров вы могли встреть эти имена? В былинах, в сказках.

- Все вы знаете героя русских былин Добрыню Никитича. Как же могло появиться это имя?

Это имя мог получить человек, обладавший такой чертой характера, как доброта. Или он мог быть хорошим, т.е. добрым мастером в каком-либо деле.

- Из былин о Илье Муромце известно вам и имя Соловей. Как вы считаете, кого могли называть таким именем? Такое имя, скорей всего, давалось в древности талантливым певцам.

От его свиста травушка-муравушка к земле приклонялась, деревья гнулись и качались, а люди падали замертво. Этот разбойник, плененный Ильей Муромцем, очевидно, получил свое имя, потому что свистел не только очень сильно, но и виртуозно.

- Из летописей известен нам и человек по имени Кожемяка. Как же он получил свое имя? Конечно, по роду занятий. Мял человек кожи, обладал силой немереной, вот и получил такое имя.

Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку
Позвала к себе Чернавку…

- А вот как быть с такими именами: Неудача, Нелюб, Нехорошей, Кривой и даже Дурак? Может быть, родители просто прятали своего ребенка под таким именем?

Действительно, скорее всего, это имена-обереги, за которыми ребенка скрывали от нечистой силы, способной его погубить. Действительно, ну кто же позарится на Болвана, Кислокваса, Опухлого или Кривого?. Вот так и звали ребенка на людях, а дома он превращался в Любима, Ждана или Богдана.

Имя-талисман могло даже спасти от неминуемой погибели. И сейчас в Болгарии мальчиков называют Вылко, а в Сербии Вук, а ведь эти имена переводятся как Волк. Почему же мальчиков называют Волками? Послушаем историю возникновения этого имени.

Старинная легенда гласит, что в дружной и славной сербской семье Караджичей дети рождались часто, но все как один умирали во младенчестве. И старый серб вспомнил одно старинное поверье: если твои сыновья не живут на свете, назови того, кто вновь родится, Вуком. Волки сильны и выносливы; волка и смерть не берет. От такого имени сын твой станет сам крепок, как волк, и горе отойдет от твоего дома. Караджич и его жена так и поступили. Когда родился у них еще один ребенок, назвали его Вуком. Мальчик прожил долгую и славную жизнь. Стал известным языковедом и пламенным патриотом, и звали его Вук Караджич.

- А было ли имя Волк на Руси? Оказывается, было. Вот, что по этому поводу говорит история. В 1492 году по бездорожью Европы ко двору императора Максимилиана пробиралось русское посольство. В его составе ехал именитый московский дипломат, дьяк Волк Курицын.

Правда, у него было и другое имя – Иван. Документы зовут его то так, то этак: Иваном Курицыным, Волком Курицыным, даже Иваном – Волком Курицыным.

- Как вы думаете, почему же у дьяка было два имени? Наверное, это связано с принятием христианства. В первое время вместе с новыми православными именами сохранялись старые дохристианские имена.

- Действительно, после принятия христианства на Руси (конец 10 в.) положение изменилось, и привычные славянские языческие имена стали заменяться христианскими.

Некоторое время языческие и христианские имена существовали параллельно. Но постепенно христианские имена, дававшиеся детям при крещении и в соответствии со святцами (на доске), вытеснили языческие славянские имена.

- А что такое святцы вы знаете?

Словарь Т.А.Ефремовой: Святцы — мн. Книга, содержащая перечень святых по дням их поминовения.

Словарь С.И.Ожегова: Святцы – церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминовения.

- Подберите и запишите в тетрадях однокоренные слова к слову святцы.

Это слова святой, святость, освятить, священный, святитель, освятить. Все эти слова имеют корень -свят-.

- С принятием христианства на Руси установилось новое правило. Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов. Сейчас не всегда придерживаются этого обычая, поэтому у некоторых день рождения и именины (День Ангела) не совпадают.

4. Включение в систему знаний. Закрепление

Представление исследовательских работ.

- А теперь у вас на столах листы со значением вашего имени, прочитайте и скажите, что нового вы еще узнали о своем имени. В честь какого святого было дано это имя и совпадают ли ваши дни рождения с именинами. (Ответы учащихся).

Самостоятельная работа. Упражнение 77 стр. 72.

Иван – Ян (польск.) – Джон (англ.). Чан – (кит).
Андрей – Анджей (польск.) – Андре (франц.).
Георгий – Джорж (англ.)
Евгений – Юджин (англ.)
Михаил– Майкл (англ.) – Михель (франц.), Михал (польск.)
Петр – Пьер (франц.) – Пит (англ.)
Мария – Мэри (англ.) – Мари (франц)

Исследовательская работа.

- А теперь проведите небольшое исследование по именам одноклассников. Из каких языков заимствованы имена уч-ся нашего класса и каких имен больше? (работа в парах).

- Существует ли мода на имена?

Мода на имена существовала всегда. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Наши имена в основном греческого и латинского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.

5. Подведение итогов

- Об именах сложены пословицы и поговорки, передающие суть отношений наших далеких предков к имени. Перед вами на экране написаны слова, постарайтесь сложить из этих слов известные вам пословицы и поговорки, в которых речь идет об именах. (СЛАЙД)

На столах карточки со словами из следующих пословиц и поговорок:

1. С именем Иван, без имени – болван.

2. Без имени ребенок – чертенок.

3. Нет имен супротив Иван, нет икон супротив Никол.

- Ребята, а как вы понимаете смысл сложенных вами пословиц? Первая пословица по смыслу перекликается со словами Гомера и говорит о том, что человека без имени не бывает. Человек и отличается от животного или неживого предмета тем, что у каждого из людей есть свое имя.

Пословицу можно объяснить так: с именем ты человек, а без имени человека нет.

Вторая пословица говорит об имени, которое ребенок получает при крещении. Получая имя, ребенок приобретает небесного покровителя, святого заступника. Говорят, что, когда человека зовут по имени, откликается его святой. Святой заступник остановит ребенка, когда тот задумает сделать что-нибудь плохое. Без такой помощи возникает опасность стать чертенком.

Я думаю, что смысл следующей пословицы в том, что много людей носят имя Иван, их много, и они сила. А самый почитаемый на Руси святой – Николай-чудотворец. Нет святого, которого почитают больше.

Тест

1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) родители свободно выбирали имя
В) имя было характеристикой человека

2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) по роду занятий
В) по месту жительства

4. Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин.
Валентин – Валентина
Василий – Василиса
Евгений – Евгения
Виктор – Виктория
Александр – Александра
Федор – Федора
Иван – Иванна

6. Рефлексия

- Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог и скажем, что же нового мы узнали на уроке?

- Интересно ли вам было на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания?

- Где вы можете их применить?

- Что больше всего вам понравилось?

- О чем же может рассказать имя?

- Нужны ли современным людям клички и прозвища?

- Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.

7. Домашнее задание

Составить словарик личных имен. Включите в него имена родителей, родственников, друзей. Укажите происхождение каждого имени, частоту его употребления, почему именно такое имя дали вашим маме и папе, родственнику, другу.

Словарь имен захочет почитать каждый из нас. С детства мы знаем, что каждое имя что-то значит. Потом поняли еще и то, что имя властно над человеком и определяет его судьбу. Этот словарь имен содержит несколько тысяч статей об именах, как мужских, так и женских. Что станет хорошим подспорьем всем тем, кто желает углубленно разобраться во всех вопросах, касающихся его имени. Каждый, открывающий этот словарь имен, может не сомневаться, что найдет в нем не только свое имя, но и всю интересную информацию, к нему относящуюся.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование своего имени, наверное, интересно любому человеку. Ведь разнообразие как женских, так и мужских имён огромно. Какие-то имена имеют старинные корни, в этом случае происхождение имени связано с древней историей, а какие-то имена образовались совсем недавно и насчитывают всего десятилетия. Но какое бы ни было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

выяснить значение, происхождение и частотность употребления имен собственных учащихся параллели 5-х классов.

познакомиться с литературой по данной теме;

выяснить значение и происхождения имен собственных учащихся 5-х классов;

выявить наиболее популярные и редкие имена собственные среди мальчиков и девочек;

проанализировать анкетные данные опроса детей и их родителей о выборе имени для их ребёнка.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Имена учащихся 5а, 5б, 5в классов МКОУ СОШ № 105 Купинского района

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Значение, происхождение и частотность употребления имен в параллели 5 классов.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

учащиеся параллели 5 классов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:

работа с литературой;

поиск информации в сети Интернет;

анкетирование учащихся и их родителей.

II . Основная часть.

1. Выбор имени на Руси

Имена из животного и растительного мира (Волк, Кот, Щука, Ерш, Заяц, Орел, Орех, Трава);

Имена по порядку рождения (Первуша, Перва, Вторак, Третьяк);

Имена, которые давались по внешнему виду (Черныш, Чернавка, Мал);

Имена богов и богинь (Лада, Ярило);

Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян, Добр, Смеяна, Умник);

Имена по времени рождения (Зим, Вешняк);

Имена, отражающие профессию (Шуба, Ложка, Пушка);

Большая группа имен – имена, состоящие их двух корней (Святополк – святой полк, священное воинство, Владимир – владеющий миром, Радогост – рад гостям, гостеприимный, Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).

До Октябрьской революции 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь. Однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от Владимир Ильич Ленин), появились и такие женские имена, как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+ мир), Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать ещё долго.

2. Аналитическая справка

В параллели 5-х классов обучается 61 человек, из них 33 мальчика и 28 девочек.

Разноцветный мир

Электронный методический центр "Разноцветный мир" приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам - всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта жмите сюда

Урок русского языка в 5 классе "Откуда ты, имя? Как вас зовут, или Тайна имени". УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Цель:
• Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;

Задачи:
• образовательная: закрепление навыка написания собственных имен;
• развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных и близких;
• воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; помочь осознать нравственный смысл имени.

С именем Иван, без имени – болван.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Без имени ребенок – чертенок.
(пословицы)

4. Самопрезентация. Представление себя.
• Четко произнесите свои имя, фамилию, отчество. Кратко расскажите о своей родословной.
• Еще раз проговорите орфографически название своего имени, фамилии, отчества. Запишите их в тетрадь.
• Продиктуйте свои данные соседу по парте.
• Выпишите в один столбик имена девочек вашего класса, в другой – имена мальчиков.

6. Обратимся еще раз к сказке про Алису и ее друзей (читает учитель).
- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо перебил ее Шалтай. – Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? – спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай- Болтай. – Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.
• А вам интересно, ребята, узнать о происхождении и значении своих имен?
• А кто уже знает, что означает его имя и откуда оно произошло?
(Ответы учащихся).
Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж: мужественный борец, защитник людей.
Артем (греч.): артемиус – посвященный Артемиде (богине луны, охоты), артемис – здоровый, невредимый.
Марина (латин.): маринус- морской.
Дмитрий (греч.) – посвященный Деметре (богине земледелия и плодородия).
Екатерина (греч.) – чистая.

8. Занимательная минутка. Игры-загадки:
• Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. Отгадайте его (Анна, Алла, Ада).
• Если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? (Коля – Оля; Вася – Ася)
• В каком имени пол Я? (Поля)
• Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных. (Ия)
• Какое женское имя не заканчивается ни на гласный А, ни на Я? (Любовь)
• Название какого города на Украине состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь)
• Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)

9. Слово учителя:
Имена могут быть полными и неполными. Имена, с которыми мы обычно обращаемся друг другу, являются неполными, сокращенными. Например, Однако, не все имена могут иметь сокращенную форму Таня – Татьяна; Саша – Александр; Света – Светлана.. Например, имена Вера, Нина употребляются только в одной форме, которая хотя и короткая на первый взгляд, но считается полной.

10. Задание: запишите свое имя и имя соседа по парте в краткой и полной (если таковая имеется) форме.

12. Лексическая работа.
• Знакомы ли вы со словом ТЕЗКИ?
(тезки – люди, которые носят одинаковые имена).

14. Зрительный диктант. Спишите текст с доски:
Восемь Иванов в нашей деревне. Как различить?
Различали, не путали. Ваня большой, да Ваня маленький, да Ваня- пуд, да Иванко, да Ивко, да Ваня-зять, да Иван Иванович, да Ванюша.
• Как вы думаете, благодаря чему жители деревни различали людей, имеющих одно и тоже имя? (благодаря употреблению разных форм имени, прозвищ, указания на родственные связи)

15. Лексическая работа. Значение слова ОТЧЕСТВО (запись на доске и в тетрадях: ОТЧЕСТВО – имя по отцу). Человек получает отчество от отца, т.е. к имени ребенка добавляется отцовское имя, указывающее, чьим сыном или дочерью является ребенок. Отчество всегда дается по полному имени.

Вывод: к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно.

Б) Познавательный.
• Что обозначает слово ИМЯ? (Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении).
• Для чего (для какой цели) человеку необходимы имя, фамилия, отчество? (По фамилии, имени и отчеству мы отличаем людей друг от друга. В официальных документах (паспорте, свидетельстве о вождении автомобиля) указываются фамилия, имя, отчество).
• Как появились имена и фамилии людей? Какой смысл скрывается в этом? (Имена появились в глубокой древности и сначала отражали особенности характера, поведения, привычки, а иногда недостатки. Люди уже в древности пытались отделять себя от других).
• Что значит ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ, СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ?

В) Рефлексия. Анкета. Приложение 1.

18. Домашнее задание: (дифференцированное)
А) для сильной группы учащихся: исследовательская деятельность: расспросите родителей, почему вас назвали именно так, а не иначе; выясните, знакомы ли ваши мама и папа с тайной своих и вашего имен; приготовьте презентацию по итогам своего исследования;
Б) для учащихся с небольшой зоной ближайшего развития: то же задание, но с алгоритмом выполнения, без презентации;
В) для учащихся с гипоопекой: карточка с заданиями по типу:
1. Напиши фамилию, имя, отчество твоих родителей; бабушек, дедушек.
2. Допиши отчество девочек по данным мужским именам: Иван, Олег, Максим, Александр, Алексей, Геннадий, Дмитрий, Василий, Павел.
3. Напиши 10 имен девочек (мальчиков).

Приложение 1.
Анкета для учащихся:
• Что означает твое имя?
• Есть ли такие же имена в твоем роду, в твоей семье?
• Какие бы имена ты дал своим детям?
• Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?
(индивидуальные, работа в парах, по карточкам, самостоятельная работа, работа в группах, исследовательская работа).

СОНЯ
ТОНЯ
ЛИЗА
РАЯ
ШУРА
ЗИНА
РИТА
ПОЛЯ
ПАША
НЮРА
ДУНЯ
УЛЯ

Читайте также: