Ремонт генератора г 221 своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

На автомобиле установлен генератор переменного тока типа Г-221A. Он представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. Генератор установлен на двигателе с правой стороны и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Через отверстия в проушинах крышек генератор крепится болтом к кронштейну двигателя, а шпилькой – к натяжной планке.


Генератор Г221А: 1 – вывод "67"; 2 – щеткодержатель; 3 – центральный вывод обмотки статора; 4 – вывод "30"; 5 – задняя крышка генератора; 6 – передняя крышка генератора; 7 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 8 – шкив; 9 – статор

Технические характеристики генератора Г-221А:

Номинальное напряжение, B

Максимальная сила тока отдачи при 14 В и частоте вращения ротора 5000 об/мин, А

4,28
Основные части генератора – это ротор, статор и крышки, отлитые из алюминиевого сплава.


Детали генератора Г221А: 1 – шкив; 2 – шпонка сегментная; 3 – передняя крышка генератора; 4 – наружная шайба крепления подшипника; 5 – передний подшипник ротора; 6 – ротор; 7 – болт стяжной; 8 – статор; 9 – задний подшипник ротора; 10 – буферная втулка; 11 – задняя крышка; 12 – изолирующие втулки; 13 – болт; 14 – щеткодержатель; 15 – выпрямительный блок; 16 – контактный болт; 17 – болт; 18 – болт; 19 – внутренняя шайба крепления подшипника; 20 – крыльчатка вентилятора

Ротор состоит из вала, на рифленую поверхность которого напрессована стальная втулка и стальные клювообразные полюсы, образующие вместе с валом и втулкой ротора сердечник электромагнита. На втулке между полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка ротора (обмотка возбуждения). Выводы обмотки припаяны к контактным кольцам, установленным на пластмассовой втулке, расположенной на вале. На переднем конце вала ротора с помощью сегментной шпонки гайкой закреплены шкив и крыльчатка вентилятора охлаждения. Вал ротора вращается в двух шариковых подшипниках, установленных в крышках генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора, а передний удерживается в крышке специальными шайбами, закрепленными четырьмя болтами с гайками.

Статор набран из пластин электротехнической стали. В пазы на внутренней поверхности статора уложена трехфазная обмотка. Каждая обмотка состоит из шести последовательно соединенных катушек. Одни выводы обмоток соединены с парами диодов выпрямительного блока, а другие – с центральным выводом генератора, который соединен проводом с выводом "85" реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.

Для преобразования переменного тока в постоянный в генератор встроен выпрямительный блок на шести кремниевых диодах, установленный в задней крышке и закрепленный на ней тремя болтами. Корпуса диодов запрессованы в два изолированных друг от друга алюминиевых держателя для положительных и отрицательных диодов, собранных в единый блок. Три диода имеют на корпусе "плюс" (положительные диоды), другие три – "минус" (отрицательные диоды). На держателе положительных диодов установлен контактный болт вывода "30" генератора. Держатель отрицательных диодов соединен с задней крышкой генератора – "массой".

Щеткодержатель крепится винтом на задней крышке генератора. Одна его щетка соединена с "массой", а другая, через вывод "67" генератора, с регулятором напряжения.

Регулятор напряжения предназначен для поддержания номинального напряжения в электрической сети автомобиля независимо от частоты вращения вала. Через вывод "15" регулятор соединен с замком зажигания.

Внимание! Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных напряжений на выводе "30" генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Цепочка должна выглядеть так (словесно) Цепь РН: На контакт 15 РН (регулятора напряжения) должен подходить провод на котором появляется + при включении зажигания, с контакт 67 РН на контакт 67 генератора уходит провод.
Цепь КЛ: С нулевого вывода генератора провод на контакт 85 РС 702, на контакты 87 и 86 РС 702 должен приходить + при включении зажигания, с контакта 30/51 уходит провод на лампу с рисунком АкБ, второй хвост лампы висит на минусе.

Теперь все это надо привязать к схеме вашего автомобиля.

Генератор Г-222 используется на большинстве отечественных автомобилей. Он способен выдать максимальную силу тока 55 Ампер при напряжении 13 Вольт и 5000 оборотов в минуту. Передаточное соотношение между коленчатым валом двигателя и шкивом генератора 1 к 2,04. При этом ротор может вращаться с максимальной скоростью 13000 оборотов в минуту. Регулировка напряжения производится в интервале от 13,6 до 14,6 Вольт.

Конструктивные особенности

На автомобилях ВАЗ-2105 и других моделях генератор необходим для питания системы электроснабжения при работе двигателя. От него также производится зарядка аккумуляторной батареи. Практически до конца восьмидесятых на всех автомобилях устанавливали генератор Г-222.


Начиная с модели ВАЗ-2108, устанавливали генераторы 37.3701. Его конструкция абсолютно такая же, как и у генератора Г-222, характеристики отличаются совсем немного. Имеются отличия в намоточных данных статора и ротора, немного иной тип регулятора напряжения и тока выпрямителя. Позднее 37.3701 начали устанавливаться и на автомобили ВАЗ-2105.

Где установлен генератор?

Если присмотреться внимательно, то окажется, что автомобильный генератор вырабатывает трехфазное напряжение. Это синхронные электрические машины, возбуждение обмоток производится при помощи электромагнита. Чтобы преобразовать переменный ток в постоянный, в задней части генератора устанавливается выпрямитель, который состоит из кремниевых диодов. Благодаря такой схеме подключения получается преобразовать трехфазное переменное напряжение в постоянное однополярное.

Монтаж генераторной установки производится возле блока двигателя, с правой стороны. Крутящий момент от шкива коленвала передается при помощи клинообразного ремня. На крышках генераторной установки имеются проушины, при помощи которых устройство закрепляется на кронштейнах. Внутри этих проушин установлены резиновые втулки, они позволяют сберечь их от повреждения при чрезмерной затяжке. Сверху генератор Г-222, схема подключения которого приведена на фото в статье, крепится к натяжной планке при помощи шпильки и гайки.


Основные компоненты генератора

Можно выделить четыре основных элемента, из которых состоит генератор Г-222:

  1. Подвижный ротор, на котором имеется обмотка возбуждения.
  2. Статор – неподвижная часть, в которой вырабатывается электрический ток.
  3. Передняя и задняя крышки, изготавливаются они из сплава алюминия. Благодаря этому они имеют очень маленький вес, а самое главное – прекрасно охлаждаются.
  4. Ротор представляет собой вал с рифленой поверхностью. На нём запрессованы стальные полюса, имеющие форму клюва. Вместе с сердечником вал образует электромагнит. Внутри клювообразных полюсов находится пластиковый каркас, на котором имеется обмотка возбуждения. Края обмоток подключены к контактным кольцам с задней стороны ротора. Эти кольца смонтированы на пластиковой втулке.

Подшипники ротора

Чтобы облегчить вращение ротора, в передней и задней крышках устанавливаются подшипники. Они имеют закрытый тип, смазка заложена непосредственно во время изготовления устройства. Когда происходит эксплуатация, нет необходимости дополнительно закладывать туда смазочные материалы. При неисправности генератора Г-222, связанной с подшипниками, необходимо заменять ролики, ремонту они не подлежат.

Внутренняя часть подшипника, расположенного сзади, запрессована непосредственно на валу ротора. При помощи резинового кольца зажимается наружная часть подшипника. Внутренняя часть подшипника, расположенного в передней крышке, свободно установлена на роторе. Также там имеется дистанционное кольцо. Наружная обойма зажата при помощи двух шайб, зафиксированных четырьмя болтами.


В передней части вала ротора при помощи шпоночного соединения установлен шкив и вентилятор, которым происходит охлаждение выпрямительного блока и внутренней части генератора. Поток воздуха поступает в окна, расположенные в передней крышке, свободно проходит по статору и ротору, после чего, охлаждая выпрямительный блок, вырывается наружу.

Статор генератора

Для изготовления статора используется электротехническая сталь. Множество пластин соединяются при помощи электрической сварки. Изнутри в статоре есть 36 пазов. Они изолированы при помощи лака или картона. В эти базы плотно укладывается три обмотки, которые позволяют вырабатывать трехфазное напряжение.


В задней крышке расположены следующие компоненты:

  1. Полупроводниковый выпрямительный блок.
  2. Регулятор напряжения и щеткодержатель в едином корпусе.
  3. Конденсатор.
  4. Подшипник.
  5. Силовые контакты.

Блок выпрямителя

На задней крышке находится выпрямительный блок. Он собран по мостовой схеме, содержит в себе шесть силовых полупроводниковых диодов. Если проводить диагностику этих устройств, то необходимо знать, что они пропускают электрический ток лишь в одну сторону. Диоды расположены на специальных алюминиевых держателях. Чтобы упростить крепеж, половина полупроводников соединяется с одной частью подковообразной пластины, другие со второй.


Регулятор напряжения

Благодаря этому прибору на выходе статорных обмоток удерживается оптимальное значение напряжения, независимо от того, с какой частотой вращается ротор. Причем значение напряжения будет удерживаться в диапазоне 13,6-14,6 Вольт, невзирая на то, какая нагрузка воздействует на двигатель и систему электроснабжения. Генератор Г-222, устройство которого такое же, как и у его последователя 37.3701, имеет малогабаритный регулятор напряжения.


Конструктивно реле-регулятор и щеткодержатель выполнены в одном корпусе. По щеткам, которые прижимаются к контактным кольцам на роторе, поступает напряжение питания обмотки возбуждения. Одна щётка соединяется контактом "В" регулятора напряжения, вторая с выводом "Ш".

Если бы не было регулятора

В том случае, если бы не было этого прибора, напряжение на выходе генератора могло бы изменяться в огромном диапазоне – от 9 В до 25-30 В. Конечно, это сразу бы вывело из строя все потребители электричества. Основные условия работы любого генератора – это наличие постоянного магнитного поля, причем подвижного. Именно регулятор и позволяет создать постоянное поле. Чтобы скорректировать напряжение на выходе установки, в выпрямительный блок устанавливаются менее мощные дополнительные диоды. С их помощью можно немного увеличить напряжение на выходе.

Как работает генераторная установка?

После того как включается зажигание, срабатывает реле, которое подает напряжение от положительной клеммы аккумулятора на регулятор. При этом регулятор напряжения переходит в открытое состояние, подает ток на обмотку возбуждения ротора. Питание от плюса аккумулятора поступает на регулятор, через обмотку возбуждения, на массу, то есть минусовой вывод АКБ.


При этом вокруг ротора создается магнитное поле, причём оно постоянное. Как только начинает вращаться коленчатый вал, раскручивается и ротор генераторной установки. При этом под зубцами статора проходит то северный полюс, то южный. Магнитное поле движется, в результате этого на статорных обмотках вырабатывается электрический ток. После этого переменное напряжение, которое снимается с трех выводов статорной обмотки, поступает на блок выпрямителя.

В том случае, если частота вращения ротора увеличивается, на выходе генератора напряжение превышает значение в 14,6 Вольт, регулятор переходит в закрытое состояние. При этом ток на обмотку возбуждения не подаётся. И тогда резко уменьшается напряжение на выходе генератора, после этого регулятор открывается. Количество переходов в открытое и закрытое состояние может составлять до 250 раз за одну секунду. А на выходе генераторной установки изменения напряжения незаметны. Чтобы максимально сгладить пульсации электрического тока, а самое главное – избавиться от переменной составляющей, установлен электролитический конденсатор.


Как разобрать генератор?

Чтобы разобрать генератор, необходимо сначала его снять. Для этого выкручивается гайка, расположенная на верхней планке. Снизу выкручивается болт, которым произведено крепление к блоку двигателя. Желательно перед началом разборки очистить и продуть устройство. После чего можно выкрутить гайку, при помощи которой крепится шкив. Дальнейшие действия:

  1. Съемником необходимо демонтировать шкив, аккуратно снять шпонку и шайбу.
  2. Теперь нужно отключить вывод регулятора. Регулятор напряжения закреплен на задней части генератора при помощи двух болтов. Выкрутите их.
  3. Аккуратно извлеките устройство вместе с щеткодержателем. После этого отсоедините конденсатор.
  4. Далее необходимо выкрутить гайки, которыми произведена стяжка крышек генераторной установки. Выкрутить винты, которые соединяют выводы диодов и обмоток статора.
  5. Выкрутите гайку на контактном выводе.
  6. Демонтируйте блок выпрямителя.

После этого можно полностью вынуть ротор и заняться диагностикой всех компонентов генератора. Отличия генераторов Г-221 от Г-222 незначительные, поэтому можно проводить разборку по вышеизложенной инструкции.

Простое устройство ВАЗ 2107 позволяет автомобилистам самостоятельно обслуживать и ремонтировать автомобиль. Однако с некоторыми узлами могут возникнуть проблемы. Например, с генератором, так как не все водители имеют адекватные знания по работе с электрооборудованием.

Генератор ВАЗ 2107: назначение и основные функции

Основная задача генератора — вырабатывать электричество для подзарядки аккумулятора. Это означает, что во многих (если не во всех) отношениях производительность машины зависит от того, насколько хорошо согласованы работа генератора и аккумулятора.

Генераторные установки для ВАЗ 2107 выпускаются с 1982 года. Заводское обозначение их — Г-221А.

Генератор Г-221А

Технические характеристики генератора Г-221А

На ВАЗ 2107 устанавливались два типа генераторов (карбюраторный и инжекторный), каждый из которых имел заводское обозначение: 372.3701 или 9412.3701. Поэтому характеристики устройств могут быть разными, так как инжекторные модели потребляют больше электроэнергии, соответственно, и мощность генератора должна быть выше.

Все генераторы ВАЗ 2107 имеют одинаковое номинальное напряжение — 14 В.

Генератор Г-221А для карбюраторных автомобилей

Таблица: сравнение характеристик разных модификаций генераторов для ВАЗ 2107

Название генератора Максимальный выходной ток, А. Мощность, Вт Вес (кг
Карбюратор ВАЗ 2107 55 770 4.4
ВАЗ 2107 инжектор 80 1120 4.9

G-221A был оптимальным устройством для оснащения автомобилей в эпоху начала массового производства. Однако с 1980-х годов прошло много времени, и сегодня практически каждый автомобилист пользуется современными электронными устройствами:

  • звуковые системы;
  • системы навигации;
  • дополнительные осветительные приборы (тюнинг) и др.

Тюнинг фар ВАЗ 2107

Соответственно, генератор Г-221А не справляется с большими нагрузками, поэтому водители начинают искать более мощные агрегаты.

Видео: принцип работы генератора

Схема подключения Г-221А

Схема подключения генератора Г-221А

Многие автовладельцы задаются вопросом, куда какой провод подключить при замене генератора. Дело в том, что в устройстве несколько разъемов и проводов, и при замене легко забыть, какой провод куда идет:

  • Оранжевый бесполезен для подключения, вы можете оставить его как есть или подключить непосредственно к серому для автоматического запуска;
  • к щеткам от регулятора напряжения идет толстый серый провод;
  • серый тонкий провод идет к реле;
  • желтый провод — индикаторная лампа координат на пульте управления.

При работе с Г-221А назначение проводов лучше подписать, чтобы потом не соединить неправильно.

Подключение генератора

Устройство генератора ВАЗ 2107

Ротор

Ротор Г-221А состоит из вала с рифленой поверхностью, по которой надеваются стальная втулка и полюса. Рукав и шесты в форме клюва вместе образуют так называемый сердечник электромагнита. Это сердечник, который генерирует электромагнитное поле при вращении вала ротора.

Обмотка возбуждения также находится внутри ротора. Ставится между полюсами.

Подвижная часть ротора гофрированная, вал — вращается на двух шарикоподшипниках. Задний подшипник установлен непосредственно на валу, а передний подшипник прикреплен к крышке генератора.

Ротор генератора Г-221А

Статор

Статор собирается из специальных пластин толщиной 1 мм. Пластины изготовлены из электротехнической стали. Именно в пазах статора расположена трехфазная обмотка. Катушки обмотки (всего их шесть) выполнены из медной проволоки. Фактически, электромагнитное поле сердечника ротора преобразуется катушками в чистое электричество.

Статор с обмотками

Выпрямитель

Генератор в описанной конфигурации вырабатывает только переменный ток, которого явно недостаточно для бесперебойной работы автомобиля. Поэтому в G-221A есть выпрямитель (или диодный мост), основная задача которого — преобразовывать переменный ток в постоянный.

Диодный мост имеет форму подковы (за что и получил соответствующее прозвище в среде автолюбителей) и состоит из шести кремниевых диодов. На плате три диода заряжены положительно и три — отрицательно. В центре зарядного устройства есть контактный винт.

Выпрямитель

Регулятор напряжения

Регулятор напряжения на ВАЗ 2107 выполнен вместе с щеточной ручкой. Устройство представляет собой неразборный узел и крепится к задней крышке генератора. Регулятор предназначен для поддержания номинального напряжения в питающей сети в каждом режиме работы двигателя.

Регулятор напряжения

Шкив не всегда считается неотъемлемой частью генератора переменного тока, поскольку он устанавливается на уже собранный корпус отдельно. Основная задача шкива — передача механической энергии. В составе генератора он через ременной привод соединен со шкивами коленчатого вала и насосом. Поэтому все три устройства работают в неразрывной связи друг с другом.

Шкив генератора

Неисправности генератора

К сожалению, пока не изобретены механизмы, которые не выходили из строя под воздействием времени и постоянных нагрузок. Генератор ВАЗ 2107 рассчитан на длительную эксплуатацию, но в некоторых случаях этому препятствуют мелкие поломки и неисправности его узлов.

Выявить неисправности в генераторе можно и без помощи специалистов СТО: нужно только внимательно следить за всеми изменениями, происходящими в автомобиле во время движения.

Загорелась контрольная лампа зарядки на панели приборов

В салоне ВАЗ 2107 на панели приборов есть вывод нескольких сигнализаций. Одна из них — контрольная лампа заряда аккумулятора. Если он вдруг станет красным, значит в АКБ недостаточно заряда, есть проблемы с генератором. Однако сигнальная лампа не всегда указывает на проблему с самим генератором, чаще она срабатывает по другим причинам:

Индикация проблемы с зарядкой АКБ

На аккумулятор не идёт зарядка

Водители ВАЗ 2107 часто сталкиваются со следующей проблемой: генератор вроде работает нормально, а вот аккумуляторне идет. Проблема может быть в следующих неисправностях:

  • растянутый ремень генератора — проверьте его натяжение или замените на новый;
  • ослабленные кабельные наконечники — просто затяните все винты и тщательно очистите контакты и разъемы;
  • выход из строя самого аккумулятора;
  • повреждение проводки — рекомендуется проверить все кабели между аккумулятором и генератором и заменить поврежденные участки.

Отсутствие заряда АКБ

Аккумулятор выкипает

Закипящий аккумулятор — признак того, что аккумулятору осталось жить мало. По истечении этого времени аккумулятор не сможет полноценно работать, поэтому в ближайшее время его необходимо будет заменить. Однако, чтобы убедиться, что замена не привела к таким же плачевным последствиям, необходимо найти причину выкипания, которая может включать:

Выкипевший аккумулятор

При езде раздаётся шум и скрежет из генератора

Генератор имеет вращающийся ротор, поэтому во время работы он будет издавать шум. Однако, если эти шумы становятся громче и неестественнее, необходимо выяснить их причину:

  • Ослабленная гайка на шкиве — затяните гайку и проверьте натяжение ремня;
  • износ подшипников — в этом случае водитель слышит во время движения громкий скрежет и даже вой, необходимо выдавить старые подшипники из вала и установить новые;
  • короткое замыкание обмотки — необходимо заменить весь статор
  • скрип щетки — рекомендуется очистить щетки от приставшей грязи.

Проверка генератора

Проблем с генераторной установкой можно избежать, если проводить диагностику генераторной установки периодически. Проверка состояния генератора дает водителю уверенность в том, что он работает правильно и нет причин для беспокойства.

Для диагностики понадобится мультиметр любого типа — цифровой или стрелочный. Единственное условие: прибор должен исправно работать как в режиме измерения постоянного, так и переменного тока.

Порядок работы

Для диагностики работы генератора потребуются два человека. Один из них должен находиться в салоне и по сигналу на запуск двигателя, второй должен непосредственно наблюдать за показаниями мультиметра в различных режимах. Порядок работы будет следующим.

  1. Переключите устройство в режим постоянного тока.
  2. При выключенном двигателе подключите мультиметр сначала к одному, а затем к другому полюсу аккумулятора. Напряжение сети не должно быть ниже 11,9 В или выше 12,6 В.
  3. После завершения первоначального измерения запустите двигатель.
  4. При запуске двигателя замерщик должен внимательно наблюдать за показаниями прибора. Если напряжение резко упало и не поднимается до рабочего состояния, значит ресурсы генератора исчерпаны. И наоборот, если показание напряжения выше нормы, батарея скоро высохнет. Оптимальный вариант — при запуске двигателя напряжение немного упало и сразу вернулось.

Проверка исправности генератора

Видео: процедура проверки генератора с лампочкой

Ремонт генератора на ВАЗ 2107

Отремонтировать генератор можно без посторонней помощи. Устройство легко разбирается на запчасти, поэтому заменить старые детали можно даже не имея опыта. Однако стоит помнить, что генератор — это в первую очередь электрическое устройство, поэтому при сборке ни в коем случае нельзя ошибаться.

Стандартный порядок ремонта генератора на ВАЗ 2107 представлен на следующей схеме.

  1. Снятие устройства с автомобиля.
  2. Разборка генератора (одновременно проводится и дефекты).
  3. Замена изношенных деталей.
  4. Сборка конструкции.
  5. Монтаж на авто.

Крепления генератора в машине

Снимаем генератор с машины

Демонтаж занимает около 20 минут и требует минимум инструментов: открытый ключ на 10;

  • открытый ключ на 17;
  • открытый ключ на 19;
  • Монтажная лопата или лом.
  • Генератор лучше снимать с автомобиля с остывшим двигателем, так как при работе устройство сильно нагревается. Кроме того, необходимо заранее приподнять машину и снять переднее правое колесо, чтобы можно было комфортно работать с корпусом и креплениями генератора.

Снимите колесо, убедитесь, что автомобиль надежно закреплен на домкрате.

  1. Найдите корпус генератора и его монтажную пластину.
  2. Используйте гаечный ключ, чтобы ослабить нижнюю крепежную гайку, но не выкручивайте ее полностью.
  3. Сразу после разборки рекомендуется протереть точки крепления генератора и его корпус, так как эти поверхности могут сильно загрязниться во время работы.

Откручивание нижней гайки

Снятие приводного ремня

Демонтаж Г-221А

Чтобы отремонтировать генератор, его необходимо разобрать. Во время работы вам понадобятся:

Видео: демонтаж генератора

Разбираем устройство

Гаечный ключ на 19 мм;

  • накидной ключ до 19;
  • трещотка (можно добавить удлинитель);
  • голова на 8 человек;
  • слот на 10;
  • маленький молоток.
  • При первой разборке рекомендуется подписать, какая деталь с какого механизма снималась. Таким образом, при повторной сборке вы будете более уверены, что все сделано правильно. У генератора много разных гаек, болтов и шайб, которые имеют разные внешние характеристики, поэтому важно, где какой элемент устанавливать.

Разборка генератора Г-221А проводится по следующему алгоритму.

Разборка генератора

Откручиваем четыре гайки с задней крышки генератора, снимаем крышку.

  1. Снимите шкив, отвернув зажимную гайку.
  2. При разборке сразу можно выявить основные неисправности тех или иных узлов. Поэтому замените все те детали, которые:

Снятие шкива

Выпрессовка подшипников

  • они покрыты тяжелой копотью;
  • использовал;
  • на поверхности есть царапины, трещины и деформации.
  • Процедура ремонта генератора заключается в замене тех частей, которые не были проверены на наличие дефектов. Замена подшипников, диодов, обмоток и других компонентов проста: старая деталь снимается, а на ее место устанавливается новая.

Видео: разборка генератора

Ремонт своими руками

Запчасти для ремонта генератора ВАЗ 2107 можно приобрести практически в любом автомобильном магазине.

Перед тем, как приступить к ремонту, необходимо посчитать, на сколько больше или меньше потребуется покупка комплектующих. Возможно, что ремонт старого генератора будет непрактичным, поскольку детали фактически будут стоить нового генератора.

Видео: ремонт генератора ВАЗ 2107

Ремень генераторной установки на ВАЗ 2107

Наибольшей популярностью у автовладельцев пользуются резинотехнические изделия немецкой компании Bosch. Эти ремни идеально подходят для эксплуатации отечественного автомобиля и прослужат весь срок, указанный производителем.

Расчетные номера и размеры ремней указаны в сервисной книжке автомобиля:

Ремень на шкиве генератора

2101-1308020 (поверхность гладкая), габариты — 10,0х8,0х944,0 мм;

  • 2107-1308020 (зубчатая поверхность), габариты — 10,7х8,0х944,0 мм.
  • Работа генератора, а также водяного насоса зависит в первую очередь от правильного натяжения ремня на шкиве. Следовательно, нельзя игнорировать существующие правила. Ремень следует натягивать и натягивать в следующем порядке.

Как натянуть ремень на генератор

Установите собранный генератор, затянув крепежные гайки.

  1. С помощью лома отремонтируйте зазор между корпусом генератора и насосом.
  2. Наденьте ремень на шкив.
  3. Натяните ремень вокруг шкива, не ослабляя давления проставки.
  4. Затяните верхнюю гайку крепления генератора до упора.
  5. Проверьте натяжение ремня — резина не должна провисать, но и не должна быть слишком тугой.
  6. Затяните нижнюю гайку крепления генератора.
  7. Проверьте степень натяжения двумя пальцами. Нажмите на свободную часть ремня и измерьте прогиб. Оптимальный прогиб — 1-1,5 сантиметра.

Натяжение приводного ремня генератора

Видео: как натянуть ремень генератора

Итак, можно сказать, что самостоятельное обслуживание генератора на ВАЗ 2107 вполне возможно ион не относится к категории невыполнимых задач. Важно соблюдать рекомендации и алгоритмы той или иной работы, чтобы качественно провести ремонт или диагностику. Однако, если есть сомнения в их навыках и способностях, всегда можно обратиться за помощью к профессионалам.

генератор автомобильный

Аккумулятор и генератор – источники энергии

Некоторые владельцы автомобилей предполагают, что автомобильная батарея обеспечивает питанием всю бортовую сеть, но это ошибочное мнение. Аккумулятор поддерживает работоспособность электронных систем при выключенном двигателе и участвует в его запуске. С момента запуска мотора, функции батареи передаются генератору и, она становится таким же потребителем энергии, как и все остальные потребители электричества.

Противники этого основополагающего момента могут возразить и привести пример, что машина едет и с оборванным ремнем генератора, т.е. с использованием только аккумулятора. Да, и это тоже правильно, так как энергии постоянного источника питания достаточно проехать несколько километров, но в конечном итоге его запасы заряда закончатся и автомобиль остановится. И чем больше включено потребителей (фары, отопитель салона, дворники, магнитола), тем раньше двигатель заглохнет.

Напряжение большинства автомобильных аккумуляторов составляет 12 Вольт, генератор переменного тока обычно выдает от 13,5 до 14,7 Вольт электричества при своевременном его техническом обслуживании.

На многих грузовых автомобилях, с дизельным двигателем, устанавливаются генераторы с выходным напряжением 24 Вольт.

Ремонт генератора

После определения причины неисправности генератора приступают к его ремонту, предварительно сняв его с моторного отсека. Для этого отключают аккумулятор, демонтируют все узлы, создающие помеху к его доступу и откручивают болты точек крепления к двигателю.

генератор ваз

Оценивают состояние корпуса генератора на его механические повреждения (сколы, трещины). В случае выявленных повреждений решается вопрос замены элементов корпуса или приобретения нового генератора. Ремонт элементов корпуса, изготовленных из алюминиевого сплава является дорогостоящей операцией, выполняющаяся специалистами в специальной газовой среде сваркой, поэтому просчитывается выгодность ремонта или замены генератора новым.

При замене новым можно воспользоваться таблицей применяемости для определенной марки автомобилей, например, для автомобилей ВАЗ:

Таблица применяемости генератора OEM НОМЕР: 2110-3701010 2112-3701010-01 2112-3701010-02 2112-3701010-06 21120-3701010-07 21120-3701010-08 9402.3701000 9402.3701000-03

Марка МодельДвигательГод выпуска
ВАЗПриора1,6i2007г
21101.5i 16V / 1.5i 8V / 1.6i 16V / 1.6i 8V1996 г
2111 21121.5i 16V / 1.6i 16V1996 г
2111 21121.5i 8V / 1.6i 8V1996 – 2008 гг
2113 2114 21151.5i 8V1997 г

При отсутствии механических повреждений можно приступить к его разборке:

  1. Отогнув в сторону по направлению от генератора три равномерно расположенные по кругу фиксирующие лепестки на защитной крышке снимаем ее.
  2. Откручиваем два винта, удерживающий реле-регулятор напряжения и сдвинув его в сторону снимаем разъем с диодного моста.
  3. Для демонтажа диодного моста необходимо открутить шесть винтов и одновременно отогнуть выводы обмотки статора в сторону.
  4. Отвернуть винт крепления конденсатора.
  5. Перед тем как разъединить корпус генератора маркером необходимо разметить положения корпусов передней и задней крышек.
  6. Отвернуть гайку шкива и снять шкив с вала генератора.
  7. Отвернуть 4 болта крепления крышек и при помощи плоской отвертки аккуратно разъединить их.
  8. Также освободить от корпуса статор генератора.
  9. Подшипник с вала ротора легко снять съемником.
  10. Демонтаж подшипника с передней крышки сложнее тем, что для надежного его положения в обойме крышки производят вальцовку. Поэтому, ее необходимо или сбить острым наконечником зубила или высверлить. Оправкой соответствующего размера близкой диаметру посадочного места упереть крышку корпуса и выбить подшипник или произвести выпрессовку с его с обратной стороны.

Сборка генератора производится в обратном порядке его разборки. Важно совместить, сделанную маркером метку на корпусе и равномерно затягивать болты, во избежание перекосов.

Несколько советов

Открутить гайку шкива ключом 24 на большинстве марок автомобилей, где установлен инжектор (как правило, широкий ремень к задающему диску), можно пневматическим гайковертом. Имеется и второй способ, заключающийся в закреплении ротора в тисках и отворачивания головкой 24.

Генератор, укомплектованный обгонной муфтой откручивается специальным ключом

ключ для обгонной муфты
как открутить обгонную муфту генератора

Если возник повышенный шум в обгонной муфте, переднем и заднем подшипнике, то их меняют на новые.

Ремонт генератора на любой марке автомобилей имеет в основном одинаковые технологические операции по разборке и сборке. Различие только в форме и габаритах устанавливаемых деталей. Например, на генераторе Лукас реле регулятор имеет большие размеры в сравнении с той же самой деталью на ВАЗ-2110.

На рисунке показан узел генератора Лукас с снятой защитной крышкой, где так же расположен диодный мост и реле-регулятор.

генератор Лукас

В таблице приведены некоторые виды генераторов, их обозначения и характеристики.


Ремонт генератора, один из наиболее встречающихся видов ремонта современных автомобилей, особенно отечественного производства. Можно уже не говорить про старые автомобили, так как ремонт генератора своими руками там обыденное дело.

Если генератор не исправен, а это видно по работе автомобиля и по очень частой разрядки АКБ. При этом можно сразу обратиться в автосервис, особенно если необходимо проводить ремонт генераторов ниссан или других иномарок, но можно и выяснить причину самому и при этом хорошо сэкономить. Для того, как провести диагностику генератора прочитайте статью, как проверить генератор автомобиля.

Можно ли самостоятельно отремонтировать генератор

Те, кто уже не одноразово проводили ремонт генератора своими руками, уже набили и руку и приобрели бесценный опыт, для них разобрать генератор и выяснить причину поломки не составляет особого труда.

Уход за генератором

ремонт генератора своими руками

Самое главное необходимо понимать, что за генератором, как и за всеми узлами автомобиля, необходимо следить, и своевременно его обслуживать. Своевременно менять щетки, не допускать попадания большого количества пыли и грязи, уже не говориться про воду. Следить за правильной натяжкой клинового ремня генератора, чтобы он не был ни ослаблен, ни перетянут.

Проверять техническое состояние генератора рекомендуется через каждые 15 000 км. пробега. Обычно при правильном уходе за генератором он может прослужить до 160 000 км. пробега и ремонт генератора своими руками просто не понадобится, вы просто его замените и все.

Но чтобы генератор автомобиля так долго прослужил, необходимо научится его правильно обслуживать, и без разборки генератора здесь не обойтись.

Порядок разборки генератора

Если вы хотите проводить ремонт генератора своими руками, то следует научиться правильно разбирать генератор.

Естественно, что каждая модель генератора может разбираться по-разному, особенно генераторы от иномарок, но все же алгоритм действий во всех случаях практически одинаковый.

Первым делом необходимо очистить генератор от пыли, а по необходимости даже продуть сжатым воздухом.

Далее снимаются щетки генератора одновременно с щеткодержателем, для этого необходимо окрутить только одни винт.

Сразу же проверьте состояние щеток и щеткодержателя. Если щетки выступают менее чем на 0,5 см из щеткодержателя, то они подлежать немедленной замене.

Так же при снятии щеткодержателя обратите внимание на состоянии гнезда, где он крепится. Обычно, в гнезде содержится много угольной пыли, которая смешана с маслом, удалите все это тряпочкой.

При необходимости, если Вы хотите полностью разобрать генератор , снимите его шкив. Для этого вам понадобится специальное приспособление 67.7823.9504


но перед снятием не забудьте открутить гайку, с помощью который данный шкив крепится.

В приспособлении 67.7823.9504 имеется специальный захват, который выполнен в виде 2-х металлических полуколец, его и необходимо использовать для снятия шкива генератора.

Но данную работу лучше отдать специалисту, так как она требует определенной сноровки, да и приспособление 67.7823.9504 для многих, кто хочет проводить ремонт генератора своими руками, что-то невообразимое и не понятное.


Далее отсоединяем заднюю крышку, которая расположена со стороны контактных колец от крышки со стороны привода генератора, и одновременно с этим снимаем статор, выпрямительный блок и ротор, вал которого находится в подшипнике крышки со стороны привода генератора.

Далее в разборе генератора автомобиля ничего сложного нет, отсоединяем провода от статора, и от выпрямительного блока, извлекаем данный блок.

Сборка генератора

При сборке генератора, которая происходит в обратной последовательности, необходимо использовать специальный калибр, в котором предусмотрено два диаметра с обоих сторон, 12 и 22 миллиметров.


Он применяется для того, чтобы не допустить несоосность отверстий в крышках генератора, которая не должна превышать 0,4 миллиметра.

Так же гайку шкива генератора необходимо затягивать с определенным моментом силы 38,4–88 Ньютонов на метр.

Форс мажор в ходе ремонта

В ходе ремонта генератора может быть потребоваться замена подшипников ротора генератора или замену реле лампы контроля заряда АКБ, которое включает и выключает контрольную лампу, расположенную в панели приборов.

Как правило, данное реле находится под капотом с правой стороны над передним колесом.

Так же можно самому заменить генератор автомобиля. Но проведения сложных работ по замене основных и сложных узлов, таких как статора, ротора, подшипников, необходимо выполнять в специализированных мастерских.

И в данном случае ремонт генератора своими руками подвластен только настоящим мастерам этого дела.

Читайте также: