Сенсорная сумка для детей своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование "Умной сумки" направлено на развитие мелкой моторики руки ребенка, координации и последовательности действий, концентрации внимания, воображения и речи, формирование согласованноси движений пальцев, сенсорное развитие.

Технология коррекционно-развивающего

воспитания и обучения:

Проблема подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни является одной из наиболее сложных и актуальных. Особое значение в социализации умственно отсталого ребенка имеет обучение и развитие.

Я работаю с дошкольной группой мальчиков. В группе 8 человек. Возраст детей от 4 до 8 лет. Помимо основного диагноза (умеренная или тяжелая умственная отсталость), дети имеют различные нарушения речи, зрения, общей и мелкой моторики. Для детей характерны следующие особенности: низкая контактность, пассивность в общении, зрительно-моторная координация грубо нарушена, деятельность бесцельная, хаотичная, речь не сформирована или ограничена звукоподражаниями и элементарными словами, умения и навыки самообслуживания отсутствуют. Дети нуждаются в постоянном контроле и помощи педагога во всех жизненных ситуациях.

Исходя из особенностей воспитанников, возникает необходимость создавать ситуации, стимулирующие их речь, сенсорное и познавательное развитие.

Для эффективного достижения поставленных целей необходимо большое количество дидактического материала и различных пособий, которые занимают много места и направлены на определенный вид деятельности. В связи с этим возникла необходимость создания такого пособия, которое было бы компактным и позволяющим решать разноплановые задачи.

- информативно (в нем можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

- полифункционально (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);

- обладает дидактическими свойствами (является средством художественно- эстетического развития ребенка);

- вариативно (существует несколько вариантов использования каждой его части).

Универсальное наборное полотно.

Комплекс для развития мелкой моторики и сенсорики.

тренажеры, включающие в себя различные виды застежек (кнопки, пуговицы, молнии, крючки, шнуровка, ременная застежка);

сенсорные мешочки (мягкие игрушки в виде животных, которые сшиты из разных по фактуре материалов, а в качестве наполнителя используются крупы, косточки, бусины);

набор лоскутов и шнуров различной фактуры и цвета.

Использование этого комплекса способствует сенсорному развитию и формированию ручной умелости. На мой взгляд, сенсорное развитие детей - это удивительный источник обогащения словаря, развития интереса к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических функций. Сенсорные игрушки помогают детям познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми. Используя данный комплекс, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, игры для развития мелкой моторики и сенсорики способствуют развитию памяти, мышления и навыков самообслуживания. Привлекая внимание ребят к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у них появляются такие качества, как интерес и любознательность. Вырабатываются целеустремленность, активность, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского дома, увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.

Настольный театр.

Сенсорная коробка своими руками

По мнению М. Монтессори, самая важная задача в возрасте от 0 до 3 лет – это сенсорное развитие. В этот период дети исследуют мир с помощью различных органов чувств, а основным источниками информации являются зрение и тактильное восприятие. Чтобы малыш активно развивался, родители должны создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы получать новый и яркий сенсорный опыт. Сделать развивающую среду в домашних условиях еще более обогащенной помогут сенсорные коробки. Чем наполнить сенсорную коробку для малыша? Как с ней играть? С какого возраста можно начинать подобные игры? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Что такое сенсорная коробка?

Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорным наполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункциональная игрушка для детей раннего и дошкольного возраста. Малыш может щупать мелкие предметы, пересыпать, прятать их, придумать свой сюжет. Игры с сенсорной коробкой помогают развить мелкую моторику, внимание, воображение и речь ребенка.

Сенсорную коробку для ребенка легко сделать своими руками с минимальными материальными затратами.

Что такое сенсорная коробка?

Наполнение сенсорных коробок

В качестве основного наполнителя сенсорной коробки можно использовать:

  • Крупы (рис, горох, пшено, чечевица, фасоль, гречка, манка и т.д.);
  • Кофе;
  • Макароны;
  • Камни;
  • Ракушки;
  • Песок;
  • Орехи;
  • Шишки;
  • Сухие листья;
  • Желе;
  • Воду;
  • Снег;
  • Пряжу;
  • Ткань;
  • Вату;
  • Декоративные камушки для аквариумов.

Наполнение сенсорных коробок

Чем больше различных ощущений получит Ваш малыш, тем больше пользы для его развития. Старайтесь регулярно менять содержимое сенсорной коробки, чтобы ребенку было интересно с ней играть.

  • Фигурки животных;
  • Мелкие игрушки;
  • Конструктор;
  • Кубики;
  • Буквы и цифры.

Инструменты для игр в сенсорной коробке:

  • Миски;
  • Стаканы;
  • Ложки;
  • Совочки;
  • Грабли;
  • Пинцет;
  • Лупа;
  • Воронка;
  • Сито.

Варианты сенсорных коробок для детей от 6 месяцев

Игры с сенсорной коробкой можно начинать уже тогда, когда малыш научится сидеть. Наполнить сенсорную коробку для крохи лучше всего крупными и нетравмоопасными материалами, например, тканью, лентами, помпонами, мячиками, губками, кубиками. Также можно дополнить ее различными музыкальными игрушками (колокольчиками, погремушками) и чем-то шуршащим (полиэтилен, пергаментная бумага).

Если Ваш малыш еще маленький, используйте в качестве наполнителя сенсорной коробки более крупные предметы и внимательно следите за тем, как он играет.

Варианты сенсорных коробок для детей от 6 месяцев

Для детей старше полутора лет можно использовать сенсорные коробки с крупами. В раннем возрасте интерес к мелким предметам особенно велик. Ваш малыш с радостью будет отыскивать в крупе спрятанные предметы. В дальнейшем их можно сортировать по цвету или форме. Кроме этого, игра с сенсорной коробкой может стать тренировкой орудийных действий: умения держать ложку, пересыпания и так далее.

Сенсорные коробки с крупами

Чтобы сделать наполнение сенсорной коробки ярче, в домашних условиях можно покрасить рис. Для этого нужно в пакет с рисом добавить несколько капель пищевого красителя и 1 столовую ложку спирта (это нужно для закрепления краски, спирт быстро испарится). Плотно закрыть пакет и перемешать, чтобы краска равномерно распространилась по рису. Открыть пакет и дождаться, пока крупа высохнет.

Если Вы с ребенком разучиваете названия цветов, то хорошим подспорьем для занятий могут стать цветные сенсорные коробки. Сложите в контейнер различные предметы одного цвета. Играя с таким одноцветным сенсорным материалом, малыш быстро запомнит нужный цвет.

Цветные сенсорные коробки

Игры с сенсорной коробкой

Неподдельный восторг у детей вызывают сенсорные коробки, наполненные водой. С помощью сита и ложек малыш может доставать из воды плавающие и тонущие предметы, стаканчиками переливать воду, а из формочек и других подручных материалов можно сделать лодочки. В воду можно добавить немного краски – так играть будет еще веселей и интересней.

Сенсорные коробки, наполненные водой

Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире. Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение. Вот несколько примеров тематических сенсорных коробок:

 Как сделать сенсорную коробку для 3-летнего ребёнка?

27.05.19 10:00 / 👁 2055 (22 за неделю) / ⏱️ 5 мин. /

Сенсорной коробкой называют развивающую игрушку, заменяющую в домашних условиях песочницу. Всё, что там находится, ребёнок может потрогать и использовать в игре. Игрушка развивает не только мелкую моторику, но и детское воображение.
Если ребёнку больше 2,5-3 лет, то он может использовать сенсорную коробку для тематических игр. Вместе с ним взрослый может придумать игровые сюжеты, учтя предпочтения малыша. Если мальчик обожает машинки и всё связанное с ними, то сенсорную коробку можно превратить в скоростную трассу или автосервис. Если девочка любит кукол, то сенсорная коробка легко станет кухней или будуаром.
Самое приятное, что сенсорную коробку вовсе не обязательно покупать, поскольку сделать её нетрудно и своими руками. Разберемся, как сделать сенсорную коробку для 3-летнего ребенка. Для этого понадобятся простейшие материалы и час свободного времени. Обязательно подключите к этому и ребёнка, для которого данное занятие станет познавательным досугом. Как вид коробки, так и её содержание определяются возрастом ребёнка. До года там место кубикам и шарикам, после года потребуется более мелкий наполнитель, который можно копать совком и перебирать.

Общие рекомендации по изготовлению

Содержимое сенсорной коробки желательно сделать разноцветным. Для этого выбранный сыпучий материал на полчаса следует замочить в растворе пищевого красителя. Затем жидкость слить и просушить наполнитель на бумаге. Если рис или песок будут разноцветными, то игра станет разнообразнее и интереснее.
Для игры подойдёт песочный пластилин, который можно купить или сделать самостоятельно из чистого просеянного песка:

  1. к стакану песка добавить столько же муки и четверть стакана измельчённой в кофемолке соли;
  2. добавить по ложке лимонной кислоты и подсолнечного масла;
  3. в полученную массу прилить три четверти стакана кипятка и тщательно всё перемешать.

Получившийся песок не будет липнуть к рукам, будет пластичным и приятным на ощупь.
Другой вариант: смешать с содой пену для бритья, отчего получится масса с очень интересной фактурой. Пропорции придётся подбирать на глаз, пока масса не перестанет пачкать руки и начнёт легко скатываться в шарики. Эту массу можно использовать и после высыхания, но в качестве наполнителя.
Можно смешать 4 части песка с 2 частями крахмала и 1 частью воды, после перемешивания получится неплохая масса для лепки, её малыш может использовать для строительства или изготовления куличиков. Массу можно подкрасить водорастворимыми красителями.

Коробочка "Жизнь в лесу"


Коробочка "Извержение вулкана"


Здесь пригодится коробочка "Жизнь в лесу". Мы ее преобразуем в непроходимые джунгли и в ней мы будем строить вулкан.

Первый театр для малышей

18 посетителей рекомендуют

18

Первый театр для малышей

Большим воспитательным значением обладает детский театр, развивающий культурные и нравственные качес .

Коробочка "Зима"


Вариантов изготовления такой коробки есть очень много, а собственная фантазия может подсказать и другие. Важнейшим является снег, который можно в натуральном виде принести с улицы для игры, пока он не растает, но лучше играть с ним непосредственно на улице. Снег могут имитировать мука, соль, манная крупа, искусственный снег или ватные шарики.

Но есть ещё один вариант влажного, нежного снега, годного для лепки:

  1. в ёмкость нужно высыпать полпачки соды и сверху пену для бритья;
  2. компоненты перемешивать до получения пластичной, не липнущей к рукам массы.

Пропорции соды и пены произвольные, главное, чтобы масса не липла к рукам, и из неё можно было бы сформировать шарик. Через несколько часов, искусственный снег подсохнет и начнёт рассыпаться, но его и после этого можно использовать для зимней сенсорной коробки. В получившуюся сухую массу можно добавить блёстки, пересыпать её в банку и спокойно хранить до следующей игры.

Для игры можно использовать лед в кубиках, предварительно замороженный в морозилке, еловые ветки, различные фигурки, чтобы получилась целая сказка.

Коробочка "Океан"


Как Вы уже поняли, сенсорную коробочку можно сделать абсолютно из всего, что попадется под руку. Дайте своей фантазии разгуляться на полную катушку.
Для сенсорной коробочки "Океан" вам понадобится любая емкость с высокими бортами (таз или контейнер, большая кастрюля).
Предлагаем три варианта воды - основного ингредиента нашей коробоки.

  1. Вода как вода – обычная вода;
  2. Гелевые шарики – продаются в магазинах, они приятные на ощупь, и дети очень любят с ними возиться;
  3. Желе вместо воды – эту массу дети тоже любят мять, ковырять и т.д.

Для изготовления желе вам понадобятся: желатин, краситель (пищевой или гуашь, например), вода.

  • Залить желатин небольшим количеством воды и оставить разбухать;
  • Налить в контейнер воду, растворить в ней краситель;
  • Разбухший желатин нагреть, и когда он станет достаточно жидким, влить его в подкрашенную воду;
  • Получившуюся смесь для скорейшего загустения можно ненадолго убрать в холодильник.

Итак, теперь вы можете выбрать какой океан вам больше по душе, а затем наполнить его игровыми компонентами. Если у вас есть рыбки, дельфинчики, птички, ракушки, то это вообще самый удобный вариант. Можно из бумаги сложить кораблик, чтоб он плыл по волнам. Как вариант, из небольшой бутылочки можно соорудить батискаф или подводную лодку.

Коробочка "Ферма"


Развитие ребёнка в 1,5 года

2 посетителя рекомендуют

2

Развитие ребёнка в 1,5 года

Полуторагодовалый ребёнок становится активным исследователем. Важнейшей его задачей является познани .

Были представлены лишь несколько вариантов, как сделать сенсорную коробку для 3-летнего ребенка. В действительности вариантов намного больше. Маленькие дети сами могут подсказать тематику коробки стоит только их спросить.


Ещё одно полезное предложение - завести "сенсорную сумку" или "сенсорную корзину", которая может сопровождать ребенка, куда бы он не отправлялся из дома: . в детский сад . в школу . к бабушке - повсюду!

Поскольку содержимое "сенсорной сумки" для каждого ребенка подбирается, исходя из его индивидуальных сенсорных потребностей, ниже приведено несколько примеров, которые позволят вам начать работу:

• Сенсорные мягкие шарики (сжимать-разжимать)

• Два отпечатка следов ног (можно положить на пол, чтобы прыгать или топтать)

• Лосьон с одним их наиболее успокаивающих ароматов (таких как ваниль)

• Два отпечатка следов рук (можно разместить на стене для глубокого надавливания или толкания)

• Салфетка или небольшое полотенце (чтобы убрать последствия гнева)

• Что-нибудь на чем писать, маленькая доска для письма сухими стирающимися маркерами (например, магнитная)

• Небьющееся зеркало (чтобы ребенок мог видеть свои эмоции)

• Карточки со словами или изображениями (чтобы помочь ребенку идентифицировать свои эмоции)

• Визуальный или звуковой таймер (чтобы стимулировать ребенка успокоиться в течение времени сенсорной стимуляции)

• Движущася, если на нее подуть (как в свисток) игрушка, любым способом издающая отдаленные (приглушенные) звуки.

Являетесь ли вы родителем, учителем или воспитателем ребенка с проблемами сенсорной интеграции - этот сенсорный подход к управлению нежелательным поведением может быть весьма эффективным.

Наш опыт показывает, что сначала, возможно, детей надо побуждать использовать сенсорную сумку, но затем они быстро "открывают" эту возможность для себя и могут стремиться пользоваться ею самостоятельно. Почему же это происходит?

Потому что это заставляет их чувствовать себя лучше и помогает восстановить самообладание, используя позитивный проактивный подход.

Другим, чрезвычайно ценным качеством "сенсорной сумки" является то, что это дает тем, кто живет с ребенком или работает с ним, "ключи" к пониманию, какие виды сенсорной деятельности помогают ребенку успокоиться и перестроиться.

Например, если ребенок часто предпочитает игрушки, движущиеся при дутье на них, то пять глубоких вздохов могут хорошо сработать в качестве успокаивающего средства.

Или, если ребенок часто выбирает деятельность, использующую глубокое давление, например давить на стену, прыгать, топтать следы - то это может быть ребенок, который в качестве успокаивающего средства хорошо реагирует на тяжесть или физическую нагрузку.

Авторы: Polly Godwin Emmons and Liz McKendry Anderson
(из книги Understanding Sensory Dysfunction: Learning, Development and Sensory Dysfunction in Autism Spectrum Disorders, ADHD, Learning Disabilities and Bipolar Disorder)

Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции

Читайте также: