Ремонт зарядного устройства сонар уз 201 своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Российская компания "ПФ Сонар" работает на рынке с 1993 года. Она поставляет продукцию преимущественно своей разработки. Наибольшую популярность получили различные виды зарядных устройств. Их производством Сонар занялась еще в 1996 году, и первая линейка была ориентирована на подзарядку негерметичных автомобильных аккумуляторов. Уже в 1999 году линейка дополнилась устройствами для герметизированных аккумуляторов.

За время работы компания произвела большое количество различных зарядных устройств и их модификаций.

Электрические схемы и технические характеристики

Ниже остановимся на наиболее актуальных моделях устройств.

Внешний вид (рис. 1).

Рис. 1. Внешний вид модели 201М

Представляет собой простое автомобильное ЗУ, предназначенное для работы с двенадцативольтовыми аккумуляторами, ёмкость которых не превышает 65 ампер·часов. Сила тока отдачи – до 4,5 А.

Электрическая схема зарядки представлена на рис. 2 (см. архив в конце статьи).

Вариант ЗУ 201П

Внешний вид (рис. 3).

Рис. 3. Внешний вид ЗУ 201П

В отличие от предыдущей модели, здесь есть уже более-менее наглядный индикатор отдачи тока - амперметр. В остальном технические характеристики идентичны: сила тока – до 4,5 А, напряжение – 12 В.

Принципиальная схема на рис. 4 (см. архив в конце статьи).

По большому счёту, от первой отличается только наличием стрелочного индикатора.

Зарядное устройство Сонар 2.201

Это модификация исходной легендарной модели, которая продавалась еще с 1996 года (самое первое массовое зарядное устройство компании).

Внешний вид (рис. 5).

Рис. 5. Внешний вид зарядного устройства Сонар 2.201

Устройство очень компактное и практичное в обиходе. Из усовершенствований – добавилась панель светодиодной индикации.

Электрическая схема на рис. 6 (см. архив в конце статьи).

Отдельно схема панели индикации на рис. 7 (см. архив в конце статьи).

В отличие от предыдущих моделей, эта зарядка реализует алгоритм двухшаговой зарядки свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов. Здесь есть защита от коротких замыканий и перегрузок по току (как на входе, так и на выходе). Схема оснащена стабилизатором напряжения. Выходные показатели не изменяются при колебаниях на входе.

Принципиальная схема зарядки на рис. 8 (см. архив в конце статьи).

Модификация 202.01П отличается наличием амперметра.

Эта зарядка может компенсировать ток саморазряда АККБ. Что позволяет использовать её для организации длительного хранения батарей питания.

Модель Сонар 205 (модификации с 01 по 04)

Данные зарядные устройства обеспечивают низкую силу тока (до 1,2 А – в зависимости от модели), но могут использоваться для подзарядки герметизированных автомобильных аккумуляторов (ёмкостью не более 15 ампер·часов).

Внешний вид (рис. 9).

Рис. 9. Внешний вид модели Сонар 205

Зарядка отличается миниатюрными габаритами и простотой. Не менее интересна функциональность. Здесь есть несколько режимов работы, в том числе защита от КЗ и скачков по току.

Принципиальная схема на рис. 10 (см. архив в конце статьи).

Эта модификация не может работать сети переменного тока 220 В, но зато она подключается к бортовой сети автомобиля (через прикуриватель).

Внешний вид (рис. 11).

Рис. 11. Внешний вид ЗУ 205.05

В остальном функционал очень схож: защита от КЗ, 3 режима питания АККБ, двухшаговая процедура зарядки.

Схема оснащена стабилизатором напряжения и справляется со скачками напряжения в диапазоне 12-30 Вольт.

Электрическая схема на рис. 12. (см. архив в конце статьи).

Зарядное устройство 207.01

Внешний вид устройства (рис. 13).

Рис. 13. Внешний вид зарядного устройство 207.01

Это трёхрежимное ЗУ работает с двенадцативольтовыми АКБ ёмкостью не более 75 ампер·часов.

Поддерживает режим хранения аккумуляторов (есть функция компенсации саморазряда) и двухшаговый цикл заряда. Оно оснащено защитой от переполюсовки, КЗ, перегрузки, может стабилизировать выходное напряжение (при скачках на входе).

Схема принципиальная на рис. 14 (см. архив ниже).

Эта модификация отличается наличием амперметра и регулятора силы тока. Сила тока может достигать 15 А (подходит для АККБ ёмкостью до 180 ампер·часов).

Внешний вид (рис. 15).

Рис. 15. Внешний вид ЗУ 207.03М

Схема на рис. 16. (см. архив ниже).

Все упомянутые принципиальные схемы можно найти здесь.

Мнения читателей

попутал фазировку сгорела автозарядка

схема автозарядки сонар

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:

Чет тупанул и перепутал полярности на Сонар 201, теперь индикатор мигает, реле щелкает а заряда нет, вот думаю что проще отремонтировать или новый купить? Если ремонтировать то где и кто у нас такое осуществляет? ( нашел каких то Сибирских Мастеров на горской , но телефон не берут)

Петров и Боширов на Ваш праздник!

Мне вапще по***, даже дверь открыта

Что касается защиты от короткого замыкания
и подключения к обратной полярности, то они
присутствуют в данном устройстве. Хотя, если
невнимательно читать инструкцию
и подключить сначала прибор в сеть
220 В, а затем к неправильным клеммам на
аккумуляторе, то устройство сгорит.
Протестированное устройство сгорело и уже
вряд ли подлежит ремонту.

А предохранителя нет? Было ЗУ у которого так же перепутали полярность, потом предохранитель заменили и все.
ПС в ашане можно за 1000р купить ЗУ судя по фоткам такого же типа как и ваш Сонар 201.


Зарядные устройства

Компактное зарядное устройство ЗУ Сонар УЗ 205.07 производства ООО “ПФ СОНАР” предназначено для зарядки герметичных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12В ёмкостью до 15Ач. Во время зарядки аккумуляторной батареи ёмкостью 7Ач, эксплуатируемой совместно с эхолотом, зарядное устройство зашипело и задымилось.

zaryadnoe-ustrojstvo-sonar-uz-205

Учитывая его относительно высокую стоимость, было решено попробовать его отремонтировать. На сайте рис. 1 внизу показан вид на монтаж этого зарядного устройства после ремонта и доработки, а вверху — аналогичного зарядное устройство “Сонар УЗ 205.01” как есть, т. е. в состоянии поставки.

Проверка деталей задымившегося ЗУ выявила две причины неисправности устройства. Первая — сгоревший плёночный конденсатор С10 (0,01 мкФ, 630 В), который установлен в цепи демпфирования первичной обмотки импульсного трансформатора Т1.

Обычно в этом месте применяют керамический конденсатор с номинальным напряжением 1000 или 2000 В. Так было сочтено целесообразным поступить и в данном случае: вместо неисправного пленочного был установлен керамический конденсатор той же ёмкости, но с номинальным напряжением 2000 В.

Вторая причина — неисправность диода HER107S (VD6), который при напряжении на щупах омметра 0,3 В “прозванивался” в обоих направлениях как резистор сопротивлением около 1 кОм. Вместо неисправного был установлен “настоящий” диод HER 107, под более толстые выводы которого отверстия в печатной плате пришлось рассверлить. При отсутствии такого диода можно установить, например, UF4007.

После восстановления работоспособности зарядного устройства было решено устранить явные, на взгляд автора, недостатки этого изделия:

  1. Печатная плата на стороне соединений не была отмыта от паяльного флюса: им были забрызганы, измазаны не только промежутки между контактами, печатными дорожками, но и залиты резисторы и конденсаторы для поверхностного монтажа, в том числе и в высоковольтных цепях, что может привести не только к нарушению режимов работы устройства, но и к самовозгоранию монтажной платы.
  2. Сетевой провод питания и провод для подключения к аккумуляторной батарее были припаяны непосредственно к контактным площадкам печатных проводников (предусмотренные для них отверстия в плате не использовались, что хорошо видно на верхнем фото рис. 1), при этом к корпусу зарядного устройства эти провода ничем не крепились, готовые оторваться в любой момент вместе с печатными проводниками. При доработке оба провода были пропущены через предназначенные для них отверстия в плате и только затем припаяны к соответствующим контактным площадкам.

Был и другой дефект в монтаже сетевого шнура: расстояние между контактами для припайки сетевых проводов составляло всего 2 мм, что таило в себе большую опасность самовозгорания платы. Чтобы этого не случилось, один из сетевых проводов был перепаян таким образом, что минимальное расстояние между сетевыми контактами увеличилось до 7 мм (для этого пришлось приподнять над платой плавкую вставку F1, а лишнюю часть печатного проводника удалить).

В завершение на обе пары проводов (сетевых и идущих к аккумуляторной батарее) надеты пластиковые трубки, после чего они надёжно закреплены в корпусе, как показано на нижнем фото рис. 1. И ещё. Для соединения зарядного устройства с сетью 230В изготовитель применил провод очень низкого качества, поэтому, по возможности, его желательно заменить.

Зарядное устройство Сонар УЗ 201

Все, что способно накапливать электроэнергию, со временем ее так же и теряет. Этому способствует множество факторов: погодные условия, различные механические встряски и, собственно, работа.

Самой удачной моделью принято считать Сонар УЗ 201. Это прибор для заряда аккумуляторов для авто и моторных лодок.

Что собой представляет это зарядное устройство

ЗУ

Аппарат выполнен в виде небольшой прямоугольной коробки. В корпусе предусмотрена выемка для провода и клемм, если устройство не используется.

ЗУ полностью автоматическое и не требует никаких ручных настроек. Параметры для заряжаемого аккумулятора выставляет автоматика.

Постепенно уровень заряда будет расти, и лампы поочередно будут гаснуть. Полный заряд батареи будет обозначен горением лишь одного индикатора.

ТТХ зарядного прибора Сонар

Параметры

Как устроен прибор и каким аккумуляторам он подходит

Строение прибора

ЗУ имеет защиту от короткого замыкания, от перегрева во время работы. Если вы вдруг неправильно подключите клеммы, также сработает защита.

Зарядник может работать в двух режимах:

  1. Как пусковое устройство.
  2. Как зарядное устройство.

При отличных рабочих показателях цена у аппарата вполне бюджетная.

Чтобы срок службы ЗУ был как можно дольше, следует придерживаться некоторых правил:

  1. Не включать сразу с холода, а дать адаптироваться к температуре помещения в течение нескольких часов.
  2. Избегать сырости и не допускать окисления клемм.
  3. Заряд АКБ осуществлять в помещении с достаточным доступом воздуха.
  4. Не превышать срок хранения, указанный в инструкции (5 лет).

Зарядное устройство Сонар 201 подойдет для свинцово-кислотных батарей, которые имеют емкость 20-60Ам/ч и напряжение 12 вольт. АКБ для автомобилей, лодок и мотоциклов такого типа заряжает быстро и качественно.

Внимание! Не оставлять зарядник включенным без присмотра, это опасно.

Как работать с прибором Сонар УЗ 201

Правила работы

  1. Подключить источник питания к прибору (вместе положительно заряженные клеммы, и, соответственно, отрицательно заряженные).
  2. Подключить прибор к сети.
  3. После процедуры восстановления отключиться от сети и затем разъединить ЗУ и батарею.

Отзывы

Недорогой и надежный прибор. С зарядкой батареи - никаких проблем!

Александр, 25 лет:

Я еще малоопытный автовладелец. По совету друга приобрел Сонар 201 и не пожалел. Прост в использовании, надежен, и цена очень доступная.

Здравствуйте! У кого есть схема на зарядное устройство СОНАР УЗ 2.202.01(без амперметра) поделитесь пожалуйста. Очень нужно!

Понимаете в чем дело.Я не очень силен сопоставлять схемы, для меня на много проще когда готовая схема

На моем изделии нет амперметра,есть 3 светодиода один из них красный-зеленый с тремя выводами,стоит реле для отключения заряда,ШИМ-TDA4605N и изделие называется СОНАР УЗ 2.202.01


из-за отсутствия некоторых деталей нужна схема етой зарядки

ghost_lion, Смотря какой транс - напряжение ток. И смотря для какого типа аккумуляторов. Уточни.
Jojik745, Бери любое ЗУ с нашего сайта, на напряжение 15-20В и ток 0,1-0,2А.

Jojik745, ЗУ предназначено для разряда и заряда NiCd аккумуляторов емкостью 1,2 А*ч.
По сути - это усовершенствованное ЗУ шуруповерта, в которое добавлена схема контролирующая доразряд и заряд батареи.

После подключения аккумулятора к зарядному устройству начинается разряд батареи током 120 мА до напряжения 10 В. Заряжается аккумулятор штатным блоком питания, током приблизительно 400 мА. Прекращается заряд по достижении напряжения на аккумуляторе 15.2 В или по таймеру через 3.5 ч.
При разряде постоянно горит HL1. В процессе заряда горит HL2 и мигает (раз в 5 с) HL1. После окончания заряда аккумулятора начинает часто мигать светодиод HL1 (с паузой 600 мс). Если окончание заряда произошло по времени, то HL1 мигает дин раз в 600 мс. Если по напряжению, то 2 мигания с паузой 600 мс.

Если в процессе заряда пропало напряжение питания, то таймер останавливается. В это время МК питаетcя от аккумулятора, через диод, входящий в состав транзистора VT2.

Читайте также: