Ремонт кпп юмз 6 своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Необходимо более подробно изучить конструкцию этого важного элемента. Он представляет собой стандартную коробку передач механического типа, оснащенную 5-ю ступенями, что позволяет подобрать оптимальную скорость движения. Следует отметить, что благодаря наличию сразу 3-х передвижных кареток, а также понижающего редуктора удается удвоить количество передач.

Как показывает схема коробки передач ЮМЗ, ключевыми элементами подобного узла представляются следующие детали:

  • валы — первичный, промежуточный, вторичный, а также редукторный;
  • корпус, в котором размещены все детали;
  • шестереночные механизмы — ведущие и ведомые;
  • рычаг переключения передач;
  • зубчатая муфта;
  • крепежные элементы, фиксаторы, кронштейны, защелки.


Необходимо отметить, что корпус подобного элемента напрямую соединен с корпусом заднего моста. Все движущиеся детали КПП данной модели смазываются во избежание механического повреждения вследствие трения. Масло заливается в устройство с помощью специального отверстия, которое расположено в крышке коробки.

Для того чтобы агрегат служил длительное время без каких-либо проблем, необходимо своевременно менять масло, а также контролировать его уровень. С этой целью на корпусе КПП размещены 2 контрольные пробки — минимальный и максимальный уровень масла. Для слива масла приспособлено другое отверстие, расположенное в нижней части узла, которое закрывается магнитной пробкой.

Рис.1 — Коробка передач КПП трактора ЮМЗ-6

Вал (поз. 49) редуктора вращается в шарикоподшипниках, смонтированных в кронштейне (поз. 45). На цилиндрической части вала находится шестерня ведомая (поз. 46) редуктора, а на шлицевой – муфта зубчатая (поз. 47) включения редуктора, а также шестерня ведущая (поз. 48). Зубчатая муфта выполнена с кольцевой проточкой и может перемещаться вдоль вала. Включение редуктора приводит к зацеплению зубчатой муфты и венца ступицы шестерни (поз. 46). В это же время шестерня (поз. 42) передвигается, выходя дополнительным зубчатым венцом из зацепления с венцом внутренним шестерни (поз. 39), вводясь в зацепление с шестерней (поз. 46) редуктора.

Смазка деталей коробки передач трактора ЮМЗ-6 осуществляется путем разбрызгивания масла, которое находится в корпусе самой коробки и заднего моста. Элементы, возникающие в процессе изнашивания деталей и узлов, а также другие частицы металла оседают на магните пробки (поз. 41), которая закрывает отверстие для слива в корпусе.

Возможные неисправности

Несмотря на высокое качество сборки и внушительный ресурс комплектующих коробка передач тракторов серии ЮМЗ нередко требует ремонта. Как правило неполадки возникают на агрегатах с внушительным пробегом, элементы которых имеют высокую степень износа. К числу наиболее характерных поломок, встречающихся чаще всего, целесообразно отнести:

  • увеличенный свободный ход рычага переключения передач либо их резкое выключение;
  • излишний шум при работе устройства;
  • перегрев;
  • стук при переключении скоростей.

Подобные поломки могут привести к серьезным проблемам вплоть до выхода из строя всего агрегата, в связи с чем настоятельно рекомендуется начинать ремонт коробки передач ЮМЗ незамедлительно после их обнаружения.


Диагностику неисправностей следует осуществлять при переключении первой задней и передней передачи.

При длительной эксплуатации рекомендуется проводить визуальный осмотр деталей разобранной КПП на предмет наличия дефектов.

Способы устранения поломок

Возможны следующие поломки:

  1. Если свободный ход рычага передач внезапно увеличился либо они самопроизвольно выключаются при эксплуатации, скорее всего имеет место отсутствие должного контакта в шестереночном механизме. Как правило это вызвано износом вилок переключения, кареток. Коме того из строя могли выйти пружины фиксаторов, которые потребуется заменить для восстановления работоспособного состояния устройства.
  2. При обнаружении перегрева либо нехарактерного шума следует проверить состояние валовых подшипников, поскольку их поломка нередко приводит к подобным проблемам. Для этого потребуется демонтировать пол кабины, слить масло из КПП, после чего открыть его крышку и проверить работоспособность всех валов. Поврежденные элементы, обнаруженные при осмотре, потребуется заменить.
  3. Стук при переключении скоростей проявляется при поломках шестереночного механизма, связанного с износом отдельных элементов. Для устранения неисправности потребуется демонтировать крышку и раздаточный узел, после чего найти сломанную деталь и заменить её.

Если изучить каталог КПП-запчастей, можно сделать вывод, что обслуживание подобного агрегата и его ремонт не потребуют существенных затрат, так как все расходные элементы отличаются доступной стоимостью.

Устройство раздатки

Узел выполнен в отдельном чугунном корпусе в виде одноступенчатого редуктора с цилиндрическими шестернями и обгонной муфтой. Привод механизм получает от вторичного вала коробки передач через промежуточную шестерню, установленную на оси в перегородке КПП. Смазка механизма осуществляется разбрызгиванием масла с общей ёмкости трансмиссии трактора.

В состав механизма входит:

Обгонная муфта

Наружная обойма 5, являясь ведущей частью муфты, своим внешним зубчатым венцом постоянно находится в зацеплении с промежуточной шестернёй 12 в КПП и получает вращение на всех передачах. Обойма опирается на два подшипника 7 установленных на наружном диаметре ведомой части 6 муфты, которая, в свою очередь, вращается независимо на валу 8 раздаточной коробки, опираясь на латунную втулку. Таким образом, обе обоймы в разблокированном состоянии вращаются независимо друг от друга. В восьми профильных пазах 10 ведущей части муфты находятся блокирующие ролики со штифтами 9 и пружинами 11, которые заперты пробками. Для соединения с зубчатым блоком 2 при переключении режимов работы ПВМ ведущая и ведомая части муфты имеют внутренние зубчатые венцы.

Для справки! Номера подшипников раздатки МТЗ 82:

Муфта переключения режимов

Зубчатая муфта представляет собой единый скользящий по шлицам вала зубчатый блок с одноимёнными наружными зубчатыми венцами для взаимодействия с ведомой и ведущей обоймами обгонной муфты. Выбором положения блока определяется режим работы переднего моста. Механизм управления представляет собой систему тяг от рычага управления связанных с осью в корпусе узла, которая передвигает вилку, взаимодействующую через кольцевую выточку в зубчатом блоке.

Для справки! Раздаточная коробка МТЗ 52 отличается от узла трактора МТЗ 82 отсутствием режима отключения муфты свободного хода. Раздатку МТЗ 82 можно устанавливать на 52-й – наоборот, не рекомендуется.

Конструкция

Коробка передач тракторов ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ:

  1. Механическая
  2. Пятиступенчатая
  3. Без прямой передачи
  4. С тремя передвижными каретками и понижающим редуктором, удваивающим число передач.

В переднем отсеке общего корпуса коробки передач и заднего моста установлены:

  1. Первичный
  2. Вторичный
  3. Промежуточный валы
  4. Вал редуктора.

Вал редуктора смонтирован на приставном кронштейне, закрепленном с правой стороны корпуса. На шлицах первичного вала установлена и закреплена стяжным болтом ведущая шестерня постоянного зацепления.

Вал с шестерней вращается на двух роликовых подшипниках в стакане, установленном в расточках передней стенки и перегородки корпуса.

Наружные обоймы обоих подшипников зафиксированы с наружных торцов между разрезным пружинным кольцом, вставленным в кольцевую выточку стакана, и двумя прижимными пластинами, что ограничивает осевое перемещение узла первичного вала.

1 — первичный вал; 2 — стяжной болт; 3 — ведущая шестерня; 4 — прижимные пластины; 5 и 31 — стаканы; 6 — промежуточный валик; 7 — регулировочная прокладка; 8 — шарико-подшипник; 9 — шестерня включения второй и четвертой передач; 10 — валики переключения передач; 11 — фиксатор валика переключения; 12 — блокировочный валик; 13 — фиксатор блокировочного валика; 14 — тяга; 15 — кулиса; 16 — включатель; 17 — упор; 18 — ось; 19 — рычаг включения блокировки муфты привода ВОМ; 20 — качалка; 21 — подпружиненная защелка; 22 — стойка; 23 — рычаг переключения передач; 24 — болт; 25 — корпус колонки переключения передач; 26 — вилка; 27 — упор; 26 — шестерня включения первой передачи и передачи заднего хода; 29— вторичный вал; 30 — роликоподшипник; 32 — шестерня включения третьей и пятой передач; 33 — круглая гайка: 34 — ведущая шестерня заднего хода; 35 — ведущая шестерня первой передачи: 36 — ведущая шестерня третьей передачи; 37 — промежуточный вал; 38 — ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 39 — ведущая шестерня второй передачи; 40 — упорное кольцо; 41 — пробка для слива масла; 42 — шестерня постоянного зацепления; 43 — корпус коробки передач; 44 — вал привода ВОМ.

Стакан одновременно служит гнездом шарикоподшипника, являющегося передней опорой вторичного вала, установленного соосно с первичным валом.

Устройство и работа коробки передач КПП трактора ЮМЗ-6

Коробка передач КПП (рисунок 1) трактора ЮМЗ-6, а также его модификаций является механической, пятиступенчатой, без прямой передачи, имеющая три передвижные каретки и понижающий редуктор, который удваивает число передач.

В отсеке переднем общего корпуса (поз. 43) КП и заднего моста смонтированы первичный (поз. 1), вторичный (поз. 29), промежуточный (поз. 37) валы и вал (рисунок 2, поз. 49) редуктора. Вал редуктора установлен на кронштейне (поз. 45), который крепится к правой стороне корпуса. На первичном валу закреплена болтом (поз. 2) ведущая шестерня (поз. 3) постоянного зацепления. Вал и шестерня вращаются в двух роликоподшипниках в стакане (поз. 5), который также является гнездом шарикоподшипника (поз. 8), служащего передней опорой вала вторичного (поз. 29), соосного с валом первичным.

Вторичный вал и ведущая шестерня главной передачи КПП ЮМЗ-6 выполнены как одно целое. Задняя часть вторичного вала опирается на роликоподшипник (поз. 30), который установлен в стакане (поз. 31). На шлицах вторичного вала смонтированы три каретки-шестерни, при помощи которых происходит включение той или иной передачи. Шестерня (поз. 28) имеет один зубчатый венец и включает первую передачу и передачу заднего хода. Шестерня (поз. 32), имеющая два зубчатых венца, включает третью и пятую передачи, а шестерня (поз. 9) – вторую и четвертую.

Промежуточный вал (поз. 37) полый, вращается в двух подшипниках, смонтированных в нижней части корпуса. На валу находятся: шестерня ведущая (поз. 34) заднего хода, шестерня ведущая (поз. 35) первой передачи, шестерня ведущая (поз. 36) третьей передачи, шестерня ведущая (поз. 38) пятой и четвертой передач, шестерня ведущая (поз. 39) второй передачи и шестерня промежуточная (поз. 42) постоянного зацепления.

Механизм блокировки

Для обеспечения безопасности на колонке переключения передач установлен механизм блокировки, предназначенный для исключения случаев пуска дизеля при включенной передаче.

Устройство состоит из:

  1. Включателя, установленного на корпусе колонки переключения передач
  2. Упора, установленного в качалке и действующего на включатель при перемещении качалки.

В нейтральном положении рычага переключения передач контакты включателя разомкнуты.

На тракторах ЮМЗ-6КМ вместо включателя установлен выключатель, контакты которого в нейтральном положении рычага переключения передач замкнуты.

При включении передачи контакты выключателя размыкаются и разрывают цепь включения стартера дизеля.

Разбор коробки передач ЮМЗ-6

Хочу поменять шестерню третьей и пятой скорости. Не знаю как разбирать коробку дальше. Снял полик коробки, рулевую колонку бак гидравлики, располовинил трактор, отсоеденил часть коробки. Не могу вытащить стакан, не дает шестерня нижнего вала. Может кто разбирал? Подскажите.


Хочу поменять шестерню третьей и пятой скорости. Не знаю как разбирать коробку дальше. Снял полик коробки, рулевую колонку бак гидравлики, располовинил трактор, отсоеденил часть коробки. Не могу вытащить стакан, не дает шестерня нижнего вала. Может кто разбирал? Подскажите.

Вообще то тем по разборке(точнее ремонту)ЮМЗ хватает.Вот как нижний вал снимете,тогда стакан и выйдет.

Тем то хватает, но как доходит до деталей, то выясняется редко кто сам разбирал. Вот пример: как снять нижний вал?

Вот открутил нижний вал. Но вытащить его не могу. Подскажите. Если бы я знал, то не писал бы сюда. Вот фото. Файлы: img_8206_novyy_razmer.jpg img_8205_novyy_razmer.jpg

со стороны планетарки на нижнем валу есть гайка открути вытащиш вал

Вот открутил нижний вал. Но вытащить его не могу. Подскажите. Если бы я знал, то не писал бы сюда. Вот фото.

Сзади моста открутите четыре болта и снимите вал ВОМ(муфточку включения ВОМ не потеряйте-падает в мост). потом через открывшееся отверстие будет удобнее откручивать гайку промежуточного вала(нижнего).Ключ для гайки сделаете по месту-по гайке будет видно какой(если она вообще не заварена).Спереди снимите нижний стакан подшипника(за ним будет на валу стопорное кольцо ведущего вала ВОМ)(уже точно не помню..если не так то поправят).Снять все валики и вилочки.Когда открутите гайку на нижнем валу то можно будет его снять. за шестерней что Вам мешает снять стакан есть стальное кольцо-не потеряйте.

Спасибо большое. Если бы не ваши подсказки наверное не смог бы разобрать. Мне механики подсказывали задний мост разбирать, а его только и не разобрал.

Так они правы вам просто повезло что гайка на пром вале (нижнем) не была заварена

подскажите почему выскакивает вом на юмз с сенокоской нормально а с пресом выбиват вставляю уголок в рычак и педаль блокировки тогда нормально стакан менял новый который с задним валом соединяетрычак менял в кабину каторый выходит и бесполезно

Тем то хватает, но как доходит до деталей, то выясняется редко кто сам разбирал. Вот пример: как снять нижний вал?

подскажыте по каким стандартам можна выбрать новые качествиные шестерни на кпп юмз 6?

Я сымаю верхний вал не снимая нижнего.

Автору темы. Фотографируйте каждый этап разборки,(до разборки).иначе с такими навыками замучаетесь собирать. Без обид,всему надо научится,я тоже такой был,да все были.

Я сымаю верхний вал не снимая нижнего.

А как это у вас получилось.

твердость в первую очередь должна быть на уровне.

подскажыте по каким стандартам можна выбрать новые качествиные шестер

твердость в первую очередь должна быть на уровне.

как опредилить твёрдость

как опредилить твёрдость

с помощу твердомера который может мерять твердость по Роквелу алмазным наконечником..

как опредилить твёрдость

с помощу твердомера который может мерять твердость по Роквелу алмазным наконечником..

Автору темы. Фотографируйте каждый этап разборки,(до разборки).иначе с такими навыками замучаетесь собирать. Без обид,всему надо научится,я тоже такой был,да все были.

Весной буду разбирать сфотографирую и выложу в теме могу прокоментировать по телефону тама нет ничаго сложного я сымал много раз

Автору темы. Фотографируйте каждый этап разборки,(до разборки).иначе с такими навыками замучаетесь собирать. Без обид,всему надо научится,я тоже такой был,да все были.

Весной буду разбирать сфотографирую и выложу в теме могу прокоментировать по телефону тама нет ничаго сложного я сымал много раз

Я попробую описать этого в литературе нет меня научил старый механизатор 18 лет назат.За ошыпки извините я токо осваеваю комп. Разкатываем трактор сымаем промежутку верхние кришки на кпп и задниго моста разбирать (как показано выше на первом коментарии) сымаем вилки включения перидач с валами (вал и вилку на включения повышеной и пониженой можна не трогать) затем с внутреней стороны кпп на стакане есть стопорная пружына подшыпника сымаем её(можно посмотреть по каталоггу где она стоит кто некогда неразбирал) затем внутри стакана есьть болт под ключ на 27который прижемает подшыпник к валу розшплинтовать и выкрутить и потом наченается самое интересное берём 212 подшыпник роликовый который стоит в нутри стакана (его харашо выдно на фото в первом коментарии) проталкимаем нимного вовнутырь стакана ставим его руба и вытаскиваем затем збиваем подшыпник которые на валу(збивать со стороны кпп в стакан что-бы збить с вала)затем на корпусе кпп есте стопор который держыт обойму подшыпника хвостовика(стопор стоит по ходу трактора с левой стороны) выкручеваем его забываем обоему во внутырь кпп с стороны планитаркы заднего моста)и вал увас освободитца теперь нужно занисти заднею часть вала в левый задней угол кпп а переднею вправый передней угол (смотреть когда стоиш спереду кпп ) заднея часть вала должна сесть ниже верхней и вытаскиваем. Есль кто разбирал кпп то может это проделать очени быстро. Если кому что-то непонятно спрашывайте а фото зделаю весной при разборки кпп УДАЧИ

Подскажите пожалуйста почему на 1 и 3 из КПП доностится стук на остальных тишина. Повесне буду разбирать к чему готовиться.

Необходимо более подробно изучить конструкцию этого важного элемента. Он представляет собой стандартную коробку передач механического типа, оснащенную 5-ю ступенями, что позволяет подобрать оптимальную скорость движения. Следует отметить, что благодаря наличию сразу 3-х передвижных кареток, а также понижающего редуктора удается удвоить количество передач.

Как показывает схема коробки передач ЮМЗ, ключевыми элементами подобного узла представляются следующие детали:

  • валы — первичный, промежуточный, вторичный, а также редукторный;
  • корпус, в котором размещены все детали;
  • шестереночные механизмы — ведущие и ведомые;
  • рычаг переключения передач;
  • зубчатая муфта;
  • крепежные элементы, фиксаторы, кронштейны, защелки.


Необходимо отметить, что корпус подобного элемента напрямую соединен с корпусом заднего моста. Все движущиеся детали КПП данной модели смазываются во избежание механического повреждения вследствие трения. Масло заливается в устройство с помощью специального отверстия, которое расположено в крышке коробки.

Для того чтобы агрегат служил длительное время без каких-либо проблем, необходимо своевременно менять масло, а также контролировать его уровень. С этой целью на корпусе КПП размещены 2 контрольные пробки — минимальный и максимальный уровень масла. Для слива масла приспособлено другое отверстие, расположенное в нижней части узла, которое закрывается магнитной пробкой.

Устройство раздатки

Узел выполнен в отдельном чугунном корпусе в виде одноступенчатого редуктора с цилиндрическими шестернями и обгонной муфтой. Привод механизм получает от вторичного вала коробки передач через промежуточную шестерню, установленную на оси в перегородке КПП. Смазка механизма осуществляется разбрызгиванием масла с общей ёмкости трансмиссии трактора.

В состав механизма входит:

Обгонная муфта

Наружная обойма 5, являясь ведущей частью муфты, своим внешним зубчатым венцом постоянно находится в зацеплении с промежуточной шестернёй 12 в КПП и получает вращение на всех передачах. Обойма опирается на два подшипника 7 установленных на наружном диаметре ведомой части 6 муфты, которая, в свою очередь, вращается независимо на валу 8 раздаточной коробки, опираясь на латунную втулку. Таким образом, обе обоймы в разблокированном состоянии вращаются независимо друг от друга. В восьми профильных пазах 10 ведущей части муфты находятся блокирующие ролики со штифтами 9 и пружинами 11, которые заперты пробками. Для соединения с зубчатым блоком 2 при переключении режимов работы ПВМ ведущая и ведомая части муфты имеют внутренние зубчатые венцы.

Для справки! Номера подшипников раздатки МТЗ 82:

Муфта переключения режимов

Зубчатая муфта представляет собой единый скользящий по шлицам вала зубчатый блок с одноимёнными наружными зубчатыми венцами для взаимодействия с ведомой и ведущей обоймами обгонной муфты. Выбором положения блока определяется режим работы переднего моста. Механизм управления представляет собой систему тяг от рычага управления связанных с осью в корпусе узла, которая передвигает вилку, взаимодействующую через кольцевую выточку в зубчатом блоке.

Для справки! Раздаточная коробка МТЗ 52 отличается от узла трактора МТЗ 82 отсутствием режима отключения муфты свободного хода. Раздатку МТЗ 82 можно устанавливать на 52-й – наоборот, не рекомендуется.

Возможные неисправности

Несмотря на высокое качество сборки и внушительный ресурс комплектующих коробка передач тракторов серии ЮМЗ нередко требует ремонта. Как правило неполадки возникают на агрегатах с внушительным пробегом, элементы которых имеют высокую степень износа. К числу наиболее характерных поломок, встречающихся чаще всего, целесообразно отнести:

  • увеличенный свободный ход рычага переключения передач либо их резкое выключение;
  • излишний шум при работе устройства;
  • перегрев;
  • стук при переключении скоростей.

Подобные поломки могут привести к серьезным проблемам вплоть до выхода из строя всего агрегата, в связи с чем настоятельно рекомендуется начинать ремонт коробки передач ЮМЗ незамедлительно после их обнаружения.


Диагностику неисправностей следует осуществлять при переключении первой задней и передней передачи.

При длительной эксплуатации рекомендуется проводить визуальный осмотр деталей разобранной КПП на предмет наличия дефектов.

Способы устранения поломок

Возможны следующие поломки:

  1. Если свободный ход рычага передач внезапно увеличился либо они самопроизвольно выключаются при эксплуатации, скорее всего имеет место отсутствие должного контакта в шестереночном механизме. Как правило это вызвано износом вилок переключения, кареток. Коме того из строя могли выйти пружины фиксаторов, которые потребуется заменить для восстановления работоспособного состояния устройства.
  2. При обнаружении перегрева либо нехарактерного шума следует проверить состояние валовых подшипников, поскольку их поломка нередко приводит к подобным проблемам. Для этого потребуется демонтировать пол кабины, слить масло из КПП, после чего открыть его крышку и проверить работоспособность всех валов. Поврежденные элементы, обнаруженные при осмотре, потребуется заменить.
  3. Стук при переключении скоростей проявляется при поломках шестереночного механизма, связанного с износом отдельных элементов. Для устранения неисправности потребуется демонтировать крышку и раздаточный узел, после чего найти сломанную деталь и заменить её.

Если изучить каталог КПП-запчастей, можно сделать вывод, что обслуживание подобного агрегата и его ремонт не потребуют существенных затрат, так как все расходные элементы отличаются доступной стоимостью.

Конструкция

Коробка передач тракторов ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ:

  1. Механическая
  2. Пятиступенчатая
  3. Без прямой передачи
  4. С тремя передвижными каретками и понижающим редуктором, удваивающим число передач.

В переднем отсеке общего корпуса коробки передач и заднего моста установлены:

  1. Первичный
  2. Вторичный
  3. Промежуточный валы
  4. Вал редуктора.

Вал редуктора смонтирован на приставном кронштейне, закрепленном с правой стороны корпуса. На шлицах первичного вала установлена и закреплена стяжным болтом ведущая шестерня постоянного зацепления.

Вал с шестерней вращается на двух роликовых подшипниках в стакане, установленном в расточках передней стенки и перегородки корпуса.

Наружные обоймы обоих подшипников зафиксированы с наружных торцов между разрезным пружинным кольцом, вставленным в кольцевую выточку стакана, и двумя прижимными пластинами, что ограничивает осевое перемещение узла первичного вала.


1 — первичный вал; 2 — стяжной болт; 3 — ведущая шестерня; 4 — прижимные пластины; 5 и 31 — стаканы; 6 — промежуточный валик; 7 — регулировочная прокладка; 8 — шарико-подшипник; 9 — шестерня включения второй и четвертой передач; 10 — валики переключения передач; 11 — фиксатор валика переключения; 12 — блокировочный валик; 13 — фиксатор блокировочного валика; 14 — тяга; 15 — кулиса; 16 — включатель; 17 — упор; 18 — ось; 19 — рычаг включения блокировки муфты привода ВОМ; 20 — качалка; 21 — подпружиненная защелка; 22 — стойка; 23 — рычаг переключения передач; 24 — болт; 25 — корпус колонки переключения передач; 26 — вилка; 27 — упор; 26 — шестерня включения первой передачи и передачи заднего хода; 29— вторичный вал; 30 — роликоподшипник; 32 — шестерня включения третьей и пятой передач; 33 — круглая гайка: 34 — ведущая шестерня заднего хода; 35 — ведущая шестерня первой передачи: 36 — ведущая шестерня третьей передачи; 37 — промежуточный вал; 38 — ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 39 — ведущая шестерня второй передачи; 40 — упорное кольцо; 41 — пробка для слива масла; 42 — шестерня постоянного зацепления; 43 — корпус коробки передач; 44 — вал привода ВОМ.

Стакан одновременно служит гнездом шарикоподшипника, являющегося передней опорой вторичного вала, установленного соосно с первичным валом.

Устройство и работа коробки передач КПП трактора ЮМЗ-6

Коробка передач КПП (рисунок 1) трактора ЮМЗ-6, а также его модификаций является механической, пятиступенчатой, без прямой передачи, имеющая три передвижные каретки и понижающий редуктор, который удваивает число передач.

В отсеке переднем общего корпуса (поз. 43) КП и заднего моста смонтированы первичный (поз. 1), вторичный (поз. 29), промежуточный (поз. 37) валы и вал (рисунок 2, поз. 49) редуктора. Вал редуктора установлен на кронштейне (поз. 45), который крепится к правой стороне корпуса. На первичном валу закреплена болтом (поз. 2) ведущая шестерня (поз. 3) постоянного зацепления. Вал и шестерня вращаются в двух роликоподшипниках в стакане (поз. 5), который также является гнездом шарикоподшипника (поз. 8), служащего передней опорой вала вторичного (поз. 29), соосного с валом первичным.

Вторичный вал и ведущая шестерня главной передачи КПП ЮМЗ-6 выполнены как одно целое. Задняя часть вторичного вала опирается на роликоподшипник (поз. 30), который установлен в стакане (поз. 31). На шлицах вторичного вала смонтированы три каретки-шестерни, при помощи которых происходит включение той или иной передачи. Шестерня (поз. 28) имеет один зубчатый венец и включает первую передачу и передачу заднего хода. Шестерня (поз. 32), имеющая два зубчатых венца, включает третью и пятую передачи, а шестерня (поз. 9) – вторую и четвертую.

Промежуточный вал (поз. 37) полый, вращается в двух подшипниках, смонтированных в нижней части корпуса. На валу находятся: шестерня ведущая (поз. 34) заднего хода, шестерня ведущая (поз. 35) первой передачи, шестерня ведущая (поз. 36) третьей передачи, шестерня ведущая (поз. 38) пятой и четвертой передач, шестерня ведущая (поз. 39) второй передачи и шестерня промежуточная (поз. 42) постоянного зацепления.

Механизм блокировки

Для обеспечения безопасности на колонке переключения передач установлен механизм блокировки, предназначенный для исключения случаев пуска дизеля при включенной передаче.

Устройство состоит из:

  1. Включателя, установленного на корпусе колонки переключения передач
  2. Упора, установленного в качалке и действующего на включатель при перемещении качалки.

В нейтральном положении рычага переключения передач контакты включателя разомкнуты.

На тракторах ЮМЗ-6КМ вместо включателя установлен выключатель, контакты которого в нейтральном положении рычага переключения передач замкнуты.

При включении передачи контакты выключателя размыкаются и разрывают цепь включения стартера дизеля.

Раздатка на юмз

ЮМЗ 4х4 Т40. Роздатка переденего моста Т40. Литой корпус Подробнее

Раздаток ЮМЗ 4х4 под мост т 40 Подробнее

ЮМЗ-6 4×4 пвм от Т-40 информация о сборке. Подробнее

Самодельная раздатка на ЮМЗ-6 кл Подробнее

ЮМЗ 4х4 Quatro, ПВМ ЛТЗ-60, Т-40. Часть 2. Раздатка ПВМ без розрыва трактора Подробнее

Передний привод ЮМЗ 6 установка шестерни от Агро Краина Подробнее

УСТАНОВКА ПВМ НА ЮМЗ-6Л Подробнее

Порядок установки ПВМ Т-40 на ЮМЗ-6 jumz Подробнее

Jumz-6 4×4 (гибридная роздатка) Подробнее

сборка промежутки и моста трактора ЮМЗ 6\/collected the gap and the bridge of the tractor YUMZ 6 Подробнее

ЮМЗ мост газ 66 продолжение Подробнее

ЮМЗ Полный привод! ЮМЗ 4х4! Обзор Подробнее

Юмз с мостом от т 40. Подробнее

Передний ведущий мост на ЮМЗ своими руками Подробнее

Тест гидроходоуменьшителя для трактора ЮМЗ 6 Подробнее

Разбор коробки передач ЮМЗ-6

Хочу поменять шестерню третьей и пятой скорости. Не знаю как разбирать коробку дальше. Снял полик коробки, рулевую колонку бак гидравлики, располовинил трактор, отсоеденил часть коробки. Не могу вытащить стакан, не дает шестерня нижнего вала. Может кто разбирал? Подскажите.


Хочу поменять шестерню третьей и пятой скорости. Не знаю как разбирать коробку дальше. Снял полик коробки, рулевую колонку бак гидравлики, располовинил трактор, отсоеденил часть коробки. Не могу вытащить стакан, не дает шестерня нижнего вала. Может кто разбирал? Подскажите.

Вообще то тем по разборке(точнее ремонту)ЮМЗ хватает.Вот как нижний вал снимете,тогда стакан и выйдет.

Тем то хватает, но как доходит до деталей, то выясняется редко кто сам разбирал. Вот пример: как снять нижний вал?

Вот открутил нижний вал. Но вытащить его не могу. Подскажите. Если бы я знал, то не писал бы сюда. Вот фото. Файлы: img_8206_novyy_razmer.jpg img_8205_novyy_razmer.jpg

со стороны планетарки на нижнем валу есть гайка открути вытащиш вал

Вот открутил нижний вал. Но вытащить его не могу. Подскажите. Если бы я знал, то не писал бы сюда. Вот фото.

Сзади моста открутите четыре болта и снимите вал ВОМ(муфточку включения ВОМ не потеряйте-падает в мост). потом через открывшееся отверстие будет удобнее откручивать гайку промежуточного вала(нижнего).Ключ для гайки сделаете по месту-по гайке будет видно какой(если она вообще не заварена).Спереди снимите нижний стакан подшипника(за ним будет на валу стопорное кольцо ведущего вала ВОМ)(уже точно не помню..если не так то поправят).Снять все валики и вилочки.Когда открутите гайку на нижнем валу то можно будет его снять. за шестерней что Вам мешает снять стакан есть стальное кольцо-не потеряйте.

Спасибо большое. Если бы не ваши подсказки наверное не смог бы разобрать. Мне механики подсказывали задний мост разбирать, а его только и не разобрал.

Так они правы вам просто повезло что гайка на пром вале (нижнем) не была заварена

подскажите почему выскакивает вом на юмз с сенокоской нормально а с пресом выбиват вставляю уголок в рычак и педаль блокировки тогда нормально стакан менял новый который с задним валом соединяетрычак менял в кабину каторый выходит и бесполезно

Тем то хватает, но как доходит до деталей, то выясняется редко кто сам разбирал. Вот пример: как снять нижний вал?

подскажыте по каким стандартам можна выбрать новые качествиные шестерни на кпп юмз 6?

Я сымаю верхний вал не снимая нижнего.

Автору темы. Фотографируйте каждый этап разборки,(до разборки).иначе с такими навыками замучаетесь собирать. Без обид,всему надо научится,я тоже такой был,да все были.

Я сымаю верхний вал не снимая нижнего.

А как это у вас получилось.

твердость в первую очередь должна быть на уровне.

подскажыте по каким стандартам можна выбрать новые качествиные шестер

твердость в первую очередь должна быть на уровне.

как опредилить твёрдость

как опредилить твёрдость

с помощу твердомера который может мерять твердость по Роквелу алмазным наконечником..

как опредилить твёрдость

с помощу твердомера который может мерять твердость по Роквелу алмазным наконечником..

Автору темы. Фотографируйте каждый этап разборки,(до разборки).иначе с такими навыками замучаетесь собирать. Без обид,всему надо научится,я тоже такой был,да все были.

Весной буду разбирать сфотографирую и выложу в теме могу прокоментировать по телефону тама нет ничаго сложного я сымал много раз

Автору темы. Фотографируйте каждый этап разборки,(до разборки).иначе с такими навыками замучаетесь собирать. Без обид,всему надо научится,я тоже такой был,да все были.

Весной буду разбирать сфотографирую и выложу в теме могу прокоментировать по телефону тама нет ничаго сложного я сымал много раз

Я попробую описать этого в литературе нет меня научил старый механизатор 18 лет назат.За ошыпки извините я токо осваеваю комп. Разкатываем трактор сымаем промежутку верхние кришки на кпп и задниго моста разбирать (как показано выше на первом коментарии) сымаем вилки включения перидач с валами (вал и вилку на включения повышеной и пониженой можна не трогать) затем с внутреней стороны кпп на стакане есть стопорная пружына подшыпника сымаем её(можно посмотреть по каталоггу где она стоит кто некогда неразбирал) затем внутри стакана есьть болт под ключ на 27который прижемает подшыпник к валу розшплинтовать и выкрутить и потом наченается самое интересное берём 212 подшыпник роликовый который стоит в нутри стакана (его харашо выдно на фото в первом коментарии) проталкимаем нимного вовнутырь стакана ставим его руба и вытаскиваем затем збиваем подшыпник которые на валу(збивать со стороны кпп в стакан что-бы збить с вала)затем на корпусе кпп есте стопор который держыт обойму подшыпника хвостовика(стопор стоит по ходу трактора с левой стороны) выкручеваем его забываем обоему во внутырь кпп с стороны планитаркы заднего моста)и вал увас освободитца теперь нужно занисти заднею часть вала в левый задней угол кпп а переднею вправый передней угол (смотреть когда стоиш спереду кпп ) заднея часть вала должна сесть ниже верхней и вытаскиваем. Есль кто разбирал кпп то может это проделать очени быстро. Если кому что-то непонятно спрашывайте а фото зделаю весной при разборки кпп УДАЧИ

Подскажите пожалуйста почему на 1 и 3 из КПП доностится стук на остальных тишина. Повесне буду разбирать к чему готовиться.

Коробка переключения передач тракторов ЮМЗ бывает двух типов:

КПП ЮМЗ с подвижными шестернями.

КПП ЮМЗ с шестернями постоянного зацепления - синхронизированная.

Коробка передач ЮМЗ с подвижными шестернями имеет первичный вал 3 (рис. 10), вторичный 24, промежуточный 28, вал 37 ходоуменьшителя (редуктора), ось 39 шестерни заднего хода.


Рис.10. Коробка передач КПП ЮМЗ с подвижными шестернями

1 - корпус; 2 - вал привода ВОМ; 3 - первичный вал; 4 - стяжной болт первичного вала; 5 - шестерня первичного вала КПП ЮМЗ; 6 - стакан подшипников; 7 - регулировочные прокладки; 8 - блок шестерен II и IV передач; 9, 10, 11 и 12 - ползуны переключения передач и редуктора; 13-фиксатор; 14- блокировочный валик; 15защелка, 16 - поводок промежуточного валика переключения редуктора; 17 - тяга защелки; 18 - предохранительный чехол; 19 - рычаг переключения передач; 20- кулиса; 21 - упор валика переключения КПП ЮМЗ; 22 - блок шестерен III и V передач; 23 - шестерня I передачи и
заднего хода; 24 - вторичный вал; 25, 26 и 27 - ведущие шестерни заднего хода, I и II передач; 28 - промежуточный вал КПП ЮМЗ, 29 - блок шестерен IV и V передач; 30 - пробка; 31 и 36 - ведущие шестерни II передачи и редуктора: 32 и 34 - ведомые шестерни; 33 кронштейн редуктора; 35 - зубчатая муфта; 37 - вал редуктора; 38 - промежуточная шестерня заднего хода; 39 - ось; 40 и 41 - вилки; 42 - валик вилок

На валах коробки передач трактора ЮМЗ неподвижно размещены: шестерня 5 первичного вала, ведомая шестерня 32 постоянного зацепления, ведущая шестерня 31 второй передачи, блок шестерен 29 четвертой и пятой передач, ведущие шестерни 27, 26 и 25, соответственно третьей, первой передачи и заднего хода, промежуточная шестерня 38 заднего хода, ведомая и ведущая шестерни редуктора.

На валах коробки передач ЮМЗ подвижно размещены: блок шестерен второй и четвертой передач, блок шестерен третьей и пятой передач 22, шестерня первой передачи и заднего хода 23, зубчатая муфта редуктора 35.

Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов с приваренными вилками, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов.

Рычаг переключения передач трактора ЮМЗ установлен на крышке, снабжен кулисой и чехлом, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости.

Устройство механизма переключения передач ЮМЗ аналогично тракторам МТЗ.

На тракторах ЮМЗ-80, ЮМЗ-82 установлена механическая, 12 скоростная, трехдиапазонная, коробка передач ЮМЗ (КПП) с шестернями постоянного зацепления и синхронизаторами инерционного типа (или девятискоростная с подвижными шестернями).

Схема переключения диапазонов и передач ЮМЗ-80/82 приведена на рис.11.


Рис. 11. Схема переключения диапазонов (а) и передач (б) тракторов ЮМЗ-80, ЮМЗ-82

Ходоуменьшитель трактора ЮМЗ предназначен для использования трактора при работе с машинами, требующими пониженных скоростей (погрузчики
корнеклубнеплодов, подборщики овощей, рассадочно-посадочные машины и др.).

Устройство коробки передач трактора ЮМЗ-6

КПП трактора ЮМЗ-6 десятиступенчатая, четырехходовая. Она состоит из корпуса, трех валов, шестерен, редуктора и механизма переключения передач. Корпус коробки передач отлит заодно с корпусом заднего моста.

Корпус трансмиссии (заднего моста) ЮМЗ-6 передним фланцем соединен с корпусом сцепления болтами и центрирующими штифтами. На передней стенке корпуса имеется ряд расточенных отвертий. Малые верхние отверстия служат для установки валиков переключения передач.

Два центральных отверстия предназначены для установки первичного и промежуточного валов КПП ЮМЗ-6. С левой стороны от центральных отверстий имеется расточка в которой неподвижно устанавливают ось промежуточной шестерни. Корпус трансмиссии разделен литой вертикальной
перегородкой на два отсека. В переднем отсеке смонтирован механизм коробки передач.

В центральной части коробки передач ЮМЗ-6 размещены три вала: первичный, промежуточный и вторичный. Первичный и вторичный валы расположены соосно. Первичный вал установлен в стакане на двух роликовых цилиндрических подшипниках.

Стакан закреплен болтами на передней стенке корпуса трансмиссии. Первичный вал изготовлен заодно с задней вилкой соединительной муфты. На шлицах вала помещена шестерня, которая является ведущей на всех передачах. Осевое перемещение шестерне вдоль вала предотвращается
стяжным болтом, свободно проходящим внутри первичного вала.

В задней части стакана установлен шариковый подшипник, который является передней опорой вторичного вала КПП ЮМЗ-6. Под фланец стакана устанавливают набор регулировочных прокладок, необходимых для регулировки осевого смещения вторичного вала.

Задней опорой вторичного вала служит цилиндрический подшипник, который помещен в стакане, установленного в расточке перегородки корпуса трансмиссии.

Вторичный вал КПП ЮМЗ-6 изготовлен как одно целое с конической шестерней, которая передает вращение механизму заднего моста на в передачах. На наружной поверхности в имеются шлицы, по которым могут свободно перемещаться три каретки, с помощью которых можно получить пять
различных передач.

Первая и вторая каретки (по ходу трактора) представляют собой двойные шестерни, а задняя — одинарную шестерню, поскольку шестерни кареток ведомые, то с мощью наименьшей из них по диаметру можно установить самую высокую передачу.

Промежуточный вал коробки передач ЮМЗ-6 пустотелый, расположен ниже вторичного вала и вращается в двух шариковых подшипниках. Внутри вала проходит вал привода ВОМ, который в задней части опирается на бронзовую втулку, запрессованную в расточку промежуточного вала, а в передней — на шариковый подшипник, установленный в специальном корпусе.

В задней части вал имеет шлицы, на них помещены шесть шестерен, которые от смещения вдоль вала удерживаются стопорной пластиной, установленной в вырезе вала перед первой неподвижной шестерней. Вторая и третья шестерни объединены в одном блоке. Первая шестерня, кроме
наружных, имеет еще и внутренние зубья, в которые может входить малый венец двойной подвижной шестерни.

Двойная подвижная шестерня свободно размещена на гладкой части промежуточного вала и имеет внутри бронзовую втулку. Большой венец этой шестерни постоянно находится в зацеплении с шестерней первичного вала.

С помощью двойной подвижной шестерни и встроенного с правой стороны редуктора можно удвоить число передач, получаемых передвижением кареток на вторичном валу.

Редуктор КПП ЮМЗ-6, необходимый для понижения скоростей и удваивающий число передач, представляет собой обособленный узел. Механизм редуктора смонтирован на специальном кронштейне, который закреплен болтами к корпусу коробки передач с правой стороны.

Кронштейн отливают из чугуна вместе с двумя приливами, которые имеют соосные расточки. В них помещены шариковые подшипники, являющиеся опорами вала редуктора. Вал редуктора несет на себе ведомую шестерню, внутри которой запрессована бронзовая втулка. На шлицевой части вала
установлены ведущая шестерня редуктора и зубчатая муфта.

ЗЗубчатая муфта КПП ЮМЗ-6 может перемещаться вдоль вала под действием вилки переключения, которая входит в кольцевую канавку на ступице муфты. Если переместить зубчатую муфту вперед, произойдет зацепление ее внутренних зубьев с зубьями малого венца ведомой шестерни, что будет
соответствовать включенному редуктору.

ЕЕсли переместить зубчатую муфту назад, то произойдет отключение ее от ведомой шестерни, которая, оставаясь в зацеплении с двойной шестерней промежуточного вала, свободно вращается на валу редуктора.

Промежуточная шестерня заднего хода расположена сзади в нижней части переднего отсека корпуса трансмиссии и находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней заднего хода, установленной на промежуточном валу.

Шестерня вращается в двух шариковых подшипниках на неподвижной оси, закрепленной в расточках кронштейна корпуса коробки передач ЮМЗ-6. От проворачивания в корпусе ось стопорят установочным болтом, цилиндрический венец которого входит в паз, выфрезерованный на оси.

Детали коробки передач ЮМЗ-6 смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в корпусе трансмиссии. Его заливают через отверстие в крышке коробки передач, закрываемое пробкой. На стенке кронштейна редуктора имеются две контрольные пробки.

Масло заливают до уровня верхней пробки и доливают, когда уровень масла достигнет нижней пробки. Сливают грязное масло через два отверстия, расположенные в дне корпуса. Сливные отверстия закрывают магнитными пробками.

Необходимо более подробно изучить конструкцию этого важного элемента. Он представляет собой стандартную коробку передач механического типа, оснащенную 5-ю ступенями, что позволяет подобрать оптимальную скорость движения. Следует отметить, что благодаря наличию сразу 3-х передвижных кареток, а также понижающего редуктора удается удвоить количество передач.

Как показывает схема коробки передач ЮМЗ, ключевыми элементами подобного узла представляются следующие детали:

  • валы — первичный, промежуточный, вторичный, а также редукторный;
  • корпус, в котором размещены все детали;
  • шестереночные механизмы — ведущие и ведомые;
  • рычаг переключения передач;
  • зубчатая муфта;
  • крепежные элементы, фиксаторы, кронштейны, защелки.


Необходимо отметить, что корпус подобного элемента напрямую соединен с корпусом заднего моста. Все движущиеся детали КПП данной модели смазываются во избежание механического повреждения вследствие трения. Масло заливается в устройство с помощью специального отверстия, которое расположено в крышке коробки.

Для того чтобы агрегат служил длительное время без каких-либо проблем, необходимо своевременно менять масло, а также контролировать его уровень. С этой целью на корпусе КПП размещены 2 контрольные пробки — минимальный и максимальный уровень масла. Для слива масла приспособлено другое отверстие, расположенное в нижней части узла, которое закрывается магнитной пробкой.

Рис.1 — Коробка передач КПП трактора ЮМЗ-6

Вал (поз. 49) редуктора вращается в шарикоподшипниках, смонтированных в кронштейне (поз. 45). На цилиндрической части вала находится шестерня ведомая (поз. 46) редуктора, а на шлицевой – муфта зубчатая (поз. 47) включения редуктора, а также шестерня ведущая (поз. 48). Зубчатая муфта выполнена с кольцевой проточкой и может перемещаться вдоль вала. Включение редуктора приводит к зацеплению зубчатой муфты и венца ступицы шестерни (поз. 46). В это же время шестерня (поз. 42) передвигается, выходя дополнительным зубчатым венцом из зацепления с венцом внутренним шестерни (поз. 39), вводясь в зацепление с шестерней (поз. 46) редуктора.

Смазка деталей коробки передач трактора ЮМЗ-6 осуществляется путем разбрызгивания масла, которое находится в корпусе самой коробки и заднего моста. Элементы, возникающие в процессе изнашивания деталей и узлов, а также другие частицы металла оседают на магните пробки (поз. 41), которая закрывает отверстие для слива в корпусе.

Возможные неисправности

Несмотря на высокое качество сборки и внушительный ресурс комплектующих коробка передач тракторов серии ЮМЗ нередко требует ремонта. Как правило неполадки возникают на агрегатах с внушительным пробегом, элементы которых имеют высокую степень износа. К числу наиболее характерных поломок, встречающихся чаще всего, целесообразно отнести:

  • увеличенный свободный ход рычага переключения передач либо их резкое выключение;
  • излишний шум при работе устройства;
  • перегрев;
  • стук при переключении скоростей.

Подобные поломки могут привести к серьезным проблемам вплоть до выхода из строя всего агрегата, в связи с чем настоятельно рекомендуется начинать ремонт коробки передач ЮМЗ незамедлительно после их обнаружения.


Диагностику неисправностей следует осуществлять при переключении первой задней и передней передачи.

При длительной эксплуатации рекомендуется проводить визуальный осмотр деталей разобранной КПП на предмет наличия дефектов.

Способы устранения поломок

Возможны следующие поломки:

  1. Если свободный ход рычага передач внезапно увеличился либо они самопроизвольно выключаются при эксплуатации, скорее всего имеет место отсутствие должного контакта в шестереночном механизме. Как правило это вызвано износом вилок переключения, кареток. Коме того из строя могли выйти пружины фиксаторов, которые потребуется заменить для восстановления работоспособного состояния устройства.
  2. При обнаружении перегрева либо нехарактерного шума следует проверить состояние валовых подшипников, поскольку их поломка нередко приводит к подобным проблемам. Для этого потребуется демонтировать пол кабины, слить масло из КПП, после чего открыть его крышку и проверить работоспособность всех валов. Поврежденные элементы, обнаруженные при осмотре, потребуется заменить.
  3. Стук при переключении скоростей проявляется при поломках шестереночного механизма, связанного с износом отдельных элементов. Для устранения неисправности потребуется демонтировать крышку и раздаточный узел, после чего найти сломанную деталь и заменить её.

Если изучить каталог КПП-запчастей, можно сделать вывод, что обслуживание подобного агрегата и его ремонт не потребуют существенных затрат, так как все расходные элементы отличаются доступной стоимостью.

Устройство раздатки

Узел выполнен в отдельном чугунном корпусе в виде одноступенчатого редуктора с цилиндрическими шестернями и обгонной муфтой. Привод механизм получает от вторичного вала коробки передач через промежуточную шестерню, установленную на оси в перегородке КПП. Смазка механизма осуществляется разбрызгиванием масла с общей ёмкости трансмиссии трактора.

В состав механизма входит:

Обгонная муфта

Наружная обойма 5, являясь ведущей частью муфты, своим внешним зубчатым венцом постоянно находится в зацеплении с промежуточной шестернёй 12 в КПП и получает вращение на всех передачах. Обойма опирается на два подшипника 7 установленных на наружном диаметре ведомой части 6 муфты, которая, в свою очередь, вращается независимо на валу 8 раздаточной коробки, опираясь на латунную втулку. Таким образом, обе обоймы в разблокированном состоянии вращаются независимо друг от друга. В восьми профильных пазах 10 ведущей части муфты находятся блокирующие ролики со штифтами 9 и пружинами 11, которые заперты пробками. Для соединения с зубчатым блоком 2 при переключении режимов работы ПВМ ведущая и ведомая части муфты имеют внутренние зубчатые венцы.

Для справки! Номера подшипников раздатки МТЗ 82:

Муфта переключения режимов

Зубчатая муфта представляет собой единый скользящий по шлицам вала зубчатый блок с одноимёнными наружными зубчатыми венцами для взаимодействия с ведомой и ведущей обоймами обгонной муфты. Выбором положения блока определяется режим работы переднего моста. Механизм управления представляет собой систему тяг от рычага управления связанных с осью в корпусе узла, которая передвигает вилку, взаимодействующую через кольцевую выточку в зубчатом блоке.

Для справки! Раздаточная коробка МТЗ 52 отличается от узла трактора МТЗ 82 отсутствием режима отключения муфты свободного хода. Раздатку МТЗ 82 можно устанавливать на 52-й – наоборот, не рекомендуется.

Конструкция

Коробка передач тракторов ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ:

  1. Механическая
  2. Пятиступенчатая
  3. Без прямой передачи
  4. С тремя передвижными каретками и понижающим редуктором, удваивающим число передач.

В переднем отсеке общего корпуса коробки передач и заднего моста установлены:

  1. Первичный
  2. Вторичный
  3. Промежуточный валы
  4. Вал редуктора.

Вал редуктора смонтирован на приставном кронштейне, закрепленном с правой стороны корпуса. На шлицах первичного вала установлена и закреплена стяжным болтом ведущая шестерня постоянного зацепления.

Вал с шестерней вращается на двух роликовых подшипниках в стакане, установленном в расточках передней стенки и перегородки корпуса.

Наружные обоймы обоих подшипников зафиксированы с наружных торцов между разрезным пружинным кольцом, вставленным в кольцевую выточку стакана, и двумя прижимными пластинами, что ограничивает осевое перемещение узла первичного вала.

1 — первичный вал; 2 — стяжной болт; 3 — ведущая шестерня; 4 — прижимные пластины; 5 и 31 — стаканы; 6 — промежуточный валик; 7 — регулировочная прокладка; 8 — шарико-подшипник; 9 — шестерня включения второй и четвертой передач; 10 — валики переключения передач; 11 — фиксатор валика переключения; 12 — блокировочный валик; 13 — фиксатор блокировочного валика; 14 — тяга; 15 — кулиса; 16 — включатель; 17 — упор; 18 — ось; 19 — рычаг включения блокировки муфты привода ВОМ; 20 — качалка; 21 — подпружиненная защелка; 22 — стойка; 23 — рычаг переключения передач; 24 — болт; 25 — корпус колонки переключения передач; 26 — вилка; 27 — упор; 26 — шестерня включения первой передачи и передачи заднего хода; 29— вторичный вал; 30 — роликоподшипник; 32 — шестерня включения третьей и пятой передач; 33 — круглая гайка: 34 — ведущая шестерня заднего хода; 35 — ведущая шестерня первой передачи: 36 — ведущая шестерня третьей передачи; 37 — промежуточный вал; 38 — ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 39 — ведущая шестерня второй передачи; 40 — упорное кольцо; 41 — пробка для слива масла; 42 — шестерня постоянного зацепления; 43 — корпус коробки передач; 44 — вал привода ВОМ.

Стакан одновременно служит гнездом шарикоподшипника, являющегося передней опорой вторичного вала, установленного соосно с первичным валом.

Устройство и работа коробки передач КПП трактора ЮМЗ-6

Коробка передач КПП (рисунок 1) трактора ЮМЗ-6, а также его модификаций является механической, пятиступенчатой, без прямой передачи, имеющая три передвижные каретки и понижающий редуктор, который удваивает число передач.

В отсеке переднем общего корпуса (поз. 43) КП и заднего моста смонтированы первичный (поз. 1), вторичный (поз. 29), промежуточный (поз. 37) валы и вал (рисунок 2, поз. 49) редуктора. Вал редуктора установлен на кронштейне (поз. 45), который крепится к правой стороне корпуса. На первичном валу закреплена болтом (поз. 2) ведущая шестерня (поз. 3) постоянного зацепления. Вал и шестерня вращаются в двух роликоподшипниках в стакане (поз. 5), который также является гнездом шарикоподшипника (поз. 8), служащего передней опорой вала вторичного (поз. 29), соосного с валом первичным.

Вторичный вал и ведущая шестерня главной передачи КПП ЮМЗ-6 выполнены как одно целое. Задняя часть вторичного вала опирается на роликоподшипник (поз. 30), который установлен в стакане (поз. 31). На шлицах вторичного вала смонтированы три каретки-шестерни, при помощи которых происходит включение той или иной передачи. Шестерня (поз. 28) имеет один зубчатый венец и включает первую передачу и передачу заднего хода. Шестерня (поз. 32), имеющая два зубчатых венца, включает третью и пятую передачи, а шестерня (поз. 9) – вторую и четвертую.

Промежуточный вал (поз. 37) полый, вращается в двух подшипниках, смонтированных в нижней части корпуса. На валу находятся: шестерня ведущая (поз. 34) заднего хода, шестерня ведущая (поз. 35) первой передачи, шестерня ведущая (поз. 36) третьей передачи, шестерня ведущая (поз. 38) пятой и четвертой передач, шестерня ведущая (поз. 39) второй передачи и шестерня промежуточная (поз. 42) постоянного зацепления.

Механизм блокировки

Для обеспечения безопасности на колонке переключения передач установлен механизм блокировки, предназначенный для исключения случаев пуска дизеля при включенной передаче.

Устройство состоит из:

  1. Включателя, установленного на корпусе колонки переключения передач
  2. Упора, установленного в качалке и действующего на включатель при перемещении качалки.

В нейтральном положении рычага переключения передач контакты включателя разомкнуты.

На тракторах ЮМЗ-6КМ вместо включателя установлен выключатель, контакты которого в нейтральном положении рычага переключения передач замкнуты.

При включении передачи контакты выключателя размыкаются и разрывают цепь включения стартера дизеля.

Разбор коробки передач ЮМЗ-6

Хочу поменять шестерню третьей и пятой скорости. Не знаю как разбирать коробку дальше. Снял полик коробки, рулевую колонку бак гидравлики, располовинил трактор, отсоеденил часть коробки. Не могу вытащить стакан, не дает шестерня нижнего вала. Может кто разбирал? Подскажите.


Хочу поменять шестерню третьей и пятой скорости. Не знаю как разбирать коробку дальше. Снял полик коробки, рулевую колонку бак гидравлики, располовинил трактор, отсоеденил часть коробки. Не могу вытащить стакан, не дает шестерня нижнего вала. Может кто разбирал? Подскажите.

Вообще то тем по разборке(точнее ремонту)ЮМЗ хватает.Вот как нижний вал снимете,тогда стакан и выйдет.

Тем то хватает, но как доходит до деталей, то выясняется редко кто сам разбирал. Вот пример: как снять нижний вал?

Вот открутил нижний вал. Но вытащить его не могу. Подскажите. Если бы я знал, то не писал бы сюда. Вот фото. Файлы: img_8206_novyy_razmer.jpg img_8205_novyy_razmer.jpg

со стороны планетарки на нижнем валу есть гайка открути вытащиш вал

Вот открутил нижний вал. Но вытащить его не могу. Подскажите. Если бы я знал, то не писал бы сюда. Вот фото.

Сзади моста открутите четыре болта и снимите вал ВОМ(муфточку включения ВОМ не потеряйте-падает в мост). потом через открывшееся отверстие будет удобнее откручивать гайку промежуточного вала(нижнего).Ключ для гайки сделаете по месту-по гайке будет видно какой(если она вообще не заварена).Спереди снимите нижний стакан подшипника(за ним будет на валу стопорное кольцо ведущего вала ВОМ)(уже точно не помню..если не так то поправят).Снять все валики и вилочки.Когда открутите гайку на нижнем валу то можно будет его снять. за шестерней что Вам мешает снять стакан есть стальное кольцо-не потеряйте.

Спасибо большое. Если бы не ваши подсказки наверное не смог бы разобрать. Мне механики подсказывали задний мост разбирать, а его только и не разобрал.

Так они правы вам просто повезло что гайка на пром вале (нижнем) не была заварена

подскажите почему выскакивает вом на юмз с сенокоской нормально а с пресом выбиват вставляю уголок в рычак и педаль блокировки тогда нормально стакан менял новый который с задним валом соединяетрычак менял в кабину каторый выходит и бесполезно

Тем то хватает, но как доходит до деталей, то выясняется редко кто сам разбирал. Вот пример: как снять нижний вал?

подскажыте по каким стандартам можна выбрать новые качествиные шестерни на кпп юмз 6?

Я сымаю верхний вал не снимая нижнего.

Автору темы. Фотографируйте каждый этап разборки,(до разборки).иначе с такими навыками замучаетесь собирать. Без обид,всему надо научится,я тоже такой был,да все были.

Я сымаю верхний вал не снимая нижнего.

А как это у вас получилось.

твердость в первую очередь должна быть на уровне.

подскажыте по каким стандартам можна выбрать новые качествиные шестер

твердость в первую очередь должна быть на уровне.

как опредилить твёрдость

как опредилить твёрдость

с помощу твердомера который может мерять твердость по Роквелу алмазным наконечником..

как опредилить твёрдость

с помощу твердомера который может мерять твердость по Роквелу алмазным наконечником..

Автору темы. Фотографируйте каждый этап разборки,(до разборки).иначе с такими навыками замучаетесь собирать. Без обид,всему надо научится,я тоже такой был,да все были.

Весной буду разбирать сфотографирую и выложу в теме могу прокоментировать по телефону тама нет ничаго сложного я сымал много раз

Автору темы. Фотографируйте каждый этап разборки,(до разборки).иначе с такими навыками замучаетесь собирать. Без обид,всему надо научится,я тоже такой был,да все были.

Весной буду разбирать сфотографирую и выложу в теме могу прокоментировать по телефону тама нет ничаго сложного я сымал много раз

Я попробую описать этого в литературе нет меня научил старый механизатор 18 лет назат.За ошыпки извините я токо осваеваю комп. Разкатываем трактор сымаем промежутку верхние кришки на кпп и задниго моста разбирать (как показано выше на первом коментарии) сымаем вилки включения перидач с валами (вал и вилку на включения повышеной и пониженой можна не трогать) затем с внутреней стороны кпп на стакане есть стопорная пружына подшыпника сымаем её(можно посмотреть по каталоггу где она стоит кто некогда неразбирал) затем внутри стакана есьть болт под ключ на 27который прижемает подшыпник к валу розшплинтовать и выкрутить и потом наченается самое интересное берём 212 подшыпник роликовый который стоит в нутри стакана (его харашо выдно на фото в первом коментарии) проталкимаем нимного вовнутырь стакана ставим его руба и вытаскиваем затем збиваем подшыпник которые на валу(збивать со стороны кпп в стакан что-бы збить с вала)затем на корпусе кпп есте стопор который держыт обойму подшыпника хвостовика(стопор стоит по ходу трактора с левой стороны) выкручеваем его забываем обоему во внутырь кпп с стороны планитаркы заднего моста)и вал увас освободитца теперь нужно занисти заднею часть вала в левый задней угол кпп а переднею вправый передней угол (смотреть когда стоиш спереду кпп ) заднея часть вала должна сесть ниже верхней и вытаскиваем. Есль кто разбирал кпп то может это проделать очени быстро. Если кому что-то непонятно спрашывайте а фото зделаю весной при разборки кпп УДАЧИ

Подскажите пожалуйста почему на 1 и 3 из КПП доностится стук на остальных тишина. Повесне буду разбирать к чему готовиться.

Читайте также: