Сервопривод заслонки отопителя своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Переключатель заслонок обдува печки ⇐ Estima, Emina, Lucida, Previa. Система охлаждения и отопления

Модератор: Jhonny

Добрый вечер друзья)
Модель: Toyota PREVIA
Модификация: ACR30L-MFSDKW
Год выпуска: 2000
Двигатель: 2AZFE (2.4)

Проблема в переключателе заслонок печки, начнем с того что сломался сервопривод, при замене на новый нашли причину его поломки, от сервопривода идет тяга к переключателю или как он там называется(такая штука с прорезями с извилинами в которые вставляются ещё три тяги: тяга переключения обдува на ноги, лицо и лобового стекла), при переключении эта штука клинит в некоторых местах, выяснили что клинит на тяге обдува в ноги, убрали её все нормально переключается, ток теперь не переключает в ноги!
Есть ли вариант починить, на внешний вид все ок, завтра выложу фото

Хотелось бы узнать где можно купить эти тяги и переключатель, по каталогам находил только сервопривод.

Переключатель заслонок обдува печки - DSC_0044.jpg

Парни тоже пару дней назад крякнул сервопривод этот, видно тоже заклинил, сломалась ось, теперь тяга просто болтается, хотел снять привод, корячился снизу со стороны педали ножника, а добраться не могу че то до дальних болтов, подскажите как его снять удобнее, откуда проще добраться

Наскока я понял эта штука управляет воздухораздачей? На моей Превии дует в лобовое стекло, лицо и совсем мало в ноги. Тут копать?

Ezdec: Парни тоже пару дней назад крякнул сервопривод этот, видно тоже заклинил, сломалась ось, теперь тяга просто болтается, хотел снять привод, корячился снизу со стороны педали ножника, а добраться не могу че то до дальних болтов, подскажите как его снять удобнее, откуда проще добраться

Разобрался таки я. Тоже сломалась ось, втроем лазили, чтоб понять как одеть обратно. Там работать можно тока лежа на спине и левой рукой, вообще жесть. Рекомендую подрезать острые углы на этой детальке, что на фото вверху, её закусывает поэтому ломает.

Все дело в фигурной пласстмассовой шайбе (см фото вверху)! В этой шайбе сделаны сложные ходы для осей заслонок. При вращении этой шайбы одни заслонки закрываются а другие открываются. Необходимо снять фигурную шайбу. Повернуть шайбу с ходами лицом к себе. Резкие изгибы ходов (где наблюдаются острые углы) закруглить слегка при помощи острого ножа и отшлифовать надфилем. Вообще - внимательно присмотревшись вы увидите по следам смазки где происходит сильное трение оси заслонки с профилем хода шайбы. Смазать детали. Важно - правильно собрать узел. Между фигруной шайбой и винтом стоят еще две шайбы скольжения- нельзя их перепутть - тоже смазать. Винт от всей дури не затягивать! После сборки проверить легкость вращения фигурной шайбы. После этого надеть тягу. С тягой тоже надо быть аккуратнее. Если ее длина меньше или больше чем должно быть - то сам механизм привода заслонок провоцирует на вырыв из крепления сервомотор. В любом случае необходим визуальный контроль! Для этого:
1 - ляжте на спину на пол
2 - левой рукой перевелите переключатель на торпеде из одного крайнего положения в другой - и наблюдайте как работает сервомотор и как вращается фигурная шайба, в каких местах происходит закусывание/заедание
3 - если при вращении фигурной шайбы сервомотор сильно смещается(качается)- значит его крепление нарушено.
Также - при снятой фигурной шайбы прверьте вручную насколько легко открывается и закрывается каждая из заслонок!

Ремонт сервоприводов климатроника. Отчет


на схеме это выглядит так :

Моторы сняты. Внешне видим сходство моторов №68 и №70


следовательно они взаимозаменяемы.
Номер VAG 8D1 820 511 В.
А вот мотор №71 отличается установенной тягой


Его номер VAG 8D1 820 511 E. Далее следуем в "операционную".
.
Снимаем крышку сервопривода поддевая (аккуратно ) защелки по периметру и видим следующую картину :
[/URL][/IMG]
Далее вытаскиваем электромотор (либо вместе с кронштейном и потенциометром, либо отдельно) :
[/URL][/IMG]
Далее вытаскиваем сам потенциометр из кронштейна:
[/URL][/IMG]
Измерение сопротивления (между крайними и средней ногой) показало его неравномерность в некоторых участках хода резистора.
[/URL][/IMG]
Изменение сопротивления от 0.2 до 4.2 ом происходит в зоне красного сектора. Синим сектором обозначена "рабочая" зона потенциометра (стрелочка на диске указывает правильную установку). Так вот в какой-то момент плавное нарастание сопротивления делало либо резкий скачок до нереальных показателей, либо вопреки движению диска происходило его падение. AleksandrVL в своей теме советовал замочить потенциометр в спирте, но я воспользовался специальным средством случайно приобретенным ранее :

Очиститель контактов.
Готовим пациента . Поддеваем защитный диск и вставляем скрепку, для свободного вытекания очистителя:

Далее все просто : вставляем трубочку в зазор, брызгаем, проворачиваем, брызгаем , продуваем. Данный очиститель высыхает очень быстро. После проверяем мультиметром - изменение сопротивления происходит без скачков - можно собирать . При сборке обращаем внимание на положение стрелочки защитного диска. Должна быть направлена в "пустой" сектор потенциометра. Положение рычага заслонки можно не соблюдать (она имеет ограниченный ход и "перевернуть" ее не удастся. Только для мотора №71 лучше постараться сохранить ее крайнее положение (легче будет устанавливать). Можно немного смазать шестерни и вал эл.моторчика литиевой или подобной смазкой.
Собираем в обратной последовательности.
Устанавливаем моторчики на место. Сначала "вдеваем" моторчик в тягу, а потом прикручиваем! Не забудьте на мотор №70 предварительно надеть штекер (на закрепленный мотор вставляется очень неудобно ) .
Мотор №71 ставится немного сложнее остальных.
Удобно сначала "одеть" его на металический рычаг заслонки (пластиковый рычаг остается снаружи поводкового диска)

Если положение диска относительно мотора не позволяет сделать как описал выше - нужно вручную выставить заслонки так , что бы мотор с кронштейном можно было вставить в направляющую "В" на корпусе отопителя


Убедившись что все совпало - прикручиваем мотор и защелкиваем кабель в зажимы и разъем.
Попутно можно проделать профилактику мотора отопителя (чистим, мажем, проверяем)

и при желании проделать "профилактику" испарителю - благо все снято и на виду.
Когда все собрано и подключено остается проверить.
Подключаем клемму на место. Для адаптации заслонок подключаем шнурок.

Клима - 08;

Базовые установки - 04;

Группа - 001 - ждем когда во всех окнах установятся 0.0;
Далее самодиагностика :

Тест исполнителей - 03;

Жмем старт, смотрим на Климатроник (высвечиваются все возможные символы), проверяем работу заслонок. По окончании самопроверки заходим в Климат - Опрос памяти неисправностей - 02 :

Радуемся .
P.S. Говорить о полном "излечении" сервоприводов пока рановато, время покажет. По крайней мере прежде чем решиться на замену оных (процедура не из дешевых ) стоит попробовать, тем более , что извлечь сервоприводы оказалось не так уж и сложно.

Белый трактор "БЕЛАРУСЬ" Если один человек сделал - другой завсегда сломать сможет!


samarasanych


Начинающий Технический Маньяк

Репутация: 1

в связи с поломкой тросика заслонки печки и БОЛЬШИМ не желанием разбирать панель, решил сделать эл привод заслонки печки, но не знаю какой моторчик или сервопривод туда вколхозить.


SSh



Перейти к блогу пользователя

Репутация: 262


samarasanych


Начинающий Технический Маньяк

Репутация: 1


SSh



Перейти к блогу пользователя

Репутация: 262

Ссылку - даже не знаю, надо поискать. Но эта переделка осталась незавершенной по причине недостаточной мощности имеющегося у меня серводвигателя.
Двигатель - MG995, тужился но не потянул
Могу в двух словах описать суть - крутилка регулятора заменяется на потенциометр, в зависимости от поворота ручки вал двигателя поворачивается на соотв. угол. Схема управления - на одном МК, потенциометр подцеплен к одному из входов с АЦП, управляющий сигнал сервы - на любой порт. Даже схемы не рисовал. Прошивка МК сохранилась


samarasanych


Начинающий Технический Маньяк

Репутация: 1


SSh



Перейти к блогу пользователя

Репутация: 262

Конечно есть, но. у меня нету
А так, управление у всех одинаково, т.е. одной и той-же схемой можно управлять практически всеми сервами. Единственно - надо подобрать конкретно напряжение питания и обеспечить необходимый ток.
Я все порывался измерить усилие, необходимое для проворачивания заслонки, но после того как прикрутил рычаг к кулисе как-то забросил это дело. Сейчас "помогаю" ногой


samarasanych


Начинающий Технический Маньяк

Репутация: 1


SSh



Перейти к блогу пользователя

Репутация: 262


charly-sf


Репутация: 15


samarasanych


Начинающий Технический Маньяк

Репутация: 1


Yuriy_R



Перейти к альбомам пользователя

Репутация: 53

Ничто не ценится так дорого, и не обходится так дешево, как вежливость :)

Lancer 1.6AT Silver '03 Enkei, Momo, обвес EGR, Multitronics RIF-500.


DmitryVS


Репутация: 63

в связи с поломкой тросика заслонки печки и БОЛЬШИМ не желанием разбирать панель, решил сделать эл привод заслонки печки, но не знаю какой моторчик или сервопривод туда вколхозить.

Взять штатный мотор-редуктор от машины с климатом. Помоему, от Аута подойдет - их проще на разборке найти
MR568607 - цена с двухнедельным ожиданием меньше 2 т.р.
И приделать к нему схему управления с датчиком температуры салона - будет лайт-климат-контроль


Gummi_bear



Перейти к альбомам пользователя

Начинающий Технический Маньяк

Репутация: 17

в связи с поломкой тросика заслонки печки и БОЛЬШИМ не желанием разбирать панель, решил сделать эл привод заслонки печки, но не знаю какой моторчик или сервопривод туда вколхозить.

Взять штатный мотор-редуктор от машины с климатом. Помоему, от Аута подойдет - их проще на разборке найти
MR568607 - цена с двухнедельным ожиданием меньше 2 т.р.
И приделать к нему схему управления с датчиком температуры салона - будет лайт-климат-контроль

Ещё можно от эсп прикрутить, мощи редуктора должно хватить, размеры только .


SSh



Перейти к блогу пользователя

Репутация: 262

Прикрутить можно все что угодно, но надо подумать как фиксировать положения. Самым оптимальным решением по-моему, как уже писал, является применение серводвигателя, угол поворота ротора у которого однозначно определяется длительностью управляющего импульса. Иначе придется монтировать датчики положения/угла поворота.


u238


Репутация: 0

Можно было бы схему дополнить еще датчиком температуры, для автоматической регулировки. Не климат конечно, но выходную температуру сможет контролировать.


SSh



Перейти к блогу пользователя

Репутация: 262

Схему я делал на микроконтроллере, поэтому нет никаких проблем для добавления любых примочек или датчиков, в том числе цифровых.


potap15


Репутация: 20


Самый БЕЗГРАМОТНЫЙ Маньяк. Я его скурил .


potap15


Репутация: 20


Так вся суть процеса именно в регулеровке этой заслонки и заключалась, тоесть когда летом станет жарко и надо будет включить кондей, надо будет слазить под панель и переключитиь заслонку, потом вылезти и переключить серво на шланге на холодненький (или наоборот)
Без обид, но надеюсь смысл уловил?


Самый БЕЗГРАМОТНЫЙ Маньяк. Я его скурил .

В прошлом к отопительным системам не выдвигались особо жесткие требования – достаточно было того, что в комнате тепло. Современная отопительная система должна помимо надежности обеспечивать еще и возможность регулировки температуры в широком диапазоне. Сервопривод как раз и предназначен для того, чтобы сделать отопление максимально отзывчивым, он позволяет регулировать температуру в комнате с точностью до градуса

Устройство отличается компактными размерами

Устройство отличается компактными размерами

Сфера применения

На схеме трехходовой клапан установлен на обратке

На схеме трехходовой клапан установлен на обратке

Регулировка температуры в помещении чаще всего выполняется двумя способами:

  • с помощью терморегуляторов – оптимальный вариант в случае, если используются радиаторы отопления. В таком случае регуляторы устанавливаются перед каждой батареей и автоматически регулируют поступление в радиатор теплоносителя;
  • с помощью сервопривода – чаще всего используется при необходимости регулировки температуры теплых полов.

Обратите внимание! Сервоприводы можно установить на гребенку коллектора отопления вместо обычных термоголовок.

Один из вариантов схемы подключения теплого пола

В случае с теплыми полами особенно важно удерживать теплоноситель не выше определенной температуры. Если, например, регулировать подачу теплоносителя с помощью обычных терморегуляторов, то при пуске системы может возникнуть ситуация, когда в трубы пойдет горячая вода. В результате по полу будет просто некомфортно ходить какое-то время, а возможен и выход из строя части труб.

Установка сервопривода с 3-ходовым клапаном до коллектора позволит избежать этого. Обычно так и поступаю, тем более что цена такого устройства минимальна.

Подробнее о конструкции

Сервоприводы по конструкции можно разделить на 2 группы устройств – электромеханические и электротермические. В первых используется механическое зацепление для того, чтобы привести в движение какую-то деталь. В электротермических устройствах вместо этого используется свойство жидкости (газа, твердого вещества) изменять объем при нагревании, их и используют в системах отопления.

При выборе конкретной модели нужно знать используемые обозначения, могут встречаться такие варианты как:

  • нормально открытый/закрытый;
  • напряжение 230 или 24 В.

С напряжением все понятно – 230 В подразумевают питание устройства от сети, а 24 В – от батареек. А вот открытый/закрытый напрямую связаны с режимом работы и сферой применения прибора.

  • нормально закрытый тип при замыкании цепи пускает воду по участку трубы, именно такой тип и используется в отоплении;
  • нормально открытый – наоборот, при замыкании цепи перекрывает движение вещества по трубе, такие устройства используются в основном в кондиционерах, холодильном оборудовании.

Устройство и принцип действия

Основным элементом этого устройства можно назвать герметичную камеру с гофрированной стенкой. Внутри этой камеры может находиться газ, жидкость, либо твердое вещество – при нагревании оно будет изменять размеры сильфона (герметичной камеры) и регулировать ток вещества по трубе.

Во время работы термостат, расположенный в любой точке помещения сигнализирует сервоприводу о том, что температура превышает оптимальную. Цепь замыкается и через него начинает течь ток.

При этом происходит нагрев сильфона и его удлинение. При удлинении сильфон начинает давить на шток клапана, уменьшая проходное отверстие в трубе.

Основные элементы сервопривода: 1 – гайка; 2 – пружина; 3 – герметичная камера (сильфон); 4 – светодиоды; 5 – дополнительный контакт; 6 - кабель

Основные элементы сервопривода: 1 – гайка; 2 – пружина; 3 – герметичная камера (сильфон); 4 – светодиоды; 5 – дополнительный контакт; 6 — кабель

Конструкция подпружинена, так что после того, как цепь опять разомкнется и сильфон остынет, пружина вернет толкатель в исходное положение, а проходное отверстие увеличится в размерах.

Особенности установки

При самостоятельной установке сервопривода инструкция будет выглядеть следующим образом:

  • сперва в комнате устанавливается термостат – он будет фиксировать изменение температуры воздуха;
  • затем устанавливается двух- или трехходовой клапан (особенности каждого из видов клапанов рассмотрены ниже);
  • непосредственно на клапан устанавливается сервопривод и соединяется с термостатом. На устройство подается питание.

Обратите внимание! В 4-жильных сервоприводах 1 контакт предусмотрен для возможного подключения других устройств.

Если все работы по подключению выполнены правильно, то на головке сервопривода должен загореться светодиод, по его цвету можно судить о положении:

  • синий цвет говорит о том, что на данный момент устройство обесточено, то есть оно находится в открытом состоянии;
  • зеленый индикатор сообщает о подаче напряжения на устройство, то есть сервопривод закрыт.

На схеме показан вариант, когда клапан открыт, то есть устройство обесточено

На схеме показан вариант, когда клапан открыт, то есть устройство обесточено

Использование двух- и трехходовых клапанов

Сервопривод может использоваться с двух-, трех- и четырехходовыми клапанами. В системах отопления чаще всего используются первые 2 типа клапанов.

Двухходовые клапаны с сервоприводом, как правило, устанавливаются перед радиаторами. Такое устройство имеет только вход и выход, а изменение проходного отверстия позволяет регулировать прохождение теплоносителя через клапан. Установка регулирующего устройства выполняется своими руками.

На фото – пример установки на 3-ходовой клапан

На фото – пример установки на 3-ходовой клапан

Трехходовые предоставляют гораздо больше возможностей. Установка сервопривода позволяет не только регулировать ток теплоносителя через него, но и при необходимости изолировать отопительные контуры друг от друга.

Принцип работы 3-ходового клапана с сервоприводом

Принцип работы 3-ходового клапана с сервоприводом

Обратите внимание! Разделение отопительных контуров просто необходимо при использовании обычного радиаторного и низкотемпературного отопления (теплый пол).

На схеме показан подмес воды из обратки в подающую трубу

На схеме показан подмес воды из обратки в подающую трубу

При терморегулировке сервопривод на 3-ходовом клапане может, например, организовать подмес в подающую трубу воды из обратки. Это дает 100%-ную гарантию, что слишком горячий теплоноситель не попадет в отопительный прибор.

Подведение итогов

Читайте также: