Реконструкция помещения в здании культурного наследия как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

К обсуждению предлагаем следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы оправданным, что для всех видов работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе для мелких, законодательством установлены единые требования?

2. Считаете ли Вы возможным отменить для мелких ремонтных работ обязанность получения в органе охраны разрешения на проведение работ?

3. Считаете ли Вы возможным разрешить учреждениям культуры проводить ремонтные работы на вверенных им памятниках своими силами без получения лицензии?

4. Есть ли у Вас предложения по совершенствованию законодательства для повышения эффективности деятельности в области сохранения объектов культурного наследия?

Закон о сохранении культурного наследия мешает его сохранять?

За организацию работ по сохранению зданий-памятников без разрешения предусматривается серьезная ответственность: до одного миллиона рублей штрафа для юридических лиц по ст. 7.14 КоАП.

Несомненно, сохранение объектов культурного наследия – задача, требующая исключительно бережного и профессионального подхода. Она предполагает сохранение или восстановление памятников в состоянии, наиболее близком к первоначальному, при минимальном вмешательстве в исторический материал. Этим и обусловлены высокие требования к подрядчикам, предъявляемые законодательством об объектах культурного наследия.

При этом для всех без исключения видов работ по сохранению объектов культурного наследия законодательство предъявляет единые требования, а именно:

  • проведение историко-культурной экспертизы до начала работ;
  • получение задания на проведение указанных работ;
  • получение разрешения на проведение указанных работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • согласование проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • осуществление технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Организация, выполняющая такие работы, должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

И хотя причины таких высоких требований к условиям проведения подобных работ и ответственности за их нарушение понятны, к сожалению, такой подход законодателя на практике влечет массу проблем и вопросов.

В свою очередь, к ремонтным работам можно отнести все что угодно, вплоть до покрытия лаком трещины на паркетном полу или заделки мелкого разлома в штукатурке на стене. Более того, есть ситуации, когда часть объекта культурного наследия (например, бетонный пол в технических помещениях) не представляет исторической и культурной ценности, но формально является частью здания-памятника. Если толковать закон буквально, то эти работы также являются работами по сохранению культурного наследия, а соответственно, для их выполнения необходимо проходить длительную процедуру согласования проектной документации в органе охраны, получения разрешений, историко-культурных экспертиз и так далее.

Кроме того, в законе не очень четко разграничены понятия ремонта и реставрации памятников. При сравнении легальных определений, приведенных в ст. 42 и 43 Закона №73-ФЗ, становится очевидно, что ремонт и реставрация могут включать в себя одни и те же виды работ, вся разница заключается в цели их проведения: для ремонта это поддержание объекта в эксплуатационном состоянии, а для реставрации – выявление и сохранность историко-культурной ценности объекта. При этом для проведения работ по реставрации установлена более сложная процедура получения разрешения от органа охраны объектов культурного наследия, чем для проведения работ по ремонту.

Так, для получения разрешения на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия для современного использования необходимо подать в орган охраны 8 видов документов, а для получения разрешения на проведение ремонтных работ – 5 видов. Ремонт может осуществляться как на основании проектной документации (а проектную документацию может составлять только лицензированная организация), так и на основании рабочих чертежей. Работы по реставрации объектов культурного наследия, проводятся только лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия. И наконец, есть разъяснения Министерства культуры России о том, что для проведения ремонта на объекте культурного наследия возможно получить разрешение на проведение ремонтных работ без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации (письмо Министерства культуры России от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА).

Проблема разграничения понятий ремонта и реставрации объектов культурного наследия остро ощутима на практике, поскольку далеко не каждый раз заказчику очевидно, куда отнести те или иные работы – к реставрации или к ремонту.

Заказчик проводит закупку на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (как известно, предмет закупки и требования к подрядчику устанавливает именно заказчик). Подрядчик выходит на объект, обращается в орган охраны за разрешением. Вид работ в заявлении должен соответствовать предмету договора (то есть если проведена закупка на ремонт – ремонт, если на реставрацию – реставрация). Но орган охраны не всегда согласен с заказчиком в оценке тех или иных работ. Так, Министерство культуры России отказывало в выдаче разрешения на проведение работ на объектах Государственного Эрмитажа на основании того, что работы относятся к реставрации, а не к ремонту.

Например, необходимо провести работы по восстановлению потолка. На сводах потолка исторические тяги, исторические люстры, вокруг люстр – лепнина и живопись. Потолок покрыт штукатуркой из известняка. На участке потолка необходимо заменить штукатурку. Штукатурку из известняка может развести любой маляр, не обладающий художественными навыками. Работа по замене штукатурки не художественная, а механическая. Цель проведения работ – поддержание потолка в эксплуатационном состоянии.

Очевидна разница в случае, когда необходимо восстановить лепнину на потолке. Она является художественным элементом из гипса. Такие работы может выполнить только реставратор (зачастую для изготовления нужных составов ему требуется специальная лаборатория). Или восстановление живописи – для проведения таких работ однозначно требуется квалификация и необходимы художественные навыки. Здесь очевидно сохранение историко-культурной ценности объекта.

Тем не менее, по мнению Министерства культуры России в обоих случаях работы будут реставрационные.

Министерство культуры пытается решить проблему разграничения понятий, данных в Законе № 73-ФЗ. Например, оно предприняло попытку разделить понятия ремонта и приспособления к современному использованию (которое включает в себя реставрацию) на примере инженерных систем (Письмо от 17 июля 2017 г. N 207-01.1-39-ВА). Тем не менее, письма Министерства культуры имеют очень точечный характер и не являются нормативно-правовыми актами. При этом формальные требования закона, распространяющиеся на все без исключения виды работ по сохранению культурного наследия, продолжают действовать.

Также много проблем порождает тот факт, что формально для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (в том числе мелких ремонтных) своими силами у учреждения культуры должна иметься лицензия на их проведение.

В результате, законодательство о сохранении объектов на практике не способствует, а в случае с мелкими ремонтами (которые требуется проводить достаточно часто) – наоборот, препятствует сохранению объектов культурного наследия.

Решение вышеуказанных проблем представляется только путем изменения законодательства, а именно – прямым указанием в законе, что ремонтные работы допустимо проводить без проведения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации. Для мелких ремонтных работ необходимо максимально упростить процедуру получения разрешения на проведение таких вплоть до отмены обязанности получать разрешение на проведение таких работ в органе охраны.

ГОСТ Р 58169-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сохранение объектов культурного наследия

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Culture heritage preservation. Regulations on the order of production and acceptance of works on preservation of objects of cultural heritage

Дата введения 2019-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские", Федеральным государственным казенным учреждением "Центрреставрация", Государственным казенным учреждением "Мосреставрация", Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство "МОСК", Федеральным государственным бюджетным научно-исследовательским учреждением "Государственный научно-исследовательский институт реставрации", Региональной общественной организацией содействия развитию реставрационной отрасли "Союз реставраторов Санкт-Петербурга", Акционерным обществом "Отделстрой"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 "Культурное наследие"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку подготовки, производства и приемки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Настоящий стандарт предназначен для применения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, их подведомственными организациями, собственниками и пользователями объектов культурного наследия, государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55528 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования

ГОСТ Р 55627 Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 объекты культурного наследия: Объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и другими предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпохи цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

сохранение объекта культурного наследия: Меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

консервация объекта культурного наследия: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

ремонт памятника: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

реставрация памятника или ансамбля: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

приспособление объекта культурного наследия для современного использования: Научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

предмет охраны объекта культурного наследия: Описание особенностей объекта, являющихся основанием для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.

технический надзор: Комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью проверок соответствия выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, результатам инженерно-геологических изысканий и исследований, а также нормативных требований к данным видам работ.

журнал технического надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (журнал технического надзора): Документ, заполняемый по установленной форме и фиксирующий результаты контрольных наблюдений, требования и указания лиц, осуществляющих технический надзор на объекте.

исполнительная документация: Комплект рабочих чертежей на выполнение производственных работ по сохранению предъявляемого к приемке объекта культурного наследия с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за выполнение работ, и в соответствии с рекомендациями по составлению исполнительной документации при проведении производственных работ на объектах культурного наследия.

научно-проектная документация: Единый комплекс научно-исследовательской, научно-изыскательской, проектной, сметной и отчетной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (консервации, ремонта, реставрации, приспособления объекта для современного использования), а также воссозданию.

3.12 проект организации реставрации; ПОР: Подраздел проектной документации в составе проекта реставрации и приспособления к современному использованию, в котором укрупненно решаются вопросы рациональной организации, технологии и сроков производства реставрационных работ с учетом требований действующих документов по стандартизации в области сохранения культурного наследия и методик реставрации на конкретном объекте.

3.13 проект производства работ; ППР: Основной документ, разрабатываемый организацией, выполняющей эти работы, либо по ее заказу специализированными организациями, имеющими лицензии на эти работы, согласно которому организуется производство работ в соответствии с технологическими правилами, требованиями к охране труда, экологической безопасности и качеству работ, а также обеспечиваются моделирование процесса, прогнозирование возможных рисков, определение оптимальных сроков производства работ по сохранению объектов культурного наследия, необходимых ресурсов и оборудование строительной площадки.

3.14 производитель работ (прораб): Руководитель среднего звена подрядной организации, основная деятельность которого заключается в непосредственном руководстве работами по сохранению объекта культурного наследия.

научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия: Контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ в целях обеспечения сохранности всех элементов подлинного облика объекта культурного наследия, выявленных в результате этих исследований, а также научно-методическая оценка проводимых ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия.

авторский надзор: Один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемый в целях обеспечения соответствия проектных решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым работам на объекте.

3.17 научный отчет о выполненных работах: Заключительный раздел научно-проектной документации, включающий текстовые, графические и фотографические материалы, содержащие данные о проведенных комплексных научных исследованиях в процессе производства работ, принятых на их основе проектных решениях и их реализации при осуществлении производственных работ, а также характеризующие объект культурного наследия до начала, в процессе и после завершения работ.

журнал научного руководства и авторского надзора: Документ, отражающий ведение автором проекта или членами авторского коллектива контроля за производством работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляемого в целях обеспечения соответствия выполняемых работ на объекте разработанным проектным решениям, и являющийся обязательным приложением к научному отчету о выполненных работах.

акт освидетельствования скрытых работ по сохранению объекта культурного наследия: Документ, составляемый при проведении работ отдельных видов по сохранению объекта культурного наследия, контроль за выполнением которых не может быть проведен после их завершения.

3.20 реставрационная площадка: Часть территории объекта культурного наследия или прилегающей территории, используемая для организации и производства работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектом организации реставрации (ПОР).

4 Общие положения

4.1 Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия (далее - объект культурного наследия) осуществляют в соответствии с научно-проектной документацией на проведение этих работ, согласованной соответствующим органом государственной охраны объектов культурного наследия, на основании разрешения на проведение указанных работ, выданного органом государственной охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления научного руководства, технического и авторского надзора за производством работ.

4.2 Требования к составу и содержанию, а также к последовательности разработки научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения и формы собственности, установлены в ГОСТ Р 55528.

Порядок подготовки и согласования научно-проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности, определен в [2].

4.3 К производственным работам по сохранению объектов культурного наследия относят:

- консервацию объекта культурного наследия;

- ремонт памятника (в целом либо по его отдельным частям или элементам);

- реставрацию памятника или ансамбля;

- приспособление объекта культурного наследия для современного использования;

Реконструкция объекта культурного наследия без разрешения Минкульта

Ситуация: арендатор помещения в одном из объектов культурного наследия реконструировал его (организовал отдельный вход в здание). После проведенной прокуратурой и Госстройнадзором проверки, администрация района обратилась в арбитражный суд с требованием о приведении самовольной постройки в первоначальное состояние. Поводом для иска стало отсутствие разрешения Министерства культуры МО.

Вопрос: требуется ли разрешение Министерства культуры или иного органа на реконструкцию недвижимости, расположенной в охранной зоне объекта культурного наследия.

Ответ: постройка, созданная без получения необходимых разрешений, признается самовольной.

По общему правилу, если в результате реконструкция привела к возникновению нового объекта, на него распространяются положения ст. 222 ГК РФ. Таким образом, объект культурного наследия, реконструированный без разрешения уполномоченного органа государственной власти, может быть признан самовольным (со всеми вытекающими последствиями).

Таким образом, проблема получения дополнительных разрешений актуальна для собственников недвижимости, расположенных в границах объектов культурного наследия. Перестройка таких объектов требует получения разрешения от органа охраны объекта культурного наследия.

В городе Москве такое разрешение выдает Департамент культурного наследия г. Москвы, а в Московской области – Министерство культуры Московской области. Исчерпывающий перечень документов, предоставление которых требуется для получения разрешения, перечислен утвержденными Административными регламентами. Какой пакет документов необходимо собрать - зависит от объекта культурного наследия, в границах которого запланировано проведение работ и цель проведения работ.

Для правильного разрешения дела о сносе самовольной постройки будет иметь значение:

  1. Осуществлял ли застройщик строительство новой недвижимости в границах объекта культурного наследия или реконструкцию существующего здания;
  2. Если застройщик осуществлял реконструкцию объекта культурного наследия, привели ли работы к возникновению нового объекта;
  3. Предпринимал ли застройщик меры, направленные на получение такого разрешения и какое решение вынес уполномоченный орган;
  4. Иные обстоятельства.

Во всяком случае выяснение этих обстоятельств и их правовая оценка должна осуществляться квалифицированными юристами, имевшими судебный опыт защиты самовольных построек. Если в отношении Вашего объекта подан иск о признании его самовольным, настоятельно рекомендуем Вам прилечь таких специалистов для трезвой оценки ситуации и разработки алгоритма действий, направленных на защиту объекта.

К объектам культурного наследия относятся такие объекты недвижимости, которые имеют ценность с точки зрения исторических событий. Для таких объектов имеется отличительная черта владения, пользования и распоряжения.

В современном мире очень часто стоит вопрос о перепланировке квартиры в доме-памятнике, так как имеется ряд ограничений и свои особенности.

Итак, рассмотрим, как же возможно выполнить перепланировку в таких квартирах, и что немаловажно, как ее законно оформить.


Относится ли ваш дом к объектам культурного наследия?

Если у владельца квартиры возникает желание осуществить перепланировку, то изначально он должен удостовериться относится ли сам дом, в котором расположена квартира, к объектам культурного наследия, так как к перепланировкам в таких объектах предъявляются совсем иные требования в сопоставлении с обычными домами.


Последовательность действий для оформления перепланировки

Под перепланировкой подразумевают преобразование конфигурации помещения, например передвижение стен, появление новых проемов и т.д. Она может повлиять не только на саму квартиру, но и в целом на здание. Именно поэтому перепланировка требует оформления, которое проводится в определенной последовательности.

Первый шаг:

Второй шаг:

Третий шаг:

Формирование акта технического состояния . Выступает дополнением к охранному обязательству. В нем прописывается состояние элементов объекта недвижимости, а именно конструкций, инженерных коммуникаций и т.д.

Четвертый шаг:

Когда собственник получит вышеперечисленные документы, ему необходимо предоставить в государственный орган (в Москве – Государственная жилищная инспекция города Москвы) проектную документацию , которой является проект приспособления (для объектов культурного наследия оформляется вместо проекта перепланировки). Он разрабатывается организациями, имеющими допуск СРО.

Пятый шаг:

Готовый проект отправляют на государственную историко-культурную экспертизу . Такую экспертизу проводят организации, аттестованные департаментом культуры.

Шестой шаг:


Собранные документы необходимо отнести в государственную жилищную инспекцию, а именно (ЖК РФ, Ст. 26):

  1. Заявление о перепланировке;
  2. Правоустанавливающие документы на помещение;
  3. Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект приспособления;
  4. Технический паспорт помещения;
  5. Заключение о допустимости проведения перепланировки помещения.

Если с собранным пакетом документов все в порядке, то собственнику выдается разрешение на перепланировку.


Проект приспособления и для чего он необходим?

Проведение перепланировки квартиры в доме культурного наследия труднее, чем в обычном доме. В таком случае потребуется широкий список документов для согласования. Также появляется необходимость оформления проекта приспособления.

Таким образом, для квартир, размещенных в объекте культурного наследия, подготавливается проект приспособления для современной эксплуатации, который заменяет проект перепланировки.

Согласование проекта приспособления требуется когда:

  1. Помещение взаимосвязано с важнейшими историческими личностями;
  2. Планировочная структура помещения относится к характерностям объектов культурного наследия и подлежит сбережению;
  3. Работы, которые необходимо осуществить для перепланировки, затронут общее имущество в доме;
  4. Производимые работы по перепланировке помещения вносят изменения в соотношение размеров дома и его внешний облик.

Последствия несогласованной перепланировки

На сегодняшний день несогласованная перепланировка квартиры это частое явление. То есть, при которой изменения не соответствуют принятым нормам, а также проводится самовольное и масштабное переоборудование помещения. Многие владельцы считают, что незачем тратить деньги и время, но чем же это чревато?

Несогласованная перепланировка может стать источником значительных затрат и юридических проблем для собственника квартиры.
Ниже перечислены несколько последствий несогласованной перепланировки:

  1. Выписывается штраф (минимальная сумма штрафа – 2 500 руб. для физических лиц), обяжут прекратить работы или потребуют вернуть помещение в исходное состояние;
  2. Для приведения помещения в исходное состояние тоже необходимо будет разработать и согласовать проект, а это новые затраты. При этом на данный процесс выделяются определенные сроки, если их не соблюсти, то помещение могут изъять и продать с торгов (ЖК РФ, ч. 5, Ст. 29);
  3. В результате несогласованной перепланировки может быть уничтожен либо поврежден архитектурный элемент, который придется восстанавливать;
  4. Не получится и полноценно распоряжаться таким помещением, так как, например, если вы захотите продать или сдать в аренду его, то это будет весьма трудно, потому что мало кто захочет получить с таким помещением набор проблем из-за несогласованной перепланировкой.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что согласование перепланировки квартир в домах, которые относятся к объектам культурного наследия является обязательным. Стоит учитывать, что это весьма затратный и длительный процесс, но его игнорирование приведет к более значительным проблемам.

ПЕРЕУСТРОЙСТВО / ПЕРЕПЛАНИРОВКА / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / ПРОЕКТ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ / RECONSTRUCTION / REDEVELOPMENT / RESIDENTIAL PREMISES / CULTURAL HERITAGE / ARCHITECTURAL MONUMENT / ADAPTATION PROJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидельникова О.А., Куканова Н.В.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.In the Russian Federation, the preservation of the cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation in the interests of present and future generations of the multinational people of the Russian Federation is guaranteed. State protection of cultural heritage objects (historical and cultural monuments) is one of the priority tasks of the state authorities of the Russian Federation, public authorities of the subjects of the Russian Federation and local authorities.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сидельникова О.А., Куканова Н.В.

Законодательство Российской Федерации в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия

Партнёрство государства и общественных организаций в сфере охраны и популяризации историко-культурного наследия в рамках реализации государственной молодежной политики

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕСТНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗНАЧЕНИЯ

ПЕРЕПЛАНИРОВКА И ПЕРЕУСТРОЙСТВО ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Переустройство, перепланировка, объект культурного наследия, памятник архитектуры, проект приспособления.

In the Russian Federation, the preservation of the cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation in the interests of present and future generations of the multinational people of the Russian Federation is guaranteed. State protection of cultural heritage objects (historical and cultural monuments) is one of the priority tasks of the state authorities of the Russian Federation, public authorities of the subjects of the Russian Federation and local authorities.

Reconstruction, redevelopment, residential premises, cultural heritage, architectural monument, adaptation project.

Объекты культурного наследия, согласно Федеральному закону ФЗ №7 - это объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры [3].

У домов памятников есть одно очень важное преимущество. Кроме завышенных эстетических характеристик таких квартир и домов, владельцы квартир и владельцы домов-памятников могут не волноваться за свою собственность, так как снос выявленного объекта культурного наследия запрещен в силу закона! Однако на владельцев квартир в домах-памятниках законодательно возложены очень серьёзные обязательства.

Все объекты культурного наследия делятся на 4 категории:

• объекты культурного наследия федерального значения - объекты, которые обладают историко-архитектурной, научной, мемориальной и художественной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

• объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, научной, мемориальной и художественной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

• объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, научной, мемориальной и художественной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования;

Объекты культурного наследия имеют разный статус. Наиболее важные из них имеют статус памятников федерального значения, остальные - регионального. Но статус еще не определяет права собственности. Дома-памятники архитектуры федерального значения могут находиться в собственности регионов, и наоборот.

Дома-памятники архитектуры были построены давно, соответственно степень износа инженерных систем и несущих конструкций может быть различной, из чего вытекают трудности на стадии разработки проектной документации. Даже к сносу ненесущих стен и перегородок в домах-памятниках необходимо относиться с особой осторожностью, так как в большинстве случаев данные стены могут являться разгружающими перегородками.

Согласно статье 7.14. КоАП РФ, организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Основная задача собственника, согласно действующему закону по объектам культурного наследия, заключается в том, чтобы перепланировка или переустройство не повлияли на характеристики и внешний облик дома, который представляет культурно-историческую ценность.

На первоначальном этапе собственнику следует уточнить статус своего дома и предмет охраны. Дом может быть либо выявленным объектом культурного наследия, либо собственно самим памятником.

В случае если дом является выявленным объектом культурного наследия, то предмет охраны может быть еще не определен. Таким образом, дом имеет признаки памятника архитектуры, но пока еще им не является и в скором времени должна пройти комиссия, которая определит точный статус данного объекта недвижимости.

Если же дом является памятником архитектуры, то необходимо понять, что именно в нем охраняется. В основном это фасад. Но бывают случаи, что охраняются и внутренние интерьеры [1].

Собственник нежилого или жилого помещения, который расположен в доме, являющийся памятником архитектуры, несет ответственность за сохранность помещения вплоть до лишения права собственности.

Все виды ремонтных работ, в том числе перепланировка и переустройство, требуют согласования с государственными органами, в ведении которых находится тот или иной исторический или архитектурный памятник. Просто поменять оконные блоки

в таких зданиях нельзя, так как может измениться внешний облик строения. В этом случае помимо самого проекта перепланировки собственник жилья должен еще и создать проект приспособления. Приспособление означает проведение работ, позволяющих использовать здание в современных условиях.

Кроме этого собственник принимает на себя обязанности по сохранению характеристик объекта культурного наследия. Он получает на руки так называемое охранное свидетельство [2].

Однако проведение ремонтных работ могут и запретить. Решение о перепланировке принимается после того, как будет проведено обследование состояния здания и его помещений. К заявлению на перепланировку должен прилагаться акт технического состояния.

Именно данные серьезные меры заставляют владельцев внимательнее относиться к изменениям и улучшениям объектов недвижимости, тщательно готовить получение необходимых разрешений и согласование переустройства и перепланировки памятников архитектуры.

На любой памятник архитектуры, прошедший регистрацию в Едином государственном реестре объектов культурного наследия, должен быть оформлен соответствующий паспорт объекта, в котором указывается предмет охраны.

В соответствии с ним каждому собственнику здания (части здания или отдельного помещения) устанавливается ответственность за нарушение сохранности данного объекта. Документом, в котором определены требования к владельцам жилых и нежилых помещений, расположенных в охраняемых законом домах, по надлежащему сохранению, использованию, содержанию, обеспечению доступа к площадям, является охранное обязательство собственника. Оно подлежит исполнению каждым собственником объекта, независимо от их количества.

Обязательному сохранению при перепланировке на объекте культурного наследия подлежат особенности объекта, послужившие основаниями для признания его памятником архитектуры (предметы охраны).

Бывает так, что задуманные переустройство или перепланировка, каким-то образом затрагивают предмет охраны, указанный в обязательстве. Тогда осуществить то, что хочет собственник будет невозможно [5].

Например, в нежилом помещении, используемом под магазин, нельзя сделать пристройку, дополнительный вход, расширить тамбур, изменить витрину, если предметом охраны культурного наследия является фасад здания.

Также могут быть ограничения на использование наружной рекламы, пользование прилегающим земельным участком.

Если собственник все же принимает решение о проведении переустройства, средний срок согласования в инстанциях изменения объекта культурного наследия составляет более полугода, а затраты на оформление разрешительной документации по перепланировке и переустройству гораздо выше, чем при оформлении проектной документации на обычный объект недвижимости [4].

1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ в последующих редакциях. (последняя ред. от 22.06.2017 N 16-П)) [Электронный ресурс] / Программа информационной поддержки Российской науки и образования Консультант Плюс: Высшая школа; Windows 98/ME/NT4/2000/XP (дата обращения 11.09.18).

2. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс] / Программа информационной поддержки Российской науки и образования Консультант Плюс: Высшая школа; Windows 98/МЕ^Т4/2000/ХР(дата обращения 09.09.18).

98/ME/NT4/2000/XP (дата обращения 10.09.18).

5. Грабовой П.Г. Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса и эксплуатации недвижимости: учебник. Часть 1, 2. Москва.: Проспект, 2012. 103 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ РАБОЧИХ ОРГАНОВ ГАЗОТЕРМИЧЕСКИМ НАПЫЛЕНИЕМ

Данная статья посвящена проблеме быстрого изнашивания рабочих органов почвообрабатывающих машин вследствии абразивного воздействия почвы. В работе представлены основные негативные последствия износа рабочих органов и использование их в таком состоянии. Так же представлена и описана актуальная и перспективная в техническом плане технология упрочнения, а именно газопламенное напыление.

Абразив, износ, упрочнение, газопламенное напыление, порошок для напыления. ABSTRACT

This article is devoted to the problem of the rapid wear of the working organs of tillers in consequence of the abrasive action of the soil. The paper presents the main negative consequences of wear and tear on the working organs and their use in this state. The actual and technologically promising hardening technology, namely gas-flame spraying, is also presented and described.

Abrasive, wear, hardening, flame spraying, powder for spraying.

Повышение износостойкости рабочих органов почвообрабатывающих орудий -одна из наиболее актуальных задач агропромышленного комплекса. Это обусловлено не только важностью сокращения расхода металла на производство деталей, но и современными требованиями эксплуатации рабочих органов.

Известно [2], что стойкость режущих органов сельскохозяйственных машин, измеряемая наработкой до предельного износа (затупления), очень низкая. Поэтому они либо эксплуатируются с нарушениями агротехнических условий, либо многократно подвергаются ремонту [1].

Большинство деталей и агрегатов почвообрабатывающих машин подвергаются одному из самых интенсивных видов механического изнашивания - абразивному.

Одним из фундаментальных положений теории абразивного изнашивания при взаимодействии твердых частиц и поверхности трения является зависимость интенсивности износа исследуемого материала от отношения твердости этого

Читайте также: