Сидушка в байдарку своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Полный контроль лодки (идеальный аутфитинг), это четыре обязательные вещи:

На фотографии серийный Маэстро и его аутфитинг я считаю идеальным, а суть поясню на примере своих лодок.

Высота спинки - чуть выше кости бедра. Спинка нужна только, как упор против распора со стороны пяток, то есть это фиксатор таза, а не опора для спины. На фото ниже, высота спинки слегка излишня, она там не работает, но зато греет(!).

Упоры, вделанные спереди в верх борта, как на большинстве серийных лодках, это видимость контроля, потому, что лодка кренится поднятием БЕДРА, а не движением коленей, а в серийной постановке упоров бедро почти не работает. Чем ближе точка приложения силы к бедру, тем упор работает эффективней. Неправильные упоры имеют еще один отрицательный ньюанс - они слетают с ноги при малейшей качке на валах.

Передняя часть бедренного упора крепится к петле, которая вшивается в донный шов в 15 см впереди вашего положения трубки пяточного упора или всесто нее приклеиваются полукольца, они приклеивается к борту или дну, к дну проще. На Маэстро оно почти так и есть, переделывать не надо.

поскольку до "дна" там не добраться по определению. Как оно щаз серийно на Одиссее ставится, я не помню, давно не смотрел.

Задняя часть бедренного упора (мой вариант), это регулировочная пряжка, вшитая в то же место, куда крепится упор и стропа, закрепленная за петлю в донном шове в 15 см за линией спины. Ну или за приклеенное к борту полукольцо, в месте, обеспечивающем тот же угол, еслиб эта стропа шла в донный шов в 15 см за линией спины.


Задняя часть обычного бедренного упора закрепляется за петлю в донном шове в 15 см за линией спины или за приклеенное к борту в 10 см за спиной и на 5 см ниже уровня бедра полукольцо. На Маэстро оно так и есть

Само по себе жесткое и теплое. Всегда на одной высоте и всегда одно и то же, без продавливаний, колебаний и выступов, где не надо. Поэтому гермы с вещами и надувные сидушки - это самый неудачный вариант. На фото ниже к примеру, это 15-20 мм твердой плиты из ЭВА.

Если лодка без надувного дна, то там легче. Там производитель ВСЕГДА делает жестко установленное сидение, которое НЕ НАДО УБИРАТЬ. Только улучшить, если что

Анатомическое с-дуваемое сидение. Это высший пилотаж подгонки сидения под персонально вашу жопу. Она принимает и держит форму именно вашей жопы. И она теплая.
Нюанс - она не НАдувается, она Сдувается. Что бы она приняла вашу форму, надо открыть затычку, сесть на сидуху и поерзать до полного принятия сидухой формы вашей жлпы, затем пережать шланг, затем ОТКАЧАТЬ воздух до хорошего "вакуума" и заакрыть затычку.
Делаю на заказ


Иначе весло приходится все время держать на весу, а это утомляет.
Иначе доступен только низкий (сиячный) угол гребли

Упор для пяток

Пяточный упор в каркасниках, это типа как на фото тут. Если дека большая, под которую подлезают коленки (Таймень и типа того), то ее хватит без бедренных упоров. Но эффективность будет условная.

Вот крайний вариант идеальной заделки заднего конца упора (вровень со спинкой и напротив бедренной кости), начиная с которого упор работает эффективно. С этого места эту заделку можно смещать только НАЗАД И ВНИЗ. Надувную спинку я просто не успел убрать. Она - зло!

НЕ РАБОТАЮТ никак, что б вам продавцы и очень опытные "туристы" не говорили. Да и слетают на раз вот так (желтая стрелка):

Вот на этом видео на 19-й секунде чОтко видно, как уже слетели эти попсовые упоры. "Следи за его левой ногой!" (с)


Если ноги лежат на дне - это неудобно, но главное - неэффективно! (на фото стрелка не туда кажет :) Колени не лежат на дне. Это неудобно.




Сразу видно, что фотограф и заказчик (как это часто бывает) не рубят фишку. И лодки исполнены в комплектации "для пижонского пляжного купания". Мэй би для пляжа с пивком оно и прокатит, но в туризме это неправильно.

Как? Не важно. Зачем? Чтоб удобнее сидеть. Чем спокойней речка, тем выше можно поднять себя.На нашем втором Кодоре я себе заказал вот это:

Слишком-слишком много для бурноводинга для опендека с "матрасом"!, но я мог себе это позволить, но все ж ополовинил этот "пьедестал" по высоте, уж слишком неустойчивой стала лодка в сбойках, не смотря на то, что это был мегаустойчивый Аккорд.


Упорами могут быть лямки, снятые с гермобаула-рюкзака, которые я приделал к баулу-60, ну пока ВВ не чухнется и не выпустит это серийно. Экономия 200-300 грамм. И получатся афигенно удобный герморюкзак с боковым входом. Экономия веса на упаковке, которую не возишь, не меньше 700 грамм.

Для начала попробую 60 литров для ПВД и 100 литров для многодневки. Вторая герма - это носовая. Обычно это конус. Он тоже может иметь крепеж для лямки, которую можно и перестегнуть, если что. У меня это 60 литров. Как видно на второй фотке, в две эти гермы вошел весь груз на неделю неосуществленного Кавказского сплава. Там нет еды, но для нее есть место.

Нюанс, большой гермобаул при переваороте лодки воду держит не больше 10 секунд, поэтому гермобаул можно использовать только там, где нет варианта перевернуться. С пратической точки зрения конечно надежнее обычная классическая герма на 80 литров:

"Пяточный упор, конечно, надо предлагать для желающих. Вопрос - какой он должен быть? Лично мне ужасно неудобно, когда пяточник в виде трубы лежит на дне. Лучше, если он расположен НАД дном. "

Вот так. Понятно, почему ТТ до сих пор (2019 год) серийно НИГДЕ его не ставит, а клеит, в лучшем случае, на борта полукольца для самостоятельного подвеса весьма неудобной трубки. Заметьте, она в ТТ не подпяточник, а подподъемник, а это большая разница с т.з. эргономики и безопасности.

Спортсмен, который на самоотливных плоскодонных лодках в походы уже лет . цать не ходит, правильные упоры не любит и не делает другим. Собсно вот и все объяснение.

И вот как-то раз ко мне в руки попала байдарка с деревянным каркасом.
Инструкции не прилагалось. Поэтому на первую сборку ушло около часа. Помогли интуитивно непонятные метки на деталях и опыт сборки тайменей. Ревизия показала, что каркас комплектен.

К сожалению, не было возможности поговорить с мастером, который ее собрал. Тем интереснее будет сделать на нее небольшой обзор. Самодельная одноместная каркасная байдарка - пожалуй, отличная идея! Одно дело смотреть в чертежи и совсем другое - видеть готовое изделие, хотя бы на фотографиях. Думаю, эста статья будет многим интересна.

Итак, упаковка, изрядно поеденная мышами, достаточно компактна и легка. В сравнении, конечно, с Тайменью-2 и Викингом 4,7.



Штевни сделаны из фанеры 9 мм. На концах стрингеров заклепками закреплены дюралевые пластины, которые свободно закреплены на штевнях болтами. Здесь же видим концевую секцию кильсона.


Ахтерштевень. Как видим, ничего сложного для кустарного производства.


Всего в жестком каркасе пять шпангоутов. Все вырезаны из фанеры 9 мм. На них можно разглядеть остатки чертежей и еще какие-то надписи карандашом от руки.


Шпангоуты плотно фиксируются в специальных пазах на кильсоне.


Также, чтобы зафиксировать верхнюю часть шпангоутов, они закреплены на привальных брусьях при помощи овальных планок из дюрали с фигурным отверстием.


Мидельвейсы крепится к шпангоутам с помощью алюминиевого уголка.


Кильсон (килевая ферма) и стрингера состоят из четырех секций. Для того, чтобы собрать эти секции используется довольно интересный замок, который я раньше не встречал. Принцип работы на фотографиях:



Надо сказать, что замки фиксируются довольно надежно, хотя и не лишены недостатков. Но об этом далее.


В шпангоутах сделаны прорези для фиксации в них стрингеров. Но стрингера фиксируются не плотно и постоянно отгибаются. Из-за этого вся конструкция из-за особенностей замков стремится саморазобраться. Поэтому фиксировал стрингера в прорезях шпангоутов с помощью шнурков.


На заключительном этапе сборки каркаса крепятся фальшборта.


Способ крепления фальшбортов аналогичен тайменевскому.


Спинка крепится к фальшборту с помощью овальных планок и стержней.


Способ крепления виден на фотографии.


Вот и весь каркас. Каркас очень легкий.


Дальше надо надешь шкуру. Шкура сшита из брезента и клеенки-серебрянки. Местами кривоватые видны стежки, сделанные вручную. Далее швы промазаны каким-то составом типа резины или битума.


Для крепления шкуры в нижней части фальшбортов сделаны продольные прорези.


В эти прорези вставляется конец шкуры с вшитым куском кабеля подходящего диаметра.


Для сборки байдарки со шкурой сначала собираются обе половины каркаса и вставляются по очереди в оболочку. Затем, по аналогии с тайменями, закрываются замки кильсона.
После этого нужно соединить стрингера. А констркуция замков стрингеров такова, что чтобы завести концы замка друг в друга их нужно немного изогнуть.

Когда начал изгибать перегнул концы стрингеров и тут ХРЯСЬ - первая пара стрингеров лопнула.
В общем-то не велика потеря. Сделать новый деревянный стрингер - дело пятнадцати минут.
Нужно было все-таки до конца разобраться как же защелкивать стрингера. Поэтому предпринял еще одну попытку, загнув концы стрингеров в другую сторону. Но результат тот же - ХРЯСЬ.
В третий раз взялся за стрингер и опять концы деревяхи остались в руках. Короче, результат на фотографии. На этом эксперименты закончились.


Поэтому заменил все стрингера на фанерные из 15 мм фанеры. Тут смог в полной мере оценить главное достоинство своей новой байдарки - абсолютную ремонтопригодность.


До этого занимался байдаркой в лабораторных условиях - в окружении инструментов и станков. Пришло время испытать ее в полевых условиях.
В принципе, сборка деревянного каркаса занимает столько же времени, как среднестатистической Таймени. Если та Таймень бывалая и без крепкого слова и твердой руки не поддается. Здесь все точно также.


После того, как с трудом натянул шкуру на каркас детали байдарки стянулись и уплотнились.
Давайте посмотрим на готовую байдарку.






На фотографии не видно, но при испытаниях привязал к каркасу байдарки морковку и положил себе на колени. Если что-то пойдет не так, я перевернусь или каркал не выдержит мой вес, то она сильно поможет спасти затонувшее судно. По хорошему, конечно, нужно было надеть и спас жилет.


Первое, что сразу заметил - это меньшая по сравнению с надувнухами остойчивость ненагруженного каркасника. В принципе, благодаря некоторому опыту и собственному весу около 100 кг, это не создало каких-то проблем.


Второе, что сразу бросается в глаза - легкость и скорость. Каркасные лодки вообще более скоростные, даже чем каркасно-надувные. Но раньше я всегда ходил в двухместных байдарках, в том числе и каркасных, когда рывок от твоего гребка сглаживается весом матроса (капитана). Тут же благодаря малой осадке и отсутствию лишнего веса каждый гребок ощутимо ускоряет тебя. При этом, скорость значительно выше, чем у того же Викинга. Катался на реке Воронеж и по течению, и против.


Третье, что замечаешь сидя в каркаснике - просто невероятное количество жизненного пространства. Например, в моем Викинге 4,7 на месте капитана попа не помещается между баллонами. Приходится подкладывать надувную подушку, чтобы сидеть на баллонах. О том, чтобы вытянуть ноги в очке речи даже не идет. Понятно, здесь дела обстоят совсем не так.


Четвертое - одноместная Сирена не такая вертлявая, как двухместный Викинг. Развернуть ее, особенно на скорости, не так просто. Зато она отлично держит курс, что очень важно при длительных переходах по ровной воде.





Теперь выводы и впечатления.
1. После прогулки, снимая шкуру с байдарки, опять сломал пару деталей. Изготовить новые тоже не составит труда, но так не должно быть. Почитав форумы, нашел решение - шкура, которая сверху застегивается молнией. Эта же молния - грузовой люк. Таким образом шкура натягивается на уже собранный каркас и груз легко помещается в байду сверху. Молния, чтобы прочнее и не протекала закрывается клапаном на липучке по всей длине.
2. Не смотря на успешные испытания байдарки, я бы не пошел в ней в ее нынешнем виде в настоящий поход. Все-таки 15 мм фанера и сосны слишком хлипкие для полевых условий. И замки не достаточно подогнаны и надежны.
3. Могло сложиться впечатление, что мой Викинг 4,7 плох и не устраивает меня. Спешу его реабилитировать. Мы прошли с ним многое - и завалы, и пороги. За несколько лет не могу вспомнить, чтобы он меня где-то подвел. Просто он недостаточно хорош на ровной воде. Поэтому я ищу ему не замену, а дополнение.

В принципе, построить такой - задача вполне решаемая. Длинна 5м, ширина 55 см, вес 19 кг, грузоподъемность 160 кг. Каркас разбирается секциями длинной 1,2 м. Установка и снятие шкуры производится с помощью двух молний с ПВХ-клапаном на липучках. Через них же производится загрузка/выгрузка груза. Скорости и грузоподъемности хватит с лихвой.
Опыт Сирены пригодится.

Читайте также: