Сделайте рефрейминг ситуации как можно большим числом способов

Обновлено: 08.07.2024

В НЛП есть такое понятие, как фрейм (англ. рамка). С его помощью мы можем формировать нужное нам отношение к любой информации. Незаменимый прием в PRе, рекламе, продажах, да и ввообще в любом убеждении людей.

Фрейм, это рамка (или фон), в которой воспринимается информация. Фреймом является дополнительная информация, дающаяся параллельно или перед основной информацией, и задающая логические или эмоциональные рамки ее восприятия для формирования определенного отношения.

В зависимости от того, что мы делаем с рамкой, мы заставляем воспринимать эту фотографию в том или ином ключе, и относиться к ней соответствующе. Это были нарочито буквальные примеры, имеющие больше цель иллюстрирующую фреймы. В жизни, кончено, все более завуалированно. Примерно так…

Предвыборная компания. Штаб. Политтехнологи, раскручивающие своего кандидата в народолюбцы. Готовятся к размещению в СМИ фотографии этого кандидата: одна, где кандидат общается с радостными студентами с улыбающимися лицами, другая, где он рядом с хорошо одетыми стариками выражающими почтение в глазах, третья — на фоне шикарного города с чистыми улицами, красивыми женщинами и дорогими машинами под голубым солнечным небом… Пять-десять разных фотографий с одним и тем же человеком, у которых есть что-то общее… что-то неуловимое сознанию, но приятное глазу и милое сердцу :)

Так создаются визуальные фреймы, формирующие нужное нам отношение к субьекту на бессознательном уровне. Но самое интересное начинается, когда мы подходим к вербальным (речевым) фреймам…


Помимо контекстуальных фреймов, еще бывают эмоциональные фреймы. Самый забавный пример использования эмоционалного фрейма мне вчера прислали по почте. Спасибо большое Сергею, пример такой, что не могу не поделиться! Публикую прямо в исходном виде.


Сам принцип изменения отношения к вещам на более позитивное и менее отягощающее присутствует во многих философских и психологических направлениях. Но в том в виде рефрейминга, о котом пойдёт речь в этой заметке, он был представлен в НЛП.

Сейчас мы рассмотрим теорию и возможность практического применения рефрейминга в повседневной жизни. рефрейминг

Наше восприятие во многом, если не во всём, определяет качество нашей жизни. Наше отношение, оценка происходящих событий и действий окружающих, влияют на наше настроение, поведение и жизненные выборы. А значит, вся наша жизнь в той, или иной мере зависит от того, как мы относимся, как мы оцениваем всё происходящие с нами.

Например, человека, который зарабатывает разовыми заказами можно называть халтурщиком, у которого нет начислений в пенсионный фонд, нет стабильности и социального статуса, а можно называть его более нейтрально, фрилансером или предприимчивым человеком, который сам распоряжается своим временем. рефрейминг

Так же и во всем остальном, со всеми происходят непредвиденные потери, трудности, кто-то относиться к этому, как к получению опыта и развитию, другие как к подтверждению несправедливости жизни и собственной неудачливости. Постоянное напоминание себе об ответственности за ежесекундный выбор своего отношения к чему-то, позволяют привить себе самый полезный навык – видеть во всем возможности, а не проблемы . рефрейминг

Давайте рассмотрим немного больше примеров рефрейминга:

— Меня раздражает руководитель. рефрейминг
Если при всём этом ты продолжаешь выполнять свою работу – ты профессионал. рефрейминг

— Иногда я чувствую себя неудачником рефрейминг
— Хорошо что ты чувствуешь, если что-то не так, значит это не даст тебе прозябать и ты сможешь изменить это.

— Меня уволили.
— Будет повод найти место получше или открыть свое дело, будет время отдохнуть, подумать куда двигаться дальше. рефрейминг

Структура рефрейминга

Различают 2 вида рефрейминга:

Рефрейминг смысла – это когда меняется содержание всего сказанного. Например, когда речь идет о таких качествах как лень, жадность, агрессивность, мы не находим для их проявления какую-то положительную сторону проявления, мы просто меняем лень – на практичность, жадность – на бережливость, агрессию – на экспрессивность. рефрейминг

Рефрейминг контекста – в случае с изменением контекста, тем же самым определениям: жадности, агрессивности и лени, находятся положительные применения. Например, жадность может уберечь от лишних трат и позволит позаботиться о себе и семье в нужный момент. Агрессивность помогает не держать негатив в себе. А ленивый человек никогда не сделает лишнего движения, он может сохранять силы и жить себе в удовольствие. рефрейминг

Практическое применение. Алгоритм: рефрейминг

методика рефрейминга

Формирование навыка. Измените свою жизнь рефрейминг

Это пожалуй, самая главная и сложная задача, приучить себя смотреть шире, видеть во всем возможности и оптимистичнее смотреть на жизнь. Если вы действительно устали от негативного мышления и хотите что-то кардинально поменять в вашей жизни, поставьте себе задачу, в течении 3-х недель сформировать навык изменённого восприятия. Для этого, запишите все ваши текущие проблемы, минусы, слабые стороны и сделайте рефрейминг описанными выше способами, чем больше положительных сторон вы найдете в каждой ситуации, тем лучше. А после этого, каждый день, перед сном, подводя итоги дня, проводите рефрейминг новых жизненных ситуаций. Со временем у вас начнет автоматически это получаться в реальном времени. рефрейминг

А теперь, для разминки, проведите рефрейминг этого списка самых распространенных негативных установок и качеств характера, так, как будто ими обладаете вы: рефрейминг

  • жадность, лень, раздражительность, придирчивость, навязчивость, влюбчивость, впечатлительность, трусость, пугливость, жадность, мнительность, робость, нерешительность, горделивость, скупость, дотошность, скрупулезность, стеснительность и т. д.
  • я неудачник, у меня ничего в жизни не выйдет, ничего не добьюсь, недостаточно умный, некрасивый, бездарный, уже поздно что-то менять, никто меня не уважает, все меня предали, от меня отвернулись, я никому не нужен и т.д. рефрей

П.С. Не воспринимайте рефрейминг, как панацею от всех проблем и не позволяйте ей служить оправданием и потаканиям своим слабостям. Соблазн свести всё к успокаивающему самообману достаточно велик, нам всегда хочется переложить ответственность и подсластить пилюлю. Рефрейминг и ему подобные методы, никоим образом не заменят эффект от глубокой психологической работы, которая строится не только на смягчении ударов, но и требует заглядывать в лицо своим слабостям и страхам!


С уважением к Вашему времени и психике,
Андрей Боцуляк

Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени; сложное обучение — как чрезмерные усилия, благодаря которым можно было бы больше заработать сейчас; сложного клиента или просто человека в общении — как очередную нервотрепку. На самом деле на все это можно и нужно смотреть по-другому.

Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от слова frame — рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Еще до НЛП этот прием существовал в психологии и психокоррекции.

Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами:

Рефрейминг хорошо помогает и в личной жизни. Например, когда ваш ребенок вместе со всеми прогулял урок, можно увидеть в этом только халатное отношение к учебе, а можно еще и чувство коллективизма, и готовность к рискам.

  • Потенциальный клиент работает с конкурентами. Можно рассудить, что он бесперспективен, а можно сказать, что у него уже сформирована потребность, так что остается только убедить работать с нами.
  • В коллективе появился неформальный лидер. Можно увидеть в нем своего потенциального помощника и сделать все, чтобы он им стал, а можно относиться к нему как к конкуренту, усугубляя конфликт.
  • Присутствуя на неудачном совещании или презентации можно воспринимать происходящее как урок — определять, что не надо делать, фиксировать ошибки и брать на вооружение. А можно просто сожалеть о напрасно потраченном времени.

Таким образом, один в ситуации увидит только проблему, а другой — еще и возможность.

Практикум

Как и многие коммуникативные техники, рефрейминг требует в первую очередь тренировок. Поэтому далее предлагаем вам провести рефрейминг ситуаций максимальным количеством способов. Постарайтесь дать максимальное количество вариантов рефрейминга.

Варианты рефрейминга

Рефреймингу, одному из волшебных инструментов, разработанного авторами НЛП на основе моделирования профессионалов в области осуществления человеческих изменений и общения, посвящено большое количество статей и книг. Но его возможности, с моей точки зрения, все еще не до конца оценены специалистами НЛП.

В этом случае нам лучше всего отказать в данной просьбе, иначе мы станем жертвами собственной глупости и лишь будем способствовать поддержанию проблемы человека во взаимоотношениях с собой и другими людьми. Тогда и возникает повод для применения рефрейминга. Ведь помочь в этой ситуации — значит способствовать изменению негативного положения дел в жизни человека.

С точки зрения способов реагирования в этом случае можно выделить несколько возможных вариантов поведения:

избегать встреч (сразу станете предателем) и т.д.

В этом случае происходит переосмысление той функции, которая лежит в основе злоупотребления едой. Если удается найти новый смысл выбора для части и (что также очень важно) закрепить новое поведение, проблема решается. Такой рефрейминг обычно называют рефреймингом части личности.

К этому моменту в нашей статье мы сделали беглый обзор того, что чаще всего рассказывают о рефрейминге в сертификационных программах обучения. Кажется, что уже трудно что-либо добавить по существу к сказанному.

Однако чем опытнее становишься, тем все большее количество граней открывается в использовании инструментов НЛП. В рамках этой публикации я хотел бы поделиться своими мыслями не только о том, чем является рефрейминг, но и как его можно применять в более широком контексте, объединяя с другими инструментами. За пятнадцать лет применения НЛП в обучении взрослых и детей, психологическом консультировании и бизнесе скорость, качество и комплексность использования многих базовых знаний НЛП у меня существенно изменились в сторону их оптимизации и открытия новых возможностей использования.

Он представляет собой некую стратегию мышления на основе рефрейминга.

Итак, формулировка проблемы:

Мы в действительности не знаем, как в это время размышлял генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов о ходе войны. Но, благодаря НЛП, можем осуществить проектирование способов мышления.

Чтобы специалисты НЛП смогли более детально понять тонкости отличия рефрейминга ситуации от простого вербального рефрейминга, приведем их сравнение в специальной таблице.

Сравнениевербального и системного рефреймингов

Вербальный рефрейминг

Рефрейминг ситуации (системный)

Направленность

Направлен на объективно существующее речевое высказывание в форме структуры убеждения.

Направлен на глубинные установки системы (не высказываемую участниками) и ключевые факторы существования системы.

Цель применения

Применяется для изменения отношения или точки зрения — как своей собственной, так и другого человека.

Применяется для поиска ключевой идеи вывода из кризиса группы людей (команды, компании, сообщества).

Средство построения

Строится на основе анализа структурных частей убеждения, их взаимосвязи и контекста, в котором оно заключено.

Строится на основе анализа особенностей всех элементов системы/ситуации, их возможных пресуппозиций, значимости ключевых факторов функционирования системы и условий их изменения.

Форма предъявления

Представляет собой набор вопросов или предложений, порождающих новые смыслы или отношение к уже существующим.

Представляет собой формулировку нового правила, противоположного по отношению к существующему, переопределение значимости ключевого фактора.

Примеров системного рефрейминга можно найти огромное множество, особенно в военном искусстве.

Как и большинство завоевателей, Александр Великий столкнулся с одной из самых больших проблем длительных походов, которые не раз приводили к кризису командующих различных войск: многочисленной армии требуется большое количество провизии. Все запасы продовольствия подвозились чаще всего по водным путям, так как не было хороших дорог. Поэтому было необходимо защищать запасы еды в ситуации, когда флот врага мог полностью разгромить баржи, способные продвигаться только вдоль побережья.

Традиционное решение — построение собственного флота для защиты провизии и военных действий. Так, например, поступил Юлий Цезарь, запросив дополнительные средства из Рима. Однако у Македонского не было ни времени, ни денег для дополнительных вложений во флот.

Его решение стало хрестоматийным и до сих пор изучается в морских училищах мира. Он стал первым полководцем, выигравшим сражение с суши.

Формулировка проблемы:

Пополнение продовольствия = слабость собственной армии, невозможность продвижения.

Возможная формулировка рефрейминга:

Пополнение продовольствия = слабость армии врага, невозможность его продвижения.

Любая флотилия нуждалась в пресной воде и не могла в те времена преследовать противника более чем два дня пути без ее запасов. Их пополнение и стало главным козырем в выигрыше. Александр развернул свою армию вдоль всех источников пресной воды на берегу по маршруту движения, а те водоемы, которые нельзя было контролировать, — отравил. Таким образом, враг не мог легко его преследовать и легко нападать. А в случае попыток пополнения пресной воды, сам попадал в западню.

Еще одним примером использования системного рефрейминга стало продолжение данной истории с пресной водой. На пути Македонского лежал Тир — город с большим количеством водоносных слоев, снабжавший ею персов постоянно. Он непреступен, так как был обнесен стенами, а также флот персов охранял город в течение тринадцати лет. Сначала Александр пустил в ход дипломатию и за особые дары попытался отговорить старейшин поставлять воду его врагам. Но, как гласит история, он был выдворен из города и ушел ни с чем. Когда ситуация достигла кризисной, встала проблема штурма города, который слыл непобедимым.

Формулировка проблемы:

У стен города стоять нельзя = город непобедим.

Возможная формулировка рефрейминга:

У стен города стоять можно = город победим.

Александр Македонский приказал своим инженерам и солдатам построить мол длиной 1 км и шириной от 100 до 200 м. Дамба была сделана из земли. Его устройство заняло семь месяцев. Для защиты работающих построили специальные башни и мобильные оборонительные системы. Город был осажден и через две недели пал. Величие полководца не знало границ: он создавал сушу там, где ее никогда не было, ломая все стереотипы!

Но, пожалуй, самым значительным сражением стала битва у реки Гидасп, где гениальность мышления полководца взяла верх. Александру удалось победить армию, в три раза превосходящую численность собственных войск. Кроме того, у Пора (правителя Индии) было вдобавок самое грозное оружие по тем временам — 200 слонов. Ситуация осложнялась еще и тем, что наиболее сильной стороной армии Македонского была кавалерия, а лошади панически боялись слонов, скидывая наездников и пускаясь в стремительное и неотвратимое бегство.

Это была одна из самых кризисных ситуаций на пути полководца, которая, благодаря его мудрости, закончилась полным триумфом и выигрышем практически без потерь, вопреки всему, что было против победы.

Формулировка проблемы:

Слоны = главное преимущество противника.

Лошади боятся слонов = проигрыш.

Возможная формулировка рефрейминга:

Слоны = полное поражение противника.

Лошади не боятся слонов = выигрыш.

Противник думал, что, пустив впереди слонов, конница Македонского сбежит, и бой будет выигран. Произошла обратная ситуация: лучники метились в глаза слонам и в махаутов. Через несколько минут боя раненые, слепые и рассвирепевшие животные без наездников полностью потеряли контроль, а метатели копий гнали их в сторону собственного войска. Слоны смели все на своем пути. Результаты были ошеломляющими! Александр потерял всего 220 человек: 10 конных лучников, 210 пехотинцев. А потери Пора были огромны: 4000 кавалерии, 21 000 пехоты.

Главный урок любого системного рефрейминга на более высоком уровне обобщения (метауровне) состоит в гениальной мысли: слабость и преимущество легко переходят друг в друга! А самым главным противником выхода из кризиса является способ решения, который применялся обычно.

Для специалистов НЛП полезно выделить инструменты, которые способствуют поиску системного рефрейминга:

Многопозиционный анализ ситуации (позиции восприятия).

Многофакторный и многоуровневый анализ с выделением ключевого фактора (логические уровни).

Выявление базовых установок в системе (структура убеждений и пресуппозиции).

Можно представить стратегию создания рефрейминга ситуации в виде последовательности ключевых этапов:

Определение ключевых факторов и установок (пресуппозиций) системы.

Выделение ключевой проблемы.

Переформулирование проблемы (часто просто создание противоположной формулировки).

Создание пошаговой стратегии действий (оптимизация поведения).

Усильте свою стратегию выхода из кризисной ситуации(стратегия создания рефрейминга ситуации) ã А.А. Плигин, 2003

Конечно, подобную процедуру коучинга лучше всего проходить вместе с консультантом (профессионалом НЛП), как и в случае с огранкой камней: когда алмаз находится в руках Мастера, он начинает сверкать бесчисленным соцветием граней, хотя независимо ни от чего не теряет своих драгоценных свойств!

Развитие стратегии построения системного рефрейминга приводит к особым лидерским качествам, ведь вы, применяя ее, можете влиять не только на свою жизнь, но и на судьбы окружающих вас людей и целых организаций! А как только эта стратегия станет фильтрами вашего восприятия, то любые кризисные события, произошедшие с людьми (особенно выдающимися), из которых был найден нестандартный выход, будут развивать вашу мудрость. В этом случае рефрейминг ситуации станет мощным инструментом сознательного моделирования и саморазвития.

Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.

Читайте также: