Слоговые дорожки своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Я буду рада поделиться с вами имеющейся у меня информацией, а также


В альбоме представлены упражнения по автоматизации звука Л. Материал превращает однообразную работу по закреплению произношения звука Л в интересную игру. Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии.

Содержимое разработки

Чистякова Е. В. Ганноченко Т. А. Домашний альбом по автоматизации звука Л. А Л У

Чистякова Е. В.

Ганноченко Т. А.

Домашний альбом

по автоматизации звука Л.

Л Л Л Л Л Л Л Л В альбоме представлены упражнения по автоматизации звука Л. Материал превращает однообразную работу по закреплению произношения звука Л в интересную игру. Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. При автоматизация звука Л предлагаются упражнения на автоматизацию звука Л изолированно, на материале слогов, слов, предложений. Материал предназначен для учителей-логопедов и родителей детей-логопатов. Л Л

В альбоме представлены упражнения по автоматизации звука Л. Материал превращает однообразную работу по закреплению произношения звука Л в интересную игру.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии.

При автоматизация звука Л предлагаются упражнения на автоматизацию звука Л изолированно, на материале слогов, слов, предложений.

Материал предназначен для учителей-логопедов и родителей детей-логопатов.

до каждого облачка и произнеси любимый звук

самолётика – Л-Л-Л-Л – гудящий этот звук: самолёт летит на юг, Л-Л-Л-Л.



Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

3. Искажение структуры отдельного слога:

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Работа над гласными

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

Приемы и упражнения:

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

Об авторах: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-логопед, Бруковская Мария Александровна учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №452 города Екатеринбурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

P1010161

Цели: Развитие фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах, развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: звуковые линейки, наборы цветных крышек.

Ход игры: Дети вычленяют звуки из слова, анализируют качественные характеристики этих звуков (гласные, твердые и мягкие согласные) и накручивают крышку нужного цвета на соответствующее горлышко на звуковой линейке.

Таким образом, создаются условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком.

Наборы цветных крышек я использую для выделения и счета слов с заданным звуком в стихотворении, для развития зрительной памяти детей.

Закручивая и скручивая крышки, дети продолжают развивать тонкие движения пальцев рук.

P1010161

Цель. Показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.

Ход игры.

ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришёл Колобок. Давайте вместе с ним выполним зарядку для язычка. Обратите внимание, как язычок у Колобка выполняет эти упражнения.

Это Язычок пришел. (высунуть язык)

Вправо он сейчас пошел. (тянуть вправо)

Все, что нужно, увидал

И налево зашагал. (тянуть влево)

Кверху кончик поднимает, (тянуть к носу)

Книзу кончик опускает. (тянуть к подбородку)

Язычок не устает –

Тянется теперь вперед. (тянуть вперед)

Поиграл с тобою в прятки (спрятать язык в рот)

И помчался на лошадке. (пощелкать языком)

Тебе машет на прощанье.

P1010149

Цели: развитие умения составлять описательные рассказы по лексическим темам; формирование связной речи.

Ход игры:

Дети по очереди бросают кубик, на какую грань упадет кубик, о том и надо рассказать.

P1010150

Цель: Создание игровой мотивации; показ точных движений органов артикуляционного аппарата; отработка артикуляционных упражнений.

Прислоню язык, смотри,

К зубкам верхним изнутри.

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук, да стук-

Раздается громкий звук:

И поселок не узнал:.

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Темная, как шоколадка,

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

Прыгай в лукошко.

P1010166

Цели: Развитие фонематического слуха и восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах.

Варианты заданий:

Задание 1: выбрать картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.

Задание 2: выбрать картинки с заданным звуком с определенным количеством слогов.

P1010151

Цель. Показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.

Ход игры. Ребенок выбирает любой персонаж, надевает на руку варежку-язычок и выполняет артикуляционные упражнения, показывая те же действия на языке персонажа.

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: пирамида выполнена из картона, 4-хгранная, переносная. На каждой грани пирамиды размещены материалы, изготовленные из старых фломастеров, пластиковых емкостей, разноцветных крышек, пуговиц, шнурков.

Ход игры: дошкольники завязывают шнурки, бантики; нанизывают на шнурок бусы-бирюльки; застегивают пуговицы, пристёгивают украшения; прикручивают цветные крышки и т.п.

Основные достоинства этого пособия заключаются в следующем:

— пирамида удобна в использовании (участвовать в играх, в выполнении заданий может несколько детей одновременно, ее легко переставлять и даже переносить из помещения в помещение.);

— она объемна, но удобна для хранения;

— оказывает релаксационное воздействие на ребёнка;

— очень красочная, привлекательная и абсолютно безопасная.

P1010152
P1010153

P1010154

Цель: Развитие связной речи, фантазии, развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Оборудование: из обычных бельевых прищепок, кусочков ткани, бумаги, меха, шнурков выполнены персонажи различных сказок.

Читайте также: