Ремонт стартера калины своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

В автомобиле стартер является весьма важным узлом. Он обеспечивает запуск мотора, приводя во вращение коленчатый вал на несколько первых оборотов. Это необходимо для начала процесса воспламенения смеси в камерах.

Сегодня рассмотрим этот узел применимо к популярной российской модели Лада Калина. Расскажем, где находится он, а также как снять.

Конструктивные особенности стартера Калины

Стартер включает в свою структуру три основных компонента:

  • тяговое реле, функционирующее на электромагнитном принципе;
  • систему привода;
  • электромотор.

Питание с напряжением 12 Вольт рассматриваемый нами узел получает от штатной АКБ. Он способен развить мощность не менее 1,4 кВт.

стартер калина

Каков принцип работы стартера?

С поворотом ключа в замке узла зажигания Лада Калина питание подается на выводы электромагнитного реле. Этот элемент посредством рычага перемещает обгонную муфту до положения, когда шестерня вала стартера входит в зацепление непосредственно с маховиком. Кроме того, напряжение подается на электромотор, вал которого начинает вращаться, приводя в действие двигатель. Когда мотор запустился плунжер перемещается назад, приводя узел в исходное положение. Питание стартера в данный момент отключается.

Где располагается стартер в Калине?

Многих интересует вопрос: где находится стартер. Этот узел находится в достаточно неудобном месте, если рассматривать необходимость его снятия. Стартер посредством шпилек прикреплен к торцу блока мотора со стороны расположения маховика.

Когда требуется проверка стартера?

Во время эксплуатации устройство может давать сбои, в связи с чем мотор будет неспособен завестись. Для узла автомобиля Лада Калина характерны такие признаки неисправности, предполагающие возникновение потребности в снятии и диагностике с целью дальнейшего ремонта или замены:

Далее расскажем, как снять и заменить.

замена стартера калина

Выяснив, где находится необходимый агрегат, приступаем к замене. Для выполнения работ (снятие, ремонт и монтаж) понадобятся следующие инструменты и приспособления:

После подготовительных работ, разбираемся, как снять устройство.

Чтобы замена была удобной, располагаем LADA Kalina над смотровой канавой.

Монтаж устройства и коммутацию с бортовой сетью LADA Kalina выполняем по обратной последовательности.

Ремонт стартера в автомобиле Лада Калина

В большинстве ситуаций разборка узла в модели Лада Калина с целью ремонта осуществляется для замены таких элементов, как:

  1. щеткодержатель в комплексе с щетками;
  2. тяговое реле;
  3. компоненты привода.

Естественно ремонтные процедуры производятся на снятом устройстве. Как снять правильно?

Разбираем.

На этом разборочная процедура завершена.

Вооружаемся омметром для проверки замыкания сердечника с обмотками. Обращаем внимание на концы обмоток – их пайка к ламелям должна быть не повреждена. Не допускается почернение обмотки или отделение от ее поверхности лаковой изоляции.

Если износ щеток налицо, то заменяем держатель в сборе.

Сборка стартерного узла осуществляется по обратному алгоритму действий.

Подведем итоги

Чтобы стартер машины Лада Калина не подводил, ему требуется выполнять профилактику, в противном случае потребуется замена. Не следует перегревать устройство частыми попытками пуска мотора. Передерживание (более 5-7 секунд) ключа зажигания в соответствующем положении замка тоже способно нанести вред. Спустя 45-тысячный пробег авто LADA Kalina необходимо разбирать узел, заменяя смазку и очищая поверхность коллектора. Кроме этого, наружным контактам требуется осмотр и очистка.


Автомобильный стартер предназначен для запуска двигателя. Стартер во время своей работы потребляет большое количество тока и подвергается большим нагрузкам, которые могут вывести его из строя.

В данной статье речь пойдет о стартере на автомобиле Лада Калина, о способах его замены, признаках неисправности и причинах поломки.

Конструкция

Стартер Калины является электрической машиной работающей на постоянном токе получающей питание от аккумуляторной батареи. При работе стартер потребляет большое количество тока и при неисправностях может часто разряжать аккумулятор.


Основные детали стартера: якорь, ротор, бендикс, щетки, втягивающие. Поломка одного из элементов приводит к выходу из строя стартера.

Принцип работы

Когда на стартер подается напряжение с помощью поворота ключа в замке зажигания автомобиля, ток поступает одновременно на втягивающее реле и сам стартер. Стартер начинает вращение, а в этот момент втягивающее реле подвигает подвижную часть бендикса к маховику двигателя тем самым начиная вращать двигатель за венец на маховике, после чего двигатель запускается, ключ в замке зажигания отпускается, ток на стартере и втягивающем реле пропадает, тем самым останавливая стартер и отодвигая бендикс от маховика.

Признаки неисправности


Стартер не является очень сложным механизмом и имеет небольшое количество деталей, которые выходят из строя. Наиболее часто проблемы со стартером возникают из-за следующих поломок:

  • Стерлись контактные щетки – такое происходит из-за длительного использования стартера на автомобиле и чаще всего возникает к 100 000 км. пробега. Данная процедура легко исправляется заменой щеток.
  • Поломка втягивающего реле – втягивающее реле одна из наиболее слабых деталей стартера и выходит из строя в разные сроки не от чего не завися. При такой поломке стартер вращается, но не входит в зацепление с маховиком.
  • Поломка бендикса – бендикс это механизм напоминающий обгонную муфты, которая вращается в одну сторону, но клинит в другую.
  • Обрыв обмотки статора или якоря.

Все причины кроме обрыва обмотки легко исправляются заменой элементов на новые, но если произошел обрыв обмотке лучше заменить стартер на новый.

Разряженный АКБ


Так же довольно часто неисправность стартера можно спутать с разряженным АКБ. Если на Вашем автомобиле стартер не приводит во вращение двигатель, а лишь слышны щелчки втягивающего реле, то вероятнее всего разрядилась аккумуляторная батарея. Звук, который издает стартер при разряженном аккумуляторе можно услышать на видео.

Реле стартера Калины

Еще одной причиной неработающего стартера на Калине может быть его реле, которое установлено в монтажном блоке. Реле может выйти из строя при загрязнении контактов, обрыве обмотки и т.п. все эти причины приведут к несрабатыванию стартера при повороте ключа. Если на вашем автомобиле не работает стартер, необходимо в первую очередь проверить его реле. На фото изображено местонахождение реле стартера Калины.


Где находится

Стартер Лады Калина расположен в подкапотном пространстве, чтобы его разглядеть необходимо демонтировать корпус воздушного фильтра. Крепиться стартер к корпусу КПП через шпильки. На фото показан красной стрелкой.


Как завести автомобиль без стартера

Если на вашем автомобиле неисправен стартер или сел АКБ, то автомобиль можно завести и другими способами.

Можно попробовать завести автомобиль с буксира, с горки и т.п. включив зажигание и вторую передачу, такой способ актуален как для севшего АКБ, так и для сломанного стартера. Данные манипуляции можно произвести только на механической КПП.


Если стартер вращается, но не крутит двигатель, то вероятнее всего неисправно втягивающее реле. При такой неисправности двигатель можно запустить довольно просто, достаточно лишь включить зажигание и перемкнуть контакты на втягивающем реле, как показано на картинке и двигатель запустится.

Цены на оригинальный стартер Лады Калины могут достигать и даже превышать 4000 рублей. На рынке встречается большое количество аналогов по ценам начинающимся от 2000 рублей, но качество таких деталей оставляет желать лучшего.

Для проведения замены стартера необходимо подготовить специальный инструмент, который понадобиться в процессе проведения работы.

Необходимый инструмент:

Пошаговая инструкция замены

  • Снимаем минусовую клейму с АКБ, снимаем корпус воздушного фильтра и вынимаем его.


  • Отключаем питание от втягивающего реле, для этого ключом откручиваем силовой кабель и отключаем разъем.
  • С помощью трещотку и удлинителя откручиваем болты крепления стартера к корпусу КПП.
  • Вынимаем стартер из подкапотного пространства.


Сборку производим в обратной последовательности.

Видео замены стартера на Калине

Замена и ремонт стартера

Как поменять стартер, а главное, как выполнить ремонт стартера своими руками — вопросы, которыми очень часть задаются владельцы ВАЗ. Поэтому в данной статье мы расскажем Вам, как выполняется замена стартера на Калине.

Чтобы выполнить замену и ремонт стартера, устанавливаем авто на яму или на подъемник.

  • Открываем капот. Снимаем клемму с аккумулятора.

Снять клемму с аккумулятора Лады

  • Для удобства доступа нужно извлечь корпус воздушного фильтра. Для этого снимаем разъем с датчика расхода воздуха.

Снять разъем с датчика расхода воздуха Лады

Корпус воздушного фильтра Лады

  • Извлекаем шланг обратки антифриза из крепления.

Извлечь шланг обратки антифриза из крепления Лады

  • Откручиваем головкой № 8 два крепления к передней рамке авто.

Открутить крепления корпуса воздушного фильтра к передней рамке Лады

Достать корпус воздушного фильтра Лады

Снять пыльник втягивающего реле Лады

Снять клемму

  • Затем откручиваем гайки крепления стартера к коробке передач головкой №13.

Открутить гайки крепления стартера к коробке передач Лады

  • Нижний болт крепления стартера удобно откручивать снизу, под машиной. Для этого откручиваем болты крепления правой половины защиты двигателя. Снимаем её.

Снять защиту двигателя Лады

  • Откручиваем нижний болт крепления стартера. Вынимаем стартер.

Снять стартер Лады

Когда в момент старта мы слышим только щелчки и после этого ничего не происходит (авто не заводится), то скорее всего не работает втягивающее реле стартера. Если необходимо поменять реле, зажимаем стартер в тиски.

Спасибо за подписку!

Замена реле стартера Лады

  • Ключом № 13 откручиваем провод электромотора и отводим его в сторону.

Замена реле стартера Лады

  • Крестовой отверткой откручиваем три болта втягивающего реле.

Замена реле стартера Лады

Замена реле стартера Лады

Новое втягивающее реле стартера Лады

Зажимаем три болта крепления. Надеваем клемму провода электромотора. Надеваем шайбы и зажимаем фиксирующую гайку. Ставим отремонтированный или новый стартер на место и прикручиваем к коробке передач.
Зажимаем 2 гайки, находясь под машиной и одну сверху под капотом. Устанавливаем защиту двигателя. Ставим на место клеммы. Устанавливаем назад корпус воздушного фильтра, фиксируем его. Надеваем и зажимаем гофру. Фиксируем разъем датчика расхода воздуха. Устанавливаем клемму на аккумулятор. Теперь заводим авто, чтобы проверить, всё ли работает исправно.


Автомобильный стартер предназначен для запуска двигателя. Стартер во время своей работы потребляет большое количество тока и подвергается большим нагрузкам, которые могут вывести его из строя.

В данной статье речь пойдет о стартере на автомобиле Лада Калина, о способах его замены, признаках неисправности и причинах поломки.

Конструкция

Стартер Калины является электрической машиной работающей на постоянном токе получающей питание от аккумуляторной батареи. При работе стартер потребляет большое количество тока и при неисправностях может часто разряжать аккумулятор.


Основные детали стартера: якорь, ротор, бендикс, щетки, втягивающие. Поломка одного из элементов приводит к выходу из строя стартера.

Принцип работы

Когда на стартер подается напряжение с помощью поворота ключа в замке зажигания автомобиля, ток поступает одновременно на втягивающее реле и сам стартер. Стартер начинает вращение, а в этот момент втягивающее реле подвигает подвижную часть бендикса к маховику двигателя тем самым начиная вращать двигатель за венец на маховике, после чего двигатель запускается, ключ в замке зажигания отпускается, ток на стартере и втягивающем реле пропадает, тем самым останавливая стартер и отодвигая бендикс от маховика.

Признаки неисправности


Стартер не является очень сложным механизмом и имеет небольшое количество деталей, которые выходят из строя. Наиболее часто проблемы со стартером возникают из-за следующих поломок:

  • Стерлись контактные щетки – такое происходит из-за длительного использования стартера на автомобиле и чаще всего возникает к 100 000 км. пробега. Данная процедура легко исправляется заменой щеток.
  • Поломка втягивающего реле – втягивающее реле одна из наиболее слабых деталей стартера и выходит из строя в разные сроки не от чего не завися. При такой поломке стартер вращается, но не входит в зацепление с маховиком.
  • Поломка бендикса – бендикс это механизм напоминающий обгонную муфты, которая вращается в одну сторону, но клинит в другую.
  • Обрыв обмотки статора или якоря.

Все причины кроме обрыва обмотки легко исправляются заменой элементов на новые, но если произошел обрыв обмотке лучше заменить стартер на новый.

Разряженный АКБ


Так же довольно часто неисправность стартера можно спутать с разряженным АКБ. Если на Вашем автомобиле стартер не приводит во вращение двигатель, а лишь слышны щелчки втягивающего реле, то вероятнее всего разрядилась аккумуляторная батарея. Звук, который издает стартер при разряженном аккумуляторе можно услышать на видео.

Реле стартера Калины

Еще одной причиной неработающего стартера на Калине может быть его реле, которое установлено в монтажном блоке. Реле может выйти из строя при загрязнении контактов, обрыве обмотки и т.п. все эти причины приведут к несрабатыванию стартера при повороте ключа. Если на вашем автомобиле не работает стартер, необходимо в первую очередь проверить его реле. На фото изображено местонахождение реле стартера Калины.


Где находится

Стартер Лады Калина расположен в подкапотном пространстве, чтобы его разглядеть необходимо демонтировать корпус воздушного фильтра. Крепиться стартер к корпусу КПП через шпильки. На фото показан красной стрелкой.


Как завести автомобиль без стартера

Если на вашем автомобиле неисправен стартер или сел АКБ, то автомобиль можно завести и другими способами.

Можно попробовать завести автомобиль с буксира, с горки и т.п. включив зажигание и вторую передачу, такой способ актуален как для севшего АКБ, так и для сломанного стартера. Данные манипуляции можно произвести только на механической КПП.


Если стартер вращается, но не крутит двигатель, то вероятнее всего неисправно втягивающее реле. При такой неисправности двигатель можно запустить довольно просто, достаточно лишь включить зажигание и перемкнуть контакты на втягивающем реле, как показано на картинке и двигатель запустится.

Цены на оригинальный стартер Лады Калины могут достигать и даже превышать 4000 рублей. На рынке встречается большое количество аналогов по ценам начинающимся от 2000 рублей, но качество таких деталей оставляет желать лучшего.

Замена

Для проведения замены стартера необходимо подготовить специальный инструмент, который понадобиться в процессе проведения работы.

Необходимый инструмент:

Пошаговая инструкция замены


  • Отключаем питание от втягивающего реле, для этого ключом откручиваем силовой кабель и отключаем разъем.


  • С помощью трещотку и удлинителя откручиваем болты крепления стартера к корпусу КПП.


Сборку производим в обратной последовательности.

Видео замены стартера на Калине

Стартер на калину 8 клапанов какой лучше

Технические характеристики:
Стартовые обороты стартера , об/мин 2800
Стартовые обороты коленвала, об/мин 200
Номинальное напряжение, В 14,6
Номинальная мощность, кВт 1,55

Достигается за счёт увеличения количества полюсов статора до 6 единиц: технология MAGNETIC5

Токосъемные щетки
• в токосъемных щетках, которые применяются в стартере, в качестве материала используется бронзографит – более долговечный и надежный материал по сравнению с графитом).

Редуктор
• планетарный механизм изготовлен полностью из металла (в отличии от аналогов, которые изготавливаются из пластика).
• используется закаленная сталь повышенной износостойкости, что напрямую влияет на ресурс стартера.
• улучшена конструкция корпуса планетарного редуктора – с целью снизить потери на трение и улучшить балансировку пары редуктор-вал.

Бендикс
• используется термообработанная сталь повышенной износостойкости.
• обгонная муфта имеет оригинальную конструкцию, обеспечивающую ее повышенную износоустойчивость.

Втягивающее реле
• за счёт увеличения площади медных контактов повышается надёжность реле и снижаются потери мощности.

НА СТАРТ!

Стартер — один из тех агрегатов, чей выход из строя может испортить настроение всерьез и надолго, особенно зимой.

ПУСКОВАЯ МОЩНОСТЬ проверялась при —20°С и 75%-ной зарядке батареи в конце третьей попытки условного пуска; при этом учитывалось падение напряжения в проводах 0,2 В на 100 А. Все изделия в требования стандарта уложились, причем распределение мест точно совпало с предыдущим экспериментом. Не менее успешно испытуемые выдержали проверку работоспособности тягового реле ПРИ ПОНИЖЕННЫХ НАПРЯЖЕНИЯХ: на включение при 9 В и выключение при 5,4 В.

Следующая серия проверок была сущим издевательством над стартерами: что будет, если ими прокручивать намертво стоящий коленвал, подключать к высоковольтной ЛЭП, замораживать? Выяснилось, что В РЕЖИМЕ ПОЛНОГО ТОРМОЖЕНИЯ напряжение на выводных зажимах стартеров и потребляемый ими ток в требования стандарта укладываются. Хотя сами по себе эти параметры говорят немного, по ним можно судить о качестве работы систем коммутации и способности выдерживать повышенные нагрузки. Всеми стартерами были успешно преодолены испытания НА ПОВЫШЕННУЮ ЧАСТОТУ ВРАЩЕНИЯ, ТЕПЛОСТОЙКОСТЬ (при +45°С) и МОРОЗОСТОЙКОСТЬ: 3 часа при —60°С, затем 3 часа при —40°С с проверкой работоспособности. Изощренные методы применялись и при проверке изоляции токоведущих деталей на ПОВЫШЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ: в течение 15 секунд напряжение плавно поднималось со 180 до 550 В, выдерживалось на этом уровне в течение одной минуты и так же плавно опускалось. Опять выдержали.

Торцевой коллектор, применяемый на редукторных стартерах, предпочтительнее цилиндрического.

У маленького стартера вместо обмотки возбуждения маленькие магниты.

1. КЗАТЭ, Россия, мод. 5712.3708. Для VAZ 2108. 2109; со встроенным планетарным редуктором, вращение левое, вместо обмотки возбуждения — магниты. Цена — 900 руб.

Победил в упорной борьбе с двумя другими стартерами для 2108. 2109. Выиграл у конкурентов по номинальной и пусковой мощности.

2. Iskra, Словения, мод. AZE 2512. Для VAZ 2108. 2109; со встроенным планетарным редуктором, вращение левое, вместо обмотки возбуждения — магниты. Цена — 1250 руб.

Поделил второе-третье место с безредукторным КЗАТЭ. Превосходит его по номинальной и пусковой мощности, но уступает по оборотам холостого хода.

3. КЗАТЭ, Россия, мод. 29.3708–01. Для VAZ 2108. 2109; вращение левое, обмотка возбуждения со смешанным подключением. Цена — 950 руб.

4. ЭЛТРА, Россия, мод. 4211.3708–02. Для VAZ 2101. 2107; вращение правое, обмотка возбуждения со смешанным подключением. Цена — 720 руб.

5. БАТЭ, Белоруссия, мод. 425.3708. Для VAZ 2101. 2107; вращение правое, обмотка возбуждения со смешанным подключением. Цена — 670 руб.

6. Dynamo, Болгария, мод. 1.3R.3.103. Для VAZ 2101. 2107, вращение правое, обмотка возбуждения со смешанным подключением. Цена — 750 руб.

Несмотря на третье место, изделие вполне добротно. Возможно, не доверяя отечественной сборке, кто-то предпочтет именно его.


По регламенту ТО, положено каждые 45 тыс. Км снимать стартер, менять смазку и зачищать коллектор. У меня большие сомнения что на CТО к этому вопросу подходят как надо.

К чему приводит работа без смазки, все знают. Поэтому не игнорируем обслуживание стартера. Он стоит не копейки. Переборка стартера не требует особых знаний и навыков, но требует аккуратности и терпения. Инструменты и материалы: рожковые и накидные ключи на 10, 12 и 13, крестовая отвертка, накидной ключ на 8 или головка, плоская отвертка, отвертка TORX 20, головки на 7 и 15, дрель со сверлом d 5-6, наждачка-нулевка или материал, заменяющий ее, ЦИАТИМ-201 (или ЛИТОЛ-24), WD-40, 3 винта с потайными головками М4х35. 1.

Снимаем плюсовую клемму с аккумулятора (ключ на 10) 2. 3. Снимаем клемму от реле стартера (синяя стрелка), сдвигаем защитный резиновый колпачек и накидным ключом на 13 или головкой откручиваем гайку, снимаем клемму, идущую от аккумулятора (красная стрелка) 4.

Брызгаем WD-40 на шпильки крепления стартера (верхняя – зеленая стрелка, нижняя с другой стороны стартера, не видна). Можно и не брызгать, но так гораздо легче будет откручивать и закручивать гайки рукой (проверено). Головкой на 15 откручиваем обе гайки. Желательно чтобы удлинитель головки был чуть длиннее расстояния от гайки до задней части стартера, так как иначе очень неудобно откручивать нижнюю гайку. Вынимаем стартер.

Разборка и сборка стартера. Снятый стартер лучше перебирать не на весу, а на столе. Удобно и не потеряются мелкие части. Чтобы не повторяться в каждом пункте сразу напишу общее правило для всех операций разборки: очистить от грязи и удалить остатки старой смазки.

1. Откручиваем головкой на 13 или накидным ключем гайку с втягиваещего реле (красная стрелка) и снимаем клемму 2. Откручиваем 3 винта крепления втягивающего реле отверткой TORX 20 (со стороны синей стрелки), снимаем втягивающее реле и сердечник реле. Написано просто, сделать сложнее, так как винты имеют мелкую глубину под шестигранник и к тому же винт практически не защищен от коррозии (в правом верхнем углу фото) поэтому скорее всего один или несколько винтов открутить не сможете, сорвуться шлицы.

Теперь надо снять бендикс (обгонную муфту). Для этого надо снять упорную втулку (красная стрелка), а под ним стопорное кольцо. Удобно это сделать с помощью трубки диаметром чуть больше диаметра вала или, как я, накидным ключем: одеваем ключ на 13-14 и наносим по нему легкий удар, упорная втулка соскакивает вниз.

Стопорное кольцо снимаем с помощью плоской отвертки. Снимаем бендикс с оси. 5.

Вынимаем редуктор за ось из корпуса стартера. С помощью плоской отвертки снимаем крышку редуктора и извлекаем три шестеренки 6. Снимаем стопорное кольцо с вала и извлекаем вал из корпуса редуктора 7.

С количеством смазки не надо переусердствовать, эта часть стартера вбирает в себя всю грязь и продукты износа диска сцепления. Впрочем, это видно хорошо на третьем фото. Надеваем на вал стопорное кольцо.

Стопорное кольцо удобно одевать аналогично как сбивали упорную втулку, как на фото 4, используя накидной ключ на 12, прогоняем легкими ударами по ключу кольцо по валу до канавки. 9. Теперь надо защелкнуть упорную втулку на стопорном кольце. Предупреждение: при проведении этой операции уберите подальше детей.

Конечно, они все равно научатся ругаться матом, но лучше не от вас. В одной умной книжке это делали с помощью раздвижных пассатижей. У меня их не было, пробовал разные способы, много ругался, защемил пассатижами палец, в результате, после часа (. ) мучений родилось своеобразное ноу-хау: берем рожковый ключ на 13, забиваем его на стопорное кольцо (на фото видно в каком положении должен быть разрез кольца. Затем упираем другой ключ на 12 между бендиксом и опорной втулкой и сдвигаем кольцо до тех пор, пока ключ на 13 не сместится со стопорного кольца, а упорная втулка не защелкнется на место.

10. Откладываем в сторону редуктор с бендиксом, займемся щетками. Надавливая на вал ротора по направлении стрелки, извлекаем ротор в сборе с задней крышкой и щеточным узлом 11.

Откручиваем крестовой отверткой 2 винта с колпачка задней крышки (на фото 2 виден колпачек) и снимаем колпачек. Снимаем стопорное кольцо (красная стрелка) и снимаем крышку и щеточный узел в сборе. 12. Проверяем состояние щеток и коллектора (красная стрелка). Если пробег автомобиля большой и щетки стерлись почти до проводов или имеют повреждения, меняем щеточный узел в сборе.

Коллектор при наличии рисок шлифуем наждачкой-нулевкой, если рисок нет, достаточно удалить темный налет. Это можно сделать, например, ластиком или с помощью посудной губки, используя жесткую сторону (что я и сделал). 13.

Собираем стартер: одеваем на коллектор щеточный узел. Одновременно отжать 4 щетки одному человеку очень трудно, поэтому пользуемся помощью помошника, или фиксируем щетки в утопленном положении с помощью тонкой проволоки, потом проволоку убираем. Есть еще один способ: сначала одеть узел на подходящего диаметра оправку. Так я исделал, использовав головку на 24.

Потом передвинул щеточный узел с головки на коллектор Смазываем задний конец вала тонким слоем смазки и одеваем на него заднюю крышку. Ставим на место грязезащитную шайбочку, упорную шайбу и стопорное кольцо. Смазываем вал как на фото.

Торец вала не промазываем, иначе не оденется колпачек, в колпачек тоже смазку не набиваем 14. Ставим на место колпачек и закручиваем винты. Вставляем ротор в корпус. С другой стороны вставляем редуктор. Обратите внимание, чтобы редуктор встал на место, совмещаем паз на корпусе стартера с плоской частью корпуса редуктора 15.

Ставим на место крышку бендикса. Обратите внимание, как стоит резинка. Я к моменту сборки все время это забываю, так что с подсказкой лучше. Закручиваем 2 самых длинных болта головкой на 7. Вставляем сердечник втягивающего реле, заведя предварительно рычаг бендикса в паз сердечника.

Очень тонкий слой смазки сердечнику тоже не помешает Ставим на место втягивающее реле, прикручиваем винтами. Одеваем клемму на втягивающее реле, затягиваем гайку. Надежно, но без фанатизма, иначе можно расколоть пластмассовую крышку втягивающего реле. Устанавливаем на автомобиль стартер и воздухоочиститель.

В заключении несколько слов о смазке. Шлицы, по которым ходит бендикс рекомендуют смазывать смазкой ЦИАТИМ-201. Эта смазка фактически отличается от ЛИТОЛа-24 лишь меньшей густотой. Если нет ЦИАТИМа, можно в ЛИТОЛ капнуть каплю моторного масло, а можно и применять ЛИТОЛ как есть.

Надо просто наносить умеренное количество смазки, да и главный враг в этом узле не густая смазка, а грязь. Периодическое обслуживание стартера решает эту проблему. .

На Лада Калине устанавливается стартер типа 5702.3708.

На часть автомобилей может быть установлен стартер BOSH0001108203

Вал якоря передает вращение на вал привода через планетарный редуктор.

Планетарные шестерни редуктора вращаются на игольчатых подшипниках.

Привод стартера состоит из ведущей шестерни и обгонной муфты.

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Схема соединения стартера на рис. 1.

Тяговое реле установлено на корпусе электродвигателя. Большой ток, потребляемый стартером при запуске двигателя, передается через медные контакты реле. В реле установлены две катушки втягивающая и удерживающая.

Под воздействием магнитного поля металлический сердечник тягового реле, преодолевая усилие пружины, втягивается внутрь катушки. При этом он приводит в движение рычаг привода стартера.

Рычаг в свою очередь выдвигает привод стартера, вводя ведущую шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя.

Одновременно с этим медная контактная пластина замыкает контактные болты.

Через обмотки якоря стартера начинает протекать ток, якорь – вращается, осуществляя запуск двигателя.

Отрицательный вывод втягивающей обмотки реле соединен с массой через обмотки якоря стартера.

После замыкания контактных болтов через обмотку перестает протекать ток, и сердечник тягового реле удерживается только одной обмоткой, это позволяет уменьшить нагрев обмоток реле и сократить энергию в момент запуска.

Проверка работоспособности стартера

Одним проводом соединяем отрицательный вывод аккумулятора с корпусом стартера.

Второй провод, соединенный с положительным выводом аккумуляторной батареи, подсоединяем к контактному болту 2 тягового реле, к которому подсоединен провод стартера.

Если якорь стартера начнет вращаться, двигатель стартера исправен.

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Подсоединяем второй провод к контактному болту 1 тягового реле. Используя отвертку или другой подходящий металлический предмет, замыкаем между собой вывод 3 и контактный болт тягового реле.

Если раздался громкий щелчок и якорь стартера начал вращаться, значит, тяговое реле исправно.

Для дальнейшей проверки стартера, а также для определения причины неисправности необходимо разобрать стартер.

Снятие и разборка стартера

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Снимаем воздушный фильтр

Отсоединяем провод управления тяговым реле.

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Головкой на 13 отворачиваем гайку крепления наконечника провода, соединенного с плюсовым выводом аккумулятора

Снимаем наконечник провода

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Головкой отворачиваем две гайки крепления стартера.

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Маркировка на корпусе стартера

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Головкой на 13 отворачиваем гайку крепления наконечника провода к выводу тягового реле.

Снимаем с вывода пружинную шайбу

Снимаем наконечник провода

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Отворачиваем три винта крепления тягового реле

Снимаем тяговое реле со стартера

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Вынимаем из реле пружину

Снимаем якорь тягового реле с рычага привода

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления крышки подшипника

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Снимаем стопорное кольцо

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Снимаем дистанционную шайбу

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Ключом на 7 отворачиваем два стяжных болта

Вынимаем стяжные болты и снимаем заднюю крышку

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Поддев отверткой, снимаем щеткодержатель, придерживая пружины щеток

Так выглядит щеточный узел

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Снимаем переднюю крышку

Вынимаем якорь из корпуса

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Вынимаем из крышки уплотнитель

Вынимаем вал привода с рычагом

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Снимаем рычаг привода

Для проверки состояния шестерен редуктора отверткой поддеваем крышку редуктора

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Осматриваем зубья шестерен.

Зубья не должны иметь сколов и следов износа. Добавляем смазку Литол-24 и устанавливаем крышку на место

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Опираем вал привода на металлический стержень, через отрезок трубы или торцовый ключ на 11

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

сбиваем упорную втулку.

Разжав щипцами пружинное кольцо

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Снимаем кольцо с вала

Снимаем с вала привода упорную втулку

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Вынимаем привод в сборе

Осматриваем коллектор и обмотки якоря.

Следы обугливания обмоток не допускаются – такой якорь необходимо заменить.

Загрязненный коллектор зачищаем мелкозернистой наждачной бумагой, зажав вал якоря через полоску плотной бумаги в патрон электродрели.

Промываем якорь водой с моющим средством для удаления грязи, угольной пыли и остатков абразива и продуваем сжатым воздухом.

Заменяем изношенные щетки, если их высота меньше 3,5 мм. Промываем детали редуктора и привода уайт–спиритом или керосином.

Сборка

Установить щеточный узел на коллектор якоря стартера можно специальной оправкой или с помощью инструментальной головки подходящего размера и формы. В случае их отсутствия установить можно без этих приспособлений. Для этого:

- двумя винтами крепим щеточный узел к задней крышке стартера;

- смазываем конец вала якоря двумя каплями моторного масла;

- вставляем четыре щетки в соответствующие щеткодержатели. Не вставляя в щеткодержатели пружины щеток, надеваем щеточный узел на коллектор якоря;

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

- плоскогубцами с тонкими губками отгибаем наружные упоры пружин всех четырех щеток;

- вставляем в щеткодержатель пружину;

Как отремонтировать стартер автомобиля Лада Калина

- удерживая пружину отверткой, плоскогубцами загибаем четыре упора пружины. Таким же образом устанавливаем оставшиеся три пружины;

- вставляем в статор якорь стартера с надетыми на него щеточным узлом и задней крышкой (при этом необходимо придерживать якорь, чтобы его коллектор не вышел из зацепления со щеточным узлом).

Упорную втулку устанавливаем на место при помощи раздвижных пассатижей.

Дальнейшую сборку выполняем в обратной последовательности. На детали редуктора наносим смазку ШРУС-4.

Перед установкой привода окунаем его в моторное масло и даем маслу стечь.

Втулки в которых вращаются валы якоря и привода, а так же винтовые шлицы привода смазываем моторным маслом;

- чтобы убедиться в правильности сборки стартера, перед установкой проверяем его работоспособность (Описано в начале статьи).

Читайте также: