Ремонт велосипеда своими руками переключатель скоростей

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧ обслуживание, ремонт, переключатели, втулки, тросики

В то время когда водитель автомобиля видит перед собой ровную дорогу, велосипедист видит подъемы и спуски. В то время когда прогноз погоды сообщает всем, что день безветренный, голова велосипедиста все-таки чувствует ветер. Так в зависимости от состояния дороги и погоды выбор той или иной передачи позволяет оптимально поддерживать соотношение скорости и необходимого усилия.

ТИПЫ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ СКОРОСТЕЙ

Задний переключатель гоночного велосипеда.
Такой переключатель имеет укороченные дуги, имеет более надежное и четкое переключение скоростей и легче по весу. Переключение производится либо манетками, расположенными на нижней трубе, либо рычажками смонтированными в тормозной колонке вместе с тормозными ручками.

Существует и задний переключатель, конструкция которого позволяет устанавливать его на велосипеды изначально не предназначенные для установки переключателя скоростей.

7-ми скоростной переключатель, расположенный в задней втулке - имеет легко управляемый механизм и предназначен для Сити-байков. Переключение скоростей осуществляется с руля, чаще всего грипп-шифтами. Он прост в эксплуатации и регулировке.

3-х скоростной переключатель, расположенный в задней втулке предназначен в основном для дорожных велосипедов.

Дискретный переключатель скоростей располагается чаще всего на руле.

Передний переключатель гоночного велосипеда предназначен для эксплуатации легкой цепи и только для двух передних шестеренок. Часто работает в паре с переключателем расположенным в корпусе тормозной ручки.

Передний переключатель велосипеда типа маунтин - имеет удлиненные дуги перекидывающего механизма цепи, поскольку его задачей является переброс цепи с трех передних шестеренок, а, следовательно, имеет больший рабочий ход. Переключение скоростей чаще всего осуществляется с руля с помощью дискретного переключателя.

В том случае если Вы хотите иметь бесшумную, четкую, надежную и быструю работу заднего переключателя скоростей, то Вам необходимо научиться правильно, настраивать, регулировать и обслуживать его.

В первую очередь вам необходимо определить снабжен ли Ваш переключатель фиксирующим механизмом или нет. Если вы обладатель велосипеда не последних моделей, то, скорее всего Ваш переключатель не имеет фиксации, и Ваш переключатель фрикционного типа. В последнем случае только правильно выбранный угол положения манетки гарантирует нормальное переключение. Но независимо от типа переключателя само переключение должно быть четким и сопровождаться характерным звуком.

На современных моделях велосипедов ставятся переключатели скоростей с фиксацией, удобства которых Вы сразу же оцените, почувствуете и услышите. Но независимо от типа переключателя, если при переключении слышен металлический скрежет или цепь слетает с шестеренок, то это является индикатором того, что механизм переключателя не отрегулирован. В первую очередь для устранения этого необходимо тщательно очистить и смазать цепь и сам механизм переключателя, а последний следует отрегулировать так, как будет указано на следующих страницах. И, наконец, полезно помнить, что расположение цепи на самой малой задней звезде соответствует самой тяжелой и быстрой передаче, а на самой большой - самой легкой и медленной.

1. Если Вы решили очистить цепь, то заодно следует почистить и задний переключатель. Направьте струю растворителя в аэрозольной упаковке на переключатель и тщательно вытрите его тряпкой. Затем смажьте все точки вращения переключателя, включая верхний основной болт.
2. Уделите особое внимание роликам поскольку они собирают большое количество грязи с движущейся цепи и при недостаточно частом обслуживании грязь затвердевает. При обслуживании роликов необходимо удалить грязь и смазать оси.
3. Задачей тросика переключателя является отслеживать малейшее перемещение манетки или грипп-шифта - убедитесь, что именно так и происходит, и смажьте их.
4. Взявшись левой рукой за дуги заднего переключателя, выведите нижний ролик из зацепления с цепью и проверьте чтобы он свободно вращался и не имел диагонального биения.
5. Проделайте тоже самое с верхним роликом.
6. Проводить обследование состояния ходовой части заднего колеса и работу переключателя следует в динамике. Для этого лучше всего иметь специальную стойку где велосипед подвешивают за горизонтальную раму. В отсутствии стойки диагностику состояния ходовой части можно проводить с помощью помощника, в задачу которого входит поддерживать заднее колесо приподнятым от земли. Вращая педаль, необходимо убедиться, что плоскость образованная вращающейся цепью по передней и задним звездочкам не имеет изгибов. Изгиб плоскости может появиться из-за неправильно установленных роликов, погнутости крюка или самого переключателя (что часто происходит после падения). В случае если такой дефект обнаружен, то изгиб устраняют с помощью специальных приспособлений.

КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ ТАКУЮ РАБОТУ:
Шаги 1,2 и 3 - всегда смазывайте цепь
Шаги 4,5 и 6 - всегда очищайте цепь, эти шаги проделывайте и в случае покупки бывшего в употреблении велосипеда.
ВРЕМЯ: 1 минута потребуется для смазки заднего переключателя и 5 минут для диагностики состояния ходовой части

ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ: Операция несложная, не требует специальных инструментов, но грязная и поэтому лучше всего работу проводить в резиновых перчатках

Детали заднего переключателя:
- Крепление переключателя (в отсутствии крюка)
- Болт настройки угла
- Верхний поворотный болт
- Стопорный болт крайнего правого положения цепи
- Стопорный болт крайнего левого положения цепи - Тросик переключателя
- Зажим тросика
- Верхний ролик
- Нижний ролик

Настройка дискретного переключателя
1. При настройке дискретного переключателя фирмы SHIMANO, обратите внимание, на то чтобы движение цепи по большой шестерни не сопровождалось бы посторонними звуками. Если шум имеет место быть то, не трогая регуляторы “H” и “L”, следует повернуть против часовой стрелки регулятор расположенный на рубашке тросика подходящего к переключателю. Слегка ослабляя или увеличивая натяжение тросика, добиваются желаемого положения.
Затем с помощью ручки переключателя переключитесь на вторую скорость и начинайте вращать регулятор до тех пор, пока не услышите скрежещущий звук, который издает цепь пытающаяся перескочить на третью шестеренку. После этого вращая регулятор по часовой стрелке, добейтесь бесшумной работы цепи на этой шестерне, но не в коем случае не дальше. Езда по дороге покажет насколько Вам правильно удалось выставить положение переключателя, насколько он быстро и четко перебрасывает цепь на всех шестеренках.
Переключатели фирм CAMPAG, SACHS и SUNTOUR настраиваются подобным образом, лишь с той разницей, что окончательная установка ведется между второй и третьей шестеренками.
2. Если, тем не менее, качество переключения Вас не устраивает, то окончательную доводку осуществляют с помощью поворота регулятора натяжения тросика, расположенного (у большинства велосипедов типа маунтин) на ручке переключателя.
3. У гоночных велосипедов переключатели систем STI и Эргопауер имеют регулировочный элемент, расположенный на раме. Такое расположение регулятора позволяет осуществлять окончательную регулировку положения переключателя при езде.

ОСНОВНАЯ РЕГУЛИРОВКА
1. При регулировке переключателя фрикционного типа следует обратить внимание на то, чтобы центральный болт не имел свободного хода и фиксировал бы положение рычажка переключателя. В случае дискретного переключателя (как грипп-шифты, так и переключатели, расположенные на нижней трубе) убедитесь в том, что показание индикатора и положение переключателя совпадают.
2. Проверьте состояние тросиков, особенно проходящих внутри рубашки и в месте их выхода из рубашки - они должны быть смазаны и не иметь следов износа. Для проверки состояния отведите до предела переключатель (в зависимости от типа переключателя это делается по- разному, но смысл от этого не меняется) и определите состояние тросиков.
3. Переключитесь на самую маленькую звезду. Поместив велосипед на станок, проведите проверку положения роликов заднего переключателя. Если мысленно провести прямую линию, проходящую по центру плоскости роликов и перпендикулярную осям роликов, то эта прямая должна проходить через центр плоскости малой звезды. Если имеется смещение, то с помощью отвертки поверните болт регулятора “Н” по часовой или против часовой стрелки, пока воображаемая прямая не пройдет через центры роликов и звездочки. При регулировке фрикционных переключателей ролики устанавливают напротив середины шестеренок.
4. Поставьте переключатель в крайнее левое положение, при котором (по аналогии с предыдущей настройкой) центр линии роликов должен находиться в центре большой шестерни. Отклонения от центра устраняют, вращая болт “L”.
5. На переключателях фирм SHIMANO и CAMPAG регулировочные болты отмечены буквами “Н” и “L”, что соответствует “верхний” и “нижний”. В переключателях, на которых нет подобных меток, добиваются фиксаций крайних положений шестеренок экспериментальным путем.

Регулировку производят в случае если:
- переключатель работает с посторонним шумом;
- переключатель работает нечетко, не плавно или слишком долго;
- цепь соскакивает с шестеренок в крайних положениях переключателя;

Время
- требуется порядка 30 минут для настройки нового механизма заднего переключателя;
- требуется 5 минут для окончательной настройки механизма, включая опробование в дорожных условиях;

В процессе настройки переключателя не требуется специальных инструментов, однако, необходим навык и терпение для проведения такой работы.

Лязг цепи
Большинство переключателей имеет третий регулировочный болт. Вращая его, меняется наклон дуг роликов и тем самым добиваются плавной и бесшумной работы цепи.

Детали заднего переключателя:
- устройство крепления переключателя (в отсутствии крюка на задней вилке рамы);
- болты, являющиеся осью роликов;
- внешняя и внешняя дуги переключателя;
- главный поворотный болт;
- верхний поворотный болт;
- верхний и нижний ролики;
- рельефные шайбы;

3. Открутите болт-ось верхнего ролика, что позволит снять внутреннюю дугу роликов. Выньте затем сам ролик и цепь.
4. Таким образом, Вы подготовили механизм переключателя к разборке. Открутив болт крепления переключателя к крюку, (представляющего единое целое с рамой) или к приспособлению заменяющему крюк в его отсутствии - отделите переключатель от рамы.
5. Открутите болт-ось крепления верхнего ролика, тем самым Вы сможете освободить переключатель от цепи. Снимая ролик, обратите внимание на положение шайб. Хорошо промойте сам переключатель и место крепления последнего, просушите и приступайте к разборке. Смажьте специальной смазкой трущиеся детали механизма переключателя.
6. Приступая к сборке, закрутите основной болт крепления переключателя достаточным усилием, при этом обратите внимание с одной стороны на плавность хода, с другой стороны на отсутствие люфта. Обратите внимание на то чтобы ролики строго лежали бы в одной плоскости с шестеренками. Затем продолжайте сборку.

В каких случаях необходимо проводить такие работы:
- нечеткое переключение скоростей;
- обнаружен износ роликов;
- обнаружен износ всего механизма переключателя;

Время:
- около часа на разборку, смазку и установку;
- 30 минут на установку нового переключателя;

Возможные трудности:
- при отсутствии опыта существует вероятность неправильной сборки роликов;

Инструмент:
- необходимо иметь хорошо пригнанный ключ для разборки и сборки роликов переключателя.

Подгонка нового переднего переключателя
1. Отвернув болт стяжки, Вы можете освободить передний переключатель.
2. Отвернув болт крепления дуг, Вы можете снять полностью передний переключатель.

Болты настройки переднего переключателя
Часто регулировочные болты переднего переключателя отмаркированы следующим образом:
- Н = Высокая= большая звезда;
- L = Низкая= малая звезда;
Такая маркировка подобна маркировке заднего механизма, но часто Буквы плохо различимы из-за малой величины. Поэтому определить какой болт, какому положению соответствует можно экспериментальным путем - вращая болт на пол оборота вперед-назад.

КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ ЭТУ РАБОТУ
- если при переключении скоростей цепь спадает с шестеренок;
- если Вы решили заменить переключатель новым;

Время
- 10 минут на регулировку или замену переднего переключателя;
- потребуется еще 10 минут для окончательной подгонки с пробной ездой;

Механизм достаточно прост в регулировке, по крайней мере, проще, чем регулировка заднего переключателя;
Специальных инструментов для работы не требуется.

Чаще всего крепление манетки переключателя осуществляется центральным болтом к нижней трубе рамы, имеющей специальные отверстия с резьбой. При установке манетки следует обратить внимание на правильное совмещение квадратного наплыва с квадратным отверстием.

Когда следует делать ремонт:
если не движется рычаг тормоза
если рычаг тормоза разболтан
ВРЕМЯ
одна минута на смазку
один час на снятие и разборку рычага, расположенного на нижней трубе
ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ
смазка не вызывает трудности
разборка храпового механизма требует навыков
Специальных инструментов не требуется.

Когда необходимо проводить эту работу:
если тросик имеет износ
если имеет место необъяснимая другими причинами нечеткое переключение скоростей или торможение

Необходимое время
-30 минут потребуется для установки тросиков на задний переключатель и еще меньше на передний
Возможные трудности:
-установить новые тросики на гоночном велосипеде с манетками, располагаемым на нижней трубе рамы не представляет труда, сложнее обстоит дело с переключателями, располагаемыми на руле.
Инструмент
Желательно иметь специальные кусачки

Внутри таких втулок находится большое количество сложных деталей, а функции, которые они выполняют можно сравнить с автоматической коробкой скоростей автомобиля. К счастью, эти детали редко выходят из строя. В настоящее время разработана новая модификация такой втулки, недостатком ее является то, что ее нельзя разбирать самостоятельно, поскольку для этого необходимы специальные инструменты и навыки. Кроме того, распространенными проблемами при использовании втулки с планетарным механизмом являются трудности с правильной регулировкой тросика переключения скоростей и тросика тормоза.

Для правильной установки тросиков и цепи, при их регулировке следует использовать указания представленные на рисунках.

Корпус втулок с планетарным механизмом последних разработок выполнен герметичным и поэтому не требует смазки, но существуют модели втулок, у которых имеется черный пластиковый наплыв, служащий, для того чтобы каждые две недели в него закапывали несколько капель машинного масла. Подшипники бывают двух типов - конические и чашечного типа, регулировка осуществляется обычным способом, но требуется специальный гаечный ключ.

Когда необходимо проводить эту работу: - Оборвался тросик
- Управляющая цепь слишком жесткая или с дефектом
- Не работает переключение

Необходимое время
-15 минут для замены тросика
-2 минуты для проведения 7 операции
Замена не представляет трудностей, но регулировка требует навыков.
Требуется специальный гаечный ключ

Втулка типа Торпедо представляют собой простую трехскоростную втулку. В отличие от втулки с фрикционным механизмом это втулки проще и надежнее. При этом наименее надежным элементом втулки является тросик. Его необходимо уметь натягивать, в случае если он ранее не был правильно установлен. Рисунки (: помогут правильно провести эти работы. В случае если Вам необходимо снять заднее колесо, то следует отсоединить тросик, как указано на рисунке, затем действия подобны действиям при разборке колеса с втулкой с планетарным механизмом.
Последовательность настройки трехскоростной втулки фирмы SHIMANO показана на другой странице. Прежде всего, убедитесь, что рычаг работает безупречно и тросик без повреждений. Затем переключитесь в среднее положение - на индикаторе переключателя при этом должна стоять цифра “2“. Поверните педали в обратную сторону пару раз и отметьте, если сможете, букву “N” в окошке кабельного механизма. Если это Вам не удается, то поверните регулятор кабеля до “N”. Затем проверьте работу переключателя во всех положениях. Необходима тщательная настройка.
Последовательность настройки пятискоростных втулок фирмы SACHS и планетарной, а также семискоростной втулки фирмы SHIMANO слишком сложна в регулировке. В этом случае требуются услуги профессиональной велосипедной мастерской.
В основном втулки этих конструкций герметично закрыты и не требуют смазки.

Втулки типа торпедо
1. Убедитесь, что управляющая цепь гибка и легко полностью уходит во втулку, а тросик неповрежден и имеет хороший натяг при перемещении по блоку. Переключитесь в положение “Н” или 3-ю позицию на рычаге переключателя.
2. Тросик втулки торпедо одним концом входит в покрытую пластиком трещотку, которая работает с цепью. Длина внутреннего тросика регулируется зажимным устройством с помощью специальных ключей.
3. Соедините концы цепи с трещоткой, затем с минимальным усилием вставьте трещотку. Следите, чтобы тросик был бы достаточно хорошо натянут, но без перетяга.
4. Убедитесь в качестве переключения при езде. В случае если Вам не удается переключиться на все три скорости, то, скорее всего тросик натянут слишком слабо. В этом случае следует укоротить длину тросика.

7-ми скоростная втулка фирмы SACHS
1. В случае если тросик или рычаг управления 7-ми скоростной втулки фирмы SACHS неисправны, то ремонт проводят путем замены всего переключателя полностью. Для этого отсоединяют крепления рычагов и тросиков.
2. Регулировку тросика проводить не требуется, поскольку он герметично расположен в корпусе переключателя и входит в конец оси.
3. Размещенный на конце оси, переключающий механизм слабо защищен от повреждений в случае падений. Это обстоятельство необходимо учитывать при парковке велосипеда или при установке заднего колеса.

Когда необходимо проводить эту работу:
- в случае повреждения управляющей цепи или в случае если она стала недостаточно гибкой
- обрыв или выход из строя тросика

Необходимое время:
- 10 минут для установки нового тросика
- 5 минут для регулировки тросика втулки Торпедо
- 2 минуты для проверки правильности работы переключателя

Механизм значительно проще в регулировке, чем Фрикционная втулка.
Специального инструмента не требуется

Как настроить переключатели скоростей на велосипеде? Подробная инструкция об основных видах неисправностей и путях их решения.

Думаю, каждый велосипедист сталкивался с проблемой нечетко работающих переключателей скоростей. Не зависимо от того, какого бренда навесное, Shimano или Sram – эта проблема знакома каждому. Ты делаешь щелчок клавишей манетки, немного ослабляешь “крутку”, цепь трещит и просится, но желаемого переключения не происходит… Помимо морального дискомфорта, проблема плохо работающих переключателей еще и травмоопасна. В любой момент может проскочить передача и ты вместе с велосипедом уже лежишь на обочине.

Приятного в этом мало, но если сказать честно настройка передач не является чем-то сверхсложным и вполне под силу для самостоятельного освоения.

Настройка заднего переключателя (Shimano, Sram, Microshift и другие).

Что же снижает точность переключения?

  • растяжение тросов переключения. На новых велосипедах троса тянутся гораздо быстрее, чем на уже катаных. Но и решается проблема просто, достаточно увеличить натяжение троса и готово. Для подтяжки имеются специальные барашки, поэтому скорее всего не понадобится даже инструмент.
  • грязь. Грязный переключатель и его части, немытая пластилиновая цепь, окисленные троса и рубашки – все это сильно ухудшает четкость работы. Механизмам приходится преодолевать дополнительное сопротивление, и на низких группах навесного иногда начинает казаться, что велосипед не работает вовсе. К счастью, с загрязнениями бороться просто – достаточно вымыть велосипед. ГЛАВНОЕ соблюсти небольшие правила мойки и конечно не забыть про последующую смазку.

Подробнее о правильно мойке велосипеда в нашем видео


  • искривлениесъемного дропаута (петух). В результате эксплуатации велосипеда, данный элемент велосипеда систематически искривляется. Это может происходить в результате падения, неправильных способов хранения и транспортировки, и даже просто так, как следствие активной эксплуатации. Стоит отметить, что без рихтовки дропаута все попытки качественно настроить задний переключатель скорее всего будут безуспешны. И для выполнения данной операции понадобится специальный инструмент. Поэтому при обнаружении искривления петуха, лучше обратиться в специализированный сервис по ремонту велосипедов, где с легкостью справятся с задачей.
  • износ трансмиссии и (или) элементов (цепь, звезды, ролики переключателя, люфт самого переключателя скоростей, троса и рубашки). Если на новом приводе все работает хорошо, то при износе поперечная жесткость цепи уменьшается, а люфты системы переключения увеличиваются, и точность переключения может значительно уменьшиться. При переключении с большими люфтами привод может вообще никак не отреагировать и продолжить работу на исходной звезде.
  • в исключительных случаях возможны дополнительные варианты, (например, плохо зафиксированный петух или искривление звена цепи), но это редкость.

Настройка заднего переключателя.

2020-11-24_16-26-48.jpg

Данная инструкция по настройке применима ко всем задним переключателям скоростей. Прежде чем приступить к настройке, необходимо устранить все факторы, описанные в главе выше. Итак, приступим:

1. Освободите трос передачи, открутив винт А. Теперь закрутите до упора по часовой стрелке регулятор В

2. Прощелкайте манеткой заднего передателя (правый шифтер) до самой высокой передачи (рычажок для указательного пальца). Теперь возьмите в руки крестовую отвертку и найдите регулировочный винт Н сзади переключателя

3. Вращая этот винт, нужно выровнять верхний ролик в одну плоскость с крайней правой звездочкой кассеты. Есть небольшая хитрость: если переключатель не новый и у него уже есть люфты, то нужно выставить ролик не идеально по линии, а сместить его немного вправо (если смотреть сверху сзади)

4. Теперь, когда у нас выставлена контрольная точка High, руками выбираем слабину троса и затягиваем винт А. Заметьте, что тросик должен встать в канавку шайбы этого винта.

5. После того, как винт закручен, включите вторую передачу щелчком манетки на руле и вращая педали, начинайте откручивать против часовой стрелки регулятор В. В данной ситуации очень хороша подставка под заднее колесо.

6. Вращайте педали и регулятор, пока цепь не перескочит на вторую звезду. Всё, что осталось, это довести переключение до идеала. Для этого просто перещелкивайте с первой на вторую звезду и далее. Продолжая играть регулятором по несколько щелчков вперед-назад, добейтесь четкого переключения. Индексная система переключения передач устроена так, что настроив одну скорость, петух ровный, дропауты рамы симметричные, то работа практически закончена — проверьте, как цепь ходит во всем диапазоне скоростей. Должно быть быстро, четко и без задержек.

7. Постепенно доводим переключатель и манетку до 1 звезды (крайняя большая звезда). И выставляем контрольную точку Low.

8. Если всё-таки остаются проблемы (а это, как правило — переключение на крайних звездах), то можно еще чуть-чуть сместить ролик во внешнем от крайних звезд направлении, регулировочными винтами H и L. Главное помнить, цепь должна легко становится на обе крайние звезды, при этом не стремясь к падению за границы кассеты.

Настройка переднего переключателя (Shimano, Sram, Microshift и другие).

В целом такие факторы, как растянутый трос, грязь, ржа, искривление и поломка влияют на работу и переднего переключателя. Методы решения аналогичны методам при работе с задним переключателем. Но чаще всего проблемы с переключением переднего переключателя связаны с его неправильной установкой.

Установка переднего переключателя скоростей.

1. Открутите шестигранником болт, удерживающий трос.

2. Руками выдвигайте рамку переключателя к себе на максимум, чтобы она оказалась над зубьями большой звезды. Если расстояние от рамки до зубьев больше, чем надо, то немного ослабьте болт хомута, крепящего переключатель к подседельной трубе, и добейтесь, чтобы зазор стал правильным (2-3 мм).

4. Придется положиться на свой глазомер, и глядя сверху, добейтесь параллельного звездам положения наружной рамки. Теперь можно затягивать болт хомута.

7d3b8a5336674a4a04bd6ee47449c92f.jpg

5. После этого переходим к самой настройке. Настройка переднего переключателя скоростей. Все нюансы по настройке переднего переключателя хорошо описаны в статье нашей веломастерской VELOSERVICE.BY.

Или смотрите видео, в котором мы подробно показываем и описываем все подготовительные и основные этапы по регулировке обоих переключателей скоростей.

Как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде

Велосипед, как и любое другое транспортное средство, требует надлежащего ухода и своевременного обслуживания. Любая деталь может выйти из строя в самый неподходящий момент. Чтобы этого не случилось, следует постоянно осматривать и оперативно устранять даже незначительные поломки. Но есть неполадки, которых заранее можно избежать, если выполнить соответствующие действия своевременно.

передний переключатель скоростей

Нередко велосипедисты сталкиваются с тем, что приходится выполнять настройку и регулировку скоростей на велосипеде. Они могут сбиваться из-за недавней замены переключателя или растянутости троса. Вне зависимости от причины сброса настроек, систему все равно придется перенастраивать.

Как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде, из каких элементов он состоит и как функционирует эта деталь, описано в материале, представленном ниже. Ознакомившись с ним, вы сможете установить и отрегулировать передний переключатель без помощи профессионалов.

Из чего состоит и как работает

устройство переднего переключателя

Только кажется, что эта небольшая запчасть имеет простую комплектацию, но здесь каждый болтик выполняет важную функцию. Для начала давайте разберемся, что входит в комплектацию переключателя:

  1. Хомут — элемент, который позволяет зафиксировать переключатель на раму.
  2. Параллелограмм — представляет собой движущуюся часть передней перекидки, выполненную в форме подпружиненной детали на шарнирах. Деталь имеет форму параллелограмма, поэтому и получила такое название.
  3. Направляющая рамка — элемент, внутри которого размещается цепь. Она крепится к параллелограмму и состоит из двух частей: внутренней и внешней.
  4. Болты L и H — используются, чтобы ограничить движение направляющей рамки.
  5. Болт крепления троса — позволяет зафиксировать трос переключения так, чтобы цепь могла попасть на нужную звезду.

Чтобы избежать соскакивания цепи, нужно правильно настроить ограничительные болты.

штыри и скосы на передних звездах

Особенности работы

Что такое “передний переключатель передачи”? Это рамка из стали, способная перемещаться в обе стороны. Она соединяется с рамой велосипеда и имеет простой функционал. Рамка начинает двигаться с помощью троса, соединенного с рулем манеткой. Подобное расположение позволяет рамке перемещать велосипедную цепь с одной звезды на другую. Кажется, что сложного ничего нет. Но, если неправильно настроить эту деталь, то смена передачи не получится. Чтобы понять, как отрегулировать передний переключатель скоростей на велосипеде, давайте представим, что выполняется установка на голую раму велосипеда.

Что нужно сделать перед настройкой

На функциональность этой запчасти влияет много факторов, поэтому перед тем, как приступить к установке или настройке, обязательно ознакомьтесь с инструкцией. Важно учесть, что есть переключатели передач под 2 и 3 передних звезды. То есть, система может не подходить для переключателя.

Какие действия нужно предпринять прежде, чем приступить к настройке:

  1. Убедитесь в том, что под вашу переднюю систему звезд перекидка годится. Это необходимо сделать, когда устанавливаете новейший переключатель или возникли сложности с настройкой старого.
  2. Не забудьте проверить, нет ли повреждений системы, а также произвести проверку на люфты. Особенно, если были факты падения. Также могут образоваться люфты параллелограмма или рамки. Для точной настройки нужно или устранить их, или купить новую деталь.
  3. Перед настройкой проведите тщательную очистку детали от грязи. Это удобно будет сделать при снятии ее с рамы велосипеда. После этого важно все элементы вновь смазать и выполнить их настройку с нуля.
  4. Проверьте на целостность, очистите и смажьте тросы. Также важно осмотреть, нет ли разрыва жил. Если находим повреждение, то потребуется замена троса. Трос к переключателю обратно крепить не нужно. Его следует вставить в манетку на руле и просунуть в рубашку, а само крепление произойдет во время перекидки.
  5. При обрезке троса может произойти разрушение оконцевателя. Чтобы легко вставить его в манетку, можно пропаять кончик оловом. Для упрощения рекомендуется окунуть кончик в паяльную кислоту и запаять. При этом следим, чтобы не напаять большого количества олова, потому что это не позволит нормально ввести трос в отверстие.

Следуя этим простым рекомендациям, вы легко сможете настроить переключатель.

Настройка и регулировка переднего переключателя скоростей велосипеда

Когда предварительная подготовка закончена, можно начинать регулировать и настраивать переключатель. В процессе работы важно не отвлекаться и быть предельно внимательным, чтобы сделать все правильно.

Как правильно установить передний переключатель скоростей на велосипеде

Можно считать, что передний переключатель расположен правильно, если у него параллельное размещение продольной оси направляющей рамки относительно передних звезд. Но пространство между самой крупной звездой и низом внешней части рамки не больше 2 мм. Следует снять цепь, потому что это поможет быстрее выставить перекидку.

установка переднего переключателя

После определения высоты фиксации хомута переключателя можем сделать пометку, например, маркером, и слегка затянуть фиксирующий болт хомута.

Для урегулирования положения касательно системы звезд оси направляющей рамки необходимы следующие действия: ослабить болт хомута (при откинутом тросике) и во время вращения переключателя передач выполнить настройку так, чтобы рамка и передние звездочки стали параллельными друг другу. Так как конструкция достаточно непростая и узнать на глаз параллельность сложно, рекомендуем ориентироваться на параллелограмм или для большей уверенности приклеить на рамку с помощью скотча что-то наподобие линейки.

Слегка затягивая болт хомута, выполняем повторную проверку расстояния между нижним краем рамки и самой большой звездой. Также стоит проверить наличие параллельности между продольной осью и передними звездами. Убедившись в том, что все сделано правильно, можем окончательно затягивать болт хомута. Таким образом, регулировка переднего переключателя скоростей на велосипеде Shimano или других моделях может быть завершенной. Дальше надеваем цепь и начинаем настройку.

Вся работа не занимает много времени, но требует четкой последовательности действий и внимания. Выполняя все по инструкции, вы без сложностей сможете установить деталь на нужное место.

Настраиваем переключатель скорости

Для выполнения дальнейшей работы следует правильно расположить велосипед. По возможности подвесьте его за седло. Но при этом заднее колесо должно быть приподнято или же его можно положить на гладильную доску (продеваем ее в треугольник).

Настройка не вызывает трудностей. Рассмотрим этапы:

  1. Выставляем самую низкую скорость.
  2. На манетке закручиваем регулировку натяжения троса. Делаем это по часовой стрелке до упора. Выполняем возврат обратно на 1-2 оборота. В некоторых инструкциях не рекомендуется возвращаться обратно, но практика показала, что если сделать именно так, то в дальнейшем можно будет выполнить более точную настройку.
  3. Выставляем самую низкую скорость на заднем переключателе передач.
  4. Выполняем настройку ограничителя переключателя L. Будьте внимательны: во время вращения педалей цепь и рамка не должны соприкасаться. Если видите, что возникает необходимость отодвинуть рамку немного в сторону от рамы, то выполняйте вращение ограничителя L по часовой стрелке, и наоборот, в сторону рамы нужно крутить против часовой.
  5. Определяем месторасположение троса на переключателе и вставляем его. В нужном месте трос натягивается и фиксируется болтом крепления. Для этого могут понадобиться плоскогубцы.
  6. Следующим этапом является переключение передач. Заднюю часть ставим на наименьшую звезду, а переднюю – на самую большую.
  7. Дальше приступаем к настройке ограничителя H. Выполняя настройку, следите за тем, чтобы внешняя часть направляющей рамки была расположена максимально близко к цепи, но не терла ее во время вращения. Соответственно, для перемещения рамки от рамы закручиваем болт против часовой стрелки, а при перемещении в сторону рамы – по часовой стрелке.
  8. Дальше выставляем 5-ую скорость на задней передаче и, вращая педали, меняем скорости. Для этого следует воспользоваться передним переключателем с 3-й к 1-й и позже опять к 3-й. Так следует повторять несколько раз.
  9. Проверяем велосипед при езде по дороге. Выбирайте ровную дорогу, без неровностей и спусков.

Так выполняется регулировка переднего переключения скоростей на велосипеде. Соблюдая все этапы, вы сможете без особых трудностей сделать настройку.

Возможные неполадки в процессе настройки

регулировка переднего переключателя

Регулировка переднего переключателя скоростей велосипеда Shimano и других моделей может сопровождаться некоторыми неполадками:

  1. Одна из самых частых проблем с которыми сталкиваются велосипедисты – передний переключатель не подходит к системе. В продаже представлены переключатели 3-х видов. Они отличаются расположением тяги троса. В зависимости от расположения, тяга может быть верхней, нижней или универсальной. Кроме того, каждый переключатель рассчитан на определенную систему зубов. Чтобы не ошибиться в своем выборе, следует запомнить, какой именно экземпляр у вас, или перед покупкой взять с собой старую запчасть в качестве образца.
  2. Еще одна трудность, с которой может столкнуть велосипедист, – при регулировке переключения скоростей на велосипеде наблюдается трение цепи о раму. Эта проблема может возникать по ряду причин: неровные звездочки, неправильно выполненная установка системы. Чтобы устранить ее, следует тщательно проверить параллельность установки, убедиться в том, что нет деформации звезд и они не меняют ось во время вращения.
  3. Нередко велосипедисты могут замечать, что при скорости 3-1 цепь трется о рамку. Появление такой проблемы становится возможным при диагональном расположении цепи. Если цепь расположена неправильно, то в лучшем случае случится ее растяжение, а в худшем – сломается передний переключатель скоростей.

Для предупреждения проблем стоит не забывать уменьшать давление на педали при переключении.

Заключение

Благодаря этим рекомендация регулировка переднего переключателя скоростей велосипеда Shimano Tourney и других моделей может выполняться в домашних условиях. Главное — быть внимательным, делать все поэтапно, не спеша, и не пропускать важных моментов. Немного сложнее будет на этапе установки системы на раму велосипеда, но это выполнимо. Следуйте инструкции независимо от того, какого производителя вы выбрали, и все получится. Перед тем, как приступить к установке или настройке переключателя, детально ее прочитайте.

как правильно переключать передачи

Особой науки в переключении передач на велосипеде нет, на первый взгляд всё просто. Два рычажка слева, два справа, а то и просто грип-шифт — что может быть проще. Но тем не менее, наблюдая за начинающими велосипедистами, можно заметить не совсем верные и согласованные действия. А ведь согласованность действий при езде на велосипеде — это самое главное! Только так вы сможете максимально эффективно передвигаться на велосипеде, совершать манёвры, преодолевать препятствия.

Сразу выделим наиболее часто встречающиеся ошибки и проблемы:

  • Слишком тяжёлая передача — распространённая ошибка. Многие новички даже говорят, что 44 (а то и 48) звезды спереди им не хватает. Это заблуждение. Постоянно раскручивая тяжёлую передачу вы просто убиваете колени. Старайтесь следить за частотой педалирования (каденсом) пока это не дойдёт до автоматизма. Можно даже ради интереса посчитать сколько оборотов вы делаете в минуту. Если около 90-100, то это очень хорошо. А так, передачи 44-11 хватает чтобы разогнаться по равнине до ~ 60 км/ч. Так что постарайтесь переубедить тех, кто говорит что для города 44 звезды им мало. Этим вы возможно поможете сохранить людям здоровье…
  • Кривая передача — не редко можно наблюдать как люди не глядя на цепь включают передачи вроде 3-1,2. При этом цепь идёт на изгиб, увеличивается её износ, в неподходящий момент она может просто слететь. Оптимальное положении цепи — когда она переходит с передней звезды на заднюю с минимальным перекосом. Так что следите не только за тем чтобы было легко крутить, но и за положением цепи.
  • Переключение под нагрузкой — так удаётся рвать цепи даже хрупким девушкам, что говорить про здоровых мужиков. А хруст-то какой при этом. Во время переключения снижайте нагрузку на педали до минимума, просто с лёгкостью прокручивайте их, пока цепь не перескочит на нужную звёздочку. Поэтому всегда имеет смысл оценивать ситуацию, возможные препятствия и переключать передачу заранее.
  • Закусывание цепи — это когда при переключении цепь затягивается передними звёздами наверх. Неприятная ситуация, в которой может быть сильно поцарапано перо возле кареточного узла. Причиной могут быть зацепки на звезде, грязь, неверная сборка и настройка. Это ещё один плюс к тому, почему нужно следить за переключением, а не просто бездумно щёлкать манетками. Все движения должны быть плавными, даже можно сказать воздушными 🙂
  • Проскакивание цепи — например вы поставили новую цепь на уже походившую кассету (к слову, ресурс цепи ~ 1500 км). В следствии этого, при увеличении нагрузки на педали, цепь проскакивает и педали неприятно проваливаются. Это нужно учитывать и поездить более аккуратно, пока всё не притрётся. Даже для довольно сильно ходившей кассеты срок притирания — примерно около 200 километров пробега.

Если вы в седле недавно, уделяйте большое внимание педалированию, переключению передач, старайтесь работать как передним, так и задним переключателем. Старайтесь выбирать передачу в зависимости от совершаемого манёвра. Например: вы тормозите, но за этим нужно будет ускориться. Включите передачу полегче ещё при торможении, тогда и ускориться получится быстрее.

Чёткость переключения передач сильно зависит от технического состояния узлов велосипеда. Следите и при необходимости вовремя заменяйте тросики и рубашки, ролики заднего переключателя, сами переключатели, элементы привода — цепь, кассету, передние звёзды.

Настоятельно рекомендую перед тем как начать настройку/регулировку переднего переключателя настроить задний переключатель, чтобы у вас все корректно работало. Данная инструкция подойдет для настройки всех марок и моделей передних переключателей: Shimano, Sram, Microshift, Campagnolo и других.

  • Необходимые условия для настройки переключателя
  • Откручиваем болт
  • Проверка положения рамки переключателя
  • Работа с тросиком и манеткой
  • Выставляем крайнее положение рамки
  • Проверка четкости переключения
  • Отличия настройки шоссейного переключателя от МТБ

Прежде чем начать регулировку переднего переключателя

Перед тем как начать настройку переднего переключателя убедитесь, что у вас выполняются следующие условия:

  • Используются звезды под переключение. Данные звезды имеют специальную форму, зацепы и пины, чтобы цепи было проще перескакивать между звездами.
  • Рамка переключателя не повреждена. Если рамка будет помята, стерта или люфтить — отрегулировтаь такой переключатель практически не возможно.
  • У вас велосипед не из продуктового магазина (Ашан, Лента, велосипед на литых дисках и тд.). Велосипеды низкой ценовой категории обычно имеют самы дешевые передние переключатели, которые сделаны из тонкой стали. Эта сталь гнется и не дает нормально переключать скорости.

1. Начинаем с откручивания (ослабления) болта, который держит трос переднего переключателя.

болт, который держит трос переднего переключателя

2. Далее рекомендую проверить положения рамки переключателя относительно системы звёзд.

Если ваш переключатель крепиться болтами к раме, а не хомутом как в моем случае, то выставлять высоту и угол переключателя не нужно, так как там уже все выставлено с завода.

А. Проверить угол поворота. Рамка переключателя должна быть параллельна звёздам системы.

Рамка переключателя должна быть параллельна звёздам системы

Б. Проверить высоту. Рамка переднего переключателя должна располагаться чуть выше на 1-3 мм. чем самая большая звезда системы. Для регулировки сдвиньте рамку рукой, чтобы она оказалась над 3-й звездой и настройте высоту.

Наклейка на рамке переключателя Shimano Tourney

Чаще всего на новых передних переключателях shimano установлена наклейка, на которой показано какая должна быть высота переключателя.

3. Теперь начнём работать с тросиком и манеткой на руле.

А. Найдите на манетке болт натяжения троса и вкрутите его до упора в манетку и на пол оборота выверните.

 Найдите на манетке болт натяжения троса и вкрутите его до упора в манетку.

Б. Натяните трос рукой или воспользуйтесь пассатижами и затяните его фиксирующим болтом, о котором я писал в пункте 1. Обратите внимание, что на прижимающих трос шайбах есть специальные канавки. Необходимо закрепить трос именно в них.

Выставляем центральное положение рамки переднего переключателя

Необходимо перебросить цепь на центральные звезды кассеты с помощью заднего переключателя. Переключаем с первой на вторую скорость (цепь изначально должна находиться на 1-й звезде), если не переключается, то необходимо натянуть тросик регулятором натяжения (Смотри пункт 3.А), который находится на манетке. Крутим до тех пор пока цепь не будет четко и быстро переходить на среднюю звезду.

5. Проверяем чёткость переключения передач.

Попробуйте по переключать скорости и посмотреть переходит ли цепь на все звезды.

Отличия настройки шоссейного переключателя от МТБ

Отличий в настройки переднего переключателя на горном велосипеде и на шоссейном нет. Единственное, что в шоссейном велосипеде в системе звзед используется не 3 звезды, а две, что делает настройку более быстрой.

Устройство перебрасывателя и причины его функциональных сбоев

Перед тем, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, нелишним будет узнать причины сбоев в работе механизма. Суть неполадок заключается в следующих пунктах:

  • Повреждения троса или отсутствие на нем смазывающего вещества.
  • Нарушение целостности рубашки троса.
  • Изогнутый петух – крепление механизма к раме веломашины.
  • Износ цепи или кассеты со звездочками.
  • Заклинивание роликов цепного натяжителя.
  • Неполадки манетки смены передач на руле.

Винты для регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде: технический минимум

Несмотря на многообразие перебрасывателей параллелограммного типа от японского производителя, их конструкция и принцип работы похожи. В процессе юстировки устройства принимают участие пять элементов:

  • 1 – крепление троса в виде закладного болта с гайкой.
  • 2 – винт для натяжения троса с барабаном.
  • 3 – винт для корректировки натяжения цепи.
  • L – ограничительный винт для юстировки низких передач.
  • H – ограничительный винт для корректировки высоких передач.

Специальные винты L и H, с помощью которых выполняется регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда с Shimano Alivio, физически ограничивают перемещение механизма, чем предотвращают соскакивание цепи. На практике ими пользуются в основном только при отладке нового перебрасывателя, впоследствии процедура не нужна.

В случае, когда погнут петух или сам механизм, то корректировка ограничительными винтами может на короткое время решить проблему. Их чувствительность не очень высока, поэтому 1-2 оборота за один раз вполне оправданны.

Методика: как правильно настроить на велосипеде задний переключатель скоростей Шимано?

Процедура ремонта и отладки узлов цепной передачи должна проводиться на чистой веломашине. Обязательно следует поднять заднее колесо, для чего подвешивают раму на крючке или же готовят специальную подставку.

  1. Почистить переключатель и кассету звездочек.
  2. Очистить от старой смазки ролики натяжителя.
  3. Вымыть и смазать цепь.

Далее нужно освободить торос, для чего винты натяжения у манетки и на заднем перебрасывателе вкручивают до упора. Тросик из зажимного винта следует вытянуть, но снимать его вовсе не обязательно. Не помешает осмотреть его с целью обнаружения повреждений и при необходимости обработать смазкой.

Как наладить ограничитель высоких передач?

Для юстировки цепь устанавливают в положение высокой передачи, когда задействованы самая малая звезда сзади и большая спереди. Для тех, кто интересуется, как на горном велосипеде настроить задний переключатель скоростей, важно запомнить – суть юстировки заключается в установке задней маленькой звезды в одну линию с роликами натяжителя. Реализация этой задачи осуществляется за счет вращения регулировочного винта H:

  • по часовой стрелке – рамка отклоняется в сторону большой звездочки;
  • против часовой стрелки – рамка смещается к внешней стороне.

Как отрегулировать ограничитель низких передач?

Функционал ограничительного винта L состоит в предотвращении переброса цепи за пределы большой звезды. Неправильная наладка может привести к заклиниванию цепи в промежутке между звездой и спицами или невозможности включения низкой передачи.

Перед процедурой наладки нужно установить цепь так, чтобы она находилась сзади на большой звездочке, а спереди – на маленькой. Винт L максимально выкручивается, чтобы переключатель двигался без ограничений. Цель настройки – выставить ролики натяжителя и большую заднюю звезду в одну плоскость. Задача выполняется при помощи вращения винта L:

  • по часовой стрелке – узел перебрасывателя смещается в сторону малой звездочки;
  • против часовой стрелки – узел перемещается в сторону колеса.

Как отладить натяжение троса?

Технологический процесс прост – достаточно отладить переход между двумя соседними звездами, индексная система смены передач устроена так, что переключение будет отрегулировано на всех звездах кассеты:

  • натянуть трос рукой и зафиксировать его крепежным болтом;
  • окончательная наладка осуществляется вращением пустотелого винта с барабаном (позиция 2 на рисунке), цепь должна легко переходить с одной звезды на другую и обратно при одном нажатии на манетку.

По завершении регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде следует надежно натянуть и закрепить тросик. Важно, чтобы он лег в направляющую канавку. Если работы выполнены правильно, то при вращении педалей цепь работает бесшумно и не соскакивает в сторону.

Настройка натяжителя цепи

Натяжитель представляет собой узел перебрасывателя, который обеспечивает оптимальную жесткость цепной передачи. Чрезмерное натяжение не только затрудняет передвижение цепи, но и изнашивает систему переключения передач. Ослабленное же состояние препятствует четкому переходу.

Отладка узла натяжителя выполняется по схеме:

  • Установить цепь сзади на самую большую звездочку, а спереди – на самую малую.
  • Если при передвижении цепи ролик натяжителя задевает кассету, то нужно закрутить винт натяжения (позиция 3 на рисунке) так, чтобы зазор между ними составлял около 5 мм.
  • Установить цепь сзади на самую маленькую звездочку, а спереди – на самую большую, и повторить операцию, описанную в пункте 2.

Иногда поразительные результаты дает обычная промывка и смазка тросов и их рубашек. Практика показывает, что после этой операции делать переходы становится значительно легче. При обнаружении порванного тросика с частью расплетенных проволочек его следует немедленно заменить. Такая же ситуация с рубашкой, у которой наблюдаются повреждения.

Причиной неожиданных сбоев при перебросе передач могут быть две причины:

  • Вырвало трос из фиксирующего болта механизма.
  • На одном из концов рубашки продавилась заглушка.

Перед тем, как настроить на горном велосипеде задний переключатель скоростей, нужно проверить состояние петуха. Он может погнуться в результате падения или при езде по неровной поверхности. Выпрямлять деталь непосредственно на веломашине категорически нельзя, потому что рамка узла хрупкая, лучше демонтировать погнутый петух и выровнять его на металлической плите.

Также следует обратить внимание на степень изношенности цепной передачи, которая возникает по причине долгой езды на нестандартных комбинациях передач. Ролики натяжителя цепи нуждаются в периодическом обслуживании – их необходимо минимум раз в год очищать и смазывать.

Читайте также: