Ремонт строительного фена своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению данных неисправностей.

Конструкция фена Интерскол

Фен имеет три ступени регулировки мощности и скорости потока воздуха, а также плавную регулировку температуры. Фены Интерскол делаются в Китае, качество соответствует. Отзывов и описаний много в интернете, в том числе на сайте производителя. Мой отзыв – ещё один.


Фен Интерскол ФЭ-2000. Cерийный номер

Фен собирается в двух модификациях, которые отличаются в основном схемами электронных плат.

Первый вариант – на плате DB3011, плата переключателя – DV3011-2. Эта плата собрана на микросхеме (сдвоенный операционный усилитель LM358) и симисторе BTA16 или аналогах – BT139, и т.п.

Вторая модификация – плата DB230V, схема собрана на оптопаре P521 и симисторе. Плата переключателя названа DG-KG3.











Техника сушки волос

Для создания объема на волосах средней длины и длинных начинайте сушку, нагнув голову вниз и свесив волосы. Взбивайте волосы пальцами против направления роста и энергично направляйте струю воздуха в разные стороны. Когда волосы высохнут наполовину, поднимите голову и придайте укладке нужную форму. Короткие волосы сначала причешите с помощью фена, а потом взъерошите щеткой против роста волос, нагнув голову вперед. При просушке и укладке держите фен таким образом, чтобы поток воздуха шел от корней волос к концам. При такой сушке чешуйки волоса ложатся правильно и волос приобретает блеск. И не приближайте фен слишком близко к голове, оптимальное расстояние – не менее 20 см.

При выборе технического (строительного) фена, важно учитывать его основные функции, которые имеют большое значение:

— Мощность — от 1000 до 2000 Вт. (чем больше мощность, тем выше его назначение); — Регулировка температуры (наличие регулировки повышает эффективность инструмента); — Основной выключатель (должен легко переключаться, а при случайном падении выключать фен); — Функция защиты от перегрева (предотвращает перегрев и воспламенение фена); — Регулировка горячего воздуха (делает его более универсальным); — Длина шнура – не менее 2,5 м. (позволяет работать с феном на полный рост); — Подвесной крючок (фиксирует инструмент в нужном месте); — Набор специальных насадок (для обширной области применения).

Насадки для технического фена бывают следующими:

— Фокусирующая (концентрирует поток горячего воздуха в определенном месте); — Плоская (подает поток к более узкой области); — Сварное зеркало (сварка материалов); — Стеклозащитная (применяется на низкотемпературных поверхностях – к примеру, стекло); — Рефлекторная (разогрев труб); — Редукторная (точечный разогрев поверхности); — Шлицевая (сварка ПВХ материалов).

Схема и электроника фена

Сначала рассмотрим схему фена на плате DB3011. Ниже приведена фотография в разобранном виде:

Фен имеет три ступени регулировки мощности и скорости потока воздуха, а также плавную регулировку температуры. Фены Интерскол делаются в Китае, качество соответствует. Отзывов и описаний много в интернете, в том числе на сайте производителя. Мой отзыв – ещё один.


Фен Интерскол ФЭ-2000. Cерийный номер

Фен собирается в двух модификациях, которые отличаются в основном схемами электронных плат.

Первый вариант – на плате DB3011, плата переключателя – DV3011-2. Эта плата собрана на микросхеме (сдвоенный операционный усилитель LM358) и симисторе BTA16 или аналогах – BT139, и т.п.

Вторая модификация – плата DB230V, схема собрана на оптопаре P521 и симисторе. Плата переключателя названа DG-KG3.

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Схема и электроника фена

Сначала рассмотрим схему фена на плате DB3011. Ниже приведена фотография в разобранном виде:


Плата DB3011, DB3013

Схема электрическая соединений:

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений

  • С1 – 0,22 мкФ х 275V (для подавления помех)
  • R1 – 27…28 Ом – низкоомный (мощный) нагревательный элемент
  • R2 – 180…195 Ом – высокоомный нагревательный элемент (спираль)
  • F – термопредохранитель (Lebao RVD-135 250V 10A TF=135°C)
  • M – двигатель, 18 VDC
  • Переключатель – на 4 положения, Defond DSE-2410

Схема самой платы DB3011:

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений и схема платы (вариант 1)


Схема платы DB3011. Вариант 2

Параметры деталей электронной платы DV3011

TR1 -BTA 16 600CMAR729R1=100Ком
D1 -6C2RSHL LM358P – микросхемаR2=97Ком
С1=3.3mF (50V)R3=100Ком
С3=0,47mF (50V)R4=21,7Ком
С18=470mF (25V)R5=
С=.22mF KX2 (250V) MEX CPF 40/85/21/CR6=50Ком
D1-9 – 1N4007 ZXR7=
D10 – 6A10R8=430Ком
Z2 -1N744A (стабилитрон)R9=
S1 – переключатель “Defond” DSE 2410 10A 250V~ T85R10=68Ком
P – нагревательные элементыR11=68Ком
F – термопредохранитель (термозвено) LEBAO R4D 250V 10A TF-135°C

Схема электрическая фена ИНТЕРСКОЛ на плате DB230V


Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V на симисторе и оптроне. Фото в разборе.


Плата DB230V. Фото поближе.

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V. Схема соединений


Плата DB230V_схема подключения. Вариант 2.


Плата DB230V_схема электрическая принципиальная. В схеме недорисовка – между точкой Gx и точкой соединения спиралей R1 и R2 – включен термопредохранитель (см таблицу с перечнем деталей выше). Кроме того, выход термопары подключен ошибочно, см.комментарии.

04.03.13: Выкладываю во всеобщее пользование схему электроники платы DB 230 V, которую мне прислал читатель, пожелавший остаться неизвестным:


Схема фена Интерскол ФЭ-2000 на плате DB-230V

Соединение старой и новой платы фена, взаимозаменяемость выводов:

  • N3 – S2
  • N1 – S3
  • N2 – S1
  • N – GX

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:


Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя \вентилятора\ — М;
  • конденсатора — С;
  • ТЭНов — R\ТЭН\;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2


Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.








Ремонт фена Интерскол своими руками

Фен Интерскол ФЭ-2000 довольно ненадежен, особенно если эксплуатировать его неправильно.

Ремонт обычно происходит по таким неисправностям:

  • Замена симистора,
  • Замена или чистка переменного резистора (потенциометра),
  • Замена или ремонт нагревательных спиралей R1 или R2,
  • Замена двигателя.

Чтобы фен проработал дольше, рекомендуется внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, особенно режим работы.

Рекомендуемое максимально время работы – 5 минут. По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве не менее чем на 1 минуту, и только затем выключить фен.

Диагностика поломки

ремонт строительного фена своими руками


Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. При перекручивании шнура может произойти его залом, а слишком долгая работа может привести к перегреву оборудования.
Специалисты называют следующие поломки оборудования, которые случаются чаще всего:

  • поломка шнура питания в месте перегиба;
  • дефект кнопки пуска и других элементов управления;
  • перегорание внутренних проводов;
  • нарушение целостности нагревательного элемента;
  • перегорание или перегрев двигателя и вентилятора.

Самыми сложными поломками считаются как раз неисправность двигателя и вентилятора – их, скорее всего, придется заменить. При этом найти необходимые детали бывает довольно сложно.

Как обнаружить неисправность?

Строительный фен не включается или работает не в полную мощность? Значит, в первую очередь, необходимо осмотреть оборудование. Проверяем целостность провода питания, вилки, функционирование кнопок включения и регулировки температуры.

Далее испытываем оборудование при работе в различных режимах.

  • Если при включении устройство выдает холодный воздух из сопла, неисправность касается спирали.
  • Если же воздух совсем не подается, возможно, произошла поломка вентилятора или двигателя.

Чтобы уточнить причину поломки может появиться необходимость выполнить разбор электроприбора. Тогда вам понадобится фотоаппарат: кадры поэтапного разбора конструкции помогут потом правильно собрать устройство.

Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями нагрузками , это — спираль и диодный мост двигатель не считаем, так как является нагрузкой моста.



Для этого нужно выполнить ряд последовательных вычислений: Определить силу тока, разделив мощность на напряжение. Использование такого прибора во время проведения ремонта и строительства облегчает выполнение операций по удалению старого лакокрасочного покрытия.



Мощность фена зависит от толщины использованной спирали и мощности установленного электродвигателя. Ремонт строительного фена.

Большинство фенов китайского происхождения имеют примитивную электрическую схема. Схема установки диодов в фен. В фенах в основном применяются электродвигатели постоянного тока с мощностью до 50 ватт, бывают и исключения. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.



Конструкция строительного фена Схема использования строительного фена. Есть и другие.



Не работает строительный фен, ремонт.

Как устроен технический фен и что у него внутри

Покупая фен, наверняка многие удивляются относительно невысокой стоимости этого прибора. Однако все дело в том, что конструкция этого инструмента настолько примитивна, что положительно отражается на его стоимости. Чтобы понимать, как работает промышленный фен, для начала выясним все составные эго элементы:

  1. Корпус — в котором располагаются все составные элементы этого прибора. Изготавливается корпус преимущественно из ударопрочного и термостойкого пластика
  2. Сетевой шнур — обеспечивает передачу тока на электроинструмент. Производители также выпускают фены автономного типа, то есть, аккумуляторные. Они менее популярны, так как стоят дороже сетевых за счет применения литий-ионных аккумуляторов
  3. Кнопка включения и переключения режимов — большинство фенов оснащается переключателем, выполняющего функцию не только включения прибора, но еще и переключения режимов работы
  4. Электромотор вентилятора — один из главных составляющих прибора. Его назначение заключается в том, чтобы обеспечивать обдув нагревающейся спирали целенаправленным потоком воздуха. Для этого на валу двигателя установлены лопасти, обеспечивающие обдув. На сетевых фенах используются двигатели постоянного тока. Их мощности вполне достаточно для обдува нагревающихся спиралей. За преобразование и понижение напряжения из 220В до 12В-18В отвечает инверторный преобразователь — плата, находящаяся рядом с электромотором. На бюджетных моделях фенов понижение напряжения на двигатель происходит за счет нагрузки на ТЭН


Это основные детали рассматриваемого инструмента. У фена вовсе не сложная конструкция, однако даже несмотря на это, ломается он чаще, чем шуруповерты, дрели и болгарки. Одним из самых слабых мест этого инструмента является нагревательная часть. Чтобы понять, как отремонтировать строительный фен своими руками, разберемся первоначально с принципом работы инструмента.



Нагревательный элемент для фена

схема


Нагревательный элемент является не чем иным, как спиралью, которая намотана на керамическую основу. Во многих моделях производитель встраивает термодатчик, который в случае перегрева отключает питание фена. В качестве материала спирали обычно используют нихром. Обладая определенным сопротивлением, спираль забирает часть тепла при прохождении тока через нее и отдает его в окружающую среду, тем самым обеспечивая непрерывный горячий поток воздуха.



Принцип работы строительного фена и схема его устройства

Если сломался строительный фен, то для того, чтобы его отремонтировать самостоятельно, нужно знать не только конструкцию, но и принцип работы инструмента. Понимая, для чего нужен каждый элемент прибора, можно выполнить проверку его исправности, и устранить поломки. Сразу нужно отметить, что промышленные фены условно можно разделить на два типа:

  • Бюджетные, которые имеют простейшую конструкцию. Отличительная особенность таких инструментов в том, что они имеют низкую стоимость, а в их комплектации отсутствует электронная плата управления
  • Дорогие — в конструкции таких приборов используются электронные платы, а также полупроводниковые элементы, отвечающие за подачу напряжения на спираль и электродвигатель, а также микроконтроллеры, анализирующие данные. Есть также модели, оснащенные дисплеями и регуляторами, посредством которых можно более точно настроить температуру обдува


Электрическая схема работы простейшего строительного фена, который имеет две скорости вращения вала двигателя, представлена ниже.

Простая схема работы фена строительного

Принцип работы строительного фена имеет следующий формат:


Если происходит обрыв спирали, то двигатель фена не включится, но если из строя выходит двигатель, то все напряжение подается на ТЭН, что приводит к перегоранию нихромовой нити. На большинстве приборов используются защитные элементы, предотвращающие перегрев спирали.

Чем больше в конструкции прибора переключателей, тем выше вероятность того, что может выйти из строя какой-нибудь их них. Зачастую причиной поломки строительных фенов является их неправильное использование, что влечет за собой перегорание спирали ТЭНа. Прежде всего, нужно обязательно запомнить три главных правила при эксплуатации рассматриваемого прибора:

    Всегда устанавливать прибор на специальную подставку в вертикальном положении, и никогда не класть его горизонтально.
    Горизонтальное положение фена допустимо только с остывшим ТЭНом, и если не соблюдать это главное правило, то происходит не только оплавление пластикового корпуса инструмента, но еще и выход из строя спиралей


Простейшая схема работы фена представлена на фото ниже. По принципу этой схемы работают не только бюджетные модели строительных фенов, но и бытовые.


Теперь подробно рассмотрим ремонт строительного фена своими руками. Причем для этого вовсе не обязательно знать основы электротехники и электроники, чтобы найти и устранить неисправность.





Фен строительный (технический) – ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки — перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.



Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.



Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2×1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.



Взрыв-схема (схема сборки) фена Интерскол ФЭ-2000.



Схема электрическая принципиальная фена Интерскол ФЭ-2000.



Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).



Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000. Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.

В этой статье изложу свой опыт по ремонту профессионального промышленного фена Интерскол ФЭ-2000. Из него полетели искры, пошел дым. Со схемой фена было непросто, то что нашел, и то, что сам нарисовал, выкладываю здесь.

Конструкция фена Интерскол

Фен имеет три ступени регулировки мощности и скорости потока воздуха, а также плавную регулировку температуры. Фены Интерскол делаются в Китае, качество соответствует. Отзывов и описаний много в интернете, в том числе на сайте производителя. Мой отзыв – ещё один.

Фен Интерскол ФЭ-2000. Cерийный номер

Фен собирается в двух модификациях, которые отличаются в основном схемами электронных плат.

Первый вариант – на плате DB3011, плата переключателя – DV3011-2. Эта плата собрана на микросхеме (сдвоенный операционный усилитель LM358) и симисторе BTA16 или аналогах – BT139, и т.п.

Вторая модификация – плата DB230V, схема собрана на оптопаре P521 и симисторе. Плата переключателя названа DG-KG3.

Схема и электроника фена

Сначала рассмотрим схему фена на плате DB3011. Ниже приведена фотография в разобранном виде:

Плата DB3011, DB3013

Схема электрическая соединений:

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений

  • С1 – 0,22 мкФ х 275V (для подавления помех)
  • R1 – 27…28 Ом – низкоомный (мощный) нагревательный элемент
  • R2 – 180…195 Ом – высокоомный нагревательный элемент (спираль)
  • F – термопредохранитель (Lebao RVD-135 250V 10A TF=135°C)
  • M – двигатель, 18 VDC
  • Переключатель – на 4 положения, Defond DSE-2410

Схема самой платы DB3011:

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений и схема платы (вариант 1)

Схема платы DB3011. Вариант 2

Параметры деталей электронной платы DV3011

TR1 -BTA 16 600CMAR729R1=100Ком
D1 -6C2RSHL LM358P – микросхемаR2=97Ком
С1=3.3mF (50V)R3=100Ком
С3=0,47mF (50V)R4=21,7Ком
С18=470mF (25V)R5=
С=.22mF KX2 (250V) MEX CPF 40/85/21/CR6=50Ком
D1-9 – 1N4007 ZXR7=
D10 – 6A10R8=430Ком
Z2 -1N744A (стабилитрон)R9=
S1 – переключатель “Defond” DSE 2410 10A 250V~ T85R10=68Ком
P – нагревательные элементыR11=68Ком
F – термопредохранитель (термозвено) LEBAO R4D 250V 10A TF-135°C

Схема электрическая фена ИНТЕРСКОЛ на плате DB230V

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V на симисторе и оптроне. Фото в разборе.

Плата DB230V. Фото поближе

Плата DB230V. Фото поближе.

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V. Схема соединений

Плата DB230V_схема подключения

Плата DB230V_схема подключения. Вариант 2.

Плата DB230V_схема электрическая принципиальная

Плата DB230V_схема электрическая принципиальная. В схеме недорисовка – между точкой Gx и точкой соединения спиралей R1 и R2 – включен термопредохранитель (см таблицу с перечнем деталей выше). Кроме того, выход термопары подключен ошибочно, см.комментарии.

04.03.13: Выкладываю во всеобщее пользование схему электроники платы DB 230 V, которую мне прислал читатель, пожелавший остаться неизвестным:

Схема фена Интерскол ФЭ-2000 на плате DB-230V

Соединение старой и новой платы фена, взаимозаменяемость выводов:

  • N3 – S2
  • N1 – S3
  • N2 – S1
  • N – GX

Ремонт фена Интерскол своими руками

Фен Интерскол ФЭ-2000 довольно ненадежен, особенно если эксплуатировать его неправильно.

Ремонт обычно происходит по таким неисправностям:

  • Замена симистора,
  • Замена или чистка переменного резистора (потенциометра),
  • Замена или ремонт нагревательных спиралей R1 или R2,
  • Замена двигателя.

Чтобы фен проработал дольше, рекомендуется внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, особенно режим работы.

Рекомендуемое максимально время работы – 5 минут. По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве не менее чем на 1 минуту, и только затем выключить фен.

Полезной будет справочная информация по диаку и триаку (динистору и симисторам), которые используются в фенах. Даташиты были выложены к статьям про ремонт блоков защиты галогенных ламп и ремонт диммеров своими руками.

• Динистор DB3 / Даташит, pdf, 183.12 kB, скачан: 10384 раз./

• Симисторы для диммеров BT136-BT139 / Даташиты, pdf, , скачан: 13782 раз./

Видео по ремонту фена

Не работает регулятор (замена симисторов):

Проблема с нихромом (спирали нагрева):

Если статья оказалось полезной, или появились вопросы, оставьте пожалуйста комментарий. Если интересно, что я буду публиковать на блоге СамЭлектрик дальше – подписывайтесь на новые статьи.

Вопросы и отзывы по фену Интерскол оставляйте в комментариях.

Рекомендую похожие статьи:

Внимание! Автор блога не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина.
За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!

Как самому собрать квадрокоптер. Принцип действия, детали, примеры

Автоматика ворот на преобразователе частоты

Ремонт станка на контроллере

Нормально, как раз искал схему на оптопаре!
С меня респект!

Ненадежная схема постоянно ремонтирую такие. Проблема в потенциометре и спирали накала.

а что у вас делает оптопара.

Ага, и меня покоробило – что может делать оптоПара с закороченными эмиттером-коллектором?

Оптопара – как обычно, для гальванической развязки.
Хотя вопрос видимо в том, что производитель поставил оптопару там, где её обычно не используют – симистор высоковольтный, и обычно управляется без гальванической развязки, например как в диммере или блоке защиты галогенных ламп .

Дело вообще не в этом.
В этой схеме, гальванически развязаны – цепь управления симистором и цепь мотора. Ибо в схему заложено пропорциональная зависимость между установленной скоростью вращения и температурой ТЭНа

В схеме регулятора с оптопарой небольшая ошибочка в районе оптрона со стороны 3 и 4 вывода.3 вывод к динистру, 4 вывод на управление симистром.

Спасибо. Действительно, ошибочка вышла в последней схеме…

А перерисовать схему нормально можно? Ибо по описанию не получается представить ваш изм2

Да, ошибочка в схеме в районе второй части оптопары, выводы 3 и 4. Правильно – на схеме от 04.03.13 (последняя).
Спасибо! Уже несколько фенов отремонтировал!

Подскажите есть схема платы DB230V меня интересует как она работает?
Это регулятор мощности?Выше 600 градусов может поднятся температура?
Там есть защита?Можно ввести туда индикатор хотя бы на светодиодах чтобы знать какую выставляешь температуру а то на глаз?
И еще по схеме между выводами 3 и 4 оптрона Р521 (аналог 817 – ?) какой стоит диод ?И какая марка диода D7 выводы S1 и S3.
Значит диод между 3 и 4 выводами не нужен?И четвертый вывод отопары не должен быть связан с динистором?

И еще а какая из схем лучше: DB230V или DB3011 ?

Ещё раз уточню, эти схемы – от производителя, установлены в серийных фенах.
Постараюсь ответить на вопросы.
Да, схема работает как регулятор мощности нагревательной спирали. Температура выше 600 может легко подняться, если ограничить поступление воздуха (прикрыть решетку или если она забъется мусором). Тогда сработает термопредохранитель.
Температура фена ставится только на глаз, если хотите точно – покупайте Makita)
По схеме к сожалению сейчас подсказать не могу, нет фена под рукой, а схема только та, что здесь на сайте СамЭлектрик. Читайте коммент x801et.
Какая схема лучше – по моему мнению, на микросхеме. А у вас какой фен?

У меня сгорел фен Matrix 2000 ,сгорела спираль вот и ищу варианты.
Тоесть по Вашему мнению фен с платой DV3011 на микросхеме LM358 лучше чем на плате DB230V на оптопаре ?

В своё время интересовался схемами фена Интерскол, по отзывам – регулятор на микросхеме лучше.
Но самое слабое место любого фена – спираль. Её главное не перегревать и охлаждать перед выключением питания фена.
Спираль в Matrix можно заменить, а какое там управление?

Да никакого, вот и ищу.Стоит спираль и от нее 5 выводов:на двигатель и на выключатель в три положения и больше ничего.Если менять спираль то тнадо искать подходящую,а запчастей в городе мало только на известные BOSH,Steinel или самому мотать.

Спасибо, обязательно опубликую!

Из опыта. Разбирал несколько фенов. Из всех один меня удовлетворил. Это Бош.

Объясню почему. Все фены, кроме бош, включая и макиту дерьмо по той простой причине, что нагреватель намотан на пластинах из слюды, плюс часть спирали используется для электродвигателя. В Боше спираль упрятана в керамику, а спираль для электродвигателя вообще отдельная и также намотана на керамической основе.

Из опыта эксплуатации, Бош выходит из строя только когда изнашиваются щетки двигателя. Это мое субъективное мнение, но я сталкивался и с Макитой-вышла из строя из-за падения(замкнули спирали), и с Штернами. Насчет Интерскола, так шуруповерт работает отменно. Видел новый их фен. Недорого-2000 рубчиков. С регулировкой температуры и оборотов, плюс отключается сам, только когда остынет, после выключения. Как он в работе-не знаю, но задумки хорошие.

подскажите пжлста. интерскол фэ2000э выключил предварительно продув, но больше не включается(похоже перегрел). элемент греется, но моторчик не жужжит. разобрал, ткнул БП к моторчику-крутится. может термопредохранитель? можно ли на прямую соеденить? что сделать чтоб не добить? почти новый, жалко.

разобрал дальше, мелкая обмотка на керамике перегорела малость. это всё? кирдык? или нагрев. элемент отдельно продается?

Нужно прозвонить термопредохранитель. Возможно, он перегорел. Его можно купить и заменить. Если просто закоротить его (жучок), резко снижается пожаробезопасность фена.
Обмотка нагревателя может быть соединена, просто достаточно скрутить проволочки. Способ не очень, но много фенов отремонтировано так.

странно, но термопреда нет! просто три провода идут на обмотку и основную спираль. есть ещё два тонких проводка,идущих с платы, проходят по всей длине в центре керамики и замыкаются в передней части(что это). обмотку соединить вряд ли получится, да и не на долго это.минимум три нити перегорели, часть термопасты осыпалось, несколько витков болтаются лежат внахлёст.короче пойду в магазин, спрошу какие з/ч есть.

Да, надо искать новую спираль в сборе, но вряд ли продадут. Может, обменять по гарантии получится?

На схеме от 3.03.2013 резистор 47к соединён с “-” двигателя, а на схеме от 17.09 2012 с S3. Подскажите пожалуйста, как правильно?

Здравствуйте. недавно отремонтировал свой фен.. спираль намотали на заводе, толщина нити и диаметр точь в точь. но уложил спираль, субьективно оценивая длину по частоте намотки витков и пр. Только сейчас наткнулся на ваши схемы. Получается, что спираль должна иметь сопротивление 27 ом, у меня же получилась 24 ома.. Успокойте, может ни чего страшного? :-)

В ремонте фена – самое проблемное и важное место в ремонте – качественно уложить и подключить спираль.
Такое отклонение как у Вас – действительно ничего страшного, это в пределах погрешности. В тех же пределах меняется напряжение в сети.

Но если уменьшилось сопротивление – значит, увеличилась мощность и температура. Поэтому, на всякий случай, не включайте фен на 100% мощности. Впрочем, я бы рекомендовал это ко всем фенам с плавной регулировкой.

Александр/СамЭлектрик, нашел у себя поломку, перегорела нить накаливания тоненькая которая, возможно ли ее заменить на более толстую с таким же сопротивлением? или где ее такую тоненькую вообще заказать можно?

Видел в магазине радиодеталей. Или найдите сервисную мастерскую, могут продать как запчасть.

Вообще спирали в фенах горят очень часто – из-за неправильной эксплуатации. Люди ленятся выключить нагрев, оставить холодный продув хоть на 10 секунд, и только потом выключить.

У нас как – вытащил из розетки и пошёл по делам ;(

может всётаки можно применить какой “протез” или перемотать спираль с тем же сопротивлением? Хотя бы временно? В моей ситуации приобретение запчасти не реально!

Можно, конечно перемотать, но всё зависит от качества намотки.

разобрал фен интерскол т.к. не работает,поменял диод 1шт был неисправен,термопредохранитель заменил,проверил двигатель на работу,работает.проверял через бп от ноута,при замене термопредохранителя стала работать спираль т.е. нагревается,но моторчик молчит,он как то связан вообще со спиралью или?

как проверить оптопару или?решил поменять семистор но увы так же молчит мотор хотя он рабочий,что нужно проверить чтобы убедиться что к мотору подходит напряжение вот.если честно то с радиодеталями на вы,если можно на пальцах то пж,чтобы щуп от тестора сунуть и посмотреть есть напруга значит годная деталь,за что отвечает оптопара в схеме интересно знать?если можно то я незнаю цепь выстроить как куда что бежит чтобы померить опять же тестором.спасибо.

просто охото до истины самому докапаться,вот.и если не трудно можно наминалы деталей по схеме а то я смотрю в одну там так написано,в др. посмотрю там по др. уже вроде.и еще на схеме от руки не очень разборчиво какое сопротивление под№ и наминал что то я немогу разобраться с этим тоже.как лучше смотреть тестером сопротивления выпаявать или?

и так же остальные детальки как лучше прозвонить пж укажите.движок если перепаял и неправильно запаял то что?спасибо.

разобрал фен на оптопаре собран,поменял диод Д7 т.к.

При прозвонке тестером пропускал в обе стороны сигнал,поменял термопредохранитель,и сразу стала работать основная спираль нагрева,вторая намотаная спираль тоже рабочая,т.к.
Тестер показал 180+Ом,и при включении она нагревается до красна,она должна так грется или?моторчик не вращается при вкл.
Спираль греется.подстроечное сопротивление тестером проверил работает, Ом меняется показания +,- цифры.деталь на радиаторе поменял семистор правильно ,да, будет,думал он причина неисправности двигателя,нет всеравно молчит,что может еще отвалится?
помогите пж!

поменял кннденсатор,ураааа!заработала!прям как в мультфильме простоквашино,когда галчонок заговорил.ура!ура!я победил.

Дмитрий, а какой Вы конденсатор поменяли? У меня такая же беда. Двигатель рабочий, спирали греют, напряжение на двигатель не подаётся…

Здравствуйте у меня так же греется но двигатель не крутит.Вы как победили эту неисправность

Привет. Победил. Я запитал двигатель через отдельный блок питания.

Здравствуйте.У меня эф 2000э не регулирует температуру,работает всегда на минимуме.спирали все целые ,на прямую, минуя семистр основная спираль работает,замена семистра не чего не поменялось.куда копать подскажите?

Михаил, тут видимо проблема в схеме управления симистором.
Проверьте прежде всего переменный резистор, динистор DB3, затем оптопару и другие детали.
Возможно, нарушен контакт, пайка, проверьте визуально и тестером сопротивления резисторов.

Александр,видимо проблема в управлении,но обидно,что фену три дня всего :(.и все элементы smd,выпаевать и проверять будет проблематичьно:)но мы не ищем легких путей и будем копать,спасибо.о результатах отпешусья.

Три дня – тогда была возможность отнести по гарантии.

Я, например, один такой фен три раза носил с разными поломками в течение гарантийного срока.

Но если уже паяли – вариантов нет, только ремонтировать самому, или платно, в той же мастерской. Но они там с элементами на плате не заморачиваются, ремонтируют фен заменой платы.

Нашел причину:)резисторы смд 2 штуки сгорели.сразу не заметил-черные же:)хорошо хоть номинал разглядеть удалось.Но вот почему они сгорели?Есть подозрения,что из за плохого контакта в розетки на гараже.

не подскажите номиналы резисторов? у меня такая же проблема сгорели 2 смд резистора но маркировку не видно

Посмотрите по схеме (схемы в статье), номиналы все есть.

в данной статье нет схемы на фен интерскол ФЭ 2000Э, те варианты что представлены относятся к варианту фена ФЭ 2000

Равиль, если найдёте схему – поделитесь, выложу с благодарностью!
У меня нет(

Тоже сгорели эти резисторы, подскажите номинал

Что является датчиком в схемах фена Интерскол,приводящее включение и отключение фена при его работе (это же автомат)

Отключение фена при перегреве – термодатчиком (двумя). Если они с самовозвратом (точно сейчас не скажу), то и включение автоматически.

Читайте также: