Сказать одно а сделать другое как называется

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

С моим молодым человеком мы встречались год. И у меня и у него это первые отношения и в моральном и в физическом смысле. По характеру мы разные, я люблю компании, он - тишину и одиночество. Он очень ревнив и на этой почве мы много раз ссорились.Последняя ссора тянулась неделю. С прошлой недели, со среды мы с ним ругались - он позвонил, сказал, что оставляет меня ради карьеры - личная жизнь это время, которого у него мало. Он ждал, что я его задержу. Я держать не стала. Была ссора, в итоге - помирились. В пятницу ночью он даже приехал ко мне домой. Выходные были замечательные.Любовь, спокойствие, нежность. Он говорил "Я живу ради тебя", "Ты самое дорогое что у меня есть" и тд. Но потом была фраза "Если меня возьмут на работу я позову своего друга в кафе, отмечать" - вот тут мне стало обидно, на мне вся бытовуха, а как куда-то пойти или проявить инициативу сходить куда-то - так это не ко мне. Я обиделась. Сильно обиделась - ну достало, целый год я ему и кухарка и прачка, а инициативы никакой. Даже плакала. Он пытался успокоить, но меня это только больше раздражало. Потом он еще что-то сказал, что меня задело. Ночью позвонила замдекана по поводу занятий, я начала писать старосте - он приревновал, тряс меня за плечи, отбирал компьютер. На насилие я реагирую бойкотом. Так этот бойкот до утра и продлился. Он всю ночь старался не говорить, обнимал, пытался загладить вину. Но я уже была зла. Утром бежали к электричке за ручку, он был доволен - думал, все обошлось. У платформы хотел меня поцеловать - я не далась. Мало того, даже в электричке перешла в другой вагон. И вот. Он добавил меня в понедельник во все черные списки (в телефоне, вк, скайпе, даже нашей игре). Ничего не объяснил. Когда я все-таки дозвонилась с левого телефона он сказал "Поговори с моей мамой, я буду говорить с тобой только в присутствии мамы" - меня взбесило, опять мама. Он сказал "Я тебя люблю, но я ухожу". Я весь вечер звонила с разных номеров, просила поговорить - он только бросал трубку. Билась я так двое суток, потом успокоилась, но. меня убили - просто выкинули из жизни. Мой брат это видел. Он позвонил парню, поговорил с ним, потом перезвонил мне "Марин, он тебя любит,сейчас позвонит". Но лучше бы не звонил. Он позвонил в скайпе. Я плакала, а он улыбался - действительно улыбался, разлегся в комнате, ухмылялся, улыбался. Я говорила "Я люблю тебя" а он отвечал "Я тоже, но я хочу жить, у меня нет нервов" и улыбался. Когда я его спросила "Неужели эти три дня у тебя не болело, не тянуло ко мне? Не хотел позвонить или написать?" он ответил "Хотел. Я даже сейчас не могу смотреть тебе в глаза. Но я свой выбор сделал. Смени тактику, не надо давить на чувства". А потом вообще сказал "Я тебе сейчас звоню только потому, что обещал твоему брату. Ничего тебе объяснять я не хотел". Общался он со мной нагло, унижительно. когда в мою комнату кто-то заходил он трусливо выключал скайп. Когда мама увидела, что я плачу, она позвонила ему, чтобы узнать, в чем дело - он бросил трубку и добавил ее в черный список.Больше он не звонил, не писал, ничего не говорил. Я до сих пор в черном списке. Господи, такой униженной и раздавленной я себя никогда не чувствовала. Но я все еще его люблю.Разве возможно быть вместе после случившегося. Когда он открыто даже моей матери сказал "Мы расстались", своей матери сказал "Я ее люблю, но мы расходимся". Родители для нас многое значат. Да и я его матери написала все "хорошее" - о том, как она разбаловала сына, что он подлец, который даже в глаза мне не мог сказать, в чем дело и наконец, что она постоянно вмешивается в его отношения и звонит мне. Раньше его молчания хватало на два дня - бывало, он уходил в себя, у него много психологических проблем, в детстве подвергся насилию - но через два дня, даже если мы были в ссоре или просто потому что он изолировался, он бежал ко мне, звонил, просил простить. Раньше если мы ссорились мне стоило позвонить - он все прощал. Была ссора, когда мне пришлось два часа у его общаги простоять, но и тогда помирились. А теперь. Такого никогда не было. Уже неделя как я у него в черном списке.Я не знаю, что делать. Слушать он меня не хочет, да и унижаться я больше не хочу - он показал себя. не очень хорошо. Но меня к нему тянет. Люблю. Подскажите, что делать? Ждать, что человек вернется или забыть о нем?

Автор вопроса: Елизавета Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Сергеева Рина Игоревна.

Здравствуйте Елизавета. Прошу прощения за затянутый ответ.

Сказал одно, а поняли другое Психология, Перевод, Отношения, Длиннопост

Люди в отношениях знают это: чаще всего это маленькие происшествия, которые приводят к ожесточенной ссоре. И чаще всего эти стычки протекают по одной и той же схеме. Может ли другая культура разговора разорвать порочный круг? Да, говорят семейные терапевты. Но правильного общения недостаточно
Автор: MICHAEL KRASKE

Какая самая распространенная проблема в отношениях? Этим вопросом задался он-лайн исследовательский проект Theratalk и получил конкретный ответ: отвечающие были наиболее недовольны общением.

Дипломированная психолог и семейный терапевт Сандра Конрад также неоднократно сталкивается с парами в своей практике, где упреки, агрессия, обвинения и оправдания — обычное явление. При этом, по словам Конрад, общение играет главную роль для удовлетворения в отношениях. "Быть понятым — самое прекрасное чувство в мире“, — говорит психотерапевт. Но многие пары в какой-то момент попали в воронку унижений, споров и напряженного молчания.

Джон Готтман, профессор психологии Вашингтонского университета, записал на видео и проанализировал разговоры спорящих пар. Он считает, что парам грозит расставание, когда они начинают разговор о проблеме с

"жесткого старта", то есть становятся циничными или саркастическими, а в споре прибегают к тем средствам, которые Готтман называет "четырьмя всадниками апокалипсиса": критике, презрению, оправданию и отстранению. По словам Готтмана, эти вербальные и невербальные ядовитые стрелы часто вызывают так называемое "наводнение", по крайней мере, у одного партнера. Партнер обычно захлебывается стрессовыми реакциями, такими как повышенный пульс, высокое кровяное давление или пот. Таким образом, деструктивная словесная перепалка создает физически ощутимый дискомфорт.

Желание изменить другого с помощью давления

Почему эти разрушительные механизмы вытеснили романтические чувства из фазы острой влюбленности? Что превращает влюбленных в одиночек? Наш детский и юношеский опыт устойчиво формирует то, как мы общаемся друг с другом. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Тот, кому посчастливилось вырасти в семье с культурой ведения беседы, где каждый может сказать то, что для него важно, и его выслушают, обладает хорошим фундаментом для будущих отношений. "Но многие выросли в семьях, где потребности не воспринимались и не обговаривались“, — говорит Сандра Конрад.

Кроме того, семейный терапевт из Геттингена Рагнар Бир все больше убеждается в том, что в первую очередь от родителей перенимается негативное поведение. „Мы автоматически используем приобретенный способ ведения беседы в текущих отношениях, не осознавая этого", — говорит Бир. Эта проторенная тропа приводит к эскалации конфликта во время споров, создавая ощущение беспомощности и потери контроля. Все это знают: одно слово сказал, а поняли другое. Мы реагируем на раздражители и начинаем отвечать. Из пристанища любви получаются окопы.

„После начала отношений почти все, как правило, хотят перевоспитать своего партнера“, — говорит Франц Турмайер, глава института исследований и обучения в области коммуникационной терапии в Мюнхене. „Во многие отношения пробирается дефицитно ориентированный язык. Это затяжной процесс. Партнеры наказывают друг друга: унижением, лишением любви или упреками. "Попытка изменить другого с помощью давления все сильнее отравляет климат отношений.

Сказал одно, а поняли другое Психология, Перевод, Отношения, Длиннопост

Во многих отношениях происходит либо эскалация спора, либо эскалация молчания. Оба шаблона чрезвычайно обременительны", — говорит Турмайер. Потому что молчание часто является стратегией избегания. Чтобы еще больше не отравлять климат отношений, в конце концов, уже даже нет разговоров друг с другом. Следствие: отчаянно влюбленные дрейфуют друг от друга, отчуждаясь все больше и больше.

Говоря о себе — невозможно упрекнуть

Программа, используемая, например, при консультации по вопросам брака и семьи, включает в себя восемь сеансов, каждый из которых длится два с половиной часа. В центре внимания — разговорные упражнения для пар, которых контролируют и сопровождают два тренера. Тренеры оглашают правила для разговоров и вмешиваются, когда один из партнеров нарушает правила. "Главное основное правило: открыться и говорить о себе. Когда я говорю о том, что движет мной, я не могу обвинять“, — объясняет Турмайер. Так что не надо: "ты постоянно опаздываешь". А лучше:"когда ты опаздываешь, я напрягаюсь и волнуюсь". Второе важное правило: говорить конкретно, а не обобщать. Слушающий партнер вкратце подводит итог тому, что он понял, чтобы избежать недосказанностей. "Правила общения подобны инструменту, который может сделать партнера более сговорчивым," — говорит Турмайер. Тренировка укрепляет чувство единения. Снова появляются близость и интимность.

Консультативная литература кормит заинтересованных людей целым арсеналом правил общения. Наверное, каждый, кто интересовался отношениями, уже слышал о „я-высказываниях“ и „ты-высказываниях“. Однако хорошее общение — это больше, чем жесткое применение навыков, предупреждает психотерапевт Бир. Часто случается, что кто-то на семинаре знакомится с ненасильственным общением, а затем пробует это дома, но при этом говорит, как робот. Многие не только топорно применяют выученное, но, возможно, оценивают любое отклонение от поведения как атаку. "Партнер по праву оценит это поведение разговора как попытку манипуляции“, — говорит Бир.Опасность злоупотребления навыками велика, если вы не научитесь использовать их разумно, то есть не как средство давления. Гораздо важнее показать себя.

Переосмыслить открытость

Суть многих коммуникационных проблем описывается простыми вопросами: "Я оголяюсь? Я пытаюсь преподнести себя? Многие слишком мало знают себя, чтобы иметь возможность давать о себе какие-либо сведения. Эти слепые пятна мешают сказать другому о том, что вы хотите и в чем нуждаетесь". То, что многим так трудно открыто решать собственные потребности, связано и с тем, что любовные отношения функционируют по совершенно иным правилам, чем другие важные сферы жизни.

„В профессиональной сфере, как правило, важно не показывать себя, а наоборот, скрывать свои эмоции“, — говорит Бир. Стиль общения, который ведет вверх по карьерной лестнице, может ввергнуть любовные отношения в глубокие кризисы. Франц Турмайер дает домашнее задание супружеским парам, которых он консультирует. В нем они должны записать, в каких ситуациях чувствуют гнев и раздражение, в каких счастье и удовлетворение. "Только тот, кто знает себя, может дать конкретную информацию о себе“, — говорит Турмайер.

Но насколько откровенным нужно быть в любовных отношениях? Турмайер признает популярное заблуждение: "Как консультант по браку, я говорю не о том, что вы должны сказать себе все, но: было бы неплохо, если бы вы могли сказать себе все, что для вас важно". Все отношения состоят из двух Я и одного Мы, добавляет Конрад: „Счастливые отношения нуждаются как в автономии, так и в общности. Быть открытым не означает, что нужно все рассказать другому". Фантазия — тайный мир каждого. Каждый решает для себя, сколько он хочет показать партнеру: "Ключ — доверие". Не стеклянный возлюбленный-идеал, а вольный дух, который ничего не должен скрывать.

Чтобы любовь не превратилась в зону боевых действий, нужна стабильная самооценка, чтобы открыто решать собственные потребности. И нужна вера в то, что любимый человек не будет злоупотреблять вложенным в него доверием. Часто пары учатся лепетать правильные слова, но не развивают понимание друг друга. С любовью это немного похоже на изучение иностранного языка.

Остановись! Во имя любви

Те, кто вместе попали в негативную воронку, должны сначала выбраться оттуда. Во-первых, согласовать и соблюдать стоп-слово для деструктивного спора.

Сказал одно, а поняли другое Психология, Перевод, Отношения, Длиннопост

Во-вторых, существует правило пять к одному, — пояснила Сандра Конрад. "Чтобы компенсировать критику, требуется пять положительных бесед, например, с похвалой и признанием“. Кроме того, семейный терапевт поощряет партнеров к регулярным свиданиям без детей. Спрашивая родителей, когда они в последний раз что-то делали вдвоем, некоторые начинали считать: должно быть, это было до рождения младшего. Итак, три года назад. Или четыре? "Пары теряют друг друга, потому что они больше не проводят время вместе“, — сказала Конрад. Они хорошая команда и работают как родители, но они больше не влюбленная пара. Если вы больше не проводите время вместе, то как должны возникать близость и интимность?

Многие пары даже не замечают, что между работой, детьми и другими обязательствами у них кончаются не только слова, но и нежности. Язык любви работает не только вербально, но и невербально. "Слова и ласковые прикосновения идут рука об руку в счастливых отношениях“, — говорит сексолог Рагнар Бир. Со временем чаще всего страдает и невербальная коммуникация. Разочарованные партнеры начинают избегать друг друга. Она думает: если я сейчас прикоснусь к нему, он снова захочет секса. Так что я предпочитаю его вообще не ласкать. Однако объятия, поцелуи и прикосновения обладают важной соединительной функцией", — говорит Бир. "Они создают и усиливают связь. Если этого нет, страдает чувство единения.“

Таким образом, в кризисе прежде всего нужны стратегии борьбы с эффектом домино — спор, отстранение, игнорирование и т. д. Нужна инициатива для общих моментов счастья. „Когда пары отдаляются друг от друга, необходимо обнаружить и снова расширить общие пересечения“, — говорит Сандра Конрад. "Полезно знать, что существуют разные языки любви."Американский семейный терапевт Гэри Чепмен различает готовность к помощи, нежность, похвалу и признание, уединение и подарки. Насколько хорошо кто-то говорит на этих разных языках, отличается индивидуально. Каждый выражает свою любовь по-своему.

Психолог Конрад приводит пример: если мужчина выражает свою любовь прежде всего тем, что поддерживает свою жену в физическом плане, то есть заботится о доме, а ее язык любви — это нежность и ласка, она будет чувствовать себя нелюбимой. "Тогда, правда, каждый по-своему все делает правильно, и все же оба страдают. Только когда оба поймут, на каком языке любви они говорят сами, а на каком их партнер, они смогут начать изучать и использовать словарный запас другого языка, чтобы доказательства любви действительно дошли до партнера".

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЛЮБВИ

Чтобы выйти из спора, помогают когнитивные и эмоциональные инструменты:

• О чем речь? Во-первых, определите конфликт.

• Не теряйте фокус — придерживайтесь темы!

• В конфликте главное не победить партнера, а найти

• Вы кричите, постоянно перебиваете друг друга и только

обмениваетесь упреками? Тогда прервите дискуссию и

отложите до завтра!

• Спросите, если вы что-то не поняли. Это лучше, чем

превращать недоразумение в обвинение.

• Соглашайтесь, если партнер прав.

• Покажите свою привязанность партнеру даже в

• Покажите понимание его/ее чувств.

• Не находите отговорки, а берите на себя ответственность

за свои действия.

Ошибки в отношениях

Нелояльность

Один из основных триггеров серьезных проблем в отношениях. К ним относятся, например, скрытность, направленная против явного или негласного договора о верности отношений. Даже говорить о партнере перед другими плохо должно быть табу.

У каждого есть слабости. Делать их предметом принижающих шуток — неуважительно. Будьте

осторожны со всем, что вызывает стыд у партнера.
Гул и ворчание

Ни один не похож на другого. Собственные приоритеты не должны быть приоритетами партнера. Поэтому, когда поведение мешает другому, лучше сформулировать конкретные желания и просьбы, чем постоянно колебаться.

Безразличие

Часто каждый в повседневной жизни настолько занят собой, что плохо воспринимает состояние и потребности партнера. Но искренний интерес к чувствам, заботам и желаниям другого является необходимым условием для того, чтобы быть рядом. Привычки, такие как совместные

прогулки, могут помочь создать правильную атмосферу разговора.

Во многих отношениях партнеры обращают внимание только на ошибки и недостатки друг друга. Вместо того, чтобы постоянно обсуждать то, что не работает, или препятствовать другому, похвала и признание должны быть неотъемлемой частью общения.

Sandra Konrad: Liebe machen. Wie Beziehungen wirklich gelingen. Piper 2016

John M. Gottman, Die 7 Geheimnisse der glücklichen Ehe. Ullstein, 5. Auflage 2017

John Gottman, Nan Silver: Die Vermessung der Liebe. Klett-Cotta, 5. Auflage 2017

Franz Thurmaier, Joachim Engl: Wie redest du mit mir? Fehler und Möglichkeiten in der Paarkommunikation. Herder 2012

Эту особенность мозга называют словесной слепотой или болезнью гениев. Дислексия – это частичная невозможность понимания слов, букв, трудность при восприятии базовых навыков грамотности. В мире каждый десятый человек сталкивается с таким феноменом разума. Насколько отличается их жизнь от жизни обычных людей? Как распознать у себя или ребенка признаки дислексии, с какими трудностями придется столкнуться?

Что такое дислексия

Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Киану Ривз и Владимир Маяковский, – казалось бы, что может быть общего у этих людей из разных эпох, профессий, кроме того, что их имена знают многие на планете? Все они столкнулись с дислексией, которая не помешала добиться мировой славы.

Дислексия это

Дислексия это не болезнь

Дислексия – это не болезнь или отсутствие интеллекта. Особенность мозга, которая не дает его владельцу воспринимать информацию так, как это делают обычные люди. Выражается она в разных формах, основные из которых:

  • сложности с навыком чтения;
  • проблемы с навыком письма;
  • трудности с грамматикой;
  • периодическое нарушение моторики и координации;
  • слабая концентрация внимания.

Впервые выявили дислексию в конце XIX века, в Германии. Офтальмолог Рудольф Берлин описал признаки после работы с юным пациентом, который не имел трудностей с общением и физическим развитием, но совершенно не воспринимал грамматику и чтение. Врач отнес отклонение к зрительным патологиям.

В 1925 году теорию опроверг невролог Самюэль Ортон, согласно его изысканиям, дислексики имели асимметрию долей головного мозга. Это утверждение также оказалось ложным и лишь в 1970-х годах ученые сошлись на том, что дислексия проявляется у людей со слабым метафонологическим и фонологическим развитием. То есть, из-за сбоя в процессе обретения взрослых речевых паттернов. В период раннего развития каждый ребенок постепенно овладевает навыками речи, поначалу они не договаривают слова, путают слоги местами или невнятно выражают мысли. По мере взросления, нейроны большинства людей преодолевают это, речь обретает четкость. Позже им легче дается письмо и чтение, в отличие от дислексиков.

Дислексия это

Ребенок овладевает навыком чтения

Согласно исследованиям, пациенты с дислексией:

  • обладают активным правым полушарием головного мозга;
  • имеют различие в весе полушарий;
  • большинство пережили родовые травмы;
  • пережили травму головы;
  • перенесли опасную инфекцию (например, менингит);
  • в утробе переболели инфекций (корь, краснуха, герпес) или роды прошли у зависимой матери.

Усугубляют проявления отклонения: отсутствие педагогического воспитания, нехватка общения, губительное окружение, физическая изоляция (которая грозит полной потерей речи, при здоровом мозге и нормальном физическом развитии). У мальчиков дислексия встречается в 5 раз чаще, чем у девочек. Это особенность на всю жизнь, но можно скорректировать ее проявления и адаптировать ребенка (или взрослого). Чем раньше она выявляется, тем проще принятые меры будут усваиваться мозгом.

Симптомы дислексии

Чаще всего родители замечают первые признаки дислексии, так как ребенку до 4-5 лет она не доставляет неудобств. Если из следующего списка 5 и более признаков совпадают, требуется консультация опытного нейропсихолога и логопеда.

Дислексия это

Проблемы общения с ребенком

  • проблемы в общении;
  • поздняя речь;
  • неправильная постановка в руке карандаша или ручки после неоднократных тренировок;
  • с трудом понимает новые слова, проблемы с их произношением;
  • беспорядочная последовательность слов в речи и на бумаге, перестановка букв;
  • трудности с основными принципами написания букв и чтения.

В обычной жизни можно заметить неаккуратность в рисовании, особенно при работе с раскрашиванием. Ребенок не может запомнить, где право, а где лево, трудно обучить пониманию времени на часах. Он не может назвать подряд месяцы или времена года, пропускает окончания в словах, добавляет несуществующие буквы. Бросаются в глаза большие сложности с завязыванием шнурков или застегиванием пуговиц. Конечно, эти признаки должны согласовываться с возрастом ребенка, точное диагностирование возможно только при проведении тестирования у специалистов.

Дислексия это

Ребенок не понимает арифметики

Явные признаки появляются к 5 классу школы:

  • меняет слова, которые читает на похожие по звуку;
  • переставляет буквы, слоги, когда читает;
  • не понимает того, что только прочитал;
  • путает цифры и знаки арифметики;
  • плохо запоминает простые понятия;
  • не может сконцентрироваться, постоянно отвлекается;
  • поведение неловкое, неуклюжее, импульсивное;
  • информацию воспринимает медленно;
  • координация нарушена.

Можно заметить, как ребенок непроизвольно меняет местами слоги при чтении, он неусидчив, нетерпелив. При выполнении домашней работы постоянно болтает ногой или ерзает, то встает, то садится. Теряет вещи, забывает просьбы или сказанное несколько минут назад. Часто поведение маленького человека связывают с ленью и банальной невоспитанностью, но это ошибка.

Взрослы люди обладают схожими симптомами, которые часто принимают за собственную глупость или рассеянность. Дислексия способна принести немало трудностей, например, невозможность прочитать нормально даже короткую записку, плохую память на события и лица, проблемы с письмом и счетом.

Дислексия это

Дислексия доставляет много проблем в жизни

Виды дислексии

Понятие этого отклонения обширное, как и симптоматика. По признакам, которые проявляются у ребенка или взрослого, можно определить конкретный вид дислексии.

Типология особенности в проявлениях:

Несмотря на особенное восприятие информации, дислексики часто обладают талантливым и пытливым умом. Они мыслят иначе, имеют развитое воображение, смотрят на стандартные вещи с необычной стороны. С этой особенностью родилось много деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, Квентин Тарантино.

Как выявить и оценить дислексию

Как самостоятельно родители могут проверить свои догадки:

  • попросить найти какую-либо букву в тексте;
  • озвучить сочетание букв;
  • вырезать букву из бумаги;
  • обвести картинку по контуру;
  • попросить найти недостающие буквы в алфавите или в слове.

Первым шагом к постановке диагноза станет посещение педиатра (или терапевта взрослым). Он рассмотрит признаки, на основании которых отправит к логопеду и неврологу. Узкие специалисты проверят уровень овладения письмом, чтением, способность правильно выражать мысли и воспринимать информацию разными способами. С помощью специального оборудования проверяют состояние слуха, зрения, строение речевого аппарата. Невролог проведет анализ ЭЭГ и ЭхоЭг, они выявят особенности в строении мозга.

Дислексия это

Школьник

После того, как дислексия будет выявлена специалистами, не стоит впадать в панику. Эта особенность никак не влияет на развитие интеллекта, умственных или физических возможностей.

Методы коррекции дислексии

Печально, но факт – дислексия будет с человеком всю жизнь и нужно приспосабливаться жить с этой особенностью. Начинать коррекцию результативнее в детском возрасте, пока мозг находится в стадии роста. Поэтому так важно провести раннюю диагностику и вовремя начать действовать.

Дислексия это

Школьник читает

Основная задача: научить дислексика распознавать слова, в зависимости от вида конкретного отклонения (письменно, или в речи и т.д.). Единой методики коррекции отклонения нет, каждый случай индивидуален и подбирать способы нужно индивидуально. Работа проводится постепенно, шаг за шагом, метод зависит от вида дислексии:

  • Для тактильной проводится развитие пространственного воображения, постепенное объяснение сути воспринимаемых предметов и схем.
  • Для мнестической проводится развитие памяти на слух, зрительного восприятия букв и написания слов.
  • Для семантической развивается понимание слогов, уточнение понятий, развитие словарного запаса, проводится работа на усвоение норм грамматики.
  • Для аграмматической формируются грамматические схемы, понятие об изменении слов и окончаний.
  • Для оптической тренируется зрительный анализ, пространственное воображение, анализ поступающей зрительной информации и ее обработка.
  • Для акустической методы последовательно восприятия и распознавания информации на слух, повторение, запоминание.

В целом, коррекция сводится к тому, что дислексик должен улавливать свое состояние, и направлять себя действиями, чтобы добиться нужного результата (восприятия информации). У людей с особенностью очень развито пространственное воображение, именно им и предлагают пользоваться специалисты в процессе коррекции.

Упражнения для коррекции дислексии у школьников

Для каждого ребенка упражнения подбирают индивидуально. Предлагаем воспользоваться следующими простыми вариантами для развития правильного восприятия:

  1. Придумайте слово, дайте ребенку его запомнить и записать. После перейдите на словосочетание, потом на предложение.
  2. Напишите в строчку без пробелов слова, например: РЕПКАДЕДКАБАБКАВНУЧКАЖУЧКАКОШКАМЫШКА. Задача ребенка: разделить этот поток на отдельные слова. Начинать можно с 3-х слов, после усложнять и делать предложения, например: МЫСЕГОДНЯПОЕДЕМКБАБУШКЕИПРИВЕЗЕМЕЙТОРТ.
  3. Сыграйте в игру: в комнате нужно найти слова на букву М. Ребенок ищет предметы, которые начинаются на эту букву, например машинка, мишка и пр. Усложните задание, например, надо найти предметы, которые заканчиваются на определенный слог или звук.
  4. Предложите несколько слов из которых надо составить предложение. Начинать можно со слогов, чтобы составить слово.
  5. Игра в слова помогает развить понимание букв и звуков. Поочередно называют слова на букву, которой заканчивается предыдущее слово: матрас-стол-лампа и так далее.
  6. На спине ребенка пальцем или тупой стороной карандаша чертят буквы, ему нужно угадать какую именно.
  7. Из одного длинного слова составлять несколько коротких слов. Например, из АККОРДЕОН: рок, рак и т.д.
  8. Спрятать слово в буквы, а ребенок должен его найти. Пример: ПМКАРШМИУНПА (если читать через букву, получится МАШИНА).

Упражнений существует бесчисленное множество, важно найти то, что будет нравиться ребенку и приносить результат. Периодически нужно менять их, чтобы мозг каждый раз срабатывал по-другому.

Профилактика дислексии

Начинать работу с речью, восприятием, памятью и координацией нужно с самого раннего возраста. Подбирать упражнения по годам, заниматься в игровой форме, больше читать.

Дислексия это

Учитель учить навыкам общения детей

Первыми разрабатываются навыки звукопроизношения и постановки речи. Для этого с ребенком повторяют слоги (как лает собачка, как мяукает кошка и пр.). Игры воспринимаются ребенком лучше всего. Хорошо работают с пространственным воображением карточки Домана.

Примерно с 1,5 лет начинают занятия по изучению большого и маленького, лево-право, найди отличие, найди лишний предмет и другие. Визуальное восприятие у маленьких детей развито лучше всего.

Дислексия это

Развитие мелкой моторики

Советы учителю

Не всегда преподаватель может распознать дислексию и относит ее к непослушанию. Рекомендации для учителя при наличии дислексика в классе:

  • набраться терпения, проявлять больше внимания, на ответ таким детям требуется больше времени (многим свойственна медлительность);
  • посадить ребенка за первые парты, чтобы его внимание не рассеивалось и можно было контролировать процесс обучения;
  • первым вызывать к доске, чтобы ему не страшно было выступать на фоне других;
  • не писать красной ручкой замечания и исправления в его тетрадях, лучше зеленой.

Советы родителям

Для родителей важно:

  • поддерживать, любить и ценить ребенка таким, какой он есть;
  • развивать его сильные стороны;
  • развивать зрительно-пространственные функции;
  • не очень баловать, не разрешать отлынивать от учебы, занятий и чтения;
  • лепить, рисовать, вырезать буквы;
  • больше играть в игры на улучшение памяти, лексико-грамматического строя, внимания, обогащение словарного запаса;
  • в понимании идите от простого к сложному (буквы-слоги-слова-словосочетания-предложения и т.д.);
  • проговаривайте скороговорки, учите стихи;
  • делайте пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
  • тщательно выбирать учителя;
  • пройти всех необходимых специалистов (логопед, невролог, дефектолог, позаниматься с нейропсихологом).

Главное, всегда сохранять эмоциональный контакт. Все наработанные логические, речевые и грамматические цепочки должны доводиться до автоматизма. Дислексики – люди креативные, с нестандартным мышлением, работать и заниматься с ними интересно.

Оговорка по Фрейду: на что намекает твое бессознательное, когда ты путаешь слова

По Фрейду

Оговорки, безусловно, могут быть досадной оплошностью, но часто они говорят о борьбе важных, актуальных потребностей за право оказаться в центре нашей сознательной жизни. Поэтому на оговорку и прочие ошибочные действия, особенно если они в той или иной форме повторяются несколько раз, следует обратить внимание.

Оговорки и описки являются лакмусовой бумагой, где можно увидеть внутреннее противоречие, а иногда и скрытый конфликт, и считать это случайностью не стоит. Как правило, оговорки и описки связаны с информацией, которая еще не осознана.

Я забыла!

Эмоциональная реакция на причину, вызвавшую оговорку, или забывчивость, может быть разной – от вполне позитивного напоминания о несделанном пока выборе, до негативно окрашенного сигнала тревоги, в форме которого о себе заявляет потребность, еще не получившая заслуженного внимания.

В каждой строчке только точки


Просто ошибка

Следи за собой, будь осторожен

Может быть, теперь в это трудно поверить, но причиной оговорки, описки или того, что ключи, пока их искали, мирно лежали в стиральной машине, может оказаться элементарная человеческая усталость – Зигмунд Фрейд этого тоже не отрицал. Мы действительно можем положить масло в ящик стола, а газету в буфет. Мы можем запутаться, выговаривая незнакомое слово.

С оговорками – а точнее, со своим знанием о том, что за ними стоит, – желательно быть поаккуратнее. Они – продукт бессознательного, своего рода прорыв, который чаще всего происходит для человека неожиданно. И в первую очередь он должен осмыслить их сам в спокойной обстановке, а не под градом дружеских шуточек.

Читайте также: